Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Cтраницы истории Православия на Тульской земле (продолжение 2)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ
   НА ТУЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
   (ПРОДОЛЖЕНИЕ 2)

Храм в честь иконы Казанской Божней Матери села Малахове

(Ленинский район)

   "Благочестивые наши предки не могли жить без храма - он был также необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования". Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
   Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие церковь было связано с понятием "Дом Божий". Но прошло время и в советский период изменилось отношение и к религии и к церкви. Сегодня в обществе происходит своеобразная реабилитация религии и религиозного мировоззрения. Люди вновь обращаются к вере, вспоминают историю и доказывают единство русского государства и русской церкви.
  
   История храма в честь иконы Казанской Божией Матери с. Малахово.
   Одной из самых почитаемых икон в России является икона Казанской Божией Матери. Пред ней молятся об избавлении от всяких болезней и недугов, о помощи в тяжелые времена, ею благословляют вступающих в брак, именно ее вешают у детских кроваток.
   Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, спустя четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, который уничтожил часть города и половину Казанского кремля. Именно тогда девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно она была найдена. Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген. Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения Казанской иконы Божией Матери стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. По пути своего следования происходили чудотворения, многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений.
   Икона Казанской Божией Матери - с момента её обретения и на протяжении всей истории России являлась заступницей за нашу страну в тяжелейшие для неё годы. Именно этот образ Богородицы вдохновлял русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской битвы, царь Петр I молился о даровании победы русскому войску. В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой Божией Матери молился великий полководец Михаил Кутузов.
   История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. В честь этого образа в разных уголках нашего государства стали строиться храмы и соборы. Богата православными святынями в честь этой чудотворной иконы и наша Тульская земля. К сожалению не все из них сохранились до наших дней, но из памяти людской они не стёрты. Именно одной из таких православных святынь, храму в честь иконы Казанской Божией Матери села Малахово бывшего Тульского уезда, посвящено моё исследование.
  

Церковный приход с. Малахово.

   Село Малахово расположено "в 20 верстах от Тулы и 9 верстах от станции Сызрано-Вяземской железной дороги". Когда именно в Малахово возник приход и от чего получил своё название неизвестно. Но можем предположить, что оно "образовано от фамилии владельца землёй с нерусскими корнями, чаще тюрского происхождения такими как, Камынино, Каргашено, Айдарово, в том числе и Малахово". Во второй половине XVI века фамилия Малахов, образованная от канонического мужского личного имени Малахия, Малафей, Малах, была очень распространена в Туле и Кашире. Поэтому правомерно считать, что своё название село получило "не от чего", а "от кого", то есть от первопоселенцев или владельцев земли.
   Приход был основной единицей епархиального деления России. В уездах село являлось центром прихода, в состав которого входило еще несколько более мелких населенных пунктов. В Тульском уезде село Малахово, которое сначала относилось к Ревякинской, а затем к Севрюковской волости было центром прихода, в его состав входили следующие населенные пункты: "деревня Курлутовка в 0,5 версте от храма, сельцо Занино в 3 верстах и деревня Раздоры в 3,5 верстах". Следующим уровнем административного церковного управления был благочиннический округ. Казанская церковь села Малахово относилась к 3-ему благочинническому округу Тульского уезда.
   Вплоть до Октября 1917г. церковно-приходское деление было основополагающим для сельской жизни. Образно можно сказать, что вся жизнь крестьянина проходила возле ограды сельской церкви. Она была регистратором всего течения семейной жизни крестьянина: рождение, брак, смерть. В приходской церкви велись метрические книги и исповедные росписи, таким образом, системно документировались персональные сведения о населении. По данным Клировой ведомости от 1917 г. в приходе Казанской церкви села Малахово с 1708 года велись такие метрические книги и исповедные росписи, и хранились они в волости.
   О численности населения села Малахово известно из "Ведомости состояния имущества церквей ведомства благочинного Тульской округи священника Казанской церкви с. Малахова Андрея Иванова 1801 г.", что приход состоял из 63 дворов, в которых проживало: мужчин - 342, женщин - 341. К концу XIX века в приходе с. Малахово уже насчитывалось 107 дворов, в которых проживало мужчин - 344, женщин - 342, а вместе со священно-церковными дворами насчитывалось 110, в которых число душ составляло: мужчин - 350, женщин - 384, о чем свидетельствует "Ведомость о церкви Пресвятая Богородица Казанская Тульского уезда с. Малахово 1870 г". По сравнению с соседними сёлами такими как с. Богучарово, в котором насчитывалось 45 дворов и с. Слободка - 25 дворов, с. Малахово было крупнее и по количеству дворов и по числу проживающих в них душ.
   Сведений о самом селе Малахово сохранилось немного, эта местность была неплодородная, глинистая, небогатая проточной водой, всего 4 пруда и несколько колодцев.
   По данным Подворной переписи Тульского уезда 1911 года Малахово было достаточно богатым и крепким селом.
   Крестьянские хозяйства в основном имели по 1, реже 2 рабочие лошади. Жители занимались разведением коров, лошадей, овец и свиней. Сохранились сведения об имении госпожи Гавриш, которое славилось разводом чистокровных свиней породы Принц Альберт.
   Также в Малахво было несколько хозяйств, занимающихся пчеловодством, одно из них принадлежало помещику Н.Н. Николаеву.
   Самыми распространенными профессиями на селе были: слесарь, пильщик, сапожник, шапошник, чернорабочий и стрелочник.
   Практически каждое хозяйство занималось каким-либо промыслом чаще в своем селении, редко в уезде и лишь в единичных случаях в Москве и других городах.
   Статистико-экономическое исследование, проведенное В.М. Борисовым в 1881г. указывает, что дома жителей в селе Малахово, как и во всей Севрюковской волости, в основном были деревянные.
   По данным Клировой ведомости от 1870 г. известно, что с 1861 года в селе действовало приходское училище, в котором обучалось 30 мальчиков. А в 1870 году в Малахово открывается Земское Начальное училище, в котором на 1917 г. обучалось не только 26 мальчиков, но и 15 девочек.Учителями в нём были Рожкова Анфиса Ивановна (1880г.), Попова Варвара Флегонтовна (1900-1915гг.), а также некоторые священники храма. На начало XX века в селе насчитывалось 203 грамотных жителя, в основном мужчин, что составляло одну треть от всего населения прихода.
   Таким образом, приход с. Малахово Тульского уезда в к. XVIII - началу XX вв. имел территориальный и социально-экономический рост, об этом свидетельствуют изложенные факты.
  

Деревянная церковь в честь иконы Казанской Божией Матери с. Малахово.

   Первый приходской храм в честь иконы Казанской Божией Матери в с. Малахово построен в 1772 году на средства прихожанина, помещика капитана Алексея Дорофеевича Ивашкина, а в 1822 году, этот храм возобновлен "с разрешения Преосвященного Дамаскина, прихожанином и помещиком Алексеем Алексеевичем сыном Ивашкина".
   "Располагается церковь от Консистории в 20 верстах, а от благочинного в 9 верстах. Ближайшие церкви: Слободка, во имя Великомученника Георгия Победоносца в 3-х верстах; в с. Хомяково во имя Преподобного Александра Свирского в 4-х верстах. Приписных к сей церкви нет. А переведена в неё ещё в 1813 г. Никольская церковь из села Занина, на что есть грамота". Из исторических источников известно, что здание храма было деревянное, в нём же располагалась и звонница. Крыша храма была покрыта железом и выкрашена. Храм имел один престол во имя иконы Казанской Божией Матери. По данным Клировой ведомости за 1870 г. церковной утвари, то есть принадлежностей для богослужении в храме было достаточно.
   Приход был собственником земли, о чем свидетельствует Клировая ведомость за 1870 г.: "...земли при сей церкви по имеющемуся на нее плану, составленному в 1777 году 18 июля - усадебной не значится, а пашенной и сенокосной и неудобной всей числится 37 десятин и 1072 квадратные сажени, которая дана от прихожан, и именуется писцовую. Из всего количества земли 3,5 десятины вырезаны под Московскую каменною дорогу, называемою Губернское шоссе, за которую выдано от Гражданского Правительства 120 руб. серебром и по распоряжению Консистории и приказа Тульского общества". Зданий, принадлежащих церкви, кроме деревянной ветхой караулки - никаких нет. Имеется Опись церковного имущества, которая составлена в 1851 году и скреплена членом Консистории Петропавловским Протоиереем Иоанном Смирновым.
   Для служения в храме по штату положено священник, дьяк и пономарь. Из сведений, имеющихся в Тульском Синодике, известно, что одними из первых служителей церкви были: дьячок Василий Васильев (ранее 1782 г.), дьякон Васильев Егор (1782 г.), церковник Сергеев Агап (1782 г.), иерей Андрей Иванов (1782 г.)
   По данным Клировой ведомости за 1870 г. известно, что по новому проекту о системе сельских причтов эта церковь причислена к 7 классу и назначено в ней только священник и дьяк. Однако при детальном анализе Тульского Синодика и той же Клировой ведомости за 1870 год, видим расхождение, в том, что должность пономаря известна в этом храме ранее 1782 года, им был Васильев Тимофей, а так же позднее от декабря 1865 года, тогда пономарём к сей церкви, преосвященным Никандром, был посвящен Павел Ефимович Драчевопономарский, о котором не упоминается в Тульском Синодике.
   Также в Тульском Синодике содержатся сведения о таких священнослужителях как: Перцев Петр Николаев, священник (1826-1833гг.), Протасов Симеон Петров, пономарь (до 1830г.). А из Клировой ведомости 1870 г. известно еще и о священнике Гавриле Сахарове и дьяке - Алексее Васильевиче Богородицерождественнском, который посвящен к сей церкви Дамаскиным от 11 июля 1822 года.
   Дома у священнослужителей собственные, деревянные, стоящие на помещичьей земле. За время существования деревянного храма в с. Малахово "на содержание священно- церковно- служителей постоянного оклада никакого не получается. Содержание им было посредственное".
   Деревянная церковь в с. Малахово просуществует до середины 1860-х годов, так как по данным Клировой ведомости 1870 г. 20 июля 1865 г. на том же месте был заложен каменный храм в честь иконы Божей Матери Казанской.
  

Каменная церковь Казанской Божией Матери с. Малахово.

   Известно, что большинство дворян второй половины XIX века, проводило лето в своих загородных помещичьих усадьбах. Семейство генерал-майора Николая Ивановича Николаева, мелкого тульского дворянина, нажившего хорошее состояние на откупных операциях после отмены крепостного права, не было исключением, летнее время они проводили в своей усадьбе в селе Малахово Тульского уезда. Именно по инициативе Николая Ивановича и его жены Надежды Николаевны, урожденной Лопухиновой, а также при участии церковного старосты штабс- капитана A.M. Овсянникова было начато строительство каменного храма Казанской иконы Божией Матери в 1865 году. Строительство завершилось в 1870 году, и тогда же церковь была освящена высокопреосвященным архиепископом Никандром. Из Клировой ведомости 1917 г. известен почтовый адрес церкви: Сызрань-Вяземская железная дорога "Разъезд" N 10 "Малахово".
   Внешний вид церкви изменился, теперь она стала "кирпичная, пятиглавая, крыша с железом и колокольней, отапливается, ограждена деревянной оградой, отдельной колокольни при ней нет". Как и в деревянной, престол в ней был один во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы. На месте старого деревянного храма построена небольшая, глухая, кирпичная часовня, с крышей крытой железом, на каменном фундаменте, примыкающая к каменному храму. Имелась церковная библиотека, в которой находились книги для чтения в 33 томах.
   В новом храме изменился штат священнослужителей, он состоял из священника и псаломщика, которым теперь стало положено денежное жалование "...400 рублей: из них 300 р. священнику, а 100 р. псаломщику". В 1911 году на средства церкви для священника был приобретен деревянный дом, крытый железом на каменном фундаменте, который составил собственность церкви. Псаломщику служебный дом был не положен.
   Из Клировой ведомости 1917 г. и Тульского Синодика известно, что с момента постройки каменного храма, священнослужителями были:
  -- священники: Глаголев Иван Георгиев (1887 г.), Русаков Ардалион (Ардамон) Филаретович (1911-1916 гг.), которые также являлись учителями земского начального училища; Залозный Василий Афанасьев (1915 г.);
  -- псаломщики: Морозов Власий Борисов (1915 г), Гастев Михаил Николаевич (с 1915 г), Глаголев Виталий Александров (1916 г).
   Дела прихода помогали вести церковные старосты: крестьянин Иван Егорович Поддъелков (1886-1916 гг.), Илюхин Александр Иванов (1915 г.).
   Они были наделены особыми полномочиями: хранили церковные деньги и печать церкви.
   Изменилось экономическое состояние прихода, он получал ежегодный доход, который в среднем составлял 72 рубля, и имел "книжку тульской сберегательной кассы на имя Казанской церкви с. Малахово".
   Приходу принадлежала земля, находящаяся недалеко от церкви. Всего имелось 37 десятин. Она делилась на сенокосную, пахотную, луговую, которые находились в бесспорном ведение прихода, на них имелись межевая книга и план, составленный в 1777 г. и хранились они в волости в церковном архиве. Церкви принадлежала и усадебная земля, но на неё "...плана нет, приход пользуется ею издавна для сего данной и во владельческом плане господ Николаевых особа означенный". Домовых кладбищ и молитвенных домов, а также приписанных церквей и часовен храм не имел.
   Малаховский приход в епархии занимал значительное место, об этом свидетельствует тот факт, что храм был освящен высокопреосвященным архиепископом, неоднократно им посещался и последний такой визит был в 1910 г.
   После 1917г. история храма обрывается. Сведений о его закрытии и разрушении не сохранилось ни в исторической литературе, ни в документах Государственного Архива Тульской области. Согласно декрету СНК РСФСР от 23 января 1918г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" все церкви были лишены прав юридического лица. Случаев отклонения населения к проведению этого декрета в Тульском уезде не наблюдалось. К 1923г. в Тульском уезде действующих было 78 православных храмов, а к "1945 году ни одного не осталось, все были закрыты". Часть из них занята под складские помещения, клубы, библиотеки, а другие вообще разрушены.
   Из рассказов местных жителей, которые утверждают, что храм был разрушен до Великой Отечественной войны, а также из работы с архивными фондами, в которых отсутствуют сведения о решениях и постановлениях исполнительной власти в Тульской области с 1928 г. по 1937 г., можно, установить, приблизительную дату разрушения храма - это конец 20-х - начало 30-х гг. XX века.
  

Целебный источник с. Малахово.

   В честь иконы Казанской Божией Матери не только строили храмы и соборы, но и называли святые источники, наполненные целебной водой, возвращающей людям здоровье, красоту и радость.
   Сведений о святом источнике в селе Малахово сохранилось очень мало. Об этом источнике было известно ещё с конца XVIII века - начала XIX века из работы тульского краеведа Ивана Афремова (1794-1864 гг.) "Историческое обозрение Тульской губернии". В ней он называется "Малаховский колодезь" (колодезь - узкая и глубокая, защищенная от обвалов яма для добывания воды из водоносных слоев земли, такая вода считалась богодарованной) и, по словам автора, он был самым знаменитым в Тульской губернии: "Из таковых колодезей первое место занимает Малаховский (при селе Малахове, в 20 верстах от Тулы, близ московского шоссе и станции Севрюковой), куда летом собирается множество женщин с ревностью употреблять кристальные воды прославленного колодезя".
   Известный тульский автор Пётр Панкратьевич Сумароков посвятил Малаховскому источнику одну из своих повестей, однако его работу найти не удалось.
   По рассказам местных жителей, когда они на Крещение собираются у этого колодца, он бурлит, и струи воды в высоту достигают более метра. Я решил посетить это святое и удивительное место. В один из ноябрьских дней вместе с родителями я отправился на Малаховский святой источник в честь иконы Казанской Божией Матери. Дорога достаточно дальняя, но проложенная через лес тропа говорит о том, что люди довольно часто посещают источник.
   На источнике расположены образы икон Казанской Божией Матери. Белые кружева на иконах и засохшие цветы в вазочках говорят о том, что за этим местом ухаживают. Вода в каменном колодце, несмотря на белый песок на дне, кристально чистая.
   Купание в святых источниках на протяжении веков было одним из любимых обычаев русского народа. Однако окунуться в источнике я не решился. Перекрестившись и омыв лицо чистой ледяной водой, набрав её в ёмкость, я, как и многие приходящие сюда, покинул источник с верой в лучшее.
   Благушин Антон, учащийся 9 класса МОБУ "Богучаровская СОШ им. А.С. Хомякова", Ленинский район.
   Консультант: Мосина Дарья Михайловна, учитель истории и обществознания.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"