Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Православный Новомосковск 7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Издается по благословению Высокопреосвященнейшего

Митрополита Тульского и Ефремовского Алексия

Православный

НОВОМОСКОВСК

2015 г. N1 (17)

В номере:

  
  
      -- К 20-летию Свято-Успенского мужского монастыря
      -- Страницы истории Православия на Тульской земле. "Чудотворные иконы Белевского края"
      -- Православные страницы для родителей и детей "Свеченька"
      -- У нас в гостях. Тульский миссионерский центр.
      -- Православная проза
      -- Подвиг юродства Христа ради
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic

К 20-летию Свято-Успенского мужского монастыря

Воскресная школа

   Сейчас при каждом храме работают воскресные школы. Учиться в ней может любой мальчик или девочка. Чтобы поступить в воскресную школу Свято - Успенского мужского монастыря родителям нужно записать своего ребенка в список, который находится в иконной лавке монастыря, указав возраст ребенка.

0x01 graphic

   Потом директор воскресной школы по списку в зависимости от возраста распределяет ребят по группам. Самая младшая группа шестилетки - нулевая.
   Основным предметом в воскресной школе является "Закон Божий".

0x01 graphic
0x01 graphic

   Кроме того, ребята изучают Священное Писание, узнают об истории Церкви, знакомятся с основами христианской нравственности, с христианской этикой, изучают церковно - славянский язык. На уроках пения ребята разучивают песни о Боге, о Богородице, о Церкви, о любви ко всему живому.
   На уроках рисования ребята в своих рисунках учатся отражать акварелью гармонию Божиего мира.

0x01 graphic

  
   В воскресной школе кроме предметов есть кружки - это хор и кружок художественного чтения.
   Хор поёт на Рождество и на Пасху молитвы в храме на Богослужениях. Хоровой кружок принимает участие в конкурсах, выступали в детской больнице, в профилактории.
   Ребята из хора каждую субботу ходят на помазание. Недавно хор совершил паломническую поездку в храм Христа Спасителя в Москве. Особенно памятны для ребят праздники, которые проводятся в воскресной школе. Это Рождество Христово и Пасха. С благословения отца Лавра идёт подготовка к праздникам.
   Дети приходят на репетиции, готовят костюмы, украшают класс, который превращается в уютный зал. Разыгрываются сценки, связанные с Рождеством Христа. Девочки и мальчики наряжаются в соответствующие одежды - Девы Марии, волхвов, пастухов. Рождественский праздник плавно переходит в Новогодний с настоящей красавицей ёлочкой и вкусными подарками, который вручает батюшка Лавр.
   На пасхальные праздники ребят радует красавица берёзка. Праздник удается на славу - с куличами, цветами, крашенными разноцветными яичками. Ребята славят Христа, его Воскресение! Душу переполняют добрые чувства.
   За пять лет обучения ребята обогащаются духовно, учатся относиться бережно и понимать тех, кто рядом с тобой, думается, что заповеди Господа станут для ребят законом их жизни. После окончания воскресной школы многие ребята переходят в православное молодежное движение "Георгиевцы".

Надежда Лысенко

  

Хор матушки Есфирь

   А знаете ли Вы, что в Свято - Успенском мужском монастыре есть хор, которым руководит матушка Есфирь. Все в хоре православные, посещают богослужения. Хор в основном поёт на праздники и выходные дни. Денег они за это не получают, поют во Славу Божию. Вы всегда можете услышать хор матушки Есфирь в Успенском Соборе, Свято - Успенского мужского монастыря на утренней Божественной литургии и на вечерней службе.

0x01 graphic

Матушка Есфирь с участниками хора в Свято - Успенском мужском монастыре у колодца со Святой водой

  

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ТУЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БЕЛЁВСКОГО КРАЯ

   Невозможно перечислить все чудотворные иконы. Только в России им посвящено множество монастырей, соборов и церквей. Были такие иконы и на Белёвской земле.
   В данной работе отражены только те факты чудотворных святынь, которые документально зафиксированы.
   Христианство крайне тяжело прививалось в земле вятичей. Здесь процесс приобщения язычников к Христовой вере проходил наиболее трудно, порой драматично, и занял не одно столетие. Первые христианские миссионеры противопоставляли язычеству не только красивую проповедь учения Христа; происходило повсеместное обретение чудотворных святынь, которые постепенно рассеивали язычество, вытесняли его культы и утверждали эти святыни в качестве святых покровителей той или иной местности.
   Одна из главнейших русских святынь - икона Николая Чудотворца Гостунского, именуемая по месту обретения в с. Гостунь (современное село Николо-Гастунь), известна своими многочисленными чудесами. Храмы в честь Николая Гостунского есть в городах: Ростове Великом, Муроме, Великом Устюге, Волоколамске.
   Не ранее 1425 года белёвские князья попали в опалу к московскому князю Василию II и он лишил их вотчины - г. Белёва. Белёвские князья получили Волок Ламский: "Свел было их князь великий Василий с вотчины их с Белёва... И дал им Волок, и жили на Волоке долго..." (1). Именно с этого времени появляется в Волоколамске церковь Николая Гостунского.
   Белёвские князья взяли с собой в ссылку главную святыню (или её список) Белёвского княжества - икону Николая Гостунского из села Гостуни, надеясь на её заступничество. И оно оправдалось. Василий Тёмный сменил гнев на милость и вернул им отчину, но не ранее 1438 года. Мы не знаем что заставило великого князя сменить гнев на милость, несомненно одно - молитвы князей Белёвских, обращённые к своему святому заступнику, оказались не напрасными (2).
   Другое чудо, произошедшее от этой иконы, связано с событиями 1437 года. Осенью этого года Улу-Мухаммед, потерпевший в орде сокрушительное поражение, вынужден был искать прибежища в русских пределах: "...прибежал изгнанный из той же восточной страны царь Большой Золотой Орды, по имени Улу-Ахмет, с небольшой дружиной своей, и с царицами, и с детьми... И послал свое моление со смирением к великому князю Василию Васильевичу Московскому..., чтобы позволил тот ему беспрепятственно отдохнуть недолгое время... Великий же князь с честью принял беглеца, и почтил его дарами и дружбу большую с ним завел... И дали друг другу царь и великий князь клятву, что не будут ничем обижать друг друга... И дал князь царю для кочевья Белёвские места (3). Поселился ордынский царь на высоком берегу рек Оки и Белевы, напротив города Белёва. С наступлением зимы построил он крепость из хвороста, засыпал её снегом и облил водой и "хоте тут зимовати".
   Вскоре отношения хана с Василием II изменились. Русским князьям не нравилось такое соседство, хан стал собирать разрозненное своё войско. Ближайшие советники московского князя подстрекали его, требуя добить хана в его берлоге.
   В итоге Василий Васильевич склонился на сторону подстрекателей: "вняв горькому совету их...", послал на царя ордынского войско в 40 тысяч человек. У хана было уже около 3 тысяч войска, да и бежать ему было некуда.
   Когда угроза нападения русской рати стала неизбежной, расстался царь с надеждой просить у смертного человека милости, и молясь, обратил глаза свои к небу. И когда случилось ему остановиться на пути в селе Гостунь, пришел он к русской церкви. И упал он на землю перед дверями храма, у порога, не смея войти внутрь, стеная и обливаясь слезами, и говоря так: "О русский Бог! Слышал я о тебе, что милостив ты и праведен и не на лица человеческие смотришь, но отыскиваешь правду в сердцах. Увидь ныне скорбь мою, и помоги, и будь нам справедливым судьёй, сверши правосудие между мной и великим князем, и укажи вину каждого из нас. Ведь намерен он безвинно убить меня, видя как сильно притесняем я ныне многими напастями и бедами, и погибаю. Нарушил он обещание наше и преступил клятву, которую дали мы друг другу... И не знаю я ничего, в чем бы помешал ему или обманул" (4). При заключении мирного договора между ханом и великим князем в поруки был ими избран Николай Мирликийский. Это сказание - единственное свидетельство, которое вместе с Казанским летописцем говорит о священном договоре Улу-Мухаммеда с Василием II о ненападении друг на друга. Оно было "изображено на доске" и хранилось в селе Гостуни в Николо-Гостунском соборе (5). Таким образом, Василий Васильевич нарушил священную клятву, поэтому все промосковские летописи об этом договоре умалчивают.
   Утром 4 декабря, построившись русские войска подошли к Ледяной крепости. Татары вышли против них "и бысть бой силен. И помозе Бог христианом, побиша татар много, зятя царева убиша и князей много и татар". Татарам удалось отбить первую атаку и затвориться в своей крепости.
   Лёгкая победа воодушевила московское войско, дальше предстояло штурмовать Ледяную крепость. На следующее утро послал хан к князьям русским своего зятя и двух князей и сказали татары им: "Ханово слово даю вам, даю вам сына своего Мамутка и князей своих даю в заклад тому, если даст мне Бог буду на ханстве, и доколе буду жив, дотоле мне земли Русской остерегаться а выходы мне не посылать, ни иное что; только прошу дать мне место до весны пребывать здесь и пропитаться". Но воеводы русские отвергли просьбу хана. Победа была близка, однако итог сражения был совершенно не таким, на который рассчитывали московские князья (6).
   Тем утром "мгла бысть великая", и татары незаметно вышли из своей крепости, обошли русское войско, и неожиданно оказались с запада от него. Русские дозоры либо проспали, либо не укараулили татар. Улу-Мухаммед с 3 тысячами татар, из которых только тысяча была вооружена, обрушился на русское войско, сметая и рассеивая безоружных русских дружинников (7).
   "И многое множество побито было русских воинов, так что один агарянин десять и более русских одолел, согласно сказанному: "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, что с ними будет! Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы бог тех не предал и Господь не отдал их!" И так с ними произошло: ибо эти в смирении мира просили, а те возгордились и погибли. Тогда убили князей множество и бояр, "а татарове все целы" остались (8). Русские летописцы с трудом находят объяснение случившемуся.
   После "Белёвского боя" Улу-Мухаммед откочевал на среднюю Волгу, где основал Казанское Ханство, а на Руси это событие вошло в историю как "Белёвщина".
   1503 год стал знаковым для иконы Николая Гостунского. В этом году икона была торжественно перенесена крестным ходом в Москву: "...принести велел отец его князь великий Иван Васильевич от Николы Гостунскаго лета 7011, августа. А пришедшаго за иконою священника Иякова велел учинити протопопом Никольским, и собор, священник и диакон собрати...".
   В 1506 году, взойдя на престол, великий князь Василий III повелел заложить в Московском кремле кирпичную церковь Николая Гостунского и, как сообщает Софийская первая летопись, "совершиша тоя церковь кирпичную в девять недель 7015 года, октомврия в 1-й день; и украсив ю камением драгим, от нея же много исцеления тогда быша, и бывают и доныне с верою приходящим".
   Одно из таких чудес произошло в 1553 году и описано в летописи так: "...в то время Никола Гостунский чудотворец в храме своем, у своего образа исцелил сына боярского, расслабленного руками и ногами, туляка, Григория Сухотина, на молебне во един час стал здрав, яко же ничем вредим".
   На протяжении XVI - XVII веков икона Николая Гостунского являлась главнейшей общерусской святыней. Как правило, переносимые из покорённых княжеств в Москву иконы помещались в иконостас Успенского собора, который постепенно становился своеобразным пантеоном Северо-Восточной Руси. Однако для иконы Николая Гостунского было сделано исключение, что подчёркивало её особое место среди главных русских святынь. Сейчас икона Николая Гостунского находится в запасниках музея Московского кремля.
   Другая чудотворная икона Николая Чудотворца находилась в г. Белёве в Николо-Часовенском храме на Берестовой (Карла Маркса) улице.
   В давние времена, как гласит предание, на месте, где стоит Николо-Часовенский храм в Белёве, явилась на берёзе чудотворная икона святителя Николая. Несколько раз её снимали с дерева и уносили в храм, но она вновь чудесным образом оказывалась на прежнем месте. Тогда на этом месте построили деревянную церковь, где стала пребывать эта икона, явленная на бересте - берёзе. Икона эта чтилась в Белёве особенною верой и благоговением. 6 июня 1847 года она была похищена ночью из часовни. Через несколько часов после похищения приплыла по Оке к берегу, где находился Спасо-Преображенский монастырь. Икона была без оклада и драгоценностей. Братия монастыря приняла икону, и несколько дней она находилась в монастыре. А 8 августа 23-летний похититель сам явился в полицию, изнурённый душевной борьбой. Ранее он уже имел опыт ограбления сельской церкви. Драгоценности с украденных икон он тогда продал. Сняв дорогой оклад с иконы святителя, пустил её в реку Вырку, которая впадает в Оку. Но краденые драгоценности продать не мог, их никто не покупал. Более того с момента похищения иконы он ни днём ни ночью не имел покоя - перед ним являлось видение святителя, грозно укорявшее его в святотатстве. Для успокоения вор то уходил в запой, то ходил в часовню, ставил рублёвые свечи перед оскорблённой иконой и молился, но видение святителя продолжало его преследовать. Это и заставило его явиться в полицию. После Октябрьского переворота 1917 года икона эта оказалась утеряна, и списка её не сохранилось.
   Особым почитанием пользовались храмовые чудотворные иконы Василия, пресвитера Анкирского и святителя Николая, находившиеся до 1927 года в церкви Николая Чудотворца на посаде. Икона Василия Анкирского была не большого размера. В серебряно-позлащёном окладе чеканной работы, писана в XV веке. Находилась она в древнейшей церкви г. Белёва, стоявшей на месте языческого святилища, на высоком обрывистом берегу реки Оки, над святым Глазным источником. В Смутное время церковь была перенесена в старый острог. Принадлежала икона Белёвскому князю Василию Васильевичу. В народе она была известна под именем не Василия пресвитера, а Василия Прозрителя. Издавна через неё подавалась помощь больным глазами, с верою приходящим к св. Василию пресвитеру пред этою иконою. На иконе висело много серебряных привесок с изображением глаз в благодарность за полученное исцеление. В настоящее время много людей потерявших зрение приходят на святой источник Василия Прозренного и от воды получают исцеление. Были случаи, когда вновь обретали зрение те люди, у которых по заключению врачей оно вернуться просто не могло, даже операция на глазах была бессмысленна. Все они мысленно представляли Василия Прозрителя (каждый по своему) и молились ему.
   Икона святителя Николая была резною, с изображением святителя в полный рост, под особым балдахином в серебряно-позлащёном окладе чеканной работы. Точно такая же икона приплыла в 1415 году из Белёва в Мценск. Судьба этих икон, пропавших в первые годы большевистского режима, остаётся неизвестна.
   На Хлебной площади (площадь Октября) г. Белёва до 1919 года находилась Боголюбская часовня, принадлежавшая женскому Крестовоздвиженскому монастырю. В этой часовне находилась чудотворная икона Боголюбской Божией Матери, большого размера и древнего письма. Эта икона помогала горожанам во время эпидемий холеры, и особенно начала чествоваться белёвскими жителями со времени первой холеры (к сожалению не указано это время). Судьба этой иконы также неизвестна.
   Матушка Амвросия (Ключарёва А. Н.) жила в Белёвском Крестовоздвиженском монастыре. Раз к ней пришла одна женщина, принесла икону Казанской Божией Матери и просила взять её в заклад, а ей дать 10 рублей, так как она умирает с голоду. Матушка Амвросия дала её деньги и взяла икону, за которой больше никто и не явился. Так икона осталась у матушки. Однажды приходит другая женщина и просит показать ей, какие иконы есть у них в кельях, рассказав при этом, что у неё сильно болит рука и на днях она видела сон, будто молится перед иконой Казанской Божией Матери и слышит голос: "Возьми масла из лампады от этой иконы, которая находится в Крестовоздвиженском монастыре. Мажь больную руку и получишь исцеление". Так она увидела икону, которую видела во сне и получила от неё исцеление. Когда матушка Амвросия переехала в Шамордино, то привезла эту икону с собой, которая много чудес в Шамординском монастыре сотворила. Однажды в монастыре загорелась гостиница. Пламя увеличивалось, ветер дул прямо на монастырь, а воду надо было брать из-под крутой горы. Игуменья София приказала немедленно вынести Казанскую икону Божией Матери, а сама стала молиться. Лишь только чудотворная икона была вынесена, пламя повернуло на лес и монастырь был спасён. Вскоре в обители загорелся детский приют, Дело было зимой, и дети уже спали. Их выносили раздетых на мороз. Оптинский скитоначальник, отец Анатолий, как духовник, находившийся в это время в обители, взяв в руки икону Казанской Божией Матери, пошёл к месту пожара. Ветер дул на монастырь, и загорелись соседние здания. Как только отец Анатолий стал с иконой против ветра, то все с изумлением увидели, что мгновенно пламя потянуло в другую сторону. Здание приюта сгорело как свеча. В монастыре всё осталось невредимо. Так Царица Небесная вторично спасла обитель от пожара. Именем белёвской чудотворной иконы Казанской Божией Матери назван монастырь и собор в селе Шамордино Козельского района Калужской области.
   В 1707 году благословением Иллариона, митрополита Сарского и Подонского, Жабынская пустынь была восстановлена и благодаря стараниям деятельного игумена Тихона её благосостояние было поставлено на сравнительно высокую степень. Пользуясь покровительством Иллариона, игумен Тихон перенёс в обитель из села Озёрска Перемышльского уезда Калужской губернии чудотворный образ Знамения Божией Матери, чтобы обитель "могла иметь содержание от подаяний, усердствующих к этой святыне богомольцев". Благодаря вкладчикам, приходящим к иконе, игумен Тихон за 15 лет (с 1707 по 1722 год) возродил обитель. К концу его управления в монастыре было три храма: соборный во имя Введения Пресвятой Богородицы и Никольский храм на кладезе - деревянные, третий каменный, доведён до сводов.
   В доме священника Воскресенской церкви г. Белёва М. Ф. Бурцева находилась икона Преподобного Макария Жабынского, белёвского чудотворца. Она дважды спасала жизнь сыну Михаила Фёдоровича - Михаилу. Этот факт отражён в завещании М. Ф. Бурцева: "...и Преподобного Макария Жабынского, белёвского чудотворца, завещаю, а сыну моему Михаилу (от которой он дважды получил исцеление ещё во младенчестве своём).
   В Воскресенской церкви г. Белёва находилась древняя святыня - икона Пресвятой Богородицы "Живоносный источник". Эта икона была перенесена в середине XVII века в Воскресенскую церковь из упразднённой за ветхостью и более старой церкви - Параскевы Пятницы, к которой вплотную была поставлена обетная Воскресенская церковь. Икона пользовалась особым почитанием у жителей города, она избавила М. Ф. Бурцева от смертельного недуга. Этот факт отражён в завещании Михаила Фёдоровича: "Наперсный золотой крест с драгоценными украшениями, поднесенный мне духовенством и старостами церквей г. Белёва 6 июня 1900 г., жертвую в Воскресенскую церковь, с тем, чтобы повешен он был на икону Пресвятыя Богородицы "Живоносный Источник", под день сего праздника 1892 года избавившей меня от смерти во время всеношного бдения, но укреплён на иконе так, чтобы, когда снимается с иконы стекло, не мог быть украден святотатцами". Прослужив в этой церкви, на тот момент 28 лет, М. Ф. Бурцев прекрасно знал, в случае опасности от какой иконы получит спасение. Судьба этой иконы также неизвестна.
   Почитатели святого Иоанна Кукши в Белёве задумали сделать икону в память об этом святом, что и было исполнено в 1892 году. Отец Игнатий, как настоятель Спасо-Преображенского монастыря, содействовал поставлению этой иконы в этом монастыре.
   Икона святого Кукши была освящена 22 июля 1892 года и сразу же совершила чудо. На следующий день состоялся крестный ход вокруг города по случаю ожидания смертоносной болезни "холеры", приближавшейся к пределам Белёва, "...и была несена вокруг города (со стороны полуденныя) в этом крестном ходе. Господь услышал молитвы жителей града нашего, и смертоносная язва не коснулась его". Естественно, что такое чудо было приписано жителями Белёва прямому заступничеству Иоанна Кукши, и вполне закономерно, что почитание его в Белёвском крае только усилилось. В 1894 году отец Игнатий в своей очередной проповеди в день памяти св. Кукши отметил: "По милости Божией уже в третий раз совершаем мы это празднество и с радостию можем поведать, что усердныя молитвы ко святому Кукше в некоторых случаях сопровождались исполнением просимого, а это несомненно свидетельствует о благовременности и благотворности возникшаго, во всяком случае не без воли Божией, движения в умах и сердцах потомков Вятичей".
  
  
   К примеру, в Мценске икона св. Кукши появилась только в конце февраля 1895 года, она была доставлена из Киево-Печерской лавры.

Шарнин Максим, учащийся 9 касса,

Шарнина Екатерина, учащаяся 11 класса

МОУ СОШ N3. г. Белев.

Руководитель: Барбашов Евгентий Ростиславович.

ПРАВОСЛАВНЫЕ СТРАНИЦЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ "СВЕЧЕНЬКА"

   Благовещение Пресвятой Богородицы
   0x01 graphic
   7 апреля - Православная Церковь празднует один из великих дней из жизни Пресвятой Богородицы - Благовещение.
  
   Однажды Господь послал к Марии Архангела Гавриила. Божий вестник сказал Марии: "Не бойся, ибо Ты обрела, благодать у Бога; Ты родишь Сына, и на­речешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего..." (Еван­гелие от Луки, глава 1, стихи 26-33).
   О чем поведал Ангел Деве Марии? Ангел принес Деве Марии радостную весть о том, что именно Она станет Мате­рью Спасителя Мира -- Сына Божьего. С этого времени Мария стала ожидать рождения Сына.
   Благую, добрую весть принес Ангел, поэтому этот праздник называется Благовещение.
   Наши прабабушки и прадедушки очень любили старинный обычай - на праздник Благовещения выпускать на волю птичку, в память той радости, которую принесла всему миру весть о скором рождении Спасителя. Они специально ездили на птичий базар, где в клетках у торговцев сидело множество простых серых птичек. Там покупали птичку "на выпуск" и в день праздника с радостью и весельем отпускали ее на свободу.
  
  
  
  
  

Нестор - летописец

  
   0x08 graphic
Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутар­ха, и Тацита, и Флавия, и Н.М. Карамзина. Но для нас, для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Ле­тописец. Он -- отец русской истории. Он по праву причис­лен к лику святых, в земле Рос­сийской просиявших.
   От Сотворения миpa
   Если бы пророк Моисей, на­ученный Богом, не оставил из­вестий о начале и строении мира, о прародителях челове­чества, то всё было бы предано забвению. Слава Богу, он вло­жил в людей потребность пом­нить. И очевидцев событий, любителей древности вдохно­вил перелагать время в слово, записанное или переданное из уст в уста.
   По образцу известных уже тогда позднеантичных и ран­нехристианских хроник рус­скую историю летописец Не­стор начал от Адама и Всемирного потопа.
  
   Келья, вместившая мир
   Годы жизни летописца выпа­ли на самое начало второго ты­сячелетия -- XI столетие. Для него совсем недавно, в 988 го­ду, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё жи­вы были свидетели этого чуда. Но уже сотрясали Русь междо­усобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Влади­мира не смогли или не захоте­ли быть едиными.
   Из кельи Печерского мона­стыря взирал на Mиp монах Не­стор. Мала его келья, но вме­стила весь Mиp, всю Русь Святую.
   Кто был преподобный Не­стор? По одним известиям, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Киево-Печерскому в 17 лет. Есть и такое мнение, что Нестор -- это мит­рополит Иларион, автор "Слова о Законе и Благодати", ушед­ший в конце жизни для трудов летописания в монастырь.
   В то время, по словам препо­добного Нестора, "чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие -- только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покор­ность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой- либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Та­кова была любовь взаимная, при строгом воздержании".
   Здесь настолько всё понятно, что разъяснения требует, быть может, только словосочетание "делили епитимью": Наказание прегрешившего брали на себя также и его товарищи. Напри­мер, делили число ежедневных земных поклонов.
   Дивно ли, что, вырастая в атмосфере молитвы, любви, согласия и воздержания, мо­нахи были украшением Руси? Монастыри назывались тогда рассадниками просвещения. Очень хорошее слово -- "рас­садники". То были парники -- место, где выращивается рас­сада будущих растений, цве­тов. Там начинается жизнь нужная и полезная.
  
   Труды и дни
   Что может быть интересного в жизни монаха? Он не ходит в военные походы, не путеше­ствует, не охотится на диких зверей, один его день похож на другой. Он не различает вре­мён года, события жизни за мо­настырской стеной его не каса­ются. Что же он делает? Он спа­сает свою душу. Но главное -- он молится за ближних своих, за Отечество. Страшно пред­ставить, что будет, если молит­ва монахов прекратится. Все беды налетали на Россию тогда, когда шли нападки на Право­славную веру.
   И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послу­шание отличалось: он по благо­словению настоятеля писал ис­торию Руси.
   Всюду летописец называет себя "грешным", "окаянным", "недостойным рабом Божиим". В этих оценках себя нет рисовки: человек, достигший высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегреше­ния. Чтобы представить духов­ный уровень святых, попробу­ем вникнуть в изречение: "Святые принимали за грех тень мысли о грехе". Заметим: не сам грех и даже не мысль о нём, но именно тень мысли о грехе.
   Первым по времени было со­чинение Нестора "Житие свя­тых князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Да­вида". В нём высокая молитвенность соединена с точностью описания, нравоучительность заключена в самом повествова­нии. Нестор говорит о сотворе­нии человека, падении его и восстании его по милости Божией.
   Тяжко печалится он о том, что вера христианская медлен­но распространяется на Руси. Пишет: "Между тем как повсю­ду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слы­шала ни от кого слова о Госпо­де нашем Иисусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия".
   Второй труд его -- "Житие преподобного Феодосия Печерского". Нестор совсем мо­лодым послушником видел свя­того Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обре­тении мощей преподобного и вот составил его жизнеописа­ние. Оно написано просто и вдохновенно. "Цель моя, -- пишет Нестор, -- чтобы буду­щие после нас черноризцы, чи­тая житие святого и увидев доб­лести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, осо­бенно тем, что в стране Рус­ской явился такой муж и угод­ник Божий".
   Нестрова "Повесть времен­ных лет" дошла до нас в соста­ве более поздних сводов: Лаврентьевской летописи (1377 г.), Первой Новгородской летопи­си (XIV в.) и Ипатьевской лето­писи (XV в.). Предполагается, что Нестор использовал мате­риал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093-- 1095). В тексте очевидны пере­клички с византийской хрони­кой Георгия Амартолы.
   Достоверность и полнота пи­саний преподобного Нестора такова, что доселе к ним прибе­гают историки как к проверен­ному источнику сведений о Древней Руси.
   Главное дело жизни
   "Повесть временных лет" -- великое создание отца русской истории. Не временных, а вре­менных лет -- охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жиз­ни, целую эпоху. Полностью она называется так "Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Кие­ве нача первее княжити, и отку­да Руская земля стала есть".
   Мы не Иваны, не помнящие родства. "Повесть" Нестора, как и книги историков Карамзина, Иловайского, Татищева, Со­ловьёва, должна быть нашим настольным чтением.
   Нестор видит русскую исто­рию в контексте мировой. Не­сомненно, что он детально знал Священное Писание, гре­ческий и латинский языки, философию и литературу античности, византийские сбор­ники хроник и сказаний, мо­настырские записи, исторические сборники, был знаком с воспоминаниями торговцев, воинов и путешественников. Всё это он осмысливал с един­ственной целью показать историю Руси как неотъемле­мую часть мирового историче­ского процесса.
   Свод игумена Лаврентия, как считают литературоведы, со­держит наименее искажённый список "Повести" Нестора. Эта редакция заканчивается описа­нием чудесного события 11 февраля 1110 года, когда над Печерским монастырём возвы­сился огромный огненный столп.
   История осмысливается Не­стором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показыва­ет великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Влади­мир -- главный герой "Пове­сти" Нестора. Летописец срав­нивает его с Иоанном Крести­телем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с лю­бовью.
   Но летопись Нестора нельзя назвать только историей Руси, её Крещения, церковной или гражданской хроникой. Это история русского народа, раз­мышление об истоках русского сознания, русского восприятия Mиpa. Это было не простое пе­речисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в Mиpe нового молодого народа -- русского. Откуда мы? Чем пре­красны? Чем отличаемся мы от других народов? -- вот вопро­сы, которые стояли перед Не­стором.
   Завещание
   Преподобный Нестор пере­жил пожар и разорение Киево- Печерской Лавры в 1196 году.
   Последние его труды прониза­ны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христи­анской.
   Александр Сергеевич Пуш­кин, создавая своего летописца Пимена в драме "Борис Году­нов" (1824-1825, опубл. в 1831), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже ес­ли она кому и не нравится, ни­чуть "не украшает пишущего".
   Летописец завещал печер­ским инокам продолжать дело всей своей жизни.
   Его преемники в летописа­нии: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевско­го монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврен­тий -- автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года.
   Надо вспомнить и епископа Владимирского Симона, опи­сателя, как говорили раньше, Киево-Печерского патерика -- книги о монахах Киево-Печерской Лавры.
   Все они ссылаются на пре­подобного Нестора: для них он высочайший учитель -- и как писатель, и как молит­венник. Мощи преподобного Нестора пребывают нетлен­ными в Ближних пещерах Лавры.
   Владимир Николаевич КРУПИН
   Три кита семейного счастья

Знал бы, где падать, -- соломки бы подстелил.

Русская пословица

   Профилактика болезней -- залог здоровой жизни. Это знают все. Но, к сожалению, люди порой очень беспечно относятся как к своему физическому здоровью, так и к духовному здо­ровью своей семьи. Постоянно откладывают визит к врачу и идут на прием к доктору только тогда, когда терпеть боль больше нет сил. До это­го, видимо, полагают, что болезнь пройдет сама собой. Так и в семейной жизни: люди начинают задумываться о том, что их брак нуждается в ле­чении, когда семья находится уже на грани раз­вода. Идут к священнику, психологу за советом, когда уже бывает сложно помочь. Многолетние обиды, упреки, неприязнь накапливаются как снежный ком, и супруги уже сами слабо верят в то, что можно вернуть те отношения, которые были в начале брака. Хотя я твердо уверен, что когда люди искренне хотят помочь себе и своей семье, улучшить отношения, то безнадежных ситуаций нет. Даже если пока только одна сто­рона ищет мира и любви, есть все шансы улуч­шить ситуацию. Лишь бы супруги сами хотели этого. Спасение утопающих, как говорится, дело рук самих утопающих.
   Но гораздо легче оздоровить семью, спра­виться с проблемами, когда они только появи­лись, не запускать ситуацию, не доводить ее до предела. Для этого и существует профилактика. Поэтому поговорим о том, как супругам строить свои взаимоотношения, чтобы предупреждать конфликтные ситуации. Для этого мужу и жене нужно:
   -- стремиться изначально построить пра­вильные отношения в семье;
  -- прийти к единству во взглядах на самые главные вопросы семейной жизни; и самое важ­ное -- к единому взгляду на цели и задачи их брака. Ведь задача супружеского союза -- стать единым целым--"И будут два одна плоть" (Быт. 2: 24), единой душой и телом. Это и называется единодушием. Как сказано в Деяниях святых апостолов: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа..." (Деян. 4: 32);
  -- супруги должны знать и изучать свои осо­бенности, свои "проблемные места". У каждого человека и в каждом супружеском союзе они есть. Так, человек, хорошо изучивший свой орга­низм, знает, какой именно орган у него слабый, и потому бережно относится к нему. Если больное горло -- не ест мороженого, не пьет холодных напитков; если имеет заболевание желудка -- не ест острую и тяжелую пищу и т. д.
   Когда супруги долго живут вместе, они обыч­но хорошо знают слабости, "больные мозоли" друг друга, темы, которых нужно избегать в раз­говоре. Зная все это, можно научиться предупре­ждать конфликты, столкновения, ссоры, то есть, по известной пословице, "стелить соломку" в ме­стах возможных падений. Тогда удастся свести конфликты к минимуму, а в идеале и вообще не конфликтовать, не сталкиваться.
   Каждый из нас, я думаю, хотя бы раз в жизни видел семью, где супруги понимают друг друга с полуслова -- им достаточно намека, чтобы по­нять друг друга. Они много лет прожили вместе, изучили особенности каждого, пришли к едино­мыслию. Иногда, высказываясь на какую-нибудь одну тему, они даже говорят одни и те же слова. (Муж и жена, прожившие в многолетнем друж­ном союзе, часто даже внешне становятся похо­жи.) Им незачем конфликтовать, что-то делить, доказывать друг другу; они и так знают, что их половинка думает по тому или другому вопросу. И дело тут не в том, что супруги полностью растворились друг в друге и перестали существовать как отдельные личности. Они просто пришли к желанной гармонии в браке и знают, что по глав­ным вопросам они едины, а во второстепенных можно уступить, руководствуясь любовью.
   Может быть, прозвучит это немного пафосно и нескромно, но я хочу изложить некоторые заповеди семейной жизни, руководствуясь ко­торыми, супруги смогут построить дом своего семейного счастья и избежать многих конфлик­тов и кризисов. То, что я буду излагать, ни в коем случае не является каким-то откровением. Это самые простые истины, правда, уже изряд­но подзабытые в современном мире. По этим правилам люди во все времена строили свою семейную жизнь. Принципы здоровой семей­ной жизни имеют свое основание в Священном Писании, поэтому по ходу повествования я буду делать ссылки на библейские тексты.
   Итак, начнем с самого главного.
   В основе семейной жизни православного христианина должны лежать три слагаемых. Первое и самое главное--любовь. Очень важно правильно понимать это слово, потому что да­леко не все знают, что такое настоящая любовь. Второе -- это правильное понимание целей и задач семейной жизни. И третье -- правильная семейная иерархия. На этих трех, так сказать, "китах" строится семейная жизнь. Я сказал, что так должна созидаться жизнь православных христиан, потому что для нас все то, что сказа­но в Священном Писании и Предании Церкви, является непреложной истиной, но вообще-то все, что изложено в Библии относительно жиз­ни человека вообще и семейной жизни в част­ности, относится в равной степени ко всем лю­дям. Законы человеческого естества заложены от Бога в каждого индивидуума вне зависимо­сти от цвета кожи, эпохи, в которую он живет, или местных обычаев, установленных в данной стране. То, что некоторые люди отошли от Бога и истинного понимания смысла жизни, не от­рицает единства Божественного замысла обо всем человечестве. Священное Писание дано всем народам на все века и времена. Если бы это было не так, тогда существовали бы отдельные Библии для эскимосов, негров, европейцев и других народов.
   Но вернемся к трем "китам". Почему так важно, чтобы в семейной жизни присутство­вали все три этих компонента? Потому что не­правильное понимание или отсутствие одного из них обязательно приведет к проблемам в се­мейной жизни. Допустим, что супруги имеют любовь, им понятны цели и задачи семейной жизни, но у них неправильно выстроена иерар­хия семьи: жена взяла на себя несвойственную ей функцию главы семьи. При такой расстанов­ке сил неизбежны конфликты. Или другой при­мер. Иерархия правильная, но супруги не име­ют истинной любви, неправильно понимают, что такое любовь. Они принимают за любовь эротическое влечение или собственный эгоизм. Пока они только радуют друг друга, им хорошо вместе. Но как только начнутся испытания, та­кой союз долго не протянет. Возможен и третий вариант. Муж и жена действительно имеют лю­бовь. С иерархией тоже порядок: муж -- глава се­мьи, жена -- помощница мужа. Но все равно им будет трудно, если они не пришли к согласию по главному вопросу: как строить свою семейную жизнь. У каждого из них свои представления и понятия о том, какой должна быть семья, или же они вообще не задумывались о том, что же они хотят от брака и друг от друга.
   Так что только все вместе три этих главных слагаемых дают возможность прийти к единству в браке и построить крепкую и дружную семью, где люди собрались во имя общей цели - любви и единства.
  
  
  

У НАС В ГОСТЯХ

Тульский миссионерский центр

   По субботам в Тульском областном миссионерском центре Русской Православной церкви проходят бесплатные киносеансы.
   Желающие могут познакомиться с документальными фильмами о жизни церкви. Среди посетителей р. Б. Николай, Татьяна, Сергей. Вот их рассказы о себе.
  
   Раб Божий Николай. Мое становление на пути плохого походило на обучение в школе и институте, а может быть, даже и академии. Богатство само шло мне в руки, и как раджа из мультфильма "Золотая антилопа" я считал, что его не может быть много. Это позволило мне погрузиться в неописуемые бездны греха, и я радовался этому. Но со временем богатство превратилось в черепки, но все равно оно и его сила преследовали меня во снах. Тогда я пошел в храм Сергия Радонежского. Идя по храму, догоняю отца Алексия и попутно начинаю рассказывать ему обо всем. Сначала показалось, что он не слушал меня, а потом спросил:
   - Вы крещены?
   - Да - ответил я.
   - Тогда Вам надо исповедоваться и Причаститься - предложил он. Рассказал как готовиться к принятию таинств, принял мою первую исповедь. Теперь надо было переучиваться для новой жизни. Тяжело это дается из-за сомнений, необходимости поменять окружающую обстановку и людей, найти новое место работы с достойной оплатой. Но я успел уже прочитать Пятикнижие -- многое непонятно по причине нехватки светского образования -- вот и пришел за разъяснениями - но уже чувствую как внутри меня происходит борьба светлого и темного. Кроме этого пытаюсь проповедовать Православие и вижу самую различную реакцию.
   - Куда ты, внук цыганского барона, лезешь?! Из своего табора пришел учить нас хорошему? - возмущаются одни
   Ведь их интересы сводятся не только к ежедневной банальной пьянке, но и присматриванию - как живут другие, не только для того чтобы украсть. Молюсь на днях, а тут заглядывает сосед, желающий опохмелиться. Ну, налил я ему после молитвы, а он пошел на холм, где собираются остальные, принялся рассказывать об этом, меня на смех поднял. Другие просто намереваются побить меня, но я ухожу от таких ситуаций. Но, став на путь веры, считаю, что обратного пути для меня нет.
  
   Раба Божья Татьяна приезжает сюда из Дубны. Она прошла обычным путем атеизма, потом попала в секту, откуда ее забрали сотрудники центра, и вот она входит здесь в круг обычных богослужений. Пока тяжело дается молитва, есть и другие трудности, но она с Божьей помощью, преодолевает их.
  
   Раб Божий Сергей с детства знал из сказок, что Добро непременно должно побеждать Зло, так зародилось в нем обостренное чувство повышенной справедливости. Вот он и направился было в политику, где добиться всего проще. Такой путь казался проще, но посмотрев как делается политика, он ушел из "соколов Жириновского", сменил еще несколько партий, пока не встретил друга детства. Тот после службы в армии начал употреблять наркотики, и теперь искал выход из создавшегося положения. Друзья пришли по полученному адресу, где собирались молодые люди, наделенные различными талантами -- кто-то прекрасно рисовал, другой играл на музыкальных инструментах, третий писал стихи. А потом оказалось, что парни попали в секту. По иному представлял ее себе Сергей -- с сектантами связывались песни и игра на барабанах на площадях, как это делают кришнаиты. Потом они попали в молодежное движение при храме Сергия Радонежского, потом Сергей прожил год в монастыре, расположенном в Щегловской засеке, где окормлялся у игумена Клавдиана. Здесь он понял ошибочность прежних разговоров о том, что христианство является пережитком прошлого, в который верят лишь старики. Теперь Сергей видит, как вокруг церкви объединяются люди, и это происходит в наиболее тяжелые периоды истории.
   Кроме киносеансов в миссионерском центре люди собираются в дискуссионный клуб, где вырабатываются мнения и взгляды на те или иные проблемы общества. Действует воскресная школа для детей, тут же они устраивают театрализованные представления, на стенах появляются лучшие рисунки. Есть библиотека духовной литературы. Окормляется центром и больница. Но, кроме этого идет непрерывная борьба с появляющимися сектантами. Для этого иногда приходится выезжать в районные центры. Трудно бывает но дело делается. Для желающих открыты курсы, на которых идут занятия по Патрологии и Священному Писанию, истории церкви и Литургике. Староста одной из групп прошла большой путь, прежде чем попала сюда. От атеизма она перешла к йоге чтобы поправить пошатнувшееся здоровье, но вскоре поняла, что под кажущиеся невинными упражнениями подведена чуждая душе философия. Сюда она пришла из секты, а теперь посильно помогает в храме консультируя мирян. В конце годичных занятий группы едут в паломнические поездки. Так они побывали на Куликовом поле, в Оптиной Пустыни, планируется поездка в Жабынь.
   Кроме этого представители миссионерского центра побывали в одной из средних школ Узловского района, что в поселке Каменецкий с лекцией о сектантстве, создается институт уездных миссионеров, для которого предусмотрен целые курс лекций, планируется клуб православных любителей искусства.
   Контактный телефон: 8 (915) 783 66 81 Р. Романов
  

В Рильском массиве

   В те времена когда поездки за рубеж были затруднительны и нечасты мой отец был командирован в Болгарию. Конечно все технические детали своей непродолжительной поездки от изложил в служебном отчете, а делясь впечатлениями от поездки с нами, заметил.
   -- В свободное время я зашел в один из монастырей, замеченных мной в Рильском лесном массиве. Конечно он впечатляет строгостью и благоговейностью не меньше наших, но я заметил и отличительные детали. Так, например, вокруг икон располагаются поручни, занимающие периметр побольше, чем у нас, и на них развешена мужская, женская и детская одежда. Вдоль стен расставлены столы, на которых прихожане раскладывают принесенные из дома кушанья. Я поинтересовался у работника - с чем же это связано? Тот объяснил, что одежду и еду могут взять здесь любые люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Кроме помощи такого рода церковь работает с ними в плане житейского благоустройства. Приносящие все это прихожане помогают таким образом ближнему. Все построено здесь только на совести, Церковь выступает лишь посредником в делах благотворительности.

Р.Романов.

  

Православная проза

(рассказы)

Господь - упование мое

   Балаково. Надежда на Саратовской гидроэлектростанции в командировке. Очень захотела своими глазами увидеть ГЭС, какая она? Надежда видела ее только в учебнике географии. На ГЭС приехали две Лиды, одна Лида темная, голос у нее низкий, почти мужской, на лицо некрасивая, но очень хорошо чувствует и понимает душу Надежды. И Надежде с ней тоже легко. Лида светлая - невысокая, полненькая, любит поболтать. Благодаря ей. все оказались в гостинице, и живут теперь все трое в одном номере. Везде ходят вместе, на работу, в столовую, в пельменную, которая недалеко от гостиницы. В гостиницу поселились операторы - документалисты, снимать гидроэлектростанцию. Все мужчины - операторы - высокие, плотные, плечистые, один из них, Игорь, еще молодой, высокий, худощавый, с приятной внешностью. На этот раз девочки разошлись в разные стороны. Две Лиды пошли с мужчинами - документалистами, а Надежда осталась с Игорем.
   Надежда и Игорь идут берегом. Кругом темно. На сердце у Надежды тревожно. "Игорь, пойдемте на свет!" - просит она.
   "Сейчас, пройдем еще раз!" Проходит еще раз по берегу "Игорь, пойдемте!"
   "Сейчас!"
   Снова идут. Останавливаются. "Я сейчас приду!" - говорит Игорь. Игорь спускается с берега вниз и исчезает. Надежда одна, ей тревожно. Ей приходит в голову мысль посмотреть, что делает Игорь. Она подходит к самому краю берега и заглядывает вниз и в ужасе отшатывается назад. Игорь внизу, в темноте к нему подходят двое. Невидимая сила гонит Надежду от берега на свет. Она бежит задыхаясь от быстрого бега и от страха. Но вот и свет. Она стоит рядом с гостиницей. Она облегченно вздыхает и вдруг ее охватывает снова тревога. Она смотрит туда, откуда она только что бежала. Из под берега появились Игорь и еще двое. Они видят ее. Надежда видит, как Игорь показывает на нее рукой: " Вот она!" Снова ее охватывает ужас и страх. Она открывает дверь и заходит в гостиницу. Вахтер женщина лет сорока. "Там трое, они идут за мной!" - говорит Надежда. - "Я боюсь!"
   "Какой у вас номер?" - спрашивает вахтер. Надежда говорит. Вахтер подает ей ключ: "Идите в свой номер!"
   "А Вы как?"- спрашивает Надежда.
   "Не волнуйтесь, я их задержу!"
   Появляются Игорь и с ним двое. Вахтер преграждает им дорогу: "Молодые люди сюда нельзя!". Она поворачивается в сторону Надежды и приказывает: "Девушка идите в свой номер!"
   Надежда бежит по ступенькам вверх, торопливо вставляет ключ в замочную скважину двери, заходит, успевает вытащить ключ и закрыть дверь и слышит торопливый топот ног.
   "Молодые люди, вернитесь!" - слышится голос вахтера. Надежда замирает и прислушивается, а мысленно зовет: "Господи, помоги!"
   Торопливый топот ног замирает около дверей номера, где находится Надежда. "Не видел!" - слышит она голос Игоря. Подходят двое. "Не видел, в какой номер зашла!" - говорит Игорь. "Да давай все ломать, их тут немного!"- предлагает один.
   "Да нет, не видел" - снова говорит Игорь. Он стоит около дверей номера Надежды. Прислушивается. Надежда удерживает дыхание, а мысленно просит "Господи, помоги!"
   "Нет, не здесь!" - говорит Игорь.
   "Или здесь!" - Игорь подходит к дверям другого номера, - нет, не видел - говорит он.
   И вдруг сразу слышатся несколько мужских голосов и голос вахтера: "Вот эти молодые люди!"
   Какое-то время идет борьба, видимо все трое сопротивляются. И также неожиданно наступает тишина. Надежда понимает, что она спасена. От какой смертельной опасности спас ее Господь. И губы шепчут: "Господь - упование мое!
  

ОТЕЦ

   Лена радовалась новой квартире, как ребёнок и не сразу заметила взволнованное лицо мамы и услышала её голос: "Лена, отец пришёл, хочет, чтобы ты к нему сходила!" Отец Лены давно не жил с ними, он ушёл, когда Лена была ещё совсем маленькой. Идти ей не хотелось, но чтобы не огорчать маму, Лена молча стала одеваться.
   Дорогой отец молчал. Лена сбоку поглядывала на него: высокий, широкоплечий, с тёмными волосами. Не зная почему, Лена потихоньку вздохнула. Один раз отец прервал молчание, когда они переходили канаву: "Лена, осторожно, здесь яма, не упади!"
   Они подошли к большому белому дому. Лена поднялась на крыльцо, следом за ней поднялся отец, широко распахнул дверь. Первое, что увидела Лена в глубине просторной комнаты русскую печь и маленькую женщину около неё. С непонятным волнением " Лена ждала появления жены отца, она представлялась ей такой же красивой, как её мама и высокой как отец. Маленькая женщина подошла к ним. Впалые голубые глаза на некрасивом, усталом лице, какой-то застиранный халатик. "Это Лена!" - сказал отец, и тут же спросил: "А где Славка?". "На улице бегает!" - спокойно ответила женщина. И тут Лена всё поняла. Удивление, досада, разочарование отразились на её лице, и отец поспешил провести её в комнату, где стоял телевизор, отец включил его и сел на диван, на котором сидела Лена. Лена смотрела на экран, но не понимала, происходящих событий, её смущал внимательный взгляд отца, который она чувствовала на своём лице. Наконец их позвали столу. На длинном обеденном столе в большой железной миске дымилась варёная картошка, вокруг неё, в тарелках были разложены солёные огурцы, красные помидоры. Отец взял пустую тарелку, подцепил вилкой две крупные картофелины, положил туда огурец, помидор и поставил тарелку перед Леной. Лена чувствовала себя за столом очень неловко и ела нехотя. За столом все молчали. Один раз отец спросил, обращаясь к жене: "Правда, она на меня похожа?" При этих словах та вспыхнула и ничего не сказала. Они вышли на крыльцо, когда вечерняя прохлада коснулась деревьев.
   Отец пошёл Лену провожать. Он всё также молчал. Когда они подошли к дому Лены, он передал ей поллитровую банку с вареньем из чёрной смородины и свёрток с печеньем. - "Приходи ещё!" Лена кивнула, а ноги несли её уже на второй этаж, где её ждала мама. К отцу Лена больше не ходила, но через год они неожиданно встретились в школе. Закончились уроки, довольная и весёлая Лена спускалась вниз по лестнице, когда внезапно вдруг замерла на месте. Отец поднимался ей навстречу. Вот он поднял голову и увидел её. В его глазах промелькнули радость и удивление. Отец ласково поздоровался с ней. Лена смущённо ответила. Помолчали. Лена увидела на его висках седину. - "Что же ты не приходишь?" - "А мы тебя ждали!" - Лена молчала. Отец спохватился: "Меня завуч вызвал, Славка что-то набедокурил!" И уходя, попросил: "Приходи на май!" Лена пообещала, но скоро забыла о своём обещании.
   Она заканчивала десятый класс. Всё больше времени Лена проводила за чтением книг. Ей хотелось определиться со своей будущей профессией. Как-то ей попалась книга "Христианская жизнь по добротолюбию". Она прочитала её за несколько часов не отрываясь, и вдруг посмотрела на всё вокруг какими-то другими глазами. Она вспомнила отца, свои обещания и ей стало совестно. Ей вспомнились слова из книги о совести: "Когда Бог сотворил человека, то он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое".
   С этого времени Лена находила духовную литературу и всё свободное время проводила за чтением духовных книг. Она чувствовала в себе происходящие перемены, изменилось её отношение к окружающим, и окружающие стали относиться к ней по другому. Часто Лена замечала на своём лице удивлённый и радостный взгляд мамы. А у Лены появилось желание после школы поступать в Богословский институт и это желание с каждым днём всё более укреплялось. Как-то она проснулась с тревожным чувством, ночью ей снился отец, выглядел он больным и бледным. Еле дождавшись утра, Лена сказала маме, что поедет к отцу. Ей долго пришлось ждать на остановке автобус. Когда он, наконец подошел, Лена не стала проходить в салон, а осталась стоять на площадке, предварительно прокомпосировав билет. Она отвернулась к окну и смотрела, как быстро мелькали за окном дома, люди. На остановках входили и выходили пассажиры. Наконец начались проезды. - "Второй проезд!" - объявил в микрофон водитель. Двери распахнулись, и Лена вышла из автобуса. Обдав её облаком пыли, автобус удалился. Лена перешла дорогу и пошла по улице, отыскивая номер дома отца.
   Дом отца выделялся среди других домов, он был высокий и белый. Лена открыла калитку, прошла во двор, приблизилась к окну и постучала по стеклу пальцем. В окне мелькнула чья - то тень, потом распахнулась дверь и на крыльце появилась взлохмаченная женщина. Не сразу Лена узнала в ней жену отца. - "Вам кого?" - хрипловато спросила женщина. "Я - Лена, мне отца, я его дочь!" - сбивчиво заговорила Лена. Женщина внимательно смотрела на неё, как бы вспоминая что-то, потом сказала: "Неделю как похоронили, жаловался он всё в последнее время на сердце!" Это известие потрясло и ошеломило Лену, и она стояла не в силах вымолвить ни слова. Наконец она очнулась и медленно пошла к калитке. У калитки она оглянулась. Женщина стояла на крыльце и смотрела ей вслед.
   На следующий день, встав пораньше Лена поехала на кладбище. Она долго ходила среди могил, отыскивая могилу отца, пока не нашла её. Земля на могиле была ещё свежая, и новенький деревянный крест возвышался над ней. Лена положила цветы на могилу и постояла в раздумье, испытывая чувство запоздалого раскаяния. Вдруг она услышала за спиной громкое рыдание. Лена повернулась и увидела молодого мужчину, который на коленях ползал по могиле и повторял сквозь рыдания: "Мамочка, где ты! Мамочка, где ты!" Позади него стояла молодая женщина. Несколько секунд Лена смотрела на эту картину, потом повернулась к могиле отца, и вдруг слёзы хлынули из её глаз. Лена опустилась на корточки перед могилой отца и зашептала: "Папа, прости меня, папа, прости, прости меня!" Год спустя, став студенткой Богословского института, Лена встретила там брата Славу. Слава сдавал экзамены в институт. Он очень был похож на отца.

Надежда Лысенко

  
  
  

Душеполезная беседа

Грех

   0x08 graphic
У всякого, кто смотрит на Церковь со стороны, создаётся впечатление, что Церковь неотступно озабочена вопросом греха. Не есть ли в этом что-то болез­ненное -- всё время говорить о грехе?
   Мы должны прежде всего твёрдо сказать: грех -- сущест­венная истина нашей веры, и по этой причине понятие греха невозможно отменить. И если это слово становится для нас непонятным, никакое другое не может его заменить. Посмотрите на слова Евхари­стического канона, произноси­мые священником над хлебом и вином: "Сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставле­ние грехов" и "Сия есть кровь Моя Новаго Завета, я же за вы и за многия изливаемая во оставление грехов". Это зна­чит, что Христос умер ради оставления наших грехов. В Евангелии от Матфея сказа­но, что имя Иисус дано Госпо­ду ради служения, которое определяет всю Его жизнь: Его имя будет Иисус, ибо "Он спа­сет людей Своих от грехов их" (Мф. 1, 21). Христос пришёл к нам и умер за нас, чтобы из­бавить от наших грехов. В кон­це Символа веры мы также тор­жественно исповедуем, что ве­руем "во едино крещение во оставление грехов". Если мы веруем во оставление грехов, значит, веруем, что они суще­ствуют. Но перед лицом этой важнейшей тайны нашей веры мы видим опошление слова "грех" в современном языке, которое есть не что иное, как полное упразднение его глубо­кого смысла. Это слово упо­требляют во всех возможных контекстах, но главным обра­зом -- в отношении седьмой заповеди. "Разве любовь может быть грехом?" -- вот расхожая фраза, которая впечатляет многих, показывая, что любовь и грех часто воспринимаются абсолютно искажённо.
  
   Что такое грех?
   Здесь сразу требуется полная ясность. Мы осознаём тяжесть греха не только нашим разу­мом. Этот вопрос не только учёного богословия. Существу­ет другой способ увидеть, при­знать эту реальность, которая касается не одного нашего ума, а исходит из глубины нашего сердца. Сердцем мы осознаём, что такое грех. Прежде чем вникнуть в глубокий смысл его, посмотрим, как слово "грех" искажается в современном языке.
   Вот рассказ одного молодого человека о своём одноклассни­ке. Он был единственный и весьма избалованный сын у родителей, которые мало об­ращали внимания на его вос­питание. Предоставленный са­мому себе, он с 15--16 лет брал отцовский автомобиль, разуме­ется, без спросу, и гонял на нём по городу как сумасшедший. Он хвастался этим в школе, и однажды кто-то ему сказал: "Ты понимаешь, что ты дела­ешь? Это смертельно опасно для тебя и для других". Через несколько месяцев он врезался на скорости 140 километров в час в дерево. Их было четверо в машине, все моложе восемна­дцати, и все погибли. Грех -- это катастрофа, это смерть, и не только духовная.
   Когда мы говорим о грехах, связанных с различными поли­тическими и экономическими интересами, приводящими к катастрофе, понимаем ли мы, что речь идёт о более глубин­ных явлениях? Грех -- это пре­ступление против разума, про­тив правды, против совести. И грех есть оскорбление Бога, всегда связан с Богом, он все­гда существует в религиозном контексте.
   Но разве можно обидеть Бо­га? Бог бесконечно выше всего, что мы можем сделать, мы не можем нанести Ему вред. Допустим, слово "грех" и не со­всем ложное, но, может быть, всё-таки лучше отказаться от него? Может быть, правильнее говорить об ошибке, о заблуж­дении -- особенно если речь идёт о земных вещах?
   Почему Бог стал человеком? Почему послал Он Сына Свое­го Единородного в наш мip? Мы задаём такой вопрос, пото­му что не можем измерить, до какой степени страшен грех. Попытаемся сделать это на­шим сердцем, нашей верой. Ес­ли сердце наше порой оказы­вается бесчувственным, вспом­ним, что говорит нам наша ве­ра. Веруем, что тяжесть челове­ческого греха стоила жизни Богу. Ради избавления нас от наших грехов Сын Божий при­нял смерть. Тяжесть нашего греха открывается нам только тогда, когда мы осознаём, ка­кую цену должен был запла­тить Бог за наше искупление.
   В каждой Божественной ли­тургии присутствует дело на­шего спасения. Только в ней, только в Таинствах Церкви, только Крестом, смертью и воскресением Христовым от­крывается нам подлинная ре­альность греха.
   Вопрос греха занимает цент­ральное место в христианстве, потому что Христос открыл нам, что такое грех. До прихо­да Христа ещё можно было ошибаться, или, по крайней мере, не знать в полноте всю реальность греха. Только стоя перед Крестом, человек может почувствовать тяжесть своего греха. Мой грех стоил жизни Богу -- грех всех нас, грех Mipa, всю тяжесть греха берёт на Се­бя Агнец Божий.
  
   Любовь Божия и наш грех
   Чтобы попытаться понять, насколько наш грех велик и серьёзен, мы должны прежде всего узнать огромность Боже­ственной исключительной любви в распятом Христе. Только тогда мы можем и должны говорить, что реаль­ность греха открыта Христом. До Него многое было сокрыто. Но когда Христос предал Свой дух на Кресте, когда в день Пасхи Он дунул на апостолов, послал им Духа Святого в Пя­тидесятницу, только после этого все пророчества о грехе открылись. На Тайной Вечере Господь трижды говорит Сво­им ученикам о пришествии Параклита, Духа Святого, Уте­шителя, Которого Он пошлёт "обличить мip о грехе" (Ин. 16, 7). Это значит, только Духом Святым мы можем осознать тяжесть наших грехов. Реаль­ность греха может быть явлена только там, где с избытком даётся благодать и прощение. Не в этом ли сущность Благой Вести, всего Евангелия? Апостол Иоанн Богослов говорит: "Он первый возлюбил нас". Не оттого что мы мудрые, Бог любит нас. Напротив, оттого, что Бог любит нас, мы можем осознать нашу убогость и уви­деть грех, пребывающий в нас.. Только в свете этой Божест­венной любви мы узнаём тя­жесть нашего греха. К несча­стью, надо, чтобы мы были всегда принуждаемы к это­му, -- как ребёнок, который го­тов всегда обвинять других, потому что не способен при­знать свою вину из-за страха быть отвергнутым, наказан­ным. Наверное нет в Еванге­лии слов, которые бы лучше выражали любовь Христову, чем слова Господа женщине, взятой в любодеянии: "Я не осуждаю тебя, иди и боль­ше не греши" (Ин. 8,11). Пора­зительно -- неосуждение Гос­пода ведёт её к осознанию гре­ха! Вот почему благодать все­гда впереди греха.
   Апостол Петр узнал эту бла­годать, когда Господь остано­вил Свой взгляд на нём (Лк 22, 61). Мы не видели этот взгляд Христа, но веруем, что Он все­гда смотрит на нас. В этом взгляде -- только любовь, ко­торая идёт к нам, проникает в нас и всё даёт нам. Вот поче­му Петр плачет горько, когда он встречает взгляд своего Господа, Которого он предал трижды в ночь суда над Ним. Этот взгляд открыл ему всю ог­ромность и весь ужас его гре­ха, но также всю благодать прощения, неотделимую от покаяния.
   Мы можем по-настоящему понять смысл греха только в той мере, в какой понимаем, что такое прощение Христово. Только тот, кто встречает эту любовь, может измерить тя­жесть своего греха, потому что грех -- отказ от этой любви, а не просто нарушение закона.
   Надо, чтобы мы устремля­лись к Христовой любви. Все наши страдания оттого, что мы к ней не устремляемся. "Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих", -- ис­поведуем мы в нашем покаян­ном псалме. Грех восстаёт про­тив любви Бога к нам и отвра­щает от неё наши сердца. Грех есть также "любовь к себе до презрения Бога", говорят свя­тые отцы. Но можно сказать, что всякое зло в мipe -- грех против Бога, потому что в нём презрение порядка Божествен­ного творения. Порядок творе­ния -- выражение воли Божией. Кто презирает дело Божие -- согрешает против воли Его и оскорбляет Бога. Оттого что, согласно Писанию, для Бо­га человек как "зеница ока" (Пс. 16,8), как самое драгоцен­ное творение на земле, всякое унижение его, материальное и нравственное, -- "грех, кото­рый вопиет к небу" (см. Исх. 22, 20-22; Втор. 24, 14-15). Бог защищает людей, потому всякий грех против истинного порядка в человеческих отно­шениях есть также грех против Бога. Грех есть всегда неразу­мие и безумие, оскорбление Бога.
   Существует понятие "смерт­ный грех". Смертный грех уби­вает любовь в человеческом сердце. Он как бы прерывает путь, ведущий нас к Богу. Ко­гда-то, может быть, злоупо­требляли этим понятием. Но сегодня появляется опас­ность не видеть смертного гре­ха ни в чём. Есть тяжкие грехи: убийство, блуд, воровство (гра­бёж), хула против Бога, кощун­ство. Страшно, когда они со­вершаются уже свободно и со­знательно. Возможно ли совер­шить такой грех в полном осознании его тяжести, возможно ли сознательное отвержение любви Божией? Да, возможно. Смертный грех -- предельное проявление человеческой сво­боды во зле, подобно тому, как предельное проявление её в добре -- любовь. Смертный грех может происходить от ожесточения сердца.
   Слово Божие показывает нам неожиданно страшное: худшее может совершаться в ничегонеделании, в небреж­ном делании. Богач, проводя­щий жизнь, в пирах, не видит нищего Лазаря у своих ворот. Ослепление его сердца -- ху­же злых поступков. О Страш­ном Суде Господь говорит: "Болен был, и не посетили Meня, нищ, и не помогли Мне, наг, и не одели Меня -- то, что вы не сделали одному из братьев Моих меньших, вы не сделали Мне". Наши опуще­ния добрых дел могут быть тяжкими грехами. Опасность заключается в том, что мы их не замечаем, -- так ожесточе­но наше сердце. Небрежение, от которого происходят так называемые простительные грехи, может также привести к ожесточению сердца. Бла­женный Августин говорит: "Если ты держишь эти грехи за малозначащие, взвешивая их, -- трепещи, когда ты их считаешь". Потому что из не­приметных пылинок посте­пенно образуется гора пыли, в которой можно задохнуться. Малое проявление нелюбви может казаться безобидным, но множество малых проявле­ний нелюбви заканчивается ожесточением сердца.
   Грех против Духа Святого -- грех грехов. Господь говорит: "Кто согрешит против Духа Святого, тому не простится вовек" (Мк 3, 29). Нет греха, который не мог бы простить нам Бог. Есть только один непрощаемый грех, которым бо­лен сам Диавол, -- отказ от по­каяния. Грех думать, что наши грехи больше милосердия Божия. Здесь Бог как бы бессилен. Тяжкие или лёгкие, как нам ка­жется, наши грехи -- мы долж­ны устремляться к покаянию в бесконечном доверии мило­сердию Божию.
   Что являет нам грех? Преж­де всего, милосердие Христа, по-настоящему открывающе­го нам, как серьёзен грех. Ко­гда мы осознаем это, поймём, что грех не есть нечто баналь­но-обыденное, -- то, к чему привыкают и перестают заме­чать. Завершим эту беседу сло­вами из Первого Послания апостола Иоанна Богослова, который знал, до какой меры любит нас Господь: "Если гово­рим, что не имеем греха, -- обманываем самих себя, и Ис­тины нет в нас. Если испове­дуем грехи наши, то Он, буду­чи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1,8-9). Протоиерей Александр ШАРГУНОВ
  
  
  
  
  

ПОДВИГ ЮРОДСТВА ХРИСТА РАДИ

   За века христианства юро­дивых Христа ради было очень немного. Более все­го на Руси. Почему этому подвигу столь благоприятство­вала Русская земля? Своей какой-то особенной многострадальностью. Не было ей покоя: то литовцы, то тевтонцы, то по­ловцы, то татары, то опрични­ки, то Пётр Великий... Блажен­ными называли у нас юроди­вых. Появились они на Руси в XII веке. В XVI веке на Русской земле было много храмов, в ко­торых почивали святые мощи прославленных Церковью юро­дивых. Новгород славил святых юродивых Николая Кочанова (1392), Феодора (1392), Михаи­ла Клопского (1453) и правед­ного Иакова Боровичского (1540). Устюг -- святых Прокопия (1303) и Иоанна (1494). Ро­стов -- святых Исидора (1474) и Иоанна (1580). Москва -- бла­женных Максима (1434), Васи­лия (1552), Иоанна (1589). Ка­луга -- блаженного Лаврентия (1515). Псков -- святого Нико­лу Саллоса (1576). После смер­ти блаженного Иоанна Москов­ского (1589), современника Бо­риса Годунова, юродивых на Русской земле стало меньше, т. е. не многие из них были официально прославлены Цер­ковью.
   В чём же смысл этого христи­анского подвига? Разве не до­статочно быть монахом, мо­литься и поститься? Это так, ес­ли в монастыре есть опытный духовник. А если его нет? А если какому-то человеку предопре­делено самому быть для других духовным наставником?..
   Все блаженные, не пострига­ясь в иноческий образ, жили как монахи -- т. е. в безбрачии, нестяжании и послушании.
   Земному, тленному свойст­венно стремление к разложе­нию и упрощению. Решающий для человека -- выбор между вечным духовным и времен­ным материальным. Тех, кото­рые вырвались из уз постоян­ной заботы о материальной стороне своей жизни, испол­нив две главные заповеди -- о любви к Богу и ближним, -- называют святыми. Что это та­кое -- святость? Это особое со­стояние души и тела, при кото­ром дух господствует над тленной материей. Святость проявляется в чудотворениях, прозорливости, исцелении бо­лящих. Но главное, что её ха­рактеризует, -- это свойства души, обретшей ещё при зем­ной жизни спасение, пред­стоящей пред Богом, беспристрастной, безгневной, цело­мудренной, бескорыстной, ми­лосердной.
   В Послании апостола Павла к Коринфянам есть такие странные слова: "Если кто из вас думает быть мудрым в ве­ке сем, тот будь безумным, что­бы быть мудрым. Ибо мудрость мipa сего есть безумие пред Бо­гом" (1 Кор. 3, 18-19). Что это, за "мудрость мipa", которая в действительности названа безумием? Да это "наука" о том, как хорошо приспособиться к земной жизни, достичь высо­кого положения в обществе. Её формулы: "Деньги идут к день­гам", "Дружба дружбой, а денеж­ки врозь", "Счастье не в деньгах, а в их количестве", "Денежки счёт любят" и т. д. То бишь вся "житейская мудрость" подразу­мевает собой стяжание всего в изобилии: земель, строений, вещей, рабов, жён, детей.
   И всё это видимое благополу­чие складывается, словно из атомов, из денег. Из-за денег идёт между людьми вражда не на живот, а на смерть. Все мысли человека о сегодняшнем и здешнем.
   Для тех, кто всей душой стре­мится к Богу, "житейская муд­рость" глупа, ничего не стоит. Истинно мудр лишь тот, кто ду­мает о жизни вечной. Но воз­можно ли не заразиться "жи­тейской мудростью" возле "муд­рецов" мipa сего? Потому-то и уходили часто из богатых до­мов, становились юродивыми Христа ради искавшие путь в Царствие Небесное.
   Начальный этап особенно тя­жёл для вступивших на путь юродства. Тут необходимо по­нуждение себя к изменению. Ведь страсти, переданные лю­бому человеку от рождения, опутывают его. Освобождение от них -- процесс, подобный тяжёлой болезни. Всё, что за­ставляет человека жить на пре­деле физических и душевных возможностей, на грани жизни и смерти, вынуждает его упо­вать не на свои личные качест­ва, а на волю Божию. И этим уничтожается самый главный "нервный" узел страстей -- гор­дость житейская. Ежели человек идёт на такие жертвы созна­тельно, просвещённый позна­нием Истины, то такая жизнь заставит его постоянно молить­ся. К тому же жизни бездомной, бесприютной неизбежно сопут­ствует пост. А скудная пища утончает и тело, и душу, прояс­няется сознание. И плотский человек приближается к вечно­сти. Душа его претерпевает не­избежные и неотвратимые из­менения. Он уже понял смысл земного бытия, не пребывает в мipe житейских иллюзий.
   Процесс становления челове­ческой души, выбор ею вектора нравственного движения по вертикали вверх или вниз довольно сложен, и длится он не один год, а десятилетия, по­тому что даже вступление по­движника на путь иночества, тем более юродства ради Хри­ста, -- это трудный подвиг.
   Надо бороться не только с пороками своей души, но и с духами злобы поднебес­ной, которые с особой жесто­костью нападают на юродивых Христа ради. А их главное ору­жие -- смирение и терпение. Молитвой в смирении они укрощали стихийные бедствия, исцеляли, предотвращали втор­жения чужеземных войск.
   У кого-то может возникнуть вопрос: а что, если бы вдруг все люди захотели юродствовать ради Христа? Не вызвало бы это упадок политической мощи и культурного уровня государ­ства? На это вполне резонно от­ветим, что можно, конечно, за­хотеть стать талантливым ху­дожником, выдающимся компо­зитором, гениальным учёным, однако не у всех это получится.
   Бесспорно, юродивые Христа ради -- призванные к этому подвигу люди. За века истории христианства их всего несколь­ко сотен. Мало желающих идти этим неимоверно трудным пу­тём, практически "похоронив" себя для "нормальной" челове­ческой жизни, не имея крыши над головой, ходить босым по нашим снегам в ветхой одежде, на морозе. Почти не спать, не есть. И они были мудрейшими из мудрых мipa сего.
   Не всем дано увидеть за не­взрачной внешностью силу ду­ха святых людей. Но тем не ме­нее многие люди во все века ин­туитивно чувствовали величие юродствующих ради Христа. И помощь от них приходила всегда реальная и ощутимая. И потому прославлял и про­славляет своих угодников наш народ.

Ольга Владимировна МАКСИМОВА

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ

  

Слёзы

   Драгоценны Богу наши слёзы, но не от злости, жадности и прочих страстей, а от сокрушения и плача о грехах. Ангелы такие слёзы собирают. Преподобный Феофил, чудотворец Печерский, когда молился и плакал о своих грехах, имел обыкновение подставлять сосуд под падавшие слёзы. В продолжение многих лет он наполнил ими сосуд доверху, ибо Господь даровал ему великий и непрестанный источник слёз. И когда он получил откровение о своей скорой кончине, то еще умиленнее стал плакать о том, чтобы его горькие слёзы о своих грехах сделались приятными Богу. И вот явился ему Ангел Господень, показал ему еще больший, чем у него, сосуд, наполненный слезами и столько благоуханный, как будто миро в нем было налито, и сказал: "Это - твои же слёзы, которые ты лил от сердца и вытирал рукою, или платком, или одеждою... И ныне я послан поведать тебе радость об отношении твоем к Сказавшему: "блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Мф. 5,4). И оставив сосуд свой, Ангел стал невидимым. На третий день преподобный Феофил, по бывшему ему откровению, преставился в жизнь славную и достоблаженную для вечного лицезрения Трисиятельного Божества. Слезами же святого из двух сосудов омыли преподобное его тело.
   ... Не входя в изложение причин и следствий слёз, указываю, что и эта область телесного существования очень важная и требует от человека всяческого попечения и внимания. Собирать, конечно, их в кувшин не надо, не нашей высоты духовной это дело, но хоронить следы их от людей всячески надобно стараться.

Епископ Варнава (Беляев)

Дорогая копеечка

   Наш великий писатель Федор Михайлович Достоевский всю жизнь очень жалел "маленьких" людей, обитателей нищенских углов Петербурга. Он и писателем-то стал потому, что душу его пронзило сострадание к бедным, обездоленным людям. Достоевский из-за этого сострадания чуть не стал даже революционером, за что был сослан царём в Сибирь, на каторгу. Но и здесь он собирал в свою писательскую "копилку" разные наблюдения, потрясшие его сердце. Вот один из его "сибирских" рассказов.
   Я возвращался с работы один, с конвойным, и навстречу мне прошла мать с дочерью. Дочь была девочка лет девяти. Я уж видел их раз. Мать была солдатка, вдова. Муж ее был под судом и умер в больнице, в арестантской палате. В то время и я там лежал больной. Жена и дочь приходили в больницу прощаться с покойным; обе ужасно плакали.
   Увидя меня, девочка закраснелась и прошептала что-то матери. Мать тотчас же остановилась, отыскала в узелке что-то и дала девочке. Девочка бросилась бежать за мной. Она сунула мне в руку монету и сказала: "На, несчастненький, прими Христа ради копеечку". Я взял копейку, и девочка возвратилась к матери совершенно довольная.
   Эту копеечку я и теперь храню у себя.

"Вера - Эскём", Сыктывкар


  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"