Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Православный Новомосковск номер 1 2022

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   0x01 graphic

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

24 апреля - Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Тропарь, глас 5-й

   Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8-й

   Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу,
   и воскресл еси яко Побеґдитель, Христе Боже, женам мироґносицам вещавый: радуйтеся!
   и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
  
  
   Сегодня великий день, действительно наполняющий радостью нашу жизнь, наши сердца. Пасхальное торжество есть знак Божиего присутґствия среди нас, потому что, когда у человека на сердце светло, когда его посещает светлая радость, ее источником является Сам Бог. Возґблагодарим Господа, что ныне в нашем Отечестве все больше и больше людей чувствуют Божие присутствие в своей жизни. И как переполнеґны храмы Святой Руси в эти предпасхальные и пасхальные дни! Как чувствуется этот праздник на улицах наших современных городов, как чувствуется этот праздник даже среди тех, кто совсем редко посещает Церковь! Потому что радость Пасхальная -- от Бога. Это реальность, долженствующая укрепить и нашу веру, и наше понимание важности всего того, что совершает Господь через Церковь, в том числе через наши немощные силы. Всех вас, мои дорогие, хочу поблагодарить за ваше служение, за вашу веру, за ваши молитвы... Благодарю всю Церґковь Русскую, Исповедницу и Мученицу, Церковь, запечатлевшую кроґвью своих верных чад верность Христу Спасителю, Церковь, которая и ныне со смирением и упованием на волю Божию несет свое служеґние, дабы мир уверовал и через эту веру обрел спасение, почувствовал благодать Божию, касающуюся сердца. Всех вас сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи. Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Из Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

в день праздника Светлого Христова Воскресения,

28 апреля 2019 г., в Храме Христа Спасителя в Москве

"От востока до запада хвально имя Господне"

  
   Всё ли, что предсказано было в Ветхом Завете о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, исполнилось? Давайте по примеру св.Тихона Задонского сопоставим библейский и евангельский тексты.
   В Священном Писании сказано: "Сказал Господь Бог змею: ...вражду положу между тобою и между женою, и между семеґнем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяґту" (Быт.3,14--15). Ещё предскаґзано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: "...се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7,14) -- и было так: "...родившееся в Ней есть от Духа Святого" (Мф.1,20), Мария "родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли" (Лк.2,7). По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус (Лк.2,21).
   Многих смущает, что Христос наґзван Первенцем, -- что же, у Богоґродицы были ещё дети? По смыслу закона Моисеева первенцем назывался кто-либо не потому, что после него были ещё дети, но потому, что раньше его не было деґтей, т.е. это наименование означает "первого, разверзающаго ложесна, между сынами израилевыми", хотя бы после первого не было других детей (Исх.13,15).
   Предсказано было, что от колена Иудова во граде Вифлееме родится Спаситель: "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Изґраиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих.5,2). Так и было: "Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина" (Евр.7,14), "Иисус родился в Вифлееме Иудейском" (Мф.2,1).
   Предсказано было, что Иисус Христос от семени (т.е. племени) Давидова родится: "клялся Господь Давиду в истине: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем" (Пс. 131,11). И было так. От семени Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым: "...за ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!" (Мф.9,27).
   Предречено было, что к рождшемуся Христу придут с дарами на поклон: "...цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему" (Пс.71,10--11). И было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и "пав поклонились Ему; и... принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф.2,11).
   Не умолчано и то в Священном Писании, что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. "Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться... ибо их нет" (Иер.31,15). И сбылось так. После рождения Спасителя Ирод приказал "избить всех младенцев в Вифлееме и во всех преґделах его, от двух лет..". (Мф.2,16). (При этом чуть не убили Иоанна Предтечу, но убили отца его -- первосвященника Захарию, того, кто ввёл во Святая Святых трёхлетнюю Пречистую Деву.)
   Предвозвещено было бегство в Египет и возвращение Христово из Египта: "Из Египта вызвал сына Моего" (Ос. 11,1). И свершилось так: бежали родители -- прав.Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария -- с Божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти оного возвратились оттуда. "По смерти же Ирода... придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется" (Мф.2,19,23).
   Обещал Господь послать Ангела Своего пред лицом Христа: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы жеґлаете" (Мал.3,1). И свершилось так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча (Мф.3,1--13), о котором писано было пророком.
   Предсказано было, что Христос Свою проповедь начнёт в Галилее, ибо возвеличит Господь "приморский путь, за Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий" (Ис.9.1, 2). Так и сталось.
   В Галилее явился свет миру -- Христос людям, сидящим во тьме язычества. В Галилее Господь наш Иисус Христос стал проповедовать и говорить: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесґное" (Мф.4,17).
   Предсказано было, что Христос благую и радостную весть принесёт людям: "Дух Господа Бога на Мне; ибо Господь помазал Меґня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных, проповедывать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедывать лето Господне благоприятное" (Ис.61,1--2). Так и было. Пришёл Господь на землю и возвестил величайшую, радостнейшую весть о любви Божией к человеку: "Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3,16). Что может быть радостнее такого благовестия: "...Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее" (Лк.19,10)?
   Предвозвещено было, что Господь наш Иисус Христос сотворит многие чудеса: "Откроются очи слепых и уши глухих услышат" (Ис.35,5) И исполнилось сие. Множество чудес совершил Хрґстос: по слову Его рождённые слепыми прозревали, глухие получали слух, немые - способность говорить, хромые - хождение, прокаженные - очищение, расслабленные - исцеление, мертвые - воскресение. Все это описано во Святом Евангелии.
   Предсказано было, что будет Спаситель невинен, праведен перед Богом и людьми: "Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (Ис.53,9); "Он, Праведник, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт" (Ис.53,11). Так и произошло: "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных" (1Пет.3,18).
   Предсказано было, как тих, кроток, благоприступен и смирен будет Христос: "Не возопиет и не возвысит голоса Своего... Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине" (Ис.42,2--3). Так и было. Святое Евангелие показывает пресвятой и Божественный нрав Спасителя, которому подражать Господь и нас призывает: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11,29).
   Что ещё знаем мы о характере Господа нашего Иисуса Христа, чему следует подражать? Спаситель -- точный исполнитель Своего дела служения: "Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему" (Лк.2,49); "Отче! Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить" (Ин.17,4); уединённо молящийся: "...отпустив народ, Иисус взошел на гору помолиться наедине, и вечером оставался там один" (Мф. 14,23); щедродательный: "Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их, и пятью хлебами насытил пять тысяч" (Мф.14,14--21); любящий: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13,34); "И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Ефес.5.2); "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё" (Еф.5,25); "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев" (1Ин.3,16); щедродательный: "Во всём показал Я вам, что так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать" (Деян.20,35); любящий Своих родителей: "Отец Твой и Я с великою скорбию искали Тебя. И Он пошёл с ними и был в повиновении у них" (Лк.2,48--51); милосердный: "Женщина! где твои обвинители? Никто не осудил тебя?.. .и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Ин.8,10--11); переносящий зло, не воздавая тем же: "Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил не принявших нас, как и Илия сделал? Но Он запретил им и сказал: Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать" (Лк.9,54--56); прощающий: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лк.23,34); кроткий, смиренный: "Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим" (Мф.11,29); "Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф.20,27--28); покорный Богу: "Был послушен даже до смерти, и смерти крестной" (Фил.2,8).
   И ещё о предсказаниях. Объявлено в Священном Писании, что все народы обратятся к истинному Богу: "Обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся Ему все племена язычников" (Пс.21,28). Исполнилось то: обратились уже ко Господу многие народы -- почитают истинного и живого Бога Отца и Сына и Святого Духа. "От востока до запада хвально имя Господне" (Пс.112,3).

Подготовила Ирина РУБЦОВА

газета "Православный Санкт-Петербург" N12 (240), 2011

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Празднование в честь иконы Божией Матери

"Неупиваемая чаша"

5 мая ст.ст. / 18 мая

   Серпухов. Высоцкий монастырь. В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери "Неупиваемая Чаша" день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. На протяжении многих лет образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша", находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом как чудотворный. В конце XX века Высоцкий монастырь стал местом возрождения почитания дотоле почти забытого образа Богородицы, который в наши дни приобрел всероссийское почитание и стал известен во всем православном мире.
   Не иссякает поток благодатной помощи и исцеґлений от дивного образа. Матерь Божия, воздев Свои пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к Неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.
   Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, произошедшее в 1878 году в Тульской губернии. Некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропивал все, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, а ныне крестьянин, увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находилась икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", и отслужить перед ней молебен. Не имея ни гроша, с отнявшимися ногами, крестьянин не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, которые лежали на пути, он остановился для отдыха. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату полегчало, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на две, а потом и на одну палку, крестьянин потихоньку дошел до Серпухова.
   Во Владычнем монастыре он рассказал о своих дивных сновидениях и попросил отслужить молебен перед иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотной стороне ее была надпись "Неупиваемая Чаша"... В лике же ученика святителя Алексия - преподобного Варлаама - крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.
   Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.

0x01 graphic

МОЛИТВЫ

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея "Неупиваемая Чаша" , глас 4

   Днесь пpитецем веpнии/ к Божественному и пpечудному обpазу Пpесвятыя Богоматеpи,/ напояющей веpных сеpдца/ Небесною Неупиваемою Чашею Своего милосеpдия/ и людем веpным чудеса показующей./ Яже мы видяще и слышаще духовно пpазднуем и тепле вопием:/ Владычице Пpемилостивая,/ исцели наша недуги и стpасти/ молящи Cына Твоего Хpиста Бога нашего// спасти души наша.
  

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея "Неупиваемая Чаша"

(об избавлении от страсти пьянства и запоя)

  
   О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея -- Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.
  
  

...И ОМОЕМСЯ ОТ СКВЕРНЫ...

   "Ради меня вознесло Тебя, Господи, древо на Голгофе. За меня, Господи, восприял Ты язвы и по благоволению ко мне заключился во гробе! Ты, Господи, соделался за нас Жертвою, чтобы кровию Своею загладить вины наши", -- писал прп.Ефрем Сирин. Но зачем принимаем крещение мы? Иные говорят, что при крещении люди омываются от скверны, сообщаемой естеству человеческому преступлением Адамовым, но ведь не это одно только... Для чего нужно креститься и как к этому готовиться, размышляет настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь Филин.
   Во-первых, надо отметить -- с радостью! -- что на сегодняшний день Священным Синодом принято решение, что к крещению не только взрослого человека, но и детей необходимо готовиться. Почему это так важно? Чтобы человек понимал, зачем он крестится сам или крестит своих детей. Ведь если мы не знаем, для чего над нами совершается то или иное действие, как сможем воспользоваться его плодами? Поэтому я задаю родителям, желающим крестить своих детей, вопрос: "А вы уверены, что то, что я сейчас сделаю с вашим ребёнком, будет для него хорошо? Ведь с родителей будет такой же спрос, как и со взрослого человека, который сам пришёл креститься по своей воле". А взрослых я обычно спрашиваю: "В Бога веруешь?" Если в ответ слышу: "Да", -- спрашиваю: "В какого Бога веруешь?" И если он отвечает, что верует во Святую Троицу -- Бога Отца, Сына и Святого Духа; верует в Боговоплощение, что Иисус Христос есть Богочеловек; верует в Воскрешение, Суд и дальнейшую вечную жизнь, -- да, тогда его можно крестить. Мало того, человек должен понимать, что такое Церковь -- не здание, не учреждение, не какая-то организация, -- а что такое Церковь как Богочеловеческий организм. Человек должен быть готов начать жить полноценной церковной жизнью -- с регулярным посещением храма, с участием в Таинстве Исповеди и Причащения, в ежедневной молитве и постоянном назидании в чтении Священного Писания.
   Для христиан первоисточником этих знаний является Евангелие -- книга Нового Завета, из которой мы узнаём, как пришёл в мiр Христос, что Он говорил людям, что обещал человечеству и что Он ждёт от каждого из нас. А естественная религиозность присуща каждому человеку -- ведь атеизм тоже религия: человек верит, что Бога нет. А как мы узнаём, что Бог есть? Через откровения. Знание Бога возможно только при непосредственном общении с Ним. И человек, созданный по образу и подобию Божиему, к этому способен. А если человек не знает этого, не верит в это, то какой же из него получится христианин? Не получится, пусть даже он доброжелательно относится к Церкви и хочет воспользоваться Таинством, которое над ним совершается. Если человек не является членом Церкви -- всё тщетно. Наше вероучение говорит, что без участия в Таинствах спасение души невозможно. А что такое спасение? Это богоподобное бытие. Нам дана возможность возвращения богоподобного бытия, которое было у Адама и которое он утратил после грехопадения. Но, согласно святоотеческому учению, мы можем обрести эту возможность, если прикладываем к этому усилия. Понятно, что основную работу делает Бог, но если мы ничего не делаем, то ничего и не получаем. Наивно полагать, что Крещение довлеет для спасения. Нет! Вспомните, наши русские православные храмы разрушали в XX веке крещёные люди. Рубили иконы, ломали кресты, тягали за бороды и зверски убивали священников крещёные люди. Их вера была такова, что легко потерялась под влиянием внешних обстоятельств, под натиском пропаганды. И что, эти люди будут спасены и обретут богоподобное бытие?..
   Собираясь крестить своего ребёнка, родители хотят, чтобы он наследовал возможность богоподобного бытия. Но значит, они берут обязательство воспитать из ребёнка христианина. А это возможно только в том случае, если они сами являются христианами -- не по факту крещения, а по факту воцерковления. Поэтому мы и предъявляем самим родителям требование -- воцерковиться. Мы проводим специальные катехизические беседы с разъяснением смысла и цели христианґской жизни. И ждём, что родители начнут ходить на исповедь и Причастие. Но если человек не желает своё невежество в вопросах веры заменить знанием, то ничего хорошего не получится. Расскажу историю. Есть у меня знакомый из моей ещё доцерковной жизни. Мы с ним долго не виделись, а когда случайно встретились, он, желая сказать мне что-то хорошее, сообщил, что водит сына в воскресную школу Спасо-Парголовского храма. Зная, что сам он не крещён, я спросил: "А зачем ты это делаешь? Представь себе, там ему говорят: надо молиться. Он приходит домой: папа не молится. Ему говорят: надо соблюдать заповеди. Он приходит домой, а папа заповедей-то даже не знает. Значит, либо твой маленький сын начинает тебя поучать (и что вырастет из ребёнка, который дерзает поучать своего отца?), либо он, любя папу, будет считать, что все разговоры в воскресной школе - пустые слова, так он научится лицемерить". В ответ я услышал фразу, которая привела меня в смущение: "Так что, мне его забрать оттуда, что ли?" Я ему: "Нет. Ты, как отец, должен быть впереди -- "на белом коне": тебе надо креститься и самому ходить в воскресную школу, чтобы дома разъяснять сыну то, чего он не понял". Слава Богу, со временем всё именно так и произошло.
   Частенько, когда человек приходит в Церковь или хочет креститься, он считает, что делает ей одолжение. А когда ему говорят, что к Таинству надо готовиться, он возмущается -- гордыня восстаёт. Был у меня случай в 1993 году, когда только начали храм восстанавливать. Подошли ко мне две пожилые женщины, и одна величаво заявила: "Я решила креститься". Я: "А вы Евангелие читали?" -- "Нет. Это ещё зачем?" И тут я, конечно, допустил ошибку, сказав: "Вас когда в пионеры, в комсомол, может быть, даже в партию принимали, вы ведь готовились, устав читали. Вот и у нас надо знать Божии заповеди". Она: "Так у вас тут как в партии?.." Больше я её не видел. Но, судя по поведению, она и не собиралась ничего узнавать, она решила просто сделать такой жест -- покреститься.
   Я всегда беседовал с родителями, желающими крестить своих детей, и добавлял при этом: "Я буду вас ждать, приходите обязательно. Придёте?" -- "Да". Половины из них я больше не видел. Сейчас люди относятся к этому спокойнее. А каждую субботу в нашем храме проходят специальные занятия. Я всегда с прискорбием вспоминаю случай, когда одна мама решила крестить сына -- он болел, и никакое лечение не помогало. Она пришла на беседу, посещала все занятия, читала и выполняла всё, что я требовал. Но когда через месяц после Таинства Крещения чуда не произошло -- ребёнок не исцелился, -- она в церкви больше не появилась.
   Я могу понять, что в советские времена крестили без катехизации. Потому что в те времена сам факт прихода человека в Церковь и желание его креститься, хотя у него могли быть из-за этого серьёзные неприятности в жизни, уже говорил о том, что человек пришёл сюда не случайно. Это уже был подвиг исповедничества. Я сам крестился, не регистрируя своего прихода в Церковь, -- боялся неприятностей на работе, -- хотя ничего не знал, и прочёл я Священное Писание уже после крещения, но сейчас-то нет никакой опасности, приходите, креститесь, исповедуйтесь, причащайтесь, участвуйте в церковной жизни...
   Главное, что хотят сами люди, с чем они пришли. Либо хотят, чтобы сделали по их желанию, либо хотят блага для себя и своґих детей. Был случай у меня. Только закончилась воскресная служба, как появляется компания, подходит ко мне бабушка и говорит: "Внука покрестить надобно сегодня". И подталкивает ко мне подростка лет пятнадцати. Я отвёл парнишку в сторону, спросил: "Креститься -- твоё желание или бабушки? Ты в Бога веруешь?" -- "Да нет, не верую. Бабушка захотела меня крестить". Я ему тогда: "Почитай Евангелие и ещё такую-то книгу подумай, надо ли тебе креститься, есть ли Бог. Надо ещё исповедаться, покаяться в грехах. Подумай, подготовься и приходи". Он согласно кивнул. Так я бабушке и сказал: "Вот внук подготовится, тогда и совершим крещение". Бабушка: "Да ты в своём уме? Что ты говоришь? У нас уже стол накрыт! Родственники, гости собрались..." Ну что тут скажешь? Люди не о спасении думали, -- им праздник подавай. А один мой знакомый на вопрос, зачем он хочет креститься, ответил: "Я русский человек, а мой народ всегда был православным". Да ведь русский народ был ещё и верующим, и Бога чтущим, и заповеди исполняющим...
   Конечно, в наше время надо относиться терпеливо, разъяснять, помогать разобраться, зачем человек хочет креститься, чего он ждёт от Таинства Крещения. Вот давайте вспомним, когда крестился свт. Константин Великий? Незадолго до смерти. А свт.Иоанн Златоуст? Уже в тридцатилетием возрасте. А до того они были христианами. В те времена была такая традиция: при христианских родителях дети воспитывались в христианской вере, на примерах святых, они могли даже чудеса творить, а крещение принимали в зрелом возрасте. Но у нас есть основания крестить в младенческом возрасте. Какие? В Деяниях апостолов говорится, что когда он крестился, крестили весь его дом вместе с детьми. То есть апостолы крестили своих детей. Но родители и крёстные должны не только молиться о своих чадах и крестниках, но быть для них живым примером благочестивой христианской жизни, помогать им в духовном становлении. Всегда ли так происходит? Нет. А не происходит это из-за недопонимания, что такое Церковь. Церковь -- это Тело Христа, по определению ап. Павла. А мы -- органы этого Тела. Но как мы можем быть органами тела, если не принадлежим этому телу? Но есть закон сосуществования всех органов в одном человеческом теле, а чужеродные органы тело не принимает. А чтобы жить в Теле Христа, надо исполнять Его законы -- заповеди. А заповеди невозможно исполнять без Таинств. Если бы человек мог без участия в Таинствах исполнять заповеди Божии и своими силами мог от смерти восставить себя в вечной жизни -- нам не нужны были бы ни Таинства, ни Церковь, да и Христу незачем было бы приходить сюда. Но мы этого не можем, нам нужна помощь Божия. И в Церкви мы эту помощь получаем через Таинства -- Крещения, Миропомазания, Исповеди, Причастия... А если человек считает, что может уповать только на свои силы, -- что из этого получится, он узнает, когда предстанет в мир иной. Легкомысленно и опасно отвергать опыт Церкви.
   Иные говорят, может быть, человек сначала покрестится, а там, глядишь, потянется к Церкви, к Богу. Нет, сначала человек должен потянуться к Богу, к Церкви, а потом уже креститься. В Священном Писании сказано, что если вы веруете и креститесь -- спасены будете. А если не веруете -- не спасётесь. Не спасётесь, даже если крещены будете, понимаете? Главное -- вера! А креститься и в церковь не ходить -- это профанация Таинства. Как писал прп.Симеон Новый Богослов, "что для Христа Господа были крест и гроб, то для крещаемых есть Крещение, и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею".

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

газета "Православный Санкт-Петербург, N1 (277), 2015 г.

ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Ничто на должно приводить родителей в отчаяние

   -- Геронда, что делать родителям, если ребенок уйдет из дома?
   -- Им надо стараться поддерживать с ним связь -- чтобы, придя в себя, он смог к ним вернуться. Они должны разговаривать с ним по-доброму и, чтобы ему помочь, должны заставить его задуматься. К примеру, если ребенок бродит по ночам неизвестно где, мать должна сказать ему: "Подойди-ка сюда, сыночек. Будь ты на моем месте, ты бы мог оставаться спокойным, если бы твои дети приходили домой за полночь?"
   Даже самое серьезное падение детей не должно приводить родителей в отчаяние, потому что в нашу эпоху грех вошел в моду. Родители всегда должны иметь в виду и следующее: дети нашей эпохи имеют смягчающие вину обстоятельства в отношении бесчинств, которые они совершают. Четверка по поведению, поставленная в нынешнюю эпоху, имеет ценность пятерки с плюсом той эпохи, когда молодыми были мы. Конечно, родителям следует стараться, чтобы помогать своим детям, но им не нужно и чрезмерно беспокоиться. Придет время, и дети возьмутся за ум. Сейчас они могут не понимать добра, потому что их ум еще недозрел. Он замутнен, и дети не обладают ясностью сознания для того, чтобы различить как опасность, которой они подвергаются, так и тот непоправимый ущерб, который могут себе нанести.
   Будет хорошо, если родители станут показывать ребенку, что они расстраиваются от его бесчинств. Но пусть они на него не давят и молятся. Молитва, совершаемая с болью, приводит к положительным результатам. Если же ребенок совершает очень серьезный проступок, то родителям следует аккуратно вмешаться. Если совершаемый проступок невелик, то пусть родители немного закроют на него глаза, чтобы не раздражать ребенка и не ухудшить состояние, в котором он находится, потому что результатом этого раздражения будет то, что он от них отойдет. В таком случае родителям следует лишь молиться Христу и Пресвятой Богородице о том, чтобы Они покрыли их чадо.
   Молитва родителей -- особенно матери -- очень доходчива, потому что она совершается от сердца и имеет в себе боль. Когда я жил в Иверском скиту, туда случайно зашел один юноша. Этот молодой человек, путешествуя по Халкидике, повстречался с компанией паломников, которые ехали на Святую Гору. Присоединившись к ним, он приехал на Афон и пришел ко мне в келью. Ух, что же это был за человек! Безбожник, богохульник, бесстыдник, каких поискать! При этом он обладал какой-то демонической сообразительностью и ни во что не верил. Всех: и малых, и великих -- он поносил нехорошими словами. Знаете, скольких усилий мне стоило, чтобы привести его в чувство? С ним стало возможно прийти к какому-то взаимопониманию, и мне даже удалось остричь его длинные волосы!.. "Дай Бог здоровья твоей матери, -- сказал ему я. -- Это ее молитвы привели тебя сюда".
   -- "Да, отче, -- ответил он мне. -- Я катался по Халкидике и даже сам не понял, как оказался здесь".
   -- "А представляешь, -- говорю, -- как обрадуется твоя мать, когда узнает, что ты приезжал на Святую Гору, и вдобавок увидит тебя подстриженным!" -- "А как ты об этом догадался, отче? -- удивился он. -- Действительно, увидев меня изменившимся, мама очень обрадуется!"
   Видите, как Бог "перехитрил" парня и откомандировал его к "специалисту"! Сколько же молитв принесла Богу его несчастная мать!

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец.

Слова. Москва, 2003, том I-IV

  
  

СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА

  
   У семейного человека в корне меняется личная жизнь, что меняет и образ деятельности, и характер внутреннего состояния души и тела. Семейный человек должен соблюдать следующие правила:
   - оставить злые обычаи, все без исключения.
   - очистить связи и отношения, оставляя спасительное и устраняя вредное,
   определить поведение или общение с близкими и дальними людьми.
   - учредить порядок семейных дел, или вообще приспособление дома и семьи
   к духовной жизни.
   Необходимо так сделать, чтобы все внешнее, с вещами, лицами, делами, составляло бы духовную атмосферу, питающую и созидающую семью, а не разрушающую ее.

Святитель Феофан Затворник

  
  

ПРОЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

ЖИТИЕ

СВЯТОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ

И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

7 июля - Рождество Иоанна Предтечи

9 марта - первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

7 июня - третье обретение главы Иоанна Крестителя

0x01 graphic

  
   В царствование Ирода, царя иудейского, жил в городе Хевроне один благочестивый священник, по имени Захария, с женою своею Елисаветою. Оба они были праведны пред Богом и с усердием исполняли заповеди и уставы Господни. Одно только возмущало их благочестивую и тихую жизнь: они не имели детей, что у евреев почиталось явным наказанием Божиим за грехи и нередко подвергало бездетных супругов людским нареканиям. Глубоко сокрушаясь о своем бесчадии, Захария и Елисавета дожили до таких лет, когда отрадная надежда иметь детей сделалась уже невозможною. Но там, где надежда человеческая ослабевает, является благопромыслительная воля Божия, побеждающая законы нашего естества.
   Однажды, когда старец Захария отправлял свое очередное священническое служение в храме Иерусалимском, вошел он во святилище для кажґдения и возложил фимиам на алтарь кадильный, вдруг увидел по правую сторону алтаря явившегося ему ангела. Захария смутился и затрепетал от страха. "Не бойся, Захария, -- сказал ангел. -- Молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом, не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери, и многих из сынов израилевых обратит к Господу Богу их. И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы представить Господу народ приготовленный".
   Изумленный видением и обрадованный словами ангела, Захария был глубоко потрясен: изумление и радость его были так велики, что он не вдруг мог поверить тому, что уже привык считать несбыточным. "Чем могу я удостовериться? -- в смущении спросил он ангела. -- Ибо я стар и жена моя в летах преклонных". -- "Я Гавриил, предстоящий пред Богом, -- отвечал ему ангел, -- и послан возвестить тебе эту радость. За то же, что ты не поверил моим словам, вот тебе удостоверение, -- сказал ему ангел. -- Ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется". Сказавши это, ангел скрылся, а Захария в ту же минуту сделался нем.
   Между тем народ, собравшийся в храм для молитвы, ожидал Захарию и дивился, что он так долго медлит в святилище. Но вот в смущении и волнении выходит Захария; напрасно усиливается он произнести молитву благословения, и, почувствовав, что язык его связан немотою, стал знаками объяснять необыкновенность своего положения. Народ понял, что Захария видел видение во храме.
   Пробыв во храме до конца очереди своего служения, Захария возвратился в дом свой; и Елисавета, несмотря на свое неплодие и свою старость, зачала. Обрадованная благодеянием Божиим, которым снималось с нее поношение бесчадия, она в продолжение пяти месяцев тщательно скрывала свою беременность от людей, чтобы в ненарушимом спокойствии изливать свою радостную благодарность пред Богом, избавившим ее от нарекания между людьми. Однако ж одна родственница, жившая в то время в отдаленном от нее месте, узнала об этом сверхъестественным образом -- то была Пресвятая Дева Мария. Тот же архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве всемирную радость о рождении от Нее Христа Спасителя, между прочим открыл Ей, что Елисавета, родственница ее, называемая неплодною, зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Услышавши о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева, уже зачавшая Сына Божия, поспешила навестить ее, при чем Иоанн, как будущий Предтеча Господа, выразил свою радость пришествия Его особыми, необыкновенными движениями в чреве матери.
   Для Елисаветы, наконец, настало время родить, и она, согласно с предсказанием ангела, родила сына. Родственники, соседи и знакомые, услышавши об этом, спешили в дом Захарии поздравить его с такой неожиданной милостью Божией. Прошло от дня рождения Иоаннова восемь дней. По закону Моисея, в этот день надлежало обрезать младенца и дать ему имя. День этот был большим семейным праздником, и к нему приглашалась большая часть родственников. Родные, ничего не знавшие о том, что имя младенцу уже было указано ангелом еще до его зачатия, хотели назвать новорожденного именем отца его, то есть Захариею, так как у евреев был обычай давать новорожденным детям имя отца или ближайшего из родственников. "Нет, -- отвечала на это желание мать младенца, -- назвать его Иоанном". За решением недоґумения обратились к отцу и знаками спрашивали его, как бы он хотел назвать рожденного сына. Захария потребовал, чтобы принесли ему дощечку, и написал на ней: "Иоанн -- имя ему". Написанное он произнес вслух; и с того времени разрешился язык его, и он стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии Христа и о том, что Иоанн будет ему Предтечею. "И ты, -- сказал Захария, обращаясь к сыну своему, -- будешь пророком Всевышняго, так как ты пойдешь пред лицем Господа, чтобы приготовить пути Ему".
   Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую иудейскую пустыню и, поселясь в одной из диких пещер, среди молитвы и благочестивых размышлений, пробыл в ней до тридцатого года своей жизни. "Он жил в пустыне, как на небе, -- говорит святой Златоуст, -- вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом". Одежду носил он самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. В пище он наблюдал крайнюю воздержность, да и вся пища его состояла только из корней и растений, доныне еще употребляемых бедными жителями Палестины и известных под именем дикого меда и акрид. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он спокойно ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.
   В пятнадцатый год царствования Тиверия, когда Иоанну исполнилось тридцать лет, был голос Божий к нему, повелевавший оставить пустыню, идти к народу иудейскому и проповедью покаяния и крещением возбуждать народ к раскаянию во грехах, ибо наступило время пришествия Мессии. Повинуґясь небесному голосу, Иоанн оставил свое пустынґное убежище и явился на многолюдных берегах реки Иордана. Давно уже иудеи не слыхали голоса пророков, и потому, когда явился пророк Иоанн, то со всех сторон народ начал стекаться к нему. "Покайтесь, -- говорил Иоанн к собравшемуся народу, -- ибо приблизилось Царствие Небесное". Принесите искреннее раскаяние в содеянных грехах своих, всячески удаляйтесь от них, и на место греховных склонностей питайте в себе лучшие и богоугодные расположения; очистите свое сердце от всех лукавых страстей и делами добродетели приближайтесь к Богу, ибо наступило время, предреченное пророками и так долго ожидаемое вами; наступило время пришествия Мессии Христа, Который откроет для вас и всего человеческого рода Царство Небесное; в этом-то Царстве исполнятся обетования Божии о спасении людей; члены его будут исполнены Духа Божия; Царство это не земное и чувственное, а духовное и небесное, где все достойные будут наслаждаться духовными, небесными, вечными радостями.
   "Будьте святыми не по наружности, а в глубине своего сердца; делайте добро не напоказ, а из любви к Богу и ближнему, и не думайте, что вы избежите суда Божия и будете гражданами нового Царства Мессии потому только, что вы по плоти дети Авраама. Спешите принести покаяние ибо секира лежит при корне дерева; всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь". Многое и другое благовествовал Иоанн народу, поучая его.
   Видя строгую и добродетельную жизнь Иоанна, слыша Его учение, полные силы и могущества, приходили к нему очень многие жители страны Иудейской и Иерусалимской и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
   Около полугода Иоанн с неутомимой ревностью и постоянно возрастающей славою проповедовал покаяние и крестил приходивших к нему иудеев. Наступило, наконец, время явиться самому Тому, о Котором Иоанн проповедовал. И вот, когда проповедью Иоанна о покаянии и его крещением путь Господень был уготован, когда ожидание скорого пришествия Мессии достигло высокой степени, тогда выступил Иисус из Назарета и среди множества народа пришел на Иордан креститься от Иоанна.
   Зная Иисуса как сына Марии, как родственґника своего по плоти, отличающегося необыкноґвенной чистотой и святостью жизни, Иоанн теперь почувствовал, что Он-то и есть Тот, о Котором он возвещал людям; что пред ним стоит теперь Господь и Бог его, Владыка неба и земли, Свет истинный, просвещающий всякого человека. Иоанн с трепетным благоговением стоял пред Иисусом и внимал, что повелит ему Владыка. В изумлении и страхе Иоанн услышал, что Иисус требует от него крещения. "Мое крещение, -- думал Иоанн, -- служит знаком покаяния и, следовательно, греховности; как же я могу крестить Того, Который не сотворил ни одного греха, и Сам пришел с неба на землю для того, чтобы освободить всех людей от греха, проклятия и смерти? Мое крещение служит только приготовлением к принятию Христа; как же я могу крестить самого Христа -- наше искупление, оправдание и освящение?" Поэтому Иоанн смиренно осмелился возразить Ему: "Ты ли, Господи, требуешь от меня крещения? Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" Но Иисус кротко отвечал Ему: "Теперь не время говорить об этом; нам надлежит исполнить всякую правду: Мне, как Искупителю мира от греха, нужно стать наряду с грешниками и за них исполнить все предписания закона, Самому пройти и для всех освятить путь, ведущий в новую жизнь. Не удерживай, не возражай; нужно исполнить все, к чему ты и Я призваны". Выслушав слова Спасителя, Иоанн не стал прекословить Ему и допустил Его к крещению. "Христос не нуждался в крещении, -- замечает святой Златоуст, -- ни в этом (Иоанновом), ни в каком-либо другом; а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христовой". Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна. Когда же Господь выходил из воды и в то же время молился, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Так совершилось преславное крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах иорданских. Здесь очевидно и торжественно открылось Иоанну и другим, бывшим с ним на Иордане, божество Иисуса Христа, обетованного Мессии. Если до сего времени Иоанн, только по-особенному, внутреннему озарению от Духа Святого, мог предощущать в пришедшем к нему Иисусе божественное величие Сына Божия, то теперь он видимым и, так сказать, осязательным образом убедился в истине божественного достоинства Иисуса. Иоанну было открыто свыше, что на Кого (при крещении) он увидит Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. Он теперь видел этого Духа в телесном виде, как голубя, сходящего на Иисуса, и его предощущение перешло в полную, совершенную уверенность. "Я видел и засвидетельствовал, -- говорил Иоанн народу, указывая на Иисуса после Его крещения, -- что Сей есть Сын Божий".
   На другой день Иоанн, увидев Иисуса, идущего к нему, в слух всего народа сказал о Нем: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира; о Нем-то я и говорил: "Вслед за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня". Еще полнее и яснее раскрывал Иоанн божественное достоинство Иисуса Христа пред своими учениками. Однажды ученики Иоанна, в простоте своего сердца, жаловались ему, что Иисус, Которого крестил он и Который по обыкновенному порядку вещей должен был почитать Крестителя учителем Своим, вместо того собирает собственных последователей, Сам начинает крестить и скоро помрачит славу их учителя. В ответе своем, исполненном глубокой мудрости, Иоанн прежде всего замечает им, что если Иисус начинает крестить (чрез учеников своих. Лк. 4, 2), то на это Он получил власть и повеление свыше: "Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Я и прежде говорил, и теперь повторяю вам: не я Христос, но я послан пред Ним". Чтобы нагляднее представить им свое отношение к Иисусу, Иоанн употребляет сравнение, в котором, уподобив Христа жениху, а последователей Его -- невесте, себя называет другом жениха: "имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внемлющий ему, радостью радуется, слыша голос жениха; эта-то радость моя исполнилась (то есть я привел к Мессии народ, очистил путь Господу; теперь служение мое исполнено), потому, -- продолжает кроткая и возвышенная душа Иоанна, -- Ему должно расти, а мне умаляться. Он, пришедший свыше, и есть выше всех; сравниться с Ним никто не может, потому что Он есть Сын Божий, Которому Отец все предал во власть. Посему, -- заключает Креститель, -- верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем".
   Это было последнее свидетельство Иоанна об Иисусе Христе. Оно произвело благодетельное влияние на умы и сердца учеников его. При первом же случае те из них, которые имели более чистое сердце и более светлое уразумение тайн Божиих, охотно последовали за Иисусом -- это были Андрей, названный Первозванным, Иоанн, возлюбленный ученик Господа, и Петр. Великий учитель их Иоанн между тем вскоре заключен был в темницу, но и оттуда, своим посольством к Иисусу оставшихся учеников своих, для убеждения их в божественном достоинстве Его, как Мессии, Иоанн снова доказал, сколь верен был он цели своего великого служения. За то и Спаситель в Своем отзыве об Иоанне украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никогда никакой человек. "Истинно говорю вам, -- сказал Господь окружавшему Его народу, -- из рожденных женами никого не было больше Иоанна Крестителя".
   В темницу Иоанн заточен был по приказанию галилейского правителя Ирода Антипы. Узнавши Иоанна, Ирод почувствовал к нему невольное уважение, доходившее до того, что по его советам он предпринимал некоторые исправления в делах гражданских и с удовольствием беседовал с ним. Вскоре, однако же, Ирод оказался недостойным дружбы великого Пророка Божия. К различным своим злодеяниям он присоединил, наконец, и то, что, вопреки ясному закону Божию, вступил в брак с Иродиадою, женою брата своего Филиппа, находившегося еще в живых, прогнав от себя свою законную супругу, дочь Ареты, владетеля Каменистой Аравии. Иоанн -- строгий хранитель закона, ревнитель правды и благочестия -- не мог спокойно переносить зрелище соблазна, допущенного Иродом; он возвысил голос против такого беззакония и говорил Ироду: "Не должно тебе иметь жену своего брата". Голос правды святого мужа оскорбил повелителя и возбудил страшную ненависть в Иродиаде; она решилась во что бы то ни стало погубить праведника, и своими настойчивыми происками преуспела наконец в том, что Ирод дал приказание заключить Иоанна в темницу. Вскоре эта злобная женщина нашла случай вполне удовлетворить своей злобе и мщению. Ирод праздновал день своего рождения. На этот праздник были созваны все вельможи и старейшины иудейские. Саломия, дочь Иродиады, перешедшая с матерью от отца своего к Ироду, искусная танцовщица, своею пляскою во время пиршества так угодила Ироду и возлежащим с ним, что он сказал ей: "Проси у меня чего хочешь, и дам тебе", и с клятвою прибавил : "Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства". Саломия, по наущению матери, потребовала головы Иоанна Крестителя. Царь, услышав такую просьбу девицы, опечалился. Совесть, еще не совсем погасшая в душе нечестивца, говорила ему, что по причине безумной просьбы клятва может быть нарушена, но Ирод, слабый по характеру, из боязни показаться лжецом пред другими, заглушил в себе голос совести и согласился на гнусное убийство Предтечи Христова. Послав своего оруженосца в темницу, царь приказал ему тотчас же принести голову Иоанна. Он пошел, отсек ему голову в темнице и принес ее на блюде, подал девице, а девица отдала ее матери своей.
   Так Иоанн, великий между пророками, светильник горевший и светивший, был верен Господу Богу до смерти и, доблестно окончив поприще земного служения мученическою кончиною, получил от Господа венец вечной блаженной жизни, подавая нам собою пример, как и мы должны стараться всеми силами пребывать верными Господу до посґледнего дня и часа жизни, чтобы наследовать нескончаемую жизнь в обителях небесных. Этой блаженной участи да сподобит Господь Спаситель всех нас, во славу всесвятого имени Своего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым Духом во веки веков! Аминь.
  

ЧТО ЛЕГЧЕ?

   Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой --боятся:
   -- Попадет нам дома!
   Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соґврать или правду сказать?
   -- Я скажу,-- говорит первый,-- будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
   -- Я скажу,-- говорит втоґрой, -- что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
   -- А я правду скажу,-- говорит третий. -- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
   Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка -- глядь, лесник идет.
   -- Нет,-- говорит,-- в этих местах волка.
   Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь -- вдвое.
   Второй мальчик про деда рассказал. А дед -- тут как тут, в гости идет.
   Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь -- вдвое.
   А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него родная тетка --да и простила.

В. Осеева

Юные читатели, старайтесь всегда говорить правду!

  
  
  

О ВЕЖЛИВОСТИ

  
   Добрый человек старается как можно чаще пользоваться волшебными словами. Это простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они называются потому, что без них прожить на свете никак нельзя. От этих слов всем становится теплее, радостнее, светлее...
   В добром слове заключена великая сила. Оно может поддержать человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. Волшебные слова надо не только хорошо знать, но и уметь их правильно произносить. Научиться этому несложно, стоит только захотеть.
   Однако не только слова у нас должны быть добрыми. Самое главное -- это наши поступки.
   Они тоже должны соответствовать словам, чтобы не приходилось потом краснеть.
   А если мы кому-то сделали плохо, нужно обязательно попросить прощения у этого человека и у Бога. Такие слова будут самыми волшебными и сильными.
  
   ВОЛШЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВОСТИ:
   Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините, до свидания
   Дорогие ребята, выучите наизусть волшебные слова вежливости и всегда их произносите!
  
  

ПОДАРОК

   В аэропорту перед полётом пассажиров пропускают через особые ворота. Если кто- то захочет пронести в самолёт бомбу или гранату, раздастся предупреждающий звонок. Охрана схватит человека, замыслившего недоброе, и не даст ему взлететь в небо.
   Так и в Царство Небесное, где ожидают каждую чистую душу, не пропустят того, кто затаил зло в своём сердце.
   Чтобы нас не задержала небесная охрана и не запретила полёт нашей душе, заглянем в неё сами и посмотрим, какими желаниями и мыслями мы живём?
   Как-то одну девочку спросили:
   -- Что ты больше всего любишь делать?
   Не задумываясь она ответила:
   -- Дарить!
   Всё время, свободное от уроков и домашних дел, она старается дарить людям радость. То какому-нибудь малышу игрушку смастерит или варежки свяжет, то старушке-соседке продукты из магазина принесёт.
   Она и сама - как подарок. Смотришь на неё, и мир становится светлее. Таких охрана в Небесное Царство охотно пропустит: других радовала -- теперь лети, сама радуйся.
   Дари людям радость, милая!

Борис Ганаго

ГДЕ ИСКАТЬ БОГА?

   Этот вопрос не давал покоя мудрецам на протяжении всей истории человечества. Одни думали, что Бог - это равнодушная "высшая сила", которой и дела-то нет до человечков, суетящихся на земле. Другие полагали, что Бог только и ждёт, когда человек провинится, чтобы по всей строгости наказать его. Третьи так запутывались в своих исканиях, что в конце концов объявляли, что никакого Бога и нет. Жалко таких мыслителей, заблудились они в тёмном лесу... А тропинка-то - вот она: любовь. Так любит нас Господь! И мы должны любить друг друга - об этом нам Сам Христос говорил. Люди бесхитростные и добрые очень просто, но точно, могут сказать, где же искать Бога. Известный русский писатель Владимир Солоухин всю жизнь помнил наставления своей мамы, простой деревенской женщины. Вот почитайте.
   - Ты думаешь, Бог-то где? Только на небе?
   А Он, оказывается, везде, - внушала мне моя мать Степанида Ивановна. - Он прикинется нищим, Мишкой Зельниковским, попросит у тебя милостыню, ты дашь Ему кусочек хлебца. Ты будешь думать, что Мишке Зельниковскому хлебца-то дал, а, оказывается, это был Сам Иисус Христос. На Страшном Суде Он тебя сразу узнает, улыбнётся тебе. "Этого мальчика, - скажет Он, - Я знаю. Когда Я голоден был, он Мне хлебца кусочек дал".
   А то Он прикинется беспомощной старушкой, которую озорные мальчишки же, обижают, насмехаются над ней. Ну а ты за неё заступишься. Ты будешь думать, что за старушку заступился, а это был Сам Иисус Христос. Голодного - накормить, жаждущего - напоить, страдающего - утешить, слабому - помочь, падающего - поддержать, работающему - пособить, зябнущего - обогреть. Это всё равно что Самому Иисусу Христу служить. А Он всё видит, обо всём знает. А как ты предстанешь пред Страшным-то Судом, как будут тебя за разные плохие дела судить...
   - А я не буду плохих дел делать...
   Не зарекайся. Жизнь длинная. Обидишь кого-нибудь, неправду скажешь, обманешь, не приведи Господи, чужое возьмёшь, ударишь кого-нибудь, да хоть бы и кошку... И вот как ты предстанешь пред Страшным Судом, как будут тебя за разные плохие дела судить, так Господь тебе улыбнётся и скажет: "Этого мальчика Я знаю. Когда Я жаждал, он Мне водички дал, когда Меня обижали, он за Меня заступился, когда Я в реке тонул, он мне руку подал, когда Я тяжёлую ношу тащил, он Мне помог, когда Я падал, он Меня поддержал. Это хороший мальчик, место ему - в раю". Ты скажешь Ему: "Господи! Да я Тебя вижу в первый раз". "Нет, ты Меня много раз видел, - возразит Господь. - Ты за старушку заступился, а это был Я, ты жаждущего напоил, а это был Я, ты нищенке милостыню подал, а это был Я..."
  
  
  
  
  
  

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

...Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна...

Не произноси на другого ложного свидетельства

   Всякая ложь, ложное свидетельство боґгопротивно. Нарушение этой заповеди приводит к таким грехам, как: ложное суґдебное свидетельство - когда свидетели преступления на суде дают ложные показаґния; клевета -- злоречивая жалоба во вред ближнему; осуждение других, сплетни - наґсмешливое обсуждение недостатков ближґних, их поступков.
   Евангелие не позволяет судить о пороках или недостатках ближних. Следует помнить: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7,1). Чтобы избегать грехов девятой заповеди, следует обуздывать язык, жить по совести, не поддакивать клевете на Родину, близких и друзей.
  

Гнев человека не творит правды Божией

(Иак. 1,19-20)

   Проявление гневливости многие склонны оправдывать так называемой "нервностью" вследствие страданий и невзгод, выпавших на их долю, напряженностью современной жизни, трудным характером родных и близких. Гневливость и грубость разрушают семейную жизнь, вызывая ответную ненависть, желание отомстить.
   Один из самых действенный советов для борьбы с этим грехом - обращение способности нашей к раздражению и злости на свои страсти, искоренение в себе гордыни, властолюбия, самолюбования. "Не только допустимо, но и впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки", - учит нас свт. Димитрий Ростовский.
  

ВЕЧНЫЙ БОЙ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

КАК СОЗДАВАЛАСЬ ТАНКОВАЯ КОЛОННА

ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

  
   В первый день войны, 22 июня 1941 года, глава Православной Церкви в России Патриарший местоблюститель Блаженнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, обратился к пастырям и верующим со своим посланием, разосланным в тот же день по всем приходам. В нем он благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Воззвание первосвятителя РПЦ было прочитано в московском соборе 28 июня 1941 года на торжественном молебне о даровании победы русскому воинству.
   Он не только благословил, но неустанно призывал верующих к активному содействию нашей Красной Армии кто чем может, и, конечно, неустанными молитвами над врагами человечества. Призыв Святителя нашел горячий отклик в церковной среде и вскоре пастыри и верующие начали собирать пожертвования на создание танковой колонны имени Дмитрия Донского.
   30 декабря 1942 года Патриарший Местоблюститель Сергий обращается с письмом к Сталину с просьбой об открытии специального счета в государственном банке СССР для православных жертвователей. В письме он писал: "В настоящее время много говорят о предстоящей решающей битве с немецкими захватчиками, которая сметет фашистские полчища с лица нашей земли и откроет путь к свободе всех теперь порабощенных народов Европы к прекрасному для них будущему. Вероятно, и в этой предстоящей битве решающее значение, как и до сих пор, будет принадлежать нашей доблестной Красной Армии. Сознавая это, наш народ открыл соревнование в пожертвованиях на оружие идущему в бой своему воинству. Колхозы и частные лица посылают свои сбережения на постройку танков и самолетов. Есть среди жертвующих имена и православных священников. Например, священник Шубинского прихода Кунгурского района Александр Троицкий внес 100 тысяч рублей. Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример преподобного Сергия Радонежского и пошлём нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского. Пусть наша церковная колонна понесёт на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения Родины.
   Свои пожертвования на указанный предмет преосвященные архипастыри, церковные причты и общины, а равно и частные лица из состава причтов и приходов, вносят в местное отделение Госбанка для перевода их в Москву, в фонд на сооружение колонны имени Димитрия Донского, главной конторе Госбанка, одновременно извещая меня в Московскую Патриархию о вносимых пожертвованиях. Об учреждении означенного фонда Патриархия возбуждает ходатайство перед надлежащими властями.
   В свое время накопившиеся в фонде пожертвования будут мною от лица Православной Русской Церкви переданы в распоряжение Председателя Совета Обороны Иосифа Виссарионовича Сталина вместе с отчетом о жертвователях и об их пожертвованиях.
   Итак, да благословит Господь наше начинание во славу Его святого имени и на пользу нашей великой Родины.

Патриарший местоблюститель Сергий,

митрополит Московский и Коломенский.

30 декабря 1942 года"

   Вскоре Сталин одобрил обращение митрополита Сергия и велел открыть специальный счёт в Государственном банке СССР для православных жертвователей. За годы советской власти это стало первым утверждением юридического статуса Русской Православной Церкви!
   На строительство колонны из сорока танков Церковь собрала восемь миллионов рублей и огромное количество золотых и серебряных предметов. Собирали в храмах, не было ни одного прихода, который бы не внёс посильную лепту.
   Протоиерей церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлев вспоминал: "В церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрёна Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внёс свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход: деревни, хутора и посёлки, стоящие в 5--20 километрах от села, и в результате -- собрали 10 тысяч рублей, сумму по нашим разорённым немецкими извергами местам значительную".
   На Челябинском танковом заводе колонна из сорока танков была построена. И "Дмитрий Донской" пришёл на фронт и не где-нибудь, а под Тулой, неподалёку от Куликова поля! 8 марта 1944 года грозную технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полґки. При этом волнующем и торжественном вручении Сергий (Страгородский) присутствовал уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси. Был здесь и будущий Патриарх Алексий (Симанский), в то время ещё митрополит Ленинградский и Новгородский.
   Получив танки с надписью "Димитрий Донской", один полк пойдёт освобождать Украину, другой -- Белоруссию.
   Выступая перед танкистами, Патриарх Сергий сказал, что они идут не просто в бой, а в огненную печь. В последующие два месяца боёв герои 38-го полка горели в этой печи, освобождая города Украины, громя врага, нанося ему непоправимый ущерб. Девятнадцать героев в танках "Димитрий Донской" сгорели заживо. Полк стал гвардейским, за форсирование Днестра получил почётное наименование "Днестровский".
   На боевых машинах 516-го полка, освобождавшего Белоруссию, были установлены мощные огнемёты. Они штурмовали Познань, дрались на Зееловых высотах. В мае 1945 года танки с надписью "Димитрий Донской" вошли в Берлин.
   Дмитрий Иванович Донской взирал на это из Царствия Небесного, благословляя своё земное воинство.
   Нева и Дон. Северный и южный водные рубежи России. И не случайно два главных витязя русского Средневековья прибавили к своим православным именам гордые "речные" звания -- Александр Невский и Димитрий Донской.
   "Запад есть запад, восток есть восток"... а Россия есть Россия. Это понимал св. Александр Невский. Его пониманием руководствовался и св. Димитрий Донской.
   Это понимание оправдало себя и в 1944 году, когда танковая колонна, носящее славное имя доблестного князя, вышла на поля брани, чтобы вновь сразиться с иноземными завоевателями.

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ

журнал "РУССКИЙ ДОМ" 06/2009

СВЕТ СПАСИТЕЛЬНОЙ ХРИСТОВОЙ ВЕРЫ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕТРАДЬ

из книги "Ноев ковчег" Надежды Лысенко

СЕРДЦЕ БИМА

Сердце сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже

(Пс. 50, 19)

   Подметкин - высокий, очень тучный мужчина с выпирающим наружу большим животом, с крупной седой головой и маленькими жуликоватыми глазками. Когда он смеется, его обширный живот колышется. Смех у него неприятный и не соответствует его грузной фигуре. Когда он недоволен, глаза его округляются и приобретают почти безумное выражение, щеки надуваются и краснеют, слова сыпятся с языка бессмысленным, неудержимым потоком. Живет он один в двухкомнатной квартире, если не считать собаки Бима, похожего на большой круглый черно-белый шар. Когда Подметкин усаживается у подъезда с Бимом, его окружают ребята. Бим не скупится на ласки, выражая свою нежность радостным, звонким лаем. Если Бима нет, ребята спрашивают: "Дядя Юр, а где Бим?". Дядя Юра в ответ молчит, либо буркнет что-то невнятное, поставив ребят в тупик.
   Вскоре Бим исчез. Ранний час. Слабый утренний свет пробивался в окно Галины Николаевны. Она проснулась от непонятного шума в подъезде. Галина Николаевна подошла к окну. Из подъезда вышел высокий, толстый парень, одетый во что-то темное. Он скрылся за углом дома. В парне Галина Николаевна узнала Олега из четвертой квартиры. Вскоре он появился снова, таща за собой что-то темное по земле. Галина Николаевна пыталась понять что это, и когда поняла, ужаснулась. Когда Олег дотащил это большое и темное до контейнеров с мусором, она окончательно убедилась: "Бим!". Из подъезда быстро вышел Подметкин, и, оглядываясь, заспешил к ящикам. Вместе с Олегом они уложили Бима в большой целлофановый мешок и бросили в контейнер.
   Раздался глухой звук. У Галины Николаевны сжалось сердце от боли. Бедный Бим!
   А днем, Подметкин, как ни в чем не бывало, сидел на диване у подъезда, расставив широко ноги и пытался грустить. Бима с ним не было. Когда его спрашивали:
   - А где Бим?
   - Заболел! - отвечал он, стараясь придать своему лицу жалостливое выражение.
   Ему сочувствовали. А спустя еще день Подметкин расположился на диване у подъезда. Рядом на разостланной газете лежали кусочки мяса, нарезанные ровными ломтиками. Быстро поглядев по сторонам, Подметкин вытащил из-за пазухи поллитровую бутылку, налив в стакан, выпил, вытер ладонью губы и стал закусывать ломтиками мяса. Лицо его слегка порозовело. Из подъезда вышел мрачный Вермутов.
   - Давай садись! - пригласил его Подметкин.
   Вермутов охотно опустился на диван. Подметкин придвинул к нему полный стакан.
   - Пей!
   Вермутов не стал себя долго уговаривать. Он быстро опрокинул стакан в рот, слегка крякнул, поставил пустой стакан на газету, и взял ломтик мяса.
   Некоторое время оба молчали.
   Подметкин смотрел в одну точку, думая видимо о чем-то своем.
   - Как ты думаешь, зачем мы живем? - неожиданно спросил он. Вермутов даже поперхнулся.
   - Как зачем? Чтобы пить, есть!
   - Я не об этом! - отмахнулся Подметкин. - Знаешь, кем я мечтал стать в юности?
   - Кем?
   - Капитаном дальнего плавания! - сказал Подметкин. - Я любил собирать фотографии, где было изображено море, но умер отец, я остался пацаном, и вместо моря пошел в ФЗУ учеником токаря, так и отработал на заводе тридцать лет.
   - А я мечтал стать механиком, - сказал Вермутов. - Мне нравилось возиться в двигателях и других механизмах, но в семье нас было трое, я самый старший, а отец умер от пьянки, мать взяла меня в свой цех.
   Они опять помолчали, каждый думая о своем.
   - Как ты думаешь, есть Бог? - снова спросил Подметкин.
   - Наверное!
   - Есть! - сказал Подметкин. - Сам в это недавно поверил. Вот послушай. Пошел я недавно на рыбалку, сделал лунку. Сижу полчаса, рыба не клюет. Чувствую, замерзаю и сорвалось у'меня с языка: "Господи, помоги мне грешному не замерзнуть, наловить рыбы". И вижу, поплавок слегка дрогнул, я подсек, потянул вверх и вытащил рыбу величиной с ладонь. Наловил я тогда рыбы три или четыре килограмма, принес домой и сварил ухи. Был еще такой случай, - продолжал Подметкин. - Пошел я на озеро, здесь недалеко, много там окуней, да заблудился. Знаю, что должна быть рядом тропа к озеру, а не найду. Плутал, плутал, а потом вырвалось у меня: "Господи ,помоги, выведи меня к озеру". И вот сказал и смотрю, деревья реже стали, просвет появился и увидел тропу и пошел по ней к озеру. Окуней я тогда много наловил. После этого я поверил, что Бог существует, - закончил Подметкин.
   Снова выпили, закусили мясом. Вермутов положив в рот очередной кусочек мяса спросил:
   -А чье это мясо?
   Подметкин молчал, глядел в одну точку. Он сразу как-то съежился, потускнел.
   - Правда , чье? Я такого не ел! - не унимался Вермутов. Подметкин вздохнул, как бы готовясь к чему-то неизбежному и трагическим голосом промолвил: "Сердце Бима!". Вермутов от неожиданности перестал жевать и смотрел на него во все глаза.
   Три дня Подметкина не было у подъезда. На четвертый день он появился, осунувшийся и побледневший. Сидя у подъезда, он рассказал соседям, что Бим умер от чумки и он похоронил его в одном из контейнеров, а сердце Бима вытащил, говорят, если съесть сердце собаки, не будет болеть сердце.
   - Враки все это, - говорил Подметкин и жаловался, что на душе у него неспокойно, и он хочет сходить в храм на исповедь.
   На другой день Галина Николаевна узнала от соседей, что Подметкин пошел в храм исповедоваться. После посещения храма Подметкин снова запил, а через несколько дней, протрезвев и столкнувшись с Галиной Николаевной на улице у подъезда, сказал ей:
   - Все, бабуля, больше ни грамма! - и пошел не оглядываясь. Глядя на его широкую спину и грузную фигуру, Галина Николаевна мысленно порадовалась и попросила:
   - Господи, помоги ему!

(продолжение следует)

ЧЕМ ВАЖНА МИЛОСТЫНЯ?

   Милостыня есть искусство. Для сего искусства училище находится на небесах, а учитель не человек, но Бог. Если дело всякого искусства состоит в том, чтобы доставить какую-либо пользу, а так как нет ничеґго полезнее милостыни, то очевидно, что она есть искусство, и притом лучшее всех искусств. Она не обувь нам делает, не одежду доставляет, не домы каменные созидает, но жизнь вечную приготовляет, из рук смерти исторгает, и в той и в другой жизни прославляет, и созидает нам обители и вечные чертоги на небесах. Она не дает угасать нашим светильникам, являться нам на брак в нечистых одеждах, но омывает их и делает чище снега: если будут грехи ваши, как багряное -- как снег убелю (Ис. 1:18); она не попускает нам впасть туда, где находится богач, и слышать страшные слова, но ведет нас на лоно Авраама. Кажґдое искусство имеет нужду в другом; одна только милостыня ничего другого не требует, кроме одного расположения. Если ты скажешь; она требует денег, домов, одежд, обуви, то прочти слова Христовы, сказанные Им о вдовице, и отложи эту заботу. Хотя бы ты был весьма беден, беднее даже тех, которые у тебя просят, но если ты положишь две лепты, то ты все совершил; хотя бы ты дал кусок хлеба, не имея у себя ничего, кроме него, ты все исполнил. Итак, посвятим себя сей науке и искусству и будем упражняться в оном. Оно созидает вечные домы на небесах, научает учеников своих избегать вечной смерти и дарит им сокровища неистощимые, которые не могут потерпеть вреда ни от воров, ни от моли, ни от тления, ни от времени. Милостыня в будущей жизни еще яснее открывается, по смерти человека более просиявает и обнаруживает свои действия, и не требует труда, и других никаких затруднений не имеет. Она действует во время болезни твоей и в старости, сопровождает тебя в жизнь будущую и никогда тебя не оставляет.
   Она делает тебя сильнее философов и ораторов; ибо люди знаменитые по своей мудрости и красноречию имеют у себя многих завистников; а за тех, которые прославили себя милосердием, бесчисленное множество людей приносят молитвы. Те предстоят пред судом человеческим, защищают обиженных, а часто и обижающих: но милостыня стоит пред судом Христовым, и не только защищает, но и Самого Судию приґклоняет защищать подсудимого и произнести милостивый приговор на него. Хотя бы он был виновен в бесчисленных согрешениях, она венчает его и провозглашает победителем: "Подавайте, -- говорит Господь, -- милостыню, тогда все будет у вас чисто.." (Лк. 11:41).
   Итак, пойдем сами и поведем детей и ближних наших в училище милосердия. Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие; радость человеку -- благотворительность его (Притч. 20:6; 19:22). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть Признак Божества. Будьте милосерды, -- говорит Господь, -- как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Итак, научимся быть милосердными, как для сих причин, так осоґбенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Святитель Иоанн Златоуст

   Нет больше нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возгордиться над другими. Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя и ты впадешь в руки врагов твоих.

Преподобный Антоний Великий

Газета издана на пожертвования.

Просим помолиться о рабах Божиих

Светлане, Галине, Людмиле, Надежде.

ГАЗЕТА НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОМОЩИ.

Братья и сестры!

Газета никем не финансируется,

выходит благодаря помощи Божией....

Просим вас оказать посильную помощь для выхода в свет

дальнейших номеров газеты "Православный Новомосковск".

Просим пожертвования перечислять по адресу:

301650, г. Новомосковск, ул. Куйбышева, д. 20, кв. 40

Лысенко Надежда Ефимовна

Дорогие читатели!

Не используйте газету в хозяйственных нуждах, не жгите, а передайте читать близким,

знакомым и другим людям. Можно передать в библиотеку. Помните о том, чтобы выпустить газету

необходимо вложить немало финансовых средств и приложить много усилий.

  
   0x01 graphic

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"