Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Соборная весть 1.2021

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   0x01 graphic

"ВОЗСИЯ МИРОВИ СВЕТ РАЗУМА"

   По плоти, которую Христос принял, -- мы родные Ему. Итак, имеем залог Его на небе -- именно тело Его, от нас заимствованное, и на земле -- Духа Святого с нами", -- писал свт. Иоанн Златоуст. Какие блага дало человечеству Боговоплощение Спасителя, размышляет настоятель храма Рождества Христова протоиерей Олег Жаворонков.
   -- Люди, утратившие с грехопадением Адама богоподобную жизнь в Раю с Создателем, желали вернуть утраченное, много веков ждали Мессию, который укажет им правильный путь. Пророчеств о приходе Спасителя было немало. Так, волхвы-язычники знали пророчества пророка Даниила, которые тот высказывал в Вавилоне: "С облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его -- владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан.7,13--14). Вочеловечиваясь, Бог вступает во второе с нами общение, которое гораздо чуднее первого, ибо тогда человеку даровалось лучшее, а теперь Господь берёт на Себя всё худшее, очищает всю скверну грехов человеческих спасения нашего ради; для того носит наше тело, чтобы и мы сколько возможно подражали Его жизни.
   Самое первое упоминание о Мессии было сделано Самим Господом: "И вражґду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт.3,15). "Семя жены" -- это Сам Господь Иисус Христос. И семя это пришло на землю для того, чтобы дать тот великий плод, который мы, грешники, уже сейчас видим в Церкви -- в обилии святых угодников Божиих, в благоґдатных Таинствах христианской Церкви. Это как раз та благодать, которую принёс Иисус Христос. Не случайно даже в славянском переводе Елизаветинской Библии "семя жены" стоит не в среднем роде, а в мужском, там чётко сказано -- "Он": "Он будет поражать тебя в голову", то есть подчёркивается, что "семя жены" -- это Господь Иисус Христос, пришедший в Mip для нашего спасения. Который родится от жены, подобный нам, человекам, по всему, кроме греха.
   -- Есть мнение, что слова "он будет поражать тебя в голову" относится к временам Второго пришествия Христа, когда Агнец Божий и Небесная рать окончательно уничтожат диавола, всякое зло.
   -- Не думаю, что это так. Наверное, это можно приложить и к апокалиптическим временам... Но апокалиптические вреґмена -- это будущность, непонятность. А Рождество Христово уже состоялось, Господь наш Иисус уже пришёл и уже стёр главу змея, и разрушил власть диавола над человечеством. Ведь до Рождества Христова все люди -- и праведники, и грешники -- шли в ад. А после Рождества Христова, после Христова Воскресения глава змея была стёрта! Ведь что такое "стереть главу змея"? Это значит уничтожить грех Адама, разрушить тот "договор", который якобы заключил Адам с диаволом своим ослушанием Творцу. Не случайно апостол Павел говорит нам: "Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть... то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Ииґсуса Христа, преизбыточествуют для многих. Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни" (Рим.5,12,17--18). То есть Христос как новый Адам даёт вечную жизнь нам, и нет другого имени под небом, которым надґлежало бы спастись человекам, кроме имени Иисуса Христа.
   -- Значит, мы можем назвать Деву Марию новою Евой? Св. Исидор Пелусиот писал: "Так как жена одолжена мужу тем, что безсеменно произошла из ребра его, долг сей уплатила Матерь Господа, воздав Его нам Воплотившимся без семени".
   -- Конечно. Но мы должны помнить, что диавол хоть теперь и не может заставить нас грешить, не может искушать, подталкивать ко греху. А уж от нас зависит, приґнимаем мы это искушение и впадаем в грех или противостоим злу и остаёмся с Богом. Да это трудно, но Господь подсказывает нам путь: "...не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное" (Мф.18,3). Родившийся Богомладенец призывает нас к чистоте, святости, быть простыми в своей вере, любвеобильными, как дети, готовыми помочь ближним.
   -- Диавол пытался соблазнить и погубить даже Сына Божиего. А не проще ли это было сделать, когда Христос был Младенцем?
   -- Враг рода человеческого и пытался это сделать -- через царя Ирода: "...Ирод... послал избить всех младенґцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф.2,16). Но надо помнить, что Христос, пришедши на землю, да, был Младенцем, но Младенцем Божественным, и хоть имел немощную плоть человеческую и нуждался в матеґринской заботе, но как Богомладенец обладал уже всею силою, и мудростью, и властью Бога. В Нём обитает вся полнота Божества.
   -- Удивительно всё-таки, что о рождении Спасителя первыми узнали неграмотные пастухи и волхвы -- не вельможи, не священники...
   -- Господь открыґвается или простым чистым сердцам, или наиучёнейшим, готовым принять Его. А волхвы в те времена были не простыми людьми, а наимудрейшими из мудрых, наиобразованнейшими из образованных, и знали математику и ту же астрономию не хуже любого нашего ныґнешнего академиґка. И они, вычислив Рождественскую звезду, шли по пуґстыне, преодолевая пески, жару днем, холод ночью; им угрожали змеи, скорпионы, львы, разбойники. Они шли и несли Младенцу три ларчика: золото, зная, что родился Царь веков, ладан -- как Богу всех, смирну -- как человеку, который должен умереть, причём именно мученической смертью, и воскреснуть спасения нашего ради. В лице волхвов весь языческий мир преклонил колена пред истинным Спасителем Mipa. А сами волхвы впоследствии стали первохристианами.
   -- Волхвов к Младенцу Иисусу привела звезда... Но ведь астрология -- занятие нечестивое, несовместимое с представлениями о свободе воли, дарованной нам Господом.
   -- Видите ли, в те времена ещё не было астрономии -- науки наблюдения за звёздами и планетами. Всем занималась астрология, в которой есть начатки астрономии. И разве в наше время мы не можем сказать, что звёзды влияют на Землю, на челоґвечество? Конечно, влияют. Но как? Вот закон Ньютона: "Все тела во вселенной притягиваются силой прямо пропорциоґнальной и отталкиваются -- обратно пропорциональной..." Луна влияет на приливы и отливы? Влияет, и отрицать это глупо. Солнце и Луна влияют на человеческое давление? Влияют. Но влияют, как одно физическое тело, имеющее огромную физическую массу и магнитную силу, на живые существа. Вообще зависимость здоровья человека от солнечной активности очень высока. Кстати, влияет солнечное излучение и на технику.
   Но когда человек начинает присваивать мёртвым физическим телам Божественные принципы и власть над судьбами людей, когда нам говорят, что звёзды -- божества, которые мыслят и сами что-то делают, -- это уже отход от Божественной истины в суеверия, это язычество. И то, что всё человечество приведено астрологами "под власть" двенадцати созвездий, -- вредное суеверие.
   В Евангелии сказано, что звезда двигалась и за ней шли волхвы, то есть звезда вела их. Да, это чудо. Но чудо Божие не противоречит физической реальности -- оно её просто превосходит. В этом был Божественный Промысл. Господь использовал те светила, которые были в наличии, и при помощи существующих физических явлений двигал звезду. Также, когда Создатель творил человека, Он использовал ту же самую материю, из которой творил животных. А чем превосходит человек всех животных? Тем Духом, который Господь вдохнул в человека.
   Господь сделал всё для нашего спасения, как писал свт.Иоанн Златоуст: "Сын безначального Отца, Сын истинный благоволил назваться Сыном Давидовым, чтобы тебя сделать сыном Божиим, благоволил назвать раба отцом, чтобы тебе, рабу, сделать Отцом Владыку". И потому сегодня мы, преисполненные любви и благодарности, со всем православным людом восґклицаем: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума".

Записала Дарья НИКОЛИНА

Православная газета

Санкт-Петербург

28 августа -- Успение Пресвятой Богородицы

"Я С ВАМИ ЕСМЬ ВО ВСЕ ДНИ"

   Смерть для праведников и грешников есть то же, чем было Чёрмное море для израильтян и египтян. Для первых оно было переходом в обетованную землю, а для последних -- причиною погибели. Так и смерть для праведников есть начало жизни и дверь в блаженную, обетованную землю, для грешников же -- предначатие смерти второй, смерти вечной -- мучительной. Ни Богородица, ни святые не боялись смерти телесной, они с радостью шли в объятия Небесного Отца. А мы -- современные чада Христовы -- столь ли безмятежно ожидаем этого великого в жизни каждого человека события? Размышляет благочинный Красносельского благочиния, настоятель храма прмч. Андрея Критского о. Валерий ШВЕЦОВ.
   Митрополит Московский Фиґларет писал: "Что подумали бы вы о сыне, который, живя вдали от отца, так занят делами и удовольствиями чужой страны, что не думает о возвращении к отцу и не пользуется случаями наведаться о нём и о его доме? Вы сказали бы, что сей сын не любит отца. Что посему должно подумать о человеке, который так занят земными заботами и удовольствиями, что не помышляет о своём возвращении (путём смерти) к Отцу Небесному и о Его доме -- о Небе и вечности? Видно, такой человек не любит Бога, или, по крайней мере, более любит мир, нежели Бога". Для ветхозаветного человека ожидание Мессии было главным чаянием в жизни, а для нас тем более, мы к встрече со Христом -- через смерть телесную -- готовимся всю свою жизнь.
   Готовилась к встрече с Господом и Богородица. Видя, что после Вознесения Христа трудами апостолов и Её заботами устроение Церкви Христовой совершается успешно и христианство распространяется по всему свету, Приснодева стала усердно молиться о переселении в небесные обители, дабы лицезреть Сына и Бога Своего. Как говорил св. апостол Павел: "Живём ли -- для Господа живём, умираем ли -- для Господа умираем" (Рим.14.8). Именно таковыми и были земная жизнь и Успение Матери Божией -- во славу Божию.
   Должно ли нам скорбеть в день этого великого, вселенского праздника? -- Нет, ибо обрели мы милостивую Заступницу на Небесах. Богородица спасает христиан не так, как Христос Своей крестною смертью, -- но Своими молитвами и ходатайством пред Богом за каждого, кто прибегает к Ней с верою и молитвою.
   Один богослов говорит: "Бог любит нас безмерно, ибо умер за нас на Кресте, но у Него в сердце есть и справедливость -- как у Бога. А у Матери Божией -- одно только милосердие". Сердце Приснодевы так нежно, что если собрать воедино сердца всех матерей мира -- и тогда это будет лёд в сравнении с сердцем Пречистой. Сколько примеров находим мы в житиях святых и в современной церковной истории, когда Она Сама являлась людям -- во сне или наяву, -- указывала путь ко спасению, брала под Свой покров. Недаром называем мы Богородицу Заступницей, Скоропослушницей, Споручницей погибших, Утоляющей печали, Всех скорбящих радостью, Живоносным источником... Мы чтим Божию Матерь и молитвенно взываем: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся!"
   -- А кто подал пример и научил верующих почитать Богородицу?
   Сам Иисус Христос в течеґние земной жизни оказывал всяґческое почитание Пресвятой Деґве как Матери Своей. Вспомним случай, когда двенадцатилетний Христос в праздник Пасхи остался в Иерусалимском храме. Богородица попеняла Ему: "Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя" (Лк.2.48). Ведь, как и всякая земная женщина и мать, Богородица тревожилась за Сына Своего. Заметьте, как повёл Себя Сын Божий: напомнив, что кроме земных сыновьих обязанностей, у Него есть важные обязанности пред Отцом Небесным: "Или вы не знали что не должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Лк.2.49), Христос повинуется Матери и св. Иосифу и следует за ними в Назарет. -- Полное послушание родительской воле и почитание земных Своих попечителей! Даже в предсмертную минуту, распятый на Кресте, Христос проявил сыновнюю заботливость, поручив Пресвятую попечению Своего любимого ученика Иоанна Богослова. Он сказал: "Жено! Се, сын Твой" потом сказал Иоанну: "Се, Матёрь твоя!" (Ин.,19. 26-27). Так в лице св. Иоанна Спаситель научил и всех остальных почитать Пресвятую Богородицу.
   Но, ублажаемая и прославляемая на земле, Пречистая матерь Божия не переставала стремиться к Небу. Пребывая в доме Иоанна Богослова на горе Сионской, Приснодева часто посещала места, освященные стопами Спасителя, -- Голгофу, Елеонскую гору...Однажды, когда Она возносила молитвы на горе Елеонской, пред Нею предстал Архангел Гавриил с благодатною вестью о скором часе Её переселения на небо и вручил райскую ветвь от финикового дерева для удостоверения истинности сказанного.
   Как приняла Пресвятая Богородица сию весть? -- С Благоговейной радостью и смирением, ни слова ропота или сожаления о славе земной. Попросила только, чтобы не видеть Ей в час исхода Её души князя тьмы и адских полчищ. Сколько мы можем судить -- это была единственная просьба Богородицы, касающаяся Её Самой. Нам всем надлежит помнит этот высокий пример любви и доверия к Творцу, которые влекут от земли на небо, а также поучение св. Иоанна Златоуста: "Тот, кто хочет перестроить развалившийся дом, наперёд выводит из него живущих, потом разрушает его и снова воздвигает в лучшем виде. Выведенные не скорбят об этом, а ещё радуются, ибо обращают внимание не на видимое разрушение, но воображают будущее, ещё и невидимое здание. То же творит и Бог: Он разрушает наше тело и сперва изводит живущую в нём душу, как бы из некоего дома, дабы потом, воздвигнув его в лучшем виде, снова ввести в него душу с большею славою".
   И настал день, когда, согласно: благочестивому преданию, Царь славы, Христос, окружённый сонмами небесных сил и душ праведных, явился Преблагословенной Матери Своей. Видевших это апостолов, окружавших ложе Богородицы, охватил священный трепет. Пречистая произнесла: "Приими дух Мой с миром и огради Меня от области темной...Готово сердце Мое, Боже: буди Мне по глаголу Твоему" и предала душу Свою в руки Сына Своего. Торжественно несена была в небесґные обители душа Приснодевы руками Господа.
   -- Читала, что пред Успением Богородица завещала Свои одежды двум бедным вдовицам, служившим Ей. Не отсюда ли пошёл обычай раздавать одежды усопших -- родственникам и знакомым?
   -- Мы может это лишь предполагать, но обычай милостивый и благочестивый. Что касается ризы Пречистой, то, как известно из благочестивого предания, её выкрали у вдовы братья-греки и увезли в Константинополь. Здесь, на морском берегу, в принадлежавшем им местечке Влахерны, они устроили молитвенный дом, где и положили украденное сокровище. Но скрыть содеянное от людей не удалось, ибо Божественная благодать изливалась на людей, начались чудеса исцеления. Братья поведали о том императору Льву, и немедленно, повелением последнего, был построен Влахернский храм в честь Богоматери. Риза по сей день находится там как "державное граду обложение, необоримая стена, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное". Кусочек ризы привёз в Россию князь Василий Голицын, и он хранится в московском Успенском соборе. Кроме ризы сохранился и честный пояс Богородицы. Его Пречистая по Успении Своём вверила апостолу Фоме. Ныне часть пояса хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, часть -- в Зугдидской церкви в Грузии.
   Высокий жребий Пресвятой Богородицы сделал всю Её жизнь и Успение дивными и для нас спасительными. В Успении Своём Пресвятая Богородица не оставила мира -- представ перед апостолами в окружении небесных сил, Она сказала: "Радуйтесь! Я с вами есмь во все дни!", и по сей день по обещанию Своему ходатайствует пред Сыном Своим за всех молящих Её с помощи.

Записала Ирина РУБЦОВА

Православная газета, Санкт-Петербург

ОБЩЕНИЕ С АНГЕЛАМИ

   Пречистая Дева Мария трехлетней отроковицей была отдана в помещение для девиц в храм Иерусалимский. Сохранилось предание, что, живя там, Пречистая Дева общалась с ангелами Госґподними. Об этом пишет и свт. Димитрий РОСТОВґСКИЙ в своем труде "Сказание о входе во храм Приснодевы Марии". Вот несколько эпизодов.
   "Пречистой Деве (говорит св. Епифаний), как и другим девицам, обычная пища подавалась от храма; но ее съедали нищие и странники, ибо Она, как воспевает Церковь, питалась хлебом Небесным. Святой Герман говорит о Ней, что Она пребывала обыкновенно во Святом Святых, принимая сладкую пищу от ангела; а святой Андрей Критский так говорит: "Во Святом Святых, как в чертоге, Она принимала необычайную и нетленную пищу". Какова же была жизнь Ее в младшем возрасте, это описал Иероним так: "Блаженная Дева еще в детстве и младенчестве своем, когда была при храме с прочими, однолетними Ей девицами, жизнь свою проводила по строгому порядку, от раннего утра до третьего часа дня стояла на молитве; от третьего до девятого упражнялась в рукоделии или чтении книг; от девятого часа снова начинала свою молитву, и не прекращала ее до тех пор, пока не являлся Ей ангел, из рук которого Она обыкновенно принимала пищу".

+++

   В то время как день ото дня Она возрастала и укреплялась духом, совершенствовалась Она и в подвигах и укреплялась в молитве и трудолюбии, восґходя от силы в силу, до тех пор, пока не осенила Ее сила Всевышнего. А что являлся Ей ангел и приносил пищу, это видел своими глазами первосвященник Захария, о сем рассказывает св. Григорий Никомидийский: "В то время как Она день ото дня росла, с летами возрастали в Ней и дары Святого Духа, и Она пребывала в общении с ангелами. Это и Захария узнал: ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида беседует с Девой и подает Ей пищу. Это был явившийся ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление? Видом подобен ангелу, и говоґрит со Святой Девицей; безплотный по образу приносит пищу, питающую плоть, невещественный по природе подает Деве вещественную корзину... Какого свойства приносимая им пища? Из какого хранилища она берется? И кто приготовил ее? Какая рука сделала этот хлеб? Здесь же к Отроковице приходил сам ангел, Она в младенчестве сподобилась таких даров, что ей служат безплотные... Как счастлив и я, наслаждающийся таким видением и приготовляющий эту Деву в невесту Слову".
   Подобно ему говорит Иероним: "Каждый день посещали Ее ангелы, и если бы меня спросил кто-нибудь, как Пречистая Дева проводила там время юности, я ответил бы: это известно Самому Богу да Архангелу Гавриилу, неотступному Ее хранителю".

Православная газета

Митрополит Иларион (Алфеев)

ЗАВИСТЬ

   Сегодня мы поговорим о зависти -- пороке, который является движущей силой истории. Вспомним библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы, которых диавол из зависти совратил на грех:
   Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 1-5).
   Зависть неразрывно связана с обманом. Она глубоко противна Богу. Всякий раз, когда между человеком и Богом устанавливаются истинные, добрые отношения, диавол из зависти старается воспрепятствовать этому. Многие препятствия, возникающие на нашем пути к Богу, связаны прежде всего с завистью диавола. Диавол не только однажды позавидовал людям и совратил их с истинного пути. Он завидует им и сейчас. Он завидует каждому из нас прежде всего потому, что мы являемся членами Церкви, приобщаемся Святых Христовых Таин и потому, что путь, по которому ведет нас Господь, является путем ко спасению, тогда как диавол этого спасения лишился.
   Зависть существует и на человеческом уровне. Вспомните библейский рассказ о том, как Каин позавидовал Авелю:
   Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его... И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (Быт. 4, 3-5, 8-10).
   Этот рассказ говорит нам о том, что зависть, которая была принесена в мир диаволом, уже во втором поколении людей становится причиной убийства. Мы никогда не узнаем, почему Господь призрел на жертву Авеля и не призрел на жертву Каина. Может быть, это было связано с внутренним расположением сердца обоих братьев. Видимо, один приносил жертву искренне, другой -- формально, без любви. Как бы там ни было, в очах Господа они оказались не равны. И когда Каин увидел, что его жертва отвергнута, это не только огорчило и опечалило его, но и подвигло к убийству брата.
   Зависть ослепляет человека. Она заставляет его думать, что преградой между ним и Богом или между ним и какими-то материальными или духовными благами является другой человек, и что как только этот человек будет устранен, все препятствия исчезнут. На самом же деле все обстоит иначе -- человек, как правило, не достигает цели по собственной вине, а не по вине другого. Завистник думает, что на этой земле есть только одно место, и это место должно принадлежать ему, а не его конкуренту. На самом же деле на земле есть место для каждого человека, и каждый может реализовать свой потенциал -- и духовный, и профессиональный, и человеческий. И если мы не реализуем его по каким-то причинам, то причины эти в нас самих, а не в других людях.
   Прочитаем еще один библейский рассказ -- об Иосифе и его братьях. Речь в нем идет о том, как Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия зависти.
   Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно. И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более. Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его. И видел он еще другой сон, и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его, и сказал ему: что это за сон, который ты видел?.. Братья его досадовали на него; а отец его заметил это слово (Быт. 37, 3 -11).
   Однажды, когда братья Иосифа пасли скот в пустыне, отец послал его к ним. Братья "увидели... его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов". Один из братьев, Рувим, сказал: "Не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не наґлагайте на него".
   Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разґноцветную, которая была на нем, и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было (Быт. 37, 12-24).
   Вы помните, что последовало далее. Браґтья продали Иосифа в рабство измаильтянам, шедшим с караваном в Египет. Прошло мноґго лет, Иосиф претерпел многие испытания. Он был и рабом, и свободным, был брошен в тюрьму, но в конце концов стал вторым, после фараона, лицом в государстве. И именно тогда произошло то, о чем Бог сказал Иосифу в его пророческих снах. В земле израильской настал голод, и Израиль и его сыновья отправились в Египет, чтобы купить хлеб. Там они встретили Иосифа. И мы помним, как Иосиф узнал своих братьев и как они не узнали его, как долго он испытывал их, пока наконец не открылся им и не простил их.
   Эта история говорит нам не только о приґмирении человека со своими завистниками и предателями, но и о том, как Бог таинственно вплетает Свой Промысел в человеческие судьбы. Бог всегда направляет человеческое зло к добрым последствиям. Люди предали своего брата и продали его в рабство, а Господь поставил его господином над всей землей.
   Вот еще один рассказ из Библии -- о том, как царь Саул позавидовал Давиду и чуть не убил его.
   Давид действовал благоразумно везде, куда ни посылал его Саул, и сделал его Саул начальником над военными людьми; и это понравилось всему народу и слугам Сауловым. Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: "Саул победил тысячи, а Давид -- десятки тысяч!" И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: "Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства". И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида. И было на другой день: напал злой дух на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: "Пригвожду Давида к стене". Но Давид два раза уклонился от него. И стал бояться Саул Давида; потому что Господь был с ним, а от Саула отступил (1 Дар. 18, 5-12).
   Это пример зависти, которая происходит по соображениям, если так можно выразиться, карьерного характера. Саул был обеспокоен тем, что Давид стал его соперником, что, имея большую популярность в народе, он сможет претендовать на царство. И Саул вообразил, что лучшим способом решить эту проблему будет умертвить соперника. И в тот момент, когда Давид был беззащитен, безоружен, когда в руках его была лишь арфа, Саул пытается копьем пригвоздить его к стене. Но, опять же, Бог вмешивается в историю: Давид дважды уклоняется от копья. Тогда Саул начинает понимать, что здесь действует Бог, что причина его неудач и успехов Давида в том, что Бог отступил от него, и что Бог теперь с Давидом. А почему Бог отступил от Саула? Именно из-за его зависти, которая фактически парализовала его, сделала неспособным к исполнению воли Божией.
   Вспомним теперь несколько эпизодов из земной жизни Спасителя. Когда Иисус роґдился в Вифлееме и волхвы, придя к Ироду, спросили его, где родившийся Царь иудейґский, первой мыслью Ирода было: "А не посягнет ли Он на царство?" И Ирод предпринимает беспрецедентный акт -- убивает всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях от двух лет и ниже. Но и тут побеждает Бог, поґтому что в конечном итоге убитые младенцы стали мучениками за Христа и пошли прямым путем в Царство Небесное, Сам же Христос был сохранен божественным действием для Своего служения.
   Зависть окружала Христа, следовала за Ним по пятам в течение всего времени Его пребывания на земле. Вспомним, как относиґлись к Нему фарисеи, архиереи и книжники. До того как пришел Христос, все было в их руках. Но когда Он начал проповедовать, их авторитет стал стремительно падать. Он неґредко в жесткой форме обличал их -- за то, что они останавливались на углах улиц и молились напоказ, за то, что устроили торговлю во дворе храма. Он опрокидывал их столы и рассыпал деньги. Они учили людей тому, как нужґно соблюдать традиции и предания старцев, а Он говорил, что главное -- поклоняться Богу в глубине сердца. Они видели, что за Ним идут тысячи людей, а от них отступают. И архиереи и книжники, задачей которых было служить Богу и учить народ, возгорелись завистью против Иисуса. Они поняли, что, пока Он жив, их учение не будет иметь силы, их нравственный пример не будет убедителен. Слишком яркая Звезда взошла на их небосклоне, затмив их всех. И они приняли радикальное решение -- предать Его смерти. И сделали все, чтобы этого добиться. Пошли против существовавшего тогґда закона, запрещавшего им предавать смерти человека. Не погнушались даже обратиться к римским властям, к "оккупантам", которых они ненавидели, то есть пошли на нарушение своих же политических установок, чтобы предать смерти Иисуса Христа.
   Христос стал жертвой человеческой зависти. Но божественный Промысел действовал и тут: смерть Иисуса стала спасением всего человечества. Конечно, те люди, которые преґдавали Христа на смерть, распинали Его на кресте, насмехались над Ним, которые, когда Он уже был пригвожден к кресту, говорили: "Если Ты Сын Божий, сойди с креста... Пусть теперь сойдет с креста и уверуем в Него" (Мф. 27,40-42) -- те, кто лжесвидетельствовал против Него, -- они не понимали, что драма, которая разыгрывалась в Иерусалиме, гораздо более значительна, чем все то, что могло прийти в их скудные завистливые умы. Они не понимали, что решается судьба всего человечества и каждого человека и что, вопреки их злобе, и здесь вмешается Провидение, и конечная победа будет за Богом.
   Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов показывают нам, с каким коварством, с каким расчетом действуют люди, одержимые завистью. Но эти примеры показывают нам и другое: божественная правда и божественная справедливость в конечном итоге торжествуют. Даже если человек был не только опорочен завистниками, лишен всего, но и предан смерти, есть будущий век, есть Страшный суд, когда каждому воздастся за его деяния. И завистник будет посрамлен; тот же, кто стал жертвой зависти, будет утешен Господом.
   Обратимся теперь к себе и подумаем, как все сказанное выше соотносится с нашей жизнью.
   Прежде всего мы должны помнить, что в наши дни зависть столь же реальна, как во времена Христа, во времена Давида и Саула, Каина и Авеля. Много веков прошло, но человек не изменился. Поэтому, если в наше сердце закрадывается зависть к кому-то, нужно бороться с ней всеми силами. Чтобы не поддаваться действию зависти, никогда не следует сопоставлять свою жизнь с жизнью других. Нельзя задавать себе вопрос, почему этот человек имеет больше, чем я, почему он преуспевает больше, чем я, почему он достиг какой-то высоты, а я нет, почему он более угоден Богу, чем я, и т. д. Мы должны смотреть на себя, как мытарь, а не как фарисей. Мытарь предстоял перед Богом как человек недостойный, заслуживающий наказания, но надеющийся на милосердие Божие. Он ни с кем себя не сравнивал, и сердце его было свободно от зависти. Будем благодарить Бога за то, что нам дано, а не хулить Его за то, чего нам не дано. Будем благодарить тех людей, которые встречаются на нашем пути и помогают нам, а не осуждать или ненавидеть тех, кто добился в этой жизни большего, чем мы, кто взошел выше нас.
   Что делать, если зависть окружает нас и мы становимся ее жертвой? Прежде всего перед нашим мысленным взором всегда должен быть пример Самого Христа. Всякий раз, когда на нас обрушиваются несправедливость, клевета или осуждение, мы должны помнить, что Христос прошел через все это. Если люди из зависти готовы предать нас не только на позор или поругание, но и на смерть, мы должґны помнить, что и Он пережил то же самое. Очевидно, в этом мире невозможно прожить без того, чтоґбы кто-то нам не завидовал, чтобы кто-то нас не ненавидел. И если мы христиане, мы должны смириться с этим и нести это как свой крест.
   Хочу сказать еще об одном. Заґвисть особенно сильна там, где лиґцом к лицу сталкиваются в схватке божественное и диавольское. Это прежде всего Церковь. В Церкви зависть действует с особой силой и особым коварством. Здесь можно встретиться с такими невероятными проявлениями зависти, которые мы, пожалуй, не встретим вне Церкви. Но это не должно нас смущать. Ведь Церковь -- это поле брани, где решаются судьбы человеческие, где битва идет за каждую душу. Судьба каждого человека взвешивается здесь на весах Божиих, это битва за духовное выживание, за спасение, и именно потому зависть здесь осоґбенно сильна.
   Ведь и Христос жил в глубоко религиозной среде. И главными Его врагами были не светские люди, далекие от духовной жизни, а именно те, в чьих руках находилось духовное руководство людьми, -- архиереи, книжники и фарисеи. Именно под их давлением Пилат, человек светский, был вынужден предать Иисуса смерти. Он искал возможности освободить Арестованного, Который был ему симпатичен, Которому он сочувствовал, ибо понимал, "что предали Его из зависти". А движущей силой убийства были люди религиозные -- первосвященники, книжники и старейшины народа -- те, кто принимал непосредственное участие в битве за души человеческие.
   У зависти множество производных -- прежде всего осуждение и клевета. Когда человек ослеплен завистью, он не останавливается ни перед чем -- он может оклеветать человека, унизить его, опозорить. Но если клевета обрушивается на нас, нужно помнить, что мы не первые и не последние, кто через это прошел. К сожалению, жизнь так устроена. "Блажени есте егда возненавидят вас человецы, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы..."
   В заключение этой беседы я хотел бы привести отрывок из книги священномученика Киприана Карфагенского "О зависти и ревности":
   И какой это червь для души, какой яд для помыслов, какая ржавчина для сердца -- ревновать доблесть или счастье другого, то есть ненавидеть в нем или собственные его заслуги, или благодеяния Божии, обращать в свое зло благо других, мучиться благополучием знатных людей, славу других делать для себя казнью и к сердцу своему приставлять как бы неких палачей, к помыслам и чувствам своим приближать мучителей, которые терзали бы их внутренними мучениями. Не радостна для таковых пища, и питье не может быть приятным, они постоянно вздыхают, стонут, скорбят. И как ревность никогда не оставляет завидующего, то сердце, днем и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно. И чем более обстоятельства благоприятствуют тому, на кого обращена зависть, тем более завидующий возгорается пламенем зависти. Отсюда -- угрюмый вид, суровый взгляд, бледное лицо, дрожащие губы, скрежет зубов, свирепые слова, неистовые ругательства, руки, готовые на убийства и, хотя свободные на время от меча, но вооруженные бешеной завистью, бешеной ненавистью. Поэтому-то Дух Свяґтой говорит в псалмах: "Не ревнуй спеющему в пути своем", и еще -- "назирает грешный праведного и поскрежещет нань зубы своими, Господь же посмеется ему зане прозирает яко приидет день его".
   В конечном итоге Господь всегда останется победителем. Только бы каждому из нас оказаться на стороне Бога, а не на стороне диавола.

Журнал "Святой Родник"

Православное чтение для всей семьи

N6 (12) июнь 2012

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ ПРИШЕЛ НА ПОМОЩЬ

   Шла Великая Отечественная война. Четырнадцатилетний Алёша был захвачен вместе с другими ребятами во время полевых работ и помещён немцами в тюрьму. Алёша решил бежать. Задуманное он собрался осуществить в один из дождливых дней, когда заключённых вели под конвоем к месту работ. В эти напряжённые минуты мальчик вспомнил бабушку и её слова, обращённые к Богу: "Господи, помоги, спаси нас, Господи!" Споткнувшись и упав в грязь, пленник замер, ожидая выстрела, но солдат только ударил его сапогом и стал догонять остальных. Пролежав некоторое время, мальчик побежал в направлении леса. Через несколько часов, совершенно обезсиленный, он рухнул на небольшой лесной полянке.
   Очнувшись, Алёша увидел сидящего рядом молодого человека. Ничем особенным он не был примечателен. Только потом Алексей удивится и поймёт, почему сразу доверился ему, словно знал его очень давно. "Чего лежишь? Пошли!" -- это были единственные слова, которые произнёс незнакомец. Ни секунды не сомневаясь, мальчик встал и пошёл за ним. Сколько они шли, Алёша не знал, дорога была трудной, мелкий кустарник и трава обвивали ноги, ветки хлестали по лицу. "Вот бы нож или топор", -- подумал мальчик, и в то же мгновение незнакомец подал ему огромный нож, больше похожий на меч. Теперь идти стало легче. Если мальчик совсем терял силы, незнакомец садился на землю и терпеливо ждал, когда Алёша отдохнёт. Странным мальчику казалось то, что сам незнакомец ни разу ни прилёг, не задремал. Когда они вышли в знакомый лес, где Алёша с друзьями бывал каждый день, незнакомец вдруг исчез -- он словно растаял в звенящем прохладном лесном воздухе. Нигде не нашёл Алёша и того большого ножа.
   От радости и обиды мальчик долго и безутешно плакал. Дома взрослые удивлялись, как он мог бежать из плена так легко, как живым и невредиґмым пересёк линию фронта... Алёша несвязно пытался объяснить, что был не один, что его вёл незнакомый молодой человек. Но все только вздыхали и повторяли: "Ну, слава Богу, жив! Слава Богу!" А бабушка утром следующего дня пошла в церковь: благодарить Бога за спасение внука. Спустя несколько дней когда Алёша окреп, она настояла, чтобы он пошёл с ней.
   Придя в церковь, бабушка поставила мальчика возле иконы, перед которой молилась сама. Алеша поднял глаз на икону и вскрикнул от неожиданности: "Бабушка, вот мой спаситель!" С иконы на Алёшу смотрел Архистратиг Михаил. В правой руке он держал меч тот самый, что помог мальчику пробираться сквозь лесные непроходимые чащи, преодолеть страх, голод и смерть.

Самара, "Благовест"

  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"