Разрушенная святыня села Остропяты (Воловский район)
Родионова Яна, учащаяся 7класса
МКОУ "Станционная СОШ", Воловский район.
Консультант: Мареева Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов и ОПК.
Моя деревня. Места нет роднее!
Что ждет тебя за поворотом лет.
Цвести ли дальше липовым аллеям,
Встречать ли на Турдейке нам рассвет?
Когда мы обращаемся к истории Отечества, нас интересуют вопросы: что было? Какими были наши предки в далекие времена? Что их волновало? Что вдохновляло? Ответы на них можно найти, изучая историю малой родины.
История одного села, одной семьи - это капельки, из которых получается полноводная река истории жизни человека на земле.
Деревне Турдей в 2012 году исполнилось 384 года. Рождение - 1628 год.
Из книги "Волово": "В 1628 году Богдан Юрьевич Сахаров царем Михаилом Федоровичем был пожалован землей по реке Красивая Меча и речке Турдей, где находились пустоши "Дикое поле", "Дубровка". Жители деревни были православными, и Турдей относился к приходу села Остропяты.
Знакомясь с историей прихода и храма, мы узнаем, что "местность, занимаемая приходом, писал в конце XIX века преподаватель Тульской духовной семинарии П. И. Малицкий, - неровная, гористая, изрезанная во множестве глубокими оврагами. Берега рек и оврагов изобилуют залежами дикого камня, дающего много отличного материала для построек, которые в огромном большинстве делаются здесь из камня или кирпича местного производства. Значительный интерес представляет данная местность в историко-археологическом отношении. Близ сельца Турдей, вверх по течению реки Турдейки, в районе остропятовского прихода, есть местность "Казачий брод". Даже название села потеряно в живом народном предании. А древнейшие церковные документы восходят не далее второй половины XVIII столетия и застают уже существующим этот приход с тем же названием и с тем же наименованием храма, с какими он известен и в настоящее время".
К 1759 году существовавший в селе храм был уже четвертым со времени строительства первого, бывшего деревянным, построенного, предположительно, в первой половине XVIII века и сгоревшего от удара молнии во второй половине того же столетия. Построенный вместо него на другом месте деревянный храм в 1780 году тоже сгорел.
В 1819 году состоялась закладка каменного трёхпрестольного храма.
Строительство этого храма происходило в несколько этапов. К 1825 году построили трапезную часть и левый придел с алтарем во имя святого Дмитрия Солунского. В 1835 году было окончено строительство правого придела, он был освящен в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
Строительство храма производилось тщанием дворянина Алексея Сергеевича Игнатьева, бывшего офицером Тульского ополчения в войну 1812 года. Средства на строительство нового храма поступали также из церковной казны и из пожертвований прихожан.
В 1852 году А. С. Игнатьев скончался и был похоронен на кладбище около церкви. К этому времени церковь с колокольней уже была почти выстроена, но из-за смерти А. С. Игнатьева постройка не была доведена до конца.
Лишь в 1876 году строительные работы возобновились и были окончены в 1889-м. Средства на окончание строительства были выделены вдовой А. С. Игнатьева - Агафьей Ивановной Игнатьевой. Отстроенный храм был богато украшен и освящен 10 октября 1889 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В настоящее время местность около храма и кладбище находятся в запустении и могила А.С.Игнатьева утрачена.
В состав прихода входило само село Остропяты, состоявшее из трех поселений - Остропяты, Жидкая и Теряевка, и деревень - Костомаровка, Игнатьевка, Юдинка и Турдей. В приходе в 1895 году числилось 1299 душ мужского и 1318 женского пола. Причт церкви состоял из священника, дьякона и псаломщика. Церковной земли имелось более 86 десятин 510 кв. саженей, из которых усадебной - 2 десятины, полевой - 70 десятин, луговой - 12 десятин и под рекой и дорогами - 1 десятина 1337 кв. саженей. Почва - черноземная, частью песчаная и глинистая, плодородная.
В приходе были следующие школы: 1) земская двухкомплектная в селе Остропятах, 2) земская двухкомплектная в сельце Турдей и 3) земская однокомплектная в деревне Юдинке.
В 1911 году церковь посетил архиепископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий). К сожалению, достоверных сведений о цели поездки не сохранилось. Известно лишь, что в 1911 году архиепископ Тульский и Белевский Парфений посещал и другие церкви района.
Настоятелем церкви в 1917 году был священник Николай Александрович Зерцалов. Он в 1885 окончил Тульскую Духовную семинарию. В 1888 году рукоположен к Покровской церкви села Остропят. В 1899 году был утвержден в должности законоучителя Остропятского начального училища.
Диаконом в 1917 году был Иван Филиппович Никольский. Он окончил 3 курса Ефремовского духовного училища.
Псаломщиком при церкви был Иван Петрович Родионов.
С 1914 по 1917 год церковным старостой был крестьянин Тимофей Георгиевич Гусаров.
Как сложилась судьба этих людей после революции достоверно неизвестно.
Прошло больше века. Ни в Остропятах, ни в Тердее нет уже людей, которые могли бы поделиться воспоминаниями тех дней.
После 1917 года Покровская церковь, как и большинство храмов нашей страны, была закрыта и постепенно разрушалась.
Покровская церковь. Село Остропяты. Современное фото.
Время неумолимо... Сегодня святыня полностью разрушена. Деревни, когда - то относящиеся к ее приходу тихо доживают свой век. Но вселяет надежду, однажды услышанный разговор турдейских сторожил: "Могли ли мы еще 70 лет назад представить, что храмы по всей стране будут восстанавливать? Может быть, и наш храм поднимут, как это сделали в Волово, Кадном и наши правнуки увидят Покровскую церковь".
Может быть...
Православные храмы Дубенского района
Баташов Андрей Владимирович, учитель истории
МОУ Надеждинская СОШ, Дубенский район.
На территории в пределах границ современного Дубенского района до известных событий 1917 года действовал 21 приход. Сегодня, действующими на территории нашего района, являются лишь 3 храма - храм св. апостолов Петра и Павла в п. Дубна, храм Николая Чудотворца в с. Карачево, храм св. апостола Иоанна богослова в с. Протасово. В с. Лужное построена часовня св. апостолов Петра и Павла. В пределе восстанавливаемого Воскресенского храма проводятся богослужения.
Вот наиболее интересные истории некоторых храмов.
Приход с. Протасово.
Приход с. Протасово в Дубенском районе является самым древним. Время его возникновения относится к XVII веку. У Малицкого находим более точную дату 1677 год. Согласно легенде селян храм был построен на месте неоднократного явления иконы святой великомученицы Параскевы. Сначала храм был деревянным, по одним данным он сгорел, по другим был разобран.
На месте старого в 1831г. был построен новый каменный храм на средства поручика гвардии Д.В. Ивашкина (данные Малицкого). Храм был холодный летний с одним пределом во имя св. великомученицы Параскевы - Пятницы.
При храме с 60-х годов XIX века существовало церковно-приходское попечительство, а в сельце Дубна при Дубенском чугуноплавильном заводе построена больница. В приходе действовало 3 школы. В Дубне и Протасово земские. В Ивановке школа грамоты.
В приходе с. Протасово действовал еще один храм. Примечательно то, что ни у Малицкого в его замечательном очерке "Приходы и церкви Тульской епархии" ни в других источниках известных дубенцам он не упоминается.
Среди селян существует версия, что храм во имя святого Апостола Иоанна Богослова построен в конце 19 века. Однако не ясно, почему он не попал в очерк.
Средства на строительство храма предоставил А.Мосолов.
Алексей Мосолов часто посещал храм, бывали в нем и именитые гости. Местные жители вспоминают, что находясь в гостях у Мосолова, сюда на молебен приходил великий князь Николай Николаевич Романов.
В период Советской власти храм был закрыт, в нем устроили зерноток и, это спасло его от полного разрушения. Храму Великомученицы Параскевы в этом смысле не повезло, его разрушили до основания.
С получением нового оборудования ток был перенесен в отдельный комплекс, а в храме апостола Иоанна Богослова устроили сельскую библиотеку. С началом возрождения Православия в России храм решено было восстановить.
С 1996 года начинаются реставрационные работы. Особенно много для восстановления храма сделал приехавший в Протасово священник о. Виктор, при нем начались богослужения.
Современный вид и великолепие храм приобрел в период священства о. Пимена. При нем проведены работы по совершенствованию внутреннего убранства храма, отделаны стены, переделан и "убран золотом" купол, возведена храмовая ограда.
При молодом о. Ростиславе с широким размахом стали праздноваться храмовые праздники. На них неоднократно присутствовал митрополит Тульский и Белевский Алексий.
Храм Николая Чудотворца
Другим храмом, который неизменно привлекает внимание исследователей православной истории в Дубенском районе, является храм Архиепископа Мирликийского Николая Чудотворца, находящийся в с. Карачево.
Храм является своего рода уникальностью Дубенской земли её украшением - ведь он был постоянно открыт, и в нём проходили богослужения и в годину гонения на православие 20-30 гг. XX века и в хрущевскую "оттепель" - период, когда лидер советского государства хотел показать народу последнего попа.
Храм Святителя и Чудотворца Николая был построен и освящен в 1865 году. Деньги на строительство выделила помещица Анна Климентьевна Мосолова (находим у Малицкого). Храм был небольшой, но построен из камня.
Рядом с храмовым зданием была возведена высокая колокольня, сохранившаяся в первозданном облике до нашего времени. При храме в 1890 году была открыта церковно-приходская школа.
После революции 1917 года храм неоднократно пытались закрыть, но каждый раз решение о его закрытии либо откладывалось, либо по каким-то Богу определенным промыслам не исполнялось.
Когда же церковь всё-таки закрывали на непродолжительный период по воле того же случая она снова по указанию вышестоящих властей открывалась и священник неведомо каким образом оказывался на свободе и снова служил.
В праздничные дни Светлого Христова Воскресенья народ "валом валил" на богослужения и ни атеистическая пропаганда, ни репрессии не помогали. Так продолжалось до 90-х гг. XX века.
Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая действует и поныне.
Спасо-Преображенский храм
Ещё одним интересным на территории Дубенского района по праву считался храм Преображения Господня в с. Якшино.
Как известно, Якшино изначально являлось имением князей Галициных, устроивших здесь удивительный парк, но впоследствии это имение было продано Г. Галициным своему дяде Псковскому губернатору А.А. Гордееву.
Храм Преображения построен в 1817 году. По данным Малицкого к храму позже в 1868 был пристроен алтарь, а освятить его удалось лишь в 1877 году.
Храм отличался от районных церквей, прежде всего своими размерами, красотой и убранством. Галицины-Гордеевы не жалели средств на его содержание. В 1888 году он был перестроен и весь сделан теплым.
Всё изменилось после 1917 года, когда безбожники закрыли храм, разрушили колокольню, а в его помещении устроили склад пиломатериалов. С разрушением помещения склад был перенесен. До наших дней храм не восстановлен и находится в таком же плачевном состоянии.
В 60-70 гг. в алтаре храма был обнаружен семейный склеп Гордеевых. Согласно надписи на памятной плите в склепе захоронен Н.Ф. Гордеев, его жена и дети. К сожалению, дальнейшая судьба захоронения не известна.
Такова история лишь трех церквей на территории Дубенского района.
Рассказ о приходах, их истории можно продолжать, дополнять, но верим, что наступит время, когда нашему взору больше никогда не будут докучать руины разрушенных когда-то церквей и история каждого храма будет продолжена. Это особенно актуально в наши дни, когда общество переживает духовно-нравственный кризис.
Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Наша страна лишилась официальной идеологии, а общество - духовных и нравственных идеалов. Свелись к минимуму духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.
Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительная с точки зрения развития личности, семьи и государства. Рост преступности и насилия, наркомания, массовая алкоголизация населения в России, масштабная коррупция и другие черты все это разрушительные последствия жизни без Бога, социалистического эксперимента XX века и либерально-демократических изменений последних десятилетий.
Таким образом, духовно-нравственный кризис нации порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны.
Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ, невозможно никакого развития. Однако опыт показал, что попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных "общечеловеческих" ценностей не приводят к успеху. Именно поэтому спасением в преодолении кризиса в России может стать восстановление и распространение нравственной православной культуры, как духовной, так и материальной, выражающейся в уважении к своим святыням, своим храмам, сохранении и приумножении православного наследия наших предков.
Храм Флора и Лавра в селе Тормасово Ефремовского района
Гололобов Роман, учащийся 6 класса
МБОУ "Киреевская СОШ N7", г. Киреевск.
Консультант: Колосова Н.В., учитель русского языка и литературы
Каждое лето мы с семьёй ездим отдыхать в Ефремовский район Тульской области на реку Красивая Меча. И каждый раз, проезжая мимо села Тормасово, я любуюсь храмом, стоящим посреди холма. Пусть он почти весь разрушен, но сих пор притягивает взгляд своей суровой красотой.
Из интернета я узнал о храме поподробнее. Оказывается, в конце 18 века, а точнее, в 1794 году, в Тормасово в стиле барокко была построена церковь Флора и Лавра, покровителей скотоводства. Она имела толстые массивные стены из белого тёсаного камня, узкие немногочисленные окна, поднятые высоко от земли.
Церковь имела два престола: Троицы Живоначальной и Михаила Архангела. Из воспоминаний старожилов известно, что стены храма внутри были богато расписаны яркими фресками с изображением Библейских сцен. Использовались при росписи голубые, красные, золотые и зелёные цвета.
Ярко-синий купол церкви, золотая маковка и высокий шпиль на колокольне были видны даже из соседней деревни, а звон огромного колокола в непогоду помогал путникам найти дорогу. Как отмечают люди, помнящие эту церковь действующей, она производила неизгладимое впечатление именно суровой и величественной красотой. Вокруг располагалось старинное кладбище. Ограда была двойная: сначала каменная, а внутри, перед входом в храм, металлическая, кованая. Прихожане, заходя за вторую ограду, снимали обувь и переобувались в праздничную.
Одним из последних тормасовских батюшек был Знаменский Александр Алексеевич. В 1931 году он был арестован и позднее расстрелян. До 1938 года церковь была действующей. Из воспоминаний также известно, что при кладке стен в раствор добавляли белки яиц, поэтому они очень прочные. Когда в 1965 году управляющий деревни Кочергинка Щедрин В.Т. взрывал алтарь тормасовской церкви, чтобы добыть кирпич, при взрыве отделялись целые куски кладки. Кирпич не смогли добыть, а красоту церковную уничтожили! В здании храма было зернохранилище, а затем долгое время - мехмастерские.
Среди жителей существует легенда, что под маленькой часовней, которая находится рядом с храмом, похоронена дочь барина Пинского. Он жил выше по речке Вытемке. Людская память сохранила к этим людям чувство благодарности и уважения, так как глава этой семьи помогал селянам, а в 1883-1884 годах им была построена в селе школа.
Можно сказать, что жизнь в этом святом месте продолжается, потому что летом 2005 года бывший житель этого села В.Н. Чурилов решил восстановить часовню. Работы оказалось очень много, несмотря на её крошечные размеры, и осенью этого же года сюда стали приходить люди. Они приносили свои иконы, кто что мог. Летом 2006 года отец Анатолий освятил часовню Флора и Лавра. Теперь каждый может зайти туда в любое время, помолиться. В этой часовне теплится лампада людских радостей и скорбей, надежды и веры.
Как жаль, что не удалось сохранить этот храм пусть не как действующий, а хотя бы как памятник архитектуры 18 века! "Без алтаря он восстановлению не подлежит", - так сказали специалисты из области.
Вера в высшую справедливость, заступничество и добро всегда живёт в нашем сердце, поэтому люди, взрослея или набираясь жизненного опыта, рано или поздно приходят к Богу.
Закончить свою работу я хочу стихотворением Татьяны Шебаровой:
Без Бога нация - толпа, объединённая пороком,
Или слепа или глупа, иль, что ещё страшней, жестока.
И пусть на трон взойдёт любой, глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу.
Я попытался представить, как мог выглядеть этот храм раньше, много лет назад, и сделал такой рисунок, сравнив с современным видом храма.
Этой красоты мы лишены безвозвратно?
Церковь Георгия на Хопре (Святодуховская церковь) в Туле
Шушукин Сергей, учащийся 5 класса, МКОУ - СОШ N 48
имени Героя Российской Федерации
Сергея Сергеевича Громова, г. Тула.
Консультант: Трунова Марина Вячеславовна, учитель географии.
Как-то проходя по улице Платона Луначарского, я обратил внимание на сильно разрушенное здание, расположенное на пересечении улиц Штыковой и Луначарского. Здание выглядело удручающе. Мне захотелось узнать его историю. Из книг и рассказов взрослых я выяснил, что Георгиевская церковь (Егорий на Хопре), так называли храм, - храм во имя св. вмчк. Георгия был построен в Кузнецкой слободе в 1667 г. из дерева "попом Иваном". Согласно писцовой книге того времени деревянный храм имел придел Жен Мироносиц. К концу XVII в. Храм сильно обветшал и в 1696 г. был разобран. На его месте тогда же был построен каменный храм того же наименования с приделом во имя св. Евангелиста Иоанна Богослова.
В Туле тогда существовала еще одна Георгиевская церковь, "на Ржавце", и в названии зареченского храма было уточнение: "под Ужовым болотом", позднее "на Хопре", "в Казенной слободе", "на оружейной слободе".
В 1757 году из-за ветхости церковь разобрали и начали возводить новую, обширную и прочную, - во имя Сошествия Святого Духа, с приделами Иоанна Богослова (справа) и Георгия Победоносца (слева). В приделах богослужения проводились уже в 1766 году. Полностью храм возвели к 1769 году; тогда же поставили и колокольню с 8-ю колоколами. Строительство велось на добровольные пожертвования прихожан.
Одним из крупных жертвователей был Антон Пастухов. Особое участие в устройстве и украшении храма принимали купцы Вельские.
В 1882 году на средства прихожан был поставлен новый иконостас в Богословском приделе, в 1886 - в Георгиевском. В первой половине 1890-х годов обновили главный иконостас; тогда же церковь была расписана.
В XVIII веке это самый большой из приходов Гончарной и Кузнецкой слобод: в него входила примерно треть населения Заречья, а также жители ближайших деревень - Куруловки, Клоковой (в 1856 году отошла к приходу села Горелки) и Протопоповой. В числе прихожан были братья Красильниковы - владельцы железных и медных заводов в Казанском, Уфимском уездах и в Оренбургской губернии - и их дети.
По количеству и богатству украшений Святодуховская (Георгиевская) церковь превосходила все зареченские храмы. В середине XIX века серебряной утвари в ней было более 17 пудов, в основном из низкопробного серебра. В "Тульских епархиальных ведомостях" в 1866 году протоиерей Г. Панов отмечал: "Не то нужно счесть редкостию в нашем городе, что вся эта церковь с алтарями расписана живописью, что все иконостасы в ней позлащены; но престол в настоящей церкви, окованный листовым серебром, почти все иконы в иконостасах, украшенные серебряными и позлащенными ризами, не могут не обратить на себя внимания любителей благолепия в храмах Божиих". Серебряное одеяние на престол было сделано в 1847 году усердием благотворителей, особенно церковного старосты, бывшего оружейника Ивана Игнатьевича Самсонова.
Некоторые ризы имели мемориальный характер. На храмовом образе "Сошествия Святого Духа на апостолов" была серебряная риза с надписью: "Сия риза сооружена в 1814 г. Июня 3 дня, в знак избавления от врага, бывшего в 1812 г. в пределах и столице России".
Образ явления святой Троицы под дубом Мамврийским украшала серебряная риза с надписью внизу, на финифти: "Риза сия устроена усердием прихожан в знак памяти бывших в Туле 1834 г. двух больших пожаров 29 Июня и 5 Сентября".
При Георгиевской Церкви была каменная богадельня, ее снесли из-за ветхости в 1830 году. Вместо нее, по желанию прихожан, построили в 1863- 1864 гг. новый двухэтажный дом. В этом здании разместился приют для стариков (в начале XX века в нем проживали четыре пожилые женщины) и церковноприходское училище для детей.
В "Тульских епархиальных ведомостях" приводится список жертвователей на строительство богадельни и училища. В нем 59 человек. Люди вносили деньги -- от 1 до 50 рублей, предоставляли строительные материалы. Многие благотворители не захотели вносить свои имена в книгу. Наибольший вклад (600 рублей) сделал церковный староста купец Михаил Иванович Туляков, хотя и имел весьма ограниченные собственные средства.
По сообщению "Тульских епархиальных ведомостей", он "сам заготовлял строительные материалы и нанимал мастеровых со всей строгостью хозяйственной экономии". Архитектор, свободный художник академии И. Пастухов безвозмездно разработал проект здания и безвозмездно же осуществлял надзор за строительными работами.
Училище было открыто 4 июля 1865 года. Дети в нем обучались чтению по церковной и гражданской печати, изучали катехизис, краткую Священную историю, чистописание, начальную арифметику и "прокладывание на счетах", краткую историю России, грамматику.
В 1895 году при храме начала действовать церковноприходская школа.
Улица, на которой находилась церковь, была названа по ее наименованию - Георгиевской. Таким образом, до революции в Туле было две Георгиевских улицы. В 1924 году Георгиевскую улицу, находившуюся в Заречье, переименовали в улицу Платона Луначарского.
Георгиевская церковь была закрыта в 1930 году. Долгое время в бывшей церкви находились разные конторы и склады.
Ныне внешний вид этого здания печален. Дореволюционных качественных фотографий Георгиевского (Святодуховского) храма обнаружить не удалось. По широким пилястрам основного объема и едва сохранившемуся богатому лепному декору наличников специалисты предполагают, что церковь была построена в формах барокко. Однако уцелевший фрагмент декора стены относится, скорее, к классицизму. Возможно, стены храма украшались при позднейших перестройках.
В 1991 году здание Георгиевской церкви было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения. Храм не действует. Восстановление святыни необходимо.
Я узнал, что в Тульской области есть еще храмы в честь Георгия Победоносца, два из них тоже в плачевном состоянии - церковь Георгия Победоносца в с. Пришне и храм Святого Георгия в с. Ломинцево Щёкинского района, а также храм в с. Кадное Каменского района освященный в 2001 г. епископом Тульским и Белевским Кириллом. Хотелось бы, чтобы и наш храм обрел свое второе рождение.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛИХВИНСКОГО ВВЕДЕНСКОГО ХРАМА
Вот уже несколько лет мы ходим в туристско-краеведческие экспедиции. Мы - это ребята, обучающиеся в кружках "Основы православной культуры" и "Патриот".
Эти экспедиции проходят с целью изучения истории родного края. В них мы собираем материал о церквях бывшего Лихвинского уезда Калужской губернии. Для этого опрашиваем местных жителей, фотографируем, делаем анализ состояния исследуемых объектов, обобщаем экспедиционный материал.
На территории Суворовского района находится немало памятников церковной архитектуры с неповторимыми настенными фресками. Очень часто - это ансамбли архитектурного строительства XVII-XIX веков, усадебные комплексы, исторические некрополи.
"Разрушенные храмы похожи на наши души, и нельзя возродить духовность, не восстановив поруганные святыни". (Архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев).
С середины I тысячелетия нашей эры на реке Оке поселились вятичи, славянские племена. Языческая вера поокских славян сохранялась достаточно долго, а христианство приживалось необычайно тяжело. В XII веке монах Киево-Печерского монастыря преподобный Кукша прибыл в землю вятичей проповедовать христианское учение. Из жития преподобного Кукши нам известно, что "...он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свёл, и озеро иссушил и много других чудес сотворил".
Хотя и были убиенны Кукша и его ученик Никон, но христианская проповедь священномученика Кукши пустила глубокие корни в среде вятичей, многие из них приняли крещение.
Из истории храмов, церквей, монастырей Лихвинского уезда и их
роли в развитии культуры и образования нашего края.
Первое упоминание о городе Лихвине в летописных источниках встречается с 1565 года, хотя будучи небольшим селом Лихвин упоминается в истории Соловьёва за 1447 год под именем Лисин. В некоторых исторических исследованиях утверждается, что ранее на месте города располагался город Девягорск (по данным археологических раскопок в 2011 году у города Чекалин). Есть все основания утверждать, что еще в VIII - X веках были древние поселения вятичей.
Все дороги, ведущие в город, запирались воротами с башнями, на которых постоянно находились дозорные. "Лихвинская засека" имела семь ворот с крепостями, главной из которых была Лихвинская крепость. Подобно большинству русским порубежным городам внутри крепостной стены были Соборные церкви Николая Чудотворца и Алексея Митрополита, обе деревянные.
В 1615 году был на правом берегу Оки близ Лихвина был открыт Лихвинский женский монастырь во имя свт. Афанасия Александрийского.
В 1784 году купцом Прониным была построена Спасо - Преображенская церковь. После пожара в конце XVII века церковь и Афанасьевский монастырь не восстанавливались. Из кирпича сгоревших построек в начале XX века была построена городская больница.
В д. Косолапово с 1889 г. существовала школа грамоты прихода Лихвинской Введенской церкви. С 1893 года учителем состоял крестьянин Дмитрий Лапишнов, имеющий звание начального народного учителя.
Ближайшие церкви на реке Оке: Лихвинский Покровский Добрый монастырь с двумя храмами Покровским и Вознесенским в четверть версты, на юге Георгиевская на Черепети в 4 верстах, на северо-востоке Воскресенская в селе Нелюбовское в 7 верстах.
В приходе находилось две земские школы. В селе Доброе обучалось 52 мальчика и 7 девочек, в Варушицкой земской школе по сведениям за 1893 г. При монастыре существовала церковноприходская школа, в которой обучалось 40 мальчиков. В д. Болото находилась школа грамоты Добринского прихода, в ней обучалось 30 мальчиков. В д. Ивашино обучалось до 30 ребятишек.
Во всех школах обязательно изучался Закон Божий. Дети учились по букварю для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению, изучали гражданскую и церковнославянскую азбуку и особое внимание на каждом уроке уделялось заповедям Божьим.
История Спас-Введенского храма Лихвина
Лихвинская Введенская церковь построена в 1821 г. прихожанами.
Трапезная помещиком Сергеем Петровичем Ртищевым. Церковь каменная, с каменной оградой с трех сторон: восточной, южной и северной. Размер церковного здания длина 32,5 аршина, ширина 11 аршин. Церковная сторожка находилась при самой церкви. Каменная церковь устроена на месте бывшего монастыря Михаила Малеина, откуда и перешли престолы.
Престолов три. В настоящее время престол освящен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, память 21 ноября/4 декабря. В теплом приделе с правой стороны во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19 декабря. С левой стороны престол освящен во имя преподобного Михаила Малеина, память 12/25 июля.
Усадебной земли по плану было 1 десятина 165 кв. саженей, но причт не пользовался землей вследствие занятия последней постройками городскими обывателей. Сенокосной 9 десятин, пашенной 20 десятин, неудобной 15 десятин 166 кв. саженей на реке Оке. Эта земля была заросшая бечевником, по ней проходила дорога и овраг. Кроме этой земли прихожанин Иван Никонович Борисов пожертвовал 19 десятин 300 кв. саженей усадебной земли, которая находилась в Козельском уезде. Половина арендной платы от этой земли поступало в пользу церкви, другая половина в пользу причта, которые каждую субботу поминали самого Ивана Борисова, родителей и детей. Вся церковная земля сдавалась в аренду. Собственные дома священнослужителей находились на белой земле.
Расстояние от духовной консистории 50 верст, от местного благочинного 18 верст. Ближайшие церкви: Спасо-Преображенская городская, отстоящая несколько саженей, на севере Златоустовская в селе Тарасьево в 5 верстах, на юго-западе Богоявленская в селе Мыжбор в 8 верстах, на юге Успенская в селе Песковатское в 5 верстах.
Опись церковного имущества была составлена в 1876 г. Освидетельствовано духовной консисторией 7 января 1877 г.
За 1862 г. в 114 дворах проживало 474 мужского и 518 женского населения (Клировые ведомости церквей Лихвинского уезда за 1862 г. // ГАКО, ф. 33, on. 3, д. 540, л. 18 об.).
Приход в 1893 г. состоял: в 156 дворах проживало 590 мужского и 626 женского населения.
В 1890 г. прихожане получили архипастырское благословение за пожертвование в церковь 105 руб. на приобретение полного священнического и диаконского облачения (КЕВ, 1890, N 3, ч, оф. С. 31).
В 1891 г. прихожане получили архипастырское благословение за пожертвование в церковь хоругвей стоимостью 130 руб. (КЕВ, 1891, N 6, ч. оф. С. 111).
В 1935 году храм отреставрировали, а в 1937 году закрыли. Богослужение в Введенском храме возобновилась в 1941 году. После освобождения от немцев церковь решили снова закрыть. С башни срезали колокольню, чтобы переоборудовать под водонапорную башню. После в церкви располагалась электрическая подстанция, потом пилорама и лишь перед открытием храма убрали столярный цех. Церковное здание сохранилось без колокольни. В 1988 г. здание Введенского храма передано Тульской епархии и значится в разряде действующих (Веденин B.JI. Трагедия "злого города". - Золотая аллея, 2008. С. 158; Натурное обследование местности. Калуга - Лихвин. 29 день сентября 2007 г.) к этому времени собор и два других храма начисто разрушены хозяйственной деятельностью горожан, даже фундаменты разрыли и разобрали.
Настоятелем храма с 12 июля 1989 года был назначен протоиерей Анатолий Дудин. И началось регулярное богослужение в храме. Храм обустраивался с миру по нитке. Прихожане приносили иконы. Отец Георгий из Одоева пожертвовал мелкую утварь, книги, большое количество меди.
Суворовский художник Виктор Синицын подарил небольшой колокол. А всего их теперь четыре.
С 12 января 2000 года Преосвященнейший Кирилл, епископ Тульский и Белевский, совершил освящение престола в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Члены кружка "Православная культура" часто посещают службы в Введенском храме. Отец Анатолий приезжает к нам на занятия кружка, проводит беседы, читает проповеди. Все ученики и учителя с удовольствием посещают эти встречи. Нам кажется, что после этих встреч наши души становятся чуточку светлее.
Лоенко Полина, Потапов Илья, учащиеся 8 класса
МБОУ Черепетская СОШ им. Н.К. Аносова", Суворовский район.
Консультанты: Снегирева Г.П. учитель русского языка и литературы,
Ларина Н.Н. учитель географии.
ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В СЕРГИЕВСКОМ-НА-УПЕ
Белякова Мария, учащаяся 9 класса,
МОУ "Петелинская СОШ", Ленинский район.
Руководитель: Фролова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы.
Безмолвными свидетелями исторических событий и человеческих судеб являются недвижимые памятники истории и культуры. На сегодняшний день их количество в Туле и Тульской области составляет около 3,5 тысяч объектов. Эта цифра не окончательная, так как обследованы далеко не все районы области на предмет выявления объектов, представляющих историко-культурную ценность.
Особая роль среди архитектурных памятников принадлежит церквям и монастырям. В Туле в XIX веке были созданы прекрасные творения зодчих, замечательные духовные, архитектурные и исторические памятники. В 1917 году число храмов и часовен в Тульской епархии составляло 1089. В самой Туле с ее 130-тысячным населением было 3 собора -- Успенский, Богоявленский и Спасо-Преображенский - и 68 храмов и домовых церквей (при семинарии, больницах, учебных заведениях, приютах).
По переписи 1897 года самым крупным по численности населения уездом был Тульский (216 698 обоего пола). В Тульском уезде действовало 78 церквей. Почти в каждом селе был свой храм. Стояла церковь и в моём родном посёлке Сергиевском. За годы советской власти все монастыри и почти все храмы на территории епархии были закрыты, большинство из них - в том числе и наша церковь - разрушено. Большая часть духовных, исторических и культурных ценностей были конфискованы.
Православность - одна из характерных черт русского человека. Каждая приходская церковь имела свой церковный округ населения - приход. Приход был основной епархиальной единицей России. Церковь была центром всей приходской жизни. Известный историк российского крестьянства А.И. Клибанов образно сказал, что "вся жизнь русского крестьянина прошла возле ограды сельской церкви".
В уездах центром прихода являлось село, в состав которого входило ещё несколько более мелких населённых пунктов. Одним из таких центров в Тульском уезде являлось Сергиевское-на-Упе. Приход этого села составляли: село Сергиевское (Упекая Гать) и деревня Сергиевские выселки. Число прихожан на конец XIX века (по Малицкому) составляло 204 души крестьян мужского и 220 - женского пола. Есть и другая информация, по которой в Сергиевский приход, кроме означенных сёл и деревень, входили ещё деревня Слободка: (2 версты от Сергиевского-на-Упе) 47 дворов, 159 мужчин, 166 женщин; деревня Солосовка (5 вёрст от Сергиевского-на-Упе) 3 двора, 23 мужчины, 19 женщин.
Открытие Сергиевского прихода относится к 1733 году. Именно тогда, как гласили церковные летописи, здесь "местным помещиком Иваном Григорьевичем Сухотиным" была построена небольшая однопрестольная церковь в честь Сергия Радонежского. В каком году храм был освящён - неизвестно.
О церкви в Сергиевском мы знаем мало. По единственной, очень неясной журнальной репродукции ("Столица и усадьба", N 22, 1914г.) трудно судить об архитектуре церкви. Известно, что была она каменная, крыша была покрыта листовым железом, "окрашенным медянкою", пол каменный. На церкви "глава из листового железа, крест на ней железный, окрашен жёлтой краскою, прикреплён к главе цепями". Из Описи села Сергиевского-на-Упе за 1856 год мы узнали, что при церкви была колокольня "на двух деревянных столбах, покрыта тёсом, на ней четыре колокола". Деревянная звонница была заново построена в 1914 году "на добровольные пожертвования прихожан". В церкви было три входа, шесть дверей - три наружных и три внутренних, десять окон за железными решётками. Стоял храм на подъезде к дому - в те времена включение церкви в усадебный ансамбль было обычным делом. В 1738 году в храме была похоронена г-жа Сухотина, бывшая владелица усадьбы. Об этом свидетельствовала надгробная плита, вделанная во внутреннюю стену церкви.
С 1740х годов Сергиевское-на-Упе перешло во владение древнего рода Языковых. Прабабушка Василия и Петра Языковых (последние из живших в Сергиевском), Евдокия Ивановна, была очень набожной женщиной. После смерти мужа она выстроила себе келью, примыкавшую к церкви. Вход в нее был через притвор, а из кельи выходило окно в церковь, откуда можно было наблюдать за всеми службами. Говорят, Евдокия Ивановна много лет подряд переезжала на летние месяцы в келью, а на зимние - возвращалась домой, т.к. келья и церковь не имели печей.
Возле церкви, на её погосте, хоронили умерших членов семьи Языковых.
О внутреннем убранстве церкви нам почти ничего неизвестно. Мы лишь знаем, что иконостас ее был очень красив и содержал редкие образа, которые, вероятно, были утрачены либо сразу после революции 1917 года, либо после пожара в 1929 году. Из архивных источников мы узнали, что Предалтарный пятиярусный иконостас был сделан в 1793 году из простого дерева столярной работы, с позолоченными карнизами, покрашен "лазоревою краскою". В Описи церковного имущества за 1856 год мы смогли найти информацию о некоторых иконах, бывших когда-то в Сергиевском храме. Среди многочисленных икон спасителя Господских и Богородичных икон хочется отметить следующие:
--
образ Богоматери Иерусалимской в серебряном окладе, в киоте из липового дерева, за стеклом;
--
Нерукотворный образ Спасителя, в серебряной ризе и венце, в раме столярной работы, за стеклом;
--
явление Преподобному Сергию Божьей Матери с двумя апостолами;
--
образ Святителя Иннокентия Иркутского, в серебряной ризе и венце;
--
образ святой мученицы Гликерии;
--
образ мучеников Флора и Лавра.
Кроме того, в книге П.И. Малицкого "Приходы и церкви Тульской епархии" упоминается икона святой великомученицы Параскевы как особо почитаемая местными жителями, перенесённая в Николаевскую церковь села Зарытова из Сергиевского храма при объединении приходов.
С 1879 года Сергиевский храм состоял приписанным к Николо - Зарытовскому храму, притч которого поочерёдно исполнял и здесь, и там все богослужения и приходские службы. Объяснялось это "малочисленностью и бедностью прихода в Сергиевском".
Причт села Сергиевского-на-Упе с давних пор состоял из священника, дьякона и пономаря. Домов у причта на церковной земле не было, так как они жили в собственных домах в селе Николо-Зарытово. Лишь в 1901 году был построен дом для священника (собственность церкви), а в 1909 году - каменная сторожка на деньги церкви. По архивным документам (клировы ведомости за 1830, 1882, 1891, 1916 годы, метрические книги Никольской церкви) нам удалось установить имена некоторых священников, в разное время служивших в Николаевской и Сергиевской церквях:
1803 г. - священник Иван Петров с дьячком Андреем Тихоновым крестил Ивана Александровича Языкова (по метрической книге церкви села Сергиевского за 1803 год);
с ? г. до 1810 (?)г. Руднев Василий Данилов (1783 -- Љ 1861), священник храма в честь Святых Великомучеников Флора и Лавра(1833-1856). Закончил Тульскую духовную семинарию (1804), посвящен к Никольской церкви во диакона Тульской округи в с. Зарытово, в 1810г. переведен в Тулу к Ильинской церкви диаконом же, посвящен во священника (1828-1833). Учитель Тульской духовной семинарии (1809-1811).
Священник Трифан Иванов Соколов, священнический сын. Рукоположён в священника в Сергиевской церкви в 1816 году. В 1841 г. он с причтом крестил Александра Ивановича Языкова (по метрической книге церкви села Сергиевского за 1841 год).
Дьячок Андрей Тимофеев Сергиевский, дьячковый сын, определён в Сергиевскую церковь в 1817 году. В 1819 году рукоположён в стихарь.
Священник Василий Иванович Ильинский, пономарский сын (крестил братьев Василия и Петра Языковых, о чём сказано в их свидетельствах о рождении). По окончании курсов Тульской семинарии был уволен с аттестатом 2 разряда. В 1838 году рукоположён Преосвященным Дамаскином, Епископом Тульским и Белевским во священника в Никольскую церковь с. Зарытово. 6 октября 1863 года за усердное и долговременное служение, за устроение и украшение своего храма награждён Набедренником Преосвященным Никандром, Епископом Тульским и Белевским.
Священник Дмитрий Михайлов Смирнов, рукоположен в священники 12 июля 1887 года. С 23 октября 1887 года утверждён законоучителем школы Упской Гати и наблюдателем за преподавание Закона Божьего Лутовиновской школы. В 1915 году награждён наперстным крестом за заслуги по духовному ведомству. С 1910 года утверждён в должности духовника для духовенства одной половины округа.
Священник Василий Алексеев Флоренов, священников сын. Рукоположен во священника 6 мая 1800 года. Награждён за Благочинническую должность набедренником.
Псаломщик Виктор Иванов Реутов. С 1895 по 1897 год состоял учителем женской школы грамоты села Одоевского уезда. В 1904 году посвящён в стихарь и определён в должность псаломщика в церковь села Зарытово.
Священник Михаил Романович Пятницкий, сын священника. 19 октября 1900 года определён священником к церкви Преподобного Сергия села Сергиевского-на-Упе.
Удалось нам узнать и имя церковного старосты. С 1912 года на эту должность был назначен крестьянин села Сергиевского Никита Сергеев Баранов.
Преосвященный посетил Сергиевский приход в последний раз в 1915 году.
Разрушение Сергиевского храма произошло в 1929 году.
С приходом советской власти усадьба Языковых была признана всеобщим достоянием. В великолепном трёхэтажном усадебном особняке расположилась школа тренеров-наездников. Что происходило с церковью в период с 1917 по 1929 год, нам узнать не удалось. Мы не знаем, была ли она закрыта сразу после революции или же там продолжались богослужения. Людей, располагающих такой информацией, в нашем посёлке нет. Однако доподлинно известно, что в 1929 году церковь Сергия Радонежского в Сергиевском-на-Упе сгорела. Так как внутри храм был деревянный, он выгорел полностью. Говорят, что этому посодействовали сами местные жители. После пожара растащили даже камни, оставшиеся от церкви, наверное, для того, чтобы ничего о ней не напоминало. Место, где церковь стояла, превратили в свалку мусора. Чтобы освободить бывший церковный участок, убрали и надгробия Языковых. Еще в конце 80х годов прошлого века их можно было обнаружить в бурьяне неподалеку от господского дома. Сейчас ни один житель поселка не сможет точно указать место, где когда-то стоял храм, а многие и вовсе не знают, что он существовал. Семейные захоронения Языковых тоже утрачены. На предполагаемом месте расположения церкви сейчас находится футбольное поле.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА ПАНИНО КИРЕЕВСКОГО РАЙОНА
Клепиков Дмитрий, 6 класс,
МБОУ "Киреевская гимназия", Киреевский район.
Руководитель: Никонова Нина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы.
Эта фотография сделана в селе Панино Киреевского района Тульской области.
На фотографии изображен каменный Свято-Никольский храм, построенный в 1790 году.
Интерес представляет история создания Храма Николая Чудотворца. Он один из самых древних храмов на территории Киреевского района Тульской области. Упоминается впервые как деревянный, был сожжен, а затем на месте сожженного храма заново построен каменный в 1790 году на средства местной помещицы Чернцовой Пелагеи Александровны и по ее желанию освящен был в честь святого Николая. Впоследствии были пристроены два придела: правый - в честь иконы Божей матери "Знамение", левый - святой великомученицы Варвары". Второй придел на правой стороне во имя святой великомученицы Параскевы и колокольня были устроены в 1851 году.
Вот какую информацию о селе Панино и его храме я узнал из книги "Приходы и церкви Тульской епархии" Малицкого П.И. (стр.524-525): "Панино. Село Панино расположено при реке Дворянке на равнине, со всех сторон окруженной лиственным лесом к 28 верстам от Тулы и 45 верстам от Крапивны.
Название села объясняется тем, что здесь были владения мелких помещиков - "панов". Кроме села, к приходу принадлежат деревни: Сетенка, Ослоново (Ослиново), Рублёвка, Книшево, Брусянка, и сельцо Новосёлки (иначе Хрущовка). Всего прихожан: 830 душ мужского пола и 912 женского пола.
Каменный Николаевский храм, построенный в 1790 году на средства помещицы Пелагеи Александровны Чернцовой, был переделан заново, причём в нём был устроен новый придел во имя Знамения Божей Матери. Второй придел на правой стороне во имя святой великомученицы Параскевы и колокольня были устроены в 1851 году. В новом храме иконостас существует с 1790 года. Близ храма имеется каменная часовня, обозначающая, как уверяет предание, место прежней деревянной церкви.
В иконостасе храма обращает на себя внимание икона Божей Матери "Одигитрии", найденная по свидетельству имеющейся на иконе надписи
(1713 год), в Сибири и уже из частных рук перешедшая в местную церковь. При церкви имеется богадельня - ветхое деревянное здание, крытое соломой. В селе более 15 лет существует земская школа, в деревне Брусянке есть школа грамоты".
Меня очень заинтересовала судьба храма. Вместе с родителями я посетил село Панино, побывал в храме, познакомился с настоятелем храма отцом Владимиром, попросил у него благословления на создание исследовательской работы. Сделал снимки церкви на фоне зимних пейзажей.
Расположена церковь в центре Киреевского района, на речке Дворяниновке (Дворянке). Рядом с селом в старину проходил старинный тракт Дедилово - Крапивна.
С конца XVI века сельцо Панино входило в состав Дедиловского уезда. Уже тогда Панино было центром вотчины князей Голицыных, в сельце имелся княжеский двор. В первой половине XVII века была построена первая деревянная церковь Николая Чудотворца.
Сохранилось упоминание, что летом 1668 года село Панино было разграблено детьми боярскими Фёдором Бороткиным, Иваном Коротким с товарищами. Были убитые и раненые. После упразднения Дедиловского уезда в конце XVIII века, село Панино вошло в состав Крапивенского уезда Тульской губернии. Панино было центром волости, в которую входили, кроме самого села, ещё деревни Сетенка и Ослоново.
Свято-Никольский храм был построен на средства Пелагеи Александровны Чернцовой, но существует очень красивая версия по поводу строительства приделов и колокольни храма. Согласно легенде в середине 19 века приёмный сын помещика Белизарова, Аслан Белизаров, привезенный мальчиком с Турецкой войны и усыновленный помещиком, вопреки воле родителей женится на любимой девушке Софье Васильевны Глебовой. Молодые жили душа в душу, но очень скоро их постигло несчастье: Софья скоропостижно умерла. Аслан, принявший православие, после смерти своей любимой жены в память о ней строит второй придел во имя святой великомученицы Параскевы и колокольню. На могиле жены у южной стены ставит большое мраморное надгробие, которое сохранилось до наших дней.
Икона Николая-Чудотворца, в честь которого и основан храм, расположена над входом. Сейчас икона находится на реставрации. Фото Сидорцова Вадима.
Мемориальная табличка удостоверяет, что Николаевский храм является памятником культуры XVIII века и охраняется государством.
Панинская церковь действительно является жемчужиной русской глубинки, ежегодно ее посещают десятки и сотни паломников со всех сторон России.