Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Страницы истории Православия на Тульской земле 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ И НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ САХАРОВЫ -
  НОВОМУЧЕНИКИ XX ВЕКА
  
  Шматов Богдан, учащийся 10 класса
  МБОУ Воскресенская СОШ, Дубенский район.
   Консультант: Абдуллаева Валентина Анатольевна,
  учитель химии.
  
  Прихожан храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Дубне привлекает портрет священника Николая Петровича Сахарова в притворе. Необыкновенно одухотворенное лицо, лучащиеся теплым светом внимательные глаза. Чувствуется соединение внешней хрупкости, незащищенности, даже нежности к миру, с огромной внутренней стойкостью, осознанием своей духовной силы.
  Трагические судьбы его и брата, Алексея Петровича, тоже священника - и сегодня неизбывная боль потомков славного рода Сахаровых.
  Уроженцев села Протасово Сахаровых арестовали органы НКВД в последний раз в 1937 году и расстреляли в Тесницких лагерях тогда же: 23 октября - Алексея Петровича, 4 ноября - Николая Петровича. "Вина" Сахаровых заключалась только в одном - не отреклись от веры, продолжали сиять прихожанам и всем, кто их окружал, - светом Божьего слова, добра, милосердия.
  Петр Васильевич Сахаров, отец Алексея Петровича и Николая Петровича, родился в Протасове, где и построил каменный дом, служил в храмах Параскевы Пятницы и Иоанна Богослова, а по взрослению сына Алексея и принятию им священнического сана передал ему сельский приход.
  До ареста, в 1937 году у братьев Алексея Петровича и Николая Петровича в полной мере раскрылись духовные стороны характера, ум, оформилось стремление служить Богу и людям, а у младшего брата - огромной силы чудодейственный дар проповедничества, убеждения в необходимости веры, спасения в ней. Все это соединилось с подлинной образованностью. Сахаровым было в полной мере свойственно еще и романтическое восприятие жизни, глубина, последовательность и искренность чувств, верность семейному очагу.
  Алексей Петрович был женат на дочери священника И.В.Игнатьева - Любови. В браке появилось 11 детей. Органы советской власти в селе, как и по всей стране, тогда в отношении священников не жаловали семью Сахаровых. Но настоящие гонения начались в 1929 году, совпавшие со смертью главы семейства Петра Васильевича. К этому времени Сахаровы жили в Протасове уже двумя домами. Дом Алексея Петровича еще до первого ареста священника в 1929 году сгорел. Алексей Петрович успел его восстановить. Алексею Петровичу исполнилось уже 50 лет, когда в стране обострилось отношение к так называемому кулачеству и середняцкому классу на селе. А поп, по убеждению властей, являлся первым помощником кулаку. Поэтому однажды ночью в дом Алексея Петровича явился комиссар Дризголович с понятыми. В ходе обыска описали имущество и вывезли 35 пудов зерна и муки, увели корову, поросенка, вынесли другое имущество. Алексея Петровича комиссар увез в Дубну, определив в камеру предварительного заключения. Потом гонял на допросы к следователю в Воскресенское. Но срок суд дал священнику малый: 5 месяцев за неуплату " твердого задания". Семью решили не выселять в расчете на их скорую гибель. Но благородные односельчане не дали умереть с голоду Сахаровым- тайком, чтобы кто-либо не донес, несли что могли. Короткий срок заключения стал продолжительным: в лагере добавили еще - дали 3 года за "антисоветчину". Сахаров попал на Север (лесоразработки на ст. Конышово Вологодской области). Старшая дочь Алексея Петровича Мария добилась в Москве лишь свидания с отцом ( помогла жена М.Горького). Когда она вместе с сестрой вошла в барак, где находился отец то ужаснулась: "Кругом вши! Везде гроздьями висят - на стенах, потолке, развешанной сырой и зловонной одежде! И папа, плачущий от радости при виде нас, не верящий в это чудо. Множество заключенных спали на полу. Алексей Петрович находился с ними на общих работах и, конечно, поддерживал их Божьим словом".
  В Протасово Алексей Петрович вернулся в 1933 году с окончательно подорванным здоровьем, но неиссякающей верой в бога, с любовью к людям. Последний арест Алексея Петровича 14 сентября 1937 года до мельчайших подробностей помнила его дочь Людмила. Шла она в тот день с чугунолитейного завода, где вместе с мужчинами носила песок. Когда подходила к саду, издалека увидела всадника и согнувшуюся фигуру привязанного к лошади спотыкающегося человека. Это был отец. Пятидесятилетнего священника из Дубны отправили в Лихвин, в тюрьму. Больше никто из родных никогда его не видел.
  Своим крестным путем на Голгофу, но рядом с Алексеем Петровичем, шел и его младший брат Николай. Николай Петрович выбрал себе сообразно дарованию ученую стезю богослова. В выписке из архива Тульской епархии говорится: "Родился Николай Петрович 19 апреля 1886 года. Обучался в Тульской духовной семинарии с 1900 по 1906 год. Кандидат Богословия Московской Духовной Академии 1910 года. Служил в Тульской Духовной семинарии с 1910 года. Преподавал философские предметы и дидактику до 1 июля 1918 года. Определен на священническое служение к церкви в честь Рождества Пресвятых Богородицы, что в Гончарах г. Тулы, 2 августа 1920 г.
  Николай Петрович направлялся в Италию и Грецию. Выздоровев после тяжелейшего заболевания малярией, дал обет стать священником, что и исполнил сполна до последних дней своих. За особые заслуги в богословии и обращении с паствой Николая Петровича наградили одним из высших отличий в духовенстве - митрой.
  Необычной и драматичной была семейная стезя Н.П. Сахарова. Его избранницей стала красавица артистка Ксения Александровна. С огромным трудом было получено благословение на брак. Умерла маленькой их дочь.
  Сохранившиеся документальные свидетельства подтверждают, что в 1934-1935 гг. Н.П.Сахаров возглавлял приход пос. Дубна, проводя церковные службы в церкви при с. Протасово. Тяжело переживал Николай Петрович закрытие храма. 20 сентября 1937 года Николай Петрович был арестован. Сын его Николай, одаренный скрипач, скончался совсем молодым от туберкулеза, спустя неделю после ареста отца. После тяжелой болезни Ксения Александровна оглохла и не смогла выходить на сцену.
   Стараниями настоятеля храма Петра и Павла игумена о. Серафима портрет Н.П.Сахарова из архива его потомков увеличен и находится в здании церкви, приковывая внимание прихожан.
  Семью Сахаровых после трагического для нее 1937 года долго обманывали, угрожали в ответ на просьбы узнать о судьбе братьев. Когда же наступила пора реабилитации, пришла бумага с известием, будто бы братья умерли в лагерях Печоры. Правду Сахаровы узнали лишь в 1990 году. Архивные уголовные дела в УФСБ ПО Тульской области свидетельствуют об аресте Дубенским РО УНКВД Алексея Петровича 14 сентября 1937 г., Николая Петровича - 27 сентября 1937 года. Содержали под арестом и допрашивали братьев Сахаровых раздельно в Лихвинской тюрьме, очных ставок между ними не было. Это говорит о том, что следствие велось поспешно, основываясь, главным образом, на субъективных свидетельских показаниях и откровенных доносах.
  В 1956 году, когда началась реабилитация безвинных жертв в нашей стране, дошел черед и до А.П.Сахарова. Сын расстрелянного священника отправил запрос на имя К.Е.Ворошилова. Дело А.П.Сахарова было пересмотрено. Будучи передопрошенными в 1956 году свидетели отказались от данных ими показаний в 1937 году, заявили, что об антисоветской деятельности А.П.Сахарова им ничего неизвестно, они знали его только как священника. Один из свидетелей показал, что подписал показания под силой угроз и запугивания со стороны сотрудника НКВД.
  Президиум Тульского областного суда постановил решение от 19 октября 1937 года в отношении Сахарова А.П. отменить и делопроизводство прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления.
  А вот доброе имя Н.П.Сахарова до сих пор не восстановлено. Расстрелянный, как и его брат, но позже, 4 ноября он проходил по более сложному делу и не один. В "Анкете арестованного" указано, что Н.П.Сахаров арестовывался в 1923 году и находился под стражей 4,5 месяца. В 1924 году - вновь арест и 10-дневное пребывание под стражей. В 1925 году тройкой ПП ОГПУ МО осужден к высылке на 3 года. В 1932 году - повторная высылка на 3 года. В "Постановлении об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения" утверждается, что Н.П.Сахаров "достаточно изобличается в том, что будучи враждебно настроен к ВКП(Б), состоя в связи с Оржеховским и Гаповым, проводил антисоветскую, контрреволюционную деятельность".
  Главная чекистская интрига заключалась в том, что Оржеховский, воспользовавшись фотоснимками трупа митрополита Владимира, при сборах молодежи говорил: "Смотрите, как зверски поступили органы ОГПУ, ему нанесли более 10 ран, а он совершенно безвинный человек и лишь является руководителем православной церкви". И неопровержимое доказательство - фотографии. Что это? Искусно организованная НКВД провокация, чтобы окончательно покончить с Н.П.Сахаровым, заодно прихватив в ловушку Оржеховского и Гапова. Или тот роковой случай, когда не надо искать доказательства органам НКВД, если они на поверхности и оправдывают самые жестокие меры против священников. Н.П.Сахаров по свидетельствам очевидцев и родственников с Гаповым не общался, даже не пустил его в церковь на одну из служб, т.к. не разделял его взглядов на церковь. Дело Гапова позднее было пересмотрено, он был приговорен к 10 годам лагерей, где и скончался.
  Дети и внуки А.П.Сахарова установили, что свой мученический конец братья Алексей и Николай Сахаровы нашли в лесу, недалеко от тесницких лагерей. Бывший водитель частей НКВД рассказал, что ночами обреченными на смерть набивали крытые машины "как в бочку селедку". Раненых добивали выстрелами в затылок. И все же земля потом над наспех присыпанными телами долго еще колыхалась, и слышались стоны раненых, мучительно умирающих. Теперь там, в лесу, возведена высокая часовня, где в дни памяти репрессированных людей священники служат об их упокоении панихиды и все прибывшие сюда стоят с зажженными свечами.
  Духовная нить, связывающая старших Сахаровых с младшими, не рвется. Н.С.Красильникова, внучка А.П.Сахарова, считает, что сила ума, сочетаясь с силой духа, позволяет верующему человеку быть духовным реалистом, развивает взгляд на жизнь спокойный, исполненный веры и мудрости. Зачем было страдать? Отрекаешься от Бога - жить не сможешь, понимая, что создал тебя Господь. Истину Божью принимают душой и сердцем. Николай Петрович и Алексей Петрович шли на расстрел, имея в душе чистую евангельскую любовь. Сказано святыми людьми, что спасение, которое даруется нам в вечности, начинается здесь, на земле. Это - вечная жизнь. Дай бог нам научиться умению выделять главное из суетной жизни. Когда каждую службу на Литургии поминают усопших, убиенных протоиреев Николая и Алексея, то веришь, что у Бога все живы. Очень хочется, чтобы мы все помнили слова: "Смерти нет, есть любовь и память".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"