Аннотация: Мои критерии и обзор конкурса сюрреализма Уа-Огрере2.
ПРЕНОМИНАЦИЯ КОНКУРСА СЮРРЕАЛИЗМА "УА-ОГРЕРЕ-2"
Снова преноминирую конкурс сюрреалистического рассказа "Уа-Огрере". Минувший год не изменил ни моих личных предпочтений, ни конкурсных критериев. Как и раньше, это: 1. сюрреалистичность рассказа; 2. соответствие теме; 3. литературный уровень.
Сюрреализм - это реальность + сны, детство или интуитивные сферы. Отрицает грамматическую эффективность, рационализм, логику и эстетику. Говорит голосом чувств, делает ставку на свободные ассоциации и хаотичное столкновение слов, призывает к полной свободе.
Работа, выполненная в технике автоматизма, будь то просто набор слов, может считаться сюрреалистической, но у меня получит "минус", потому что не будет рассказом.
Не стоит также путать сюрреализм с нереализмом - сказками, фэнтези или фантастикой. Мир, непохожий на реальный, вымысел с фантастическим элементом не делают работу сюрреализмом, но, разумеется, могут с ним уживаться.
Тема конкурса является противоположностью темы предыдущего конкурса - "Я". Теперь: "Вне". Если в прошлый раз нельзя было отходить от канонов сюрреализма-модернизма - то есть делать ставку на внутреннее, статичное, заниматься самокопанием картошки - то сейчас нужно двигаться в сторону бульварного, ВНЕшнего, сюжетного. На выходе должен получаться качественный постмодернизм, который я так люблю.
Это действительно интересно: изменить форму сюжетом.
Определять литературный уровень проще и труднее всего. На этот раз я не буду править работы конкурсантов. Когда количество ошибок и корявость фраз станет раздражать - я поставлю "минус". Буду приветствоваться ироничные вещи и придираться к пафосным слезодавилкам.
Demon H.: п в башне из слоновой кости
Цитата: "Язык (без Костей). Продукция нашей ф..пятно (грязи) - чудесное СРЕДСТВО МОЛОТЬ ЧТО УГОДНО!"
Сюрреализм: на вооружение взята математическая константа п и формулы, в которых она участвует. Когда п р..-р..-решает, то, очевидно, идет намек на радиус, - с..-с..-становится - на площадь, в..-в..-видит - на путь. Обыгрывается случай 1948 года, когда один из первых компьютеров обнаружил ошибку в вычислении знаков после запятой и высчитал новые - до 800-го. Образы и ассоциации не могут не радовать - помимо самого п, это костная плосКОСТЬ и О-кружность ОКРУЖАЮЩЕГО пространства, язык(без костей) и башня из слоновой кости, которая открывает другой пласт повествования и отсылает к теме "Вне".
Тема: реализована на многих этажах сразу. Статичное и плоское п оживает, башня из слоновой кости - олицетворение модернизма-сюрреализма начинает двигаться в сторону реки, которую не заходят дважды - тут водится постмодернизм. Противопоставление языка без костей и костной просКости - символичный момент.
Уровень: высокий.
Итог: "плюс" без вопросов.
Лебонд К. Иронический триллер
Цитата: "Он был немолодой, но симпатичный, сразу видно, что не злой".
Сюрреализм: увы, мимо. Все поступки героев рациональны, а герои - реалистичны.
Тема: если бы это был сюр, то возможно.
Уровень: высокий. Хорошая динамика и здоровая ирония.
Итог: "минус".
Агапит Алый Снег
Цитата: "Полярная звезда - очень теплая звезда".
Сюрреализм: мир, в котором полярники изнывают от жары и убивают за рубины заката.
Тема: вне сюрреалистической комнаты и впрямь начинается свистопляска. Статичные описания с выходом наружу сменяются динамическими диалогами. Наблюдается изменение формы сюжетом.
Уровень: задорный рассказ с претензией на красивость.
Итог: "плюс".
Хвалев Ю.А. Пробежка ввысь
Цитата: "НВЗ почувствовала неприятный запах мух, прислушалась, точно: "уже под мухой, - подумала она, - и жужжит это у него, где-то в глубине живота"".
Сюрреализм: старушки шьют по ночам флаги, стоят в очередь на эвтаназию, забывают своих сыновей и откладывают деньги на смерть в Париже.
Тема: раскрыта уже в самом начале: статичное повествование, ночь, комната, сон, а затем все оживает - героиня выходит из сна и покидает свой дом.
Уровень: крепкая вещь. Хватает иронии и абсурдных эпизодов.
Итог: "плюс"
Беленкова К.А. Я живу в озвученной квартире
Цитата: "Эта квартира улыбнулась мне".
Сюрреализм: это не сюр, а мистика. Героиня пытается найти рациональные объяснения происходящему - и находит их.
Тема: была бы, если рассматривать рассказ как сюрреалистический.
Уровень: занятный ироничный рассказ.
Итог: "минус".
Беленкова К.А. Мир идей
Цитата: "Когда-то давно: так давно, что и самого давно еще не было".
Сюрреализм: и опять мимо. Сатира, юмор, сказка, байка - все что угодно, но только не сюр.
Тема: да, если рассматривать рассказ как сюрреалистический
Уровень: очень бойко, в духе Воннегута.
Итог: "минус".
Кайлин t-rope
Цитата: "Под стук жизни скучной, как метро без взрывов, он путешествует в тесном вагоне".
Сюрреализм: реальность, похожая на кошмарный сон. Коля - маньяк-убийца и герой-спаситель, Лизонька - девушка-зомби, призрак с четвертого этажа. Кто кого откопает, освободит, возьмет верх?
Тема: не увидел. Герои заперты внутри чего-то - гроба, квартиры, вагона, мира своих ужасов или воспоминаний... Никто не выходит наружу, ничто не оказывается вовне.
Уровень: высокий. Хороший метафорический рассказ.
Итог: "минус", к сожалению.
Тищенко В.Л. Разбуди меня во сне
Цитата: "Я никогда тебя не любила ...сильнее, чем сейчас".
Сюрреализм: человек путешествует по своим снам, меняя партнерш как перчатки. Честно говоря, до того как некая Лу начала резать путешественника бритвой, считал это фантастикой. Потом изменил свое мнение.
Тема: нет. Он ведь так и не выбрался из своего сна?
Уровень: норма.
Итог: "минус".
КузьминЕ.В. Die Sehnsucht des jungen Dreckes, илигрязь
Цитата: "Разговор был словно Солнце".
Сюрреализм: да.
Тема: нет. Нужно было искать путь наружу, даже если "там одно дерьмо". Отсутствует как сюжетный, так и формальный выход. Махровый сюр без намеков на динамику.
Уровень: есть ошибки - не хватает запятых и лишние внутренние кавычки.
Итог: "минус".
Самигулин С.В. Каренина на плоскости "вне"
Цитата: "И меня спас мальчик. Мальчик, девочки не умеют так хорошо плавать".
Сюрреализм: есть плоскость "вне", где солнце светит под ногами, облака растекаются по поверхности, а дома и айсберги проплывают над головой. Дунув с причала на море, можно затопить город и увидеть дно фарфоровой чашки. А ещё есть истории о ненастроенном музыканте, мальчике с жабрами и застывающих китайцах.
Тема: лобовое решение.
Уровень: а кто такие "моляры"? Встречаются опечатки типа "Карены", но их количество не критическое.
Итог: "плюс".
Белянский П.Н. Дар
Цитата: "Скучно с ума сошёл, как в кино".
Сюрреализм: не увидел. Есть сверхъестественное, присутствует мистико-фантастический элемент, но все логично в пределах этого мира.
Тема: да. Открывшийся дар позволил герою забираться во внешние, недоступные области, такие как сознания окружающих.
Уровень: высокий. Красивый рассказ.
Итог: "минус".
Станиславъ Уао: Золотой бег
Цитата: "ветер свистел в наших ноздрях, встречные прохожие разлетались черными брызгами".
Тема: раскрывается сюжетно и формально - сюрбоевик: обилие модернистских деталей и бульварный экшен.
Уровень: а вот здесь могло бы не пройти, но я закрываю глаза на опечатки и пропущенные слова в надежде, что автор займется правкой.
Итог: "плюс".
Кузиманза Д.Д. Разведка
Цитата: "Был белый, как мел, бледный до прозрачности".
Сюрреализм: нет. Это мистический рассказ, в нем есть потустороннее, но оно отнюдь не со стороны сюра.
Тема: возможно, если бы был сюр.
Уровень: норма.
Итог: "минус"
Эрвенг Л. Рождение
Цитата: "...почему то, на чем он сидел, называлось стулом, а не сиднем".
Сюрреализм: да. Возвращение из мира книг странным образом изменило героя, который, вынеся оттуда багаж впечатлений, превратил реальность в сверхреальность.
Тема: сюжетный выход за пределы мира, а затем возращение назад.
Уровень: видел несколько ошибок. "Одевает пальто". Что-то ещё. Количество не критическое.
Итог: "плюс".
Руссо А. Тёплые края
Цитата: "Он тоже был молодой, но не такой красивый".
Сюрреализм: грузовики едущие непонятно куда и откуда, продавленная колея колонны, и глина, ржавое море глины. И вдруг море становится зеркальным, а его гладь царапает девочка на шпильках. Альбина.
Сюрреализм: нет. Мертвец возвращается домой, но не спасает свой дом от разрушения. Мистический рассказ. Его потустороннее не посюсторонне для сюра. Наверняка есть аллегории и другие пласты понимания.
Сюрреализм: нет. Кирилл рассказывает о своих четырех смертях, которых на самом деле три и которые мимо. Четвертая смерть поджидает его за стенами ресторана. В этом мире Кирилл больше не жилец, а вот если верить теории множественных миров Эверетта, в другой реальности он снова рассказывает о том, как ему удалось ускользнуть от "всадника с косой". Фантастика в мистической обработке. Достаточно известная теория, примененная Борхесом и Шекли. По Эверетту, каждое событие происходит в одном из миров - герой выживает здесь, но умирает там. Или наоборот.
Тема: возможно, если бы был сюр.
Уровень: норма.
Итог: "минус".
Белянский П. Смерть Куценко
Цитата: "Из собачьего брюха сизой тучи на город уже прыгнули первые белые блохи, и сырость холодила подмышки моей спутницы".
Сюрреализм: смертельные номера актера Куценко, которые подают в ресторанах вместо гарнира. Под это незабываемое зрелище лучше всего идут "грибной крем-суп, телятина на кости с чечевицей, язык, запеченный с лисичками, паштет из утиной печени, салат со шпинатом и"... Несмотря на то, что это больше абсурд, чем сюр, блюдо мне пришлось по вкусу.
Тема: рестораны(с хлебом и зрелищами) как дверь во ВНЕ.
Уровень: если не считать "в пол голоса" - изящный метафоричный рассказ
Итог: "плюс".
Орловская Е.С. Выбор
Цитата: "жизнь - это труд...труд души, тела и разума".
Сюрреализм: нет. Фэнтези и мистика, скрывающие аллегорию. Образы гротескны и символичны, но не сюрреалистичны.
Тема: есть.
Уровень: норма. Не понравилась пафосность.
Итог: "минус".
Рубцова Д.П. Фонарь
Цитата: "...лужи бурлят и булькают, как взбешенные чайники"...
Сюрреализм: нет. Реализм стопудовый. Метафоры. Чувства. Ничего ирреального.
Тема: есть - прогулка как способ познания мира.
Уровень: Много красивостей, но встречаются ошибки: "А, может"(без запятой), "ни зачем"(незачем).
Итог: "минус".
Ермаков Р.В. Вовне: Хочешь сыграть?
Цитата: "неприязнь к игре растет, как грозовая туча".
Сюрреализм: нет. Аллегория, элементы мистики и фантдопущение: люди на шахматной доске.
Тема: была бы, если рассматривать рассказ как сюрреалистический.
Уровень: норма.
Итог: "минус".
Капустин В. Красавчик
Цитата: "Умников, даже среди знати, грозные русские цари давили собственными руками. А дураки выживали. И становились сказочными героями".
Сюрреализм: нет. Стеб над сказками вообще и молдавскими в частности.
Тема: нет.
Уровень: норма.
Итог: "минус".
Кайлин Слепой читатель
Цитата: "Черновик - биопсия подсознания".
Сюрреализм: да. Писательница и её персонажи-сотрудницы, кабинетная муза Шиза и воплощение божества Майя. Ирреальные образы и иррациональные поступки.
Тема: есть. Выход в мир фантазий - ненаписанную книгу из подсознания.
Уровень: высокий. Метафорический Паланик.
Итог: "плюс".
Гамов Ф. Супербоевик (киносценарий)
Цитата: "Спрашивает у него, что случилось, и, улыбаясь, разносит ему голову вдребезги из обреза".
Сюрреализм: киносценарий с налетом абсурда. Не рассказ - следовательно, сразу "минус".
Тема: нет.
Уровень: без ответа.
Итог: "минус".
Анька Уао: Один шанс на двоих, или фэнтезийный сыр
Цитата: "Минздрав предупреждает: от сыра вы можете заболеть футболом"
Сюрреализм: сюжетный и формальный. Беспредельный абсурд, и вместе с тем крепкий постмодернизм - обыгрывание известного литературного сюжета("Ромео и Джульетта"), аллегория и гипертекстуальность.
Тема: превращение сюрреализма в постмодернизм(изменение формы сюжетом). Ну и перемещение Альфео, обитавшего на нижней шейке Жанетты, на верхние складки Трольсенко.
Уровень: стебно и феерично.
Итог: "плюс".
Чебуратор, Крамаренко Уа: Ситкин и отражения
Цитата: "Ситкин очень боялся ходить в парикмахерскую, потому что отражение всегда корчило парикмахеру рожи".
Сюрреализм: взбунтовавшееся изображение Ситкина. И дальнейшая путаница - кто настоящий, а кто отражение.
Сюрреализм: нет. Ближе всего к фантастике. Янус-фаталист, надевающий то форму майора Вермахта, то обмундирование старшины Красной Армии. По мотивам фильма "Враг у ворот".
Тема: нет.
Уровень: местами деепричастия в неправильном времени.
Итог: "минус".
Питюков А.А. Громозека жив!
Цитата: "Нормального собеседничка мне сеть подкинула. Валерьянки жалко".
Сюрреализм: юмор с налетом абсурда. Не рассказ.
Тема: нет.
Уровень: асечной переписки.
Итог: "минус".
Чваков Д. Немец-перец-колбаса (конкурсная версия)
Цитата: "Ещё минута, и вся последующая история полетела бы коту под хвост".
Сюрреализм: нет. Стебный сказ Нехармса о немецких друзьях - Фрейде, Гегеле, Канте, Юнге, Шопенгауэре, Ницше, Карле Марсе и Фридрихе Сникерсе.
Тема: без ответа.
Уровень: высокий.
Итог: "минус".
Широкий Э. Болт
Цитата: "Лучше б ребеночка послали, сволочи зеленые!"
Сюрреализм: да. Маленькие зеленые координаторы выбивают болт из головы Елены Ивановны, и она идет с жалобой к мэру, у которого самого "камни в почках, мыши на даче и сдвиг четвертого позвонка".
Тема: допустим, вмешательство Тех-Которые-Извне.
Уровень: норма.
Итог: "плюс".
Шокин И.А. Экзамен.
Цитата: "Мы оба такие же слепцы, как тот труп на перекрестке..."
Сюрреализм: нет. Психоделическая фантастика с элементами мистики. Поиски рациональных объяснений героями и логичный финал.
Тема: есть. Другая реальность экзамена.
Уровень: норма.
Итог: "минус".
Максимова А.В. Сказка о смерти, или быль о бессмертии
Цитата: "...явь и навь, спутавшиеся тугим комком седых волос, никогда уже не распутаешь, не заплетешь в косы, не украсишь лентами смеха".
Сюрреализм: если бы не рациональное объяснение в конце, превратившее игры с шариками крови в аллегорию.
Сюрреализм: да. Люди, возящие свои мозги в манежиках.
Тема: допустим, выгуливание мозгов вне помещения.
Уровень: "инфрокрасного излучения", нехватка пробелов при оформлении прямой речи. В остальном - норма.
Итог: "плюс".
Скляр А.А. Коза драная (Овен)
Цитата: "Ей стало настолько хорошо, что она решила соврать докторам, что ей по-прежнему плохо".
Сюрреализм: да. Двухсот летние(видимо, есть и зимние) цыгане, разбивающие лагерь на одежде пьяной женщины из ванны. Окирпиченные мартовские коты и сталевар Федор. Избитые пациентами и изнасилованные врачами медсестры. Немощные старцы и мальцы, ожидающие кормилицу, чье платье забрали цыгане, пока та по-скотски отлеживалась в ванной. Фееричная атмосфера в духе Кустурицы.
Тема: есть. Да тут все внешнее, даже не хватает чего-нибудь внутреннего.
Уровень: деепричастия в неправильном времени и хаос с многоточиями. В остальном - норма.