Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Жизнь Дракулы от 7 до 14 лет - Часть 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жизнь Дракулы с 7 до 14 лет - самый тёмный период в его биографии. Большинство авторов даже не пытаются заглянуть в эту темноту, а сразу перескакивают от детства в Трансильвании к турецкому плену, упоминая о взрослении постольку поскольку. Однако я так делать не буду...

  Период с 7 до 14 лет важен в первую очередь потому, что именно в это время Дракула начал осознавать себя румыном. До 7 лет мир для человека довольно узок: мама, папа, дедушки, бабушки и прочие родственники. До 7 лет ребёнка не очень-то волнует собственная национальность, потому что он ещё до конца не понимает, что это такое. А вот после 7 лет горизонты раздвигаются, и появляются такие понятия как "малая родина" и "большая родина".
  
  Свою большую румынскую родину Дракула впервые увидел примерно в 7 лет, и, судя по всему, эта первая встреча произвела на него сильное впечатление.
  
  Впервые на родине
  
  Летом 1436 года отец Дракулы занял румынский престол и не позднее осени того же года перевёз семью из Сигишоары в тогдашнюю румынскую столицу - Тырговиште. В результате жизнь 7-летнего Дракулы круто изменилась:
  
  1) теперь он слышал румынскую речь не только от домочадцев, но и от всех вокруг.
  2) домашние богослужения сменились походами в храм, богатый и красивый, да и службы там проводились по высшему разряду, как хорошо поставленное театральное действо.
  3) изменилось отношение окружающих. Маленькому Дракуле все кланялись, как государеву сыну, причём обязаны были кланяться даже его ровесники, такие же 7-летние мальчишки, как он сам.
  4) изменился стиль жизни - появилось множество новых слуг, а жилище стало куда просторнее.
  
  _ _ _ _
  
  Историческая справка:
  
  Дом в Сигишоаре был сравнительно небольшой - по длине и ширине 25х11 м, если не считать внутренний дворик и боковой сквозной проход.
  В то же время дворец в Тырговиште в середине 1430-х гг. имел в длину и ширину 32х29 м. Нетрудно подсчитать, что по площади он был почти в 2 раза больше дома в Сигишоаре. И это опять же без учёта прилегающей территории, огороженной крепостной стеной 250х20 м. На этой территории находился храм, построенный специально для князя и придворных, а также хозяйственные помещения.
  Кроме того, к дворцу прилегали обширные сады и огороды, а также пруды для разведения форели. Они были нужны, поскольку во дворце регулярно устраивались пиры, на которых съедалось колоссальное количество всяких продуктов.
  _ _ _ _
  
  Мы не можем сказать, принял ли Дракула свою новую жизнь с восторгом или оказался смущён, однако мальчик видел настроение своих родителей, которых всё происходящее однозначно радовало. Это должно было навести ребёнка на мысль, что ему тоже следует радоваться.
  
  Усиленное обучение
  
  Единственное, что точно не радовало маленького Дракулу, это учёба, потому что после переезда в Тырговиште за его обучение взялись всерьёз.
  
  В учебниках по истории педагогики можно прочитать, что все страны, которые восприняли культуру Византии, вместе с православием переняли и систему обучения детей. Румыния в этом смысле исключением не стала. Как и во всех остальных православных странах, учение проходило по принципам, сформулированным Иоанном Златоустом:
  1) простота быта, без излишеств (чтоб ребёнок не впал в зависимость от комфорта);
  2) воспитание с упором на духовные ценности (и на презрение к материальному);
  3) строгий контроль (родители следят, куда ребёнок ходит, что делает, что говорит);
  4) возможность телесного наказания в случае непослушания (Златоуст предлагает "посечь").
  
  Образование имело три ступени: начальное, среднее и высшее. Начинали учиться (повторюсь) в 6-7 лет. Начальное образование завершали до 12-летнего возраста. Среднее - до 17-летнего.
  
  Выходит, что Дракула так и не получил высшего образования, потому что был отправлен к туркам в возрасте примерно 14 лет. В Турции никто не придерживался византийской системы обучения. Высшее образование Дракуле заменили уроки турецкого языка и турецких обычаев... однако вернёмся к начальному образованию Дракулы.
  
  Начальная школа
  
  Начальное образование включало в себя четыре предмета:
  - арифметику (счёт на пальцах, на камушках и в уме),
  - грамматику (в данном случае славянскую),
  - риторику,
  - философию (философия в Средние века воспринималась как первый шаг к изучению "высшей философии" - богословия).
  
  Сам процесс обучения немного отличался от современного - дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно.
  
  Грамматику учили на основе текстов Священного Писания и житий святых. Образцами в риторике служили произведения всё того же Иоанна Златоуста. Вначале на уроках риторики детям полагалось просто пересказывать содержание текстов и рассказывать их наизусть, а когда дети накапливали уже достаточно знаний, учитель устраивал между учениками состязания в красноречии, где полагалось подкреплять свои слова подходящими цитатами.
  
  Сложно сказать, состязался ли Дракула со своим старшим братом, ведь практика состязаний существовала только в Византии, а вот, например, на Руси таких состязаний не было. Кроме того, все проявления соперничества между Дракулой и его старшим братом наставники должны были пресекать на корню, потому что в роду Дракулы по отцовской линии практиковали особую систему управления государством - у государя имелся помощник-соправитель в лице младшего брата. Об этом пишет исследователь М.Казаку.
  
  Дед Дракулы - Мирча Старый одно время был соправителем своего старшего брата Дана, а когда брат умер, Мирча стал править единолично.
  
  Отец Дракулы - Дракул-старший одно время был соправителем своего старшего брата Михая, а когда Михай умер, Дракул-старший стал править единолично.
  
  Самому Дракуле тоже должны были внушать с малых лет, что он станет помощником своего брата. Именно помощником, а не соперником! Всё обучение и воспитание Дракулы должно было подчиняться этой идее - Дракулу следовало подготовить к тому, чтобы он помогал брату и выполнял все его поручения, а в случае смерти брата продолжил его начинания. Именно продолжил, и никакой самодеятельности!
  
  Дракула не мыслил себе другой судьбы, потому что перед глазами был пример отца и пример деда, а в Средние века сила традиции была необыкновенно сильна.
  
  Судя по всему, когда Дракулу отправили в заложники к султану, то ободряли всё теми же словами о необходимости помогать старшим: "Живя у султана, ты очень сильно поможешь своему отцу и старшему брату". И Дракула, наверняка, в это верил, но позднее, когда отец и старший брат внезапно умерли, Дракула не смог сразу сориентироваться. Он оказался в роли старшего, к которой был совсем не готов. Ему никто не успел дать наставления - что и как делать, поэтому пришлось решать всё самостоятельно, ломать своё привычное мировоззрение и вообще учиться быть лидером... однако мы опять отклонились от темы.
  
  Средняя школа
  
  Согласно византийской системе, средняя ступень образования включала в себя изучение трёх новых предметов: геометрии, музыки, астрономии.
  
  Геометрию, Дракула с братом, конечно же, изучали. К тому же известно, что уже в 11-12 веках на славянском языке появился сборник цитат из Аристотеля по поводу математики. Эти цитаты в совокупности образовывали стройную систему, так что дети в славянских странах занимались по этому сборнику как по учебнику.
  
  Музыка в те времена означала обучение церковному пению, но вряд ли у Дракулы с братом было на это время, потому что византийская система обучения в Средние века НЕ предполагала физподготовку, а государевым детям эта подготовка была необходима.
  
  Физподготовкой в случае с Дракулой и его братом было обучение воинскому делу, когда ученику следовало освоить 3 умения:
  1) умение сражаться пешим;
  2) умение сражаться верхом на коне;
  3) умение повелевать войском так, чтоб привести его к победе.
  
  Возможно, в список дисциплин, которые приходилось изучать Дракуле после 12 лет, также входили история и политика. Возможно, в список также входил латинский язык, но тут мы не можем ничего утверждать наверняка, поскольку согласно византийской системе обучения всё это (латинский, история, политика) относилось к высшей ступени образования, до которой, как мы знаем, Дракула в силу ряда трагических обстоятельств не дошёл.
  
  Практические итоги "византийского" обучения
  
  В ряде статей о Дракуле можно прочитать, что он якобы был дикарь и неуч - эдакий неандерталец, но не с дубиной, а с колом, получивший понятие о культуре только благодаря годам, проведённым в "просвещённой" Турции. Однако всё это - полная ерунда!
  
  Дракула и до Турции был образованный, а всё то, что я тут рассказывала про византийскую систему воспитания, которую применяли в Румынии для воспитания государевых детей - не просто предположения. Всё это находит подтверждение в исторических документах.
  
  Из тех текстов, которые сохранились со времён Дракулы, мы видим, что румынские правители были людьми грамотными, читали духовную литературу и умели красиво говорить.
  
  Вот, например, начало грамоты от 20 мая 1388 года, которую надиктовал дед Дракулы, Мирча Старый. Эта грамота - дарственная монастырю, но прежде, чем перейти к перечислению того, что же будет подарено монастырю, князь рассуждает о Боге не хуже богослова:
  "Кого направляет Дух Божий, те и есть сыны Божьи, говорит святой апостол, а ему вторит всякий, кто ценит правду и совершает добрые дела, желая получить жизнь вечную - оставить земное на земле ради воздаяния на небе. Блаженны те, которые услышали благой глас, ибо слышат его всегда: "Придите, благословенные Отцом Моим, наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира". Так же и я, во Христа Бога верующий и Христолюбивый и самодержавный воевода и господин всей Угровлахийской земли, <...> в меру сил хочу последовать сему гласу и прославить Бога, меня прославившего и во славе возведшего меня на престол родителей моих".
  
  Вот как загнул-то! Вот они результаты занятий риторикой, которые были частью первой ступени образования согласно византийской системе!
  
  Не стоит удивляться, что эти слова Мирчи всем очень понравились. Неслучайно их воспроизводит в своей грамоте от 12 декабря 1424 года двоюродный дядя Дракулы - князь Дан II, а затем то же делает другой родственник Дракулы - князь Александру Алдя в грамоте от 25 июня 1436 года. Сам же Дракула цитирует это высказывание в своей грамоте от 16 апреля 1457 года.
  
  А вот как плетёт словесные кружева отец Дракулы в грамоте от 2 августа 1439 года: "А кто дерзнёт <...> нарушить моё утверждение и повеление, такого да поразит Господь Бог страшным и праведным судом своим, и да выступит против сего человека пресвятая владычица Богородица, и да будет он проклят от имени 7 святых вселенских соборов, и да причислится к тем, кто, как Иуда и Арий, отрёкся от Господа, и ко всем тем, кто предал Господа на смерть".
  
  Конечно, многие указы в те времена завершались стандартным проклятием в адрес возможных нарушителей, однако отец Дракулы внёс в это проклятие свои добавления, оценить которые большинство современных читателей смогут только после того, как заглянут в энциклопедию.
  
  Вот вы можете сходу сказать, что такое "вселенские соборы" и "арианская ересь"? А отец Дракулы мог! И, получается, он отлично знал церковную историю. То есть был высокообразованным.
  
  Что же касается самого Дракулы, то об уровне его образования мы можем судить по его высказываниям, которые, конечно, искажены многочисленными пересказами, но суть осталась.
  
  Например, очень показателен эпизод с турецкими послами, не снявшими головных уборов под предлогом, что "закон" запрещает. "И я хочу следовать вашему закону, - говорит Дракула, - дабы вы крепко его держались". При этом он почти цитирует Евангелие, где сказано: "Пришёл Я не нарушить закон, но исполнить". А вспомните о сожжённых нищих: "...я освободил их, дабы не страдали на сём свете от нищеты или от недуга".
  
  Сам ход рассуждений Дракулы наводит нас на мысль, что этот правитель в своё время изучал и Священное Писание, и риторику.
  
  Поездки по стране
  
  Помимо "книжных наук" и "воинского дела" в образовании Дракулы была ещё одна составляющая, причём очень важная - ознакомительные поездки по стране, то есть по Румынии.
  
  Однако Дракула должен был воспринимать эти поездки совсем не так, как его старший брат, ведь старшего брата готовили к роли правителя, а Дракулу - к роли помощника правителя. Старший брат Дракулы воспринимал города, сёла, поля и леса как свою будущую собственность. Дракула же, видя всё то же самое, воспринимал это как собственность своего брата, которую предстоит оберегать.
  
  Если старший брат Дракулы думал: "Всё это существует для меня - для моих нужд и моего удовольствия", - то Дракула думал: "Я должен заботиться о сохранности всего этого". Вот почему в поведении Дракулы, когда он уже достиг зрелого возраста, мы находим мотив, совсем не характерный для правителей того времени - мотив служения своей стране.
  
  Дракулу воспитывали не как правителя, и потому, даже став правителем, он не избавился от установки, которую ему вбивали в голову всё детство и всё отрочество - ты рождён, чтобы служить и помогать. То, что он делал - искоренял преступность, добивался выгодных условий торговли для румынских купцов, воевал с турками - всё это он делал не для себя, и даже не для конкретных людей.
  
  Всё это он делал для Румынии, которую называл своей "отчиной", но не в смысле своего права собственности на эту землю, а в смысле того, что именно об этой земле он поставлен заботиться.
  
  Вот так и сформировалось для Дракулы понятие родины, которой стала именно Румыния, хотя его раннее детство прошло в Трансильвании.
  
  Продолжение статьи можно почитать тут.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"