Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Богоугодные дела Дракулы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сведения, которые собраны в этой статье - не тайна, хотя на них мало кто обращает внимание, потому что у Дракулы уже давно сложился стойкий имидж богоборца. Хотите узнать Дракулу с другой, непривычной стороны? Хотите узнать о его пожертвованиях монастырям, об основанном Дракулой новом монастыре, о постройке церкви?

  
   В этой статье не будет никаких предположений, а только факты касаемо того, что делал Дракула!
  
   Итак:
  
   Когда: втор. пол. 1456 - перв. пол. 1457
  
   Что: Покровительство монастырю Говора. Дракула даёт деньги на отливку большого (весом около 250 кг) церковного колокола.
  
   Откуда известно: Колокол, уже не используемый, до сих пор хранится в обители. На нём надпись: "Этот колокол был отлит во имя Господа Бога нашего и Святого Николая в 6965 ( году от сотворения мира)". Поскольку в таком летоисчислении новый год отсчитывался с 1 сентября, то указанным годом (6965) охватывается период с 1 сент. 1456 по 31 авг. 1457 - как раз начало правления Дракулы. При этом большой колокол - дорогая вещь, и самим монахам такие расходы было не потянуть.
  
   Примечательные факты:
  
   Факт 1: В грамоте от 22 марта 1497 года князь Раду Великий, делая дар в монастырь Говора, отмечает, что ранее "ктиторами" (главными спонсорами) этого монастыря были "благочестивые государи... дед и прадед наши", то есть отец Дракулы и дед Дракулы. Самый младший брат Дракулы, звавшийся Влад Монах (отец Раду Великого) также очень много жаловал этому монастырю, как и сам Раду Великий. Именно поэтому монастырь считается "семейным монастырём Дракулешти".
  
   Факт 2: В грамоте от 1 апреля 1551 года князь Мирча Чобанул (Пастух) рассказывает предание о том, как боярин Албу разорил монастырь Говору и устроил бунт, за что был наказан Дракулой: "И то было во дни Влада воеводы Цепеша, а был тогда боярин, который именовался Албу Великий. И забрал боярин (у монастыря) вышеупомянутые сёла (Глодул и Хинце) своею силою и также разорил сам святой монастырь, (который стоял в запустении) до времени, когда даровал Господь Бог власть государю, родителю моему, Радулу воеводе Доброму... А тогда, во дни Влада воеводы Цепеша тот боярин Албу Великий посягал стать государем через голову Влада воеводы Цепеша, а Влад воевода пошёл с войском прямо на него и схватил его, и отсёк главу и ему, и всем родичам его".
  
   + + +
  
   Когда: весна 1457 года
  
   Что: Покровительство монастырю Козия. Дракула закрепляет за обителью село Троэнеши, ранее купленное монастырём у одного из бояр, и освобождает это село от всех повинностей и податей.
  
   Откуда известно: Сохранилась грамота Дракулы от 16 апреля 1457 года, где это сказано.
  
   Примечательные факты:
  
   Факт 1: Грамота Дракулы начинается с очень красивой речи, однако эта речь сочинена не Дракулой, а его дедом Мирчей Старым, оказывавшим покровительство монастырю Козия. Речь всем так понравилась, что её стали воспроизводить в новых грамотах, относящихся к Козии, а затем и в грамотах другим монастырям: Кого направляет Дух Божий, те и есть сыны Божьи, говорит святой апостол, а ему вторит всякий, кто ценит правду и совершает добрые дела, желая получить жизнь вечную - оставить земное на земле ради воздаяния на небе. Блаженны те, которые услышали благой глас, ибо слышат его всегда: "Придите, благословенные Отцом Моим, наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира".
  
   Факт 2: В монастыре Козия князь Мирча Старый как раз и похоронен.
  
   + + +
  
   Когда: лето 1457 года
  
   Что: Дар монастырю Св. Пантелеймона на Афоне (в Греции). Дракула делает пожертвование.
  
   Откуда известно: Сохранилась грамота Дракулы от 12 июня 1457 года, где это сказано.
  
   Примечательный факт: Сейчас монастырь Св. Пантелеймона также называется Русский, поскольку основную часть насельников составляют русские монахи, но во времена Дракулы монахи этого монастыря были в основном сербами.
  
   + + +
  
   Когда: весна 1458 года
  
   Что: Покровительство румынскому монастырю Тисмана. Дракула закрепляет за обителью все имения, ранее подаренные другими государями и боярами.
  
   Откуда известно: Сохранилась грамота Дракулы от 5 марта 1458 года, где это сказано.
  
   + + +
  
   Когда: втор. пол. 1460 - перв. пол. 1461
  
   Что: Дар монастырю Филофей на Афоне (в Греции). Дракула делает пожертвование в 4000 аспр (аспра - мелкая серебряная монета)
  
   Откуда известно: Сохранилась грамота Дракулы, датированная 6969 годом от сотворения мира. Поскольку в таком летоисчислении новый год отсчитывался с 1 сентября, то указанным годом (6969) охватывается период с 1 сент. 1460 по 31 авг. 1461.
  
   Примечательный факт: В.Эрлихман в своей книге о Дракуле пишет, что, делая пожертвование, Дракула заказал поминальные молитвы за своего отца и молитвы о здравии некоей инокини Евпраксии. Если В.Эрлихман ничего не путает (а он путает что-нибудь довольно часто), то получается, что Дракула просил афонских монахов молиться за своего покойного отца и за свою мачеху Колцуну, которая после кончины мужа постриглась в монахини и стала зваться Евпраксия, а по другим данным Ефросинья.
  
   + + +
  
   Когда: 1461 год
  
   Что: Основание монастыря под названием Комана недалеко от Джурджу (фотографии монастыря 2016 года).
  
   Откуда известно: Сохранилась грамота Дракулы от 27 сентября 1461 года, где монастырю даются земли. Слова этой дарственной - самое раннее упоминание о монастыре.
  
   Примечательные факты:
  
   Факт 1: Существует легенда о том, почему Дракула основал Коману. Это связывается с теми событиями, когда Дракула с армией переправился через Дунай на турецкую территорию, чтобы освободить несколько тысяч румын, незадолго до этого взятых в плен турками возле крепости Турну-Северин.
  
   Освобождение удалось, а дальше начинается легенда, которая гласит, что несколько сотен турецких всадников тайно последовали за румынским войском, которое возвращалось назад за Дунай. Выждав момент, когда Дракула с небольшим отрядом отъехал в сторону, турки напали. В этой стычке выжил только Дракула и два его командира (некий Лер и некий Михня). Все трое были ранены, и к тому же пробиться к основному войску у них не получалось, а турки продолжали преследовать их даже после переправы через Дунай, на румынской территории. Вконец утомлённые, Дракула вместе с Лером и Михней остановились на ночь в каком-то глухом месте, рассчитывая, что их хотя бы до утра не найдут.
  
   Когда совсем стемнело, вдруг вдали показались девять огней, поэтому Лер и Михня схватились за мечи, однако из тумана появились монахи, которые отвели Дракулу и его командиров на остров среди речных заводей, где находился скит (несколько домиков-келий). Там беглецы были в безопасности, потому что турки никогда не нашли бы дорогу на остров. Дракула и его командиры отдохнули, немного залечили раны и уехали, а в благодарность Дракула решил основать на этом месте монастырь и в уже упомянутой грамоте от 1461 года пожаловал монастырю земли.
  
   Факт 2: Существует версия румынского профессора Константина Резакевичи, согласно которой Дракула похоронен именно в Комане, а не где-то ещё.
  
   + + +
  
   Когда: точно неизв.
  
   Что: Покровительство монастырю Снагов.
  
   Откуда известно: Грамот самого Дракулы, касающихся пожалований Снагову, не сохранилось, однако в грамоте от 26 июня 1558 года князь Мирча Чобанул (Пастух) упоминает, что "Влад воевода Цепеш" был записан в монастырской книге среди других дарителей.
  
   Примечательные факты:
  
   Факт 1: Монастырь упоминается ещё в грамотах деда Дракулы, князя Мирчи Старого, однако вопреки этому румынские летописи называют основателем монастыря самого Дракулу. Согласно свидетельству румынского исследователя А.Одобеску, в 19-м веке монахи в Снагове также считали основателем монастыря именно Дракулу.
  
   Факт 2: Снагов считается местом захоронения Дракулы, хотя раскопки, проводившиеся в монастыре в 1930-е годы, не позволили подтвердить это устоявшееся мнение.
  
   Могила в Снагове, которая считается могилой Дракулы (фотографии монастыря 2016 года днём, фотографии монастыря 2016 года вечером)
  
  
  
   + + +
  
   Когда: 1461
  
   Что: Строительство церкви близ городка Тыргшор (фотографии церкви и монастыря 2016 года).
  
   Откуда известно: Сохранилась каменная плита с надписью, изначально вмурованная над входом в храм. Надпись гласит: "Милостью Божьей Iw Влад, воевода и господин всей земли Угровлахийской, сын великого Влада воеводы, построил и завершил сей храм июня 24, в лето 6969 (1461), индикт 9".
  
   Эту плиту обнаружил на заре своей учёной карьеры румынский историк Константин К. Джуреску, а про находку рассказал в статье "Церковь Влада Цепеша в Тыргшоре". Опубликована в "Buletinul Comisiunii Monumentelor Istorice (Бюллетень Комиссии Исторических Памятников)", выпуск за январь-март 1924 года.
  
   Из этой статьи следует, что церковь построена Дракулой, но перестраивалась трижды:
   - первый раз князем Антонием из Попешть (правил с марта 1669 по февраль 1672). После перестройки его изображение появилось на стене внутри церкви, как и полагалось для тех, кто дал денег на постройку-перестройку;
  
  
  
   - второй раз перестроена князем Константином Брынковяну (правил с октября 1688 по 24 марта 1714), и тогда его изображение появилось на другой стене этой церкви;
  
  
  
   - в третий раз церковь перестроили в 19-м веке, после чего (в 1886 году) и вынули вмурованную над входной дверью плиту, где было написано, что изначально церковь построена "Владом воеводой".
  
   Вместе с другими камнями, оставшимися после перестройки, надпись была отвезена в соседний Стрежнику для постройки тамошней церкви, но камень с надписью никуда приткнуть не сумели, и он остался лежать на церковном дворе.
  
   Сейчас эта надпись находится в монастыре Турну. Главный храм монастыря Турну - это перестроенная церковь Влада.
  
  
  
   В Музее истории и археологии в Плоешть хранится копия надписи.
  
  
  
   ____________
  
   Приложение:
  
   Статья Константина К. Джуреску "Церковь Влада Цепеша в Тыргшоре" (1924 год)
  
   (Статья небольшая, поэтому приводится полностью. Перевод с румынского выполнила Ирина Чобану, за что ей огромное спасибо).
  
   На месте древнего Тыргшора, процветающего политического и коммерческого центра 15-16 веков, сегодня видны 3 церкви. Одна из них сохранила портреты членов семьи воеводы Антония из Попешть, как отмечал Н.Йорга в своём "Описании церквей Румынии" II, с.45.
  
   Вскоре я смог узнать*, благодаря пояснениям господина Попеску, которому очень благодарен, о надписи с этого храма (рис. 1). Она была взята в 1886 году со своего места над входной дверью. Использовалась как строительный материал и только благодаря счастливой случайности - не подходила к месту, которое выбрал строитель - смогла сохраниться до наших дней.
  
  
  
   Сегодня камень с надписью находится во дворе церкви в коммуне Стрежнику возле Тыргшора, имеет прямоугольную форму и расколот на две неравные части. Красиво выдолбленная в камне надпись** хорошо расшифровывается:
   (транскрипция, приведённая автором статьи, опущена и оставлен только перевод)
   "Милостью Божьей Iw Влад, воевода и господин всей земли Угровлахийской, сын великого Влада воеводы, построил и завершил сей храм июня 24, в лето 6969 (1461), индикт 9".
   Этот Влад, сын великого Влада воеводы, не кто иной, как Влад Цепеш (1456-1562), которого мы привыкли воспринимать в другой ипостаси, а не как ктитора (спонсора-покровителя) святых мест***. Так добавляется новая черта этой достаточно интересной фигуре нашего прошлого.
   Церковь Влада Цепеша (рис. 2) не первозданной формы, (со времён упоминавшегося ранее воеводы Антония из Попешть) была перестроена 2 раза: один раз государем Константином Бранковяну вместе с супругой Марикой, а затем снова - в первой половине 19 века****. Все это хорошо просматривается под поздней штукатуркой. Некоторые архитектурные формы могут быть действительно первичными и относиться к церкви Цепеша. Например: два ряда рваного ограниченного пояса, который окружает церковь, и полукруглые арки в центральной части здания.
   Исследования архитектурного стиля этой церкви имеют большое значение для нашей церковной истории, особенно сейчас, когда известна датировка фундамента. Это может быть полезно в сравнении с руинами двух церквей в Тыргшоре, которые с архитектурной точки зрения представляют замечательное сходство с первой, что может быть подсказкой, ведь они строились практически в ту же эпоху.
  
  
  
   Вполне возможно, что эти руины (одной из двух других церквей) принадлежат церкви, построенной также в Тыргшоре, как отмечено в хронике, князем Владиславом (1448-1456), предшественником Цепеша. Что касается третьей церкви, которая представлена замечательными стенами из кирпича (рис. 3), о ней нет никаких письменных упоминаний. Единственное, что можно использовать для датировки - стиль, по которому профессор Йорга отнес ее к 1550-1600. Здесь также наблюдается пояс, идентичный второй церкви. Хотелось бы, чтобы и архитектурный стиль этой церкви стал объектом исследования, благодаря чему можно было бы определить дату строительства.
   Добавлю как интересную деталь факт, что по местным преданиям в Тыргшоре было 7 монастырей, что показывает развитие возле коммерческого и светского центра интенсивной монашеской деятельности. От этих монастырей не сохранилось ничего кроме руин трёх церквей, которые исчезнут со временем.
  
   ____________
  
   * Надпись на лицевой стороне была перекопирована и отправлена в "Бюллетень комиссии исторических памятников", когда господин Г.Загориц, который знал о моих исследованиях в Тыргшоре, поторопился опубликовать - конечно, с целью обеспечения значимости открытия - статью, названную "Влад Цепеш" в "Книжной газете" (15 апреля 1922), появившейся в Плоешть. В этой статье дается обнаруженная мною надпись и в дополнение латинская транскрипция с переводом. Но, как известно, спешка портит дело (тут румынский вариант пословицы "поспешишь - людей насмешишь"). Транскрипция господина Загориц в первую очередь принципиально неверна, потому что латинский алфавит - при отсутствии значков - не может передать все славянские звуки... К тому же в некоторых словах его транскрипции просто недостаёт символов... Я считаю необходимым - надпись должна быть изучена филологами - даю и свою версию транскрипции с приложением фотографии надписи.
   ** В первой части надпись сохранилась хорошо. Вторая часть больше подверглась влиянию погоды, надпись более стертая, как можно видеть и на фотографии.
   *** Иоан Богдан Влад Цепеш и рассказы немецкие и русские о нём. - Бухарест, 1896. - Стр. 3-4.
   **** Об этой трансформации нет письменных упоминаний, которые могут подтвердить дату. И все же стиль указывает (первая половина 19 века).
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"