Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Личная жизнь Дракулы до 1462 года (факты)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Многие считают, что о личной жизни Дракулы говорится в основном в фольклоре. Есть жуткий анекдот про беременную любовницу, которой Дракула якобы "вспорол живот". Есть легенда об утопленнице из Поенарь. Есть сомнительные сведения о любовницах в Трансильвании. Что же касается проверенных фактов, то их обычно приводят куда менее охотно...

  
   Не будем ходить вокруг да около и сразу обратимся к первоисточникам - к грамоте Дракулы от 20 сентября 1459 года. Это документ, где впервые упоминается Бухарест как столица Румынии, но сама грамота примечательна не только этим - именно в ней Дракула впервые упоминает о своих детях!
  
   "Сердечный плод"
  
   Личная жизнь государя - всегда политика, и потому упоминание о детях, которое мы находим в документе от 20 сентября 1459 года, увязано с политическим вопросом о престолонаследии. Дракула рассуждает о том, кто станет государем после его смерти.
  
   Этому посвящены следующие строки (перевод со славянского): "...и по смерти моей кого изволит Господь Бог сделать правителем Валашской (т.е. Румынской) Земли или от сердечного плода моего, или от сродника, или по грехам нашим от иноплеменника...".
  
   То есть Дракула между прочим сообщает нам, что по состоянию на 20 сентября 1459 года у него уже родилось как минимум два сына, которые и названы "сердечным плодом". Правда, тут следует оговориться, что данную фразу Дракула придумал не сам. Она встречается в грамотах других государей до него и является канцелярским оборотом, пусть и довольно поэтичным.
  
   "Сердечный плод" это понятие собирательное, поскольку присутствует предлог "от". "Кого от сердечного плода моего" означает "кого из сыновей моих", причём имеются в виду сыновья вообще - как законные, так и незаконные. Это видно по контексту из многих-многих документов разных князей, которые этот оборот используют.
  
   Что же касается самого Дракулы, то в более ранней грамоте от 16 апреля 1457 года мы видим похожие рассуждения. Дракула и здесь задумывается, кто станет править после него, однако "сердечный плод", как в грамоте 1459-го года, не упомянут. Это позволяет говорить об определённых хронологических рамках в том, что касается появления детей.
  
   К сожалению, других грамот Дракулы с подобными словами не сохранилось. Досадно и то, что князь не перенял некоторых привычек своего отца. Отец Дракулы всегда поимённо перечислял сыновей в грамотах, а вот Дракула "плоды" своих сердечных дел не перечисляет.
  
   Имена сыновей
  
   Из других, более поздних, источников мы знаем, что у Дракулы было три сына. Самого младшего, Михню Злого, родила двоюродная сестра короля Матьяша, на которой Дракула женился после того, как был выпущен из венгерской тюрьмы в 1475 году. Однако 1470-е годы это сильно позже рассматриваемого нами периода.
  
   Нас интересуют два старших сына - Михаил и Влад. Об их матери (или матерях) нам не известно ничего, как и точные года рождения самих Михаила и Влада, но, судя по всему, эти-то сыновья и упомянуты своим отцом в грамоте 1459-го года как "сердечный плод". О них и поговорим...
  
   Происхождение сыновей
  
   Про Михаила, старшего отпрыска, нам известно то, что он долгое время жил у турков, а в середине 1480-х годов сбежал оттуда ко двору короля Матьяша. Спрашивается - как Михаил оказался у турков?
  
   Исследователь М.Казаку в своей книге "Дракула" делает предположение, что Дракула отправил этого сына в качестве заложника к султану Мехмеду. Но когда?
  
   Мы знаем, что Дракула НЕ упоминает "сердечный плод" в грамоте 1457-го года - только в грамоте 1459-го. Также нам известно, что в 1460-м году отношения с турками уже были разорваны. Значит, Михаил отправился к туркам в возрасте 1-2 лет? Неужели ребёнок был отдан туркам таким крошечным?
  
   Этот вариант маловероятен, поскольку в Средние века уровень детской смертности был высоким. Ребёнок, отданный в заложники в таком раннем возрасте, мог умереть через полгода или через год. И что тогда делать туркам? Именно по этой причине, если дети такого возраста и оказывались в турецком плену, то случайно - заодно с матерями и главным объектом интереса при таком пленении была именно мать, а не ребёнок. В общем, что-то не сходится в этой теории М.Казаку.
  
   Однако на основе имеющихся сведений можно выстроить и другую схему развития событий - Михаил был не отправлен в Турцию, а просто-напросто родился там от некоей турецкой женщины, условно говоря, от "турецкой жены". Другой сын, Влад, тоже мог родиться в Турции, а появление на свет этих детей вовсе не обязательно пришлось на 1457-1458 годы. Они могли родиться и пораньше.
  
   Грамота 1457 года не противоречит этому предположению, ведь мы знаем, что в Средние века по христианским законам, если ребёнок не был окрещён, то юридически его не существовало. Поэтому если у Дракулы было двое некрещёных сыновей в Турции, он не мог упомянуть их в своей грамоте 1457 года - не имел права.
  
   Если так, то в 1459-м году ситуация должна была измениться. Например, Дракуле удалось забрать младшего отпрыска - Влада - от турков. Влад был окрещён, и теперь Дракула мог с полным правом назвать его своим сыном. Однако о Михаиле князь тоже не забывал, а обтекаемая фраза "сердечный плод" как нельзя лучше подходила для того, чтобы обрисовать неясную ситуацию, когда у князя есть два сына, но один некрещёный.
  
   Если всё было так, то становится понятным, почему Дракула не последовал примеру своего собственного отца в том, чтобы перечислить сыновей по именам. Некрещёного Михаила нельзя было называть по имени ни под каким видом, а называть одного только Влада было бы некрасиво.
  
   Есть и ещё один довод, которым можно подкрепить теорию на счёт турецкого происхождения двух старших сыновей Дракулы - если Дракула забрал Влада из Турции, то забрал его от матери и передал на воспитание некое другой женщине, жившей в Румынии, а в фольклоре сохранилась одна история, которая косвенно подтверждает такое развитие событий.
  
   Давайте вспомним жуткий анекдот о том, как Дракула распорол ножом живот своей беременной любовнице... хотя казалось бы - какая связь между этой историей и сыном Дракулы?
  
   Анекдот про беременную любовницу - вымысел и реальность
  
   Анекдот про любовницу кажется очень странным, непонятным, однако с точки зрения исторической науки он ценен. Мы точно знаем, что он появился уже в середине 15-го века, поскольку именно тогда был записан - значит, его можно попробовать использовать как исторический материал.
  
   В Интернете этот анекдот часто пересказывают в искажённом виде, и потому я полностью процитирую отрывок из поэмы Михаэля Бехайма.
  
   Бабенка с Дракулом жила
   и оказалась тяжела.
   Велел другой бабенке
   он в дело вникнуть, а потом,
   к симптому приобщив симптом,
   о будущем ребенке
   по всем статьям подробный
   отчет представить, но живот
   он первой взрезал, чтобы плод
   узреть, ему подобный.
  
   (Текст цитируется по переводу В. Микушевича, опубликованному в приложении к книге: Стокер Брэм. Дракула (роман). - М.: Энигма, 2005).
  
   Из этого отрывка мы узнаём следующее:
   1) Любовница в анекдоте была беременна на самом деле, а не симулировала.
   2) Дракула не сомневался, что ребёнок его, поскольку считал плод "подобным" себе.
   3) Несмотря на уверенность, Дракула вспорол любовнице живот, не дав женщине стать матерью.
  
   Кажется, что история дикая и не имеющая ничего общего с реальностью. Дракуле, уверенному в своём отцовстве, не было смысла так поступать с женщиной. Что, если ребёнок оказался бы мальчиком? Дракуле ведь нужны наследники! Если б он поступал так не только в анекдоте, но и в реальной жизни, то не было бы никакого "сердечного плода".
  
   Однако из анекдота можно вытащить историческую правду, если принять дикую шизофреническую логику этой истории как данность - не оспаривать, а попробовать понять, почему история о любовнице приняла именно такой вид. Почему Дракула не даёт любовнице стать матерью? Он как будто наказывает любовницу за эту попытку. Могло ли что-то подобное произойти в реальности?
  
   Попробуем распутать этот узел с другого конца. Представьте себе, что у Дракулы есть любовница, к которой он сильно привязан, но детей у них нет. Год нет, два года нет, три года нет, а отношения всё равно хорошие. Тогда Дракула отдаёт ей на воспитание своего ребёнка от другой женщины (т.е. маленького Влада, привезённого из Турции). Бездетная любовница очень рада. Она принимает ребёнка, как родного, начинает всюду появляться с ним и вести себя так, будто она его мать. Это видит простой народ и не одобряет: "Как же это? Не было у неё детей, и вдруг - сразу такой, которому уже несколько лет от роду. Дети такими не рождаются! Этот ребёнок не её. А она хитрит. Видать, хочет, чтобы её почитали, как мать наследника престола. Ишь, прыткая! Государь должен её за это наказать! Пускай она не зарится на место, которое не заслужила".
  
   Именно это наказание и происходит в анекдоте. Дракула вспарывает любовнице живот, будто отбирая у неё ребёнка до того, как она успела этого ребёнка родить и тем самым присвоить, ведь в средневековой Европе женщина приобретала юридический статус матери не на стадии беременности, а после успешно состоявшихся родов, когда ребёнка крестили.
  
   Получается, что в анекдоте про любовницу может быть отражена реальность, но как в зеркале - с точностью до наоборот. В реальности Дракула наверняка хотел, чтобы любовница, к которой он хорошо относился, несмотря на её бездетность, упрочила бы своё социальное положение. Кто же знал, что народ этого не одобрит и будет ждать от своего государя "справедливости"?!
  
   Тут важно понять, что анекдот о политическом лидере отражает не столько реальные черты этого лидера, сколько народные представления о нём. Поэтому Дракула, которого народ считал борцом за справедливость, в анекдоте про любовницу "справедливо" воздаёт ей по заслугам.
  
   Ещё один важный факт - в Ветхом Завете Библии упоминаются случаи, когда бездетная жена сводила своего мужа со служанкой, говоря "и она родит на колена мои", то есть "и её дети будут считаться моими потомками". Да, суррогатное материнство придумали не вчера. Оно существовало за много веков до нашей эры, однако Дракула в данной ситуации должен был взять инициативу на себя.
  
   Для наглядности я сейчас попытаюсь реконструировать анекдот, как он мог звучать у румын в 15-м веке, но имейте в виду, что в Румынии Дракулу называли "Дракул", то есть без "а". Итак: "Жил Дракул с одной женщиной, а детей у них не было, и стала женщина его укорять: "Ты не можешь дать мне детей". Нахмурился Дракул и ответил: "Не во мне дело, а в тебе. Это ты бесплодна и не родишь, а меня укоряешь". Тогда женщина сказала: "Ляг с моей служанкой, и дитя, которое она родит, будет считаться моим". Дракул не согласился, но ещё до того, будучи в стране у поганых, прижил там сына. И решил Дракул привёзти сына в свою землю, чтобы вырастить в христианской вере, как должно. И, привезя, отдал той женщине на воспитание. Она взяла ребёнка и говорит: "Радость мне! Значит, скоро я стану матерью". Дракул спрашивает: "Разве ты понесла? Ведь нет же. Значит, не будешь ты матерью". А женщина своё твердит: "Буду я матерью этого ребёнка, и будет мне почёт и уважение". Разгневался Дракул: "Почёт и уважение заслужить надо. А ты что для этого сделала? Разве ты понесла? Ты моего сына не носишь во чреве. А раз не носишь, почему думаешь скоро своим назвать? - и с этими словами вспорол ей живот и сказал. - Видишь? Нет там ничего".
  
   Ну, а нынешний свой вид эта история приняла стараниями немцев, которые стремились выставить Дракулу злодеем, поэтому подправили пару деталей, чтобы Дракула в этой изменённой истории никому не мог бы показался правым даже теоретически.
  
   По-моему, версия вполне правдоподобная, хоть и запутанная, но я всё-таки рискну утверждать, что реальная основа анекдота - усыновление малолетнего Влада, и что Дракула не вёл себя как шизофреник и живот любовнице не распарывал.
  
   Дракула собрался жениться?
  
   Однако наш рассказ ещё не подошёл к концу. Поговорим теперь о женитьбе Дракулы...
  
   В одном из экземпляров анонимного памфлета о Дракуле (памфлет 1463 года, легший в основу поэмы Бехайма) сохранился отрывок, где упоминается, что венгерский король Матьяш незадолго до того, как арестовать Дракулу, предложил тому в жёны свою дочь. Конечно, у 19-летнего Матьяша в то время не было и не могло быть дочери подходящего возраста, но информация заслуживает внимания. Возможно, Матьяш предложил Дракуле в жёны не дочь, а одну из близких родственниц.
  
   Если заглянуть в родословные, то вариантов, на ком мог жениться Дракула, совсем мало. У Матьяша было всего две незамужних родственницы, подходящие по возрасту, и обе эти родственницы приходились королю двоюродными сёстрами. Одну звали Маргит, а другую - Илона. Обе из семьи Силадьи.
  
   Напомню, что из этой семьи происходила мать короля Матьяша - Эржебет - и королевский дядя - Михай Силадьи - одно время занимавший должность регента при малолетнем Матьяше. Что касается Маргит и Илоны, то они являлись дочерьми Ошвата Силадьи, ещё одного королевского дяди.
  
   Дракула был знаком с семьёй Силадьи довольно хорошо. У него были приятельские отношения с Михаем Силадьи, и именно стараниями Михая произошло политическое сближение Дракулы и Матьяша в 1458-м году, хотя в итоге оно закончилось ссорой 1462 года. С Ошватом у Дракулы тоже могли быть приятельские отношения, т.к. Ошват действовал заодно с Михаем.
  
   И вот это обстоятельство мешает нам безоговорочно поверить в историю, которая рассказана в памфлете. Поскольку Дракула хорошо знал семью Силадьи, то, наверное, краем уха слышал и о том, что у обеих дочерей Ошвата к 1462 году уже были женихи.
  
   Обручение Илоны состоялась в 1458 году, когда Михай Силадьи, стремясь посадить своего племянника Матьяша на венгерский престол, активно искал себе союзников. Одним из союзников стал магнат Сентмиклоши-Понграц, а для закрепления этого союза было решено породниться. У магната Понграца был сын Ласло (Вацлав), которого обручили с племянницей Михая, Илоной.
  
   Обручение Маргит, очевидно, состоялось ещё раньше, поскольку из двух сестёр эта была старшей, а младших выдают замуж только после того, как старшие пристроены. Мы знаем, что Маргит вышла замуж за некоего Матьяша Мароти, и, значит, их помолвка тоже состоялась не позднее 1458-го.
  
   Так вот если Дракула обо всём этом хотя бы краем уха слышал, то насколько серьёзно он мог воспринять предложение взять в жёны одну из девиц рода Силадьи? Конечно, помолвка на то и помолвка, что её можно разорвать, но всё-таки странная получается история. Я уже не говорю о том, что к 1462-му году обе сестры Силадьи могли быть не только обручены, а уже выйти замуж. Есть вероятность, что никакого предложения породниться от короля Матьяша в 1462 году вообще не поступало. Если что-то и было, то году в 1460-м.
  
   И всё же записывать эту историю в разряд легенд не следует хотя бы потому, что свадьба Дракулы с Илоной Силадьи в итоге состоялась. Правда, сильно позже, в 1475-м году, но ведь состоялась, а вот если вас интересуют именно легенды о женщинах Дракулы, читайте другую статью.
  
   Ну, и пара иллюстраций напоследок:
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"