15-я газель из "Дивана Авни", официального собрания стихов Мехмеда
Перевод по книге "Диван Фатиха..." 2014 года
Что если бы красивые кокетство не любили?
К ним в сеть поклонники тогда б не угодили.
Краса! Твои уста малы, и мало слов хвалы им хватит.
А волосы длиннейшую хвалу, конечно, заслужили.
Твой взгляд - разбойник. Локоны - воришка на базаре.
Что в переулках сердца моего они найти решили?
Любовь моя, свидание с тобой - товар, что жизни стоит.
Те, кто товар такой увидел раньше, это возвестили.
В ночи мне чёрные твои власы прислали весть плохую:
Твой гневный взгляд мне показали, сердце леденили.
Краса! Кто верен локонам твоим - бродяга одинокий.
Те, кто мечтает о власах твоих, безумие вкусили.
Авни, подобен розе мир, но аромат не принесёт покоя.
И голова болит у всех, кому понюхать розу предложили.
_______________
В 15-й газели Мехмед (Авни) обращается к девушке или женщине, у которой очень длинные волосы - аж до пят. Об этом иносказательно говорится во втором двустишии, где присутствует игра слов. Мехмед (Авни) исходит из того тезиса, что чем больше предмет, тем больше слов нужно, чтобы всесторонне обрисовать его. Вот почему на восхваление рта возлюбленной, который очень мал, требуется мало слов, а на восхваление волос, которые очень длинные, требуется много витиеватых фраз.
Такие длинные волосы просто не могли быть у мужчины. Подобной причёской мог похвастаться разве что евнух в какой-нибудь Персии, живший ещё до нашей эры, но в средневековой Турции евнухи уже не носили таких волос. Значит, речь о женщине или девушке, чьи волосы Мехмед (Авни) собрался долго воспевать.
Заявив о намерениях, поэт начинает исполнять задуманное, так что волосам посвящены третье, пятое и шестое двустишие.
По ходу чтения газели мы узнаём, что Мехмед (Авни) имел ночное свидание с длинноволосой красавицей, но окончилось оно неудачно, так что в шестом двустишии поэт говорит о чувстве одиночества и о безумии, которое порождено неутолённой страстью.
Седьмое, завершающее двустишие, пропитано пессимизмом, тоже порождённым любовной неудачей. Дескать, всё в мире плохо, и он создан, чтобы мучить нас.