Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

О, как лицо твоё прекрасно! Как твои манеры хороши!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   49-я газель из "Дивана Авни", официального собрания стихов Мехмеда
   Перевод по книге "Диван Фатиха..." 2014 года
  
  
   О, как лицо твоё прекрасно! Как твои манеры хороши!
   Аллах Своё величие явил, создав тебя и повелев: "Дыши".
  
   Пусть на лице твоём нет волоса, что скручен в завитке. И ладно!
   Ведь лампа солнца светит нам без фитиля1, а ты её попробуй потуши!
  
   Всю жизнь я посвятил раздумьям, день и ночь разгадывал секрет,
   Но волосы твои о нём молчат. Загадку эту для меня ты разреши.
  
   К порогу твоему стремлюсь душой, но умирать на нём пока что жалко.
   Я скуп. Пока что невозможно достиженье рая для такой скупой души2.
  
   Что получил Авни? Терпенье приобрёл. А также страстное желанье.
   Что приобрёл, тем будь доволен. Больше получить ты не спеши.
  
   _______________
  
   1 Отсылка к Корану, сура 71-я, аяты 15-16: "...Аллах создал семь небес одно над другим, сделал луну светлой, а солнце сделал светильником". (То есть лампой).
  
   2 Пророк Мохаммед говорил, что скупые не попадут в рай.
  
   Толкование:
  
   Было бы странно, если б в "Диване Авни" не попалось хотя бы одного такого стихотворения. Это газель о юноше или даже мальчике, у которого ещё не начала расти борода, поэтому во втором двустишии и сказано "на лице твоём нет волоса".
  
   Тема опасная, но, к счастью, российский закон, запрещающий пропагандировать педофилию, не распространяется на исторические памятники, а стихотворение, которое мы сейчас рассматриваем, было написано почти 550 лет назад. Это памятник средневековой турецкой литературы.
  
   В комментариях к этой газели профессор Мухаммет Нур Доган делает предположение, что стихотворение посвящено особенному дервишу. Профессор пишет, что некоторые дервиши удаляли себе абсолютно все волосы на теле - даже ресницы, не говоря уже о бровях и остальном. Такие дервиши назывались "каландар". Мухаммет Нур Доган называет их kalender а также abdal, torlak, cavlak...
  
   Вот рисунок 17-го века, изображающий такого или почти такого дервиша:
  
  
  
   Предположение на счёт дервиша кажется правдоподобным, пока не начинаешь читать следующее двустишие, которое можно понять так: "Всю жизнь я размышлял о том, почему мне нравятся безбородые юноши, и даже в тебе я не могу найти ответ на этот вопрос". Если в стихотворении речь идёт о дервише, то получается, что Мехмед (Авни) всю жизнь размышлял о том, почему ему нравятся особые, бритые дервиши. Неужели, это вопрос, о котором можно размышлять всю жизнь?
  
   Другое дело, если Мехмед всю жизнь чувствовал особую склонность к безбородым юношам и мальчикам... и спрашивал себя "почему?". Такие вопросы, обращённые к самому себе, как раз объяснимы.
  
   Поначалу кажется, что стихотворение о безбородом юноше может быть посвящено кому угодно из известных нам возлюбленных Мехмеда, но пятое, заключительное двустишие сильно сужает "круг подозреваемых". Там сказано, что Мехмед (Авни) не хочет торопиться в том, чтобы удовлетворить своё желание. Значит, стихотворение посвящено не Раду Красивому, не Якову Нотарасу и не Иоанну Сфрандзису, поскольку с ними со всеми Мехмед торопился, а здесь ясно говорит, что надо проявить терпение.
  
   Терпение Мехмед проявлял по отношению к боснийскому принцу Сигизмунду, но Сигизмунд не отличался хорошими манерами, о которых упомянуто в первом двустишии. Так кому же посвящено стихотворение?
  
   Есть кое-кто подходящий... Это молодой Хасс Мурад-паша - фаворит Мехмеда во второй половине 1460-х - первой половине 1470-х годов.
  
   Хасс Мурад-паша происходил из рода Палеологов. Его называют племянником последнего византийского императора Константина. В 1453 году он вместе со своим братом был захвачен в плен, а затем обращён в ислам и воспитывался при султанском дворе.
  
   Примерно через 10 лет воспитания он в весьма юном возрасте был замечен Мехмедом и начал стремительно подниматься по карьерной лестнице - настолько стремительно, что все сразу поняли причину.
  
   В середине 1460-х годов Хасс Мурад-паша, служа при дворе, уже получал большое жалование. В 1465 году построил мечеть в Стамбуле (на территории района Аксарай, дословно "Белый дворец"). В 1472 году был назначен бейлербеем Румелии, то есть начальником над всеми турецкими владениями в Европе, но поскольку не обладал достаточным опытом для исполнения обязанностей бейлербея, то "его молодость" должен был "уравновесить своим опытом" небезызвестный Махмуд-паша - тот самый, у которого султан Мехмед когда-то отобрал невесту.
  
   В 1456 году Махмуд-паша получил должность великого визира, которую совмещал с должностью бейлербея Румелии. В 1466 году оказался смещён с этих постов, в 1472 году снова получил пост великого визира, а вот должность румелийского бейлербея получил Хасс Мурад-паша, который не очень-то слушал советы своего "наставника".
  
   Считается, что именно тогда Махмуд-паша начал точить зуб на султанского фаворита, поскольку Хасс Мурад-паша, в некотором смысле, отобрал у Махмуда-паши то, на что великий визир был вправе рассчитывать. На самом же деле, как мне кажется, Махмуд-паша просто был не в восторге, что приходится возиться с юнцом, делающим карьеру через постель. Подобный способ делать карьеру никогда не вызывает уважения.
  
   Летом 1473 году Мехмед отправился воевать против своего давнего врага - Узун-Хасана, главы кочевых племён Ак-Койунлу, "белобаранной орды". Мехмедом была собрана большая армия, насчитывавшая более 150 000 воинов. Из них корпусом в 60 000 командовал Хасс Мурад-паша, которому, как всегда, "помогал советом" великий визир Махмуд-паша.
  
   4 августа 1473 года состоялась битва на берегу Евфрата. Хасс Мурад-паша со своим корпусом двигался впереди всей армии. Подойдя к реке и увидев, что на противоположном берегу находится лагерь Узун-Хасана, юный командующий (очевидно, желая проявить доблесть) переправился через реку вместе со своими воинами и атаковал лагерь, но эффект внезапности не сработал. Армия Узун-Хасана, более многочисленная, чем корпус Хасс Мурада-паши, окружила нападавших. Турецкие войска, потеряв в битве 12 000 человек, начали беспорядочно отступать, и во время отступления погиб Хасс Мурад-паша, утонул в Евфрате.
  
   Некоторые историки считают, что Узун-Хасан нарочно сделал свою ставку приманкой для турецких войск. Сообщается, что один из турецких военачальников, Али-бей Михалоглу, предупреждал о возможной опасности. Но не был услышан. Одни источники пишут, что его слова проигнорировал Махмуд-паша и не отговорил своего юного подопечного от атаки, а другие пишут, что Хасс Мурад-паша сам проявил беспечность, что и привело к смерти юного фаворита.
  
   Махмуд-паша уцелел в битве, благополучно переправился обратно через реку и предстал перед разгневанным султаном Мехмедом. Логика у Мехмеда была простая - кто выжил в битве, тот и виноват. К тому же Мехмед знал, что Махмуд-паша никогда не был в восторге от юного фаворита, так что султан заявил великому визиру: "Ты всегда относился к нему неприязненно". В итоге по окончании похода Махмуд-паша был заключён в крепость Едикуле в Стамбуле, а 18 июля 1474 года казнён.
  
   * * *
  
   Летом 2015 года на аукционе "Сотбис" была продана картина итальянского художника Джентиле Беллини, написанная около 1480 года в Турции, при султанском дворе. На картине изображён султан Мехмед вместе с неизвестным безбородым юношей, "молодым сановником". Предполагается, что юноша - это кто-то из сыновей Мехмеда, но лично я думаю, что это Хасс Мурад-паша.
  
   Да, на момент написания картины Хасс Мурад-паша был уже семь лет как мёртв, но если бы заказчик (султан Мехмед) пожелал, художник вполне мог нарисовать этого фаворита, опираясь на словесное описание.
  
   Вот фрагмент картины:
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"