Влияние образования в Древнем Риме на формирование политического лидера (на примере Г.Цезаря)
Обучение в древнем Риме, как и в других древних цивилизациях, имело особое значение не только для личности, но и для коллектива в целом. Граждане Рима, будучи по-своему социальному и, что гораздо важнее, общественному статусу, членами большой общины, являлись частью единого организма - полиса. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что вся жизнь римлянина была основана на службе родине, которая начиналась с достижения совершеннолетия (17 лет) и заканчивалась, когда римлянин достигал 60 лет. Однако до достижения юности (14 или 17 лет) человек должен был получить надлежащие воспитание и вырасти в достойного продолжателя рода. Это было особенно актуально в связи с большой детской смертностью (не менее 45%).
Примерно до семи лет ребенок воспитывался дома. Чаще всего, как и в период ранней республики, эта обязанность ложилась на мать, однако уже со II в. до н.э. в патрицианских семьях получила развитие практика, по которой родители нанимали кормилицу и приобретали специальных рабов, которые и занимались воспитанием. Это вовсе не означало, что родители полностью устранялись из процесса воспитания. Тацит сообщает: "подыскивалась какая-нибудь пожилая родственница,... и ей вручался надзор за всеми отпрысками семейства", и дальше: "и мать следила не только за тем, как дети учатся и как выполняют свои другие обязанности, но и за их развлечениями и забавами, внося в них благочестие и благопристойность" (Диалог об ораторах 28,6). В качестве примера Тацит указывает на Корнелию, мать Гракхов, Аврелию, мать Цезаря и Атию, мать Августа. В этот период жизни ребенок учился чтению, письму, а также усваивал первые навыки будущей "профессии". Для среды аристократов это в основном были первые знания права и истории.
Второй этап обучения включал в себя получение более систематических знаний. В этот период жизни человек уже воспринимался ни только как член своей семьи, но как не полноправный член общины. Обучение делилось на три ступени:
- первая ступень (от 7 до 11 лет) - базовое образование, на которое имели право все граждане.
- вторая, менее распространенная из-за большей стоимости, предназначалась для детей от 12 до 16 лет и включала в себя углубленное изучение истории, географии, философии, литературы, а так же греческого языка.
- высшая ступень, предназначенная только для знати, включала в себя курс риторики и красноречия, необходимых в политической жизни. Обучение обычно было индивидуальным, или в очень узкой группе, а учителем являлся знаменитый оратор.
Первые две ступени были доступны, в том числе и для плебеев, а так же и для всадников. Что же касается высшей знати, то дети из этих родов в основном получали домашнее образование. С этой целью приобретались образованные рабы (в основном греки). В этом случае на первый ступени мальчики и девочки получали одинаковое образование. Дети нобилей изучали так же историю своей семьи и деяния предков, которые служили для детей лучшим примером. Их учили уважать традиции и прививали те достоинства, которые должны были поспособствовать лучшему служению отчизне. Именно в образовании, как ни в чем другом проявилась знаменитая римская прагматичность, так как считалось, что все умения получаемые ребенком должны были в дальнейшем послужить во взрослой жизни.
Отдельным аспектом обучения было получение профессиональных навыков, которое начиналось с самого раннего времени. Наследники знатных фамилий уже с семи лет приобщались к политической жизни. Они были обязаны сопровождать отца в его делах, присутствовали на частных встречах сенаторов. Им было разрешено сидеть перед открытыми дверями сената и слушать обсуждения, приобщаясь, таким образом, к политической жизни и приобретая основные навыки политической борьбы.
Однако все выше сказанное является общим принципом системы образования в древне римском обществе, но для лучшего понимания этой системы необходимо обратится к конкретным примерам. Одним из таких примеров может являться Цезарь.
Род Цезаря был одним из древнейших в Риме, однако уже к IV в. до н.э. потерял былое влияние и только к началу I в. до н.э. Отец Цезаря в 92 г. добился претуры, второй должности в системе римских магистратов, а затем стал наместником Азии. Умер он в середине 80-х гг., когда Цезарю исполнилось 16 лет. Без сомнения отец Цезаря намеривался достичь консульства и поэтому мог рассчитывать на то, что его сын в дальнейшем займет эту же должность. С этой целью он нанял одного из знаменитейших грамматиков того времени Марка Антония Гнифона. Об известности Гнифона говорит уже то, что даже Марк Цицерон, будучи претором, посещал его занятия (Свет. О грамм. 7.). Гнифон привил Цезарю мягкость и послушание, обучал его греческому языку и познакомил с шедеврами греческой и римской литературы. Благодаря этим занятиям, как сообщает Светиной (Юлий, 56,7), Цезарь сам начал сочинять. Он написал поэму "Похвала Геркулесу" и трагедия "Эдип" - эти ученические сочинения едва ли еще блистали изяществом, но уже факт их создания говорит о широком образовании Цезаря. Однако образование Цезаря не ограничивалось только изучением наук, он также занимался и физическим развитием: плаванием и верховой ездой, что пригодилось ему в дальнейшей жизни.
Образование в древнем Риме играло огромную роль в формировании полноценного гражданина. Каждый член общины получал такие знания, которые должны были наилучшим образом послужить всеобщему благу. Наиболее полное и обширное образование получали наследники известных фамилий, которые в дальнейшем должны были возглавить Рим в политической и военной сфере добиваясь наибольшей славы для родного города.