Эмпидокл и Платон утверждали: мы видим, потому что из наших глаз исходят лучи света, которые как бы "ощупывают" предметы.
Их мнение в 10 веке опроверг египтянин Абу Али Ибн-аль-Хайсам, известный в средневековой Европе под именем Альгазена. Он попросту догадался, что если бы глаза испускали свет, а не воспринимали его, тогда бы и в темноте они видели не хуже, чем при свете дня.
Не правда ли странно, что такое простейшее умозаключение не приходило в голову Эмпидоклу и Платону? Хотя оба философа считаются учениками Пифагора - великого мудреца, посвященного в сакральные тайны бытия, которого каббалисты считают одним из своих последователей.
Подозреваю: произошла вот какая ошибка. Пифагор имел ввиду, что таинственные лучи света, струящиеся из человеческих глаз, не просто "видят" предметы, а буквально творят эти предметы из небытия в качестве сущих объектов. То есть наша личность является источником всей материальной реальности вокруг, не существующей вне этой личности.
Раз достаточно войти в темную комнату, чтобы "лучи света из глаз" перестали просто "видеть" предметы, то я не могу поверить, будто Платон с Эмпидоклом никогда не замечали этого факта. Однако, не вполне понимая истинный смысл объяснения Пифагора, они не решились усомниться в авторитете учителя.
В Каббале такими загадочными лучами, создающими все подробности нашего бытия, могут считаться только лучи животворящего света Ор Хохма. Отражаясь от зеркала Бины, Ор Хохма "облачается" в свет Ор Хасидим, который можно сравнить с различными видами энергии физического мира, и частично - в обычный, видимый свет сфиры Тиферет (ее другое каббалистическое название - Солнце).