Магид Яков Моисеевич : другие произведения.

Права

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Как я учился управлять автомашиной
  
  Это у нас они зовутся просто "права". Не "водительское удостоверение", а просто "права". Качать права, иметь права, забрать права... Не право, а права. Право же - понятие юридическое. Право на свободу слова, право на землю, право на труд и т.д. Лозунги из основного закона - Конституции.
  Мы же говорим о правах, т.е, я повторяю, о водительском удостоверении. Кто имеет эти права, тот имеет право, заметим - "право", на вождение транспортного средства, а проще говоря, автомобиля.
  И хотя, нам, работникам Тенгизского нефтегазового комплекса в 1987-89 годах было еще далеко до приобретения в личное пользование легкового автомобиля, многие из нас уже тогда задумывались, как бы получить эти злополучные "права".
  Это уже позднее, Бобби Мур, будущий промысловый суперинтендант ТШО, удивляясь насчет вопроса, почему в компании отсутствуют очереди на квартиры и машины, заверял всех сотрудников, что эти очереди не нужны. Мы все скептически оценивали его пророческие слова: "Вы будете получать столько, что Вам не нужно будет стоять в каких-то очередях и дожидаться своего права на покупку квартиры или автомобиля. Вы все это сможете купить без всяких очередей, свободно".
  Но это мы все услышим в ТШО. А тогда, до создания ТШО, право на покупку заветного автомобиля давала... очередь ! И, конечно, в первый же день поступления на работу в ТГПЗ, мы сразу же записывались в очереди на квартиру и на автомобиль. Это давало нам надежду в будущем, после накопления денег, надеяться на справедливое распределение этих ценностей. Если же владение квартирой не требовало никаких специальных документов, то владение, а тем более вождение автомобиля, требует имения водительских удостоверений, т.е. "прав".
  Поэтому перед нами на Тенгизе замаячил злободневный вопрос, как получить эти заветные корочки. Первый путь был легальный - записаться на водительские курсы в школу ДОСААФ, изучить матчасть и правила дорожного движения, получить навыки вождения на реальных автомобилях. И получив после окончания учебных курсов заветный сертификат, попытаться в ГАИ сдать экзамен на "права". Второй путь, как Вы сами уже догадываетесь, был нелегальный - купить эти "права" за деньги, за большие деньги. Но поскольку крупных накоплений в то время никто не имел, второй путь был не реальный.
  В районном ДОСААФ в поселке Кульсары нашу просьбу о записи на учебные курсы приняли с энтузиазмом - запахло наличностями ! Ведь учебные курсы - это не бесплатное удовольствие. И хотя стоили они не много, для местных руководителей ДОСААФ это был приличный источник доходов, учитывая, что желающих записаться на подобные курсы, было множество.
  Я не буду останавливаться на том, как мы, работающие практически без выходных, сотрудники, проходили эти курсы. Факт был тот, что через 3 месяца мы все получили сертификаты об их окончании. По правде сказать, я не хотел иметь "липовые права", но другого выхода не было. В то же время, я понимал, что сдавая экзамены в ГАИ, надо, хотя бы, как минимум, научиться водить машину. Остальное, думал я, осилю сам...
  Работая на промысле, я имел друзей, которые к тому моменту уже имели "права" и водили машины. Поэтому я обратился к ним научить меня водить автомобиль. Многие находили разные отговорки, но не отказал только один человек, которому я очень благодарен по сей день. Орынбай Джакиев. "Братан", как мы друг друга называли впоследствии.
  Орынбай работал начальником транспортной группы отдела эксплуатации промысла и по должности имел служебный автомобиль УАЗ-469, с которым я и решил поближе познакомиться.
  К моему удивлению, это оказался очень легкий в управлении автомобиль. И хотя он был очень старенький, но управлению поддавался великолепно, как старая объезженная лошадь. Каждый день, вечером, по окончанию рабочей смены, мы с "братаном" делали круизы по громадному промыслу. Осваивал я и грунтовые дороги, и бездорожье, и соры. Мат раздавался каждую минуту. "Братан" не только орал, но и, бывало, давал тычки по шее. Это помогало...
  Через несколько месяцев я уже виртуозно водил легковые машины разных марок, и "Нивы", и "Шевролеты", и "Тойоты". Оставалось только сдать на "права".
  Первая наша попытка осуществить свою мечту потерпела полное фиаско. То ли это было связано с попыткой областной ГАИ реально пополнить свой бюджет за счет неоднократных тестов, то ли областным инспекторам хотелось над нами поиздеваться, не знаю. Но факт остается фактом - никому из тех, кто получил сертификат об окончании обучения на курсах ДОСААФ в Кульсарах, никак не удавалось положительно сдать тест на "права". Как мы не зубрили Правила дорожного движения, ничего у нас не получалось. Мы понимали, что тут что-то не так, но что именно, понять не могли.
  Мы пытались "сбрасываться", накрывали столы в ресторанах, приглашали гаишников на праздничные "мероприятия", на дни рождения, на свадьбы, дарили ментам памятные подарки, охотничьи трофеи, коптили для них красную рыбу, но... эффекта не было, тесты по-прежнему проваливались.
  Ларчик открылся на удивление просто. Однажды, сидя с приятелем в пивном баре в областном центре, мы услышали громкий разговор за соседним столиком. Там выпивала компания мужиков, у которых из-под гражданской верхней одежды виднелась милицейская форма. Я думаю, они вели этот громкий разговор неспроста, так как уж очень часто некоторые из них поглядывали на нас. Одного из этих ментов я узнал сразу, это был один из инспекторов ГАИ, кто принимал у нас тесты.
  Смысл их реплик был расшифрован нами, как оказалось в дальнейшем, правильно. Нам, работникам Тенгиза, намекалось, что успешные тесты на "права" целиком и полностью зависят от руководства Тенгизского ГПЗ, от их благотворительных действий в отношении обл.ГАИ. Много ни мало, но всё будет в порядке, если ГАИ получит от Тенгиза несколько легковых автомобилей и автобус "Икарус".
  Я прекрасно понимал, что ГАИ, как и другие государственные структуры, по сути своей были бедны настолько, что на бюджетные ассигнования не могли ничего приобрести, ни мебель, ни автомашины, ни оргтехнику, не могли, в конце концов, сделать качественный ремонт своих зданий и сооружений. Их скудные бюджеты доводили до того, что работники ГАИ заправляли свои служебные автомобили, изымая бесплатно бензин у нарушителей Правил дорожного движения или на бензозаправках.
  Естественно, что услышанная нами информация была немедленно доведена до нашего руководства, которое также не могли нормально сдать тесты. Я думаю, читатель уже догадался, что спустя некоторое время мы все успешно сдали тесты, получили заветные "права", а гаишники на своих постах любовались новыми милицейскими "Жигулями".
  Правда, моё счастье длилось не долго. По переезду в 1993 году из Казахстана на постоянное проживание в Россию, где казахстанские "права" не котировались, мне пришлось по-новой пересдавать тест и получить без проблем уже российское, но международное водительское удостоверение.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"