Заместителя главы базирующегося в Иране Высшего совета исламской революции в Ираке Абдель Азиза аль-Хакима встречали в юго-восточном городе Эль-Кут тысячи мусульман-шиитов. Его приветствовали старейшины арабских племен, шиитские богословы и многотысячные толпы. Он стал первым высокопоставленным шиитским религиозным деятелем, вернувшимся в Ирак после падения режима Саддама Хусейна. Тем временем глава совета аятолла Мухаммед Бакр аль-Хаким обратился ко всем иракским мусульманам-шиитам, которые составляют до 60 процентов 26-миллионного населения страны, с призывом собраться 23 апреля в священном городе Кербела, чтобы отметить дату смерти имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда, убитого в 680 году. Одновременно из Ирана в Ирак перешли девять тысяч боевиков совета. Американо-британские войска фактически не контролируют ситуацию на юге Ирака и на всем протяжении 800-километровой ирано-иракской границы.
... Из интервью с бывшими солдатами иракской армии открылись некоторые подробности, проливающие свет на причины распада и исчезновения этой армии. Конечно, сыграл роль и страх перед американцами, и плохие условия в армии, и ненависть к Саддаму. Но вот один из главных факторов: солдаты говорят, что накануне штурма их духовники велели им не сопротивляться американцам. Речь о шиитском духовенстве.
После оккупации Ирака все государственные и общественные структуры саддамитов развалились как карточный домик. Единственная функционирующая в масштабах страны централизованная организация (помимо американской армии) это шиитское духовенство. Именно оно становится центром притяжения, общественно-государственной кристаллизации. Вся огромная энергия самоорганизация, высвободившаяся после падения режима Саддама Хусейна умело направляется духовенством.
События в Ираке развиваются по алжирскому образцу начала 90х, но гораздо быстрее. В мечетях собираются толпы верующих. По призыву духовенства создаются центры социальной помощи, куда приносят воду, консервы, медикаменты. Приносят немного, и вряд ли так можно решить социальные проблемы населения. Но в условиях всеобщего хаоса и страха перед голодом эта помощь вполне действенна, потому что зрима. Важно и то обстоятельство, что духовенство интегрирует мощное стремление людей к взаимопомощи и ставит его себе на службу.
Одновременно при мечетях формируются отряды самообороны, цель которых навести порядок на улицах. Большинство людей хоть и принимало участие в захвате продовольствия и одежды в магазинах, устало от хаоса и нуждается в поддержании порядка. Но и это, вполне естественное стремление людей к порядку и самообороне интегрируется духовенством. Дворы мечетей заполняют вооруженные люди, в мечетях складируются автоматы и пулеметы. На руках у населения не меньше миллиона единиц огнестрельного оружия. Все, что было выдано армии и отрядам ополченцев, сформированных при Саддаме.
Саддам запрещал религиозные шествия шиитов. Теперь они разрешены. По призыву духовенства 3 миллиона шиитов совершают паломничество в священный город Кербела. Мощное пробуждение религиозного импульса на руку духовнству. Оно постарается использовать этот импульс в своих целях. В Неджефе уже действует едва ли не единственная сейчас в Ираке радиостанция. Она называется "Радио Муджахеддин" и полностью контролируется духовенством.
Шииты составляют большинство населения Ирака, но их представители никогда не были у власти. Шииты всегда были угнетенным большинством. Сейчас их духовники мечтают об установлении контроля над Ираком. И готовы устранять все препядствия на своем пути: прикормленного американцами религиозного деятелся Абдельмаджида Аль-Хоуи, убили сразу же по приезде в Неджеф, на пороге мечети. Высший совет исламской революции бойкотировал проведенную в Насирии встречу политических и религиозных деятелей Ирака с представителями США и Великобритании. По мнению лидеров шиитов, иракцам необходимо добиваться создания правительства национального согласия, которое будет строить новую жизнь по исламским законам.
Жители огромных нищих пролетарских кварталов Багдада и Басры, мелкие торговцы Неджефа и Кербелы, безработные в Эль-Куте, Насерии и Савфане - вряд ли все они и сразу пойдут за духовенствам. Но оно сейчас стало единственной общественной структурой, действующей изнутри самого Ирака, а не привнесенной извне оккупантами. Структурой, сосредоточившей и замкнувшей на себя великие силы взаимопомощи, самоорганизации, гнева угнетенных и религиозной веры.
Все эти силы сегодня поставлены на службу священникам, обеспокоенных тем же самым, чем обеспокоены во все времена их коллеги - укреплением и расширением собственной власти, захватом богатства (в данном случае нефтяных скважин). Эта новая зарождающаяся власть готовится вступить в схватку с оккупантами. Она накапливает силы и выжидает (впрочем, Радио Муджахеддин уже призывает к вооруженной борьбе с оккупантами). Многомиллионное обездоленное иракское население очень скоро снова окажется меж двух огней, между двумя деспотическими силами, борющимися за власть над ним.
Стремление к само-действию, само-организации часто выходит на поверхность в критической ситуации. Люди сами начинают наводить порядок на улицах, приносить еду и одежду в социальные центры. Однако, сила эта хотя и огромная, но смутная и плохо осознанная. Она в нынешней иракской ситуации не кристаллизуется в подлинные институты самоуправления, основанные на воле суверенных народных собраний. И ей, этой силой начинают управлять, манипулировать авторитарные партии, духовенство, вожди... И разыгрывается та же трагедия, что и в русской и в большинстве других революций. Когда победа революции становится фундаментом страшного поражения общества, скованного новой авторитарной или тоталитарной властью.