Кинофильмы у нас в стране - это особая статья. Те, кто имеет привычку включать телевизор, всегда знает, каким будет телевизионный вечер. Почти все либо про бандитов, либо про ментов. Ну, еще бывают фильмы про агентов национальной безопасности, спецназ и ОМОН. Так или иначе, все они о силовых структурах - криминальных или официальных. Но поскольку не ясно, где заканчиваются первые и начинаются вторые, то не будет преувеличением сказать, что все фильмы об одном и том же. Правда, много снимают о новых русских, но не уверен, что их можно выделить в самостоятельную группу, ведь новые русские вышли либо из уголовных бригад, либо из силовых структур. Вот и получается, если верить кинематографу, что у нас в стране живут исключительно бандиты и менты, а других людей тут нет.
Почему такое кино делают - понятно. Кинофильм - коммерческое предприятие, которое, финансирует кто-то конкретный. Деньги есть лишь у бандитов, ментов и спецслужб, и они предпочитают заказывать фильмы о себе. Все остальные люди для заказчиков как бы не существуют, или существуют, но людьми не считаются.
Однако, бывают исключения из правила. Не знаю, как стало возможно, что в современной ментовской и воровской России был сделан, а, главное, показан по ТВ такой фильм, как "Магнитные Бури". Но факт остается фактом: случилось чудо.
Сюжет фильма прост. Провинциальный город. Крупное металлургическое предприятие, вокруг которого крутится вся городская жизнь. Два новых русских (и здесь без них не обошлось!) делят завод. Как принято говорить "идет спор хозяйствующих субъектов". Между тем, предприятие не работает. Каждый бизнесмен нанимает рабочих, чтобы они захватили завод и платит наличными. Поэтому в цехах предприятия и на улицах города постоянно льется кровь. Рабочие, вооружившись ломами, монтировками и молотками, калечат и убивают друг друга. Милиция не вмешивается.
Главные герои - молодожены - Валера и Марина (их играют замечательные актеры Максим Аверин и Виктория Толстоганова). Они - рабочие с завода. Оба - спокойные, трудолюбивые, честные люди и, наверное, при каком-то другом раскладе все бы у них наладилась. Работали бы, растили детей, любили друг друга... а что еще в жизни надо? Но, при капитализме у них не может быть жизни. Завод стоит, они голодают, и у Валеры нет выбора: чтобы кормить семью, он должен драться. Хотя, дело здесь не только в том, что нечего жрать. Просто он не может стоять в стороне от того, что делают все. Да и как он может остаться в стороне, если каждую ночь бьются (на стороне одного из бизнесменов) его друзья, те с кем он много лет работал вместе? Марина против: лучше голодать, жить на одной картошке с огорода, но жить. Ей противна война, она хочет, чтобы ее мужчина был жив и здоров, чтобы они жили и умерли в один день. Но ее правота кажущаяся, неполная, частичная - как это всегда бывает с любым пацифизмом. А Валере стыдно: почему он, взрослый человек, здоровый и сильный, должен молча смотреть, как они оба загибаются от голода? Разве так правильно? Но что же делать?
Случайно он становится свидетелем встречи предпринимателей. Пока рабочие друг друга бьют, ублюдки пьют кофе и ведут переговоры. Они понимают, что договариваться все равно придется, но не спешат: время есть, каждый пытается использовать ситуацию, чтобы укрепить свои позиции. Итак, рабочие - куклы, жертвы чудовищного обмана... Только ли жертвы? Должен ведь взрослый человек напрягать мозги, прежде чем хвататься за лом, разве нет? Если уж схватился, зачем бить своих? В конце концов, разве не ясно, кого следует бить?! Но Валера боится думать. Он привык поступать как все. Он боится, что жизнь совсем иначе устроена, чем он всегда считал и не знает, что с ней делать. Он боится остаться одиноким, вне людского потока, который прежде, каждое утро покорно тек к заводским воротам, а теперь стремительной волной вливается в них, чтобы схлестнутся с другим таким же потоком. Но он больше ничего не понимает и, в какой-то момент обнаруживает, что дерется за другую сторону, против своих бывших друзей. Те приковывают его к станкам, буквально распинают на них: наверное, это самый пронзительный момент фильма.
Из Москвы приезжает сестра Марины, Анжела. Она давно уже поняла: человеком, хоть отчасти, теперь считается лишь тот, у кого есть деньги. И неважно, как они достались. Она стала проституткой и приглашает Марину в Москву. Все равно здесь ничего нет и нечего искать. Она, вобщем-то, хочет помочь сестре и ее мужу, покупает еду, дарит конверт с деньгами. Но Валера не может есть и не может взять деньги, потому что накануне слышал от своего приятеля рассказ о том, как тот "получил деньги от Оскара (имя одного из новых русских - прим. ред.) да потратил их одним махом на заезжую московскую шлюху Анжелку, с которой кувыркался всю ночь, а теперь вот опять идет драться - деньги-то кончились". Вряд ли можно точнее описать суть капиталистической системы: деньги-товар-деньги, гнусный круговорот, перемалывающий людские судьбы.
Наконец бандиты договорились. Толпа рабочих, единая, мирная и тихая, покорно вливается в заводские ворота. Валера как всегда в толпе. Он идет на работу вместе со всеми. Вдруг останавливается. Ему говорят: все кончилось, сегодня рабочий день, вперед, теперь заживем. Он мучительно трет лоб, как будто что-то забыл, или, наоборот, о чем-то вспомнил. А потом снова идет.
Мы начали с того, что главные герои этого фильма - хорошие люди. В их бедах виновна система капитализма, благодаря которой несколько десятков воров и мерзавцев управляют огромными заводами, издеваются над всеми остальными как хотят. Все так. Но это только часть правды.
А вот другая ее часть. Жизнь устроена совсем не так, как думают герои Магнитных Бурь. Она требует от человека большего. Что это, большее? Умение поступать вопреки тому, как поступают все? Необходимость осмысливать реальность, правильно ставить цели и бороться за них? Похоже, жизнь очень жестоко карает тех, кто подчиняется обстоятельствам и не хочет думать. Человек, это мыслящее животное, полагал греческий мудрец Аристотель. Если у людей отнять мысль, что останется? Судите сами.