Махлин Виктор Эрикович : другие произведения.

Павел, Шимон и Яков.Глава 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Глава 1
   Causa causarum (первопричина)
   Детские и юношеские годы
   Доподлинно о детстве и юношеских годах будущего осново-положника религии, названной впоследствии христианской, мало что известно. Скупые оговорки то тут, то там в его посланиях слишком незначительны для того чтобы со всей полнотой фактов говорить о детских и юношеских годах Шауля, ибо именно так назвали его родители. Родился он в 10 году нашего летоисчисления в городе Тарсе, столице римской провинции Киликия. Город славился производством тканей из козьей шерсти. Ткань эта шла в основном на изготовление палаток, пользовавшихся большим спросом у путешественников, купцов, путешествующих с караванами, и у римской армии. Последняя была важнейшим клиентом отца Шауля, имевшего мастерскую по производству палаток.
   Судьбу каждого ребёнка, вольно или невольно определяют родители, родители родителей и длинная череда предков. Шаулю довелось родиться в еврейской семье, и отец его и мать по рождению были евреями. Отец Шауля,, судя по упоминаниям сына, был фарисеем, а, следовательно ортодоксальным евреем. Но также отец имел и римское гражданство, распространявшееся и на детей.
   Существовало предположение, что статус римского гражданина был получен ещё дедом Шауля за услуги, оказанные римскому полководцу Гнею Помпею (106-48 гг. до н.э.) при завоевании Иудеи в 63 году до новой эры. После этого дед Шауля был вынужден покинуть Иудею и поселится в городе Тарсе. Римское гражданство в 1-ом веке н.э. можно было купить за 500 драхм ( (3-3,5 кг. серебра) ,эта сумма соответствовала жалованию чиновника среднего звена за 2 года. Гражданство Рима давало ряд определённых привилегий: освобождение от физических наказаний, право участия в выборах, заключения контрактов с полной юридической ответственностью с 2-х сторон, юридическое заключение брака, передающее гражданство детям, родившимся в этом браке. .Гражданство, помимо вышеперечисленного, давало освобождение от налогов и вынесение смертного приговора, только императорским судом.
  
  
   Статус гражданина Рима был особенно важен для жителей римских провинций, так как давал массу преимуществ по отношению к жителям , статуса этого не имевших.
   Шауль был назван в честь первого еврейского царя Шауля(Саула), и также как и этот царь принадлежал к колену Венеаминову. Отец Шауля, несмотря на ортодоксальность, понимал необходимость получения универсального образования, Тарс был сильно эллинизированным городом, и благодаря этому обстоятельству имел гимнасию, университет, стадион театр и художественную и юридическую школы.
   Маленький Шауль в гимнасии изучал греческий язык, латынь и философию, а в школе при синагоге, именуемой "хедером ", Танах. Мальчик был способным к учёбе, с хорошей памятью, и многие тексты из Торы (Пятикнижия Моисеева) знал наизусть. После наступления "бармицвы"-религиозного совершеннолетия, наступающего по законам иудаизма в 13 лет и налагающего с этого момента на еврея всю ответственность перед Богом и людьми за его поступки ,Шауль считался полноценным иудеем. Поэтому он совместно с отцом и прочими евреями Тарса, прихожанами синагоги, совершал богослужения, читал вслух тексты из Торы и совершал все обряды, положенные верующему иудею.
   Антисемитизм в провинциях цвёл, пышным цветом и дети, не относящиеся к еврейской диаспоре, не были исключением. Шауль был слишком типичен для еврейского подростка, чтобы его можно было бы принять за лицо другой национальности. Он был маленького роста и рыжий, одним словом он был евреем, и этого было достаточно,чтобы подвергнуться нападкам и издевательствам со стороны одноклассников. "Еврей"- это клеймо, наложенное в детстве, входит в подсознание маленького Шауляя, как причастность к чему то неприличному и гадкому. Он начинает задумываться над своей причастностью к еврейству и его внутреннее "я" начинает раздваивается - в нём начинают бороться еврейское и космополитическое начала, ему хочется быть "как все". Тем не менее, он учится легко, свободно усваивает языки: греческий настолько
  
  
  хорошо, что впоследствии свободно пишет и говорит; латынь, настолько свободно, что затем без проблем изучает римскую юриспруденцию в юридической школе. Иврит и арамейский языки он знает с малых лет; все еврейские молитвы на арамейском языке, а Тора написана на иврите. Взрослея, Шауль понимает, что при его невзрачной внешности и маленьком росте, единственным способом завоевать себе место под солнцем является блестящая учёба. Он учит Тору наизусть, большие её фрагменты он в состоянии цитировать на память. Он заучивает псалмы, книги пророков, книги царств. Упорно занимаясь, он становится одним из первых учеников в (хедере), школе при синагоге.
   После гимнасии он поступает в юридическую школу. Возможно, это было сделано по настоянию отца. Шауль впоследствии блестяще использует знания, полученные в юридической школе. Он, впоследствии, защищает сам себя в Синедрионе, поссорив Саддукеев с фарисеями; успешно защищает себя перед прокуратором Иудеи Феликсом и одерживает победу над профессиональным обвинителем Тертуллом. В его посланиях есть примеры талантливейшей демагогии, где но с величайшей лёгкостью доказывает, что чёрное это белое, а вместе они вообще зелёно -красного цвета. Хорошие юристы в Римской империи всегда пользовались громадным уважением, что, в свою очередь, открывало им дорогу к государственным должностям. Этот аспект карьеры особенно привлекал отца Шауля. Борьбой с политическими и уголовными правонарушениями, равно как их выявлениями, так и поддержкой обвинения в суде занимались частные лица. Вместе с началом императорского правления Римом появилась необходимость в политическом сыске. Официальной службы, выполняющей эту функцию, не было. Были цензоры, надзирающие за соблюдением гражданами Рима умеренности и благочестия, но к началу 1-ого века нашей эры служба цензоров практически не работала. Новая служба сыска возникла на базе частных юристов, занимавшихся профессиональными обвинениями (accusatores), одновременно взявших на себя функции доносчиков (delatores). Передача функции доносительства произошла вполне официально, и это, соответственно, не могло не отразиться на методах подготовки будущих юристов Римской Империи в юридических школах.
   Шауль рос очень гордым и самолюбивым, успехи в учёбе только подстёгивали его к стремлению быть первым, Это было последствием тех насмешек и издевательств, которыми его преследовали в гимнасии. Наряду с этим ему страстно хотелось признания и всеобщей любви. Характер человека, его привычки и пристрастия закладываются в детстве и юности, Последующие годы жизни могут придать характеру большую глубину, но изменить кардинально уже не могут.Греческая и римская культуры сформировали его образ мышления, он впитал их с детства, поскольку он не только учился в гимнасии, но и жил в городе насквозь пропитанным греко- римским духом и образом жизни. Всё это плохо сочеталось с иудаизмом, поскольку было основано на языческих ценностях, но культуры эти позволили Шаулю развиваться не только как хорошему оратору (ритору), логику и талантливому демагогу, но и как мастеру эпистолярного жанра.
   Сильнейшее влияние на формирование его взгляда на жизнь и характера оказало то, что он был обладателем римского гражданства, Осознавать себя римским гражданином в то время означало почувствовать себя гражданином мира, практически весь известный мир был Римской Империей. Естественно, что никакой ненависти к римлянам, оккупировавшим еврейское государство, он не испытывал, скорее всего он даже не задумывался об этом. На протяжении всей жизни Шауль гордился римским гражданством и неоднократно подчёркивал данный факт. Сопричастность к Великой Римской Империи поднимало чувство собственного достоинства на небывалую высоту и давало моральное преимущество по отношению к тем, кто вышеупомянутым гражданством не обладал.
   Принадлежность к фарисеям, одному из направлений в иудаизме, к которому причислял себя и отец Шауляя и он сам, как зачастую он утверждал, также наложило свой отпечаток на ум и душу будущего апостола.
  Фарисеи, наряду с саддукеями и ессеями, были одной из трёх основных иудейских религиозно - философских сект. Свидетельствует очевидец того времени, знаменитый историк Иосиф Флавий: " Фарисеи слывут точнейшими толкователями Закона (Торы)...Они ставят всё в зависимость от Бога и судьбы , и учат, что хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но что и в этом участвует предопределение судьбы. Души, по их мнению, все бессмертны; но только души добрых переселяются после их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки" Иудейская война, книга 2-ая гл.8 п. 14 Описание Иосифа Флавия совпадает с многими высказываниями Иешуа из Нацерета (Назарета), приведённых в синоптических Евангелиях. Причём не просто похожи, а совпадают практически полностью.Это впоследствии, благодаря Евангелиям, слово "фарисеи" станет синонимом лицемеров и ханжей. Произойдёт это позднее, после разрушения Иерусалимского Храма в 70 году н.э.
   Шауль прожил в Тарсе до 28 года н.э. Помогая отцу, он неплохо освоил палаточное ремесло. Благодаря этому он не испытывал особых финансовых затруднений в последующих странствиях. Ремесло позволяло ощущать себя до определённой степени независимым материально, как он впоследствии упоминал об этом в своих посланиях. Шаулю исполнилось 18 лет, в то время юноша в этом возрасте считался вполне самостоятельным. Настало время выбрать дорогу в жизни и определиться с выбором карьеры. И отец, да и сам Шауль не горел желанием продолжить семейный бизнес. Учитывая происхождение, даже имея за спиной юридическое образование, на особую карьеру в юриспруденции не приходилось рассчитывать. Те же перспективы ожидали Шауля и на пути соискания. какой либо государственной должности. По этой причине было принято решение переехать в Иерусалим и заняться теологией, благо Танах Шауль знал очень хорошо. В перспективе можно было получить звание учёного раввина и иметь стабильный доход. Решение было принято, и Шауль отправился в Иерусалим.
   В Иерусалиме Шауль учился у Гамлиэля, считавшегося одним из светочей иудаизма и мудрейшим человеком. Помимо преподавания, Гамлиэль занимал пост главы Санхедрина (Синедриона), бывшего главным политическим органом Иудеи. Полное имя этого законоучителя было Гамлиэль ха-Закен, или как его называли официально - раббан Гамлиэль. Был он внуком знаменитого Хиллеля и считался большим гуманистом. Постановления его, как правило, предварялись формулой " Для блага человечества" . Наряду с решениями спорных вопросов в области религии и юриспруденции, разумеется иудейской, Гамлиэль занимался и вопросами юридической защиты женщин. Отличало его и довольно мягкое отношение к инакомыслящим. На занятиях у него дозволялись дискуссии, но от спорящих требовалось излагать свои взгляды в максимально корректной форме. Учил Гамлиэль в "ешиве"( место, где изучают Танах, буквально"сидя") при Синедрионе. Ученики раббана Гамлиэля занимались изучением и толкованием сложных мест в Торе, комментариями знаменитых раввинов, писаниями пророков. Часто в учебных целях учеников ешивы приглашали на заседания Синедриона. По этой причине, мягко говоря, вызывает недоумение тот факт, что Шауль нигде и никогда не упоминал о суде в Синедрионе над Иешуа, произошедшим. по утверждению многих христианских источников, в 33 году н. э.
   Шауль старался быть хорошим учеником. Проживал он у старшей замужней сестры, материальных затруднений по всей вероятности не испытывал. Обучение, как водилось в те годы, было бесплатным, но одежда, книги и письменные принадлежности стоили в то время баснословно дорого. Учиться можно было бесконечно, но Шаулю учёба по всей вероятности стала несколько надоедать, тем более становилось ясно, что большим учёным в области иудаизма он не станет. К тому стало ухудшаться зрение, он облысел и стал хромать на одну ногу. Но самое плохое это то, что его начали мучать приступы эпилепсии. Как выразился впоследствии Шауль :"..... дано мне жало в плоть...." Хотя в то время женились рано, Шауль не женился. То ли из за своих недугов, то ли по каким то другим причина доподлинно неизвестно. Не стал он и членом Синедриона, хотя в него кооптировали учеников заседающих в этом органе раввинов. Повлиял ли тот факт, что Шауль не был ни коэном, ни левитом неизвестно, хотя в Синедрион брали достойных из всех еврейских колен, сумевших доказать еврейскую незапятнанную родословную. Вполне возможно, что сыграли свою роль физические недостатки, поскольку известно, что в Синедрион не брали людей с ярко выраженными физическими недостатками. Единственно, что можно утверждать совершенно определённо, это то, что раввином он не стал, хотя первоначальной его целью было именно эта.
   За время учёбы Шауль познакомился со многим знатными иудеями, в том числе и с Иродионом, судя по имени имевшим какое то отношение к царской правящей династией. Был он знаком и с многими саддукеями, составлявшими в Синедрионе в определённые периоды большинство. Именно эти знакомства помогли Шаулю занять ту должность,к которой он, по его мнению, был готов. В жизни Шауляя закончился период подготовки к его всей последующей деятельности. Вся деятельность взрослого человека зависит не только от склада ума, темперамента и генетических особенностей, доставшихся в наследство от родителей. Психологические ситуации, в которых существует ребёнок , накладывают свой отпечаток на всю последующую жизнь, формирует характер и пристрастия и антипатии. Подводя итоги взрослению Шауля можно со всей определённостью воссоздать его психологический портрет, сформировавшийся под действием внешних и внутренних обстоятельств. Развивался Ребёнок не вполне гармонично, Свою роль сыграли и маленький рост, и непоседливость, и гиперактивность. Такие дети как правило, мало общаются со своими сверстниками, восполняя своё познание мира и жажду общения со взрослыми людьми, но лишь с теми, с кем они чувствуют себя свободно. Занятия в хедере требовали большого интеллектуального напряжения и время на игры со своими сверстниками практически не оставалось Город Тарс был городом римским по праву завоевания и сугубо греческим по коренному населению и по духу. Вопрос еврейской самоидентификации стоял особо остро, особенно в связи с сильным антисемитизмом. Отец, будучи фарисеем, постоянно напоминал мальчику о необходимости изучать Священное Писание. И наряду с этим постоянно подчёркивалось, что обладатель римского гражданства является гражданином всего мира, и поэтому надо получить широкое образование, а не замыкаться только на иудаизме Мальчик сильно страдал от раздвоенности своего положения. Начав учиться в 10 лет в греческой гимнасии, он надеялся на дружбу и контакты со своими сверстниками. Но там его преследовали и за то, что он был евреем, и за маленький рост, и за то, что он был рыжим. Но наряду с этими неприятностями, учиться ему нравилось гораздо больше. чем в хедере, где раввин, получавший деньги от еврейской общины, не обращал внимания на статус родителя, а требовал послушания и знаний от каждого ученика. Очень часто в ход пускались и меры физического воздействия, впоследствии это было названо "знания из-под палки".
   Обучение в гимнасии было другим. Учителя, получавшие зарплату от родителей учеников, не настаивали на обязательном заучивании наизусть текстов, как того требовали в хедере. Нагрузка в гимнасии была более лёгкой для способного мальчика и воспринималась им с большим удовольствием. Отец гордился успехами сына. Родители, особенно выходцы из низов, зачастую надеются на то, что их дети сумеют добиться в жизни больших успехов, нежели они. Шауль был младшим ребёнком, по этой причине и любви и требовательности ему досталось достаточно много Именно из за этого эмоционального нажима в воспитании, у ребёнка появилось стремление стать первым и в изучении иудаизма, и в гимнасии, и в юридической школе. Всё это наложило особый отпечаток при формировании психики личности Шауляя, его стремления быть интеллектуально выше его окружения, нетерпимость к людям, несогласным в каких либо вопросах с ним. С возрастом проблемы в общении только усугублялись, особенно с теми, кто пытался стать вровень, встать на одну с ним ступеньку. На всей последующей деятельности Шауля лежит отпечаток повышенной возбудимости, все его послания буквально сочатся ею. Вместе с тем, осознавая свои негативные стороны, он научился скрывать. Он умело скрывает нежелание соглашаться с теми положениями, которые всеми признаются и почитаются; он скрывает своё суждение об авторитетах, вплоть до великих еврейских пророков; он умело скрывает своё пренебрежение к условностям, принятыми в обществе того времени. Шауль безусловно креативен, нестандартен, у него неординарный подход к решению проблем. Ярким примером может служить эпизод с внезапным " чудесным обращением" Шауля. Тончайший агентурный ход, впоследствии многие разведки мира использовали этот приём. До поры, до времени Шауль ни с кем не спорит и со всем и всеми соглашается. Во все периоды взросления всё откладывает свой отпечаток на формирующуюся психику, на его способности, его отношение к окружающему миру и людям в нём обитающим.Беседы с родителями, соучениками, учителями, зрелища - все это подготавливает Его к будущей деятельности. В Тарсе наиболее почитаемой религией был митраизм. Он не мог не привлекать внимания любознательного мальчика хотя бы уж тем, что все дети рано или поздно задумываются о жизни и смерти, о неравенстве людей, о душе человека, о загробной жизни. Митраизм ставил своей целью равенство всех посвящённых перед лицом бога, символизирующего солнце и свет и блаженную жизнь( существование) после смерти. Зрелище людей, стоящих под деревянными подмостками и ловящих кровь жертвенного быка, воплощение Митры,врезалось в память подростка. Понятие евхаристии, то есть причащения кровью, вкушение как бы крови человека (агнца), введённое в религию Шаулем, а точнее сказать уже Павлом, пришло и укоренилось в сознании мальчика в Тарсе.
   По законам иудаизма пролития крови человеческой следует всегда избегать, так как " Потому что душа тела-в крови...."Ваикра(Левит) гл.17:11. Именно по этой причине когда Синедрион выносил смертный приговор, то осуждённого побивали камнями.
   Митраизм в 1-ом веке н.э. распространялся особенно интенсивно в местах сосредоточения римских войск. Считалось, что наряду с посреднической деятельностью между небом и землёй, выступая заступником и защитником человечества перед богами, Митра ежегодно отдавал свою жизнь за людей и ежегодно воскресал. Помимо всего вышеперечисленного, он считался сыном бога Солнца и приносил победу тем, кто верил в него. День рождения Митры 25 декабря, в этот же день празднуется рождение Иешуа, прозванного Христом, что в переводе с греческого языка означает Мессия. Жители Тарса осенью сжигали чучело бога, который весной (на Пасху?) воскресал. Помимо Митры в Тарсе поклонялись и прочим богам - спасителям: Адонису, Осирису, Таммузу. Все эти верования невольно откладывались в неокрепшем сознании Шауля и, несмотря на усиленные занятия иудаизмом, эти впечатления во многом предопределили конструкцию религии, проповедником которой выступил затем Павел .Детские и юношеские впечатления всегда наиболее яркие, запоминаются на всю жизнь, и впоследствии формируют не только сознание человека, но и его отношение к социуму. Языческие мистерии, увиденные Шаулем в течении его детских и юношеских лет в Тарсе и активные занятия иудаизмом, изучению которого Шауль посвятил годы возмужания, привели его в конечном итоге, к синтезу религий, смешению и смещению в большей мере к язычеству, чем к иудаизму. Хотя, необходимо отдать должное Шаулю, он пытался бороться с проявлениями язычества. В конце своей карьеры Шауль (Павел) возненавидел иудаизм, хотя и всегда пытался отрицать этот факт. Почему это случилось? Наверное на этот вопрос не смог бы ответить и сам Шауль. Скорей всего причин к этому было много, виноваты были и языческие мистерии, и детские отношения со своими сверстниками, и его внешность , и его неудовлетворённые желания достичь больших высот в иудаизме, и тот факт, что ему не удалось жениться из- за эпилепсии.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"