На первый взгляд совершенно непонятно, зачем Шауль должен был ехать в Дамаск? Большое количество мятежников находилось в Иерусалиме, там же, как подозревали, находилось и их идеологическое руководство. Тем более, что ехать в Дамаск представителю первосвященника было не совсем безопасно. Дамаск в это время находился под властью царя Набатеи Ареты четвёртого, ненавидевшего тетрарха Ирода Антипу, семейство первосвященника и не очень любившего римлян. Ирод Антипа был бывшим зятем Ареты, но прогнал свою жену, дочку царя Набатеи, для того чтобы жениться на Иродиаде, жене его двоюродного брата Ирода Филиппа. После этого разрыва Арета пошёл войной на земли Ирода Антипы и наголову разбил его войско. Если бы не вступившиеся за тетрарха римляне, то Антипу ждал бы бесславный конец. По этой причине влияние первосвященника, да и римлян в Дамаске было даже меньше чем минимальное.
Причины, по которым Шауляя послали в Дамаск стали ясными тогда, когда в генизе (хранилище старых рукописей и книг) в Каире в 1906 году английским учёным Соломоном Шехтером был найден "Дамасский документ".Хотя по палеографическому анализу тексты могли быть отнесены первоначально к 10 - 12 векам н.э., впоследствии исследователями находка кумранских рукописей помогла датировать эти списки вторым - первым веками до нашей эры - началом первого века н.э. Происхождение текстов связывалось с Заветом Новой общины (Новым Заветом) - секты ессеев, причислявшим себя к "Сынам Света" , "Божьим избранникам". Члены секты полагали, что только они способны спасти еврейский народ, спасти " Истинный Израиль " (выражение это использовалось и используется до сих пор всеми сектами христианского толка) в грядущей катастрофе, ожидающий весь мир. Текст " Дамасского документа" ссылается в качестве основополагающего документа на Пятикнижие, то есть на Тору. Сам документ состоит из пяти частей :
1 Правила вступления в Новый Завет( союз).
2 Судебная организация.
3 Обряды: правила соблюдения ритуальной чистоты,
Соблюдение субботы ,омовения, другие предписания.
4 Структура общины.
5 Судебные законы.
Суть "Дамасского документа" - это борьба и выживание "Сынов Cвета" под руководством Праведного наставника против "Сынов тьмы" под предводительством "Человека Лжи" или "Человеком глумления".Община ждёт появления помазанника Божьего - Мессию из рода Аарона и Израиля. Израиль в этом документе употреблён в значении всего еврейского народа без разделения на коэнов, потомков первосвященника Аарона, выбранного самим Богом и бывшим братом Моисея; левитов из колена Леви и остальной народ, представляющий все колена Израиля.
Рукописи, найденные в пещерах Кумрана, позволяют датировать время появление Кумранской общины вторым веком до нашй эры. Причина появления общины возникла значительно раньше, ещё при Александре Македонском (356 - 323гг. до н.э.). Александр побывал в Иудее, уже будучи знаменитым полководцем, снискавшем громкую славу, Будучи немало наслышан об иудаизме, но оставаясь убеждённым сторонником эллинизма, Александр с большим уважением отнёсся к еврейской культуре, не препятствовал еврейскому самоуправлению и соблюдению религиозных отправлений. Решением представителей высшего еврейского духовенства имя Александр было включено в список имён, разрешённых евреям. Но одновременно эти же восхищения вызвали и волну слепого подражания. Появились евреи, восхищавшиеся эллинской культурой настолько, что настоятельно рекомендовали внедрить её. Они считали, что еврейский народ может преуспеть в мире, используя не свою религию, культуру и традиции, а позаимствовав культуру эллинскую, получившую в силу завоеваний Александра быстрое распространение в мире. Необходимо отметить, что подобные настроения существуют и сегодняшнем Израиле. Наследники Александра - Птоломеи также достаточно гуманно относились к еврейскому народу, а при Птоломее 2-ом Филадельфе (285 - 246гг.до н.э.) был сделан перевод Танаха на греческий язык, получивший название "Септуагинта", Названа она была так, по количеству переводчиков, переводивших Танах, по преданию их было семьдесят два. Перевод этот позволил всему миру познакомиться со священными книгами иудаизма.
Идиллическое состояние продолжалось до завоевания Иудеи сирийским царём из греческой династии Селевкидов в 170г.дон.э. Антиохом 4-ым Епифаном. Антиох потребовал от всех иудеев отречься от своей веры и принять греческий политеизм. Создание Кумранской общины с большой долей вероятности следует отнести к этому периоду; она появилась как протест против высшего иудейского духовенства, руководимого первосвященником Менелаем, купившим титул первосвященника у Антиоха Епифана. Вполне закономерно, что и сам Менелай и его братья Шимон и Лисимах, равно как и всё их окружение были страстными приверженцами эллинизма. Именно они открыли ворота Иерусалима и впустили войска Антиоха Епифана. Иерусалимский Храм из монотеистического превратился в политеистический. Бог Израиля, как бы превратился в божество, дополняющее пантеон греческих богов. Помимо всего, Менелай ограбил сокровищницу Храма, использовав награбленное на подарки Антиоху 4- ому. Царь был очень благодарен, и в 168 году до н.э. а самим царём в Иерусалимском Храме в жертву греческим богам была принесена свинья, а иудаизм как религия был запрещён. Эти события привели к восстанию Маккавеев.
Эллинистический образ жизни поддерживало не только продажное духовенство. В сирийских и малоазиатских городах, входивших в состав империи Селевкидов, проживало большое количество еврейского населения. В частности Киликия, столицей которой был Тарс, родина Шауля, входила в империю Селевкидов с 3-его по 2-ой века до н.э. Евреи занимались ремёслами ( как дед и отец Шауля) и торговлей. В сельской местности процесс эллинизации шёл медленно и трудно, но в городах возможность принять греческий образ жизни совместно с греческой культурой и религией поощрялась освобождением от ряда пошлин и налогов. Подобный путь вёл к ассимиляции, но евреи , придерживающиеся эллинистического образа жизни не считали это чрезмерной платой за то, чтобы открыть евреям дорогу во "всемирное братство народов".
" Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского : ибо вы одно в Христе Иисусе" Послание Павла к Галатам гл.3 ст.28. Тот же посыл эллинизма, идея всеобщего братства народов, приведшая к восстанию Маккавеев.
В первой половине первого века нашей эры в Дамаске и Кумране были центры сопротивления политике, проводимой политической верхушкой Иудеи и римскому господству на Ближнем Востоке. Набатейское царство под властью Ареты включало и город Дамаск , и Кумран. По причинам, перечисленным выше, царь Арета 4 -ый дал приют в этих местах политическим противникам римлян и еврейской религиозно- политической верхушки. То, что части " Дамасского документа " были найдены в пещерах Кумрана, доказывает, что ессеи обладали влиянием на довольно большой территории. От Дамаска до Кумрана по прямой линии почти 220 километров, прямой дороги нет и не было, так что расстояние это можно смело удвоить. Кумранская община ессеев живёт по принципам, записанным в Уставе: производятся отчисления от более зажиточных членов общины в пользу более бедных, сироты и вдовы содержатся за общий счёт, судебные разбирательства проводятся внутри общины. Если общину Кумрана можно назвать закрытой и постороннему человеку так просто в неё не проникнуть, то Дамасская община ессеев имеет отношения с людьми, которые придерживались прямо противоположных взглядов и на религию, и на мироустройство, Тем не менее, ессеи Дамаска поддерживают с ними торговлю, общаются с ними , одним словом существуют среди языческого окружения. Но община ессеев Дамаска, несмотря на внешнюю открытость, имеет чёткую структуру, основанную на иерархическом принципе, и подчинена единому начальнику.
"3....Вожди Иуды стали ( как сдвигающие границу) на коих изольётся ярость
4 Потому что больны они, (нуждаясь) в лечении, и разъедает их всякие гнойные раны(?) из-за того, что не отвратились от пути изменников и осквернились путями блуда, и нечестивым богатством, и мщением , и злопамятством
6 друг к другу, и ненавистью один к другому. И прятались каждый от собственной плоти,
7И приближались ради кровосмешения, и отчуждались взаимно ради богатства и прибыли, и делали каждый правильное в своих глазах,
8 и предпочитали каждый строптивость своего сердца, и не отступили от народа.....и бесчинствовали открыто,
9 идя по пути нечестивых, о которых сказал Бог: " Вино их -
10 яд драконов и жестокая отрава аспидов." Драконы - это цари народов, а вино их -
11Это их пути, а отрава аспидов - это глава царей Ионии, пришедший, чтобы содеять отмщение через них.
12И всего этого не поняли строители стены и мажущие извёсткой! ибо
13 Смятённый духом и каплющий ложью капал им -
тот, на всё сборище которого возгорелся гнев Божий."
Дамасский документ. Текст А глава 8 стихи 3 - 13
Иония- область на западе Малой Азии, здесь употреблена в смысле Греции (Йаван на иврите), но поскольку римляне переняли греческую культуру и религию, то это обличение относится к ним.
Распространение этого документа вполне сравнимо с разбрасыванием листовок подпольной организации, призывающей к свержению существующего режима. Помимо всего религиозно-политическую верхушку Иудеи очень беспокоили широко пропагандируемые ессеями идеи по переустройству еврейского общества на основе справедливости.
Кумранские документы указывали на то, что там находился руководящий центр сопротивления с советом из двенадцати человек и тремя руководящими жрецами, которые как было записано в Уставе: " совершенных во всём открытом из всего Учения (Торы)". В Кумране существовала строгая иерархическая цепочка с чётким внутренним укладом и строжайшей дисциплиной. Послушничество длилось до 3-х лет и, по всей вероятности, без рекомендации от другой ессейской общины в послушники не допускались.
В Дамасскую общину принимали в ряды "Сынов Света" даже рабов. Ессеи в Дамаске жили семьями занимались скотоводством , земледелием, ремёслами и торговлей. Они вели обычный образ жизни, принятый в то время. У них существовала частная собственность на землю, скот, рабов .В Кумране после окончания послушничества вся личная собственность становилась общей.
В письменных источниках, найденных в пещерах Кумрана для ессейских поселений, зачастую употреблялось военное название - стан, лагерь. Название это взято из второй книги Торы Шемот (Исход), Явное указание на то, что члены ессейской общины "хотят выйти из языческого Египта, и находятся на пути в Землю, обещанную им Богом; а также то, что они все воины в этом походе".
Обе общины представляли собой полувоенные организации в части внутренней дисциплины С точки зрения римской политической внутренней службы и тайной храмовой службы, внедриться и зарекомендовать себя в Дамасской общине, было гораздо проще. Затем , получив рекомендации можно было попытаться попасть и в Кумранскую общину, главный политический центр оппозиции.