Махлин Виктор Эрикович : другие произведения.

Павел, Шимон и Яков глава 9

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   Глава 9
   Hominem ex operibus eius cognoscere
   ( Человека узнают по его делам) или
   Два римских наместника
  
   История Рима и положение в Иудее самым тесным образом связаны с историей ессейской общины и распространением христианства..
   В 37 году умер император Тиберий, заключивший за полгода до своей смерти в тюрьму Агриппу, внука Ирода Великого. Отцом Агриппы был сын Ирода Аристобул, казнённый своим отцом. Агриппа вызвал гнев Тиберия, выказав приязнь будущему императора Рима Гаю и пожелав тому занять трон после смерти Тиберия. Гай, получивший прозвище Калигула (сапожок) по восшествию на трон, освободил Агриппу и назначил его царём тетрархии, ранее принадлежавшей Ироду Филиппу, умершему к тому времени. Прошло два года, и Гай подарил Агриппе также и тетрархию Ирода Антипы. Таким образом, к 39 -ому году царь Агриппа Первый (он вошёл в историю под этим именем)управлял практически всем севером Земли Израиля, включая Галилею, Перею, Батонею, Трахонею и Авран.
   Калигула был чудовищем в самом полном смысле этого слова. Примеров тому великое множество. Когда вздорожал скот, которым кормили диких зверей, участвующих в цирковых представлениях, Калигула повелел бросать им преступников, которых отбирал сам, посещая тюрьмы. Не разбирая, кто виноват и насколько, он приказывал, стоя в дверях, забирать всех, " от лысого до лысого", то есть от первого до последнего.
   Когда народ на состязаниях колесниц рукоплескал возницам, каковые Калигуле не нравились, он вскричал : " О если бы у римского народа была одна шея! " - с те, чтобы её можно было бы отрубить одним ударом.
   Калигула был в кровосмесительной связи со своими родными сёстрами; замужних женщин, понравившихся ему, он приказывал отвести к себе в спальню, а затем, вернувшись оттуда, во всеуслышание обсуждал их телосложение и сексуальные достоинства и недостатки.
   В расточительстве он превзошёл всех. Сенека в своей работе "Утешение к Гельвии" писал:" Гай Цезарь, которого природа создала словно затем , чтобы показать, на что способны безграничная порочность в сочетании с безграничной властью, однажды устроил пир, стоивший 10 миллионов сестерциев; и хотя изобретательность всех была к его услугам, он лишь с трудом добился того, чтобы один обед поглотил доходы с трёх провинций" Стоит отметить, что квалифицированный раб в то время стоил от 4000 до 6000 сестерций.
   Наследство Тиберия в 3-и миллиарда 300 миллионов сестерций Калигуле хватило на 9 месяцев, как свидетельствовал римский историк Кассий Дион. Денег постоянно не хватало, и Гай приказал те завещания, в которых он не упоминался, не регистрировать вовсе, как недействительные. " Этим он нагнал такого страху, что даже незнакомые люди стали во всеуслышание объявлять его сонаследником родственников, родители - сонаследником детей; а, он, считая издевательством, что после такого объявления они ещё продолжают жить, многим из них послал отравленные лакомства " Светоний, Гай Калигула, 38.
   Неограниченная никем власть настолько опьянила Гая Калигулу, что он всерьёз посчитал себя богом, равным Юпитеру или Нептуну. По этой причине он потребовал, чтобы все вокруг называли его богом и воздавали ему подобающие высшим богам почести. Требования свои он простёр не только на сам Рим, но и на все подвластные Риму провинции. Это означало, что не только во всех храмах. Посвященных римско-греческим богам, но и во всех синагогах, а также в Иерусалимском Храме должны были поставить статую Калигулы, превозносить его как бога и приносить ему пожертвования.
   Этим моментом не преминули воспользоваться антисемиты и юдофобы Римской Империи. Особенно отличался грамматик и писатель Апион, сын Плейстоника, родившийся в оазисе, ныне называемом Эль-Карге, в то время служившим местом ссылки. Ещё в детстве Апион переехал в Александрию, где и получил образование. Изучал он грамматику, но не ту, под которой подразумевается современная наука о строе языка, включающая морфологию и синтаксис. Тогдашняя грамматика включала в себя и филологию, и историю, и этику, и критику. Специализация очень походит на современное литературоведение, Грамматики в Александрии пользовались большим уважением и популярностью Апион получил сугубо египетское имя, происходящее от слова (Hapi)- Апис, так назывался священный бык египтян. По происхождению он и был египтянином, хотя, впоследствии, выдавал себя за чистокровного грека. Много времени он потратил на изучение великого Гомера и, затем, разъезжая по Греции читал лекции о поэте, придумывая совершеннейшие нелепицы и измышления. Лекции его отличались погоней за дешёвой известностью и страстью к внешним эффектам. Плиний, слышавший и видевший его в Риме назвал его очень метко:"барабаном собственной славы". Произведения его по наукам естественным вызвали у автора трактата в 37 книгах "Естественной истории"весьма саркастические и нелестные отзывы.
   В своем произведении "Египетские книги" Апион скомпилировал произведение Манефона (3-ий век до н. э.), автора знаменитой " Истории Египта," книги до наших дней полностью не дошедшей. Если рассказать коротко о книге Манефона, то он первый, кто ввёл достаточно чёткую хронологию Древнего Египта, династий фараонов и упорядочив историю, рассказал и об евреях, покинувших Египет в14 веке до н. э. Необходимо отметить, что египтяне не любили евреев, но египтяне, жившие в Александрии попросту их ненавидели. Апион превзошёл всех и даже Манефона, повторяя его сказки о предках всех евреев, как о прокажённых, выведенных из Египта сумасшедшим египетским жрецом из Гелиополиса Осарсифом. То, что всесильные египетские многочисленные боги не смогли воспрепятствовать этому, останется тайной, но как евреи в количестве ста тысяч прокажённых, вышедших из Египта (по Апиону) сумели за 1400 лет превратиться в народ, насчитывавший к середине 1-ого века нашей эры от 6 до 7 миллионов непонятно втройне. Будучи народом больным, а проказа , точнее лепра, болезнь передающаяся контактно-капельным путём,они должны были бы вымереть все до одного в течение нескольких десятков лет. Даже сейчас, при современной фармакологии лепра вылечивается только при ранней диагностике и при участии в лечении множества специалистов, Но 2500 лет тому назад не было вообще никаких лекарств против проказы даже в больших городах, не говоря уже о пустыне, в которой провели евреи несколько десятков лет.
   Услышав об указе Калигулы, Апион с другими юдофобами быстро попытались использовать ситуацию. К Апиону присоединились его единомышленники: Дионисий, мнивший себя руководителем городской черни; юрист Лампон и чиновник Исидор. Вчетвером они стали зажигательными речами подбивать толпу на погромы, Но вполне понятно, что без главы римской администрации и наместника императора в Египте Авилия Флакка обойтись они не могли.
   Флакк был ставленником императора Тиберия. После кончины предыдущего наместника Египта Ибера в 32 году Флакк был назначен Тиберием на эту должность. Пока царствовал Тиберий, Флакк внимательно следил за соблюдением порядка, в провинции под его руководством исполнялись неукоснительно законы Римской Империи. После того, как Калигула сменил Тиберия, Флакк потерял покой, поскольку в своё время, исполняя волю покойного императора, неоднократно нападал на Агриппину, мать Гая, внучку императора Августа Октавиана. Узнав, что внук Тиберия, который по завещанию деда должен был унаследовать престол, казнён, Флакк запаниковал. Последняя надежда на то, что Калигула оставит его в покое, была связана с его дружбой с Макроном, приведшим Гая Калигулу к власти. Оглашая завещание Тиберия в Сенате, Макрон добился, чтобы завещание это было признано недействительным на том основании, что только ненормальный мог назначить наряду с Гаем Калигулой наследником мальчика, который по возрасту не мог заседать в сенате. Флакку также было известно, что ещё при жизни Тиберия Макрон всячески защищал Гая Калигулу от преследований со стороны императора, и то, что Гай остался в жмвых только благодаря заступничеству Макрона. Но Калигула не пощадил своего защитника, Макрон с женой , детьми и всеми домочадцами был уничтожен.
   Флакк был в отчаянии, ему не на кого было надеяться. В эти дни к нему пришли Апион, Дионисий, Исидор и Лампон. Делая вид, что сильно озабочены положением Флакка, они заявили ему в личной беседе: " Погибли все твои упования на мальчика Тиберия, пропала и вторая твоя надежда - твой друг Макрон, от самодержца добра не жди. А потому нам нужно найти тебе заступника, который лучше других сумеет умилостивить Гая. И этот заступник - город александрийцев: его всегда чтил дом Августов, а нынешний наш владыка - особенно, и если ты одаришь чем-либо александрийцев, они вступятся за тебя. Пожертвуй им евреев - и лучшего подарка не надо" Филон Александрийский, Против Флакка. Глава 4.
   Визит Агриппы 1-ого в Александрию послужил запалом к гонениям на евреев. Агриппа появился в Александрии только потому, что Гай Цезарь, провожая его из Рима в царство, ему пожалованное, посоветовал в это время года сначала плыть в Александрию, а затем, пользуясь летними пассатами легко доплыть до провинции Сирия. Земля Израиля входила в эту римскую провинцию.
   Население Александрии состояло из трёх основных групп: самой многочисленной из трёх были египтяне, затем греки и евреи. Греки и евреи обладали определёнными гражданскими правами, египтяне их не имели совсем. На первый взгляд, египтяне по этой причине должны были бы одинаково ненавидеть и греков и евреев. Но было достаточно важное обстоятельство, сближавшее и греков, и египтян. И те, и другие уже не были народом, имевшим свою, пусть относительную, пусть под римским протекторатом, самостоятельность, подобно евреям. У евреев был свой центр мироздания, свой Иерусалимский Храм, в который практически все евреи, где бы они ни жили, отсылали храмовый налог на его содержание, При Ироде Великом еврейское государство играло определённую историческую роль, с ним считался один из самых успешных римских цезарей Август Октавиан. В 6-ом году н.э. еврейское государство стало частью римской провинцией Сирия, но произошло это из - за того, что среди детей Ирода Великого не нашлось достойного царя, способного возглавить государство. И вот теперь друг императора Гая Цезаря Агриппа наделён царской властью, хотя и на части Земли Израиля. Известие об этом послужило катализатором ненависти к евреям, обретающим свой политический центр во главе с еврейским царём. Греки ненавидели Агриппу ещё и за то, что в его жилах текла кровь великих Маккавеев. Агриппа был сыном Аристобула, родившегося от брака Ирода Великого и Мариаммы ( Мариамны) из рода Хасмонеев. Назначение еврея Агриппы царём раздосадовало греков и египтян Александрии так сильно, как будто он занял место, которое принадлежало кому- то из их числа.
   Флакк же вёл двойную игру. Не принять любимца Калигулы с соответствующими почестями он не мог, но за глаза говорил о нём такое, что александрийская чернь, ленивая и праздная, решилась на провокацию. Мало того, что она устраивала шум на улицах Александрии, издеваясь и понося Агриппу, Они отыскали городского сумасшедшего по имени Карабас, надели на него подобие венца и царского плаща, сунули ему в руки что-то похожее на царский скипетр и стали водить по улицам, величая его Марин. Мар - это уважительное обращение на иврите, приставка к имени, например: мар Иосиф означает господин Иосиф. Марин- означало - мой или в данном случае наш господин. Проводя явную параллель между сумасшедшим и царём Агриппой, издеваясь и оскорбляя его, отводила душу чернь города Александрии, всё больше и больше разжигая себя в ненависти не только и не столько к царю, но ко всему еврейскому населению, жившему в двух из пяти кварталов Александрии.
   Толпа, как бы исполняя императорский указ об установке в храмах скульптур Гая Цезаря, стала врываться в синагоги Александрии, громя всё вокруг, убивая всех находящихся внутри и грабя всё, что только попадало под руку.
   Флакк не остановил погромы. Наоборот, он их поощрил, издав указание о лишение всех евреев александрийского гражданства и тем самым поставив их вне закона. Тем самым он не только отобрал у иудеев право на работу (им было запрещено заниматься своим делом), но и дал "законное" право александрийскому плебсу грабить дома и лавки, принадлежащие евреям. Евреев стали убивать везде, где только возможно; трупы их волочили по улицам, разбивая о камни и растаптывая. Зачастую людей сжигали, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков, ни молодых. Если в костре не хватало дров, то умерщвляли дымом.
   В Александрии был совет еврейских старейшин, учреждённый ещё императором Августом для решения всех дел и споров, связанных с иудаизмом. Флакк арестовал 38 стариков, членов этого совета, они были закованы в цепи, приведены в городской театр и избиты кнутами. С ними обращались так, как обычно поступали с преступниками, совершившими самые ужасные злодеяния. Причём Флакку было известно, что трое из этих евреев накануне стали абсолютно нищими: их дома были полностью разграблены, имущество уничтожено. Флвкк устроил для черни празднество: после битья кнутами евреев колесовали, увечили и потом распинали, а после этого на "орхестре", так называлась круглая площадка в древнегреческом театре, вышли плясуны, мимы и флейтисты забавлять " почтенную" публику.
   Решив завоевать себе популярность среди александрийцев, Флакк пошёл на ещё более гнусные меры. Под предлогом поиска оружия у евреев он послал своё доверенное лицо - центуриона Каста с центурией обыскивать уцелевшие дома евреев, дав ему приказ унизить евреев как можно сильнее, Следуя этому приказу, солдатня, естественно, не найдя ничего, принялась насиловать женщин и детей, грабя при этом дома, чудом уцелевшие после погромов.
   Впоследствии Авилия Флакка постигла заслуженная кара. Император послал для ареста наместника центуриона Баса с отрядом. Будучи арестованным и привезённым в Рим, Флакк был лишён имущества и приговорён к ссылке на остров Андрос в Эгейском море. Свидетелями и обвинителями на суде над бывшим наместником выступили его недавние "друзья " - Лампон и Исидор. На острове Флакк прожил недолго, оплакивая свою участь. Он, который принадлежал к одному из знатнейших семейств Рима, был близким другом императора Тиберия, был школьным товарищем и приятелем внучек императора Августа и был наместником императора в одной из самых богатых римских провинций - Египте, бывшим житницей Рима. Ныне он стеснялся появиться на людях, отсиживался в доме, стараясь не выходить лишний раз во двор. Незадолго до гибели своей, он приобрёл небольшой участок земли и проводил всё время там, каясь и прося прощение у Бога иудеев за всё совершённое им против евреев.
   Мольбы его не были услышаны. Император Гай отдал распоряжение казнить всех именитых римлян, сосланных в провинции. Флакк был в их числе. Палачи, таким образом, разрубили его мечами, что труп распался на части и был он подобен трупам евреев, которых убивала александрийская чернь по его указанию.
   Александрийские евреи направили в Рим к императору делегацию с целью ходатайствовать перед ним о восстановлении их гражданских прав и с жалобой на жестокие преследования со стороны александрийцев. Возглавил эту делегацию Филон Александрийский, один из самых известных философов того времени, Было ему в то время 63 года, родился он в 25 году до н. э. ,а умер в 50-ом году н.э. Александрийцы также направили свою делегацию в Рим во главе с Апионом.
   Длительное время Гай не принимал обе делегации. Наконец аудиенция состоялась, но не в самом Риме, а в загородном имении, в котором император провёл несколько дней, Вот как описал встречу с Гаем Филон Александрийский: " Когда нас привели к нему, мы, только взглянув на него, тотчас же, как нельзя более скромно и почтительно опустили очи долу и приветствовали, именуя " самодержцем Августом ". Ответ его был столь приветлив и человечен, что мы решили: " Погибло всё - и наше дело, и наша жизнь!" Глумливо и с издёвкой он сказал:" Вы что, богоненавистники? Уже весь мир признал меня богом, а вы не верите и богом не зовёте?" И воздевши руки к небу, он произнёс такое обращение, что даже слушать нечестиво, не то что пересказывать. Какая радость охватила послов противной стороны - они решили, что выиграли дело, и принялись размахивать руками, приплясывать и благословлять Гая, называя его именами всех богов. 45
   Увидев, как радуется Гай, когда обращаются к нему, как к существу сверхчеловеческой природы, известный кляузник Исидор сказал : " Владыка, ты ещё больше возненавидишь этих людей и всё их племя, если узнаешь, сколь они враждебны и непочтительны к тебе: все люди приносят благодарственные жертвы богам за то, что они хранят тебя, а эти ( я разумею всех евреев) даже помыслить не могут о жертвоприношениях!"
   Тут мы вскричали в один голос:" Нас оболгали, господин, мы приносили жертвы и даже гекатомбы, и мы не просто окропляли кровью алтарь, унося мясо домой, чтобы вкусить его, устроив пир, как это обыкновенно делают другие, - нет, мы жертвенных животных целиком предавали священному пламени и не однажды, но трижды: первый раз, когда ты принял верховную власть, второй, когда избавился от тяжёлой болезни - той самой, которой вместе с тобой страдал весь мир, а третий, когда мы уповали на победу в Германии."
   " Допустим, - сказал он, - это правда, вы приносили жертвы, но не мне, хотя бы и ради меня. Так что в этом пользы? Не мне же вы приносили жертвы."
  Услышав эти слова вдобавок к первым, мы глубоко содрогнулись, и это внутреннее содрогание вышло наружу дрожью. А Гай, произнося всё это, расхаживал по своим поместьям, осматривал мужские и женские покои, все помещения в нижних и верхних этажах, словом, всё, и распоряжался: тут плохо отделано, тут надо сделать так-то и так-то, и больше роскоши!
   Мы поспешали за ним - то вверх, то вниз, терпя насмешки и брань противной стороны, словно на представлении мимов; да и вообще всё это было похоже на мим; судья разыгрывал обвинителя, обвинители скверных судей, сообразующихся лишь с собственной неприязнью, а не с истиной как она есть. Но если обвиняет сам судья, да ещё такой, надо молчать, ведь можно и молча оправдаться, особенно когда не можешь ответить ни на один пункт пристрастного допроса, ибо обычай и закон держат в узде язык, плотно смыкаются уста.
   Отдав ряд хозяйственных распоряжений, Гай задал нам самый значительный и важный вопрос: " Вы, почему свинину не едите?" В ответ наши противники опять разразились таким хохотом ( одни от удовольствия, другие по соображениям лести - мол тонко сказано и остроумно), что кое - кто из свиты Гая был недоволен, усмотрев в этом непочтительность к Гаю, с которым и скромная улыбка небезопасна, если только не входишь в круг ближайших друзей. Мы отвечали: " У всех свои законы, и есть запреты как для нас, так и для наших противников." Кто-то сказал:" Вот не едят же многие того, что всегда готово к употребленью - ягнятины." Гай засмеялся: " И правильно, ведь это не доставляет удовольствия."Против такого пустословия мы были бессильны.
   Потом спустя значительное время, Гай издевательски сказал: " Хотелось бы знать, какие это законные просьбы у вас касательно ваших гражданских дел?" Мы стали говорить и объяснять, но он только отведав нашей защиты и ощутив, что это не то, чем можно пренебречь, оборвал нас в самом начале, покуда мы не дошли до более весомых и значительных вещей, и устремился в залу, обойдя которую, распорядился вставить в окна прозрачный камень, - мол, он и свету не мешает, и защищает от ветра и жарких солнечных лучей. Потом он неспешно подошёл к нам и спросил уже более миролюбиво: "Так что вы говорите?"
   Мы стали продолжать, а он бросился уже в другую комнату, где приказал расставить картины. Там всё было разорвано, расчленено, и, можно сказать, разбито и сокрушено, мы отступились: сил больше не было, всё было безнадёжно - лишь смерть мы видели перед собой, и наши души уже не обретались в нас, но от мучений вышли из тела, чтобы припасть с мольбой к истинному Богу, да утишит Он гнев того, кто этим именем зовётся ложно. И Бог, вняв нашим жалобам, обратил душу Гая к состраданию, и тот, смягчившись, сказал:" Мне кажется, что эти люди скорее несчастны, чем порочны, и лишь по неразумию своему не верят, что я божественной природы."И с этими словами он удалился, велев уйти и нам."О посольстве к Гаю, глава 44,45.
   Так обстояло дело с внедрением статуй императора в синагоги Александрии. Евреи, бывшие в меньшинстве там, не могли сделать ничего против греков и египтян, к тому же поддерживаемых римской администрацией провинции Египет.
   По-другому развивались события, связанные с обожествлением Калигулы на Земле Израиля.
   Калигула владел рабом из египтян, по имени Геликон. Прежний хозяин (история, к сожалению, не сохранила его имени) дал ему хорошее образование и подарил его Гаю, бывшему в то время воспитанником императора Тиберия. Геликон вёл себя должным для раба образом до тех пор, пока Гай Калигула не стал императором. Видя распущенность хозяина, Геликон не только стал ему подражать, но, будучи от природы остроумен, решил сделаться первым советником Гая. Для выполнения этой задумки должность шута подходила самым лучшим образом, поскольку, подражая своему хозяину, он всегда превосходит его, утрируя его мысли и взгляды и придавая им противоположное значение, и показывая их, якобы принадлежащими другим. Нетрудно догадаться, кем были эти другие, так как ненависть к евреям и их обычаям он впитал ещё с детства у себя на родине. Старания его были подогреты ещё и золотом греко-египетской общины Александрии, и обещанием сделать его национальным героем, чествуя его и его хозяина в Александрии, буде они прибудут туда. Геликон постоянно находился при хозяине, и также постоянны были его наветы на еврейский народ. При дворе императора он был не одинок в своей" любви" к евреям и достаточно быстро единомышленник в решении еврейского вопроса был найден. Сотрапезником у Гая был трагический актёр Апеллес, родом из Аскалона ( современное название Ашкелон), бывший город Филистимлян, рьяных ненавистников евреев. Филимлистяне давно вымерли, но ненависть к иудеям осталась на месте у населения этого города. У Апеллеса, учившего императора Гая умению держаться и выступать перед массами была веская причина ненавидеть евреев. Он, наряду с обучением императора лицедейству, оказывал Гаю ещё и услуги сексуального характера .А в глазах иудеев это считалось одним из самых тяжёлых грехов и Апеллес выросший по соседству с евреями хорошо знал об этом. Оба "друга" Гая, подстрекая и приводя якобы веские доводы против евреев, были очень настойчивы и, в конце концов, сумели убедить императора в том, что евреи заслуживают сурового наказания.
   Формальным поводом послужило письмо на имя императора сборщика налогов Гая Герения Капитона. Библия называет людей этой профессии мытарями ( слово мыто означает пошлину, сбор, налог). По вполне понятным причинам мытари не вызывали особой любви у еврейского населения, и чувства эти были взаимны. Когда Капитон появился впервые в Иудее, он был беден, однако со временем, используя исключительную ловкость, он сумел приобрести значительное состояние. Опасаясь, что обобранные им люди начнут жаловаться императору или наместнику, и тот факт, что не все собранные им деньги дошли до императорской казны, он решил опередить жалобщиков и оклеветать еврейское население города Ямние (сейчас Явне) и, заодно всё население Иудеи. В Ямнии жило большое количество приезжих греков, египтян, сирийцев и прочих иноплеменников, Большинство из них вело себя нагло, не считаясь с обычаями места, в котором они проживали. Услышав о требовании императора признать его богом, и понаделав из сырой глины кирпичей, они обожгли их на солнце. Из кирпичей этих сложили подобие языческого капища. Понятно, что главной целью язычников было не оказать почести императору, потому что в подобном случае должны были бы употреблены совершенно другие материалы, а спровоцировать иудеев, зная, что они будут против языческих обычаев. Расчёт был верен, евреи сооружение разрушили. Иноплеменники тотчас обратились к Капитону, видя в нём как бы представителя императора; ну а тот уже постарался выжать из ситуации всё, что только возможно.
   Постоянно подстрекаемый Геликоном и Апеллесом, прочитав письмо Капитона, Калигула пришёл в ярость и приказал Публию Петронию, назначенному в 39 году наместником провинции Сирия, взять максимально возможное количество войск и вторгнуться в Иудею. Главной задачей Петрония должно стать воздвижение статуи Гая в Иерусалимском Храме. Если же иудеи посмеют этому воспротивиться, то надобно сделать это силой. Тех же, кто этому попытаются препятствовать, убить на месте, а весь остальной народ превратить в рабов и продать.
   Петроний, собрав два легиона римлян: это составляло от 11 до 13 тысяч пехоты и примерно 600 всадников. Помимо всех вышеперечисленных воинов были привлечены ещё и дополнительные войска из числа союзников. Под началом Петрония оказалась армия почти в 20 тысяч человек, по тем временам огромная сила. Стоит отметить, что у Юлия Цезаря в войне против Помпея было всего 3 легиона, но ему противостоял великий полководец с римскими легионерами.
   Во время зимовки в Птолемаиде (нынешний Акко) к Петронию напросилась на приём большая группа евреев, пришедшая к наместнику вместе с жёнами и детьми, прося его не доводить народ до крайности и не побуждать к бунту. Убеждая Петрония, что иудеи согласно Закону, данному им Богом через Моисея, не могут допустить поместить изображения чего-либо или кого-либо в самом священном месте для иудеев всего мира - в Иерусалимском Храме. Убеждённость, с которой они говорили с ним, до такой степени потрясла Петрония, что он, оставив и статуи и войска в Птолемаиде, отправился в Галилею. Он собрал наиболее уважаемых и влиятельных евреев в Тивериаде ( нынешней Тверии), одном из четырёх городов, священных для еврейского народа ( Иерусалим, Хеврон, Цфат и Тверия). По преданию в Твери проживал патриарх Яков, получивший впоследствии имя Израиль (превозмогающий Бога) и давший имя еврейскому народу и всей Земле их обитания. Но и там, в Тивериаде, евреи упорно стояли на своём, предпочитая смерть нарушению Закона. Аристобул, брат царя Агриппы 1-ого и другие знатные евреи обратились к Петронию с просьбой не действовать силой, а написать императору письмо. В котором обрисовать положение, добавив тот факт, что поля останутся невозделанными и нечем будет взыскать налоги в пользу Рима, так как народ, возбуждённый мыслью о грядущем осквернении Иерусалимского Храма, вовсе перестал заниматься земледелием. Возможно Гай, взвесив все обстоятельства, оставит мысль о водворении своей статуи в Храм и не захочет из-за этого развязывать войну, которая приведёт к поголовному истреблению иудеев. Петроний, увидев воочию решимость всего народа умереть за безусловное выполнение Закона Бога, ни на йоту не сомневался в этом. Будучи истинным аристократом и глубоко порядочным человеком, боясь угрызений совести из-за сотен тысяч напрасно погубленных жизней, Публий Петроний решил послать письмо императору, прося его изменить приказ. Он надеялся на то, что его письмо разубедит Калигулу поставить своё скульптурное изображение в Храме, хотя и был уверен в том, что Гай будет безумно разгневан на него. Пока письмо доставлялось в Рим, обстоятельства несколько изменились.
   В Риме находился царь Агриппа - 1ый. Между императором Гаем Калигулой и Агриппой возникли очень близкие дружеские отношения, настолько дружеские, что Гай, не доверявший практически никому, принял приглашение от еврейского царя отобедать у того. Агриппа угостил Калигулу настолько роскошно, что по признанию присутствовавших на обеде, даже обед у императора на Палатине не мог бы превзойти угощения Агриппы, хотя Гай знал толк в устройстве роскошных пиров и слыл большим знатоком. Калигула оценил затраты на этот пир и, не желая уступать Агриппе в щедрости и благородстве, решил ответить тем же."Я и раньше чувствовал честь, которую ты мне всегда оказывал, и знаю твою великую преданность мне, выражавшуюся тобой с личной опасностью при Тиберии. И теперь ты ни в чём не изменил своего ко мне отношения и стараешься даже выше сил своих выказать мне свою преданность. Поэтому я, считая, что было бы постыдно уступать тебе со своей стороны в подобном же рвении, желаю теперь наверстать упущенное. То, чем я до сих пор одаривал тебя, конечно, сущие пустяки. Теперь я хочу доставить тебе от всего сердца и по мере сил моих всё, что могло бы сделать счастье твоё полным "Иосиф Флавий. Иудейские древности книга.18 глава 8 п.7.
   Агриппа, хотя и имел мысли, о чём можно попросить Гая, долго говорил о том, что и так взыскан без меры тем отношением императора и тем наделом в Земле Израиля, которым Гай прежде наделил его. Калигула был очень удивлён отказом и стал настаивать, чтобы Агриппа выказал своё заветное желание. И только тогда Агриппа попросил императора отменить своё распоряжение об установке статуи в Иерусалимском Храме. Гай был настолько поражён скромностью Агриппы и ничтожностью, как он считал, просьбы, что тотчас же отправил письмо Публию Петронию, в котором похвалил того за то, что так быстро собрал войска и спешит выполнить распоряжение императора. В письме было также написано, что если статуя уже воздвигнута, то пусть стоит, но если она ещё не установлена, то и устанавливать её не надо. Что делается это по просьбе царя Агриппы, которого он, император Рима чтит настолько высоко, что не может отказать ему в этой просьбе.
   Письмо было тут же отправлено, но спустя короткое время было получено послание Петрония о том, что иудеи готовятся к сопротивлению, если статуя императора будет установлена в Храме. Гай пришёл в совершенно дикую ярость оттого , что какой то мелкий народец посмел противиться воле императора Рима. Результатом этого гнева явилось письмо Петронию в котором было сказано следующее: " Так как ты оценил дары, преподнесённые тебе иудеями, выше моих приказаний и осмелился в угоду им ослушаться моих повелений, то я повелеваю тебе самому быть своим судьёй и решить, как тебе следует поступить, дабы почувствовать мой гнев. Я желаю, чтобы твоя судьба послужила уроком для всех в настоящее и будущее время, что нельзя не исполнять приказаний своего государя."Иосиф Флавий. Индейские древности кню18 гл.8 п.8.
   Письмо это по какой-то причине не было отправлено сразу, и Петроний получил его после известия о смерти Калигулы. Трудно представить себе радость Петрония по поводу того что он избегнул смерти и, сопоставив события, удивился тому, что был явным участником противостояния Бога иудеев и императора Рима, и то, что он оказался на праведной стороне.
   Следует упомянуть о судьбе, постигшей инициаторов гонений на евреев. Апеллес из Аскалона был вскоре по приказу самого Гая заключён в тюрьму и там колесован; Геликона позднее казнил император Клавдий. Апиона в конце жизни постигла болезнь - рак крайней плоти, и чтобы избавиться от болезни он был вынужден сделать процедуру, которую делал страстно ненавидимый им народ, евреи, а именно - обрезание. Лампиона посадили в тюрьму, откуда он вышел совершенно разорённым, а Исидор, преследуемый законом, исчез из Александрии. В Риме на суде над Флакком свидетелями обвинения выступили бывшие его подручные, Лампион и Исидор. Это было сильнейшим моральным ударом по самолюбию Флакка, которого обвиняли люди, стоявшие настолько ниже его по положению и считавшие прежде за большую честь разговаривать с ним, наместником императора в Египте.
   Это две истории жизни двух римских аристократов, двух наместников императора Рима. Флакк был удачливым и талантливым администратором, достаточно богатым, чтобы не отказывать себе во многих удовольствиях, человек, которого можно было бы назвать храбрым, если бы он так не боялся за свою жизнь. Знатные римляне с детства знакомились с юриспруденцией, и власть закона для них никогда не была пустым звуком. Человек, поставленный во главе провинции, житницы Рима, так называли Египет, не должен был идти на поводу у отъявленных мерзавцев, даже имея призрачные надежды спасти свою жизнь. Надеяться на то, что ценой жизни и состояния десятков тысяч людей, отчасти благодаря которым этот край стал процветающим и богатым, удастся отвести беду от себя подло и недостойно обычного человека, не говоря уже об образованном и получившем прекрасное воспитание аристократе. Совершивший подлость не может надеяться на то, что его деяния останутся незамеченными Создателем.
   Совершенно по-другому поступил Публий Петроний. Он должен был выполнить приказ императора, будучи до определённой степени человеком подневольным, Но он отдавал себе отчёт, к чему может привести установка статуи императора. Ему пришлось бы уничтожить практически всё мужское население Иудеи, а женщин и детей продать в рабство. Он предпочел пойти на риск, понимая ,что за невыполнение приказа Гая его ждёт смерть. И он пошёл на это нарушение, предпочитая свою смерть сомнительному удовольствию стать палачом целого народа.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"