После отповеди, данной Симону из Гиттона (Симону Магу) Шимон (Пётр) и Йоханан ( Иоанн), решив вернуться в Иерусалим, пошли по дороге проходящей через Самарию(Шомрон).
Филипп же направился на юг, покинув Себастию. Ныне в Себастии (Шомроне) расположен археологический заповедник. Как пишет Лука, Филипп, повинуясь внутреннему голосу, направился в сторону Газы, а точнее по направлению к дороге, соединяющей Газу с Иерусалимом. Судя по его дальнейшим действиям, возвращаться в общину в Иерусалим он не имел ни малейшего желания. Лука вместо того, чтобы найти причину невозвращения Филиппа к своим обязанностям, возложенным на него общиной, придумывает Ангела Господня, который якобы приказал Филиппу идти на полдень. Можно определить по карте, что Филиппу пришлось преодолеть расстояние не менее чем 250 километров. Это соответствует 12-15 дням пути для пешего человека, идущего не зная, куда и зачем. Лука рассказал следующее: " 27 Он (Филипп) встал и пошёл. И вот муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 Возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю" Деяния Апостолов гл.8 ст.27,28. Стоит напомнить, что всё это произошло в 37 году. Появление книги " Деяния Апостолов" подавляющее большинство историков относят к 80-ому году, плюс минус один год. Это были годы правления императора Тита, при котором не преследовались адепты других религий. Написана книга в Риме, на это указывает лингвинистический анализ текста. Книга посвящена Феофилу или Теофилу, причём в Евангелие Лука употребляет термин достопочтенный, указывающий на очень высокий ранг человека в иерархии римских должностных лиц. Наверняка в окружении императора были ещё высокопоставленные чиновники, которых заинтересовала концепция Павла о непротивлении власть имущим. Всё это наложило особый отпечаток на обе книги Луки; он писал в таком свете, как было выгодно всем сотрудникам Павла. Поэтому не считал Лука необходимостью придерживаться исторической правды ни в чём.
В Риме, примерно в третьей четверти первого века, было широко известна книга " Перипла Эритрейского моря" описывающая царство, возникшее на месте Эфиопии, ещё в первом веке до нашей эры. Называлось это царство Аксумом, и правили там цари, но никак не царицы. Автор даже приводит имя правившего в те времена царя- Зоскал ( Зоскалез). По всй вероятности, автор имел в виду царя по имени За-Хакал.Автор написал, что владения царя простираются от Суакина до Баб- эль -Мандеба. Тут же приводится характеристика За- Хакала : "хотя и расчётливый, но честный и не чуждый греческой образованности." Трудно предположить, что расчётливый человек отдаст управление финансами в руки жены, даже любимой и уважаемой, а тем более в руки её евнуха.
Все исторические хроники, относящиеся к тому времени говорят о том,что правящие царицы были, но только в Северной Аравии.
Все правители Аксума подчёркивали своё происхождение от сына царя Соломона и Балкис (царицы Савской) Менелика. Археологи Гамбургского университета обнаружили в городе Аксуме дворец Менелика и, по словам руководителя раскопок Гельмута Цигерта, там жили люди, исповедовавшие монотеистическую религию. А так как развалины дворца датируются 10-ым веком до н.э., то в то время единственной монотеистической религией был иудаизм.
Последний император Эфиопии Хайле Селассие (1930-1974гг.) был племянником императора Менелика 2-ого. Оба они гордились принадлежностью к соломонидам, то есть потомкам сына Соломона и царицы Савской Балкис.
Эти сведения вносят ясность, почему этот "Ефиоплянин" ездил в Иерусалим для поклонения. Цари Аксума исповедовали иудаизм, и все придворные, соответственно, также были иудеями.
Евнухами не становились в то время по своей воле. Как правило, евнухами делали рабов военнопленных, кастрируя их, для того, чтобы сделать послушными. Без тестостерона, вырабатываемого тестикулами мужчины ,он теряет агрессивность. Евнухи становились поварами, слугами, управляющими и даже партнёрами в сексе в то время. Живший в 1-ом веке поэт Марциал (40-104гг.) издевался в своих эпиграммах над евнухами, считая их людьми развращёнными. Римляне называли их полулюдьми. Впервые римляне познакомились с таким явлением, как евнухи, во время визита в Рим Клеопатры в середине 46 года до нашей эры. В огромной свите, сопровождавшей Клеопатру, её сына от Цезаря- Цезариона и её фиктивного мужа Птоломея 14-ого, было очень большое количество евнухов.
На высокие посты в то время не было принято назначать евнухов, так что. скорее всего Лука назвал его вельможей неправомерно.
У исследователей Нового Завета существует два мнения о смысле слова "Кандакия". Первое, наиболее распространённое, это то, что так назывался титул цариц, как фараон, король, царь. Впоследствии, в Абиссинии правителей называли " негус". Но, вероятнее всего, это собственное имя жены царя Аксума.
Иудаизм осуждал кастрацию людей, поскольку они были не в состоянии выполнять первую заповедь Бога - "Плодитесь и размножайтесь". В последней книге Торы, Дварим (Второзаконие) абсолютно недвусмысленно заявлено: 1 У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне" гл.23 ст. 1
Лука даже в мелких деталях не соблюдает исторической правды. Он пишет " 28 Возвращался, и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю" На колеснице никто и никогда не сидел. Там можно было только стоять, поскольку колесницы были созданы для боя, и, возница и человек, располагавшийся сзади, стояли. Единственный вид транспорта, в котором можно было сидеть, это телеги. Но их использовали для перевозки грузов, а не людей. Богатые и знатные люди передвигались в лектике или паланкине, что примерно одно и то же.
Тот факт, что евнух из Ефиопии (Аксума) читал Исайю, лишний раз подтверждает приверженность его иудаизму, поскольку книга пророка Исайи входит в Танах (Ветхий Завет).
"30 Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исайю, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания ,которое он читал, было сие:"как овца веден Он был на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих;
33В уничижении Его суд Его совершился, но род Его, кто разъяснит? Ибо вземлется от земли жизнь Его"Исайя гл. 53,ст.7,8.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? О себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе" Деяния Апостолов гл.8 ст. 30-35. Ответить на вопрос евнуха может любой человек, который не поленится прочесть всю цитату из Исайи целиком. Текст перевода взят из книги " Первые и последние пророки" издательства " Ха рав Кук" Иерусалим 1978 год, глава 53:
" 1Кто поверил бы слуху, ( дошедшему) до нас, и мышца Господня на ком явилась?
2 И взошёл он (Йисраэль) как росток, и, как корень, (пророс) из почвы сухой, ни виду в нём, ни красоты, и видели мы его, но не ( таков был)образ его чтобы прельститься им.
3 Он презираем был и отвергнут людьми, страдалец и изведавший болезнь, и как бы отвращая от себя лица, презираем (был), и мы не почитали его.
4 Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он, а мы считали, что он поражаем, побиваем Богом и истязаем.
5 И он изранен преступлениями нашими, сокрушён грехами нашими, наказание за благополучие наше - на нём, и ранами его исцеляемся мы.
6 Все мы, как овцы блуждали, каждый повернул на дорогу свою, и Господь возложил на него грех всех нас.
7 Притеснён и измучен он был, и не открывал рта своего, как овца, ведомая на заклание, и как овца безгласная пред стригущими её, и не открывал рта своего.
8 Из заключения и от наказания взят он был, и кто расскажет о (случившемся) с поколением его, ибо отрезан он был от страны живых, за греховность народа моего - поражение ему.
9 И дана была с грешниками могила ему и с богатыми - при смерти его, (хотя) не совершал он насилия и не (было) лжи в устах его.
10 Но Господу угодно было сокрушить его болезнями; если сделает душу свою жертвой повинности, увидит он потомство, продлит дни (свои) и желание Господа в руке его осуществиться.
11 За труд души своей увидит (добро), насладится; мудростью своей оправдал праведника раб Мой перед многими и грехи их он нёс.
12 Поэтому Я дам ему (удел) среди великих, и с сильными будет делить добычу, за то что рисковал жизнью своей и к преступникам причислен был, и грех многих нёс он, и за преступных заступался.".
Не надо сильно напрягать фантазию- из приведённого отрывка видно, что фабула конструкции, придуманной Шаулем, совпадает вплоть до последней точки с текстом Исайи, а далее поддержанной теми, кому была выгодна новая религия.
Перевод разительно отличается от канонического текста христианской Библии, поскольку последний в качестве основы имеет Септуагинту на греческом языке, а далее переведен был на другие языки. Текст, приведённый выше гораздо ближе к оригинальному тексту, написанному рукой пророка Исайи. Абсолютно ясно, что речь идёт не о каком-то человеке, а об Израиле, о народе израильском, пленённом Навуходоносором, разрушившем Иерусалим.
К Иешуа ( Иисусу) весь этот отрывок из пророка Исайи имеет отношение не менее и не более, чем к любому еврею, жившему до 1-ого века до нашей эры, и жившему после 1-ого века нашей эры, вплоть до 1947 года, когда Израиль (народ и государство) обрели самостоятельность. Имя Израиль дано Богом Якову, отцу еврейского народа : " И сказал: отныне имя тебе будет не Яков (Иаков), а Израэль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь". Бэрейшит (Бытие) гл.32 ст.28 Перевод имени Израэль с иврита означает "богоборец".
Филипп эллинист прекрасно знал греческий язык и по этой причине читал Танах на греческом языке, то есть Септуагинту. В иудаизм он глубоко не вникал, поскольку он был ему не нужен; это показывает весь его дальнейший жизненный путь. Ещё в меньшей степени знал иудаизм тот человек, которому сочинение "Деяния Апостолов" было посвящёно. Феофил и другие римляне интересовались созданием Шауля и иже с ним, с точки зрения утилитарной: насколько эта религия способна успокоить народ в провинциях Римской Империи.
Весь предыдущий текст , написанный Лукой, был прелюдией к тому действу, которое, якобы, произошло позже:"36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его" Деяния Апостолов гл. 8 ст. 36-38. В предыдущей главе отмечалось, что Филипп не имел права ни благословлять, ни крестить, поскольку был простым хозяйственником. Но Луку этот вопрос мало волнует, он пишет о том ,что выгодно для пропаганды новой религии. Вполне возможно, что эпизода этого не было вовсе, и он был придуман Лукой. Этому обращению в последующих сочинениях христианских теологов придавалось огромное значение. Это было как бы первое обращение язычника, положившее начало распространению христианства по всему миру. Но сами факты, описанные Лукой, опровергают это утверждение. Филипп, Пётр и Иоанн, якобы, обратили самарян, которые, по словам самого Иешуа, были язычниками. Тех самых самарян, в города которых он приказал не входить и не проповедовать им. Евангелие от Матфея гл. 10 ст. 5,6. Следовательно, говорит неправду Лука. Но и далее следует дезинформация - евнух не был язычником, он читал Танах, он ездил на молитву в Иерусалимский Храм; по всем признакам он был иудеем. Хотя, впоследствии, считалось, что этот евнух, имя которого история не сохранила ( вполне возможно, что это было сделано преднамеренно), послужил проводником христианства в Ефиопии. Известно, что Иешуа был верующим иудеем, как не пытались теологи выставить его основателем новой религии, основанием принятия евнуха в христианство считаются слова Иешуа: " 12 Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить да вместит"Евангелие от Матфея гл19.ст.12
Цитата эта выглядит поздней вставкой, во всяком случае та её часть, в которой говорится об оскоплении ради Царства Небесного, поскольку первая заповедь Бога гласит : Плодитесь и размножайтесь! Но возможно в общем контексте главы 19 слова Иешуа, ревностного иудея ессейского толка, относились не только к святости брака и его отрицательному отношению к разводу , как говорилось ранее в этой главе, но и к скопчеству как к духовному воздержанию, сохранению себя в чистоте и целомудрии. Последние слова в этом стихе говорят о том, что тот кто в состоянии воздержаться от брака с нелюбимым человеком, тот пусть воздержится.
Неверно понятые слова привели в первые века христианства к довольно частым случаям самооскопления, да так, что сама церковь была вынуждена бороться с этим явлением. Один из самых значительных церковных философов, теологов и основателей церкви в Александрии Ориген (185-254гг.) поддался соблазну и оскопил сам себя.
При разделении христианской церкви на греко- византийскую и римскую, разделилось и мнение об отношении к скопцам (евнухам). В Византии евнухи достигали высокого положения и в церкви, и при дворе императора, хотя при Константине Великом за оскопление могли осудить на смерть, а при Юстиниане оскопителя самого наказывали оскоплением, а имущество его передавали в казну.
В Римской церкви, то есть в западной, допускалось оскопление мальчиков, с целью сохранения уникального детского дисканта. Широко известна история знаменитого певца - кастрата Фаринелли (настоящее имя его Карло Броски ( 1705-1782гг.)), певшего для королей и имевшего ошеломительный успех. Только в конце 18-ого века папа римский Климент 14-ый под страхом церковного проклятия запретил оскопление детей.
В качестве иллюстрации отношения греко-византийской церкви к евнухам можно привести историю Игнатия 1-ого.Настоящее имя его было Никита, он был сыном императора Византии Михаила Рангави и жены его Прокопии. Родился он в 797 году, а в 813 году его отца свергли, а он в возрасте 16-ти лет был оскоплён по приказу нового императора Льва Армянина. В 847 году он был по приказу императрицы Феодоры назначен на должность Константинопольского патриарха. Эта должность в Византийской церкви соответствовала должности Римского Христианского Понтифика.
В Риме, после инцидента с папессой Иоанной, была введена процедура определения кандидата на пост папы римского. Кандидат должен был сесть в кресло с дырой в сидении и половые органы должны были быть опущены в эту дыру. Кардинал, проверяющий кандидата на пост главного римского понтифика, при условии, что всё в порядке, должен был произнести ритуальную фразу: " Habet luos testiculos et bene pendentes", что означало " У него две тестикулы и обе отлично свисают". Вполне возможно, что эта процедура производится до сих пор, Церковь, как католическая, так и православная, очень неохотно расстаётся с ритуалами.
Герой данного рассказа отправился далее в город Азот, ныне Ашдод." А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем народам, пока не остановился в Кесарии" Деяния Апостолов гл.8 ст.40.В Кесарии, ныне она называется Кейсария , находился аванпост Римской Империи на Земле Израиля. Бывшая когда-то финикийской крепостью, именуемая "Стратоновой башней", завоёванная в 96 году до н. э. царём Иудеи Александром Яннаем, затем захваченная в 66 году до н. э. Помпеем Великим, Кесария становится частью Римской Империей вместе со всей Иудеей. В 30-ом году до н.э. эта территория передаётся Августом Октавианом в подарок Ироду (Гордусу) вместе с многим другими землями и городами: Газа, Анфедон (город, расположенный к северу от Газы), Иоппия (ныне Яффо), Гадеру, Гиппос( он же Суссита) и Самарию (Шомрон). Ирод, будучи большим злодеем, тем не менее был великим строителем. На месте бывшей "Стратоновой башни" Иродом был построен один из самых красивых городов, имевших огромный по тем временам порт. Не был забыт и Август, ставший к тому времени императором, в его честь был воздвигнут храм напротив гавани, а в храме стояло изваяние Августа похожее на изваяние Зевса в городе Олимпе. Строительство порта и города велось 12 лет (С 22 до 10 гг.до н. э. )Название город получил в честь императора Рима Августа Октавиана, официально именовавшегося Император Цезарь (Кесарь). Себе Ирод выстроил в городе большой дворец, также были построены бани, дворец прокуратора, ипподром и гигантский акведук, снабжавший город пресной водой. Кесария после смерти Ирода стала штаб квартирой римского наместника Иудеи. Там же размещался и рисский гарнизон. В населении города преобладали чужеземцы : греки из Сирии, римские граждане самаритяне. Несмотря на то, что город был антиеврейским, проживали и иудеи, и даже была синагога. Город был абсолютно римско-греческим как по населению, так и по духу.; кроме вышеперечисленных сооружений в городе было большое количество храмов, форум и театр.
В этот город и направился Филипп; город подошёл ему настолько, что он там женился, у него выросло четыре дочери. Возвращаясь к началу этой истории, остаётся вопрос, на который никто не дал ответа: почему Филипп оставил порученную ему важную работу в Иерусалиме. Ведь посты дьяконов были созданы именно с той целью, чтобы они освободили от работ по раздаче милостыни и продуктов апостолов, которые и должны были заниматься "идеологией". Остаются только предположения, по которым Филипп не вернулся в Иерусалим: возможно Филипп был соглядатаем римлян, засланным в общину и на чём-то прокололся; возможно, работа с нищими евреями ему претила; возможно, что его прогнал Шимон (Пётр) после "крещения" Симона Волхва. Последняя версия выглядит достаточно правдоподобной, по той причине, что когда Шимон спустя некоторое время появился в Кесарии, где обосновался Филипп, то он с последним не встречался и о нём никогда более не упоминал, Впрочем, не исключено, что все три версии дополняют друг друга.
История эта, рассказанная Лукой, по преданию встретившим Филиппа через 20-ть лет в Кесарии, очень показательна. В ней отразилась будущая история первых проводников- апологетов религии, столь далёкой от идей и целей человека, по имени которого она была названа и, которым она, якобы, была основана. И вполне объяснимо то, что они не понимали его устремления, поскольку они не имели ничего общего с тем базисом, который он получил, проведя годы в общине Кумрана.
Впоследствии, конфликт в Кесарии между сирийскими греками и иудеями послужил детонатором к Иудейскому восстанию 66 года. Лишнее доказательство, что мультикультура даже в наш " просвещённый" 21-ый век есть явление труднодостижимое.