Чему же учил Иешуа своих учеников? Какие идеи проповедовал он в своих странствиях по Земле Израиля? Единобожие, вера в Бога единого, всё более и более привлекала бывших поклонников греко-римского политеизма. Интерес этот был проявлен ещё в 3-ем веке до н.э., именно тогда начали переводить Танах в Александрии на греческий язык. Первоначально, как рассказывает письмо Аристея, бывшего телохранителем царя Птолемея, по приказу которого и начали переводить Танах ( Ветхий Завет), был переведён Закон, то есть Тора.
Уже в 3-ем веке до н.э. у языческих народов возникло понимание того, что Тора (Закон), вручённый Богом народу Израиля, есть не только история возникновения еврейского народа, не очередная священная книга, в которой изложены основные положения религии ( иудаизма), и не только история создания человеческого рода, но что Тора есть программа, придуманная Богом прежде, нежели Он начал создавать нашу Вселенную.
За всю долгую историю существования человечества, никогда оно не получало ни от богов, ни от самых гениальных своих представителей настолько глубокий и подробнейший план построения справедливого и праведного, по сути своей, общества. Причём под обществом понималось все человеческое сообщество, существующее на Земле, а не только народ Израиля, первым получившим Тору из рук Создателя и поклявшимся исполнять её положения. Закон ( Тора) был обращён в первую очередь каждому еврею; во вторую очередь ко всему еврейскому народу, как к единому организму; в третью очередь ко всему остальному миру, способному тот нравственно-этический посыл, заключённый в Торе.
Божественные истины, заключённые в Торе, учителя, занимавшиеся преподаванием иудаизма, учили воспринимать не только, как нечто из ряда вон выходящее: например, чудо, событие, которому не объяснения в современной науке, пророчества человека, прорицания которого сбывались неоднократно и тому подобные вещи. Божественные истины могут быть открыты любому человеку, умеющему анализировать и понимать события, происходящие в мире. Это могут быть исторические процессы, открытия в области науки и техники, развитие познания человечества в культуре и социальных сферах и т.п. Все процессы, происходящие в жизни, несут в себе отпечаток Божественной Сущности.
Евреи, принявшие на себя ответственность за исполнение Закона, несут коллективную ответственность за исполнение ( или невыполнения) Божественного Закона, должны непрерывно анализировать процессы, происходящие в мире, постоянно совершенствовать религиозные традиции и учитывать всё то новое, что появляется в нашем быстро меняющемся мире.
Великие еврейские учители, обучавшие еврейский народ Закону, утверждали, что соблюдение правил, записанных в Торе, позволяет человеку достичь высокого морального уровня, а изучение и размышления над текстом Торы является наиболее прямым путём к познанию Божественного Замысла.
В 1-ом веке нашей эры на территории, где проживал еврейский народ, было немного людей умевших читать. Жажда знаний еврейского народа, в большей степени неграмотного утолялась до определённой Устной Торой. Но даже для понятия Устной Торы, служившей как бы дополнением к Пятикнижию Моисееву ( Торе), было необходимо обладать определённым запасом мудрости и пытливым умом. Учитывая же тот факт, что одной из самых характерных черт Устной Торы есть её диалектический характер, допускающий существования противоречивых мнений, называемых на иврите " махлокет", то для понимания этой противоречивости было необходимо обладать кроме запаса мудрости, ещё и определённым запасом знаний.
По этим, вышеперечисленным причинам, основной формой развития умственного потенциала еврейского народа " от мала до велика" служила притча. Как правило, краткая и мудрая, она не только заставляла думать, обогащая человеческое воображение, развивая интуицию, но и в полнее доступной форме давала знания об этических нормах и основах иудаизма.
Судя по тексту Евангелий, учителя Иешуа в Кумранской общине применяли к юному ученику метод обучения притчами. Позднее, он, увидев недостаточную образованность в подавляющей массе своих учеников, вспомнил то, чему его учили в юном возрасте, и применил тот же метод обучения к своим ученикам.
В предыдущих главах этой книги упоминалось, что евангелисты и их последующие редакторы старались использовать притчи таким образом, чтобы принизить иудаизм, а Иешуа представить родоначальником и основателем новой религии, Наиболее ярким примером может служить притча о " злых виноградарях". Притча эта повторяется во всех трёх синоптических Евангелиях, хотя несколько и отличается по тексту. Первым Евангелием, увидевшим свет, было Евангелие от Марка. По этой причине текст притчи взят из этого Евангелия:
" И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнёс оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в своё время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов от виноградника;
3 Они же, схватив его, били и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестием.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его, и наследство будет наше.
8 И схвативши его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? Придёт и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: " камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла:
11 Это от Господа, и есть дивно в очах наших" ? " гл.12 ст. 1-11. В параллельных ссылках есть указание на псалом 79(80) стих Љ 9 и на книгу пророка Исайи ( 5:1).
Псалом 79 (80) принадлежит перу Асафа, левита, одного из главных руководителей литургической музыки, использовавшейся во время общественных богослужений в Иерусалиме. Он был назначен на этот пост непосредственно самим царём Давидом в 10 веке до н.э.
" 9 Виноградную лозу из Египта перенёс Ты, изгнал народы и насадил её " Из этого стиха абсолютно ясно, что Асаф обращается к Пастырю Израиля, каковым всегда был, есть и будет Господь Бог. Также понятно, что виноградная лоза, перенесённая из Египта, есть еврейский народ, которому Богом было определено место для проживания - бывший Ханаан, из которого Создатель повелел изгнать народы, прежде населявшие эту землю.
Отрывок из книги пророка Исайи, глава 5-ая:
" 1 Воспою Другу моему песню Любимого моего о винограднике Его. Виноградник был у Друга моего на плодородном холме.
2 И окопал его, и очистил его от камней, и засадил его отборной лозою, и выстроил башню посреди него, и давильню для винограда высек в нём. И надеялся Он получить виноград, а тот дал плоды дикие.
3 И ныне, жители Иерушалаима и мужи Иудеи, рассудите Меня с виноградником Моим.
4 Что ещё (можно было) сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал для него? Почему же, ( когда) ожидал Я, что даст (он) виноград, он дал плоды дикие?
5 А теперь возвещу Я вам, что сделаю Я с Моим виноградником: сниму изгородь его - и будет он на потраву, разрушу ограду его - и будет он вытоптан;
6 И сделаю его пустошью; не будут ни обрезывать его, ни окапывать его; и зарастёт он волчцом и тернием; и облакам повелю Я не проливать на него дождя.
7 Потому что виноградник Господа Цеваота это дом Йисрайэлев, и мужи Йеудеи - саженцы радости Его; ожидал Он правосудия, а вот, - насилие, справедливости, а вот - вопиющая (неправда).
8 Горе присоединяющим дом к дому ( и) присоединяющим поле к полю, так что не остаётся больше места ( бедняку), вы одни будете жить среди земли." Глава 5-ая стихи 1-8. И в той же главе в стихе 24 пророк Исайя объясняет причину гнева Божьего на еврейский народ и за что последует наказание : ".......; ибо отвергли они Тору Господа Цеваота, и презрели слово Святого Йисрайэлева" Причина абсолютно чётко и ясно установлена пророком, казалось бы что можно к этому добавить? Но авторы синоптических Евангелий, используя причину эту чисто формально, выворачивают истину наизнанку. Они добавляют два стиха из псалма 118 (117) ЉЉ 22 и 23: "Камень, который отвергли строители, стал главой угла.
23 От Господа было это, дивно это в глазах наших." Автор этого псалма не назван, по всей вероятности его написал или сам царь Давид или кто-то из его ближайшего окружения.
В Евангелиях эти два стиха смотрятся как бы чужеродными, не вытекающими логически из предыдущих строк. Тем не менее, стихи эти абсолютно оправданы в данном контексте, особенно если принять во внимание стих 24-ый главы 5-ой приведённый выше, но не вошедший в текст притчи, рассказанной евангелистами. И вполне понятно, почему не приведён этот стих.
Стихи о краеугольном камне, отвергнутом строителями, - имеют в виду Тору, предложенную первоначально многим народам, но отвергнутая ими ( народами)по различным причинам, в том числе и нежеланием взять на себя ответственность за судьбу всего мира. Только евреи согласились принять Тору и выполнять её требования: " 8 И отвечал весь народ вместе, говоря: всё, что говорил Господь, исполним " Шемот ( Исход) глава 19 ст.8
Евангелист Марк, а следом Лука и автор Евангелия от Матфея, искусно ввёл в притчу сына, посылаемого отцом на явную смерть, как бы в жертву. Никакой нормальный отец, ну разве что из закоренелых язычников, приносящих кровавые людские жертвы своим многочисленным богам, не пошлёт сына на смерть даже ради мирового царства на земле, не то что ради благоустроенного виноградника. Но Марк выполнял заказ Павла, отрабатывая свою свободу и саму жизнь, и отработал его творчески. Поэтому появился наследник, подразумевается что бога; и бог этот направляет сына на заклание. То есть повторяется история о Аврааме и Ицхаке, только на более высоком уровне. Правда, понятие Бога всегда подразумевало Его самодостаточность, по этой причине наследника у Него нет и быть не может.
Итак, вот рецепт: берётся довольно поэтичный отрывок из книги пророка Исайи, туда вводится дополнительный персонаж ( сын), добавляется два стиха из псалма и получается притча с большим намёком на жертвоприношение бога. Казалось бы неуклюже и нелогично, но упомянутая притча дала возможность, вопреки её несуразности и нелепости, утверждать комментаторам, начиная с Иоанна Златоуста (347-407гг.) и кончая современными церковными деятелями, о том, что лоза в винограднике ( то есть Божье Благословение) отнимется у евреев и будет передано христианам, мнящим себя новым виноградником. Прямая аналогия со словами Павла: "16 Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" к римлянам гл.8 ст.16-17
Все Евангелия увидели свет после взятия Иерусалима и разрушения Иерусалимского Храма. Эти события дали возможность евангелистам ввести в свои произведения якобы предсказания Иешуа о том, что Иерусалимский Храм будет разрушен. А предсказания эти служили как бы подтверждением правдивости комментаторов притчи о злых виноградарях, в которых вполне узнаваемо, проступали черты евреев, якобы убивших божьего сына.
Но вот факт, а не сказка: прошло немногим менее 2000 лет и Бог вспомнил и простил о своей лозе, о детях своих ( евреях) и возвратил их на Землю Израиля, дарованную праотцам евреев самим Всевышним. Тем самым, подтвердив, что истина содержится в пророчествах пророков Исайи и Иеремийи, а не в Евангелиях.
Большинство поучений Иешуа были взяты из книг Танаха ( Ветхого Завета), в частности из псалмов, Торы, притчей царя Шломо ( Соломона); очень много заимствований из книги пророка Исайи, столь любимого ессеями Кумрана. Встречаются в поучениях и реминисценции из Устава ессеев и Дамасского Документа. Более поздние редакторы сумели включить в Евангелия даже некоторое количество парафраз из апокрифического Евангелия от Фомы, датируемое 60-140гг. нашей эры.
Первым автором, писавшим о блаженстве человека, был царь Давид. Термин " блаженство" толковый словарь русского языка под редакцией профессора Ожегова С.И. определяет как полное, невозмутимое счастье. Вот блаженства, упоминаемые Давидом :
1. " 1 Счастлив ( блажен) человек, который не ходил по совету нечестивых и на пути грешников не стоял, и в собрании легкомысленных не сидел.
2. 2 Только к Торе Господней влечение его, и Тору Его изучает он днём и ночью" Псалом 1:1,2
3 " Счастливы ( блаженны) все, полагающиеся на Него" Пс. 2 :12
11 " 1 Счастливы ( блаженны) те, чей путь непорочен, следующие торе Господней!
12 Счастливы ( блаженны) хранящие заповеди Его, всем сердцем они ищут Его" Пс. 119 (118) ст.1,2
Стихами, процитированными выше, царь Давид, проложил путь компиляторам. " Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся, -" ( Ф. Тютчев) Следует отдать должное таланту компиляторов, сделано это было вполне качественно, можно даже сказать творчески. Слово " компиляция" происходит от латинского слова " compilatio", переводимое как " грабить".
Тексты блаженства, приводимые в Нагорной проповеди Евангелия от Матфея ближе к стихам Евангелия от Фомы:
"54 Иисус сказал: блаженны единственные и избранные, ибо вы найдёте царствие, ибо вы от него ( и) вы снова туда возвратитесь"
" 63 Иисус сказал: блажен человек, который потрудился: он нашёл жизнь"
" 72 Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали"
" 73 Иисус сказал: Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено".
Нагорной проповеди в действительности никогда не было: нет ни единого упоминания о ней ни в синоптических Евангелиях, ни в Евангелии от Иоанна; более того, нет никакого упоминания о ней ни в одном из многочисленных апокрифических Евангелий. Нагорная проповедь очень хорошо продуманная и, на первый взгляд, логичная сцена, написанная автором, имевшим явный литературный талант. Собраны почти все высказывания Иешуа из всевозможных источников и несколько адаптированы. Нагорная проповедь занимает в Евангелии от Матфея три главы: пятую, шестую и седьмую. Пятая глава может быть рассмотрена, как пример заимствования : из 48 стихов, содержащихся в главе заимствованы явно 27 стихов: из Евангелия от Луки 7 стихов; из евангелия от Марка 3стиха; из книги Торы Бэрейшит ( Исход) четыре стиха; из книги Дварим ( Второзаконие) три стиха; из книги Ваикра ( Левит) один стих; из книги псалмов Два стиха; из 1-ого послания Петра три стиха; по одному стиху из посланий Павла к евреям, Филиппийцам 1-ого послания к коринфянам; один стих из послания Иакова ( Якова).Помимо тех стихов, что явно заимствованы, в Нагорной проповеди многие стихи заимствованы неявно. По сути, сама идея Нагорной проповеди похожа на восхождение Моисеем на гору Синай с целью получения им Заповедей из рук самого Бога. По этой причине заповеди блаженства, с которых начинается 5-ая глава, Нагорная проповедь многими видными христианскими богословами, например, такими как Блаженный Августин, сравнивалась с получением Декалога, вручённых в виде скрижалей еврейскому народу самим Всевышним через Моисея. Специально сделано так, что стихов непосредственно относящихся к заповедям блаженства десять, но первые 8-мь стихов служат преамбулой к стихам 9-ть и 10-ть.
" 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас" гл.5 ст. 3-12.
Следует напомнить, что Евангелие от Матфея впервые появилось не ранее 85 года и не позднее 110 года. Такова датировка многих исследователей раннего христианства. Ни сам Иешуа, ни автор Евангелия от Матфея не были ясновидящими: В Евангелии существует намёк в отношении гонения на христиан при римском императоре Домициане, правившем с 81 по 96годы. Помимо этого, в главе 25 стихи с 31 по 46 звучит явное разочарование в том, что с момента предполагаемого распятия Иешуа прошло почти 60 лет, но второго пришествия Иешуа ( Паруссии), которое было обещано, его не было. А ведь в главе 24 стихи 34 и 35, заимствованные из Евангелия от Марка говорится об этом: " 34 Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет;
35 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут"
Те же стихи включил в своё Евангелие и Лука ( гл.24 ст.32,33). Но второго пришествия Иешуа не было, и нет до сего дня, спустя почти 2000 лет. И заповеди блаженства, подобранные таким образом, чтобы подвести читателя или слушателя к двум последним стихам 11 и 12, главы 5-ой, стихи которые Иешуа произнести не мог, хотя бы потому, что они явно были придуманы позднее 70-ых- 80-ых годов первого века.
Поучения, следующие за заповедями блаженства, скорее всего, принадлежат Иешуа: "13 Вы соль земли. Если соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям.
14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" Евангелие от Матфея гл.5 ст.13-16
Вышеупомянутые стихи, как бы ни пытались радетели христианства выдать их за обращение к будущим христианам, явно относились к еврейскому народу. Евреи, если их количество считать пропорционально количеству, жившему и живущему ныне народу планеты, занимают примерно тот же объём, что и соль в приготовленном кушании. Без соли ни одно из блюд просто невозможно признать удавшимся. И стих, говорящий о свете мира, имеет в виду свет иудаизма, данный Богом евреям, и несущий поэтому отраженный свет, исходящий от Всевышнего. Свет, как известно, настолько важная вещь в мире, что был создан Создателем в первый же день Творения Своего. И по той же причине человек, исповедующий религию ( иудаизм) подаренную Богом еврейскому народу, как бы не старался быть незаметным, он не сможет " укрыться", подобно городу, стоящему на вершине горы.
Еврей, досконально исполняющий Закон, подобен свече, горящей перед всем миром; её не закрыть сосудом и она должна светить всем в доме, которым является нашим миром.
Иешуа ещё раз подчеркнул, что поскольку евреи, дети " Отца Небесного", они должны быть примером ( светом) для остальных людей. И все стихи с 13 по 16 представляют собой интерпретацию Иешуа указаний Всевышнего, данных Моисея в пустыне Синая: " И вот, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля.
6 А вы будете у меня царством священников и народом святым" Шемот ( Исход) гл. 19 ст.5,6
Подводя итог данной теме, нелишне будет вернуться к псалму 33 (32) ст.12: " Счастлив ( блажен) народ, что Господь - Бог его, народ, который Он избрал в наследие Себе"
Следующие стихи из главы Љ 5 Евангелия от Матфея - это абсолютно ясное и прямое заявление Иешуа, что он ортодоксальный иудей и Тора для него есть программа, вручённая самим Богом: " Не думайте, что Я пришёл нарушить Закон ( Тору) или пророков (Танах); не нарушить пришёл Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из Закона, пока не исполнится всё.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся В Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное" ст. 17-20. Слова, под которыми и сегодня готов подписаться любой религиозный еврей.
Стоит обратить внимание на один маленький, но весьма существенный нюанс, особенно это полезно тем, кто утверждает, что Евангелие от Матфея было написано на арамейском языке. Ни в иврите, ни в арамейском языке нет буквы " йоты", о которой якобы упоминает Иешуа. "Йота ", буква размером с запятую, есть только в греческом языке, на котором и было написано данное Евангелие. В иврите и арамейском существует похожая буква, но называется она " йюд".
Следующие стихи демонстрируют приверженность Иешуа доскональному и непременному исполнению Божьей Заповеди о братской любви к своим соплеменникам. Книга Ваикра (Левит) гл.19 ст.17,18 : "17 Не питай в сердце своём ненависти к брату твоему; увещевай ближнего своего и не понесёшь за него греха.
18 Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего своего, как самого себя: Я - Бог". Глава эта (19-тая)в третьей книге Торы имеет подзаголовок " кдошим", что в переводе означает " святые". Это Заповеди святости, те отличия, которые должны были отличать еврейский народ от остальных языческих народов, И выполняя Завет Бога, в полном соответствии с вышеприведёнными заповедями, Иешуа заявляет то же самое:
" 21 Вы слышали, что сказано древним (евреям): " не убивай, кто же убьёт, подлежит суду".
22 А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: " рака", подлежит синедриону; а кто скажет: " безумный", подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 Оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" Евангелие от Матфея гл.5 ст.21-24
Далее Иешуа перечисляет Заповеди Божьи из Торы: " не прелюбодействуй" ( Шемот ( Исход) 20:14); о разводе с женой ( Дварим ( Второзаконие) 24:1); о клятвах и упоминание имени Бога "всуе" ( Шемот ( Исход) 20:7) Стихи 29 и 30 "о соблазнах" автор Евангелия от Матфея попросту позаимствовал из Евангелия от Марка ( 9:43). И хотя там имеется параллельная ссылка на книгу Торы Дварим ( Второзаконие 13: 6-8), стихи Торы говорят о наказании за перемену веры в Бога, выведшего народ еврейский из " земли Египетской и искупившего из дома рабства".
Стихи 33 - 37 главы 5-той Евангелия от Матфея говорят о клятвах: "Ещё слышали вы, что сказано древним:" не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои".
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий;
35 Ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя ( Всевышнего);
36 Ни головою твоею ни клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным.
37 Но да будет слово ваше: " да, да", " нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого"
Стихи эти служат ещё одним доказательством того, что Иешуа воспитывался у ессеев и сам придерживался ессейской ориентации в иудаизме. Иосиф Флавий в своей книге " Иудейская война писал " Всякое произнесённое ими ( ессеями) слово имеет больше веса, чем клятва, которая ими вовсе не употребляется, так как произнесение её они порицают больше, чем её нарушение. Они считают потерянным человеком того, которому верят только тогда, когда он призывает имя Бога" Книга 2-ая гл. 8 п.6
Автор Евангелия от Матфея не мог в своём опусе допустить, чтобы Иешуа в Нагорной проповеди говорил только об идеях, почёрпнутых в Торе и у пророков, даже адаптированных к конкретному месту и к конкретному случаю, Не это было целью автора. Он прекрасно знал о том человеке по имени Павел, придумавшем миф о сыне бога и чьи интересы тот преследовал. Поэтому появляются стихи с 39-ого по 48-ой в главе 5, развивающие тему: " не противься злому" ( Матфей 5:39). То есть принципом сознательной жизни должен стать абсолютный отказ от насилия по отношению к любому человеку, даже в том случае, если он причинил зло тебе или твоим близким. Тем самым оправдывается любое угнетение, насилие, терроризм, бандитизм, воровство, предательство, педофилия и пр. Но для последователей Павла и этого оказалось мало: впоследствии была выдвинута теория о том, что каждый человек несёт в себе греховное начало и поскольку любой человек несовершенен, то он сам и является источником и составляющей мирового зла. Следовательно, непротивление злу служит как бы непротивлением трансцендентальной природы Бога, якобы пытающегося с помощью насылаемых на человека и человечество испытаний исправить несовершенную натуру человека. Происходит разделение на две метафизических сущности: Абсолют, всеблагой, истинный и вместе с тем трансцендентный и человек, как нечто преходящее, несубстанционное. Тем самым противопоставляется духовное и материальное, совершенно забыв о том, что человек, как материальный субъект был создан Богом и Им же одухотворён.
Если внимательно перечитать Тору, то можно обратить внимание на следующий эпизод. " 13.....вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам". А скажут мне они " как Ему имя?"
14 Что сказать мне им? И сказал Бог Моше: Я Сущий, который пребудет. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Вечносущий послал меня к вам" Шемот ( Исход)гл.3 ст.13,14
Как видно из процитированного отрывка - Бог сущий, существующий вечно, Бог не менее материален, чем каждый из людей, когда - либо живших или ныне живущих на земле.
Это придётся признать даже сторонникам непорочного зачатия. Ведь для того, чтобы Иешуа появился в реальной жизни, Богу пришлось оплодотворить Марию ( Мирьям) через Святого Духа, посланного Богом в виде голубя. Следовательно, физический контакт состоялся, то есть контакт был вполне материальным.
Материю нашего мира далеко не всегда можно увидеть, или осязать, или выявить каким - либо органолептическим способом. Нейтрино невидимы, но, тем не менее, материальны. Радиация невидима, не имеет вкуса и запаха, но несёт смерть всему живому. Понятие трансцендентности не означает, что Бог не материален.
Ещё в Торе абсолютно чётко прослеживается вполне закономерный принцип талиона, то есть мера наказания за причинённый вред. Это видно не только из Заветов Бога в отношении ущерба, причинённого человеку: "20 Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб", " 17 А человек, который лишит жизни другого человека, смерти будет предан," но также и в отношении вреда причинённых животным или животными и в отношении имущественного ущерба. Абсолютно во всех Заповедях Бога, записанных в Торе, чётко прослеживается правило: злое деяние, совершённое против отдельной личности или против общества должно быть наказано по принципу " талиона", а не просто прощено. И даже сам автор Евангелия от Матфея, продолжая Нагорную проповедь, в главе 7-ой вкладывает в уста Иешуа следующие слова: " Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой меряете, такою и вам будут мерить".
Иешуа относился к Заповедям Божьим как к святыням, каковые никоим образом нельзя нарушать. То, что записано в Торе было для него " кадош", то есть свято По этой причине, то что автор вложил в уста Иешуа в стихах 39-41 и 44, им попросту произнесено быть не могло. Причина же появления темы непротивления злу в синоптических Евангелиях проста, и для того чтобы понять это, достаточно прочесть главу 13 послания Павла к римлянам. И, как следует из заглавия послание адресовано римлянам, на самом деле оно обращено к иудеям Рима.
" Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божьему установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё;
4 Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И поэтому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
Павел был и остаётся самым большим учителем для ныне действующих руководителей того, как из чёрного сделать ослепительно белую вещь. Любую идею он мог вывернуть наизнанку и перелицевать так, что она выглядела после его изложения, прямо противоположной оригиналу. Уже первый стих выдаёт автора с головой: по его утверждению получается, что Бог иудеев устанавливает не только власть языческого императора Рима, но и соответственно все языческие оккупационные власти во всех провинциях Римской империи: от Атлантического океана на западе до Двуречья на востоке; от Египта на юге до Британии на севере. Еврейский Бог, якобы, сделал так, что Средиземное море стало внутренним морем Римской империи. И Власть язычников ( римлян) существует только благодаря Божьему соизволению? Таким образом, сообразуясь со словами Павла, необходимо отдать всё, что имеешь грабителям-оккупантам и идти побираться на улицы городов. Эти семь стихов настолько явно выдают автора, как исполнителя социального заказа, что даже не требуется проводить элементарного исследования: кому же служил Павел и чьи интересы защищал он в своих посланиях и проповедях. Совершенно ясно, что он был агентом влияния римской тайной политической службы. Поэтому и возникла в синоптических Евангелиях тема покорности, любви и уважения к " власть имеющему, к тому же носящему меч". Таковыми были римляне, завоевавшие к тому времени практически половину известного к тому времени мира. И вполне естественно, что они были сильно заинтересованы в спокойствии на завоёванных ими территориях, собирающих подать для Римской Империи. И если существует человек, способный внушить массе народа, что именно в этом и состоит Божья Воля, то тем лучше: люди сами принесут последнее и скажут спасибо за то, что помогли выполнить им Божье Указание.
Тема непротивления впервые появилась в Евангелии от Марка, получившего на этот счёт прямые указания от Павла, а затем соответственно перекочевала в Евангелия от Луки и Матфея.
Глава 6-ая продолжает Нагорную проповедь и начинается она учением о милостыне. Благотворительность, а именно так определяет толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова милостыню, есть оказание частными лицами помощи бедным из милости: " 11 Ибо не переведётся нуждающийся на земле; поэтому я и повелеваю тебе, говоря: раскрыть должен ты руку свою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей" Дварим ( Второзаконие) глю15 ст.11
В иврите используется слово " цдака" для раздачи милостыни. Но слово "цдака" в переводе означает не благотворительность, а справедливость. Ибо с точки зрения еврейских учёных, изучавших Тору, деньги и достаток человеку даются Всевышним. Но не все дарованные свыше деньги даются на личные нужды человека и его семьи; часть денег он должен потратить на то, что заповедано Богом и на помощь обнищавшим людям. И справедливо " бэ цедек" не удерживать их ( деньги) у себя, а раздать по назначению. В той же книге Торы Дварим ( Второзаконие) Моше ( Моисей) завещал народу Израиля : "7 Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Господь, Бог Твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки своей пред нищим братом твоим;
8 Но открой ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его, в чём он нуждаться будет" Гл.15 ст.7,8
В иудаизме определён приоритет раздачи " цдаки": в первую очередь родственникам, потом бедным того места, где живёт раздающий " цдаку", а затем и бедным всей страны. И, конечно прав Иешуа - " цдака" должна раздаваться тайно, чтобы не унижать человека, которому подаётся милостыня.
Учение о молитве: " 5 И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, выйди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны;
8 Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" гл.6 ст. 5-8
В иудаизме от верующего требуется непосредственное обращение к Богу, минуя всех посредников. Молитва в иудаизме не только просьба человека, направленная Богу, Отцу нашему, это также служение Богу всем своим сердцем. "25 Служите лишь Богу, всесильному вашему, и он благословит хлеб твой и воду твою..." Шемот ( Исход) гл.23 ст. 25
Во время молитвы происходит диалог с Богом, причём наше поведении ( поступки, мысли, отношения с окружающими нас людьми) говорит за нас, а Господь отвечает нам тем, что происходит с нами, так как мы этого заслуживаем. Но молитва не бывает без слов, поскольку мы отличаемся от животных именно тем, что умеем мыслить, анализировать и выражать свои мысли речью. Молитва не только диалог, это ещё и средство духовного самоусовершенствования, работа по изменению самого себя, один из путей познания окружающего мира и осознание роли Всевышнего в созидании и управления этим миром.
Практически все молитвы в иудаизме помимо личных просьб должны включать в себя и просьбы к Богу о благополучии как ближайшего окружения молящегося, так и еврейского народа. Поскольку еврейский народ составляет малую часть от всего человечества, то молитвы возносятся к Богу о спасении, как еврейского народа, так и всего остального человечества. В книге " Брахот" ( Благословения) Талмуда есть такая фраза, которая как нельзя лучше иллюстрирует вышесказанное: " Всякий, кто мог молиться за ближнего, но не сделал этого, достоин называться грешником" ( 12 б)
С точки зрения Торы концепция смысла молитвы заключается в глубоком проникновении в этимологию слова " тфила" ( молитва). Корень слова " палаль", это глагол, который переводится таким понятием, как судить о реальности происходящего события. Само суждение называется словом" плила". В книге Торы Шемот (Исход) в главе "Мишпатим" ( Правосудие) слово " плилим" ( гл.21:22) используется в значении " суд". Глагол молиться на языке иврит- " легитпалель", как и в русском языке имеет возвратную форму, то есть действие обращено на себя. И, подводя итог всему экскурсу в этимологию, можно сказать, что молитва это суд человека над самим собой, оценка своих поступков и мыслей, это движение души человека с единственной целью: определить, что действительно важно, как для самого человека и его ближайшего окружения, так и для всего человеческого сообщества. Поэтому в иудаизме принят принцип молитвы за человеческое общество, и поэтому во время молитвы в синагоге, а ранее в Иерусалимском Храме был необходим кворум из десяти евреев старше 13-ти лет, называемый " миньяном" ( число, ивр.) Традиция " миньяна" восходит к молитве Авраама, когда он просил Всевышнего не губить город Лот, если найдётся хотя бы десять праведников, проживающих в этом городу. И Господь обещал Аврааму выполнить его просьбу. Бэрейшит ( Бытие) гл.18 ст.20-32
В Каббале присутствует понятие десяти сфирот ( каналы связи проявления эманации Бога), присутствующих как в отдельном создании, так и в устройстве каждого мира. Молитве в "миньяне" придавалось и придаётся по сей день большое значение. Мудрец, рабби Халафта из Кфар-Ханании говорил: " Когда десять человек находятся вместе для изучения Закона ( Торы), дух Божий среди них...." ( Авот 3:7) И хотя рабби Йосеф Бен Халафта жил в середине 2-ого века, но слова его очень точно передают сам дух и атмосферу " миньяна". Молитву в "миньяне" использовали все евреи, даже если они принадлежали к различным течениям иудаизма того времени: ессеи, фарисеи, саддукеи, не говоря уже о " каннаим". И знал это прекрасно Иешуа, поскольку он был не только евреем по рождению, он был верующим иудеем. Если судить по Евангелию от Марка, то Иешуа не раз и не два приходил молиться в синагоги, причем Марк делал упор, что Иешуа обязательно приходил туда в субботы. Что же касается молитв, упомянутых автором Евангелия от Матфея, совершаемых на углах улиц, то это абсолютная ложь. Евреи читают молитвы не требующие " миньяна", такие как " Шма Исраэль!", читаемые утром и вечером дома; все остальные молитвы читаются в синагогах, На углах улиц, позднее, стали подобно язычникам, в христианских общинах стали ставить скульптурные или рисованные изображения. Вот им и молились, да порой молятся и сейчас многочисленные последователи павлианства. Так что в Евангелии от Матфея, эта фраза напоминает рисунки с натуры, но никак не с еврейской действительности того времени. Поэтому выразиться так Иешуа попросту не мог, точно так же, как он не мог учить той молитве, которая следует далее в той же 6-ой главе Евангелия от Матфея. А стихи учения о молитве написаны или дописаны человеком, знавшим иудаизм понаслышке. Так же, как и сама молитва, приведённая в Евангелии от Матфея: " 9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое;
10 Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; [ ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.]" Слова, взятые в квадратные скобки, отсутствуют в Евангелии от Луки, увидевшем свет ранее Евангелия от Матфея. Нет нужды упоминать, что текст молитвы во всех источниках греческий. И Иешуа и его ученики разговаривали только на арамейском языке, но нигде и никогда не было найдено ни единой строчки этой молитвы на арамейском языке. На койне, на латыни, на прочих языках, на которые переводился Новый Завет, Что же до текста самой молитвы " Отче наш", он самым беззастенчивым образом заимствован из книги Танаха Диврей аямим ( Паралипоменон) часть первая глава 9-ая стихи 10,11: "И благословил Давид Господа пред глазами всей общины, и сказал Давид: благословен Ты, Господи, Бог Исраэйля, отца нашего, во веки веков.
11 Твоё, Господи, величие и могущество, и слава, и вечность, и красота, потому что все, ( что) в небесах и на земле, Твое, Господи; (Твое) Царство, и превознесен Ты над всеми"
Заимствована основная мысль, хотя, по всей вероятности специально, искажён очень существенный нюанс: там, где говорится о воле Всевышнего над землей. Очевидно, авторами этой молитвы считалось, что воля Иисуса Христа над землёю должна проявиться только после Паруссии ( второго пришествия) его на землю; только тогда по мнению авторов он будет судить тех, кто не поверил в него.
Самый главный довод в пользу того, что молитву эту не мог предложить Иешуа, существует в Евангелии от Марка, единственном из всех евангелистов, кто хотя бы общался лично с людьми, находившимися рядом с Иешуа. Не говоря о том, что молитва " Отче наш" не упоминается в Евангелии от Марка, появившегося первым из всех Евангелий, там приводится совершенно другая молитва. Иешуа, во время пребывания в Иерусалиме был спрошен одним из книжников какую из заповедей он, Иешуа, считает первой? В ответ Иешуа произнёс слова молитвы, которую и по сей день произносят утром и вечером большинство евреев государства Израиль: "Шма Исраэль! ( Слушай Израиль!) Господь Бог наш есть Бог единый;
30 И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею" Гл. 12 ст. 29,30
Молитва " Отче наш" в Евангелиях от Луки и от Матфея приводятся в тексте как бы при различных обстоятельствах. У Матфея молитва эта является частью поучений в " Нагорной проповеди", которой никогда не было в реальности; у Луки её произносит Иешуа в ответ на просьбу учеников научить их молиться. Выглядит это настолько нелепым, что остается только удивляться легковерию читателей Евангелия. Все ученики Иешуа были евреями, и евреями верующими, Это следует из того, что после ухода Иешуа они ежедневно молились в Иерусалимском Храме и об этом упоминает тот же Лука в своей книге " Деяния Апостолов". Каждого еврея, то есть родившегося от матери еврейки, ещё ребёнком учат молитвам перед обрядом совершеннолетия " бар мицва", наступающему по достижению мальчиком тринадцати лет. У девочек обряд называется " бат мицва" и наступает в 12 лет. Мальчиков почти полгода учит молитвам раввин, проводящий в синагоге все обряды. Процесс конфирмации у протестантов до определённой степени заимствован из идеи " бар и бат мицвот". Молитву " Шма Исраэль!" слышат дважды в день все подростка от своих отцов. Так, что просьба вчерашних рыбаков к Иешуа о том, чтобы научить их молиться, выглядит так же, как просьба любого взрослого европейца научить его есть суп ложкой.
Остаётся признать, что молитва " Отче наш" имеет такое же отношение к Иешуа, как привычка причёсываться к взрыву сверхновой звезды в далёкой от нас галактике, то есть между ними нет абсолютно ничего общего.
Следующее поучение в Нагорной проповеди касается постов. В иудаизме существует пять постов, предписанных к исполнению всем верующим евреям. " Йом а кипурим" ( День искуплений), день, когда решается на небесах судьба каждого человека на следующий год; и четыре поста, связанных с памятью о Иерусалимском Храме: пост девятого ава (Тиша бэ ав), третьго тишрея ( пост Гедальи), десятого тевета и семнадцатого Таммуза. Пост "Тиша бэ ав" внешне похож на пост в День искупления: запрещены еда, питьё, умывание, умащение маслами, запрещены надевание кожаной обуви и супружеская близость в течении 25 часов; правда в отличие от Дня искупления в этот день разрешена работа. Пост посвящён некоторым историческим событиям, произошедшим в этот день: 1). В 1312 году до н.э. разведчики, посланные Моисеем в Ханаан, вернулись и рассказали о том, что страна населена великанами, которых будет трудно одолеть. Еврейский народ известие это встретил с плачем и устрашившись отказался войти в Землю Обетованную. Бог разгневался на это поколение и объявил, что в Землю эту войдут только через 40 лет, когда данное поколение умрёт. Как известно, Моисей, несмотря на свою праведность, также не смог войти в Землю Обетованную.
2). В 586 году до н.э. полководцем Вавилона, а впоследствии и его царём, был разрушен Первый Иерусалимский Храм, построенный в 950 году до н. э. царём Шломо (Соломоном).
3). В 70-ом году полководцем Рима Титом, сыном императора Веспасиана Флавия был разрушен Второй Иерусалимский Храм.
4). В 132 году римским императором Адрианом на Храмовой горе, где когда то стоял Второй Иерусалимский Храм, было построено святилище Юпитера и установлена конная скульптура императора. Это привело к восстанию Бар Кохбы (132-136гг.)
5). В 135 году Бар Кохба был убит, а римские войска захватили Бейтар, последнее место в Иудее сопротивлявшееся римлянам. Согласно свидетельству римского историка Диона Кассия в сражениях 132-135 годов погибло чуть менее шестисот тысяч евреев ( примерно такое же количество евреев вышло с Моисеем из Египта); оставшиеся в живых евреи были изгнаны из Земли Израиля и им под страхом смерти было запрещено там появляться. Иерусалим был переименован в Элию Капитолину; провинция Иудея по велению императора Адриана стала именоваться Палестиной.
Все вышеупомянутые события произошли девятого числа месяца ав ( Тиша бэ ав) и потому этот день был признан днём скорби. Пост в этот день предваряется тремя траурными неделями, во время которых верующим иудеям запрещено употреблять в пищу мясо и пить вино.
Остальные посты длятся от рассвета и до появления третьей звезды на небе.
Если стих Љ 16: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою"( гл.5 ст.16), вполне мог произнести Иешуа, то стих Љ 17 " А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,"никоим образом не мог произнести ревностно верующий иудей, к каковым относил себя Иешуа. Умащение и умывание во время поста обычай чисто римский, то есть языческий.
" Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут;
20 Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут;
21 Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" Евангелие от Матфея гл.6 ст.19-21
Поучения о сокровище звучит актуально даже в наше время, которое считается просвещённым. Стихи эти в полной мере укладываются в концепцию духовной жизни Кумранской общины ессеев и, скорей всего, принадлежали Иешуа. Они заставляют задуматься о том, что важнее: погоня за золотым тельцом или состояние душевного комфорта. О том же упоминает и притча, приведённая в Евангелии от Луки в главе 12 стихи 16-20.
Поучение об " оке" автором Евангелия от Матфея ( гл.6 ст.22-23) самым беззастенчивым образом скомпилировано из Евангелия от Луки. Но, если у Луки поучение это логично развито, то у автора Евангелия от Матфея эти два стиха выглядят чужеродными вставками. Основанием для этих стихов, как у Луки, так и у " Матфея", по всей вероятности, послужили стихи из Устава Кумранской общины из 5-ой главы стихи 4 и 5: " праведность и правосудие, любовь к милости и скромное поведение на всех их путях, с тем, чтобы никому не ходить по закоснелости сердца своего, блуждая вслед своему сердцу
5 и глазам и помыслу своего побуждения, но напротив, обрезать сообща необрезанность побуждения и жестоковыйность, чтобы основать истинную основу для Израиля, для общины Завета."
Как бы подводя итог двум поучениям: о сокровище и об оке, в Евангелии от Матфея следует стих Љ 24, также заимствованный из Евангелия от Луки: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" Евангелие от Луки 16:13. ( маммона в данном контексте- богатство). Идея этого стиха почерпнута из истории о " золотом тельце" ( Шемот (Исход) глава 32).Все истории, описываемые в Торе многоплановы, и имеют несколько смысловых уровней. На поверхности лежит рассказ о том, что Моисей пробыл долгое время на горе Синай, где Всевышний передавал ему Законы (Тору). Народ, оставшийся долгое время ( более 40-ка дней) без руководителя ( пастыря) потребовал от брата Моисея Аарона, чтобы тот сделал им " всесильных вождей, которые пойдут пред нами! Потому что этот человек, Моше, который вывел нас из страны Египетской, пропал и не знаем мы, что сталось с ним" ст.1. Люди, сомневаясь, что Моисей вернётся, потребовали изготовить им символ посредника между народом и Богом. В результате получился золотой телец, которому поклонялись и египтяне, звали это божество бык Апис. Одним этим действием народ нарушил множество заповедей Бога, которые поклялся выполнять. Они посчитали, что Моисей был всего лишь обычным человеком, ограниченным, как и все люди. То есть он, Моисей, не был существом сверхъестественным, а точно такой же как и любой из них. А новый вождь (золотой телец) был как бы лишён всех ограничений, но вместе с тем он был материальным творением, которым мог обладать каждый, кто имел возможность обзавестись золотым кумиром. Люди не понимали, что это возврат к язычеству в абсолютной его форме.
Сама форма золотого символа - " телец" далеко не случайна. Телец или бык был символом колена Иосифа ( Йосефа), прозванного Прекрасным, а точнее двух его потомков: Менаше и Эфраима. Бык ( телец) всегда был символом " движущей силы": с его помощью передвигали громадные строительные блоки, в том числе для строительства пирамид, он тащил плуг при вспашке земли, с его помощью вращали жернова, получая муку. Словом, телец ( бык) был опосредованным выражением материальной силы, материального успеха. Иосиф, став " вторым после фараона" создал материальную базу процветания Египта: он развил земледелие, построив каналы, изменил структуру управления страной, развил отрасль строительства. Но это всё было только внешним, видимым результатом его деятельности. Но Иосиф всей своей жизнью, своим отношением к братьям своим, предавшим и продавшим его, всегда показывал, что овладение материальными богатствами не самоцель, а лишь создание условий для духовного усовершенствования.
Подводя итог истории с " золотым тельцом", стоит сказать, что народ, освободившийся из рабства и вышедший из языческого Египта, хотел иметь перед глазами зримое и постоянное материальное воплощение наместника Бога на земле, Это практически такой же грех идолопоклонства, какой совершают люди в церкви, произнося молитвы перед скульптурами и иконами многочисленных святых, полагая, что молятся Богу.
Впоследствии Иеровоам ( 928-907 гг. до н.э.), царь Северного Израильского государства, расположенного на землях Эфраима и Менаше, в городах Вефиле ( Бейт Эль) и Дане ( Лаише) установил скульптуры " золотых тельцов" и лично совершал перед ними жертвоприношения. Трактат " Санхедрин" утверждает, что именно по этой причине Иеровоам не возродится в будущем мире. И в окончании темы о " золотом тельце" следует отметить, что перевод Торы, известный под названием Септуагинты, как в этом месте, так и во многих других местах грешит неточностями.
В конце главы 6-ой автор Евангелия от Матфея помещает учение о презрении к мирским благам, о пренебрежении к заботам в поисках хлеба насущного и одежды:
" 25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут;
29 Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите:" что нам есть? или во что одеться?"
32 Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" Евангелие от Матфея 6:25-34
Стих 25-ый, начинающий поучение и открывающий всё окончание 6-ой главы использует тему из псалма Давида 55 (54) ст.23:" Возложи на Господа бремя твое, и Он поддержит тебя, вовеки не даст праведнику поколебаться". В Евангелии от Матфея говорится о хлебе насущном и об одежде, то есть о вещах, необходимых для существования человека, минимально потребных ему. В псалме царя Давида говорится о борьбе с врагами, причиняющими вред праведнику ( Давиду). Утверждение Давида закономерно и основывается на стихе Љ 35 главы 32-ой книги Торы Дварим ( Второзакония): " У Меня отмщение и воздаяние" ( Мне отмщение и Аз воздам). Но утверждение поучения о пренебрежении к вещам необходимым для жизни самым решительным образом противоречат как Заповеди Создателя: " 19 В поте лица своего ты будешь есть хлеб-..."( Бэрейшит (Бытие)3:19), так и основателю христианства Павлу: "... Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь"(Второе послание к Фессалоникийцам гл.3ст. 10)
Будучи приверженцем иудаизма, Иешуа попросту не мог произнести стихи с 25 по 34 оканчивающие главу 6-ую Евангелия от Матфея. По всей вероятности, во время написания данного Евангелия число почитателей новой религии стало стремительно сокращаться. Надежды на Паруссию ( второе пришествие Иешуа) таяли подобно весеннему снегу под яркими лучами солнца и неофиты стали уделять большее время приобретению благ материальных, нежели установлению царства всеобщей справедливости .С ухода Иешуа прошло 60-70 лет, сменилось минимум два поколения. Ибо не исполнилось обещание, данное якобы Иешуа в Евангелии от Марка и повторенное в Евангелии от Матфея ( Марк 13:30; Матфей 24:34): " Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет".Люди, поверивши в скорый приход Мессии, устали ждать и верить. Именно по этой роичине в стихе Љ 30 употреблено слово " маловеры". Простая логика говорит о том, что Иешуа попросту не мог произнести слова эти, поскольку согласно Евангелию от Матфея он первый раз встретился с большим скоплением народа во время Нагорной проповеди и первый раз им проповедовал. Соответственно обвинить людей , которых он видел впервые, в маловерии, он попросту не мог. Единственный стих, который Иешуа мог произнести, это стих Љ 33, и Марк и Лука вставили этот стих в свои Евангелия.
Глава 7-ая Евангелия от Матфея продолжает Нагорную проповедь, о которой ни словом единым не упоминали ни Марк, ни Лука; проповедь эта собрана из многих высказываний Иешуа, упомянутых в других синоптических Евангелиях. Но иногда автор вставляет выражения, приписывая их Иешуа, которые автор прочитал у того же Павла: " Не судите, да не судимы будете;
2 Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерой меряете, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего" Евангелие от Матфея гл.7 ст. 1-4
Стихи эти заимствованы у Павла из главы 2-ой стихи1-3 послания к римлянам:
" Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и ( сам) делая то же?"
Не обошли вниманием строки Павла и Марк и Лука. Лука основываясь на словах Павла создал само выражение: " не судите, да не судимы будете", дополнив его " ...не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; " 6:37 Автор Евангелия от Матфея заимствовал формулу " не судите, да не судимы будете" непосредственно у Луки, дополнив строками из послания Павла. Марк заимствовал стих Љ2 из послания к римлянам главы 2-ой. Каждый из евангелистов оформил идею Павла в нужном, по его мнению, контексте. Если у Павла идея " не судитеЉ имеет вполне логический смысл: не имеет права человек осуждать других людей за действия запрещённые Богом, если этот человек сам совершает подобные действия. Авторы же Евангелий звонкую фразу используют как самоцель во имя всепрощенческой морали. Но тут же у мыслящего критично человека возникают вопросы: как можно простиь и не осуждать террористов, взрывающих самолёты с невинными людьми; как простить вора, укравшего кошелёк с нищенской пенсией у больного старого человека; как можно простить педофила, насилующего несовершенолётного ребёнка? Список можно продолжить до бесконечности. Правда в том, что ни один из живших когда либо или ныне живущих людей не безгрешен. И правда в том, что сложнее всего осудить себя. Но каждый человек должен ясно представлять себе чёткие критерии добра и зла; основываясь на этих критериях человек судит о поступках как своих, так и окружающих его людей, не только находящихся рядом с ним, но и современников, живущих на разных концах планеты Земля. Мир можно познать в сравнении, равно как и самого себя, и последнее сложнее всего.Однажды у знаменитого раввина спросили как должен поступить человек, нарушивший законы Всевышнего. Раввин ответил: если человек умный, то он осознает свой грех и более никогда его не совершит. А если человек дурак, то он оправдывает себя тем, что он не первый и далеко не последний, кто совершает подобные поступки.
" Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они ек попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам;
8 Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и и стучащему отворят.
9 Есть ли между вами такой человек, который когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки.
13 Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их." Евангелие от Матфея гл. 7 ст. 6-14
Стих Љ 6 в этом поучении стоит в некотором смысле наособицу, поскольку обращён к тем людям, которые пытаются донести до сознания человеческого общества вечные истины Торы ( Закона).
И собака и свинья в иудаизме считаются животными нечистыми, тем не менее они наиболее близки к человеку, одомашнившего их ещё на заре своего существования. Генетика свиньи и человека имеет настолько много общего, что в данное время в США ведутся работы по генной модификации свиней, с тем, чтобы сделать органы свиней пригодными для пересадки человеку.
Но в стихе Љ 6 подчёркиваются наиболее характерные отрицательные черты этих животных, присущих довольно большому количеству людей. Действительно, бесполезно рассыпать перлы ( жемчужины) мудрости перед человеком, не только неспособным понять и оценить их, но и относящихся к Божественным истинам, как к чему то неутилитарному, как к вещи которую он использовать не может, и по этой причине это ( истина) его интересовать не может а принципе. А ещё и собака и свинья отличаются агрессивными наклонностями по отношению к чужим, им незнакомым субъектам. Стих Љ6 вполне в духе притч, рассказанных Иешуа, определяет типы людей, которых бесполезно пытаться научить каким то моральным ценностям, которых невозможно ни в чём убедить. Мало того, если пытаться их переубедить, то сильно рискуешь , потому что они могут " растерзать".
Учение о просьбах ( в молитве) Всевышнего мог произнести Иешуа, но автор заимствовал стихи у Луки, тоесть идеи эти появились в то время, когда Павел совместно с Лукой активно убеждал потенциальных последователей поверить в божественное происхождение Иешуа и признать его самого за бога.
Стих Љ 12 это прямое заимствование из наследия великого еврейского законоучителя Гилеля. К нему обратился язычник, что то услышаший об единобожии и раздумывающий о принятии иудаизма. Язычник попросил Гилеля рассказать ему об иудаизме за то время, что он сможет выстоять на одной ноге. Гилель откликнулся на его просьбы и произнёс:" Что ненавистно тебе, не делай другим. В этом заключена вся Тора. Остальное лишь толкования. Иди и учись" ( трактат " Шаббат" ( Суббота)). Остаётся лишь добавить, что Гиллель жил в 1-ом веке до новой эры.
Стихи ЉЉ 13 и 14 парафраз одного из высказываний того же Гилеля: " Если не я себе - кто мне? А когда я себе - что я? И если не сейчас, то когда?" ( Трактат Авот 1:14). Широкие врата - потакание человека своему врождённому эгоизму, то есть то, что приходится преодолевать в себе всю сознательную жизнь. Самоограничение, то есть введение себя в узкие рамки поведения, предписываемого Торой (Законом) и есть " тесные врата и узкий путь, ведущие в жизнь". Сделать это может человек постоянно работающий над своим внутренним содержанием, проникаясь светом, идущим от Творца. Преодолев своё эгоистическое начало, человек обязан помочь и окружающим его людям, поскольку " если только себе - то что я?" И не откладывая работу эту над собой и окружающим тебя миром на завтра или через неделю: " с воскресенья начинаю новую жизнь". Поучения Гилеля и его современника Шаммая были широко известны в конце 1-ого века до н.э. и в 1-ом веке Иешуа мог неоднократно слышать их во время учебы в Кумране и, вполне естественно употреблять их в своих проповедях.
" 15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные:
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды доьрые, а худое дерево приносит и плоды худые:
18 Не может деоево доброеприносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их" глава 7 стихи 15-20
Стих Љ 15 творчески заимствован из книги пророка Иеремийи гл.23 ст. 13-16. В параллельной сноске указан стих 16-тый: " Так сказал Господь Цеваот: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, пересказывают они видение сердца своего, а не ( то), что из уст Господних" Для лучшего понимания необходимо прочесть и стихи 13-15 пророка. Но предвидение Иеремийи в стихе Љ 16 поражают своей актуальностью и в наши дни.
Рассуждения о худом и добром дереве очень похожи на стихи Евангелия от Иоанна ( гл.15 ст.1-6), с той разницей, что у Иоанна упоминается виноградная лоза ( символ Израиля), а у автора Евангелия от Матфея плодовое дерево. Но автор заимствовал стихи о худом и добром дереве из Евангелия от Луки ( гл.6 ст.43,44). Но и сам Лука заимствовал рассуждения эти из апокрифического Евангелия от Фомы: " 50 Иисус сказал: Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе из своего сокровища. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое в его сердце, (и) он говорит плохре, ибо из избытка сердца он выносит плохое".
Поучения о плохом и добром наводят на мысли, что во время написания Евангелия от Матфея, а оно было написано последним из синоптических Евангелий, шла непримиримая идеологическая борьба между двумя мировоззрениями: ессеев, к которым относились последователи Иешуа, его брата Якова и учеников ( апостолов) и последователей учения Павла, создавшего новую конструкцию, хотя и базирующуюся на Танахе, но отвергающую иудаизм в принципе. Ессеи, к которым относилась и группа апостолов во главе с братом Иешуа Павлом, были глубоко верующими иудеями, почти каждый день молились в Иерусалимском Храме и были абсолютными антагонистами учения, распространяемого Павлом и его последователями, к коим относился и автор Евангелия от Матфея.
" НЕ всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: " Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?"
23 И тогда объявлю им :" Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие".
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и усремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобляется человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29 Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи." Гл.7 ст 21-29 Евангелия от Матфея. Темой к этим стихам был стих Љ 13 из послания Павла к римлянам главы 2-ой: "Потому что не слушатели Закона праведны пред Богом, но исполнители Закона оправданы будут;" Один из немногих стихов Павла, в котором он был вынужден сказать истину. Автор же Евангелия от Матфея употребив стихи Павла, заодно употребил и стих из псалма Љ6 царя Давида, стиз Љ 9: " Удалитесь от меня, все творящие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего"
Стихи с Љ 24 по Љ 27 заимствованы из Евангелия от Луки ( гл. 6 ст. 47-49). При этом автор Евангелия от Матфея показал себя человеком не знающим географии Святой Земли: на территории Иудеи, Самарии, Галилеи, одним словом на территрии народа Израильского протекает только одна река, называемая Иордан. Все остальные водные артерии считаются ручьями ( нахалим, иврит), проткающими только в зимнее время в период сильных дождей, а в остальное время года существуют в виде высохшего русла. Вполне может быть, что автор не только не был евреем по рождению, но и на Святой Земле практически не жил.