Котляр Ася : другие произведения.

Здравствуйте, дети!

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Знаете ли вы что-нибудь о детском суициде? Пьеса написана после того, как шестнадцатилетняя девочка, жительница нашего города, казалось бы вполне успешная, забралась на крышу девяти этажного дома и бросилась вниз. Погибла. Порой, хватает одной капли, одного слова, чтобы сработал этот ужасный механизм самоубийства. Кто несёт ответственность за случившееся? Все мы: общество, школа, семья. И чем быстрее мы поймём это, тем больше шансов успеть спасти чью-то жизнь.

  tamajka@mail.ru
  
  А. КОТЛЯР
  
  "ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ!"
  
  Драма
  
  Знаете ли вы что-нибудь о детском суициде? Пьеса написана после того, как шестнадцатилетняя девочка, жительница нашего города, казалось бы, вполне успешная, забралась на крышу девяти этажного дома и бросилась вниз. Девочка погибла. Порой, хватает одной капли, одного слова, чтобы сработал этот ужасный механизм самоубийства. Кто несёт ответственность за случившееся? Все мы: общество, школа, семья. И чем быстрее мы поймём это, тем больше шансов успеть спасти чью-то жизнь.
  
  Действующие лица:
  
  УЧИТЕЛЯ:
  
  В а д и м П е т р о в и ч - директор школы.
  И н н а Г е н а д ь е в н а - завуч школы.
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а - классный руководитель 12 (11) класса, учитель математики. Пожилая, уставшая от жизни женщина.
  И р и н а С е р г е е в н а - учитель родного языка. Самая молодая из педагогического коллектива.
  В е р а К а р и м о в н а - учитель химии.
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а - учитель физики.
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а - учитель пения.
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а - учитель английского.
  О л ь г а А н д р е е в н а - учитель начальных классов.
  И н г а В и к т о р о в н а - физрук
  К а р и н а - психолог.
  А р т ё м В о р о н ц о в - ученик, бывший парень Лены Евсеевой.
  
  
  КАРТИНА ПЕРВАЯ
  Учительская. На сцене длинный стол, вокруг стола стоят стулья. Доска объявлений, цветы. Утро. Перед первым уроком в учительскую входят учителя. Они общаются между собой. Кто-то заполняет журнал, кто-то из учителей читает объявления. Входит Василиса Кондратьевна, классный руководитель 12 класса. Василиса Кондратьевна - сухая, жёсткая, бескомпромиссная, принципиальная. Её побаиваются не только ученики, но и учителя.
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Здравствуйте, коллеги! (Учителя сдержанно здороваются.) Что у нас сегодня новенького? (Подходит к доске объявлений, читает план работы.) Замечательно! Ни тебе собраний, ни митингов, ни забастовок на сегодня не предвидится.
  
  В е р а К а р и м о в н а (учитель химии). Вы меня удивляете, Василиса Кондратьевна. Когда нужно бастовать - вы не поддерживаете, когда нужно митинговать - вы игнорируете. А сегодня вам всё это зачем?
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Работать устала. Столько лет в школе - как у станка. Встала сегодня утром, села выпить чашку кофе и подумала: зачем иду? Куда иду? Кому сейчас нужна моя математика? Деньги считают, валюту переводят и ладно. А я им про логарифмы да синусы с косинусами.
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Вот это да, Василиса Кондратьевна! От вас такие слова слышать как-то даже непривычно! Вы же у нас - вечный двигатель! И чтобы вы, да устали? Не верю...
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. А вот устала. Поработаете с моё лет, эдак, тридцать, тогда мы с вами и поговорим! Если я доживу, конечно.
  
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а (учитель пения). С чего это вам уставать? Школа ведь для вас - не работа. Это хобби, стиль жизни, семья. Вы ж у нас, как это сказать, чтоб не обидеть... А, вот... Идеал учителя!
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Хобби, семья... Не смешите меня, Танечка! Кто мы для них, для учеников? Временные попутчики мы для них. Вот отдаёшь им всё: время, силы душевные...
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). И физические...
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Да, да. И физические. Да что там говорить: жизнь здесь проживаешь, а они вышли из поезда и забыли про нас. В классе, вот опять же, неразбериха. Моду взяли - выбирают жертву и травят, травят. Разбирайся тут с ними, как буд-то дел больше нет. И ведь взрослые уже. Почти... Устала...
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского). Верно говорите, Василиса Кондратьевна! Ох, верно! Я недавно иду по улице, встречаю ученика нашего. Помните Сашку Игнатьева? Он, по-моему, лет 10 назад заканчивал школу...
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). Помню. Красавец такой был! Я их в шеренгу выстраиваю в начале урока, он первым стоял - самый высокий был. Я смотрю на него и думаю: вот была б я лет на десять, нет, на двадцать моложе... Я бы у-ух! Я бы...
  
  О л ь г а А н д р е е в н а (учитель начальных классов). И кто б мог подумать, Ингуля, что у тебя мысли такие грешные водятся?
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). Водились, Ирочка, водились. Давно. Так о чём вы, Светлана Леонидовна?
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского). Стоит этот Сашка , красавец, около магазина и деньги выпрашивает на выпивку. Дохлый такой, грязный, БОМЖ одним словом... Я вот вас, коллеги, спрашиваю: зачем всё это? Зачем мы им про порядочность, науки разные, Пушкина мы им... Может, не то делаем, а? Может, не так что-то ?
  
  О л ь г а А н д р е е в н а (учитель начальных классов). Всё из семьи идёт. Школа тут не причём, дорогие коллеги! Кто был отец у того же Игнатьева? Алкоголик! Рано или поздно гены дают о себе знать.
  
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики). А мы с вами, значит, не причём? Мы-то что 12 лет делаем тут? Науки преподаём! Не тем занимаемся, милые училки! Не тем! О Душе говорить с детьми нужно, к жизни всё это привязывать. А мы как-то оторвано от жизни преподаём.
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Это я, значит, на своих уроках им о жизни должна рассказывать? А время где? Программу проходить нужно? Нужно! В ВУЗы их готовить нужно? Нужно! Медалистов школе давать нужно? Нужно. Или ты хороший человек, или, простите, хороший учитель! Я, например, даже на больничный не хожу, чтоб всё им дать. Чтоб не обвинили потом! За тридцать лет, может, уроков пять и пропало по разным, независящим от меня, причинам...
  
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а (учитель пения). Вы, Василиса Кондратьевна, только что вывели формулу, по которой хороший учитель не может быть хорошим человеком?
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского). Или же, хороший человек не может быть хорошим учителем. Разрешите с вами поспорить, уважаемая...
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Да не буду я с вами спорить. Сказала, что думала. Всё звонок! Пора на урок. (Уходит.)
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Вечный спор... А вот вопрос: кого бы предпочли дети? Да уж...
  
  Учительская замирает. Все учителя застывают, когда Василиса Кондратьевна входит в класс. Класс - зрительный зал. Василиса Кондратьевна твёрдой поступью входит в класс. Кладёт журнал на стол. Стол стоит на авансцене
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Здравствуйте, дети. Я сказала "Здравствуйте". Это значит, что вы должны встать ровно и поприветствовать учителя. Санников, ты что крутишься, как буд-то у тебя в штанах шило?.. Не в штанах?.. И не шило?.. А что, интересно у тебя там?.. Так! Прекратили разговоры... Вот так. Садитесь, дети. И почему это мы смеёмся? Ах, вы не дети? А кто вы, позвольте узнать? Абитуриенты? Так вот. Пока вас мамы-папы кормят, вы - дети. Кто дежурный? Елисеева? Почему доска не подготовлена к уроку? Не успела? Если бы глазки мальчикам не строила на перемене - успела бы. К доске... Да ты. Так... Ответь мне, пожалуйста, на вопрос: что мы называем логарифмом?.. Не слышу... Прекрати мычать и отвечай внятно и достойно... Логарифмом положительного числа b по основанию a... Дальше... Садись - два... Потому что не выучила. Во сколько домой пришла после гулянки-то? Ещё что придумаешь? Не верю. Ни одному слову... Прекрати истерику... Так, Елисеева, выйди из класса, приведи себя в порядок и тогда мы с тобой поговорим... Иди-иди... Как это ты не выйдешь? Сумку оставь. Звук хлопнувшей двери.) А ты куда собрался, Воронцов?.. Пописать? Ну-ну, иди, милый, не заблудись. Так, кто следующий?.. (Смотрит в журнал.) Гаврилов! Выучил? Иди, отвечай. Что ты мне голову морочишь: "на какой вопрос". Что такое логарифм? (Обхватывает голову руками.) Так. Бери мел, пиши... Я вообще не понимаю, что вы все имеете к Елисеевой? Пиши, я тебе говорю... Как это ничего? Я что, не вижу? Она специально опаздывает на уроки, чтобы с вами не встречаться... Не подсказывайте ему... Выгоню вон за подсказки... Короче говоря, оставьте девочку в покое... В чём это она виновата, а, Зябликова? Ты думаешь, ты здесь главная? Это она тебе дорожку перебежала? Жениха, что ль, отбила? (Обращается к Гаврилову.) Садись, Гаврилов, два. Ни за что... Вот когда будет за что, поставлю три...
  
  В класс врывается Ворогнцов Артём. Глаза, полные ужаса...
  
  А р т ё м. Там... Там... Там...
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а: Что там? Прекрати мычать и отвечай...
  
  А р т ё м. Ленка...
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Ну и что там с Елисеевой?
  
  А р т ё м. Выбросилась из окна...
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а (совершенно спокойно). Из какого окна?
  Медленно поворачивает голову, осознавая, что таким вещами не шутят.
  Где?
  
  А р т ё м. Там...
  
  Василиса Кондратьевна побелела, встала, поправила причёску
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а (обращается к классу). Сидеть! Я сейчас... (Выбежала из класса.)
  
  КАРТИНА ВТОРАЯ
  
  Учительская "ожила".
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч, входит в учительскую). Здравствуйте, коллеги! (Все здороваются с завучем.) Вы не забыли, что сегодня классным руководителям нужно сдать списки классов с указанием количества мальчиков и девочек, языков... Все образцы на доске объявлений. Завтра будем проверять журналы. Посмотрите, чтобы всё было заполнено. Это финансы... На третьей перемене - пятиминутка. Директор собирает.
  Слышна сирена скорой помощи.
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского). Это ещё что такое? По-моему, к нам... И милиция... Девочки, там что-то случилось...
  
  Все учителя выбежали на авансцену. Это окна на улицу. Все выглядывают в окна.
  
  В е р а К а р и м о в н а(учитель химии). К нам. О, Господи! Носилки... Кому-то плохо. Нужно пойти туда...
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). Я сейчас пойду и выясню, что происходит. Не расходитесь, коллеги.
  Выходит из учительской. В учительскую с совершенно белым лицом входит Василиса Кондратьевна. Все учителя смотрят на неё и понимают, что произошло нечто ужасное.
  
  В с е у ч и т е л я. Что, Василиса Кондратьевн? Что произошло? Говорите же? Ну что вы молчите? Господи, дайте ей воды!
  
  В е р а К а р и м о в н а (стоит у окна). Девочки, милиция... Выносят, но кого - не вижу.
  
  В учительской наступила тишина. Все смотрят на Василису Кондратьевну, которая трясущимися руками пьёт воду. Закричала. Учителя обступили её.
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель русского языка). Я быстро. Узнаю что случилось...
  В учительскую входит директор Вадим Петрович. Он страшно взволнован, руки трясутся.
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Коллеги. У нас ЧП. Лена Елисеева выбросилась из окна.
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а(учитель английского). Леночка?
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Да.
  
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а (учитель пения). Она... Жива?
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Когда увозили, была жива, но врачи сказали, что никаких гарантий. Много повреждений и переломов... Я что хочу сказать... Вы сейчас идите к детям, успокойте их, и обзвоните родителей, чтобы забрали... Или нет... Что-то я растерялся. Там милиция и мне нужно быть внизу. Замечает сидящую без движения Василису Кондратьевну. Василиса Кондратьевна. Это случилось на вашем уроке?
  
  Василиса Кондратьевна раскачивается на стуле как маятник, уставившись в одну точку.
  
  В а д и м П е т р о в и ч. Василиса Кондратьевна! Да очнитесь же вы, наконец! Вам придётся спуститься со мной. (Обращается к остальным учителям.) А вы быстренько по классам. Проводим 4 урока и отпускаем детей. Обзвоните родителей малышей, пусть заберут своих.
  
  Все посмотрели на Василису Кондратьевну и расступились.
  Она молча поднялась, оглядела всех, как бы прощаясь, вышла вслед за директором. Учителя молча стали расходиться по кабинетам. Подошли к краю сцены. Стали говорить по очереди, как автоматы.
  
  И р и н а С е р г е е в н ау( учитель родного языка). Здравствуйте, дети!
  
  В е р а К а р и м о в н а (учитель химии). Здравствуйте, дети!
  
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики). Здравствуйте, дети!
  
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а (учитель пения). Здравствуйте, дети!
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского). Здравствуйте, дети!
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). Здравствуйте, дети!
  Каноном.
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Сегодня мы будем с вами говорить о произведении замечательного русского поэта М. Ю. Лермонтова. О его бессмертном творении... ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич - русский поэт. Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой и армейского капитана Ю. П. Лермонтова был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование: иностранные языки, рисование, музыка...
  
  В е р а К а р и м о в н а (учитель химии, вступает). Трудно представить прогресс в какой бы то ни было области хозяйства без химии - в частности, без органической химии. Все сферы хозяйства связаны с современной химической наукой и технологией. Химия животных изучала вещества, входящие в состав животных организмов; растительная - вещества, входящие в состав растений; минеральная - вещества, входящие в состав неживой природы.
  
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики. Ребята, мы повторили с вами электрическое и магнитное поля, и на примерах убедились, что они неразрывно связаны. В 8 классе вы узнали, что электрический ток порождает магнитное поле: в 1820 году Эрстед провел следующий опыт: магнитная стрелка поворачивается вблизи проводника с током. А в этом году вы познакомились с явлением электромагнитной индукции, открытое Фарадеем, выяснили, что магнитное поле само способно порождать электрический ток...
  
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а (учитель пения). Александр Порфирьевич Бородин родился в Петербурге. Его отец происходил по одной линии от татарских, а по другой - от грузинских князей. Мать была дочерью простого солдата. Рожденный вне брака, Александр был записан сыном дворового человека Гедиановых Порфирия Бородина. Будущий композитор воспитывался в доме матери. Благодаря ее заботам детство мальчика прошло в благополучной обстановке. Бородин получил прекрасное домашнее образование. Он занимался русским языком и историей, математикой и географией, рисованием и черчением, французским, английским и латинскими языками, учился играть на фортепиано, флейте, виолончели.
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского. Goog morning! Glad to see you! First let"s call the register. All right. Let"s get down to work. Is everybody ready to start? Listen to me attentively. Today we begin studying lesson 13 in your textbooks. The theme of today"s lesson is Present Simple / Indefinite Tense. Interrogative and Negative Forms. Сегодня на уроке будем учиться рассказывать о своих друзьях, о себе, о наших уроках английского языка. Now repeat it after the speaker. How much did you understand? Now read the rhyme one by one. Read all the verbs from the rhyme, please. ( live, live, lives, goes, live, live, live)
  
  О л ь г а А н д р е е в н а (учитель начальных классов). Наш знакомый ёжик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка. Он обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них звонкие - звонкие звуки. Они состоят не из шума, а из голоса. Запишите предложение в тетрадь. Поставьте над каждым словом знак ударения.
  Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький. А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.
  
  И н г а В и к т о р о в н а(физрук). А сейчас мы поиграем в подвижную игру "Заводила" Встаньте в круг, водящий стоит спиной к вам и не должен знать, кого из играющих вы выбрали заводилой. Заводила - это один из вас, который выполняет различные упражнения на месте, а играющие повторяют эти движения. Заводила меняет упражнения незаметно, от водящего, когда тот находится к нему спиной. Если водящий отгадает заводилу, они меняются с ним ролями....
  
  На сцене появляется Артём. Он подходит к каждому учителю.
  
  А р т ё м В о р о н ц о в. Остановитесь! Учителя! Ну я прошу вас, остановитесь... Неужели вы думаете, что нам это сейчас так важно... Услышьте меня... Не нужно сейчас про Лермонтова... Ну что же вы такие глухие!.. Неужели вы не понимаете, что сейчас нам более важно нечто другое... Там же Ленка умирает...
  
  Все учителя замирают. Смотрят в зрительный зал. Звучит сирена скорой помощи.
  
  КАРТИНА ТРЕТЬЯ
  
  Входят директор и завуч.
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Коллеги. Я всех жду в учительской через пять минут. Отпускайте детей...
  Учителя собираются в учительской.
  
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики). Вадим Петрович, скажите, что с Леной?
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). В реанимации. Будем молиться, чтобы всё обошлось.
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). А что с Василисой Кондратьевной?
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). Она даёт показания.
  
  В е р а К а р и м о в н а (учитель химии). Как она?
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). Как, как... Плохо.
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Я думаю, что ей не хуже чем Лене Елисеевой. Итак, давайте начнём наш экстренный педсовет. Вы же понимаете, дорогие коллеги, что случилось это ни дома, после уроков, а здесь, в школе. Поэтому мы все несём ответственность за случившиеся. И сейчас нам с вами предстоит очень непростая задача, разобраться, почему это произошло.
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). Нам важно прийти завтра в класс и начать урок таким образом, чтобы убедить ребят, что нашей, так сказать, педагогической вины в происшедшем нет.
  
  О л ь г а А н д р е е в н а (учитель начальных классов). Я всегда говорила - корни любой детской трагедии нужно искать в семье, а не в школе.
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Подождите. Может быть, я чего-то не понимаю, но мне показалось, что в этой ситуации вы хотите каким-то образом себя обезопасить?
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а(завуч). Вы, голубушка Ольга Андреевна, действительно чего-то не понимаете. Не себя. Нас. Нас всех, включая наших с вами учеников. Вы представляете, что сейчас начнётся в городе? Какой резонанс получит этот случай, если Лена... Не дай Б-г...
  
  В а д и м П е т р о в и ч(директор). Инна Геннадьевна, давайте не будем об этом. Всё-таки, третий этаж - не пятый и не девятый. Там были кусты и они каким-то чудесным образом послужили амортизатором. Немного. А насчёт того, чтобы обезопасить себя - тут вы совсем неправы. Сколько в городе школ, кто знает?
  
  У ч и т е л я н а п е р е б о й. Двенадцать... Пока... Закрывающихся три... Детей не хватает...
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Вот именно! Бешеная конкуренция. И родители побегут. Вам это известно не хуже меня. Побегут в другие школы и будут правы. Я на месте любого родителя задумался бы, стоит ли оставлять ребёнка в той школе, где случилось такое страшное происшествие...
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Ужас! Вы не о том говорите сейчас, не о том. Я не знаю о чём нужно говорить в такие моменты, но только не об этом...
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). Вообще-то, у нас в школе есть психолог. Вот с него и нужно спросить, что произошло, и почему она это проглядела...
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). Она сейчас с Василисой Кондратьевной. Подойдёт позже, а я мысль закончу, если позволите. Побегут от нас дети, уважаемая Ирина Сергеевна, обязательно побегут. Сколько у вас часов, простите? Если мне не изменяет память - двенадцать? А ставка восемнадцать. А муж у вас, милая моя Ирина Сергеевна есть в наличии? Нет у вас мужа, уж простите меня. Я это не для того говорю, чтобы вас обидеть. Ни в коем случае. На что ребёнка своего собственного содержать будете, а? Полы мыть пойдёте? Посуду?
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Если жизнь заставит - пойду. И полы, и посуду...
  
  О л ь г а А н д р е е в н а (учитель начальных классов). Я предлагаю начать с родителей. Где Леночкины родители? Их вызвали?
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Не можем пока дозвониться. Ищем.
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Можно мне выйти на секундочку? Я сейчас приду. (Уходит.)
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). Как мы все хотим чистенькими остаться. Но каждый при этом думает о себе. А администрация должна думать о школе... И о вас, мои дорогие.
  
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а (учитель пения, робко) Может о детях?
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). О них тоже. Обо всём. И ответственность нести за всех. Отвечать не вы будете, а мы с Вадимом Петровичем. Мы.
  
  Входит Ирина Сергеевна .В руках у неё тетрадь.
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Вот! Это последнее сочинение Лены. Хотите, зачитаю? (Все молчат.)
  "Что для меня школа? Школа для меня - ад. Я не знаю, что такое ад, поскольку никогда там не была, и не встречала тех, кто там был, но я думаю, что если он существует, то он очень похож на школу. Почему люди не летают как птицы? Этот вопрос человек задавал себе несколько веков, ностальгически поглядывая ввысь. Сменяли друг друга икары, придумывая различные варианты оторваться от земли. Но первым, всё-таки, был герой древней легенды, Икар. Согласно преданию, он смастерил себе крылья из воска и птичьих крыльев, для того, чтобы подняться к солнцу. Однако, когда он взлетел достаточно высоко, горячие лучи растопили воск, и Икар рухнул на землю с огромной высоты. Я не Икар, поскольку не могу смастерить себе крылья, а значит не могу взлететь. Но если бы я смогла, я бы не полетела к солнцу... Я полетела бы куда-нибудь в тихое-тихое место, где нет скандалов, нет наркотиков, нет школы... Наверное, это - край Земли... А может это Рай? Что такое Рая я тоже не знаю... Я там не была и не встречала людей, которые бы там были... Уж среди моих одноклассников их точно нет. Как же я их ненавижу... Всех. Сытых и довольных, беспечных и обеспеченных. Девочки, потерявшие девственность ещё в 14 лет и гордящиеся этим, мальчики, употребляющие экстази, потому, что это дань моде, учителя, вбивающие в нас какую-то ерунду и думающие, что когда-нибудь в жизни нам это обязательно пригодится... Что они знают, эти мудрые учителя? Что они понимают в этой нашей современной жизни, когда они все вышли оттуда, из прошлого... А мы другие. Это учитель должен быть Икаром... И если он, учитель, смастерит себе крылья и долетит до солнца, то этот могущественный свет он и принесёт нам... Иначе мы сами должны будем это сделать... Но вот летать мы пока ещё не умеем... А так хочется!"
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Ирина Сергеевна... Тревогу нужно было бить, когда вы получили это сочинение...
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Вчера. Вчера получила... Не успела. А вот как Василиса просмотрела, что девочку затравили, я не понимаю...
  В учительскую входит Василиса Кондратьевна с Кариной. Садится на стул. Василиса спокойна. Волнение выдают только руки.
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Как вы себя чувствуете?
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Спасибо. Плохо.
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). А вот и наш психолог. Давайте спросим у Карины, как это могло произойти и почему вы, как школьный психолог, ничего не предпринимаете, для того, чтобы....
  
  К а р и н а. Почему это я не предпринимаю? Я, например, провожу анкету классных руководителей по факторам суицидального риска. Затем, попавших "под подозрение" по результатам анкеты, я должна пригласить для дальнейшей диагностики. И, если результаты плохие, начать работать. Но классные руководители или плохо знают своих учеников, или не хотят сказать плохого про ребенка, чтоб грех на душу не брать. Короче, по анкетам у них все уравновешенные, без проблем, не пьют, наркотики не употребляют. Учителя все норовят хулиганов в ответы "втиснуть", чтобы психолог с ними поработал. Пока ребенок лично учителю не доставляет неприятностей, то о трудностях ребенка можно вообще никогда не узнать.
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Я так понимаю, вы сейчас ищите ответ на вопрос "Кто виноват"?
  
  В е р а К а р и м о в н а (учитель химии). А также на вопрос "Что делать?".
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Не ищите. Я виновата. Мне и отвечать...
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). Подождите, Василиса Кондратьевна. С ответом вас никто не торопит. Мы пытаемся понять ситуацию и выяснить, что произошло.
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. А я не перед вами отвечать буду. Перед ним. (Показывает пальцем вверх.) Тут-то уж как-нибудь.
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор, обращается к В.К. ) Ваши ушли домой?
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Нет. Сидят. Нужно идти к ним, а ноги не несут. Ватные стали. Господи, что я им скажу....
  
  О л ь г а А н д р е е в н а (учитель начальных классов). Василиса Кондратьевна, а родителям сообщили?
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Нет. Отца у
  Лены нет, а мать в Ирландии на заработках...
  
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики). А с кем же она живет?
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Одна. Взрослая. Скоро 18 лет. Бабка в этом городе есть, но они не ладят... А я... Отделывалась привычным "Как дела, Елисеева? Кушать есть что?"... Моя вина. Нужно в класс идти...
  
  В а д и м П е т р о в и ч(директор). Сидите, Василиса Кондратьевна. Я пойду...
  
  Выходит на авансцену. Обращается к зрительному залу.
  
  В а д и м П е т р о в и ч. Здравствуйте, дети! Я понимаю, как вам сейчас тяжело, но случилось то, что случилось и мы должны подумать о том, как мы будем жить дальше... Нет, ещё ничего не известно. Мы позвоним туда чуть позже... Не нужно к ней сейчас ехать, вы её сейчас не поможете... А скажите мне, с кем она дружила в классе? Как ни с кем? Вы хотите сказать, что у Елисеевой не было подруги? Хорошо, а друг у неё был? Не было. Был? Кто? Артём? Вы встречались? Год назад... Потом разошлись... Да уж... Вы знали, как она живёт, чем дышит, куда ходит?.. Ясно... Она не такая... Нелюдимая... Любила себя... Заносчивая... Писала стихи... Дерьмовые... Стоп! Кто сказал стихи? А кто-нибудь их читал?.. Не читали... Как же вы?.. Что же вы?.. Рядом с вами был человек, а вы как буд-то его и не замечали? Кем же вы растёте, дети?.. Что?.. Вы не дети? А кто же вы? Взрослые, самостоятельные люди? Нет. Вы не взрослые... Вы пока ещё школьники, а значит дети... Наши дети... Дети, играющие в страшные, недетские игры... Сейчас идите домой... И живите... Почему это вы не пойдёте из школы? Вам страшно?.. А чего вам бояться? Вы же домой пойдёте? Ах, всё-таки в школе... Школа... Что для вас школа, скажите мне? Да... Да... И это тоже... А ещё, мои дорогие, *"Скул"- говорят англичане
  "Скуола" - говорят итальянцы
  "Схоле" -говорят греки
  "Сколе"- говорят норвежцы
  "Школа"- говорят русские, украинцы, белорусы...
  А вы знаете, что такое "Скале"?- "лестница", Лестница духовного восхождения человека..*. Понимаете? Духовного! Каждая ступенька развивает, направляет на поиск смысла жизни, зарождает в каждом чувство служения великому и всеобщему... Нет, дорогие мои, это не демагогия... И вот на этой самой лестнице случился обрыв. Одна ступенька рухнула - и нет человека... Поскользнулся, упал... Провалился... И если рядом не будет того, кто протянет вовремя руку - случится непоправимое... Учителя должны руку протягивать? Должны! Нет, обязаны... А почему не протянули? А вот это мы и будем выяснять... А сейчас идите, дети, домой и думайте. И молитесь за неё, потому, что в том что случилось, есть вина каждого из вас... Из нас. Идите... Идите... До завтра...
  
  Звучит музыка. Директор возвращается в учительскую, которая оживает с его появлением. Вслед за ним в учительскую входит Артём. Он взволнован.
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). Что тебе, Воронцов?
  
  А р т ё м. Я должен сделать заявление. Это я виноват в том, что случилось... Я предал, понимаете? Я встречался с Леной... Но она, как бы это сказать... Мне стыдно было как-то... Она мне очень нравилась , но вот в классе её не любили, смеялись. Не просто смеялись - издевались... Вчера должна была быть вечеринка. День рождения Ольги Зябликовой, так они все договорились Ленке ни слова. Я не выдержал, сказал, ну она и пришла. Вызов бросила. Кому? Зачем? А они увидели Ленку, и все демонстративно ушли... И именинница тоже. И я предал. Поддался. А она осталась одна в чужой квартире... А наутро Ленка сообщила, что у неё какая-то ерунда пропала и обвинила Лену... Лена за деньгами бегала, поэтому на урок и опоздала...
  
  И р и н а С е р г е е в н а(учитель родного языка). Артём, не говори о ней в прошедшем времени...
  
  А р т ё м. Не буду... Она другая, понимаете... Ну как белая ворона, что ли... Что мне делать?
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Пойдём, Артём. Поедем со мной в больницу. Узнаем, как она...
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). Поезжайте. И нам всем пора... школа уже закрывается. Завтра предстоит тяжёлый день... Да. На вопросы корреспондентов не отвечать. Всех посылайте к директору или ко мне. Никакой информации. Они уже сегодня пронюхали, приезжали.
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). И ещё, дорогие коллеги. На ночь глядя подумайте, с чем вы придёте завтра к детям... Как скажите своё "Здравствуйте" и о чём будете говорить с ними. До завтра.
  
  Все учителя расходятся. Звучит музыка.
  
  Школьный звонок. В учительской никого.
  
  КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
  
  Все учителя появляются на сцене, входят в учительскую. Но входят иначе, чем в первый день. Молча садятся вокруг стола, не начиная разговор. Входит Вадим Петрович. Тоже садится. В этом молчании страх и беспомощность. Каждый из учителей понимает, что произошло нечто страшное, не поддающееся логике, противоестественное, но никто не знает с чего начать разговор. Вдруг все одновременно начинают говорить. Сначала тихо, потом громче, пока разговор не перерастает в крик. В учительскую входит Василиса Кондратьевна. Мешки под глазами, взгляд потухший. Все замирают, смотрят на неё.
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а(завуч). (неуверенно) Ну, что? Как она?. .
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Положение тяжелое, но стабильное. В реанимации. В сознание не пришла. Я ночевала там.
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). До матери я дозвонился... Говорит, вылететь не может - смена заканчивается через три дня. Вахтенный метод...
  
  В е р а К а р и м о в н а (учитель химии): Её можно понять.Деньги зарабатывать кому-то нужно...
  
  О л ь г а А н д р е е в н а (учитель начальных классов, взрывается). Деньги, деньги... Нельзя её понять. Девочка умирает, а ей деньги зарабатывать? На похороны? Она же мать! Господи, да что же это творится. У неё дочь в реанимации, а ей смену отрабатывать!
  
  И н н а Г е н а д ь е в н а (завуч). А вы не судите, Оленька! На похороны тоже деньги нужны... Знаете, сколько сейчас стоит похоронить человека?
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель начальных классов). Да что же вы все? У меня такое чувство, что я на съёмках какого-то страшного кино. Вот сейчас включат камеру и мы все будем благопристойно пытаться сохранить лицо, улыбаться друг другу, ждать, пока смена закончится... Но мы не в кино... И у нас беда... Реальная девочка, понимаете, которую мы довели до суицида...
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). Не обобщайте, Ирина Сергеевна! Я лично себя виноватой не считаю! Ну, приходила она ко мне на физкультуру. Я её не обижала, как ко всем, так и к ней!
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского). В том -то и беда, что как ко всем!
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). Ой, Света, можно подумать ты по - другому! Да ты вообще с половиной класса работаешь! А после уроков за деньги сидишь! Вот тебе и индивидуальный подход! Капиталистический!
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского). А вот это не твоего ума дело! Уж я-то знаю, что у вас на физкультуре творится, и как вы, уважаемая Инга Викторовна, на детей орёте, если они не дай Б-г через козла не перепрыгнули...
  
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики). И ваша фраза, Инга Викторовна, честно говоря, которую вы как формулу выдвинули в моём классе, тоже заставляет задуматься о том, как вы с такими мыслями...
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). Это какая ещё фраза?
  
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики). "Вы, девки, научитесь через козлов перепрыгивать, иначе они через вас перепрыгивать будут..." Это простите как?
  
  В учительской гул. Все ругаются, обвиняют друг друга...
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор, стукнул кулаком по столу). Молчать! Вот слушаю я вас, учителя и думаю, с чем вы сейчас в классы пойдёте? Что детям скажете? Ну, малыши ладно, они не до конца понимают, что происходит. А со старшими классами как быть, если вы тут такое устраиваете? То,что случилось вчера - страшно, ни дай Б-г ни кому такое пережить: ни детям, ни учителям, ни родителям... Но она нам зачем-то дана? Не подскажите зачем? А чтоб задумались вы, милые мои, чтоб учились на своих ошибках и на чужих тоже... Классиков почитайте, вспомните... Вы же учителя, а ссоритесь в такое сложное для всех нас время, как... Простите. Сейчас звонок будет. Идите, поговорите с ребятами, просто, по-человечески...
  
  В е р а К а р и м о в н а (учитель химии). А как же программа, Вадим Петрович?
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор).А жизнь, понимаете ли, программы школьные корректирует, уважаемые! И учителя корректируют... Уложитесь, я думаю... Сейчас более важно успокоить ребят и объяснить им, для чего мы все на этом свете живём, и в чём ценность жизни человеческой. А мы с вами, Инна Геннадьевна, в отдел просвещения. Вызывают. Василиса Кондратьевна. Позвоните в больницу, узнайте, как там Лена...
  
  Звонок. Все учителя выходят на авансцену, Обращаются в зрительный зал.
  
  Каноном:
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Здравствуйте, дети!
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Здравствуйте, дети!
  
  В е р а К а р и м о в н а (учитель химии). Здравствуйте, дети!
  
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики). Здравствуйте, дети!
  
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а (учитель пения). Здравствуйте, дети!
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского). Здравствуйте, дети!
  
  О л ь г а А н д р е е в н а (учитель начальных классов). Здравствуйте, дети!
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). Здравствуйте, дети!
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Мне сложно сегодня начинать урок. И страшно. Я долго думала, о чём я буду вам говорить... О логарифмах, о тригонометрии, или о том как много миллионов лет назад, когда в бушующих волнах Мирового океана возникла первая капля живого существа, на одной из планет Солнечной системы - планете Земля зародилась Жизнь.
  
  О л ь г а А н д р е е в н а (учитель начальных классов). Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием природы и населяющих ее существ, происшедших из этой капли живого вещества. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, сложностью строения.
  
  В е р а К а р и м о в н а. Но всех их объединяет одно - жизнь. И высшим проявлением этой жизни, высшим достижением природы являемся мы - люди, Человек.
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики). Сегодняшний урок я хотела бы посвятить тайнам зарождения жизни человека. Я хотела бы, чтобы мы с вами поняли ценность и значимость человеческой жизни, нашей с вами жизни.
  
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а (учитель пения). Проникнуть в тайны своего рождения человек пытался очень давно, чуть ли не на заре своей истории. И в течении многих веков на пути человека к истинному познанию происхождения жизни стояла Вера. Вера в Творца. Так возникли понятия "бог", "душа", "мировой дух".
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского). И так же, наряду с зарождением жизни, возникли такие понятия как "смерть", "уход в мир иной"...
  
  П с и х о л о г. Если смертный час предопределен, означает ли это, что мы можем делать все, что нам вздумается, так как смерть все равно не придет раньше времени? Пренебрегая здравым смыслом, мы способны основательно искалечить свою жизнь. Не сознавая того, мы можем довести себя до состояния тяжелой болезни, несчастного случая, суицида...
  
  И н г а В и к т о р о в н а (физрук). При этом мы не обязательно умрем, но причиним себе множество страданий. Когда бы ни был предначертан наш час, наверное, есть смысл встретить его так, как подобает высшему созданию природы: осознанно и в здоровом теле.
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка)
  Понимая, что жизнь не заканчивается смертью, почему же мы так страдаем, когда этот мир покидает прекрасная душа? Приходит осознание того, что потеряно нечто невероятно ценное - мы упустили прекрасную возможность более глубокого общения с тем, кто посвятил свою жизнь самой важной цели - самопознанию - и нес эту веру в своем сердце до конца. Встретимся ли мы когда-либо опять?
  
  Учителя начинают говорит все вместе, на сцену выходит Артём... Он обречённо обходит учителей и они замолкают постепенно....
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а (с ужасом.) Артём, что?..
  
  А р т ё м. А что?
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Лена... Как?
  
  А р т ё м. Вы за себя переживаете, или за неё?
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Как ты можешь сейчас такое говорить?
  
  А р т ё м. А как вы можете? Вы все, говорящие правильные слова... Учителя! Чему учите? Чего хотите от нас? Прекратите обращаться с нами как с детьми! Прекратите жалеть нас! Что за дурацкое обращение к нам, почти двадцатилетним? Вы на каком языке разговариваете с нами? На русском? Почему же мы не понимаем вас, ведь мы тоже разговариваем на русском... А... Мы глухие... (Кричит). Мы вас не слышим! Кричите громче, мы вас всё равно не услышим!.. Жива Ленка. В коме, но жива... Пока...
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. А что же нам делать? Как же нам говорить, чтобы вы нас услышали?
  А р т ё м. Кричать не нужно... Просто. И тихо. (Переходит на шёпот.) Мы на самом деле дети, только мы не хотим выглядеть детьми в ваших глазах, понимаете? Для нас так важно, чтобы вы видели наши достоинства, а не подчёркивали наши недостатки! Попробуйте ещё раз. Только не про зарождение жизни на Земле. Об этом написано во всех учебниках биологии, химии, физики и даже математики.
  Учителя стоят на авансцене и смотрят в зал, как бы понимая, что от того, что они сейчас скажут, зависит очень многое в их жизни, в жизни их учеников, в жизни Лены Елисеевой.
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а.Здравствуйте, дети... Почему здравствуйте? Потому, что я хочу пожелать вам здоровья. Почему дети? Потому, что я сейчас чувствую то, что можно назвать болью матери, у которой умирает ребёнок... Мне больно и горько осознавать, милые мои, что в случившемся есть моя вина. Могу ли я сейчас что-то сделать для вас, для Лены? Могу. И все мы можем. Мы можем молиться за неё. Искренне раскаиваясь в том, что когда мы были нужны ей, нас не было рядом. Когда ей было больно, мы делали ей ещё больнее, когда она просила о помощи, мы не услышали этот безмолвный крик. Я понимаю, что цена раскаяния слишком велика, и признание ошибки не освобождает от ответственности... Я понимаю... Простите меня, если можете... Как учителя и как женщину... Простите...
  
  Входит Вадим Петрович и Инна Геннадьевна.
  
  В с е у ч и т е л я. Ну что? Как?..
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Жива. Слава Б-гу жива... Очнулась и хочет видеть вас, Василиса Кондратьевна...
  
  В а с и л и с а К о н д р а т ь е в н а. Я? Меня? Я сейчас... Я бегу... Только вот уроки... Как же уроки?
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). У меня свободен второй. Я заменю.
  
  В е р а К а р и м о в н а (учитель химии). А у меня пятый. Я готова.
  
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики). Третий. Я соединю классы.
  
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а (учитель пения). Четвёртый мой. Попоём.
  
  В а д и м П е т р о в и ч (директор). Езжайте и передайте девочке, что мы её любим и ждём... Пусть поправляется...
  
  А р т ё м. Я с вами, Василиса Кондратьевна, пожалуйста...
  Василиса кивает и они уходят.
  
  Все учителя на авансцене.
  
  Каноном.
  
  И р и н а С е р г е е в н а (учитель родного языка). Здравствуйте, дети! Я хочу сообщить вам...
  
  В е р а К а р и м о в н а (учитель химии). Здравствуйте, дети! Я хочу сообщить вам...
  
  А л е к с а н д р а Д м и т р и е в н а (учитель физики). Здравствуйте, дети! Я хочу сообщить вам...
  
  Т а т ь я н а Ф ё д о р о в н а (учитель пения). Здравствуйте, дети! Я хочу сообщить вам...
  
  С в е т л а н а Л е о н и д о в н а (учитель английского). Здравствуйте, дети! Я хочу сообщить вам...
  
  И н г а В и к т о р о в н а(физрук). Здравствуйте, дети!
  
  И н н а Г е н н а д ь е в н а(завуч). Здравствуйте, дети!
  
  В а д и м П е т р о в и ч. Здравствуйте, дети!
  
  КОНЕЦ.
  Клайпеда.
  2012-2017.10.17
  
  *...* Ш.А. Амонашвили.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"