Под окном кошиного домика, вальяжно развалившись в гамаке, лежал и гудел Чёрный кот: - Омммм! Омммм! Омммм!
- Мур, а, Мур! - позвала кота маленькая мышка, выглянув из окна. - А что это ещё за "ом" такое?
- Это такие специальные кошиные звуки - контры! - важным голосом заявил Чёрный и погладил себе живот.
- А зачем ты их поёшь? - спросила мышка.
- Я, - сказал кот и почесался, - вырасти хочу. А для того, чтобы расти - нужно много петь! Вот я и пою! Омммм! - тянул свою песню Мур.
- Интересная мысль, - хихикнула мышка, - петь для роста! А откуда она у тебя? Ты же обычно для роста ... ешь!
- Да, Бас меня надоумил, - признался Чёрный кот. - Ходит он по огороду и мурлыкает помидорам всяким! - пояснил он. - Вот и я хочу.
- Помидоров? - хихикнула Мира. - Ты же их не ешь?
- Вырасти! - заявил кот. - Если только есть, то будешь, - кот похлопал себя по животу, - расши вширь, а я хочу в ... длинь расти!
- А тогда ты неправильно поёшь, - сказала Мира с хитрой улыбкой. - Ты не контры должен петь, а мантры! - поправила кота мышка. - Вот так "ааааам"..., - пропела она тоненьким голоском...
- Мантры? Что ещё за "ам"... такое? - задумался кот. - Что-то я не слышал, чтобы Бас их пел! - сказал он и подозрительным взглядом уставился на Миру. - Нет уж, по мне так лучше контры! - возразил Мур.
- А, по-моему, некоторым лучше жевать ... чем петь! - хихикнула Мира. - Тебе ближе "ам", чем "ом"! Ты больше "амать" привык! - пискнула и хитро улыбнулась она.
- Мышь, ну вот скажи, что ты понимаешь в котах? - усмехнулся Чёрный. - А может, - подобрался Мур, - ты ещё за меня мурчать или маукать ... будешь? - кот хихикнул и мяукнул, - мау, мау!
- Если я за тебя мурчать буду, - хихикнула в ответ Мира, - мы голодными останемся! Готовить-то кто будет? - спросила она и пристальным взглядом присадила кота на лопатки.
- А ты готовь и урчи! - нашёлся Чёрный. - Так ещё вкуснее получится! Я когда варю кофе - всегда урчу! - добавил веский аргумент кот.
- У меня так не получится, Мур! - вздохнула Мира. - Урчи не мурчи, а из мыши кота не выйдет! - усмехнулась она.
- Можно подумать, из кота выйдет мышь! - хихикнул в ответ Мур и похлопал себя по животу. - Если кот мурчит, значит, у него в животе мышь торчит!
- В животе урчит, когда ... в голове пусто! - отпарировала Мира.
- Когда в желудке у кота мышь торчит, - засмеялся Чёрный кот, - она - ворчит! Попалась мышка, мышке - крышка!
- А ты у меня, Мур, уже в печёнках сидишь! - фыркнула мышка.
- Вот, а говоришь, что меня в тебе нет! - захихикал Мур. - Мира, да вообще всё лучшее в тебе ... у вас, в смысле, у мышей - от нас - котов! - заявил Чёрный и наглым взглядом уставился на мышку. - Ты только посмотри, как ты живёшь? Мы же тебя как королеву приняли, в подвалы определили, барахлом наделили, к кухне пристроили, ты, словно, кот в масле катаешься, ну чем тебе не жизнь? - разглагольствовал Чёрный, а мышка потихоньку закипала...
- Да, не зря у нас говорят, что "в котах правды нет"! - прищурилась Мира, вспоминая одну известную мышиную поговорку. - То есть никакого от тебя проку нет! Одни песни свои поёшь!
- У нас - одна правда! - не согласился кот. - Своя! У собак, - Мур почесался, - она другая ... А я - не собака, я - кот!
- Да у каждой ... собаки ... своя правда! - подмигнула коту мышка. - А вот если кот - не собака, тогда, может, ему лучше не гавкать? - захихикала она.
- А если мышь - коза? - эволюционировал мысль Мур. - Тогда что, Мира, ты меня ... мекать... поучишь? - засмеялся он в ответ.
- Короче, Мур, что петь - дело твоё, - ответила мышка, и улыбнулась, - да говорят, что только тот познает истину, кто поёт голую правду!
- А ты что ... знаешь истину? - вытаращил глаза кот. - Или поёшь оттого, что тебе совсем уже ... одеть нечего? - невинно поинтересовался он и едва успел увернулся от маленькой огненной искорки, которую выпустила в него мышка.
- Ах ты ж ... ш... кот! - зашипела мышка, сверкнув глазами.
- Понял, понял, тебе ближе шипящие ... и на всё согласные! - поднял лапы Мур. - А мы, коты - не согласные, мы - свободные гласные! Во как! - гордым голосом заявил кот, - вот тебе мой глас и не нравится!
- Мне твоё вруническое амплуа кота-Сопрано уши режет, - заявила Мира. - А теперь ты ещё и контры петь стал какие-то! - вздохнула она и лукаво посмотрела на кота. - Видно совсем в мире жить не хочешь...
- Я со всеми хочу жить в мире! - ответил Чёрный кот и прищурился. - Ладно, так что, говоришь, в "ам" - голая правда ближе?
- Попробуй - узнаешь, - пожала плечами Мира, - всё познаётся на своей шкуре! - хихикнула мышка, - если ты не только слух, но и страх совсем потерял, - тихо закончила она.
- Слух у меня - что надо! - заявил Чёрный кот. - И голос тоже - будь здоров!
- И сам ты, будь здоров, - захихикала мышка, - ну что ж ... ш... кот, петь тебе ещё не расхотелось? Или тебе место у плиты освободить?
- Не будем нарушать круговерть еды в природе! - важно надувшись, заявил Мур. - Мышь кормит кота, а не наоборот! А потому, ты - готовишь, я - пою!
- Ну пой, птичка, пой, - тихонько захихикала Мира, - поглядим, что из тебя выйдет. Кто поёт правильно - растёт быстро, а кто ..., - не успела озвучить свою мысль мышка...
- А кто растёт медленно - того плохо кормят! - закончил по-своему мысль кот и, закрыв глаза, запел мантру. - Аммм! Аммм! Аммм!
Петь коту неожиданно понравилось и он вошёл во вкус ... Кот распробовал такой привычный звук и нашёл в нём новые ощущения. Ему вдруг даже показалось, что он немножечко вырос. Ну, совсем чуть-чуть. А потом ещё и ещё. И скоро кот заметил..., что ему не показалось. Мур незаметно увеличился настолько, что своими размерами уже походил скорее на молодого телёнка, или даже на немолодого тигра... Да что там тигр! Уже не тигр, а целый слонокот безостановочно гудел, словно огромный, невероятный шмель, опутанный сетью огромного паука... Продолжая петь, кот вдруг с ужасом понял, что он не может остановиться. - Аммм! Аммм! Аммм! - пел в полный голос пустой желудок кота. - Храмм! Ххрам! Хххраа! - вторил ему эхом незнакомый голос и опутывал кота своими упругими нитями... Но Чёрный кот упрямо выдирался из душивших его нитей и гудел: - Ам! Ххрам! - отвечал ему в унисон кто-то... Громоподобные звуки изменённой мантры проламывали пространство и уходили далеко вдаль к неведомым мирам, как вдруг: - Баммм! - раздался оглушительный удар грома и кота разом выбросило из реальности грёз обратно в ...
- Мур, хорош заливаться, гамак порвёшь! - раздался вдруг знакомый голос и в поле зрения кота показалась маленькая серая мышка, которая что-то прятала за спиной. - Это, уже, пожалуй, не опера, а целый кошиный хорал! - засмеялась она, глядя на закрученного в гамак, как бабочка в кокон, кота.
- Ах, спасите его, спасите, вот умора! - хихикала Мира.
- Что это со мной?! - спросил Мур. - И почему я связан?
- Что почему? А, может, кому-то хра...петь меньше надо! - смеялась мышка.
- Мира, да я не пел! - заявил пришедший в себя кот. - Это ... шмели гудут, нет гудют под окном...
- Значит, допелся ты до храпсодии гудючих шмелей, Мур, - хихикнула мышка, и раскрутила гамак, а Чёрный кот, вылетел из него и шлёпнулся на пол.
- Мира! - возмутился кот. - Это ещё что за штучки?! Что ты со мной сделала? И что это за мантра такая странная - "ам"?
- Мур, что за "ам"? - удивилась мышка и захлопала глазками. - Мы с тобой только за твои "ма" ... мадригалы говорить начали, - смеялась она, - да ты не выдержал моего экспромта - задрых!
- Да ты мне вместо контры "ом" мантру "ма" дала петь! - негодовал кот.
- Я, тебе что ... вместо контры? - нахмурилась мышка. - Петь заставляла? Да ни одна мышь, Мур, не будет учить кота петь "ам"! Да и зачем?
- А затем, чтобы я рос! Вот Бас говорит, что от пения в природе всё лучше растёт! Растения, цветы и даже противные помидоры! - заявил Чёрный кот. - А я люблю петь, вот и следую своей природе! - стоическим голосом сказал Мур.
- Уж лучше б у меня под окнами ... цветы не росли, - сказала Мира.
- А я всё люблю! - улыбнулся кот. - Есть я люблю. Петь тоже. Особенно после еды! Так что у нас на ужин? - невинно улыбнулся он. - Лично мне ближе не уличные страсти*, а маленькая ночная сиринада**!
- Ох, Мур, - вздохнула мышка, - тебе на ужин не серенада, тебе секвенция нада! - сказала она и поставила перед котом полную тарелку ... жареных помидоров.
***
Уличные страсти (страдания)* - намёк кота на предлагаемое мышкой на ужин блюдо - пассакалья с пассионом (см. пояснения к предыдущей сказке)
Маленькая ночная сиринада** - Как вокальный жанр серенада представляет собой обращение к возлюбленной, некогда исполнявшееся в ночное время под окном дамы (примеры: серенада из Дон Жуана Моцарта, романс Шуберта Вечерняя серенада).
Секвенция
(лат. sequentia, "следование", "то, что идет вослед"). Музыкальное и текстовое расширение песнопения "Аллилуйя" в католической мессе. Примерно в 10 в. распространился обычай присоединять добавочный латинский текст (троп) к юбиляции (мелизматическому распеву, завершающему "Аллилуйю") и прежде использовавшему разные гласные (чаще всего "а" как последний гласный звук слова "аллилуйя"). В результате возник самостоятельный жанр латинской литургической поэзии - секвенция, связанный преимущественно с праздничными днями церковного года. В Средневековье исполнялись сотни разных секвенций, но постановлением Тридентского собора (1545) они были удалены из литургии, исключение составили четыре секвенции: знаменитая Dies irae (о Судном дне), Lauda Sion Salvatorem (на праздник Тела Господня), Veni sancte spiritus (на праздник Троицы), Victimae paschali laudes (пасхальная); позже была допущена также секвенция Stabat Mater (богородичная).
Серенада
(франц. serenade, итал. serenatа, "вечерняя музыка" или "вечернее развлечение"). К концу 18 в. это название уже не подразумевало вечернего или ночного исполнения (например, Маленькая ночная музыка, Eine kleine Nachtmusik у Моцарта). Как и дивертисмент, серенада была распространенным жанром композиции для небольшого инструментального ансамбля, который сочетал в себе черты уходящего в прошлое жанра сюиты и устремленного в будущее жанра симфонии. В серенаду входили, с одной стороны, менуэты, марши и тому подобное, а с другой - вариации и части, написанные в формах сонаты или рондо-сонаты. Весьма известные инструментальные серенады можно найти в наследии Моцарта, Брамса, Чайковского и Дворжака. Как вокальный жанр серенада представляет собой обращение к возлюбленной, некогда исполнявшееся в ночное время под окном дамы (примеры: серенада из Дон Жуана Моцарта, романс Шуберта Вечерняя серенада).
Рапсодия
(греч. rhapsodia; от rhaptein, "сшивать", "составлять", "сочинять" и ode, "песня"). Рапсодией может называться инструментальное (изредка вокальное - например, у Брамса) сочинение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле, иногда включающее подлинные народные мотивы (Венгерские рапсодии Листа, Рапсодия в стиле блюз Гершвина).