Схема предназначена для использования в малогабаритном сверлильном станке. С двигателем ДПР - 72 - Ф1 - 03 (27в, 4500 об/мин., корпус Ф 40 х 85 мм) возможно сверление отверстий диаметром до 4-х мм в дюралевой пластине толщиной 5 мм. Хорошим сверлом, не гвоздём. При качественном исполнении станком можно сверлить очень мелкие отверстия (от 0,5мм), и очень перпендикулярные. Схема может быть использована также с малогабаритными бормашинками на 12-ти вольтовых микро двигателях типа ДПМ, ДПР и подобных.
(За основу взята схема: "РАДИО", 1987 г., N12, стр. 48)
Фото
Схема, аналоговая
М - двигатель ДПР - 72 - Ф1 - 03
Д 1 - BZX 55C2V4 0,5 вт или BZX 85C2V4 - 1 вт ( или КС 133 А)
Т 1 - BU 806 (200v 8A , Дарлингтон) , или КТ 819 Г, на хороший радиатор
Т 2 - КТ 816 Г без радиатора
Л 1 - СМН 28 или КМ - 48в 50ма или КМ - 24в 35ма
I макс - 3 А (при этом входное напряжение падает до 24в, в питании надо мощный транс, ватт на 80, с хорошей обмоткой)
Обороты не зависят от входного напряжения питания!
Если использовать импульсный БП, будет совсем замечательно. Можно БП от ноутбука с током не менее 3-х ампер.
Схема представляет собой классическую модель с вольт-добавкой: при увеличении нагрузки на двигателе автоматически повышается напряжение. Схема содержит встроенный регулируемый стабилизатор напряжения, поэтому обороты не зависят от подаваемого на схему напряжения (только от вольт-добавки).
Особенностью данной схемы (изюминкой) является применение лампы накаливания в цепи стабилитрона. При увеличении нагрузки двигателя ток стабилитрона увеличивается в несколько раз и он разрушается. Лампа накаливания является стабилизатором тока (бареттером) и может в несколько раз менять своё сопротивление, она просто ярче светится, но не разрушается (шутка, типа). Параметры стабилитрона не превышают предельные, схема работает нормально и выполняет свои функции. Такое решение позволило подключать к схеме двигатели повышенной мощности.
Конденсатор С1 обеспечивает запуск двигателя на малых оборотах (300 об.).
Резисторами 1к* и 1,5к* устанавливаются пределы регулировки оборотов.
Резистор 1,2 ом подбирается под конкретный тип двигателя таким образом, чтобы обеспечить равномерные обороты под нагрузкой и без неё. Для менее мощного двигателя этот резистор будет больше.
При большом значении R1 двигатель начинает работать рывками. При малом снижает обороты под нагрузкой. (или наоборот, не помню)
Недостатки схемы
Большое выделение тепла на Т1, нужен хороший радиатор (возможно с кулером). В данной конструкции Т1 установлен на массивную дюралевую станину.
Большие потери напряжения на 1,2 ом при токах 2-3 А. Всё это напряжение могло пойти на двигатель, а пошло на тепло. Меня жаба задавила, пришлось делать импульсный регулятор. По нагрузочным параметрам: да, лучше, и радиатор малюсенький, ни чё не греется, но схема сложнее.