Аннотация: Чем египетские полицейские отличаются от наших?
Египетские "фараоны"
Нет, речь сейчас пойдет не о древних правителях Египта, а о полицейских, которых по неизвестной мне причине во многих странах мира называют "фараонами". Служители правопорядка имеют в Северной Африке целый ряд характерных особенностей.
Полицейских в Египте много. По некоторым данным половина всего мужского населения этой страны служит либо в армии, либо в полиции. Причину понять легко: основные поступления в бюджет арабской республики дают Суэцкий канал, нефть и туризм. Соответственно, военные защищают канал и нефтяные месторождения, а полицейские бдительно охраняют туристов.
Нет, разумеется в структуре Министерства внутренних дел Египта, есть и уголовный розыск, и автоинспекция... Но самое многочисленное подразделение носит на рукаве броскую повязку, на которой написано: туристический полицейский.
Их функции многообразны. Например, в каждой гостинице на выходе имеется круглосуточный пост - работа не столько тяжелая, сколь деликатная. С одной стороны нельзя создать у отдыхающих впечатление тотальной слежки и контроля, с другой - нужно всегда быть под рукой.
Приведу два поразивших меня факта из деятельности полицейских из отеля. Факт первый: один из русских туристов для укрепления здоровья на курорте надумал бегать по утрам. Так, знаете ли, красиво пробежаться на восходе солнца по бесконечному берегу Красного моря вдоль кромки воды... Размечтался! Он добежал только до забора, ограждавшего территорию отеля. Дальше его не пустил полицейский, охранявший соседний пляж. В общем, резвись, но на своей, оплаченной в путевке территории.
Факт второй. Большинство экскурсий по достопримечательным местам Египта отправляется из отелей глубокой ночью - страна большая, ехать нужно далеко. И вот, около половины пятого утра, сидим в холле, поджидая свой автобус. Время намаза. Ночной страж отеля открывает Коран и начинает вслух, вполне приятным голосом, читать его главы... Вообще говоря, мне это понравилось: полицейский молится и тем самым, как бы дает понять, что он правоверный мусульманин и живет по заветам бога. С другой стороны, как-то сложно представить, чтобы наши милиционеры на ночном дежурстве коротали время, читая вслух Библию...
Великие пирамиды Гизы
Приехать в Египет и не увидеть единственное из семи чудо света, сохранившееся до наших дней, невозможно. Древние утверждали, что "все боится времени, а время боится пирамид". На экскурсию в Гизу отправляешься с особым чувством: предвкушаешь, как застынешь в молчании перед величественными сооружениями, которые поверх земной суеты смотрят в Вечность...
Увы, пирамиды-то может быть и смотрят куда-то, но у их подножия творится такое, что иначе чем "базар" происходящее не назовешь.
Толпы народа! Сотни гигантских экскурсионных автобусов, машин, кучи туристов. В общей свалке напористо лезут в гору конные повозки, погонщики верблюдов кричат, зазывая желающих покататься и сфотографироваться. Тут же суетятся всадники на замученных лошаденках. И посреди этого Содома и Гоморры, надрываются полицейские, пытающиеся как-то упорядочить этот клубящийся хаос.
Надо отдать должное: работка не из легких. Во-первых, требуется организовать весь транспорт так, чтобы не образовалась гигантская пробка, во-вторых, туристов нужно оберегать от слишком навязчивых торговцев и от карманников, и в третьих, следить чтобы никто не залез куда не надо и не получил травму куском пирамиды по голове. И все это с раннего утра до поздней ночи...
Существует предание, что когда Великий сфинкс, оберегающий пирамиды, рассмеется, наступит конец времен. Мне кажется, Сфинкс давно уже смеется, но у него так обезображено лицо, что этого никто не замечает.
Автоинспекция
Египет страна большая настолько, что на севере и на юге у нее даже разный климат. Соответственно, для того, чтобы связать части страны воедино, нужны хорошие дороги. И дороги там - как зеркало!
Машины стоят дорого, зато бензин дешевый. В пересчете на наши деньги - 5-6 рублей за литр. В общем, катайся, сколько душе угодно.
Тот, кто придумал поговорку "и какой же русский не любит быстрой езды", не видел, как ездят в Египте.
Приведу только один пример. Едем на частном микроавтобусе. Присутствуют: шофер, два его родственника, в обязанности которых входит заманивание клиентов, и мы - две женщины. Прочие пассажиры уже доставлены до места, а у нас отель самый дальний, так что едем вдвоем.
Автовладельцы завязывают разговор в обычном ключе: "А как тебя зовут?", "Откуда ты?", "А я холостой"... Далее, развивая тему, они начинают дружно и весело петь на местный мотив: "Ла-ла, я хабиби, ла-ла, я хабиби", и при этом темпераментно хлопают в ладоши.
Весьма мило. Песня мне даже нравилась до тех пор, пока я не заметила, что водитель присоединился к общему веселью и тоже радостно хлопает в ладоши. На скорости 120 километров в час. Согласитесь, это производит незабываемое впечатление...
Но что же местное ГАИ? Как автоинспекция борется с такими лихачами?
Устанавливать посты на дорогах сложно - слишком большая их протяженность, гаишников не напасешься. К тому же нет возможности спрятать патрульную машину в кусты - кругом пустыня, кустов нет в принципе.
Тем не менее, существует простой и эффективный способ, который можно бы перенять и нашим отечественным сотрудникам ДПС. Египетские гаишники на дорогах не присутствуют. Их с успехом заменяют так называемые "лежачие полицейские" - асфальтовые валики, перекрывающие дорогу в тех местах, где требуется снижение скорости. Причем "лежат" эти "полицейские" не в одиночку, как у нас, а взводами - штук по 10-20 в ряд. Тут уж самый яростный лихач поневоле сбросит скорость.
Вот бы и у нас этот опыт внедрить, сколько бы сразу патрулей ДПС, контролирующих превышение скорости, освободилось...
Долина царей
Существует глубокое заблуждение, что большинство египетских фараонов (древних правителей) было захоронено в пирамидах. Это не так.
В результате археологических раскопок ХIX века обнаружено, что большие пирамиды, "и прежде всего Великая пирамида, предназначались не для погребения; для этого там много не хватает. Ведь никому не удалось доказать, что в них когда-либо был похоронен хотя бы один царь". То есть, это скорее всего некие культовые сооружения.
Для погребения же египтяне использовали так называемые Долину царей и Долину цариц, в которых раскопаны гробницы всех наиболее известных правителей: Рамзеса II, Сети I, Тутанхамона, Нефертари и т.д.
В этих местах, традиционно именуемых "Городом мертвых", сейчас тоже толпы туристов. Естественно, для их обслуживания возникла автостоянка, рынок сувениров, ресторанчик под навесом, платные туалеты... В общем, все как обычно.
Любопытно отметить, что полицейские присутствуют не только на рынке (следят, чтобы никого не обжулили), но и у входа в каждую гробницу. Причем их пост трудно назвать чисто номинальным. Мало того, что они вооружены автоматами Калашникова, так еще я заметила, что рожки с патронами у них скреплены скотчем по двое - точно так же скрепляли автоматные рожки наши бойцы в Афганистане. Поневоле создалось впечатление, что египтяне готовы защищать своих мертвых до последнего патрона.
И еще одна особенность - в таких пустынных местах помимо обычных полицейских машин можно заметить и нечто экзотическое - полицейский патруль на верблюдах. Судя по серьезности, с какой они несут службу, это не приманка для туристов, а проверенный и эффективный способ защиты правопорядка.
Проверка на дорогах
Каждый, кто подумает, что наняв машину, в Египте можно вольно ехать куда душа пожелает, жестоко ошибется. Все дороги в Египте ведут к полицейским постам. Оборудовано это весьма серьезно: сначала взвод "лежащий полицейских", затем бочки, оставляющие от проезжей части только узенький проход, сквозь который машины протискиваются поодиночке. Затем суровый страж правопорядка с автоматом, по плечи защищенный броневым листом. Далее в дело вступают одетые по европейски люди, которые у всех водителей проверяют документы. И, наконец, выезд с контрольного пункта, где все повторяется: вооруженный страж за бронещитом, бочки, "лежащие полицейские"...
Соответственно, туристические автобусы по одиночке не ездят. Их сбивают в огромные караваны по 100-200 машин, которые здесь называют "конвой" и отправляют только всех вместе. По российским меркам - чудно. По египетским - разумно, так как террористическую опасность никто не отменял.
Если кто-то желает изучать местные достопримечательности по индивидуальному маршруту, это возможно. Но сначала необходимо получить разрешение в местном МВД, а затем присоединиться к "конвою" и ехать в общей группе. Безопасность превыше всего.
И в заключение несколько слов о форме египетских полицейских. Не знаю, какова она летом (говорят, что белая), но в феврале, когда мне довелось посетить эту страну, все полицейские были облачены в черные суконные бушлаты, подобные тем, что мы видели в фильмах о революционных матросах.
Полное впечатление, что бушлаты, некогда, в период советско-египетской дружбы, списанные с наших военных складов, несут теперь службу в знойных пустынях Африки.
И, как говорит Задорнов, сейчас вы ощутите гордость за нашу страну. Готовы?
Оцените качество сукна, произведенного в России: на вид неприглядное, грубое, однако годится и в море, и в пустыне, и в заснеженных льдах, и в обожженных солнцем безбрежных песках.
В общем, полицейские в Египте на посту и, похоже, едят они свой хлеб не напрасно.