Идея создания вечного двигателя издавна будоражит умы людей. И эта идея - навязчива - вечные двигатели создавались в Средние века, создаются в настоящее время, и, я уверен, будут создаваться и в будущем. И каждый изобретатель, однажды наткнувшись на эту проблему, не останавливается после неудачных попыток, и в глубине души мечтает создать именно ту схему, которая заработает и принесет человечеству спасение в виде бесконечного источника энергии.
Многие изобретатели вечного двигателя стали нищими, потратив все на создание и усовершенствование неработающих моделей, необходимых для предоставления в патентное бюро. Многие наоборот - разбогатели, показывая изначально неработающие, но двигающиеся с помощью секретных устройств механизмы доверчивой публике, которая платила за созерцание чуда.
Но есть многочисленная группа горе-изобретателей, которые пробовали создавать вечно движущиеся механизмы один или два раза в жизни, и чаще всего - на бумаге. Но осознав нереальность этой, затеи бросали все дальнейшие изыскания.
Однако perpetuum mobile уже задел их души и порой сердце не желает соглашаться с наукой и здравым смыслом. И вот снова, в тайне на бумагу ложится новая, но уже обреченная на провал схема...
Эта идея посетила и меня.
Первый раз это случилось еще в школе. Прочитал я как-то научно-популярную книгу, в которой был коротенький рассказ о вечных двигателях, там же говорилось и о их нереальности. Но меня это не остановило, и как-то неожиданно в голову пришла удивительно простая и, как мне казалось, гениальная схема (фиг. 1). В первый момент я даже удивился, что такая схема не была изобретена раньше, ведь она просто должна работать!
Итак, все очень просто - необходимо соединить электромотор и электрогенератор так, что бы при придании генератору первоначального движения, он питал мотор, а тот в свою очередь начал крутить генератор. Все! И эта передача энергии должна была быть вечной.
Конечно, я не пытался построить рабочую модель - то ссылался на отсутствие необходимых деталей (ведь пару двигатель-генератор надо подобрать по параметрам, да и без редуктора, скорее всего, не обойтись), то просто думал, что не смогу, потому что руки у меня растут не оттуда, откуда надо.
И каково же было мое огорчение, когда я узнал, что не один я такой умный! Оказывается, что подобную схему вечного двигателя начали предлагать чуть ли не с самого изобретения электромоторов и генераторов! А при разборе "физики" этой схемы пропадают абсолютно все надежды на то, что она заработает. Если в вкратце, то из-за неизбежных потерь на электрическое сопротивление и трение такой мотор очень быстро прекратит вращение. Его можно сравнить с простым колесом, которое при раскручивании все равно рано или поздно остановится - его противоположные половины не могут перетягивать одна другую.
Горю моему не было предела!..
Но вскоре я пришел к другой, не менее гениальной и простой схеме (фиг. 2), состоящей только из постоянных магнитов.
Я рассуждал следующим образом - в постоянных магнитах постоянно присутствует магнитная энергия (сама наивность!), которую надо каким-либо образом преобразовать в энергию механическую. Сделать это можно лишь расположив ротор и статор так, что бы ротор отталкивался от статора только одной половиной и, соответственно, приходил во вращение. Для того, что бы ротор и статор не уравновешивались (вот в чем главная загвоздка!), статор должен обладать специальной формой и его сторона, обращенная к ротору, должна быть покрыта магнитным материалом.
Все очень просто! Вопрос лишь в том, какую форму придать статору (пример моих рассуждений виден на рисунке) и какой материал использовать в качестве магнитного экрана.
Но... Как всегда возникает одно или несколько "но". Если взглянуть на рисунок, то можно заметить, что движение должно возникать из-за взаимного отталкивания расположенных перпендикулярно друг другу магнитных линий ротора и статора. Но на самом-то деле магнитные линии не материальные линии, проходящие через строго определенные пространственные промежутки, а поле, равномерно распределяющееся вокруг магнита, и не поля отталкиваются друг от друга, а тела, их создающие. Поэтому такой двигатель и не будет работать.
Да, я снова огорчен. Но когда я изобрел этот двигатель, я был уже постарше и разочарование было не так сильно.
Не испытать мне славы изобретателя источника вечной энергии и не попасть в энциклопедии. Изобретение Perpetuum mobile - неблагодарное поприще...