Это было в начале девяностых. Александр зашел ко мне на работу в лифтерную, он был с гитарой, с гитарой типа "ширпотреб". Другой хорошей гитары, мне думается, у него тогда ещё не было. Может и была у него хорошая гитара, и он её берег, а для походных условий брал, что похуже, возможно сделанной на ивановской фабрике музыкальных инструментов. Но это не столь важно, я всегда его видел с этой гитарой, и меня всегда удивляло то, как хорошо у него в руках звучит эта ширпотребовская гитарка. Саша всегда идеально настраивал каждую струну, с музыкальным слухом у него было всё в порядке. Непомнящий пришел ко мне, чтобы позвать на фестиваль авторской песни, он только что прибыл с другого фестиваля, был под впечатлением, и уже собирался на следующий. Ехать надо было поездом, не помню, в какой город, но точно помню, что была весна - пора фестивальная. Вид у Непомнящего был, как у юродивого бродячего музыканта. Я предложил ему посидеть со мной в каптерке, попить чаю, попеть песен. В каптерке с нами были ещё двое моих сотрудников электромехаников по лифтам. Этим сотрудникам, судя по их выражениям на лицах, было неинтересно содержание песен Непомнящего, а скорее всего они не понимали или не хотели понять его песен. Такие люди, как известно, из той категории, которые всегда встречают и провожают "по одёжке". Их шокировал вид Непомнящего: бомжеватый, небритый, с длинными и немытыми волосами. А Саше было по барабану, он не обращал внимания на моих сотрудников, он пел для меня. Его даже не смущал тот факт, что у него ботинки были одеты на босые ноги, то есть без носков. Я сразу подумал: наверное на фестивале у костра ночью носки потерял. Он спел для меня несколько песен, попив чаю, опять заговорил о предстоящем фестивале. Поехали, мол, Пашка, одному скучно, не могу ивановских никого собрать, все своими делами заняты. В то время, так называемой "делёжки", везде было наперекосяк, даже в нашем клубе авторской песни придумали должность "президента". Начинался развал, как в стране, так и в умах. Все стали жить обособленно, и песни на кухнях стали петь в узком кругу не потому что у нас не было свободы, а потому что песни уже стали никому не нужны. И действительно уже было трудно организовать дружную поездку наших авторов на фестиваль. Происходил переломный процесс, так называемая переоценка ценностей - материальных и духовных. И материальное, к сожалению, преобладало над духовным, сделал своё дело нам навязанный американский образ жизни, наступил купитализм. Большинство были озадачены, где бы заработать рубль, где бы прокрутиться и стать "крутым"?!..
В общем, компаньонов для фестивальных поездок с гитарой за спиной найти было трудно. Я тоже отказался. Я Непомнящему признался честно, сказал, мол, нафестивалился ещё когда жил в Екатеринбурге. А сейчас, мол, другое увлечение: семья, работа, дачу надо строить, то, да сё, быт заел... Саша меня понимал, и нисколько не обиделся. Я пожелал ему удачи, я был уверен, что он найдет свою аудиторию слушателей. В те годы у него было не так много песен, порядка пятидесяти, но они были по содержанию с глубоким смыслом, они заставляли думать, переживать до боли. Помню, тогда ещё в клубе я впервые услышал его песню "Разрушение". Впечатление было, как после фильма-катастрофы, или конца света, было дискомфортно до жути. Перед глазами война, рушится мир... Произведение больше соответствует не песне, а можно назвать рок-сюита, проповедь, откровение. Я бы сказал - репетиция апокалипсиса в звуке. Саша всегда исполнял эту композицию, когда приходил в наш ивановский клуб. Слушатели, что помладше, не насмотревшиеся ещё фильмов ужасов и катастроф, его часто просили спеть эту вещь, пощекотать нервы. Слова в песне гениальные:
"...Мы все - слепые дети.
Вы сказали - фашизм, война, революция...
Не в этом дело, полно.
Осталось недолго.
Не в этом дело, нас становиться больше.
...нас могла бы спасти любовь.
Я знаю, конечно, нас спасла бы любовь.
Добрая собака поводырь - любовь.
Добрая святая собака."
В песне Саша несколько раз срывается на крик, и крик этот оправдан, это крик отчаяния, возможно крик протеста на фоне бутафории всеобщего благополучия, чтобы наконец-то услышали: "Мы все здесь безрассветно слепые дети." Почему же люди до сих пор не хотят понять, что хватит играть в разрушение!?.. Делаем вид, что строим мир, а на самом деле разрушаем. И надо бы, надо бы донести это в уши тех, кто считает, что занимается "строительством", надо бы на них накричать из динамиков на всю страну!!! Вплоть до выноса мозгов!..Чтобы от крика Непомнящего их пробрало до холодной дрожи!!! Может, дрогнет где-нибудь хоть что-то?!.. Неужели не наигрались в "разрушение"?!.. Неужели от самого слова не становится страшно?!. Разрушили "мир насилия", затем разрушили "новый мир"!.. Сначала храмы рушили, затем памятники... Там, где был мир, теперь - война!..
Скажу честно, я не любил эту песню, когда Непомнящий пел её в клубе, я даже старался незаметно уйти в курилку. Мне становилось не по себе, пробирал холод, было дискомфортно и жутковато. Меня настораживало и пугало то, что часто повторенное слово рано или поздно может начать своё магическое действие. Но оставим в стороне всякие оккультные понятия о магии и пророчестве, Непомнящий не был пророком, он отражал мир по своему, как зеркало, как видит сам. Он был прав, в том, что "Мы начинаем играть в разрушение."... Именно не в революцию, не в войну, не в перестройку, а в настоящее разрушение. Стадия игры была уже в разгаре, преодолели "границы свободы - красную темень" , "Вы сказали - фашизм, война, революция... Не в этом дело, полно...Осталось недолго..." Саша пытался докричаться до умов, остановить, предостеречь от самоубийства, от разрушения. Ведь за "поворотом ключа....здесь больше, больше, больше новых врагов." Но как докричаться, достучаться до "главных разрушителей"?!..
"..Этого мира здесь больше не будет,
Этот мир здесь больше не нужен..."
Вскоре у нас КСПэшников местные власти отобрали помещение клуба под какой-то склад. Бизнес оказался важнее наших песен.
"Разрушение" в которое играла наша страна, не заставляло себя долго ждать с результатами. В Иванове после перестройки, ваучеризации и торжественного вручения различных липовых акций, вскоре были закрыты все фабрики и заводы. Теперь на их месте красуются торговые комплексы.
О том, что Александра Непомнящего больше нет, я узнал слишком поздно, когда у меня появилась возможность общаться в интернете. Здесь же я услышал его новые песни. Саша прошел достойный творческий путь. Царствие ему небесное. Много у него хороших песен, мелодичных, спокойных, светлых. Стараюсь больше слушать именно такие. Но почему-то въелась в мою память эта песня, этот крик его души с названием "Разрушение".
Однако, память о Непомнящем не разрушить!
Светлая память поэту!
" ...Мы все здесь безрассветно слепые дети.
И лишь на самом дне сердца и детства
припоминаем эскизы уходящего солнца..."