Статья литератора Юрия Иванова "Донское пепелище" ("Ростов официальный" ? 29(504) от 21 июля 2004 г.) наводит на размышления. Действительно, ситуация в донской литературе - удручающая: на огромный, миллионный город - ни одного литературно-художественного журнала, ни одного издательства, печатающего произведения донских авторов не за их собственный счёт. Даже газетная публикация проблематична, стихи почти нигде не печатают. Доходит до курьёзных случаев. Так, руководство завода "Ростсельмаш" запретило печатать стихи членов заводской литгруппы (старейшей в городе!) в ведомственной газете "РСМ". Абсурд да и только.
Правда существует ещё журнал "ДОН", но расходится по подписке ограниченным тиражом и в городе его почти не видно. Как в такой обстановке пробиться в печать талантливому автору, если у него, к тому же, нет денег? А не могут пробиться, без сомнения, самые талантливые, потому что бездарности, как известно, обладают убойной пробивной силой.
В добрые старые времена, которые сейчас принято презрительно и высокомерно именовать "застойными", начинающих талантливых авторов поддерживал областной писательский Союз. Профессиональные писатели рекомендовали произведения начинающих Ростовскому книжному издательству (финансируемому из госбюджета). Московское издательство "Молодая гвардия" периодически устраивало выездные творческие семинары, итогом которых являлась обязательная публикация произведений начинающих в альманахе "Истоки", издание коллективных или индивидуальных сборников.
Основное средоточие пишущих было в литгруппах и литобъединениях города, регулярно подпитывавших областное отделение Союза Писателей свежими силами. Одна только литгруппа завода "Ростсельмаш" взрастила целый букет талантливых поэтов и прозаиков, - достаточно назвать хотя бы поэта Бориса Примерова, известного далеко за пределами нашей области.
Не утратили своего былого значения литературные объединения Ростова и в наши дни, тут я не согласен о Ю. Ивановым. Недаром занятия многих литобъединений посещают и некоторые члены профессиональных творческих Союзов. Здесь они находят своеобразную отдушину, чего нет ни в одном из областных официальных СП.
Видно не всё гладко в Датском королевстве, если к двум существующим Союзам не так давно добавился третий, - Союз Донских Писателей в Новочеркасске. Если так дальше пойдёт, то чего доброго на каждой улице в Ростове может образоваться свой собственный СП.
Наряду с "корифеями" литобъединения посещает масса талантливой молодёжи, что наглядно продемонстрировали Фестивали донской поэзии, проходившие во Дворце культуры железнодорожников в 2002, 2003 и 2004 годах. Без сомнения - это доброе начинание. Добавить бы ещё какие-нибудь денежные суммы из городского бюджета хотя бы на издание итогового коллективного сборника участников Фестиваля.
Почти всё вышеизложенное касается донских поэтов. Им всё-таки намного легче, чем прозаикам: небольшой, карманного формата, сборник стихов может позволить себе издать и малообеспеченный автор. С прозой сложнее: роман в несколько десятков авторских листов за свой счёт издать не каждому по карману. Здесь, я думаю, могли бы внести свою скромную лепту люди обеспеченные, меценаты или спонсоры, но попробуй их отыскать! А вот если бы вмешалось государство или хотя бы областная администрация, дело бы сдвинулось с мёртвой точки. Предприятиям или предпринимателям, спонсирующим культуру, можно было бы, к примеру, снижать налоги. Нельзя бросать культуру на самотёк, - как правило, в мутном потоке рыночных отношений не тонет сами знаете что... Я думаю, нужна целевая программа поддержки донской литературы: хотя бы частичное бюджетное финансирование книгоиздательств, для того чтобы они издавали серьёзные, некоммерческие произведения донских авторов; создание новых литературно-художественных журналов и реанимация старых. Я имею в виду не только журнал "Дон", но и старейший донской журнал "Орфей", издававшийся ещё в 1919 г. Потом, после длительного перерыва, возрождённый в 1991-ом группой молодых литераторов. Я думаю, - большинство ростовчан не знает, что в 1919 году в журнале "Орфей" печатался будущий нобелевский лауреат И. Бунин.
В последнее время в литературном Ростове наметилась тенденция по созданию неофициальных журналов, альманахов, издающихся по инициативе и за счёт средств самих участников. Уже несколько лет выходит "Мой журнал" (гл. редактор В. Исачкин), альманахи "Рукопись", "Окраина". Продолжая традиции журнала "Орфей", при литобъединении "Ростсельмаш" выходит литературно-художественный альманах "Вдохновение". Но без финансовой поддержки извне дело это сложное, убыточное и почти бесперспективное.
Вот, я думаю, те необходимые составляющих, при наличии которых и возможно появление на творческом горизонте нашей области новых громких имён. Ещё раз повторюсь, это: литобъединения, литературно-художественные журналы и издательства. Вот три кита, на которых держится литература. Писание в стол убивает творческую личность, и хоть великий мастер Булгаков уверял, что "рукописи не горят", сгореть может сам писатель! В переносном смысле конечно. Отсюда и - "Донское пепелище", как верно подметил Ю. Иванов. И не за себя тут вовсе обидно, а за державу, живущую по принципу: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем!"