Аннотация: Рассказ вошёл в мой сборник "Продавец книг".
МАЛЬЧИК И ЕГО ГНОМ
1.
- А у меня есть свой гном, - с гордостью сказал мальчик.
Я, конечно же, отнёсся к его словам совершенно спокойно, посчитав их обычной детской фантазией, потому что в его возрасте тоже любил сочинять всякие сказки и небылицы и сам верил в чудеса. Это вполне нормально для ребёнка.
- Да ну!? - с наигранным удивлением произнёс я. - Не может быть!
Мальчик засиял, удовлетворённый моей реакцией на его заявление.
- Честно. Он маленький и бородатый и носит колпачок с бубоном. Как в сказках.
- И где же ты его взял?
- Он сам пришёл ко мне ночью. Ему понравилась моя комната, и теперь он часто бывает у меня в гостях. Мы с ним дружим и играем. Он рассказывает мне разные истории из жизни гномов. Это очень интересно.
Тут мне на какое-то мгновение показалось, что мальчик говорит вполне искренне, но здравый смысл (ох уж этот взрослый здравый смысл!) тут же возоблада, и я мысленно посмеялся над собой. Надо же, гном! Хорошо ещё, что не дракон или волшебник какой-нибудь...
Мальчика я знал всего лишь несколько дней. Однажды во время своей обычной вечерней прогулки по городу случайно встретил его в тихом, уютном сквере, где он кормил семечками голубей. Я остановился и некоторое время наблюдал за ним, с грустью вспоминая своё детство и сравнивая себя с этим малышом. А он, заметив моё присутствие, вдруг повернулся и подмигнул мне, словно старому знакомому.
Я усмехнулся и подмигнул ему в ответ, а затем подошёл поближе, намереваясь заговорить с этим мальчуганом, который почему-то сильно заинтересовал меня. Что-то необычное было в его внешности - какая-то совсем уж не детская серьёзность и даже, пожалуй, мудрость во взгляде.
- Они хотят дружить, - сказал он.
- Кто? - не понял я.
- Голуби, кто же ещё.
- А у тебя есть друзья? - неожиданно для себя спросил я.
- Есть... один, - подумав, неуверенно ответил мальчик. - Но ведь настоящих друзей не может быть много, да?
- Пожалуй, - согласился я с ним. - Но порой бывает не так просто разобраться, кто твой настоящий друг. Многие выдают себя за таковых, но затем всё же выясняется, что они всего лишь притворяются и используют тебя в своих целях. Поэтому надо уметь отличать настоящих друзей от тех, которые друзьями притворяются.
- А как научиться отличать? - задал он самый правильный вопрос.
Я задумался, потому что вопрос был и в самом деле далеко не простой даже для взрослого человека. И уж далеко не каждый ребёнок догадался бы спросить об этом. Как отличать?!
- Ну... это обычно выясняется из поступков людей и проверяется в критических ситуациях, когда стоит выбор - личное благополучие или самопожертвование ради другого. Вот именно тогда-то и выясняется истинная цена дружбы.
- Понятно, - задумчиво сказал мальчик, не отрывая своего взгляда от птиц, клюющих семечки.
- Да? - я был слегка удивлён, потому что сам вряд ли понял бы подобное объяснение.
- Своди меня в зоопарк, - попросил вдруг он. - Я там никогда ещё не был.
- А что ж родители?
Он безнадёжно махнул рукой.
- Да им постоянно некогда. У отца есть свой бизнес, а мама вечно где-то пропадает - то у подруг, то ещё где...
Мальчик вздохнул, и мне стало жаль его. Если ребёнок просит незнакомого человека сводить его в зоопарк, то это означает, что в его жизни явно не всё благополучно. Так почему б не порадовать этого малыша? Зоопарк - дело нужное и хорошее.
- Отец брал меня с собой пару раз в свою фирму, но там мне неинтересно. Много людей, и каждый строит из себя самого важного. Лучше уж в зоопарк.
- Хорошо, - согласился я. - Давай встретимся на этом месте в субботу ровно в двенадцать дня. Ты разбираешься во времени?
Мальчик кивнул.
- Конечно. Я уже закончил первый класс.
Прозвучало это весьма гордо, вызвав у меня лёгкую усмешку.
- Да ты, брат, совсем уже взрослый. Так ты сможешь?
- Да. - Он опять заулыбался, но глаза его остались при этом немного грустными. Похоже, этот человечек уже успел познать немало горестей жизни, и данный факт вызывал в моей душе сильное уныние. Потому что это очень плохо, когда разочарование в жизни происходит ещё в детстве. Лучше пусть оно наступает как можно позже...
- Ну ладно, мне пора, - с сожалением сказал я, так как очень не хотел покидать этого славного малыша, явно нуждающегося в поддержке взрослого человека. - До встречи.
- До встречи. - Он вполне по-мужски протянул мне свою детскую ручонку, и я осторожно пожал её, ободряюще кивнув своему новому знакомому.
- Держись, брат.
Он улыбнулся.
- Хорошо.
Я зашагал дальше по дорожке сквера, а мальчик всё так же продолжал кормить голубей, которых собралось вокруг него больше десятка. Может быть, эти птицы хоть как-то уменьшали его душевные страдания. Он был нужен им! А ведь нет ничего хуже, чем осознание того, что Ты совсем никому не нужен в этом мире. Уж я-то это прекрасно знаю по себе...
2.
Я увидел и узнал его ещё издали. Мальчик сидел на той же самой лавочке и о чём-то размышлял, его вид был отсутствующим, но, заметив меня, взгляд ребёнка оживился. Пожалуй, в этом взгляде появилось ожидание чего-то необычного и хорошего.
- Привет, - сказал я. - Готов к походу в зоопарк?
- Готов, - весело ответил мальчик.
- Тогда пошли.
Я взял его за руку, и мы бодро зашагали по скверу в сторону ближайшей остановки. Наверное, со стороны мы выглядели как отец и сын, и где-то в глубине моего сознания промелькнуло сожаление, что на самом деле это не так. Но что поделаешь, жизнь диктует нам свои суровые условия, которые порой не очень радуют...
Чтобы самому не впасть в уныние, я стал рассказывать мальчику всякие небылицы и весёлые истории. А он задорно смеялся и совсем уже не походил на того грустного малыша, который встретился мне в первый раз.
- Ты любишь сказки? - спросил я.
- Люблю. Мой папа иногда рассказывает их мне, когда не занят бизнесом.
- А я сам сочиняю сказки.
- Правда? - Мальчик взглянул на меня с восхищением. - Так ты сказочник?
- Ну, что-то в этом роде, хотя... Взрослых людей интересуют совсем другие вещи.
- Да, у взрослых другие заботы, - посерьёзнел он. - Но ведь сказки - это тоже очень важно. Правильно?
- Правильно, - согласился я с ним, поразившись тому, как сильно схожи мысли этого ребёнка с моими.
- Только взрослые почему-то не понимают таких простых вещей. Наверное, поэтому они бывают злыми и плохими. Так ведь?
- Пожалуй, да, - опять согласился я.
- Но почему так? - задумчиво спросил мальчик.
- Не знаю. К сожалению. Да и никто этого не знает.
- Но ведь это всё очень понятно.
- Когда я был маленьким, мне тоже так казалось, - рассеянно произнёс я.
- Выходит, когда я вырасту, то тоже перестану это понимать?.. Нет, такого не будет, - уверенно заявил он. - Не могут же взрослые быть глупее детей. Ведь это явная чепуха...
Он поражал меня глубиной своих совсем не детских суждений. А ведь действительно, если задуматься, то получается какая-то чепуха. Впрочем, вся наша жизнь - одна сплошная и большая чепуха! ЧЕПУШИЩА...
На автобусе мы добрались до зоопарка и отправились смотреть несчастных зверей, которые по прихоти людей оказались помещёнными в тесные клетки и вольеры. Но разве клетка или вольер может заменить свободу? Конечно, нет! Хотя, многие звери оказались в каком-либо зоопарке в силу трагических обстоятельств, но... Кто, если не человек, чаще всего создаёт такие обстоятельства?..
Мы бродили по этому печальному псевдомиру животных и повсюду встречали грустные морды обитателей зоопарка. Наши "братья меньшие" недоумённо взирали на нас из-за металлических прутьев или через стальные сетки, словно пытались понять кто мы такие и что здесь делаем. Они, эти дети природы, испуганно метались по своим загонам или прятались от любопытных глаз посетителей зоопарка. Впрочем, иные из них подходили к нам вполне безбоязненно и ждали от нас угощений или явно выпрашивали, чтобы мы их погладили.
Мальчик выглядел вполне счастливым и радовал меня. Было приятно видеть детский восторг, вызванный осуществившейся мечтой. Я даже ощутил себя в какой-то мере волшебником, исполнившим заветное желание этого ребёнка.
- Ну, как тебе здесь? - спросил я.
- Здорово! - Его глаза излучали неподдельное счастье.
Он подолгу задерживался возле каждой клетки или вольера, внимательно наблюдая за животными, и звонко смеялся, если они вытворяли что-нибудь забавное. Он разговаривал с ними, и они, казалось, прислушивались к его словам, словно что-то понимали. Может быть, звери принимали этого человеческого детёныша за своего? Что ж, кто знает...
Время шло, и я уже начал опасаться, что долгое отсутствие мальчика дома может вызвать беспокойство его родителей.
- Тебя искать не будут?
- Нет, - ответил он.
- Точно? - на всякий случай переспросил я.
- Точно. Им не до меня.
- Кому им? Родителям?
- Родителям, кому же ещё. Но так даже лучше.
Я удивлённо взглянул на него.
- Почему?
Мальчик пожал плечами.
- Не надоедают всякими поучениями. Других детей этим просто замучивают... то нельзя, это нехорошо... А как тогда жить?
Я усмехнулся, услышав такое.
- Так уж и замучивают?
- Конечно. Прямо беда. А ты своих детей тоже всё время поучаешь?
- Да нет, брат, не поучаю. Нет их у меня.
- А что ж так? - Мальчик взглянул с сочувствием. - Не любишь детей?
- Да почему, люблю. Просто... пока что не обзавёлся семьёй.
- Понятно. Ну ничего, ещё обзаведёшься, - заверил мальчик. - Ты пока не старый, успеешь.
Я загрустил. Вспомнились все мои неудачные попытки создать семью. А впрочем, не так уж много их было, этих самых попыток...
- Да, вроде, не старый.
- Главное - найти себе человека по душе.
- Это как? - Слушать рассуждения этого человечка было крайне интересно и забавно. Признаться, мне раньше не доводилось так серьёзно беседовать с детьми, хотя, бывало, отпрыски моих друзей и знакомых высказывали мне немало всяких любопытных вещей.
- Ну... - Он задумался. - Чтобы не ссорились из-за разной ерунды и жили без скандалов. А то ведь взрослые постоянно занимаются этими глупостями.
- Да уж, здесь ты прав. Взрослые любят этим заниматься. Есть такой всеобщий грешок. Но семейная жизнь без ссор и скандалов... по-моему, это из области научной фантастики.
- Да нет, такое бывает, - поморщился мальчик. - Хотя и редко. Чаще наоборот.
- Намного чаще... - Я вдруг понял, что беседую с малышом как с равным по возрасту и воспринимаю это вполне нормально. Но ведь он же совсем ещё ребёнок! Или это вундеркинд? Хотя, кто сказал, что дети в таком возрасте ничего не понимают? Нет, они понимают всё очень даже хорошо, и, видимо, ошибка многих родителей заключается именно в том, что они считают, будто их дети ещё ничего не понимают.
В зоопарке мы пробыли почти три часа и покинули его в отличном настроении. А потом ещё погуляли по городу, и я рассказал своему маленькому приятелю немало всяких удивительных историй, большинство из которых сочинил на ходу. Я купил ему и себе по эскимо, и мы некоторое время наслаждались этим замечательным мороженым. Наконец, наступил грустный момент расставания, так как программа дня была с избытком перевыполнена.
- Ну что ж, мне пора. - Я протянул ему руку.
Мальчик пожал её с видимой неохотой, его взгляд вновь потух.
- Ты будешь рассказывать мне сказки? - спросил он.
- Конечно. Теперь, брат, мы с тобой одной ниточкой повязаны.
- Правда? - В глазах мальчика вспыхнули искорки надежды.
- Правда. Самая настоящая.
- Ну, тогда до скорого. - Он бодро зашагал к своему дому (естественно, я довёл его до самого двора), оставив меня наедине с собственными мыслями.
3.
- Он очень одинок в своём мире...
- Кто? - Я очнулся от воспоминаний о студенческой молодости, пытаясь сообразить, что говорит мне мальчик.
- Мой гном. Его там все считают чудаком.
- Это он сам тебе сказал? - Я усмехнулся.
- Ага. - Он взглянул на меня с лёгким укором. - Ты всё равно не веришь, да?
Я пожал плечами.
- Когда-то верил, а сейчас... не знаю. А ты покажи его мне, и тогда я точно поверю.
Мальчик почесал затылок.
- Ну... если он сам захочет, то покажу. Только вряд ли он захочет.
- Почему?
- Он даже не захотел, чтобы я показал его родителям.
Я развёл руками.
- Тогда, брат, извини. Я привык доверять только фактам. Жизнь научила этому.
Мальчик тяжело вздохнул.
- Взрослые все такие. А как же ты сочиняешь сказки, если сам в них не веришь.
Я задумался и понял, что этот вопрос поставил меня в тупик.
А в самом деле, как я их сочиняю? И, главное, зачем? Что хочу ими сказать или доказать? Переделать людей и весь мир? Но это же глупо и смешно! Если бы это было реально и так просто, все люди давно уже стали бы идеальными, да и мир выглядел бы совсем по-другому...
Мы вновь гуляли в городском сквере. Мальчик постоянно задавал всякие вопросы, как это обычно делают все любопытные дети, и мне порой приходилось доставать из глубин памяти знания, полученные ещё во время учёбы в школе и институте, чтобы объяснить ему те или иные явления, происходящие в природе. Но среди его вопросов встречались и такие, ответы на которые требовали совершенно иных знаний. Например, его очень сильно интересовало, откуда берётся зло и победит ли его когда-нибудь добро.
Как мог я объяснить этому маленькому человечку то, в чём ещё не разобрался сам? Откуда берётся зло? Хороший вопрос...
- Понимаешь, - начал я немного расплывчато. - Как мне кажется (а я могу и ошибаться), зло порождается нашими дурными желаниями и поступками, в основе которых лежат такие нравственные пороки, как жадность и зависть, глупость и эгоизм, жестокость и ненависть.
- А откуда они берутся? - задал он вполне резонный вопрос.
- Ну... у каждого человека по-разному, хотя всё закладывается ещё в детстве. Если родители воспитывают своего ребёнка неправильно, то у него обязательно развивается какой-нибудь из этих пороков, а то и сразу несколько. Дети с ранних лет должны понимать, что такое любовь и дружба, взаимопомощь и уважение к другим людям, жалость и сострадание, честность и благородство...
Боже, как много красивых слов! Но что все они значат для ребёнка? Способен ли он правильно воспринимать все эти понятия? Хотя мне лично кажется, что вполне способен...
- Не обижать слабых, защищать девочек, помогать старикам, - развил тему мальчик, в очередной раз поразив меня своей совсем недетской проницательностью. - Правильно?
- В общих чертах, да. Но надо так же твёрдо знать, что делать обратное - это очень плохо, это и есть самое настоящее зло. То есть, если ты, к примеру, не послушался своих родителей и сделал наоборот, то, значит, ты сделал плохо, совершил зло.
- Почему?
- Да потому что твои родители прожили намного больше, чем ты, и лучше знают, что и как надо делать, чтобы было добро. Понял?
Мальчик пожал плечами и вздохнул. Мне стало его искренне жаль, потому что я видел, как он хочет и пытается понять такие серьёзные вещи.
- Вот ты любишь кормить голубей. Так?
- Так. - Он кивнул.
- Значит, ты уже никогда не будешь стрелять в них из рогатки, как это делают многие дети.
- Мне их жалко.
- Вот. - Я потрепал его волосы. - Правильно. Они ведь маленькие и они идут к тебе, ожидая, что ты дашь им поесть. А из рогатки можно отлично стрелять по банкам, потому что им не больно. Так и во всём остальном. Если ты сам видишь и понимаешь, какие именно поступки причиняют кому-либо боль и страдания, то не совершай их. Это ведь очень просто.
- Да, это просто. - Мальчик кивнул и нахмурился. - Но взрослых тоже не всегда надо слушаться.
- Почему? - Я насторожился.
- Потому что они не всегда правы.
Прозвучало это с явным вызовом всем нам, взрослым дядям и тётям, папам и мамам.
- Конечно, они бывают иногда не правы... - осторожно произнёс я, - и это очень плохо.
- Да, это очень плохо, - грустно повторил он. - Когда отец приходит домой пьяный, он ругается и бьёт маму. Они скандалят и кричат друг на друга.
Я припомнил аналогичные картины из собственного детства... Ну почему мы, взрослые, творим такое?! Чем всё это безобразие можно объяснить? Мне захотелось как-нибудь отвлечь малыша от мрачных размышлений.
- А в какие игры ты любишь играть? - спросил я.
- Больше в компьютерные, но не во все.
- В стрелялки, наверное, разные? Да?
- Нет, стрелялки мне не нравятся. Люблю стратегии и логические игрушки. Ещё люблю играть в шахматы.
- Да, брат, это серьёзно, - искренне восхитился я и пожал ему руку. - В школу уже ходишь?
- Ага. Во второй класс.
- Молодец. Наверное, отличник?
- Не совсем. По физкультуре тройка.
- Ну это ты зря. Поверь мне, физкультурой нужно заниматься очень хорошо. В жизни надо быть сильным, чтобы в любую минуту ты мог дать отпор разным негодяям и плохим людям. Ты должен уметь постоять за себя, за добро и правду, иначе победят зло и ложь, а это будет очень плохо. Я много раз видел, что происходит, когда хорошие люди не могут постоять за себя и за свои принципы. Так не должно происходить. Ты согласен со мной?
- Да, - подумав, ответил он.
- Добро всегда должно быть сильнее зла, иначе весь наш мир превратится в зловонное болото, в котором будут хорошо себя чувствовать лишь одни болотные гниды и гады. Миром должны управлять только самые умные и самые добрые люди, чтобы всем жилось хорошо. А когда власть захватывают подлецы, негодяи и злодеи, то мир поглощает тьма, и тогда люди живут очень плохо, в нищете и горе.
- Значит, надо уничтожить всех плохих людей, - решительно произнёс мальчик, - и тогда исчезнет зло.
Я хмыкнул.
- Это всё не так просто. Понимаешь... во-первых, плохие люди часто маскируются под хороших, и их не всегда можно вовремя различить. А во-вторых, очень часто хороший человек становится плохим из-за того, что он слаб духом.
- Надо быть сильным духом. Правильно? - сделал вывод мой юный собеседник. - Папа тоже часто так говорит, но ведь он сам слабый духом, если не может пить в меру. Да?
- Да, тут ты прав. Это тоже слабость. - Я поморщился, так как сам иногда могу превысить свою норму... - Так вот, слабым людям надо помогать быть хорошими, да и плохие люди иногда прозревают и меняют свою жизнь в лучшую сторону. А если постоянно уничтожать всех плохих и слабых духом, то ты не заметишь, как сам станешь жестоким и злым, а значит, плохим. Понятно?
- Понятно. - Мальчик задумался, затем вздохнул. - Да, быть взрослым трудно. Ведь трудно жить по таким непростым правилам. Получается, что сперва надо понять, кто плохой, а кто хороший... Надо быть сильным, умным, добрым и много уметь... Но ведь не все взрослые такие.
- Да, не все. К сожалению.
Он молча покачал головой, и мы продолжили свою прогулку по городу, радуясь жизни и делясь своими наблюдениями. Мальчик оказался весьма наблюдательным и иногда поражал меня тем, что успевал заметить и разглядеть. Возможно, этому способствовало природное любопытство, присущее многим умным и способным детям. Я помню, сам был очень любознательным мальчиком и постоянно засыпал отца вопросами. Мне кажется, это очень хорошо, когда ребёнок любопытен. Это означает, что он хочет как можно быстрее понять и познать окружающий мир. А ведь многие люди до самого конца жизни так и не могут этого сделать...
- Надо показать ему город.
Я отвлёкся от своих размышлений.
- Кому?
- Гному, кому же ещё. Ему должно понравиться. Он говорил, что всегда живёт в темноте под землёй и мало бывает на поверхности.
"Опять он о своём гноме. Навязчивая фантазия? Да всё ли в порядке с психикой у этого малыша?.."
Я с сомнением посмотрел на него. Все эти чересчур взрослые рассуждения и мысли, что за ними кроется? А впрочем, нынешние дети более развитые, чем были мы в их возрасте. И это здорово! Данный факт свидетельствует о том, что эволюция Человека Разумного продолжается. Было бы гораздо хуже, если бы с каждым новым поколением люди глупели всё больше и больше...
- Мне кажется, тебе интересней играть с твоим гномом, чем с ровесниками.
Он махнул рукой.
- Да ну их! С ними же невозможно серьёзно поговорить, на уме одно баловство. А гном совсем другое дело. Он много знает всего.
- А как насчёт девчонок? Невеста уже есть?
Мальчик смущённо заулыбался, тем самым выдавая свою сердечную тайну.
- Они какие-то совсем другие. В основном вредные все и плаксы. Прямо беда...
Я понял, что он чего-то не договаривает, но не стал ничего выпытывать, а лишь опять вспомнил собственное детство, дружбу с девчонками, их вредность и вечные слёзы. Да, всё это когда-то было, через всё это пришлось пройти. Эх, детство золотое, беззаботная пора... Куда же ты делось? Куда всё ушло?..
- Мама мне говорит, давай я тебе куплю котёнка или щенка породистого. А зачем мне нужен котёнок или щенок, если у меня есть гном? Правильно?
- Ну... это совсем разные вещи.
- Конечно, разные. С щенком не поговоришь, хотя собаки тоже всё понимают. Но разве можно сравнивать собаку и гнома?
Я вынужден был согласиться, что это несравнимо.
- С гномом весело и интересно, и он считает меня большим и сильным, - похвастался мальчик. - Он думает, что я принц королевства великанов, и называет меня "ваше высочество".
И тут-то я, наконец, понял, почему мальчику так дорога фантазия о гноме (но ведь не правда же это, в самом деле?). Ещё бы! Разве никому из нас в детстве не хотелось, чтобы все считали тебя большим и сильным? Значит, всё-таки выдумка про гнома основана на каком-то комплексе. Да, пожалуй, так оно и есть. Мальчику явно не хватает признания его авторитета и превосходства, а ведь он и в самом деле развитее многих своих сверстников. Вот и появился ГНОМ - воплощение грёз и желаний ребёнка. Всё вполне объяснимо и понятно...
Мы ещё долго бродили по городу, и я показывал мальчику разные интересные и красивые места, здания и памятники, переулки и закоулки. А потом вновь наступил тот грустный момент, когда мы пожали друг другу на прощание руки и разошлись в разные стороны. И тогда пришло осознание того факта, что этот чудесный малыш почему-то очень дорог мне и что дружба с ним вносит в мою душу радость и нечто хорошее и светлое...
4.
Я не видел своего маленького друга почти неделю
Интересно, как он поживает, подумал я и решил посетить то место, где впервые встретил его. Интуиция подсказывала, что он опять может быть там.
Он сидел на той же самой лавочке и, как и тогда, кормил семечками голубей. Птицы толкались у его ног, а мальчик радостно бросал им щедрые горсти чёрных семечек и что-то непрестанно бубнил себе под нос. Он был так сильно увлечён своим занятием, что не сразу заметил моё присутствие, а когда всё же нечаянно увидел меня, то обрадовался ещё больше. Его глаза засияли, как у счастливого человека, и это сияние проникло в мою душу и согрело её, осветив всё внутри меня.
Я с грустью подумал о том, что до сих пор не имею собственного сына, с которым мог бы вот так же общаться и гулять, разговаривать о гномах и кормить голубей. От всех этих мыслей даже немного заныло сердце, и мне пришлось усилием воли успокаивать расшалившуюся нервную систему, чтобы не впасть в депрессию.
- Тебя долго не было, - с укором сказал мальчик.
- Извини, был занят и боялся отвлечься, - повинился я, и на самом деле ощущая небольшой укор совести за то, что забыл о своём маленьком друге.
Он вздохнул:
- Понятно.
- А как у тебя дела?
Мальчик махнул рукой.
- Да нормально всё.
- Как там твой гном? - Я постарался спрятать усмешку, чтобы не обидеть его.
- Гном в порядке. Я ему показывал город.
- Да? - Мне приходилось прилагать немалые усилия, чтобы говорить серьёзно. - Ну и как?
- Ему очень понравилось. Он сказал, что наш мир большой и красивый, но мы, люди, пугаем его, потому что он чувствует нашу... - мальчик запнулся, вспоминая нужное слово.
- Агрессию? - подсказал я.
- Да. Гном сказал, что люди какие-то уж слишком агрессивные и злые, и ему от этого страшно.
- Тут твой гном полностью прав.
Мальчик заметно приуныл и даже перестал кормить голубей. Я срочно начал придумывать, как бы перевести наш разговор в другое русло, чтобы вывести моего маленького собеседника из подавленного состояния.
- Но ведь не все люди злые...
- Я ему так и сказал, но он не поверил. Ну вот как его убедить в этом?! - с отчаянием выкрикнул мальчик.
Я пожал плечами, не зная, что ему на это ответить.
- Может быть, тебе надо познакомить твоего гнома с кем-нибудь из взрослых людей? Мне кажется, так он скорее сам во всём разберётся и лучше поймёт нас.
- Я ему говорил про тебя, - признался мальчик. - Но он всё равно боится. Ведь он совсем маленький!..
У меня вновь возникло сомнение в психическом здоровье этого ребёнка, всецело поглощённого своей навязчивой фантазией. Какие, к чёрту, гномы?! Нет, конечно, хорошо, что у ребёнка такое развитое воображение, но это уже что-то явно патологическое...
- Как проходит учёба? - спросил я.
- Учёба в порядке. Только, на уроках бывает скучно, особенно на "русском языке".
- Русский надо учить, брат. Это в жизни пригодится. Человек должен быть грамотным. Надо уметь правильно писать.
- Да, я это понимаю, - понуро пробурчал он.
- Ну что, может, погуляем? - предложил я.
- Да мне уже пора идти домой. Мы сегодня поедем в гости к другу отца. Они вместе в институте учились. Там есть Маришка. Она хорошая и верит в моего гнома.
- Я тоже верю.
- Нет, ты не веришь. Я же вижу. - Мальчик отвёл в сторону взгляд.
- Ты ведь взрослый. Такой же, как и все остальные.
Мне стало неловко за то, что этот умный малыш так легко разоблачил моё притворство. И у меня даже не нашлось слов в своё оправдание. Я понял, что обман здесь всё равно не пройдёт...
- А хочешь, я тебе его покажу? - заёрзал мальчик.
- Кого?
- Моего гнома.
- Как это? - растерянно спросил я. - Где?
- Прямо здесь.
Мальчик смотрел на меня насмешливо и хитро, словно наслаждался тем впечатлением, которое произвели на меня его слова.
- Давай, - я никак не мог понять, к чему ведёт этот ребёнок-вундеркинд.
"Что ж такое он задумал?.."
Не отрывая от меня своего пристального, совсем не детского взгляда, мальчик сунул правую руку под свою джинсовую курточку цвета "индиго" и достал оттуда...
Я не сразу понял, что же такое он достал, и долго всматривался в это, пытаясь осмыслить увиденное. Мой мозг просто отказывался воспринимать информацию, напрочь опровергающую привычные законы мироустройства. А впрочем, сказки ведь с самого детства сопровождают нашу жизнь. Так почему же я тупо взирал на маленькое лохматое существо с колпачком на голове, со страхом таращившее на меня свои чёрные глазёнки?
Да, глаза гнома (конечно, это был ОН!) были полны страха. Это я сразу понял, и мне вдруг стало смешно, поскольку моё внутреннее состояние тоже походило на испуг...
Итак, мы с гномом испуганно смотрели друг на друга, и длился этот "зрительный диалог" довольно-таки долго, пока, наконец, голос мальчика не вывел нас обоих из ступора.
- Ну как?
Я перевёл взгляд на своего маленького приятеля, не зная, что сказать ему. И в самом деле, какие слова можно было подобрать в этом случае? Ведь привычный мир рухнул в одно мгновенье. Мой мозг отчаянно пытался приспособиться к новым условиям существования.
Гномы есть! Они вполне реальны! Они живут рядом с нами, и это вовсе не сказка! Совсем не сказка...
Да уж, тут было чему удивляться и в чём признаваться самому себе...
Вот он, момент истины! На поверку-то оказалось, что в душе ты вполне примитивный человечек с сознанием, ограниченным рамками обыденности. А как же романтизм и жажда чего-то необыкновенного?..
- Возьми его в руки. Только осторожно.
Мальчик бережно подал мне гнома, и я едва переборол в себе сильное желание отпрянуть назад. Предательски дрожащими руками я принял от ребёнка маленькое существо и поднёс его к своему лицу, чтобы получше рассмотреть. В мультфильмах гномы выглядели намного симпатичней. В его глазах светился огонёк разума, и ошибиться в этом было просто невозможно! Пожалуй, не у всех моих собратьев-человеков встречается подобный столь умный взгляд. К сожалению...
- Он тебе нравится?
Я изобразил на лице подобие улыбки.
- Ну... симпатичный малый. А он что, понимает меня?
Мальчик усмехнулся.
- Конечно. Он ведь такой же, как и мы, только очень маленький.
- А как его зовут? - Вопрос прозвучал несколько глуповато, но я просто ничего другого спросить не придумал.
И тут гном вдруг что-то произнёс, и я вздрогнул. Голос существа прозвучал вполне "по сказочному" - он был немного скрипучим и писклявым, точно таким, как в мультфильмах про гномов.
Я растерянно перевёл взгляд на мальчика.
- Что он сказал?
- Агвай, - более разборчиво повторил гном, и мне стало ясно, что это его имя.
Что ж, вполне нормальное имя для гнома, если вообще сам факт наличия гнома здесь можно считать нормальным.
- Ладно, отдай его мне, а то он боится. - Мальчик бережно взял из моих рук своего гнома и вновь спрятал его под куртку. - Ну, пойду я, а то мама опять будет ругаться.
- Конечно, иди. Нехорошо, когда мама ругается, по себе знаю. Я доведу тебя до дома, а то мало ли...
- Ага, - согласился мальчик, и мы, взявшись за руки, зашагали по дорожке сквера.