Art of Fighting (яп. Рююко но Кэн, "Кулак дракона и тигра") - серия из трёх файтингов для аркадных автоматов от SNK, выпускавшаяся в 1992-1996 гг. Серия не так знаменита, как Fatal Fury, King of Fighters и Samurai Shodown, да и вообще файтинг не очень примечателен. Однако он внёс какой-никакой, но вклад в развитие серии King of Fighters, да и сам по себе имел определённую популярность. Поэтому имеет смысл рассказать об этой серии.
Art of Fighting
В 1992 г. была выпущена первая игра серии. Это был красочный, зрелищный файтинг с подробным сюжетом, и обе фишки сделали его популярным. В плане графики AOF выделялся крупными и великолепно отрисованными спрайтами (возможно, даже лучше, чем в Fatal Fury 2), возможностью увеличения экрана при приближении к противнику - это лучше просто увидеть своими глазами - и красивыми аренами. Красивую графику дополнили отличный саундтрек и колоритные персонажи, хотя действительно интересными были лишь немногие (возможно, кроме Рё, больше никого и не было).
Сюжет очень подробен и содержателен (в сравнении с бредовой Fatal Fury 2), хотя и прост - сестру главного героя Рё похитили, и он с другом отправился в город Сауттаун, чтобы навести там порядок. Однако, добравшись до главного злодея - человека в маске, он вынужден пощадить его, потому что, как сказала сестра, это их отец. Естественно, в игре это не показано, и интрига сохраняется до следующей части, а пока что придётся наслаждаться To be continued. По ходу сюжета главные герои разговаривают с кучей противников, причём победить их придётся в строгом порядке - случайных бойцов нельзя встретить.
А что с геймплеем? Неплох. Механика вполне нормальная, однако кажется, что персонажи слишком крупные для арен и не могут по ним так свободно перемещаться, как в Fatal Fury. Интересной особенностью является показатель духа под полоской жизни - чем он выше, тем сильнее будут суперудары. Показатель духа повышается, если зажать кнопку, и понижается, если подразнить соперника (или просто использовать суперудары - К.О.).
Соперники достаточно сложны - они имеют больше жизни и духа, а также тратят меньше сил на суперудары. Особенно сложными являются два последних соперника.
В игре существуют мини-игры - разбитие бутылок, льда или мишени. За выполнение можно открыть суперудары или повысить уровень жизни/духа.
Самым существенным минусом является то, что можно играть только за двух персонажей в режиме одного игрока. В режиме двух игроков можно драться за всех, кроме двух последних в одиночном режиме (однако этого можно достигнуть, если дойти до Мистера Бига или Мистера Каратэ и подключить второго игрока), но и тут есть минус - суперударов у других персонажей меньше, чем у главных героев.
На этом можно закончить с аркадной версией. Версия для Neo Geo заметно продвинулась в опциях в сравнении с Fatal Fury 2. Можно на старте выбирать не только уровень сложности, но и язык, а также между режимами на двух или на одного игрока (для сравнения в Fatal Fury такого выбора не было). Боссы доступны, если набрать чит-код.
Версия для Neo Geo CD не имеет CD-саундтрека. Но это не имеет значения, ведь игру портировали на такие популярные платформы, как SNES и SMD, и менее популярную, но всё же больше, чем Neo Geo, PC Engine CD. Art of Fighting для Mega Drive имеет более удобную механику и качественную для приставки графику, однако не поддерживает увеличение экрана, и спрайты в нём маленькие. Можно играть и за обычных персонажей, и за боссов в режиме на двоих. С самого начала доступны нормальные опции, хотя смущает то, что вместо того, чтобы драться с каждым персонажем на его арене, придётся выбирать перед началом игры одну из них, и так до выключения приставки. Музыка очень качественная и может поспорить по звучанию с оригиналом, хотя в некоторых местах она играет не там, где надо.
Версия для SNES, хоть и обладает графикой лучше, чем на Сеге, а также поддержкой увеличения экрана, механику имеет похуже, да и картинка более размытая, чем на SMD и аркадных автоматах. Музыка также хороша. Имеется режим, которого так не хватает версии для SMD - режим простых поединков, но не с другом, а с компьютером. Но самым главным отличием снесовской версии является то, что она наплевательски относится к концовке игры и раскрывает всю суть сюжета в деталях.
Версия для PC Engine CD тоже неплохо смотрится, не как Fatal Fury 2. Вполне нормальный CD-саундтрек, нормальное меню с выбором языка, хорошая графика, реалистичные звуки, механика на уровне оригинала, сохранена концовка. Единственный недостаток - долгие загрузки. Впрочем, если покопаться, можно заметить паршивую озвучку, несравнимую с оригинальной (что-то в духе Денди с Сегой).
Игру издали для PSN и Virtual Console. Также вся серия вошла в сборник на PS2, в виде аркадных версий.
Итог: Art of Fighting - интересная игра, во многом за счёт запоминающегося главного героя, богатого сюжета и красивой графики. В остальном же это среднего качества файтинг, несравнимый ни с титанами жанра (MK, SF), ни с другими файтингами от SNK.
Art of Fighting 2
AOF 2 был выпущен в 1994 г. В этой игре раскрыли суть концовки первой части - человеком в маске был отец Рё и Юри Такума, которого хотел использовать Гис Ховард (привет Fatal Fury!) для убийства Джеффа Богарда (и снова привет FF!). Такума отказался, и Гис нанял Мистера Бига для того, чтобы взять Юри в заложники и этим шантажировать Такуму.
Проходит два года. В Сауттауне проводится турнир "King of Fighters" (ещё один намёк на FF), и различные бойцы принимают в нём участие, включая Рё. Рё побеждает в турнире, и его забирают в полицию, которой руководит Гис. Гис предлагает присоединиться к его криминальной организации, однако Рё, хоть и не против этого, зол на Гиса из-за того, что тот угрожал его семье. Гис решает разобраться с Рё, но проигрывает, и спасается бегством. После этого следует сцена, где слуга подходит к Гису и говорит, что на его пути встал Джефф Богард (противоречит завязке сюжета). Гис приказывает убить его.
Из старых персонажей в игре исчез только Рюхаку Тодо, остальные остались. Добавили новых, и почти все намного качественнее, чем в первой части. По ходу игры нам придётся победить всех соперников, которые здесь даются не в строгом, а в случайном порядке. В конце игры - сражение с Мистером Бигом, а если не проиграть ни одного раунда, то откроется секретный и неиграбельный босс - сам Гис. Сюжетная линия подробная, но только в начале и в конце, а так, по ходу игры, просто сценки с персонажами, что по-своему весьма хорошо. У каждого персонажа есть концовка, после которой идут титры в стиле Fatal Fury Special.
Графика несколько ухудшилась. Персонажи стали бледными на фоне арен, хотя остальные особенности остались. Можно бить морду до синяков и крови, что придаёт некоторого реализма. Музыка по-прежнему качественная, тема Гиса из FF имеется в наличии.
Что касается геймплея, то он остался на прежнем уровне. Поменяли бонусные игры - теперь нужно разбивать деревья кулаками и бить врагов, однако по-прежнему можно будет сбивать мишень суперударом. Остались система духа и жизни, и того, и другого у врага больше. Главным достоинством является возможность играть за всех персонажей.
Версия для Neo Geo хороша тем, что в ней появилась настройка темпа игры в опциях, хотя главное меню по-прежнему всё та же надстройка к аркадной игре. Версия для Neo Geo CD впервые имеет CD-саундтрек.
Увы, но из основных консолей только SNES получила порт игры. Графика по-прежнему в таком же стиле, как и в первой части, управление тоже не самое удобное. Есть обычное главное меню. Помимо PS2, игра издана и на Wii.
В целом, AOF 2 смотрится чуть лучше первой части. Она убавила немного сюжета ради обычного файтинга с возможностью играть за любого персонажа. С другой стороны, в ней немного ухудшилась графика, и не изменился геймплей, поэтому нельзя сказать, что был достигнут особый прогресс в серии.
Art of Fighting 3
SNK решила выпустить ещё одну часть файтинга. Зачем - непонятно. Но выдала она игру, которая по-прежнему смотрится неплохо.
Игра оригинальна тем, что геймплей в ней использует трёхмерную анимацию. Да-да, в двухмерном файтинге. История показывает, что подобные эксперименты оканчивались провалом - вспоминаем тормознутый и несравнимый (в плохом смысле) со SF Virtua Fighter 2 на Genesis. Но в этот раз файтинг получился стоящим. Анимация вполне хороша, геймплей стал менее дубовым (в рамках трёхмерной анимации), сам по себе бой выглядит необычайно зрелищно. Сохранился такой элемент геймплея, как дух.
Другая особенность - главным героем выступает не Рё, а его друг Роберт, прежде бывший лишь вторичным персонажем. Он убегает от всех близких ему людей ради того, чтобы найти подругу детства Фрейю, и находит её в Мексике. Увы, ей заинтересован ещё один друг - Вайлер, который хочет её использовать для приготовления средства, превращающего человека в халкоподобного монстра. В историю с Фрейей замешаны другие люди, даже сам Рё, но Роберт добирается до Вайлера и побеждает его. Зелье даёт два побочных эффекта - оно действует лишь кратковременно и омолаживает сознание - Вайлер осознаёт себя 10-летним ребёнком, и Фрейя остаётся с ним, Роберт же отправляется домой.
Подача сюжета по-прежнему сильная, хотя и касается лишь главных героев. Остальные же персонажи не только не имеют сюжетной линии, но и, прямо скажем, унылы. Весьма отвратительны персонажи наподобие Вана Ко-саня (маленький толстяк). Единственным сколько-нибудь интересным персонажем является Касуми Тодо, дочь Рюхаку из первой части и перекочевавшая в KOF.
Графика и музыка по-прежнему качественны, но музыка стала более динамичной, а графика - более мультяшной и по-своему красочной. Увеличение экрана настолько беспощадно используется, что порой кажется, что это 3D-эффекты.
Третью часть не портировали ни на одну из известных платформ, исключая переиздания на PS2 и Wii. На Neo Geo появилось обычное главное меню, на CD присутствует новый саундтрек.
На выходе получается хороший, но ни на что больше не претендующий файтинг. Геймплейно он может быть лучше или просто альтернативой первым двум частям, графически, сюжетно и музыкально - достойный конкурент, а вот в плане персонажей - слабоват.
Заключение
После выхода третьей части SNK больше не выпускала игры. Оно и понятно - Art of Fighting никогда не был хитом, и сильны были в нём лишь отдельные аспекты - графика, сюжет, некоторые персонажи (в основном Рё). И всё же AOFоказал известное влияние на серию King of Fighters, да и сам по себе был заметной игрой, которая показала несколько интересных возможностей и персонажей.