Мамедов Алан Махмудович : другие произведения.

Обзор серии Fatal Fury

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Обзор серии Fatal Fury

   Fatal Fury - серия знаменитых файтингов, производившихся компанией SNK с 1991 по 1999 гг. Она является заимствованием идей Street Fighter, однако имела немало самобытных черт, благодаря которым и выделяется среди прочих файтингов. В частности, это оригинальные персонажи и более значительный сюжет, чем в Street Fighter.
  
   Fatal Fury: King of Fighters
  
   Первая часть серии, Fatal Fury: King of Fighters, вышла в 1991 г. на аркадных автоматах. Это было развитие идей первого Street Fighter, тем более, что к созданию был привлечён создатель самой игры, Такаси Нисияма, который в дальнейшем будет играть одну из ключевых ролей в SNK.
   Сюжет игры заключается в том, что за 10 лет до событий игры криминальный босс Гис Ховард убил мастера боевых искусств Джеффа Богарда. После этого сыновья Джеффа, Терри и Энди, поклялись отомстить Гису, и, спустя 10 лет, им выпал шанс сделать это путём участия в турнире "King of Fighters", который проводится в вымышленном городе Сауттаун (скопирован с Майами). Вместе с братьями в турнире принимает участие их друг, японский кикбоксёр Джо Хигаси.
   Герои достаточно легко победили многих бойцов, участвовавших в турнире, и то, что эти победы давались сыновьям Джеффа, насторожило Гиса. Наконец, после победы в финальном матче героев заносит в Гис-Тауэр (в игре того персонажа, за которого мы играем, уводят с пьедестала бандиты Гиса и силком приводят к самому боссу). Энди и Джо были слишком слабыми, чтобы противостоять Ховарду, в отличие от Терри, который сражался до последнего. Наконец, Гис падает с небоскрёба и 3 часа спустя умирает в госпитале. Складывается легенда о трёх непобедимых бойцах, которые смогли победить самого Гиса.
   Такова история событий первой части. Однако в самой игре сюжет не подаётся так глубоко. Несмотря на это, он намного сильнее, чем в Street Fighter II. После каждого боя нам показывают победные фразы (или, если мы проиграли, фразы врага), которые отличаются некоторым разнообразием и объёмом, в сравнении с короткими и одинаковыми для каждого персонажа фразами в SF. Также показывается сцена с Гисом, который комментирует наши успехи. После победы над Билли Кейном нам показывают сцену, в которой персонаж стоит на пьедестале и радуется победе, и после этого его хватают люди Гиса и приводят к нему. Тот решает разделаться с нами и убить, после чего начинается бой с Гисом. Здесь возможны две концовки: либо Гис побеждает и сбрасывает персонажа с небоскрёба (правда, нам по-прежнему предлагается продолжить игру), либо герой сбрасывает Гиса, после чего нам рассказывают об его смерти и начале новой легенды, и показывают титры.
   Персонажи в игре противоречивы: наряду с колоритными главными героями и Гисом существуют либо просто хорошие, но особо не выделяющиеся персонажи (Билли, Райден), либо вообще паршивые (Ричард Майер, Майкл Макс). Впрочем, и лучшие персонажи Fatal Fury будут хорошо узнаваемыми после выхода второй части.
   Графика достаточно примитивна, поскольку это был один из первых файтингов SNK, да и железо Neo Geo было ещё недостаточно хорошо освоено. Графика отличается некоторой нечёткостью, "мыльностью" (контуры персонажей недостаточно чётко прорисованы), дизайн не очень яркий, анимация медлительна. Стиль графики ориентирован на подражание западным боевикам, и в дальнейшем серия станет более анимешной (впрочем, для второй половины 90-х гг. это явление характерно для многих японских игр, прежде всего для PS1 и родственных ей консолей).
   Музыка не очень колоритна, в ней мало особо запоминающихся треков. Впрочем, именно в этой игре родился один из главных хитов SNK - арена Гиса. Другие треки более или менее нормальны.
   Геймплей достаточно прост. Нам дают четыре типа удара: сильный и слабый, рукой и ногой. У каждого персонажа есть по 2 суперудара, причём арсенал приёмов у всех трёх персонажей отличается лишь визуально. Можно использовать толчок (летящий кулак у Терри, дзанэйкэн у Энди и режущий удар ногой у Джо) или файрболл (соответственно силовая волна, хисёкэн и ураганный апперкот). У соперников суперудары несколько отличаются (например, Райден плюётся, причём не на весь экран, а только на близкое расстояние), и они обладают специальными способностями (Ричард может цепляться за потолок и наносить оттуда удары, а Билли может сражаться только с палкой; если её выбить, то он перестанет драться, пока ему не выдадут новую палку).
   Соперников в игре 7, не считая босса. В начале игры нам предлагают выбрать одного из четырёх врагов. Во время боя враг может прыгнуть на задний план, в результате чего для нас открывается возможность сделать то же самое и драться на другом плане. Эта фишка стала одной из отличительных черт серии, хотя на практике она мало чего стоит.
   Темп боя держится на уровне первого Street Fighter, он не быстрый и не медленный. Следующая часть серии будет более медленной, но здесь сражаться несколько более удобно.
   Играть можно только за трёх персонажей, за остальных 8 играть не получится. Даже в режиме на двух игроков нельзя будет играть за других. Однако можно устроить кооперативный режим, в котором оба игрока будут драться с компьютерным противником. Причём это происходит не так, как в Mortal Kombat (один проиграл, в бой вступает другой), а путём совместного избиения врага двумя бойцами.
   В игре есть бонусные игры, в которых необходимо будет победить в армрестлинге двух компьютерных врагов. За это нам дают бонусные очки. К сожалению, их нельзя назвать особо интересными, так как игры не очень динамичны и требуют постоянного напряжения.
   На этом можно закончить обзор аркадной версии. Она является очень хорошим усовершенствованием первого Street Fighter, но из-за того, что Запад вовсю рубился в Street Fighter II, во всех отношениях превосходивший Fatal Fury, игра заслужила славу клона SF, да и смотрелась она слабо. В принципе, играть можно, но игра утратила свою актуальность, которая и так длилась недолго. Сейчас играть стоит только преданным фанатам серии, для других игроков она интереса не представит. Никогда (или пока они не станут фанатами SNK).
   Однако глупо завершать обзор, не ознакомившись с версиями для приставок, ведь порты Fatal Fury резко отличаются друг от друга и по-своему самобытны. Fatal Fury портировали на Neo Geo, где добавился выбор уровня сложности, однако ожидать от такой консоли полноценного главного меню не стоит: есть только одна опция.
   На Neo Geo СD также вышла эта игра, но она ничем не отличается от аркадной версии, кроме наличия очень долгих загрузок. Даже CD-саундтрека, которым выделяются игры для расширения, нет.
   Версия для Sega Mega Drive, через которую многие российские геймеры и смогли познакомиться, весьма своеобразна, ведь приставка по качеству заметно ниже Neo Geo. Графика, конечно, почти близка к оригиналу, хотя очевидно, что создатели просто не использовали по максимуму возможности Neo Geo. Порезали систему планов - теперь на задний план может прыгать только враг. Убрали режим 2 на 1 и бонусные игры, а также Билли и Хва Чжэ, заменив их драками со своими товарищами. К большому счастью, порт имеет два преимущества - нормальное главное меню и полноценный режим на двух игроков, со всеми доступными персонажами. Можно даже, набрав код, играть за Гиса. Музыка похуже (в плане интересности, не технической стороны).
   Версия для SNES радикально отличается от сеговской. Графика лучше, но до аркады всё равно не дотягивает. Бонусные игры есть, и они намного интереснее оригинальных - герой разбивает шины, летящие на него. Убрали систему планов, что, пожалуй, делает бой куда более удобным. По-прежнему нет боёв 2 на 1, а режим VS. ухудшился: за компьютерных бойцов может играть только второй игрок. В целом, особо лучше снесовская Fatal Fury не может быть, если сравнивать с Сегой.
   Ещё одна примечательная платформа - компьютер Sharp X68000. Здесь музыка исполняется на такой же плохой аппаратуре, как и на Genesis, зато слушать её более приятно, не хуже, чем в оригинале. Есть главное меню. В остальном же игра ничем не отличается от аркадной версии.
   Fatal Fury была переиздана на PS2 как часть сборника классических игр от SNK и на Wii посредством сервиса Virtual Console, позволяющего играть в старые игры.
  
  
   Fatal Fury 2
  
   Fatal Fury 2 была выпущена в конце 1992 г. на аркадных автоматах. Именно эта часть сделала серию одной из самых узнаваемых, подарила миру запоминающихся персонажей и стала одним из наиболее значительных клонов Street Fighter II - да, именно с этой игры SNK стала эксплуатировать идеи второго SF, а не первого.
   По сюжету Сауттаун после смерти Гиса был очищен от преступности, а победивший его Терри (и его друзья) стал легендой среди бойцов. Ни один боец в мире не смог его победить, однако в один прекрасный момент появляется загадочный человек, готовый бросить ему вызов - Вольфганг Краузер фон Штрохайм.
   Это был могущественный немецкий боец дворянского происхождения, наводивший ужас на многих бойцов и заставлявший их подчиняться ему, за что получил кличку "Император Тьмы". Стоило ему услышать об убийстве Гиса, своего сводного брата, он решил найти человека, сделавшего это. Для этого он стал организатором нового турнира "King of Fighters", который стал охватывать весь мир, а не только один город.
   В турнире участвовало 10 бойцов, но победителем вновь оказался Терри. Краузер решил испытать его силу и послал к Терри своего слугу Лоуренса Блада. Однако Терри побеждает и его. Финальная битва началась в родном замке Краузера Штрохайм. Хотя Краузер был очень сильным, ему недоставало стремления победить, в отличие от Терри. И он вновь стал чемпионом.
   Сюжет в игре подаётся не так сильно, как в первой части. Нет, реплик в нём очень много, и они даже более разнообразны. Но они бессодержательны, и лишь финальная битва с Краузером может кого-то заинтересовать. В игре есть концовки, однако для этого придётся пройти всю игру, не проиграв ни одного раунда, да и особо интересными их назвать нельзя, они в подмётки не годятся поистине захватывающим концовкам Street Fighter II.
   Персонажей в игре всего 8 плюс 4 босса. В игру вернулись 4 персонажа из первой части (Терри, Энди, Джо и Билли как босс) и добавилась куча новых. Часть из них (Май Сирануи, Ким Кап Хван, Краузер) стали культовыми, в то время как другие персонажи (Дзюбэй Ямада, Большой Медведь) вызывают лишь уныние.
   Графика заметно улучшилась, видна серьёзная работа над ней. Она стала более детализированной, чёткой, дизайн стал более ярким. Стиль прорисовки персонажей остался на том уровне, на котором были многие игры начала 90-х гг. - они должны выглядеть реалистичными. Тем не менее, в будущем SNK покажет такие возможности железа Neo Geo, что ряд её игр войдёт в историю как игры с лучшей двухмерной графикой.
   Музыка заметно улучшилась - добавилось немало интересных треков, наиболее запоминающимися из которых оказались темы Терри и Краузера (Dies Irae, адаптированное под звуковой чип Neo Geo, вследствие чего композиция инструментальная, хотя в оригинале её исполняет хор).
   Геймплей менее интересен. Он стал более медленным - после каждого удара и особенно суперудара следует задержка, что может нервировать. Движения персонажей также замедленные. Зато добавили огромное количество суперударов, на голову превосходящее SF, многие из них оригинальны и мало повторяют друг друга, хотя старые персонажи сохранили все свои приёмы из предыдущей игры. Довели до ума систему планов: очень здорово, когда вместо путаницы, кто когда должен прыгать на задний план, используется свободное перемещение. Любой из двух персонажей может сколько угодно отпрыгивать на любой план. Это добавляет игре оригинальности, хотя особо заметной чертой это нельзя назвать.
   Бонусные игры стали веселее: нам необходимо разбивать деревянные столбы градом ударов, причём они падают на заднем плане. Немало новых арен, которые ассоциируются с разными странами. Некоторые арены двигаются (арена Терри, например).
   Играть можно за 8 персонажей. Всех их нужно победить (самого себя тоже), после чего мы сражаемся с четырьмя боссами: Билли, Акселем Хоуком, Лоуренсом и Краузером, за которых играть нельзя. После победы нам объявляют, что мы превзошли Вольфганга, и следуют титры.
   В общем: Fatal Fury 2 - очень интересный и впечатляющий файтинг. Конечно, он менее удобен в геймплее, чем SF II, да и вообще полностью копирует его идеи. Конечно, в игре слишком много акцентирования внимания на персонажах и сюжете и мало на геймплее. Однако, если подумать, то файтинг, в котором хорошо проработан лишь геймплей, быстро надоест и будет расцениваться как пятиминутная поделка, нужная лишь для убийства времени. Fatal Fury 2 даёт немало интересностей, выражающихся прежде всего в обилии сюжета (пусть и убогого) и интересных персонажей (пусть и похуже, чем в SF). Поэтому эта игра заслуживает места среди классических.
   Теперь о версиях. На Neo Geo всё осталось тем же самым - из меню есть только выбор уровня сложности (хотя это единственное, для чего нужны опции). А вот на CD-расширении наконец-то появился CD-саундтрек, очень разнообразный по количеству инструментов. Впрочем, загрузки никуда не делись, и единственный способ уладить с ними отношения - играть на Neo Geo CDZ (впрочем, приставка слишком быстро ломается из-за перегревов).
   Переиздания игры также есть на PS2 и Wii. Что касается других версий, то Fatal Fury 2 дошла до Sega Genesis и SNES. На Сеге игра не очень хорошо смотрится. Паршивая графика (впрочем, ожидать большего не получится), по-прежнему замедленный ход боя, зато система планов осталась нетронутой, и по-прежнему присутствует нормальный экран с опциями. Порт заслуживает внимания, если вы фанат Mega Drive и хотите узнать, как выглядела Fatal Fury там (или просто когда-то играли в неё). В остальном же игра слабовата.
   На SNES всё лучше. Лучше, чем на аркаде - скорость боя стала выше, драться стало удобнее. Графика приятна, хотя спрайты такие же мелкие, как и на Сеге. Если вы просто хотите хорошо подраться и любите Fatal Fury, вам подойдёт версия для SNES.
   Ещё Fatal Fury 2 портировали на Turbografx-CD, малоизвестное расширение для малоизвестной консоли. Игра смотрится странно - с одной стороны крупные спрайты и явная схожесть графики с оригиналом, наличие конфигурации управления наряду с выбором уровня сложности, с другой - графика может резать глаз, а музыка до невозможности омерзительна и сильно отдаёт NES (!). Связано это с отвратительным звуковым чипом консоли Turbografx-16, который был 8-битным. Даже на Сеге не было таких звуков. С другой стороны есть хорошая озвучка, да и музыка отчасти звучит так, как должна звучать музыка на CD, а не как на Денди. Геймплейно же порт смотрится так же, как и оригинал, что делает его совершенно непонятным - скрещение 16 бит и 8 бит на никому не нужной консоли смотрится весьма странно. Для 8 бит лучше играть на Сеге, для 16 бит - на Neo Geo. А версию для Turbografx лучше никогда не видеть.
   Версия для Sharp X68000 смотрится вполне достойно. Хорошая музыка (пусть и слабее, чем на аркаде), графика на уровне оригинала, нормальное главное меню, и самое главное - скоростной геймплей. Порт вполне может посоперничать с оригинальной версией.
   Наконец, Fatal Fury 2 портировали на Game Boy. В игре сохранили всех персонажей, несмотря на то, что консоль портативная, сделали хорошее главное меню, оригинальную графику в стиле тиби (маленькие персонажи с большими головами), а вот геймплей остался на уровне оригинала - по-прежнему медленный. Зато музыка смотрится вполне достойно.
  
   Fatal Fury Special
  
   Это аддон ко второй части, вышедший в 1993 г. Он заметно улучшает её, добавив в игру возможность играть за всех боссов, а также четырёх новых персонажей - трёх из первой части (включая Гиса) и одного из Art of Fighting - Рё Сакадзаки, как секретного персонажа. Добраться до него можно только в том случае, если не проиграть ни одного раунда, после чего, победив Рё, можно будет набрать секретный код и играть за него.
   В игру добавлена новая музыка, арены, особенно круто смотрится схватка с Гисом. В целом же это всё та же Fatal Fury 2, только заново переведённая и кишащая ещё более бредовыми и бессодержательными, но зато более весёлыми фразами. Радуют титры - вместо чёрного экрана нам показывают смешные сценки с персонажами и их реплики.
   Версия для Neo Geo хороша тем, что в ней расширили выбор уровня сложности. В версии для CD добавили главное меню, хотя в нём нет опций, а выбрать сложность можно только после нажатия кнопки "Начать игру". По-прежнему присутствуют CD-саундтрек и долгие загрузки.
   Список портов на другие платформы более обширен и обходит некоторые из тех консолей, на которые была портирована оригинальная версия. Fatal Fury Special не была портирована на Mega Drive - только на SNES. Там она смотрится вполне прилично, и в ней присутствуют опции. Ещё один порт был сделан на Sega CD. Он является полной копией оригинала, но в нём, помимо выбора уровня сложности, есть опции. К сожалению, порт "радует" тем, что в нём есть загрузки (конечно же, несравнимые с Neo Geo CD).
   На Turbografx-CD порт получился лучше, чем Fatal Fury 2. Скорость боя несколько увеличилась, также присутствуют опции (хотя настройка управления и выбор сложности стоят от них отдельно). Но всё равно нельзя сказать, чтобы порт был качественным.
   Шарповская версия игры мало чем отличается от Fatal Fury 2. Всё осталось на месте, плюс присутствуют все нововведения из оригинальной версии.
   Fatal Fury Special также портировали на портативки. Но не на геймбой, а на его конкурента - Game Gear от Sega. Графика реалистична и качественна, присутствует немало персонажей (тем не менее, всех персонажей нет, всё же портативная консоль), хотя геймплей такой же тормознутый, как и в оригинальной версии. Есть хорошее главное меню с режимом выживания, уникальным для Game Gear.
   Ещё существовала малоизвестная версия для FM Towns. По причине того, что консоль от Fujitsu была менее известной, чем даже Turbografx, этот порт забыт. Также Fatal Fury Special была переиздана на PS2 и Wii, а также доступна в сервисе Xbox Live Arcade.
   В целом Fatal Fury Special - хороший аддон, благодаря большому количеству персонажей и качественному портированию. В него играть намного интереснее, чем в Fatal Fury 2. Более того, огромное количество косяков в переводе радует намного больше, чем "грамотный" текст оригинальной версии.
  
   Fatal Fury 3
  
   Fatal Fury 2 была одной из тех игр, благодаря которым SNK добилась популярности. Она получила славу разработчика лучших с технической точки зрения игр, и начало 90-х гг. было временем наивысшего могущества компании. Однако с появлением 32-битных консолей возникли проблемы, связанные с тем, что SNK не желала выпускать свою собственную консоль пятого поколения, и это привело к технической отсталости компании. Единственное, что можно было сделать - производить более качественные игры для Neo Geo, и новые игры серии Fatal Fury будут обладать лучшей двухмерной графикой и прочими возможностями.
   Fatal Fury 3 - яркий образец такой игры. Её можно назвать одной из лучших, так как в ней практически всё сделано грамотно. Игра была выпущена в 1995 г., и она внесла заметные изменения в серию.
   Сюжет отличается от предыдущих (и будущих) частей тем, что в нём нет турнира бойцов (редкость для файтинга). Вместо этого он предлагает иную историю. Жители Сауттауна наслаждались спокойной жизнью, но внезапно появились два подростка - братья Цинь (Дзин), в которых кипела невероятная сила, и сказали, что они готовы дать свитки бессмертия любому, кто сможет победить их. И после этого жителей охватило безумие - каждый хотел получить свитки.
   Больше всего в борьбе за свитки были замешаны 10 бойцов, за которых можно поиграть. Эти бойцы, в числе которых были и те самые легенды, боровшиеся с Гисом, стали биться друг с другом, стремясь раздобыть свитки. Наконец, Терри, Энди и Джо объединяются с Блу Мэри - детективом, которая разузнала о местонахождении владельцев свитков. Однако, прибыв на место, никаких свитков не было. Был лишь пришедший с братьями человек, которого звали Рюдзи Ямадзаки. Братья Цинь заплатили ему, чтобы он убрал всякого, кто попытается захватить свитки. Началась битва, в которой Ямадзаки был слишком силён. Лишь вмешательство его злейшего врага - офицера полиции Гонконга Хон Фу дало возможность Терри уйти и сразиться с братьями Цинь.
   Но борьба с ними оказалась слишком сложной, потому что братья были одержимы демонами, и лишь случай, увёдший из братьев всю сверхъестественную силу, дал возможность Терри одержать верх. Братья сказали ему, что они лишились силы, потому что кто-то украл свитки. И этим человеком оказался Гис Ховард. Он выжил после падения, но для того, чтобы прийти в себя от такого удара, ему потребовалось 3 года. Гис был намерен вернуть под свой контроль Сауттаун, а, имея свитки, он мог бы захватить и весь мир. После этого Гис уходит со свитками, братья Цинь вынуждены бороться за них, а Терри остаётся ни с чем. Более того, Ямадзаки сумел сбежать от Хон Фу.
   Таким образом, игра оставляет за собой продолжение, которому быть. В самой игре сюжет подаётся тоже очень глубоко, но в совершенно другой форме. Нам предлагается в строгом порядке пройти через всех 10 бойцов и 3 боссов. У каждого бойца есть своя реплика, более содержательная, чем во второй части. Она произносится им во время победы и во время начала боя, если он является противником, а также при поражении. В игре глубоко раскрывается характер персонажей, даётся немало интересной информации, раскрывается смысл сюжета ближе к концу игры. Если играть за Терри, Энди или Джо, то бой с Гисом будет проводиться по-особому, а после нам будет показана заставка, в которой герой вынужден улететь на вертолёте и вступить в бой с первым боссом - Ямадзаки.
   Далее возможны четыре концовки, и зависят они от рейтинга. Чем выше он будет, тем лучше будет концовка. В первой концовке после победы над Ямадзаки Цинь Чун-сю (Дзин Тёнсю) говорит нам, что мы недостаточно сильны, чтобы бороться с ним, и на этом игра заканчивается (даже титров не покажут). Если мы получили более высокий рейтинг, то Ямадзаки говорит нам, что мы должны идти в Дельта-парк, после чего Чун-сю нас забирает туда с помощью энергетического шара, и далее следует заставка, в которой Чун-сю говорит нам, что он собирается завоевать мир при помощи свитков, и для начала он попытается разделаться с нами. После этого возможны три исхода, зависящие от рейтинга: либо мы побеждаем только Чун-сю, после чего нам рассказывают о порочности рода Цинь и показывают нормальную концовку и титры, либо сцена с поверженным Чун-сю имеет другую заставку, либо после победы над Чун-сю появляется его брат Чун-лэй (Тёнрэй) и начинается последняя битва, после которой следует всё та же концовка, но с объявлением, что мы спасли мир и двумя поверженными братьями.
   Концовки в игре очень интересны, и получить их полегче, чем во второй части. Титры очень здорово смотрятся в сравнении со второй частью, но ни в коем случае не со Special. В целом, Fatal Fury 3 имеет самый сильный сюжет среди всех игр серии.
   Персонажей всего 13, и только 5 из них вернулись. Остальные - новые. Больше всего запомнился Ямадзаки, ставший одним из самых популярных персонажей в серии, также заметный след оставила и Блу Мэри. Другие новые персонажи смотрятся слабее.
   Графика, как говорилось выше, шедевральна. Арена и задний фон гармонично сочетаются в сравнении с Fatal Fury 2, присутствует огромное количество деталей и камео. Анимация практически идеальна, дизайн очень красочный. Стиль стал более мультяшным, в нём имеются анимешные черты, что идёт вразрез с предыдущими играми. Можно выбросить соперника на передний или задний план, если арена позволяет.
   Музыка на уровне второй части. Немало интересных композиций, в том числе и ремейк темы Гиса. Запоминаются темы Терри, Май, братьев Цинь, Ямадзаки.
   Геймплей также очень качественный. Скорость игры заметно выросла, никаких серьёзных задержек после проведения ударов нет. Количество суперударов не очень высокое, хотя появились новые. Странновато смотрится система планов - после удобной системы в Fatal Fury 2 в третьей части исключили бои двух персонажей на одном плане. Теперь на другой план можно переместиться только одному персонажу для уклонения от атак врага и нанесения внезапной атаки. Причём планов три, а не два. Впрочем, несмотря на все неудобства, геймплей третьей части намного лучше, чем во второй.
   Характерной особенностью геймплея является то, что, в зависимости от полученного рейтинга, с Чун-сю можно драться на трёх аренах: в саду, возле реки или в аду. Что касается самого рейтинга, то он зависит от того, насколько результативно (кол-во пропущенных ударов и поражений) и зрелищно (гармоничное сочетание суперударов, комбо и обычных ударов) мы дерёмся. Могут хороший рейтинг дать за плохой бой, так что система рейтингов немного идиотична.
   Можно играть за боссов, чего не скажешь о второй части. Боссы наносят более сокрушительный урон, чем боссы из предыдущих частей, и их можно называть читерскими. Особенно выделяются братья Цинь, обычными ударами наносящие больше, чем другие персонажи.
   Резюме: круто. Графика, музыка, сюжет, персонажи, геймплей - SNK выжала максимум. Вот только время было уже не то - вовсю набирали популярность трёхмерные файтинги, и хиты начала 90-х гг. уже не могли набирать новых фанатов. Поэтому Fatal Fury 3, несмотря на высокое качество, появилась на закате эры двухмерных игр.
   Портировали игру на небольшое количество платформ, в отличие от первых двух частей. На Neo Geo игра немного подтормаживает, что сильно раздражает. Зато впервые появилось нормальное главное меню, с широким выбором уровня сложности и возможностью выбора языка, причём в японской версии можно сделать то же самое.
   На Neo Geo CD заметна более размытая, но блёклая графика. По-прежнему присутствуют CD-саундтрек и долгие загрузки. Подтормаживаний, в отличие от Neo Geo, нет.
   На 16-битные консоли третья часть не могла попасть - она была слишком крутой для них. А вот на консолях пятого поколения Fatal Fury 3 появилась. Но не ищите её на PS, она там не выходила. Вместо этого игра вышла на малоизвестной у нас (да и не только) Sega Saturn. Она отличается замедленным, но плавным, в отличие от той же Neo Geo, геймплеем. Официально игра издавалась только в Японии, и язык там только японский, что можно записать в минус, так как японская Fatal Fury 3 на Neo Geo имела настройку языка. Загрузки долгие из-за неумения работать со специфическим железом Сатурна, но они быстрее, чем на Neo Geo CD. Графика смазанная, как на той же Neo Geo CD, но выглядит получше. Саундтрек также взят с Neo Geo CD. В целом, порт на Сатурн не назовёшь отличным, но в него вполне можно играть.
   Fatal Fury 3 также вышла на компьютер, как и первые две части. Но не на Sharp, который вместе с прочими домайкрософтовскими компьютерами отправлялся на свалку, а на перспективную Windows 95. Именно в таком виде Fatal Fury 3 чаще всего доходила до нас, преимущественно на пиратских сборниках файтингов. Fatal Fury 3 на PC отличается более яркой графикой, чем на Saturn и Neo Geo CD, тормознутостью, как на Neo Geo и CD-саундтреком. Озвучка часто обрывается и по качеству она хуже, чем на остальных платформах. В целом, виндовская версия по-своему хороша, и лишь неудобство управления (клавиатура, не джойстик) может оттолкнуть от неё.
   Fatal Fury 3 также была переиздана на PS2 и Wii.
  
   Real Bout Fatal Fury
  
   Несмотря на шедевральность Fatal Fury 3, было очевидно, что основным файтингом SNK будет The King of Fighters, он вобрал в себя все лучшие идеи Fatal Fury и добавил немало своих, в результате чего SNK получила отличный файтинг. Сама же Fatal Fury уже не могла всерьёз конкурировать с KOF, и понятно, что серию нужно было закрывать, уступая место новой. Однако SNK оттянула гибель Fatal Fury на несколько лет, породив ещё 5 игр, которые вряд ли смогут сравниться с King of Fighters, но часть из них всё же будет достаточно интересной.
   Real Bout Fatal Fury - первая из этих игр. По сюжету это и есть продолжение Fatal Fury 3. Гис снова стал повелителем Сауттауна, и он снова проводит в нём турнир King of Fighters. Терри собирает своих друзей в кафе "Пао Пао 2", чтобы обсудить план атаки на Гис-Тауэр. В конце концов, герои нападают на Гиса, и Терри удаётся его вновь победить. Гис выброшен из небоскрёба, и Терри пытается спасти его, но Гис отпускает руку и падает вниз. Он умирает окончательно, и, хотя он будет присутствовать во многих играх, сюжетным персонажем он не будет никогда. Что касается свитков, то в Гис-Тауэр прибывают братья Цинь, и Чун-лэй уничтожает свитки, чтобы избавить род от 2200-летнего проклятья. После этого братья Цинь становятся обычными подростками.
   Увы, но сам сюжет в игре подаётся совсем слабо - есть только редкие комментарии Гиса по поводу наших успехов и концовки персонажей. С другой стороны концовки сделаны очень хорошо, даже лучше, чем в Fatal Fury 3. Если играть за Терри, Энди или Джо, то после победы над Гисом он будет выброшен из небоскрёба, в то время как в концовках за других персонажей Гис лежит поверженным.
   Real Bout Fatal Fury - несколько изменённая Fatal Fury 3. Увы, но в попытках создать что-то новое и при этом оставить те лучшие нововведения, которые были прежде, SNK сделала противоестественную смесь Fatal Fury 3 и "новой игры". Графически игра стала более яркой и мультяшной, но персонажи смотрятся как-то неестественно. Есть яркие спецэффекты, но они также смотрятся странно на фоне персонажей.
   Всю музыку из третьей части оставили, вместо того, чтобы создать новую. Хотя новая музыка всё же присутствует.
   Персонажи остались теми же, что и в третьей части. Однако Гис является боссом, а братья Цинь и Ямадзаки - играбельными персонажами. Также вернули трёх персонажей из старых частей - Билли, Дак Кинга и Кима.
   Геймплейно Real Bout выглядит не впечатляюще. Игровой процесс стал медленнее, ИИ не сбалансирован, возможность вышибать на передний/задний план пропала. Появились два новшества - две полоски жизни и возможность выбросить врага за пределы арены. Заметные, конечно, но игра выглядит более тормознутой, что не радует.
   Арен очень мало - нам предстоит победить аж трёх персонажей на одной арене, и только после этого нас перемещают на следующую арену. В конце мы дерёмся с Гисом.
   В итоге Real Bout - плохая игра. Серия уже изживала себя, но SNK решила продолжить её и сделать новее. Этого не получилось - в Real Bout намешана куча непонятных элементов. А когда существует файтинг, который вобрал в себя только лучшие стороны Fatal Fury, да ещё и превзошёл её, становится очевидным, что Real Bout смотрится абсолютно нелепо на фоне KOF. Лишь красочные концовки могут хоть как-то заинтересовать игроков.
   Порт Real Bout Fatal Fury на Neo Geo также содержит главное меню, не изменившееся. На Neo Geo CD присутствует всё то, что должно там быть. В общем, особо нового от портов ждать не стоит.
   Однако Real Bout была портирована на Playstation. Это была первая игра из серии. Fatal Fury для PS, конечно, здорово смотрится, в каком бы виде она ни приходила. Отличается расширенным главным меню и долгими загрузками. Саундтрек портирован с Neo Geo CD. Графика чуть смазана. Геймплей, к сожалению, весьма медленный. Несмотря на это, весьма интересно видеть Fatal Fury на PS1.
   На Saturn игра была портирована более качественно, чем Fatal Fury 3 и тот же порт на PS. Даже аркадная версия не обладает такой скоростью. Играть в такое весьма удобно. Правда, менюшек в игре меньше. Также остались длинные загрузки. Официально издавалась только в Японии, но зато додумались включить настройку языка.
   Также Real Bout была переиздана для PS2, PS3 (через сервис PSN) и Wii.
  
   Real Bout Fatal Fury Special
  
   SNK продолжила тянуть волынку и эксплуатировать гибнущую серию. Спустя два года после выхода Real Bout Fatal Fury в 1997 г. вышел "аддон" для неё, по факту являющийся самостоятельной игрой. Игра оказалась достаточно крутой и было видно, что SNK взялась за дело.
   Сюжета в игре не существует - обычная Real Bout завершила сюжет серии. Однако текста куда больше. Персонажи постоянно комментируют свои успехи после каждой победы, а концовки и вовсе состоят из сплошных диалогов. Реплики поданы достаточно хорошо, однако после ярких сцен и концовок двух предыдущих игр они смотрятся хуже. Зато есть отличные титры, в которых, как и в Fatal Fury Special, показаны сценки с персонажами.
   Самих персонажей стало на 4 больше - добавили Тан Ху-лу (в игре - Тун Фу Руэ), Чэня Цинь-шаня (Чэна Синзана), Лоуренса Блада и Вольфганга Краузера - все старые. Ещё есть секретные версии некоторых персонажей. Касательно линейки боёв - нам необходимо перебить 7 случайных персонажей, ведь всех их перебивать будет слишком долго, много слишком. Затем бьёмся с двумя боссами - Лоуренсом и Краузером. Если мы выполним сложнейшие условия к финальной битве - оптимальный рейтинг, ни единого поражения и гигантское количество очков - то мы получаем возможность сразиться с "самим" Гисом. Его смерть была подтверждена - перед боем с ним мы видим надпись "кошмар", говорящую о том, что Гис является всего лишь ночным кошмаром.
   Графика окончательно стала более яркой. Персонажи стали вписываться в арены, что не может не радовать. В остальном же это всё тот же Real Bout, но самостоятельность проекта делает графику куда более привлекательной.
   Музыка состоит из ремиксов из второй и третьей частей, и она смотрится неплохо. Хотя Dies Irae у Краузера мы не увидим.
   Геймплей удобен и прост: вместо сложной трёхплановой системы использовали старую двухплановую. Управлять персонажами легко. Выбрасывание с арен убрали.
   Что в итоге? Отличная игра, действительно что-то новое в серии. Вот только задумка плохая - вместо какого-либо продолжения или перезагрузки, или просто действительно масштабного специального издания, использующего все идеи из прошлых игр, вышло что-то невнятное, которое, несмотря на хорошее исполнение, совершенно непонятно смотрится на фоне прошлых частей. У игры просто нет идеи, это всего лишь стремление привлечь побольше фанатов.
   Зато порты, где нет связи с прошлыми играми, а есть просто хороший файтинг от SNK, смотрятся лучше. Конечно, порты на собственные консоли ничем не отличаются от портов Real Bout Fatal Fury. В версии для Neo Geo CD расширены опции - в частности, можно выбирать арену для игры вдвоём.
   А вот на PS игра вышла потрясающе. Она была портирована в специальном виде, под названием Dominated Mind. Концовки персонажей убрали, зато появились ролики в виде аниме, а также два новых персонажа - Альфред и Уайт, последний является боссом. Геймплей существенно ускорился, став похожим на King of Fighters. Титры, к сожалению, весьма убоги по сравнению с оригинальной версией.
   На Saturn, к сожалению, всё вышло хуже. Портировали в оригинале, издали только в Японии (с выбором языка), геймплей вообще ужасен и медлителен. Вообще получается, что хорошие порты у SNK получались через раз - сегодня мы сделаем качественный Real Bout для Saturn и отстой для PS, а завтра - всё наоборот с Real Bout Special.
   На удивление игру портировали на Game Boy. Вышло лучше, чем Fatal Fury 2. Графика сильнее, скорость более-менее сравнима с оригинальной версией, персонажи так и остались тиби. Есть главное меню.
   Наконец, имеются переиздания для PS2, PSN и Wii.
  
   Real Bout Fatal Fury 2
  
   И в очередной раз, в 1998 г., SNK выпустила Real Bout. Сюжета также нет, однако есть отличные концовки в духе первого Real Bout, в которых раскрывается немало новых подробностей о персонажах (прежде всего братьях Цинь).
   Графика такая же, как и в Real Bout Speical. Музыка по-прежнему среднего уровня, изобилует кучей ремиксов. Персонажей немного - добавили двух новых (если не считать Альфреда, в оригинальной версии Real Bout Fatal Fury Special не существовавшего) и ни одного старого. Зато один из них - Ли Сян-фэй - стала часто встречаться в KOF и появится в следующей части FF.
   Геймплей медленнее, чем в предыдущей части, ближе к первому Real Bout. Но смотрится он намного круче, ведь это не переделанная FF3, а действительно новая игра. Драться придётся, как и в предыдущей части, со случайными персонажами, а в финале - с Краузером или Гисом (определяет случай). Если выполнить такие же безумные, как и в Real Bout Special, условия - ни одного поражения, гигантское количество очков и использование большого количества атак P.Power/S.Power, то можно сразиться с Альфредом как секретным боссом. Наконец, убрали систему рейтингов.
   В итоге мы имеем хороший, добротный файтинг, но ничем особенным не выделяющийся. К счастью, после этого SNK окончательно осознала, что попытки продолжать серию бессмысленны, и решила завязать с Fatal Fury. Однако перед этим она громко хлопнула дверью, породив две весьма оригинальные игры, которые, впрочем, оказались в двух полюсах. Что касается портов, то игру портировали на Neo Geo CD и Neo Geo Pocket Color и переиздали на PS2 и Wii, о порте на Neo Geo я ничего не знаю.
   Порт на Neo Geo CD заслуживает внимания - обширное главное меню, с разными интересными роликами и режимом выживания. Под названием Fatal Fury: First Contact игра вышла на Neo Geo Pocket Color, где отличается очень крутой графикой, обширным главным меню, скоростным геймплеем и тиби-версиями бойцов. Так что порт весьма хорош. К сожалению, игру так широко не портировали, как две предыдущие части.
  
   Fatal Fury: Wild Ambition
  
   1999 год. SNK в попытках преодолеть техническую отсталость своих платформ и идти в ногу за конкурентами, вовсю эксплуатировавшими 3D, решила для своего нового автомата, Hyper Neo Geo 64, выпустить игру, которая должна была стать настоящим хитом - Fatal Fury: Wild Ambition. Эта игра должна была порвать всех конкурентов, потому что на хорошем трёхмерном файтинге можно было нажить большие деньги. Этот обзор покажет, что игра действительно стала очень запоминающейся.
   Начнём с графики. Эта квадратная оптимизация, эти обрубленные полена вместо персонажей, эти задники, говорящие нам о двухмерном Fatal Fury, нежели о шикарных задниках Теккена - это так шедеврально!
   А анимация! Как в настоящем двухмерном файтинге! 3D-файтинг, использующий противоестественную, быструю анимацию! Всё это полностью убивает желание играть, и автомат с Wild Ambition необходимо сдать в утилизацию.
   Тем не менее, игра представляет большую ценность для фанатов. Это собрание всего лучшего, что было в серии. Все важнейшие персонажи присутствуют (хотя и добавили двух новых, да и далеко не все важнейшие - нет Краузера, скажем). Всё тот же качественный дизайн, озвучка суперударов, дух Fatal Fury. Вполне пристойная музыка, всемирность соревнования (из Fatal Fury 2). Да и сама попытка сделать серию трёхмерной интересна и любопытно взглянуть на то, как выглядели Терри и Энди в 3D.
   А порт на PS выдался ещё лучше. Появились качественные, уровня раннего Dreamcast, ролики, в которых во всей своей красе раскрывается сюжет серии. Естественно, он относится к самой первой части, но с добавлением Май, Кима и Ямадзаки. Добавили двух новых персонажей, одним из которых является сам Рё, внешность которого сильно изменили в соответствии со временем игры (типичный вид Рё относится к началу 80-х, а в Wild Ambition действие происходит в 1991 г.). Игру также переиздали для PSN.
   Wild Ambition - позорное пятно в истории файтингов и в то же время пример лучшего фансервиса. Это поистине выдающийся и ужасающий файтинг, и SNK действительно сделала одну из самых оригинальных игр в своей истории.
  
   Garou: Mark of the Wolves
  
   А вот в том же 1999 г. вышла действительно выдающаяся игра, ставшая одной из наиболее уважаемых игр SNK. По сюжету действие происходит спустя 10 лет после событий первого Real Bout. Гис умер, и Сауттаун только облегчённо вздохнул. Хотя ему пришлось пережить разрушение, подробности которого есть в KOF 2000, город заново отстроили, и он стал только процветать, не испытывая никаких проблем с преступностью.
   Однако в один прекрасный день город получил нового преступника - Кайна Р. Хайнляйна, решившего не только взять под свой контроль Сауттаун, не только вернуть в него бойцовские турниры, но ещё и сделать независимым государством на манер Гонконга или Сингапура. Однако главные события разворачиваются вокруг турнира "King of Fighters: Maximum Mayhem", в котором приняло участие новое поколение бойцов. Среди них был и Терри, и его приёмный сын - Рок Ховард, отцом которого был Гис.
   По мере прохождения турнира Терри и Рок сталкиваются друг с другом. Но Терри почуял что-то неладное, и матч так и не состоялся. Оба пошли в руины, и наткнулись на загадочного бойца - Гранта. Терри побеждает его, но Грант замечает Рока, и говорит, что он сын Гиса и Мари. Рок спрашивает, откуда он знает об этом, но умирающий Грант отсылает его к организатору турнира - Кайну. Терри отправляет Рока одного, так как сам устал от битвы.
   Рок добирается до особняка Кайна и, на удивление, не встречает никакой охраны. Более того, он видит постоянные портреты его матери. Наконец, он добирается до Кайна, и тот открывает ему тайну, что собирается продолжить дело Гиса и вновь вернуть Сауттаун к преступной столице. Рок не разделяет с ним этого, и спрашивает, причём тут его мать. Кайн говорит, что это его сестра - соответственно, он дядя Рока.
   Начался бой между Роком и Кайном, и Рок выигрывает, причём с такой жестокостью, что разрушает особняк Кайна. Кайн впечатлён этим, и он предлагает Року стать его партнёром. Но только после того, как Рок узнаёт, что его мать может быть живой, он соглашается на это. Терри тем временем добирается до особняка, и он крайне огорчён решением Рока. Но это единственный способ Рока узнать о его прошлом, и Терри считает, что он должен это сделать. После этого Кайн и Рок начинают работать вместе.
   Подача сюжета очень интересна: каждый персонаж отмачивает комментарии в адрес каждого поверженного врага, а на шестом бою он начинает драться с сюжетным соперником (Рок - с Терри, Ким Чжэ Хун - с Кимом Дон Хваном), где имеются диалоги. Есть весьма содержательные концовки, суть сюжета.
   Персонажей в игре немало, но они являются лишь копиями прежних, а то и вовсе сборищем стереотипов (ярчайший пример - Гато). Со временем к ним можно привыкнуть, но в целом персонажей нельзя назвать особо интересными.
   Музыка также посредственна. А вот графика сделана качественно. Она стилизована под King of Fighters: спрайты стали меньше, анимация стала более похожей, оформление персонажей также напоминает об этом. Дизайн красочный и ещё менее реалистичный, чем, скажем, в Real Bout 2.
   Геймплей крайне удобен, за что игра и получила славу. Быстрый, грамотно реагирующий на действия игрока процесс, а также куча новых возможностей - вернули рейтинги, добавили возможность усиления персонажа (если он потеряет определённое количество энергии, то включится специальный режим, обозначаемый меткой. Если уровень здоровья её достигнет, то начнётся) и контрудар, если блок вышел удачным. Всего придётся победить 5 случайных соперников, затем сразиться с сюжетным и боссом - Грантом. Если выиграть все раунды с рангом ААА, то можно будет победить и Кайна, и открыть концовку для персонажа.
   В общем, Garou хороша, хотя и имеет немало минусов, главным из которых являются плохие персонажи. Что касается портов, то игра была издана на Neo Geo, Dreamcast и PS2, а также переиздана для Xbox Live Arcade. К сожалению, пока что нет переиздания на Wii.
   Основным достоинством порта для Neo Geo является вменяемое главное меню - в нём появился режим тренировки, наряду с прошлыми режимами. Версия для Dreamcast ухудшена более медленным геймплеем, но зато в ней появился режим галереи и более качественная графика. Наконец, версия для PS2 характерна более быстрым геймплеем и возможностью игры по сети.
  
   Эпилог
  
   После Garou серия окончательно прервалась. Теперь Fatal Fury - удел патинко (азартных игровых автоматов, сочетания обычного "однорукого бандита" и компьютерной игры), хотя, несмотря на убогость данных "игр", они отличаются мощной трёхмерной графикой. Правда, в 2005 г. появились слухи о выходе Garou 2, но через несколько лет никакого Garou не было.
   Будущее серии может быть только в виде перезагрузок или продолжения Garou. Во всех остальных отношениях Fatal Fury уступает King of Fighters, и особых перспектив у серии нет.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"