Самое время рассказать про историю Японии. В отличие от многих людей, которые думают. что Япония - особенная страна, я не буду этого делать. Я расскажу о Японии с марксистской точки зрения, потому что теоретически она единственная правильная. Думаете, я - верующий в марксизм? Ничего подобного. Просто рассуждать о Японии, не говоря об её природе, о социально-экономических факторах как первичных - глупо. Напротив, Япония, как и все страны, развивалась биосоциально - ведь человек - это биосоциальное существо. И поэтому в Японии природа породила экономику и общество, а они - политику и культуру. Если вы думаете иначе, то вы делаете смертельную ошибку, так как большинство теорий (позитивизм, постмодернизм, структурализм, неокантианство и др.) высосаны из пальца или неглубокие. Ладно, хватит всего этого, начинаем.
Япония появилась в IV-V вв. на территории между равниной Канто на северо-востоке и Северным Кюсю на юго-западе. Эти земли были самыми плодородными, и в них были лучшие условия для искусственного орошения. Таким образом, потребность в искусственном орошении из-за малого количества осадков привела к тому, что в Японии было необходимо крепкое государство, которое могло бы поддерживать ирригационную сеть. Естественно, это вело и к проблемам - внутренний рынок Японии формировался слабо, так как страна была разбита на множество изолированных, изрезанных горами, держащихся только за счёт мощной оросительной сети, поддерживаемой государством, регионов. Тем не менее, изначально в Японии сформировалась стандартная восточная деспотия Ямато с императором во главе.
Традиционно император был скорее верховным жрецом, чем правителем. Такая система сложилась из-за того, что в социально-экономических условиях Японии было тяжело оформить мощную монархию по образцу китайской - в Японии не было столько осадков, не было таких мощных рек, как Хуанхэ и Янцзы, не было тотальной власти, способной поддерживать столь крупную ирригационную сеть. Поэтому и императорская власть уже в VI в. стала номинальной - всем распоряжался глава рода Сога, приближённого к императору. Традиционно сакрализированный император Японии больше становился божеством, чем правителем, и с политикой был связан мало, поэтому императорская династия в Японии до сих пор одна и та же. Ведь слабого и ни на что не влияющего, но легитимного и священного правителя нет смысла убивать, поэтому императоры ни на что не влияли и никогда не были свергнуты.
Если в Китае было очевидно, что нужен сильный правитель для поддержания ирригационной сети, то в Японии концепт "император" заменял аналогичный для Китая "Небо". Разница в том, что император был человеком, в отличие от абстрактного Неба. В Японии смешались официальная императорская власть и неофициальная власть сильнейшего рода. Вплоть до XIV в. императоры периодически вмешивались в дела правящих родов. И всё же власть в Японии была типичной восточной деспотией, однако время от времени она переходила из рук в руки, причём без насилия - то император управлял страной, то какой-либо могущественный род (Тайра, Фудзивара, Минамото, Ходзё), то буддийское духовенство. Переменчивость власти в Японии при сохранении единства государства была обусловлена тем, что классическая восточная деспотия, где во главе всего стоял монарх, власть которого была обусловлена сверхъестественными силами, в Японии была выражена не так явно - в отличие от тотальной императорской власти в Китае в Японии была куда более слабая экономика, меньшее население, малая территория, изолированность от врагов (островное положение). Ранняя монархия IV-V вв. отличалась в целом усиливающейся властью императора. Но это было крайне относительно, и в Японии с VI в. сложилась система государства, при котором, несмотря на экономическое процветание и централизацию, шла борьба между императором и рядом родов, причём мирная. Государственно-надельное землевладение противостояло частному, но оно имело привычку разрастаться и вытеснять наделы и государственные хозяйства, становясь фактически новым государственным, а затем его вытесняло такое же частное землевладение.
Японская государственная система изначально подразумевала в себе что-то схожее с китайской, но с VI в. началась бесконечная смена правящих вместо императора родов. Сильный обожествлённый владыка не требовался - в Японии, где аграрные отношения были более разрозненными, чем в Китае, в силу природы, и требовали меньше усилий по поддержанию ирригационной сети, изначальная императорская власть, возникшая из сильнейшего первобытного рода в IV-V вв., впоследствии стала вытесняться другой властью, так же, как и когда-то первые императоры, забиравшей всю землю и правившей страной от имени императорской династии. Не нужно было такое всемогущество монархов, как в Китае - напротив, нужны были скорее верховные жрецы как главы государства.
И всё же становление Японии в VI-XIV вв. сопровождалось постоянной борьбой за землю. До XIV в. императоры периодически вытесняли роды Сога, Фудзивара, Ходзё. Это сопровождалось излишней деспотизацией власти этих родов и разорением многих крестьян. Однако императорская реальная власть была лишь временной - до появления нового могущественного рода. Таким образом, Япония развивалась по обычным восточным циклам - от возникновения государства до упадка, затем циклы без конца повторялись. Национальной особенностью этих циклов в Японии было то, что изначально возникшая сильная императорская власть, ослабев, осталась неприкосновенной как высшая религиозная. Хотя император мог вмешиваться в дела Японии, во многом это было связано с упадком родов Сога, Фудзивара и Ходзё, либо с недостаточными личностными качествами некоторых глав родов, оттеснявшихся более волевыми императорами.
Таким образом, можно объяснить переменчивость власти в Японии тем, что циклическое развитие государства было связано с расцветом и упадком родов, причём в периоды упадка императорская власть периодически становилась реальной. Изначально, при формировании государства Ямато в IV-V вв., императоры усиливались, но довольно быстро род Сога взял верх в силу превосходства его экономической мощи над императорской. Так случится и с будущими родами, но Сога не свергли императора и сами таковыми не стали. Император уже был сакрализованной личностью, и его свержение грозило роду Сога тяжёлыми последствиями. Это походило на мандат Неба в Китае, однако "лишение" мандата (то есть упадок императорской власти) приводило к междоусобицам, а в Японии подобное "лишение" приводило к тому, что японское "Небо" - император - становилось реальной силой, причём во многом соперничающей с приходящим в упадок родом. Так было при упадке Сога в первой половине VII в., Фудзивара во второй половине XI в., Ходзё в первой трети XIV в.
Складывание полноценного сёгуната Асикага (без сиккэнов) на рубеже XIV-XV вв. было новым циклом, и упадок рода во второй половине XV в. привёл к крупным междоусобицам, впрочем, длившимся также около 100 лет - в XVI в., в основном в первой его половине. Императоры порой предпринимали реальные действия, наподобие Огимати на рубеже 60-70-х гг. XVI в. Тем не менее, с 1572 г., после свержения Асикага, Япония вновь стала объединяться под властью сначала Нобунаги и его сторонников, затем, после 1598 г., под властью рода Токугава.
Власть сёгунов Токугава пришла в упадок в XVIII в. Однако, в отличие от Асикага и Ходзё, при которых стала усиливаться власть отдельных даймё, большинство даймё оставались на стороне Токугава. Напротив, оппозицией стали разорённые крестьяне и самураи, зависевшие от торгово-ростовщических домов. Эти дома стали основой для возглавления оппозиции вместе с немногими оставшимися соперничающими даймё и кулачеством.
В итоге вся оппозиция сплотилась вокруг императора Комэя в середине XIX в., с 1867 г. - вокруг наследника Мэйдзи. Вмешательство Запада и соглашательская политика сёгуна окончательно подорвали к нему доверие, и в 1868 г. сёгунат был свергнут.
Не следует думать, будто бы в Японии произошла "буржуазная революция", а ещё до того "складывался капитализм". Мануфактуры были государственными - правда, в условиях оппозиционности купцов Токугава сами эти купцы были своеобразными правителями или кучковались вокруг других региональных правителей. С 1868 г. стала складываться система дзайбацу (после ВМВ - кэйрэцу) - крупнейшие торгово-ростовщические дома сгруппировались вокруг императора и правительства и стали экономически снабжать их, становясь хозяевами Японии. Создавалась единая система, когда император, правительство, парламент, тайный совет и дзайбацу совместно стали руководить страной. По сути все дзайбацу были государственными компаниями, но не столько созданными государством (как чеболи в Южной Корее), сколько намертво связанными с ним.
Ничего принципиально нового в Японии не происходило на рубеже XIX-XX вв. Это была всё та же восточная деспотия, но в условиях мирового рынка она должна была перенимать передовые достижения Запада в военной и гражданской технике и создавать более мощную экономику и армию. В принципе, модернизация и заимствования странами Востока, в том числе и между собой, были известны очень давно - на Ближнем Востоке со времён эллинизма или даже чуть раньше стали заимствовать передовые достижения греческой и индийской науки и культуры, осваивать экспортные, завезённые из Индии сельскохозяйственные культуры, улучшать военное дело - в частности, использовать индийских слонов.
Но это были лишь внешние заимствования, не менявшие природы страны. Япония оставалась восточной страной. Вопрос лишь в том, как происходит её циклическое развитие с XX в. Несмотря на разорительную Вторую Мировую войну, Япония смогла выкарабкаться из экономической и сохранить всю ту же государственную систему благодаря торговле с США. Выросли крупные города - Токио-Йокогама, Осака-Кобэ, Нагоя, Хиросима, Киото, которые в основном развивались на экспорт, минуя внутренний рынок, в пределах которого хозяйство было и является весьма скромным. Торговля с США и другими капиталистическими странами привела Японию к невиданному процветанию, но лишь в пределах крупнейших городов и только определённой части населения. Между тем, развитие японской экспортной экономики в 50-80-е гг. было основано на всё том же принудительном восточном труде, что и прежде, что привело к смене сверхбыстрого роста в 80-е гг. замедлением темпов развития. С 90-х гг. Япония находится в застое, переходящем в упадок, многие рабочие уже не выносят принудительного труда, поэтому в обозримом будущем возможны серьёзные экономические проблемы для Японии.