В этой книге будет рассказываться не только история территории, на которой находились Древний Израиль и арабское население Палестины, но и еврейской культуры, которая долгое время развивалась за рубежом. Также будет рассказано об Иордании как исторической части Палестины.
Природные условия и население
На территории Израиля и Палестины климат засушливый, а река Иордан не является водной артерией страны. Земли малоплодородны.
Уже древнейшее население Палестины было семитским - с III тыс. до н.э. Оно делилось на многочисленные племена. На рубеже II-I тыс. до н.э. в ходе действий "народов моря" появляется народ хапиру, ставший основой евреев. Евреи заселили западный берег Мёртвого моря и реки Иордан, но поначалу они делились на иудеев и израильтян, которые во многом были племенами.
С конца IV в. до н.э. в Палестину проникает большое количество греков. Однако общая многоплеменная структура не затрагивается. Иудеи становятся наиболее развитым народом и образуют ядро евреев. Это продолжается до VII в. н.э., когда Палестину завоёвывают арабы и арабизируют местное население. Вместе с тем поощряется репатриация евреев из других стран. Вследствие тотальной эмиграции из Иудеи меняется расово-языковой облик евреев, возникают многочисленные еврейские субэтносы, частично слившиеся с местными народами. Тем не менее, и в Палестине остаётся определённая еврейская диаспора.
С конца XIX в. в результате высокого роста национального самосознания евреев возникает сионизм, в своём умеренном виде предполагающий выделение для всех евреев государства в исконных землях. Палестину начинают заселять евреи. Однако после 1920 г. Палестина делится Англией на собственно Палестину и Иорданию, где евреям было запрещено селиться. С 1939 г. запрещается всяческая иммиграция евреев в Палестину. Однако в 1948 г. создаётся государство Израиль. Также было решено создать государство Палестина, но радикальные сионисты сразу же разгромили его и с 1948 г. проводится политика по уничтожению арабов на территории Израиля и Палестины. Вместе с тем происходят прогрессивные мероприятия по развитию израильской нации - ликвидируются языковые различия, был возрождён древний язык иврит, который стал современным официальным языком Израиля.
Часть 1. Палестина до евреев
Древнейшие следы человека относятся к эпохе нижнего палеолита. В мезолите возникает натуфийская культура (XI-X тыс. до н.э.). Это одна из древнейших земледельческих культур. В VII тыс. до н.э. возникло крупное земледельческое постоянное поселение Иерихон, по размерам сравнимое с городом. Гончарное производство начинает развиваться позже - в V-IV тыс. до н.э., а в IV-III тыс. до н.э. начинает развиваться добыча меди.
В первой половине II тыс. до н.э. уже развивается бронзовое производство. Возникает объединение гиксосов, в котором уже выделялась знать. Но в XVI в. до н.э. Палестина завоёвывается Египтом, превращаясь в источник добычи, в первую очередь рабов. Тем не менее, на территории Палестины возник ряд мелких протогосударств, в первую очередь Иерусалим и Мегиддо, которые находились в вассальной зависимости от Египта.
В конце XIII в. до н.э. "народы моря" проходятся по Палестине и с трудом сдерживаются Египтом. Несмотря на поражение, часть их - евреи - осела в районе Иерусалима и стала создавать Иудейское царство. В XII в. до н.э. Египет теряет влияние над Палестиной, и местные племена и протогосударства становятся независимыми.
Часть 2. Древний Израиль
Глава 1. Политическая история
Доцарская эпоха
В XII-XI вв. Иудея управлялась "судьями" - выборными должностными лицами, иногда вождями. Иудеи некоторое время были кочевым племенем, но быстро перешли к оседлости и создали протогосударство с центром в Иерусалиме. Местное население стало дискриминироваться, но в силу близости языков быстро слилось.
Постепенно рост племенной знати приводил к слиянию иудейских племён в государство. Этому также способствовало соседство с Филистией - племенным союзом филистимлян (от этого названия происходит слово "Палестина") с центром в Газе, который враждовал с иудеями.
Наконец, в конце XI в. один из племенных вождей Саул объединяет иудеев для разгрома филистимлян.
Израильское царство
Саул был избран на народном собрании царём и начал поход на филистимлян. Но первые успехи сменились неудачами, и возникла смута, в ходе которой Давид сверг Саула и основал свою династию. Давид создал мощное государство с центром в Иерусалиме, который превратил в крепость. Давид начал масштабные походы в окружающие земли, прежде всего на Филистию, и завоевал множество территорий, создав крупное государство. Он безжалостно разделывался с врагами.
Соломон продолжил политику своего отца, он создал 12 провинций, расширив бюрократический аппарат, создал регулярную армию. Однако при Ровоаме (928-925 гг.) Израиль как довольно непрочное государственное объединение, скреплённое только силой оружия, распался. Возникает два еврейских государства - Иудея, где продолжали править потомки Давида, и Израиль со столицей в Самарии.
Падение Израиля и Иудеи
Израиль был нестабильным государством, и его сотрясали внутренние смуты, поэтому он был быстро покорён ассирийцами в 722 г. Иудея держалась дольше, имея исторически крепкую основу. Лишь в 597 г. она была завоёвана вавилонянами, и с тех пор вплоть до II в. до н.э. Палестина стала переходить от одной империи к другой.
Глава 2. Экономика и социально-экономические отношения
Земледелие и скотоводство в XII-VII вв. до н.э. были малопродуктивными занятиями, распространены не везде, было много кочевников, а не оседлых скотоводов. Города больше были крепостями, чем торгово-ремесленными центрами, и лишь Иерусалим и Самария играли определённую роль в транзитной торговле. Земледелие было чисто мотыжным, хотя богатые крестьяне имели плуг. В силу развития городов начало развиваться ростовщичество, закабалявшее крестьян. На территории Иудеи и Израиля господствовало классическое государственное, условное (знатное) и жреческое (левитское) землевладение. На фоне бедности населения и его закабаления появлялось мессианство - ряд пророков, не признанных официальным культом Яхве, гласил о пришествии мессии, избавителя человечества от зла. Мессианство было характерно для многих восточных народов, но в Палестине оно в основном распространялось на локальные племенные группы.
Глава 3. Наука, религия и культура
В IX в. до н.э. евреи заимствовали у финикийцев алфавит. Современное еврейское письмо возникло в VI в. до н.э., когда было воспринято квадратное арамейское письмо в Вавилоне.
Основной вклад евреев в культуру и религию - Танах (Ветхий завет в Библии). Танах писался с XIII по II вв. до н.э. и позже оформился в источник иудейского вероучения. Как памятник культуры Танах вобрал в себя или имел схожие сюжеты ряда народов Ближнего Востока и отражал историю еврейского народа. Вместе с тем Танах стал излагать основы монотеизма. Вначале культ Яхве, бога Иерусалима, распространялся среди иудеев и израильтян как верховный, при сохранении политеизма. Этот политеизм возник ещё в бронзовом веке у ханаанеев (общее название для палестинских племён).
Но постепенно Танах всё больше кодифицировался, создавал единую систему вероучения в VII-VI вв. до н.э. Иезекииль, иудейский аристократ, живший в Вавилоне во время "вавилонского пленения" (в 597 г. Навуходоносор II обратил часть евреев в рабство, часть, в основном верхушку, переселил в Вавилон для ослабления сопротивления), изложил суть иудаизма как национальной религии евреев, богоизбранного народа. Должно существовать Израильское царство во главе с мессией, потомком Давида и в нём достойны жить только те, кто поклоняется исключительно Яхве. Таким образом, евреи становились богоизбранниками и выше всех остальных народов, а бог был одним.
Значительным архитектурным памятником был храм Соломона (Первый храм), сооружённый в X в. до н.э. Но о нём нельзя судить достоверно. Во всяком случае, богатство иерусалимской знати и жречества, транзитная торговля через Иерусалим позволяли построить крупное святилище Яхве. Однако никаких археологических раскопок не проводилось.
Часть 3. Палестина в VI-III вв. до н.э.
Завоёванная Киром II, Палестина приобрела привилегированную храмовую общину иудеев, элита которых вернулась из плена. Храм Соломона, разрушенный в 586 г., был восстановлен в 516 г. (Второй храм) Иерусалим стал самоуправляющимся городом, вокруг которого постепенно стали объединяться палестинские племена. Однако гебраизация этих племён была слабой, так как они были слабо связаны экономически с Иерусалимом, их хозяйство оставалось примитивным. Культ Яхве всецело распространился по Иудее и Израилю, за их пределами Палестина не поклонялась ему.
После похода Александра Палестина вошла в его империю. В III в. до н.э. Палестина была основным местом боевых действий между Египтом и Селевкидами. Наблюдается высокое экономическое развитие Палестины: в традиционные крепости местных народов проникают греки и создают транзитные торговые пункты. Однако сельская местность остаётся нетронутой.
Часть 4. Иудея во II в. до н.э. - 136 г. н.э.
Во времена правления Антиоха IV Селевкида (175-164 гг. до н.э.) в ходе войны с Египтом Антиох конфисковал имущество Иерусалимского храма, после чего начал насильственную эллинизацию и гонения на иудеев. В 166-142 гг. до н.э. начались массовые выступления иудеев, направленные на достижение независимости. В конце концов, в связи с ослаблением Селевкидов, в 142 г. Иудея добилась независимости. В ней сложилось государство Хасмонеев, которые начали масштабную политику иудизации и гебраизации местного населения, сделали Иерусалим центром Иудейского царства и проводили колонизацию окрестных земель иудеями.
При Александре Яннае (103-76 гг.) государство Хасмонеев достигло вершины могущества. Оно охватывало почти всю Палестину, ставшую впоследствии называться Иудеей. Однако, как и всякий восточный деспот, Александр истощил ресурсы государства, после чего оно стало приходить в упадок. Иудаизм стал делиться на течения саддукеев, фарисеев и ессеев. Ессеи были выразителями религиозного дуализма, деля иудеев на сынов света и тьмы и призывали к демократическим общинам, живущим скромной жизнью. Учение ессеев было популярно среди большинства населения и в целом было связано с общим разорением ближневосточного населения и стремлением его к спасению. Однако ессеи не стремились бороться и действовали мирно. Фарисеи также настаивали на преобразованиях, но опирались на мелких и средних землевладельцев и ремесленников, фарисейство стало опорой реформирования иудаизма в будущем и развития на основе их учения. Саддукеи были опорой Хасмонеев и представляли элиту Иудеи, они считали, что фарисейское толкование закона Моисея должно быть запрещено, необходимо строго соблюдать Тору как важнейшую часть Танаха. Саддукеи также покровительствовали эллинизации, чем вызывали возмущение фарисеев.
В 90-84 гг. фарисеи подняли восстание, которое было подавлено Александром. Однако начался упадок царской власти, и наследники царя стали воевать друг с другом. Они обратились к Риму за поддержкой, тем самым началось завоевание Иудеи Римом. В 63 г. Помпей взял Иерусалим и превратил Иудею в вассальное царство, отторгнув от неё северные территории. Гиркан II стал единоличным правителем, однако в 40 г. его свергла парфянская партия. В 37 г. римская партия возвела на трон Ирода I Великого, который попытался укрепить царство, возвёл ряд крепостей, разместил столицу вдали от Иерусалима, в Геродионе, продолжал опираться на саддукеев и покровительствовал эллинизации, но это вело к превращению Иудеи в провинцию Рима.
Однако в 4 г. н.э. Ирод I умер, и его царство было разделено между тремя сыновьями. В I в. н.э. Рим присоединил все иудейские царства к себе, и создал провинцию Иудея.
Деятельность Иисуса Христа в контексте истории Палестины, в отрыве от Евангелия, нужно описывать несколько иначе. Предположительно, Иисус родился на рубеже I в. до н.э. - I в. н.э. и умер через несколько десятилетий. Но даже если историчность Иисуса сомнительна, то факт реального существования его учеников (апостолов) и распространения христианства в I-II вв. говорит о том, что был один из многих восточных пророков, распространявших свои мессианские учения на Ближнем Востоке и завоёвывавших популярность. Этот пророк смог наладить связи с греческими городскими кругами и ненавидевшими иудеев покорёнными народами и распространить своё учение в Палестине, а из неё через своих греческих и других учеников - во многих городах Ближнего Востока и даже Средиземноморья. Искавшие постоянного спасения и ухода от деспотичных властей, большинство крестьян и горожан стали принимать христианство и создавать религиозные общины. Таким образом, на территории Палестины стало распространяться христианство. Иудаизм же, сугубо еврейский, мог быть исключительно национальной религией, которая, в силу классового расслоения евреев, делилась на три течения. Неоднородность фарисеев породила более радикальные их разновидности - зелотов и сикариев.
Однако все эти конфликты христиан, иудейских течений, других палестинских народов и вмешательство в них Рима привели к тому, что Рим начал постепенно уничтожать всякую независимость Иудеи. В 66-74 гг. произошла Иудейская война, в ходе которой в 70 г. был разрушен Второй храм. В конце концов, Рим полностью установил своё влияние, лишил Иудею независимости к 90 г. н.э. и начал устраивать гонения на иудеев. Попытки их восстать снова в 116 и 132-136 гг. привели к выселению верхушки из Иерусалима и переименованию Иудеи в Сирию Палестинскую (или просто Палестину) в знак национального унижения, так как филистимляне были древними врагами евреев.
Евреи постепенно распространялись по многим городам Ближнего Востока, Средиземноморья и стали там основывать свои общины - гетто. Однако евреи в Палестине оставались, но не имели уже прежнего влияния. Другие народы в целом были подвержены влиянию христианства, которое, однако, также подвергалось гонениям за отрицание культа императора и сильное влияние.
Большое значение в еврейской культуре имел историк Иосиф Флавий (37-95 гг.). Он оставил ценные сведения греческих историков, не дошедшие до нас в их сочинениях, а также написал историю Иудеи, восточных провинций Рима.
Часть 5. Палестина во II-VII вв. н.э.
Для Палестины в эту эпоху характерно прежнее развитие транзитной торговли. Большое место палестинские города в ней не занимали, уступая ряду переднеазиатских. Сельское хозяйство в целом продолжало находиться на примитивном уровне развития. Иудаизм превратился в локальную, местечковую религию, в то время как основной было христианство. В самом Иерусалиме существовала епархия, впоследствии, в V в., получившая статус патриархата, пятого по значимости. Греческие и восточные культы вытеснялись христианством и при Константине I в Иерусалиме и Вифлееме были построены главнейшие христианские святыни - Храм Гроба Господня и Базилика Рождества Христова. Иерусалим, Назарет и Вифлеем превратились в священные для христиан города, туда стало совершаться паломничество.
Вместе с тем в V-VI вв. стало распространяться монофизитство, призывавшее к крайней аскезе и скромному образу жизни, что соответствовало сельскому населению Палестины. Оно жесточайше преследовалось византийскими властями.
В первой половине VII в. Палестина подверглась опустошениям со стороны Хосрова II.
Часть 6. Палестина в VII-XI вв.
При халифе Омаре в 30-40-е гг. VII в. была завоёвана Палестина. Мусульмане глубоко почитали это место, так как ислам также имел иудейские корни. Была воздвигнута в Иерусалиме мечеть Аль-Акса в конце VII в., которая подражала христианской базилике. В то же время была построена мечеть Куббат ас-Сахра на месте Второго Храма в форме восьмигранника, пышно отделанная разноцветным мрамором и мозаикой и с куполом на колоннах и арках.
Палестинцы быстро были исламизированы и арабизированы, среди них было немало арабов. В то же время Омар стал привлекать евреев в Иерусалим и другие области Палестины, оказывая им почести.
В Палестине не могло всё же сложиться государства. Арабы Палестины были разбиты на множество диалектных групп, слабо связанных друг с другом, так как экономика была очень отсталой и держалась только за счёт внешней торговли. Палестина вечно переходила от одного арабского правителя к другому, начиная с IX в. Тем не менее, определённый экономический прогресс был достигнут, было создано многокультурное земледелие благодаря особой технике искусственного орошения - накоплению дождевой воды в цистернах. Всё же основными культурами были садовые и огородные, преимущественно на экспорт. Большое значение приобрели портовые города: Акра, Аскалон, Газа, которые играли весомую роль в международной торговле. Иерусалим стал крупнейшим городом Палестины с 40 тыс. жителей, который был центром торговли в этом регионе. Ремесленники производили множество экспортных товаров для богатых людей, Палестина была связана с импортом из Индии, который был так важен для арабов и европейцев.
В XI в. Палестину захватили сельджуки, но в конце XI в. начались междоусобицы, и этим воспользовались в Европе, чтобы организовать Первый крестовый поход в 1096-1099 гг.
Часть 7. Иерусалимское королевство (1100-1187 гг.)
Глава 1. Политическая история
Политический строй
После завоевания Леванта возникло Иерусалимское королевство в Палестине. Это было искусственно образованное, образцовое феодальное государство. Королевство имело трёх вассалов: графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса. Непосредственно королевский домен строго иерархически делился на сеньории. Власть короля избиралась и была ограничена сборником феодальных обычаев - Иерусалимскими ассизами. Таким образом, Иерусалимское королевство было очень слабым, но профессиональные феодальные дружины и поддержка со стороны Европы обеспечили ему долгое существование.
Отдельно существовали монастырские земли, монашеские и рыцарские ордена, итальянские колонии в городах. Местное население подвергалось насильственной христианизации.
Внешняя политика
Крестоносцы неоднократно пытались бороться с сельджуками, но у них мало получалось. В то же время сельджуки, а впоследствии египтяне, с большим трудом, но покоряли королевство. В 1144 г. была захвачена Эдесса, и в 1147-1149 гг. произошёл Второй крестовый поход, который провалился, но отсрочил скорейшую гибель королевства. Во второй половине XII в., однако, усилился натиск Египта, который завоевал королевский домен в 1187 г. Владения крестоносцев ещё оставались, вплоть до 1291 г., пока не пала Акра.
Глава 2. Экономика и социально-экономические отношения
Совершенно искусственно насаждалось крепостное право. Арабские крестьяне, познавшие разные формы эксплуатации, всё же в разные времена имели разное социальное положение. Но в Иерусалимском королевстве началась чёткая фиксация земель в пользу феодалов и монастырей, полное закрепощение крестьян на основе натурального оброка (половина урожая). Торговлю в городах, в основном приморских, полностью захватили итальянцы, начав господство в Восточном Средиземноморье.
Часть 8. Палестина в XIII-XV вв. и начало еврейской культуры
Под властью Египта Палестина испытала все особенности его развития. Изначально крестьяне получили значительную передышку, будучи освобождёнными от крепостного права. Но постепенно, в условиях мощной государственной структуры Египта, они стали прикрепляться к икта. Со временем разорение рядовых держателей икта и концентрация земли в руках эмиров на частных правах привели к упадку сельского хозяйства и разорению крестьянских наделов. Города процветали вплоть до XV в., пока чересчур высокие пошлины не привели их в упадок. Управление египетских султанов над Палестиной также пало, там возникли эмираты.
В XIII в. начинает обширно развиваться еврейская культура в связи с распространением евреев, в основном в Европе. Возникает песенная поэзия шпильманов, строительство особых типов храмов - синагог, хотя они появились ещё раньше. В синагогах развивается музыкальная культура в виде псалмов и песнопений. Основными центрами выступают Германия и Чехия.
Часть 9. Османская Палестина
В начале XVI в. Египет завоёвывает Османская империя. Господство турок в Палестине было наиболее прочным, в силу её обеднения и нахождения в условиях могущественной, процветающей империи. Тем не менее, в третьей четверти XVIII в. на севере Палестины возникает княжество Сафад во главе с Дагиром, но турки смогли подавить мятеж.
В 1799 г. в Палестину вторглись французские войска, но их также разбили османские силы.
В первой половине XIX в. усиливается антиосманское движение, поддержанное силами Египта. Однако при присоединении к Египту возобновились те же поборы, что и при турках, и в 1840-1841 гг. вспыхнуло восстание, сопровождавшееся разгромом Египта Англией.
Экономика Палестины находилась в тяжёлом положении. Египетские пошлины подорвали транзитную торговлю, а восстановить потенциал она не успела, так как торговые пути сменились. Сельское хозяйство в целом было очень бедным, разорённым прежде египтянами, а затем застывшим в развитии.
С 40-х гг. в Палестину начинают проникать европейцы. В 1892 г. была построена первая железная дорога Яффа - Иерусалим. В конце XIX в. начинается рост еврейской иммиграции в Палестину, где создаются кибуцы - организованные кооперативы в сельском хозяйстве, которые начали поднимать его. В 1899 г. был создан Немецкий Палестинский банк.
В Первую Мировую войну Палестина стала ареной борьбы между Англией и Османской империей. В сентябре 1918 г. она была полностью захвачена английскими войсками. По Севрскому миру 1920 г. Палестина отходила к Англии. Территории по восточному берегу реки Иордан образовывали Трансиорданию, где евреям запрещалось селиться.
Часть 10. Еврейская культура в XVI-XIX вв.
Еврейская литература, на которой по большей части и была основана классическая еврейская культура, переместилась из Германии и Чехии в Польшу, Литву, Белоруссию и на Украину. Вместо традиционных придворных песен шпильманов возникают религиозные песни бедноты. Во второй половине XVIII в. возникает течение Гаскала (Просвещение), в рамках которого стала развиваться проза. Еврейская проза была не только художественной, но и научной - политической, философской. Еврейские просветители стремились показать преимущество нового, современного в сравнении со средневековым. Гаскала процветает до середины XIX в., когда литература становится более приближённой к народу, демократичной. Выдающимся писателем-реалистом был Шолом Алейхем (Соломон Наумович Рабинович), отличавшимся психологизмом и юмористическим подходом. На рубеже XIX-XX вв. стала развиваться новая литература, отличавшаяся большим критицизмом в реализме.
Большое развитие получили еврейская драматургия и театр, зародившись в XVII-XVIII вв. и особенно развившись в XIX в. Еврейская музыка в XVI-XVIII вв. стала развиваться в форме обыденной, застольной песни. В XIX в. возникло искусство музыкантов-клезмеров, которые выступали ансамблями по приглашениям.
Часть 11. Палестина в 1920-1948 гг.
Палестина начала широко развиваться в 20-е гг. за счёт обильной еврейской иммиграции. Её хозяйство становилось хозяйством западного типа. Арабы лишались земель, в результате чего начались первые конфликты между арабами и евреями. Произошло немало палестинских восстаний.
Частично палестинским евреям было предоставлено самоуправление в виде Еврейского агентства. В целом, в 20-е гг. политика англичан преследовала цель усилить еврейский элемент в Палестине и ослабить арабский. Однако ряд восстаний в 30-е гг. привёл к тому, что в 1939 г. Англия запретила евреям въезд в Палестину, тем самым разделяя её на арабскую и еврейскую части.
Вместе с тем сионистские организации стали получать значительную поддержку от США, стремившихся при возможной отмене запрета начать вторжение американского капитала.
15 мая 1948 г. были образованы два государства - Израиль и Палестина. Ослабленная Англия не могла больше поддерживать свою колонию, поэтому при давлении США и СССР она освободила их. Иерусалим становился свободным городом.
Трансиордания формально провозглашалась эмиратом, фактически в ней проявилась вся колонизаторская политика Англии. То, чего она не могла делать в Палестине ввиду сильной еврейской диаспоры, могла делать в Трансиордании. Это была типичная колония Англии наподобие Ирака, Египта, Омана, Хадрамаута. Бесконечные формальные подтверждения "свободы" эмирата на самом деле были призваны скрыть английский колониализм. Экономика была абсолютно отсталой, никакой промышленности не было, за исключением нескольких мелких предприятий. Происходили восстания, но стихийные и локальные. Во время Второй Мировой войны Трансиордания превратилась в военную базу Англии. Первые подвижки к независимости наметились после ослабления Англии в послевоенные годы. 25 мая 1946 г. было создано королевство Трансиордания (с 1950 г. - Иордания).
Часть 12. Израиль, Палестина и Иордания с 1948 г.
Глава 1. Израиль и Палестина
В 1948-1949 гг. Израиль атаковал толком не сформировавшуюся Палестину. В ответ вмешался ряд арабских государств. Израиль, имевший квалифицированные воинские части, воевавшие на фронте (в основном советские) и получивший значительное количество вооружения от СССР и Запада легко разгромил палестинцев, но он с трудом справился с войсками арабских стран, которые заняли палестинские территории.
В дальнейшем в Израиле умеренный сионизм ослабил своё влияние. Возрос радикальный, фашистский сионизм, направленный на максимальное расширение Израиля и порабощение ближайших народов. Израиль стал вести агрессивные войны, в ходе которых почти свёл к нулю территории Палестины, превратившиеся в автономию. Так как Израиль до сих пор не считается с Палестиной, организовывается огромное количество терактов. Организация освобождения Палестины (ООП, с 1964 г.) пытается оказывать влияние на другие страны, однако, поскольку Израиль является стратегическим оплотом США на Ближнем Востоке и самым надёжным союзником, это влияние бесполезно. В 2023-2024 гг. Израиль совершил бесчеловечный акт, сровняв с землёй Газу, но это в ответ привело к ожесточённому подземному сопротивлению палестинцев.
Израиль целиком держится на американской поддержке. США массово финансируют Израиль, после 1948 г. туда прибыло огромное количество евреев со всего мира (кроме США). Внутриполитическая борьба в Израиле сложна из-за очень мощного сионистско-иудейского влияния и достаточно высокого уровня жизни. Израиль провозгласил своей столицей Иерусалим, но это была чистая формальность, так как даже США не решились повлиять на ООН, не признавшую этого акта, так как Иерусалим является священным городом для трёх религий.
Глава 2. Иордания
В 50-60-е гг. в Иордании кипело массовое недовольство английскими порядками, во многом остававшимися в силе. Экономика страны была закабалена инвестициями Англии и США, часто происходили перевороты и революции. Стабильность страны была низкой. Лишь в 70-е гг. внутриполитическое положение в Иордании значительно стабилизировалось. Однако страна попала в полную долговую кабалу Запада. Невозможность развивать хозяйство из-за бедных земель заставляет Иорданию постоянно зависеть от США и ЕС. Во многом важной отраслью является туризм, также Иордания занимается транзитной торговлей, но внешние инвестиции продолжают играть весомую роль.
Литература
Всемирная история. Т. 1. М., 1956.
Всемирная история. Т. 2. М., 1956.
Всемирная история. Т. 3. М., 1957.
Всемирная история. Т. 5. М., 1958.
Всемирная история. Т. 7. М., 1960.
Всемирная история. Т. 8. М., 1961.
Еврейская литература//Литературная энциклопедия. М., 1929-1939.
Еврейская музыка//Музыкальная энциклопедия. М., 1973-1982.
Еврейский театр и драматургия//Театральная энциклопедия. М., 1961-1967.