Мамедова Афруз Зия : другие произведения.

Свадьба. В соавторстве с Наргиз Багировой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  
  Наргиз Багирова
  Афруз Мамедова
  
  
  БАКИНСКАЯ СВАДЬБА
  
  Вечер накануне свадьбы. Квартира жениха.
  
   В доме царит суматоха. Телефон звонит не переставая. Сам жених сидит, уткнувшись в ноутбук, и стучит по клавиатуре.
  - Самир! - кричит проносящаяся мимо мать, - оторвись от компьютера! Что ты решил насчет рубашки? Белая или голубая?
   Из соседней комнаты высовывается сестра жениха в вечернем платье с расстегнутой молнией.
  - Белая, - уверено говорит сестра, - голубая рубашка с галстуком-бабочкой - это нонсенс. Нужен черно-белый пингвин.
  - Тебя, Кама, не спрашивают, - раздраженно говорит мать, - мала еще советовать. Примеряй свой наряд и помалкивай. Самир!
  - А? Голубая, - бурчит жених, - мам, не отвлекай, мне надо срочно дописать письмо.
  - Тогда нужен галстук, а его нет, - волнуется мать, - мы же договорились: белая рубашка и бабочка!
  - Зачем же спрашивать, если договорились? - ворчит бабушка, - что ты ребенку нервы мотаешь? Адочка, - обращается она к старшей дочери, хмуро просматривающей список гостей и план банкетного зала, - может, чаю?
   - Какой чай, мама! - нервничает тучная тетя Ада, - голова кругом идет! Так, значит двое из сослуживцев не придут и за вторым столом образуются пустые места. Может, пересадить туда твою подругу Зузу с мужем? Что за имя, прости господи...
  - Второй стол рядом с музыкантами, - морщит лоб мать, - она начнет ныть, что у нее уши закладывает и испортит мне весь вечер. Надо подумать.
  - Рядом с музыкантами надо было сажать молодежь! - тетка водружает на нос очки и вглядывается в список, - кстати, невестиной родне досталась правая сторона зала, она лучше - и от музыкантов подальше, и к окну поближе. Не понимаю, Зара, почему ты все время идешь у всех на поводу? Свадьбу делаем вместе, а наших гостей приходится размещать на самых неудобных местах.
   Мать жениха, к который обращены последние слова, не успевает ответить. В комнату заходит женихов отец и с места в карьер накидывается на супругу с требованием доложить, сколько машин едет за невестой и где, черт возьми, совесть, когда в доме полно женщин, а главе семьи нечем поужинать.
  - Лимузин, - начинает загибать пальцы мама Зара, игнорируя мужнин призыв к совести, - для жениха с невестой и девочек, держащих зажженные свечи, и три-четыре машины для остальных... Кстати, кто конкретно поедет за невестой? Самир!..
  - Зеркало! - подает голос бабушка, - с женихом и невестой еще должно поехать зеркало!
  - Какое зеркало, мама! - досадливо прерывает ее дочь, делая пометки в списке дел, накарябанном на огромном листе бумаги.
  - Мама права, - говорит тетя Ада, - несущий зеркало должен находиться рядом с молодыми. Кто у нас несет зеркало?
  - Не думала об этом, - бледнеет мать, - свечи понесут сестры жениха и невесты, а зеркало...
  - Зеркало держит в руках кто-то со стороны невесты, - компетентно говорит бабушка, - позвони к ним и узнай, кого они наметили для этой цели.
  - Если это их дело, то не беспокойтесь, все будет в порядке, - подает голос жених, - мать Лалы знает все, организует по высшему разряду.
  -Знала бы все, не позорила бы нас перед людьми на нишане, - поджимает губы мать, - ее декольте и макияж до сих пор обсуждаются на всех углах. Так, считаем машины. За невестой поеду я, два Самировых друга с женами, Адины дочки, сын золовки с невестой...
   Бабушка мрачнеет.
  - Без меня, значит, - цедит ненешка, - растила, кормила-поила, гулять водила, в школу таскала, а как за невестой ехать - старуха побоку.
  - Мама, мы с тобой должны встречать гостей, - отмахивается тетя Ада.
   Раздается звонок мобильного. Жених хватает трубку - в ней гнездится невеста с очередным организационным вопросом. Из соседней комнаты выплывает младшая сестрица в красном блестящем платье. На лице ее написан ужас.
  - Мама, - стонет она, - я же говорила, что эта твоя портниха ничего не соображает. Ей просто надо было ушить немного в талии, а что получилось? Мам, я так не пойду!
  - Мама, - гудит Самир, перекрывая голос сестры, - Лала спрашивает, кто завтра пойдет с ней в парикмахерскую.
   -Как это кто? - изумляется мать, - сама... с сестрой, подругами...
  - Зара, ты с ума сошла? - шипит тетя Ада, - кто-то из наших должен пойти с невестой, потом разговору не оберешься!
   - Но я не могу, мне самой на укладку! - стонет мать, - может, Кама?
  - Здрасьти, а мне что, нечесаной идти? -взвизгивает дочь, - у меня с двенадцати стилист, визажист и маникюрша!
  - В одном лице, - язвит брат, - зайка, подожди (это в трубку). Ну что? Лала ждет!
  - Может кто-нибудь из твоих девочек? - умоляюще спрашивает мать сестру.
  - Они, между прочим, поедут к оператору за фильмом про молодых! - возмущается тетка, - вы же все дела оставили на последний день! Попроси пойти свою золовку. Она пока палец о палец не ударила, так пусть хоть чем-то поможет.
  - Самир, скажи Лале, что я поговорю с биби и мы перезвоним, - мать хватается за голову, - и так проблем по горло, что еще за парикмахерская!.. Алло, привет, дорогая. Да, это я. Самир хорошо поживает, Рамиз тоже в порядке. Да что им сделается, а вот мы с Адой зашиваемся... У нас проблема, некому идти с Лалой в парикмахерскую... Что? У нее есть своя мать, я понимаю, но они требуют, чтобы пошел кто-то из наших. Ада тоже говорит, что так положено. Ты бы смогла? Понятно...
   Мать кладет трубку и растерянно смотрит на домашних.
  - У нее, конечно, нет времени, - понимающе кивает тетя Ада, - ладно, справимся сами. Перенеси укладку на раннее утро и иди с Лалой в салон, если не хочешь потом выслушивать комментарии ее мамаши.
  - Мам, я в этом платье не пойду, - хнычет Кама, - хоть кто-нибудь обо мне, наконец, подумает в этом доме или нет?! Я должна купить себе что-нибудь новое, срочно!
  - Я спросил про машины, - взрывается отец, обращаясь к сыну, - твой будущий тесть третий раз звонит и пытает меня этим вопросом, потому что двор у них маленький и больше четырех машин туда не заедет.
  - А не надо было заказывать лимузин! - возмущается тетка, - все это прихоти Лалы. У нас шикарный Мерседес, можно было обойтись и им. Прилично бы, кстати, сэкономили. Но нет, ей подавай все по барскому разряду, ехать - так на лимузине, свадьба - так в "Райской куще", петь должна Ариэлла, тамадой позвали Алика Бакинского... Вы бы еще Галкина пригласили! Так, а кто поедет за букетом невесты?
  - Я поеду, - бурчит жених, недовольный критикой в адрес возлюбленной, - что ты, халашка, к Лале прикалываешься? Свадьба бывает один раз в жизни!
  - Хала сене гурбан, - умиляется тетка, добрея на глазах, - красавец наш, сокровище наше! Повезло же девочке, такого мальчика отхватила! И умный, и красивый, и порядочный, и работает в приличном месте... Так, а куда вы собираетесь сажать дядю с семьей?
  - Кажется, пятнадцатый стол, - мучительно вспоминает мать, - рядом с Сарой и ее мужем.
  - Так я и знала, - хватается за голову Ада, - его жена не разговаривает с Сарой, ты что, забыла? Пересаживаем их за второй!
  - Кто такая Сара? Сару вы пригласили, а моей троюродной сестре места не нашлось! - зудит бабушка, - она нас на все мероприятия звала, недавно ходили к ней на сороковой день мужа. Как в глаза смотреть?
  - Сара, кстати, - внучка твоей собственной тети, - свирепеет мать, а у троюродной - траур. Разве можно приглашать человека, у которого только поминки закончились?! Ада, как ты думаешь, мои синие туфли подойдут к платью?
   Разговор плавно перетекает в обсуждение нарядов. .....
  
  Дом невесты...
  
  Красавица Лала сопит в обе дырки, томно развалившись на своей девичьей кровати...
  -Ничего себе! - будит своим криком ее мамаша, - Это ты еще спишь?! Это ты вчера решила в семь утра встать?! Это ты сегодня замуж выходишь?! Ты, спрашивают тебя, замуж собралась или я?!
  -Она, - вздыхает из другой комнаты папенька, - тебя я уже взял... замуж...
  В комнату Лалы врывается двухметровый верзила, ее старший брат и орет с порога:
  -Мамаааа! Где мои белый носок? Один я нашел -- второй где?
  -Там, где ты его бросил! - логически рассуждает мать, - поищи рядом с местом, где нашел первый!
  Обстановка накаляется.
  -Они новые, я их ни разу не надевал, специально купил для свадьбы!
  -Если ни разу не надевал, зачем разбросал по разным местам? - мать берет заунывный тон,- сто раз я вам всем говорила, мне не нужна ваша помощь, я только хочу...
  -Мамааа! - орет с первого этажа младшая дочь, - где мой сиреневый лифчик?!
  -Там, - подражая матери, говорит полусонная Лала,- где ты его сняла.
  Тут выясняется, что Сона-ханум, Лалина мамаша, еще не заткнулась:
  -...Мне помощь ваша не нужна ... Мне только надо, чтобы вы все, - повышая тон, - в первую очередь, ваш отец, убирали за собой ваши вещи...
  -Мама, я специально купила сиреневый лифчик, чтобы под платье... Если он не найдется, я никуда не пойду!
  -Хоть бы он не нашелся! - Лала вопит так, чтобы ее было слышно на первом этаже, - успех моей свадебной церемонии зависит от твоего лифчика!
  Леля, младшая сестра, снизу:
  -Мама, скажи ей!!!
  Лала:
  -А что ты с утра всех на уши поставила?! Одень другой лифчик, черный!
  -Черный мне под платье не подходит! - надрывается Леля, - я специально купила сиреневый, между прочим, от Кардена!
  Сона-ханум, нудно, немного в нос:
  -Я всю жизнь отдала вам... я не смогла защититься только потому, что посвятила себя семье...я готовлю три раза в день...у меня нет, не было и уже никогда не будет домработницы...ваши школы, институты, болячки...я же еще должна убирать за вами ваше барах...
  -Так! - вопит снизу Леля, - теперь и черный лифчик запропастился!
  -Упс!-Лала, наконец, резво вскакивает с кровати,- ура, черный лифчик тоже пропал! Свадьба пройдет на высшем уровне - Лели не будет!
  -Мама, скажи ей!!!
  -Почему, откуда, зачем я должна знать, где его носок, и куда подевались ее бюстгальтеры...
  -Хвааатит!!!- общий нестройный гвалт прерывается гневным криком отца семейства, человека по натуре робкого и по телосложению субтильного, - хватит!!! Что за дочери у меня, никакого стыда! Одна валяется до десяти утра, будто не она, а...- косится на жену, - кто-то другой выходит замуж! Другая на весь квартал орет - уже все соседи знают, какого цвета у нее белье! Хватииит!!! Как ты их воспитала?!
  -Я?! Как могла, так и воспитывала! Как воспитала, как воспитала... Как мать-одиночка!
  -А где моя бижутерия, мам?! - кричит снизу младшая.
  -Какая?! - весело подключается Лала,- сиреневая? Или черная?
  -Мама, скажи ей!!!
  -Новости, я не так детей его воспитала! Лучше, чем тебя твоя мамаша, видим, как она своих детей воспитала - все видим! Не слепые, слава Богу!
  -Не смей трогать мать!
  -Ха-ха-ха! Ничего, не рассыплется! Мать твоя!
  -Нашел! Нашел носок!
  -Звонят! Возьмите кто-нибудь трубку!
  -Звонят! Оглохли?!
  -Пусть сам берет, это его маман!
  - А где мои запонки?
  -Последний раз предупреждаю, оставь маму в покое!
  -Поднимите телефон, я не могу, я не одета!
  -Нашла, наконец, лифчик?
  -Мама, скажи ей!!!
  -Пусть ваш хорошо воспитанный отец ей скажет - я ее не в подоле в этот дом принесла!
  -Леля, верни мой гель для душа!
  -Лала, возьми трубку! Это твоя свекровь!
  В собственном доме Имановых на Бадамдаре наступает гробовая тишина...
  Лала вкладывает в голос всю данную ей от природы нежность:
  -Да, Зара ханум, доброе утро. Как ваше самочувствие? Это все погода непонятная... Ну конечно, вы устали... А как Рамиз муал... Что?! Ааа, да. Нет. Да. Конечно. Да. Нет. Разумеется. Да, я понимаю. Нет. Да. Да. Да.
  Эльдар, брат, вполголоса:
  -Мама, ее заклинило.. Стукни ее по спине.
  Лала садится на подлокотник кресла:
  -Да. Нет. Конечно. Да. Да. Ага... то есть, извините, я хотела сказать "да"...
  Мать семейства ревниво:
  -Что ей надо от моего ребенка?
  Отец недовольно:
  -Опаздаем...
  Леля обреченно закатывает глаза:
  -Да. Да. Да. Конечно. Разумеется. Нет, конечно. Да, конечно. - Лала встрепенулась, - то есть, конечно, до свидания... то есть, увидимся на свадь.., я хотела сказать, я не прощаюсь... ага, то есть, да... то есть, до встречи...
  Сона ханум прыгает, пытаясь утрамбовать ногу в туфельке:
  -Ну и что там случилось?
  -Ей не нравится оператор!
  -Да?! И сильно не нравится?! А что ей еще не нравится?! - Сона ханум перестала скакать, - что за семейка странная? Поперла с ребенком в парикмахерскую, кому она там была нужна? Она, что, не знает, что в парикмахерскую невесту должны сопровождать молодые девушки? Ей мало того, что они отказались от нашего визажиста, мало того, что они не взяли тебе то платье с открытой спиной, я не говорю уже о том, что...
  -А ты и не говори!- перебивает Яшар жену,- там Ася приехала с мужем! Не хватает, чтоб она потом на весь Восьмой растрепалась!
  В дверь вваливается толстая Ася с тучным мужем и сильно упитанной перезрелой дщерью.
  Родственники начинают активно целоваться, жаловаться на здоровье, делать друг другу комплименты, ругать погоду, администрацию ресторана "Райская куща", репертуар Ариэллы и сторону жениха.
  -Я знала их покойного дедушку, - гудит басом Ася, - жлоб был и трепло. А мамаша их? А эта Ада? А Зара? Да что там говорить? Да кто все они такие?
  -Почему же все? - задумчиво произносит объемистая переспелка,- Рамиз муаллим очень симпатичный мужчина... По-моему, очень...
  Сона ханум поварачивается в сторону прыснувших Лели и Эльдара и делает им страшные глаза. Детям становится еще смешнее и они вылетают на кухню.
  Лала, сверху:
  -Мам, тетя Тома звонит! Она во двор не въедет, их машина будет на улице! - спохватившись,- Здрасьте!
  Грузная семья радушно здоровается. Переспелая девушка с завистью оглядывает стройный Лалкин силуэт.
  -Соня, дядя Мухтар приехал! - радостно оповещает муж.
  -Мам, - снова свешивается сверху Леля, - про свечки не забудь!
  -А Коран? - забыв поздороваться, вопрошает дядя Мухтар, - обязательно над головой молодоженов Коран держать, непременно надо! Я сам все сделаю, давайте Коран!
  -Где Коран, Яшар?
  -Ты у меня спрашиваешь?
  Переспелая девушка, еще не потерявшая надежды окунуться с головой в сладостные воды замужней жизни, живо интересуется:
  -А разве не со стороны жениха должны дуа читать?
  -Мам, ты не видела мои чул...
  Сона ханум снова делает страшные глаза.
   Ситуацию усугубил возбужденный Эльдар:
  -Родители, там этот приехал, как его? Мам, ну он еще на бабушкином дне рождения тост за тебя поднимал, еще перед уходом руки тебе целовал, помнишь?!
  Сона ханум всполошилась:
  -Кямран его зовут... Не кричи, услышит! Один приехал?
  Яшар:
  -А тебя это так сильно интересует?
  Эльдар продолжает сгущать тучи:
  -Пап, мам, а вы с кем поедете?
  -Не знаю, кого в шоферы выберет твоя мать, а я поеду с Максом...
  -Я не смогу влезть в его "Джип", - волнуется Сона ханум, - у меня платье узкое! Поеду с кем-нибудь другим.
  -Не сомневаюсь, - язвит Яша, -на улице не останешься!
  Семья в переизбыточной весовой категории заинтересованно наблюдает за супругами. Сона ханум снова округляет глаза.
  -Теть Соня, не волнуйтесь, - подает голос Эмин, один из дружков Эльдара, - щас я разберусь!
  -Спасибо, сынок... Леля, принеси зеркало и свечи! Только не спрашивай, где они -- убью!
  Леля растерянно озирается...
  Эльдар:
  -Папа, дядя Ильгар приехал! Рая опять растолстела - не узнаешь! Циркулем можно обвести!
  Все Имановы и дядя Мухтар весело смеются. Уязвленная жирная семейка хранит обиженное молчание.
  Вбегает Леля:
  -Мама, папа, бабуля приехала!
  В комнату вплывает солидная дама с хорошо заметной полоской усиков над верхней губой.
  Яшар, назло жене, с преувеличенной радостью лобызает мать. Эльдар с Лелей тоже лезут с объятиями.
  Сона ханум сдержанно здоровается:
  -Здравствуйте, Мирослава Марковна.
  -Судя по тому, как ты меня назвала, вы уже поспорили с Яшечкой? А при чем тут я - скажите мне пожалуйста? Сонечка, я же не называю тебя Сона ханум, когда спорю с твоей мамой? Кстати, а где она? Как всегда, задерживается? - бабка строго осматривает всех находящихся в комнате.
  -Элик, - начинает она с внука, - иди в ванную, умойся и причешись! Ты весь красный и взлохмаченный.
  -Начинается...-недовольно бурчит Эльдар и покорно идет в ванную.
  - Леля, почему ты не надела платье, которое я привезла тебе из Израиля?
  Леля надувает губки:
  -Я его уже три раза надевала, на две свадьбы и на твой юбилей! Его уже полгорода видело! Оно мне надоело!
  -Не смей огрызаться на бабушку! - гремит Мира Марковна, - иди, смени цвет помады!
  Разгром набирает обороты:
  -Мухтар, ты выбрал неудачный галстук! Яшечка, ты же мамино сокровище, возьми его наверх, подбери ему что-нибудь подходящее! -вдогонку,- и сам умойся и причешись!
  Яшар с дядей Мухтаром, перемигиваясь, весело взбегают по лестнице.
  -Ася, вытри румяна, что ты как матрешка щеки выкрасила?
  Ася яростно трет круглые щеки платком.
  Мира Марковна всерьез взялась за семью тяжеловесов:
  -Ты почему дочку замуж не выдаешь? - обращается она к тучному папаше семейства, - зачем ты ее маринуешь, она и так давно пересолила возрастом! Возьми со стола салфетку и оботри лысину!
  Затем Мира Грозная недовольно смотрит на девицу-перезрелку:
  -А ты чего живот свой так обтянула? Тебе мало того, что он у тебя есть - похвастать хочешь? Сонечка, дай ей какую-нибудь шаль! И себе платок возьми, что за голая спина в твоем возрасте? Ты далеко не девочка и сегодня далеко не девяностые! Оголилась! Ты до-чку за-муж вы-да-ешь! Накинь синий шарф, который я привезла тебе из Канады!
  Не смея перечить, Сона ханум и незамужняя сочная девушка идут к лестнице.
  -Кямран! Иди сюда! Кто это за женщина с тобой? Как зовут? Нара - Наргиз или Нара - Нармина?
  Пусть подойдет поближе! - сжимает губы,- Разведена? Не была замужем? Что, совсем, ни разу не была? А сколько ей? Ммм... Пусть сменит цвет помады и наложит румяна! А ты пойди в ванную - умойся и причешись! Рая, сядь на диету. Срочно. Это я тебе как бывший медицинский работник говорю! - Мира Марковна была в прошлом санитарным врачом, - Ильгар, а ты иди... Умойся, причешись и смени бабочку! На галстук смени! Иди, мой Яшечка тебе подберет!
  
  Перед свадьбой. Дом жениха
  
   Самир стоит у порога в черном костюме и галстуке-бабочке. На лице его застыло напряженное и несколько глуповатое выражение. Жених немного похож на пингвина с букетом в руке. Домашние наперебой поправляют ему детали туалета. Сестрица Кама куксится и капризно оглядывает себя в зеркало.
  - Мне свечу нести на пару с этой Лелей, - ноет она, - небось, о ее платье позаботились, а на мне все мешком сидит. Маам, дай другой браслет надеть, этот не подходит!
   Зара ханум в парадном туалете с укладкой и праздничным макияжем мечется из стороны в сторону. У окна стоит ее подруга Зуза (у Зузы есть, разумеется, какое-то настоящее имя, но в кругу родни и друзей оно несколько подзабылось). Подруга суетится вместе со всеми, создавая дополнительную суматоху.
  - Самирчика друг приехал, - возвещает она, глядя в окно, - со своей толстушкой. Как ее там? Реночка? Надо бы дверь открыть. А музыкантов почему не зовете? Выстроились под навесом и курят... Зара, надо бы воду и газ проверить перед уходом. Пойду проверю.
   - Рамиз и мама, пора ехать в ресторан! - кричит Зара куда-то в глубь квартиры, - Ада уже там, сейчас начнут собираться гости, их надо рассаживать. Рамиз, мою кафедру проводи к их столику лично, они никого не знают. Мама, что за жакет ты надела?! Сними, он совершенно не подходит к новому платью!
  - Там работают кондиционеры, - защищается бабушка,- мне будет холодно, отстань.
  - Маааам, ну где крученый браслет? Ой, у меня, кажется, глаз размазался!
  - Кама, принеси ненешке мой бежевый шелковый пиджак, срочно!
  - Какой пиджак? Мы опаздываем, - возмущается отец, гремя ключами от машины, - что ты привязалась, она пожилая женщина, пусть идет в чем хочет.
  - Ну спасибо тебе большое! - обижается бабушка, - пожилая, значит. Посмотрел бы на свою лысину...
  - Нашли время ругаться, - закатывает глаза Зара ханум, - езжайте уже, скоро и нам надо будет трогаться в путь. Где оператор?
  - Здесь, жду, - мрачно отзывается из-за угла лохматый мужик в джинсе, - начинать? Готовы? Зовите ваших родственников, сделаем несколько кадров дома, потанцуете перед женихом, потом, таскаать, благословите - и в путь.
  - Мам, фотограф пришел! - кричит Кама, - давайте сниматься!
   Оператор недовольно оглядывается на высокого тощего фотографа с глазами, в которых, казалось, навечно застыло изумленное выражение, и старается занять более выгодную позицию.
  - Рамиз и мама, не уходите! - истошно кричит Зара ханум, - один общий снимок своей семьей, с Самирчиком... в последний раз... - голос ее срывается на всхлипывание.
  - Ты чего сырость развела, - ругается бабушка, которую жених разворачивает обратно у самого порога, - не на фронт провожаешь, радоваться надо! Такое событие! Внучек мой золотой, - бабушка лезет целоваться и тоже пускает слезу.
  - Осторожно! - вопит Самир, - букет сломаешь!
  - Так, встали, жених по центру, родители по бокам, - командует перманентно изумленный чем-то фотограф, оттесняя оператора, - бабушку посадим на стул... Сестра слева...
   Сестра жениха принимает позу и изображает радостный голливудский оскал. Родители и бабушка застывают перед фотографом. Жених тупо таращится в объектив. Теснящиеся в прихожей родствнники и друзья, коим выпала честь "ехать за невестой", торопливо охорашиваются, готовясь к фотосессии. Дочери тети Ады сплетничают с женой женихова друга Реночкой. Подруга Зуза волнуется и ищет свою сумочку.
   Фотограф, растопыривая локти, делает снимки в разных ракурсах и, наконец, отходит на задний план. На съемочную площадку врывается оператор, примеряя на себя функции режиссера.
   - Встали вместе, родня целует жениха, - кричит он, - жених, улыбка! Где музыка? Танцы, веселей, веселей!
  - Музыканты ждут во дворе, - отзывается друг жениха, - ща позову.
   Пока друг, перегнувшись через балконные перила, истошно выкликает музыкантов с зурной, кларнетом и нагарой, раздается звонок от тети Ады. Ада орет, что гости на подходе, а они с мужем не могут разорваться на части, усаживая их по местам. Отец, ворча, сажает тещу в лифт, из которого предварительно вываливаются музыканты. Последние немедленно заводят нечто ритмичное и громкое. Больше всех усердствует ударник. На лестничную клетку выскакивают соседи по площадке и начинают шумно желать молодым счастья.
   Родня дежурно пританцовывает вокруг жениха, конфузливо косясь на видеокамеру. Кама, позабыв про браслет, самозабвенно пляшет с кузинами. Жених топчется на месте. Ему смертельно надоела эта петрушка, хочется лишь одного - передать букет по назначению и куда-нибудь, наконец, усесться. Звонит мобильный.
  - Вы уже едете? - кричит в трубку Лала, - покружитесь немного на машинах по городу, я не совсем готова. Ну и что же, что гости! Гости подождут!
  - Наверное, мы опаздываем, - суетится мать, тревожно глядя на сына, - где моя сумочка? Все выходим! Кама, запрешь дверь!
   - Я иду первым, начинаю снимать при выходе из подъезда - распоряжается оператор, - без моей команды не выходить.
  - Посадите фотографа в лимузин, - нервничает Зара ханум, - пусть фотографирует Самирчика. А вы сделайте на видео съемку лимузина в движении.
  - Ханум, я не первую свадьбу снимаю, - оскорбляется оператор.
   Все рассаживаются по машинам и едут за невестой.
  
  Вояж за невестой.
  
   Жених с сестрицей садятся в украшенный лентами и цветами лимузин, туда же впихивают удивленного фотографа, который не сходя с места начинает щелкать фотоаппаратом.
  - Теть Зара, мы тоже хотим с Камой, - канючат Адины дочки.
  - Нет-нет, вы в джип, - кричит Зара ханум, - пусть все размещаются так, как поедут в ресторан. В лимузин потом должны сесть Лала, Леля и... кто там у них понесет зеркало...
  - Леля сейчас влезет и не даст никому дышать, - ворчит Кама, - вечно она выливает на себя флакон парфюма.
   При этом сама Кама благоухает духами в радиусе трех метров.
   Гости рассаживаются по машинам и кортеж трогается с места. Возглавляет процессию операторская машина с открытым багажником. Из багажника высовывается сам оператор с камерой и кричит во всю глотку, пытаясь руководить процессом.
  - Что значит, оператора нашли не мы, а Сона с Яшаром, - вздыхает Зара ханум, - где они откопали этого придурка! Все нервы вымотал! Музыканты едут?
  - Едут за нами, - успокаивает ее друг Самира, - вон они, на желтом жигуленке.
   Зара нервно набирает мобильный дочери.
  - Кама, у вас все в порядке? Самирчик не нервничает? - переживает она в трубку, - пусть положит букет на сиденье. Поправь ему бабочку. Твоя биби гызы как всегда отличилась, приехала без цветов. Удивительные люди! Скажи водителю, чтобы заезжал во двор первым, а идиот оператор пусть выйдет из машины и идет во двор пешком. Что? Как дать ему знать? Пусть Самир наберет на сотовый. Оператор работает и не возьмет телефон?.. Обьясни ситуацию водителю, он сам решит, что делать.
   Зара засовывает мобильный в сумочку и нервно оглядывает себя в зеркальце.
  - Из-за Лалиной парикмахерской я толком не смогла ни волосы уложить, ни прилично накраситься, - жалуется она Реночке, жене самирова друга, - представляю, какие получатся фото.
  - Тетя Зара, вы и так красавица! - успокаивает ее пухлая Реночка, хлопая накладными ресницами, - уж как нибудь пошикарнее невестиной мамаши. Интересно, она опять будет демонстрировать свой бюст? Помните нишан?
   Реночка с Зарой ханум заливаются смехом и начинают перебирать самые интересные подробности нишана в доме невесты - Сону ханум с огромным декольте, беспардонную Миру Марковну, бабушку Лалы, весь вечер изводившую гостей речами, вертлявую Лелю... Когда Реночка поминает добрым словом "красавчика Эльдара", ее муж нервно дергает машину и останавливается аккурат у въезда во двор невестиного дома.
  
  Приход жениха с родней. Взгляд со стороны дома невесты.
  
  С улицы доносятся звуки зурны и кларнета... Сверху спускается красавица Лала в окружении стайки подруг, Леля, прикрывающая ладонью губы в старой помаде, Сона ханум с толстой девой и красноречиво свешенными через руки шалями, а также - Яшар, дядя Мухтар, Ильгар, Кямран и толстый Асин муж. Последние спускаются явно довольные жизнью, балагурят и перемигиваются, их лица, и особенно носы, слегка покраснели.
  В дом заходит жених с букетом наперевес, музыканты, опальный оператор и раз и навсегда удивленный фотограф, а также родственники с той и другой стороны. Леля и Кама, бегло оглядев прикид друг друга, радостно целуются и хватают по свечке. Растерянной Наре, спутнице Кямрана, кто-то сует в руки зеркало. Нара сконфуженно пытается разъяснить, что она в общем-то посторонний семье человек, но не успевает. Зеркало разъяренно отбирает Мира Марковна и гордо выпрямив спину плывет к выходу.
  
  -Эльдар! - зовет она внука и указывает на сиротливо стоящего в углу Эмина,- это кто? Твой друг? Какой красивый, аккуратно одетый мальчик! Подойди ко мне, встань рядом! Видишь, ты сопровождаешь самую элегантную даму!
  Мира Марковна, напрочь забыв про годы, с самодовольной миной потрепанной светской львицы смотрит на напуганного, напряженно улыбающегося мальчика. Странная пара дефилирует к двери.
  -Старая шлюха! - говорит Сона ханум на ухо Асе. Обе смеются.
  Все выходят из дому. Молодожены торжественно направляются к свадебному экипажу, остальные бегают и суетливо рассаживаются по машинам. Музыканты тоже идут к машине. Удивленный на всю жизнь фотограф спотыкается и падает на спину, виртуозно на лету перекладывая камеру на живот. Все бросаются ему на выручку.
  -Ноги в чем-то запутались, - сконфуженно поясняет фотограф.
  Когда он поднимает с земли грязную сиреневую тряпочку - виновницу своего падения, то к постоянному удивлению на его лице прибавляется ужас. Вся толпа пытается разглядеть причину испуга фотографа...
  -Лифчик! - ахает Леля и смотрит на Лалу.
  Лала смотрит на Эльдара, тот -- на мать. Вчетвером начинают хохотать. Вслед за ними смеется Яшар муаллим.
  В конце концов смеются все. Смеются Ильгар с Раей; смеется неприжившийся в семье жениха оператор; озабоченно смеется тетя Ада; недоумевающая Зара ханум смеется за компанию; весело скалит жемчужные зубки Кама; гогочут музыканты; ласково поглядывая на хохочущего Эмина, снисходительно улыбается Мирослава Марковна; присев на корточки, хихикает слегка разогретый спиртным дядя Мухтар; смущенно посмеивается Нара; во все горло смеется Кямран; колыхаясь жиром смеется семья Аси, причем больше всех резвится не теряющая надежды на личной счастье их единственная отрада.
  Вдоволь повеселившись, все, наконец, рассаживаются по автомобилям и едут на свадьбу...
  
  Приход жениха с родней. Взгляд со стороны дома жениха
  
   Жених вываливается из лимузина и столбенеет. Кама сует ему в руки букет, смахивает соринку с пиджака и толкает вперед. Музыканты оголтело вжаривают "Вагзалы". Оператор пятится задом, снимая жениха и его свиту. Рядом изумленно суетится фотограф.
  - Глянь, - шепчет матери Кама, - дядя Яшар со своим братом уже набрались!
  - Кама, - в ужасе шипит мать, - тише, что за выражения! Иди к Леле, берите в руки свечи. Следи, чтобы они, не дай бог, не погасли!
   Родня вваливается в дом, начинаются поцелуи и поздравления. Зара ханум критически осматривает прикид невесты, обнимает ее, обнимается с Соной и растерянно глядит на сына, которого уже по хозяйски подхватила под руку Лала.
   Музыка, танцы, съемка, наконец все выходят из дома.
  - Это что, - цепенеет Зара, - это кто же зеркало понесет, Мира? А помоложе у них никого не нашлось?!
  - Тише, - паникует подруга Зуза, - она услышит! Ой, кажется услышала!
   В это время, спотыкнувшись обо что-то, на землю падает фотограф, и невестина родня разражается громким смехом. Женихова сторона вежливо смеется вместе с ними и взирает на происходящее с неодобрением...
  
  В ресторане. Сторона жениха.
  
   В это время в ресторане бабушка, отец и Ада со своим одышливым лысоватым мужем рассаживают гостей. Парадно одетый Рамиз муаллим лобызается с двумя престарелыми тетушками, мучительно вспоминая, кем и по какой линии они ему приходятся. Тетки по причине исключительной дряхлости очевидно потеряли ориентиры пространства-времени и шумно желают папаше счастья.
  - Не я женюсь, - кричит им в уши отец, - а мой сын Самир!
  - У него уже и сын есть? - изумляется одна из старух, обращаясь к другой, - а вроде недавно я его на даче за уши таскала... весь инжир оборвал...
   Бабушка жениха восторженно целуется с Сарой, которую недавно знать не хотела, и ведет ее прямиком к столику дяди, с женой коего у Сары давно нарушены дипломатические отношения. Дядина жена фыркает и велит дяде поменяться с ней местами.
   Оркестр бренчит что-то вползвука, тамада важно делает последние замечания музыкантам и сверяется со своим пухлым кожаным склерозником на предмет повторения имен молодых и их ближайших родственников.
   Тетя Ада в синем бархате и сапфировом гарнитуре курсирует между столиками, радостно раскланивается с гостями и периодически косится на другую половину зала, которую обживает родня невесты. Зал наполняется гулом, все блестит и сверкает, столы ломятся от закусок, из фруктовых ваз торчат банановые дельфины - застарелый шедевр чьей-то фруктово-дизайнерской мысли. Под высоким потолком покачивается огромная сеть с воздушными шарами, призванная обрушиться на головы молодых при исполнении романтического сольного танца.
  - Фейерверки готовы? - тревожится отец жениха, - когда зайдут жених с невестой, должны вспыхнуть фейерверки.
  - Не беспокойтесь, все будет в порядке, - отмахивается ресторанный распорядитель, тощий мужик с копной стоящих дыбом волос, - три вспышки - когда молодые зайдут в зал, когда поставят подпись в документе и когда будут танцевать в первый раз.
  - А плов? - нервничает Рамиз, - мы договаривались еще об одном фейерверке, когда вынесут плов!
   Мужик хмурится, шевелит губами и смотрит в потолок.
  - Нет, - облегченно вспоминает он, - с пловом вынесут горящие факелы. А вслед за этим под звуки "Терекеме" выйдет наша танцовщица. Не беспокойтесь.
   В это время в зал вваливается брат Рамиза Хафиз с женой Галиной и двумя сыновьями. Низкорослая тощая Галина, вывезенная Хафизом во времена службы в армии откуда-то с Алтайского края, отличается от окружающих разрезом глаз и экстремально высоким тембром голоса, что не мешает ей отдавать своим мужчинам команды, беспрекословно выполняемые последними.
  - Хафизонька, - верещит на весь зал Галина, - не спеши, иди рядом со мной! Алиша, Иваша, не отставайте, нам направо, вон туда, где стоит Рамиз!
   Узкоглазые (в маменьку) Али и Иван, названные так в честь обоих дедушек, покорно плетутся за матерью, поглядывая на разнаряженных, из числа гостей, девиц и перемигиваясь друг с другом.
  - Рамизочка, - переходит в режим ультразвука невестка, бросаясь на шею деверю, - поздравляю! Счастья молодым! Где наши места? Тут? Здесь жарко. Хафизонька, садись. Сними пиджак. Повесь на стул. Алиша сядет со мной, Иван рядом. Что значит, не хочу?! У меня на глазах, я сказала! Рядом!
   Брат Хафиз шумно приветствует дальнего родственника, приехавшего на свадьбу из района. Родственник, соскучившийся за столом по мужской компании, радостно скалит зубы, хлопает Хафиза по плечу и с ходу наливает ему водки. Галина, оборотившись к мужу с очередным распоряжнием, замечает это безобразие. Лицо ее мрачнеет.
  - Ах ты ж паразит, - ласково говорит она, - еще и сесть не успел!
  - Галина... Ивановна, - галантно ухаживает за ней районский родственник, пытаясь умилостивить фурию, - столько лет не виделись... Красависа, машааллах!
   Тем временем тетя Ада нервно набирает номер мобильного Зары.
  - Вы подъезжаете? - кричит она, - многие еще не подошли, даже Искендера с семьей нет. И твоей кафедры тоже. Что? что они опять откололи? Зеркало несет Мира? С ума сойти! Не нервничай, держи себя в руках. Здесь все нормально, тамада и музыканты на месте. Загс? Загс тоже пришел. Вернее, пришла. Послушай, что за физиономии у гостей со стороны невесты? Не понимаю, что им не нравится, все лучшие места у них. Ладно, все, там твои сослуживцы объявились, пойду к ним.
   В это время на стенах загораются экраны телевизоров, демонстрирующих жениха с невестой, которые выходят из свадебного экипажа на ступеньки ресторана. По бокам от них стоят лопающиеся от гордости Кама с Лелей со свечами в руках. Позади величественно маячит бабушка Мира с зеркалом. Шум, приветствия, вспышки фотоаппаратов. Музыканты, не дожидаясь команды тамады, начинают играть традиционную мелодию. Алик Бакинский, бросая на них смертоносные взгляды, хватает микрофон и провозглашает:
  - Уважаемые гости, встречаем наших дорогих жениха и невесту - Лалу ханум и Самир бея!
   Свадьба начинается...
  
  
  Свадебная церемония глазами семьи невесты...
  
   Лала с Самиром, смущенные и по-глупому счастливо улыбающиеся, под нехило-громовое музыкальное сопровождение, поздравления, поцелуи и аплодисменты входят в зал.
   Их главная задача: благополучно добраться до своих мест. При этом важно: не споткнуться о многочисленные шнуры, грязными змейками ползающими по всему залу; не запутаться в шлейфе свадебного платья; успеть улыбнуться в камеру самовлюбленного оператора; приветливо взглянуть в фотоаппарат пораженного ходом жизни фотографа; не обойти вниманием свору назойливой родни с обеих сторон; и постараться не дать бабуле Мире взгромоздиться за стол рядом с ними.
   Перед ними, выкрикивая поздравления, пляшет тетя Ада; пляшет, не забывая кидать взгляды-молнии в сторону Миры, бабушка Самира; обнимаясь и целуясь по ходу знакомства , пытается неумело танцевать группа очаровательных малышей - непременный атрибут каждой азербайджанской свадьбы; пляшет тетя Ася с сочной дочуркой и уж вовсе ни к селу, ни к городу резвится пьяненький дядя Мухтар. Лицо его выражает полное одобрение всему происходящему. Больше всего его радует пленительное соседство незамужней пышки, плавно виляющей немелким корпусом - дядя Мухтар овдовел шесть лет назад и давно подумывал о женитьбе на сдобной девице не первой свежести со смирным нравом и хорошо развитым бюстом.
  Лала с Самиром направляются к своим местам. По бокам от них рассаживаются Кама с Лелей, Эльдар и друг Эльдара - Эмин. Последние двое сели рядом с новобрачными временно, по просьбе Лалы.
  Мира Марковна, поняв, что потеряла и место, и симпатичного кавалера хмурит брови и грозно топорщит усы.
  Яшар, услужливо:
  -Мамочка, а что ты стоишь? Положи зеркало перед Самиром и давай к нам.
  Через минуту неслабый голос тамады перекрывается басом Миры:
  -Я не понимаю, я должна сидеть спиной к залу?! Трудно было позаботится о месте для матери?! Она, - косится на тещу сына,- хочет, чтоб я вообще ушла?!
  Молоденький кавалер, заслышав громовой голос Миры, непроизвольно вскакивает с места и вытягивается в струнку - он не так давно вернулся из армии...
  -А, ну вот я и нашла себе место, - гремит бабушка невесты. И несмотря на умоляюший шепот сына и невестки плывет на сторону жениха.
   Сторона жениха в негодовании.
  Зара ханум:
  -Какая неприятная женщина... Это же стол моей кафедры...место профессора Алверли...
  Мать Зары:
  -Я почему-то должна сидеть в самом углу, под кондиционером, а эта...
  -Тихо услышит!
  -Пусть слышит, я ее не боюсь!
  -Зато мы боимся...
   Алик Бакинский прокуренным голосом и в слегка приблатненной тональности объявляет церемонию бракосочетания.
   Самир с Лалой, держась за руки, пробираются по цветочной дорожке к столу посередине зала. Там их поджидает игриво одетая , атлетического роста тетка с красными губами, мощными бедрами, крепкими могучими ногами и со здоровенной книгой в руках. Тетка из ЗАГСа неожиданно писклявым голоском профессионально заводится про счастливый день, про обет верности и про позарез необходимую государству "ячейку общества".
   Чело дяди Мухтара озабоченно. Он смотрит поочередно то на жрицу ЗАГСа, то на перезрелку, сравнивая перспективы. Как телесные, так и духовные.
   Подписи жениха с невестой. Подписи свидетелей. Всхлипыванья обеих мамаш. Вопли оператора и фотографа. Стихийно возникшие пьяные стоны дяди Мухтара. Крик Нары "Ой! Оееей!!!",когда на ей на ногу наступает нога Миры сорок второго размера. Коротенькое поздравление тамады.
   Вальс для молодоженов вступает в свои права. Свет в зале приглушают, по стенам и колоннам осторожно ползут разноцветные блики, освещая центр зала...
  Самир и Лала, глядя друг на друга горящими глазами, неловко танцуют, путаясь в шлейфе белого лалиного платья, шнурах от аппаратуры и повсеместно лопающихся воздушных шарах.
   Зара и Сона, почти дружески прижавшись плечами друг к другу, синхронно прикладывают платочки к наращенным ресницам. Ада с матерью на искренних нотах шмыгают носами. Нара, сама толком не понимая, за каким чертом ее понесло на середину зала, снимает танец влюбленных на свой телефон. Дядя Мухтар вдалбливает пышной переспелке что-то о святости и непорочности Лалочки, выросшей у него на руках и глазах. Переспелка на всякий случай делает внимательные глаза, при этом не без зависти поглядывая на Каму с Лелей в окружении молодых людей. Кама кокетливо вполголоса переговаривается с Эльдаром. Друг Эльдара, Эмин, рискуя пасть от грома и молнии грозной Миры, шепчет что-то на ушко Леле. Леля счастливо и тихонько смеется.
   Итак, вальс окончен, Лала с Самиром идут на свои места, в зал возвращается яркое освещение, Алик Бакинский шутит, хохмы старые, покрыты плесенью и давно ему опротивели. Фотограф щелкает аппаратом, ошалело оглядываясь вокруг себя. Неприглянувшийся придирчивой семье Самира оператор шустрит неподалеку. Мира, пересевшая к сыну, глушит водку наравне с мужчинами. Гости осваивают содержимое меню ресторана "Райские кущи".
  Свадьба в самом разгаре...
  
  Свадебная церемония глазами семьи жениха
  
   Жених и невеста входят в зал. Шум, музыка, фейерверк. Рамиз облегченно вздыхает и загибает палец: раз! (Остались еще две вспышки. ) Преграждая путь молодым, пляшут родственники и друзья. В этот момент в дверь заходит сестра Рамиза Офелия с мужем Гамлетом и весьма некстати пытается перехватить жениха на предмет нежных объятий. Самир, деликатно отбиваясь от тетки, запутывается в длинной кружевной фате невесты.
  - Твоя сестра как обычно в своем репертуаре, - ворчит Зара ханум, обращаясь к мужу, - неужели нельзя хоть раз в жизни придти вовремя. Офочка!- сменив тон, машет она золовке, - мы здесь!
   Офелия с Гамлетом ищут отведенные им места, создавая на своем пути невообразимую суматоху. Тем временем молодые подходят к украшенному цветами и шарами столику, за которым возвышается фактурная работница ЗАГСа. Зара, позабыв про все на свете, спешит к месту бракосочетания и застывает в умилении. Подружки и друзья брачующихся снимают происходящее на телефоны. Фотограф и оператор суетятся, выискивая наилучший ракурс съемки и испепеляя друг друга взглядами.
  - Помнишь, Хафизонька, нашу регистрацию в Горноалтайске? - пищит Галина, - Алиша, Иваша, вы где! Ко мне!
   Раскосые братья, хихикая, пинают друг друга, пытаясь привлечь внимание хорошенькой Лели. Леля кокетничает с Эмином, время от времени поправляя шлейф сестриного платья. Фейерверк. Регистрация окончена. Самир с Лалой танцуют свой первый танец. Сеть под потолком раскрывается, и сотни разноцветных шаров начинают плавно кружить в воздухе.
   Рамиз муаллим утирает пот носовым платком и делает какие-то пометки у себя в блокноте.
  - Как хорошо двигаются, - умиляется подруга Зары Зуза.
  - Они целый месяц уроки брали, - объясняет ей пухлая Реночка, - у моего педагога, между прочим. Я хожу к нему на занятия сальсой.
   Фейерверк. Рамиз муаллим кивает головой и ставит в блокноте галочку. Молодые возвращаются за свой стол. Гости начинают разливать спиртное и пробовать закуски, оркестранты, грянув что-то оживленно-национальное, восторженно глядят на готовящуюся петь модную певицу Ариэллу. Ариэлла царственно подносит к накрашенному рту микрофон, заводит что-то жизнеутверждающее - свадебное и молодежь гурьбой идет танцевать.
   Вокруг столов суетятся официанты, норовящие увести из под носа гостя чуть испачканную тарелку и заменить ее на чистую. Гости тоскливо провожают взглядом недоеденные пирожки и салаты и стараются в следующий раз быть более бдительными, защищая свою посуду от чересчур назойливого сервиса.
   Свадьба набирает обороты. Жениховы и невестины гости постепенно объединяются в смешанные группы по возрастному признаку. Молодежь, образуя круг, вытаскивает в центр Лалу с Самиром. Рядом небольшим кружком пляшут родители жениха и невесты, их тети, дяди и бабушки. Мира, тесня родню могучим плечом, старается не выходить из кадра. Оператор нервничает, пытаясь заснять других гостей, но в объективе отражается лишь колоритная Марковна.
   Поодаль своим коллективом скромно танцует Зарина кафедра во главе с профессором Алверли. Постепенно профессор входит в раж и выдает на пару с невесть откуда взявшимся Мухтаром нечто такое, что сделало бы честь ритуальным пляскам древнего африканского племени на празднике жертвоприношения в честь духа грома и молнии. Кафдральные тетки смущенно хихикают и переглядываются между собой, мечтая остаться наедине и смачно обсудить поведение шефа.
   Между тем находящиеся под жирной мухой Мухтар и Алверли совместно западают на переспелку и начинают выделывать вокруг нее замысловатые па, призванные привлечь внимание вышеупомянутой особы. Последняя в свою очередь млеет от нежданно свалившегося на нее повышенного мужского внимания. Ася тревожно пытается защитить дочь, преграждая к ней доступ своим колыхающимся в танце телом, но не тут-то было. Переспелка начинает смущенно прищелкивть пальцами в такт профессорским телодвижениям. Это вызывает бурное негодование Мухтара.
   Танцующие образуют круг, в середине которого оказывается троица плюс отчаянно выплясывающая Ася. Внимание Алверли неожиданно переключается на мамашу. Муж Аси в сторонке тихо наливается гневом.
  - Зара, уйми своего завкафедрой, - цедит сквозь зубы Ада, - он испортит ребенку свадьбу!
  - Ты хочешь, чтобы я осталась без работы? - в отчаянье бормочет ее сестра, - профессор! - обращается она к боссу, пытаясь перекричать оркестр, - как вы себя чувствуете? Здесь очень душно, пойдемте в фойе!
  - А вот и пойдемте, - радостно откликается Алверли, страстно глядя на изумленную Асю, - пойдемте в фойе!
   Алик Бакинский, чувствуя неладное, объявляет медленный танец. Профессор не сходя с места галантно подхватывает стоящую неподалеку Зару за талию и начинает вальсировать. Гости разбиваются на пары. Яшар приглашает Лалу на танец. Невеста, улыбаясь, обнимает папочку. На шею Самиру вешается всхлипывающая от счастья тетя Ада.
   Зара завистливо смотрит на сестру, танцующую с ее сыночком, но шеф продолжает выделывать па и ей приходится покориться своей участи. Кама с Эльдаром, Леля с улизнувшим от бдительного ока матери Алишей, Сона с Асиным мужем, сама Ася с кем-то из родственников, Адины дочки с кавалерами, Нара с Кямраном, аппетитная переспелка с ошалевшим от радости Мухтаром и, наконец, Мира Марковна с попавшим в ее силки Эмином - все кружатся под томную мелодию, которую с придыханием шепчет в микрофон Ариэлла.
   Около музыкантов, трогательно держась за руки, топчутся детишки.
   Рамиз тем временем выясняет с распорядителем, приехала ли танцовщица и когда вынесут плов. Офелия с Гамлетом сидят за столом, неодобрительно поглядывая на Зару в объятиях профессора Алверли. Последний в обход музыке пытается изобразить то ли танго, то ли румбу.
   Наконец Алик Бакинский призывает всех занять свои места. В зал входят несколько молодых людей с горящими факелами в руках. Вслед за ними под звуки "Терекеме" вплывает упитанная танцовщица. Одеяние девы представляет собой нечто среднее между традиционным национальным костюмом и нарядом гаремной одалиски. Танцовщица старательно исполняет свою партию, кокетливо поводя плечиками и играя глазками. Вносится плов.
   После плова порядком подуставшая старшая возрастная группа разбредается по залу, восторженно приветствуя родственников и знакомых. Гаснет свет и на смену раздраженной Ариэлле, которой что-то не понравилось в поведении тамады (Рамиз муаллим старается уладить конфликт) приходит разбитной диджей в кепочке.
  - Эй, молодежь! - кричит он, - разомнемся? Похлопали! Не вижу рук!
   Молодежь восторженно взвизгивает и начинает дергаться под современные ритмы. Лала наматывает шлейф на руку и танцует с Самиром рок-н-ролл.
   Взрослые выползают в фойе, мужчины -покурить, женщины - пообщаться. Переставший наконец удивляться фотограф раскладывает на своем столе готовые снимки. На танцполе из старшего поколения остается только бабушка Мира, цепко держащая за руку несчастного Эмина. Дискотека продолжается около часа, после чего на звуки чего-то мелодичного начинают подтягиваться остальные гости.
   Свадебный торт. Все собираются вокруг молодых.
  - Зара, ты слышала? - сплетничает золовка Офелия, беря под руку невестку, - ваша новая родственница, эта ваша баба Мира недовольна тортом. Имела нахальство сказать прямо при мне, что такое количество розочек пахнет безвкусицей!
  - Так заказывала бы сама! - кипятится вымотанная от усталости Зара ханум, - торт, кстати, из итальянской кондитерской и стоит бешеных денег.
  - Мама, ну иди же сюда, - кричит Кама, - давай снимемся рядом с Самиром и Лалой!
   Забыв про все на свете, Зара мчится на зов дочери и застывает в умилении перед громадным бело-розовым кондитерским сооружением, на фоне которого молодые позируют измученному фотографу.
   Разрезав торт и угостив им друг друга (от усердия Лала запихивает в рот Самиру огромную кремовую розу, после чего тот долго стоит, выпучив глаза), жених с невестой выходят на финальный танец.
  
   *********
   Остановись, мгновенье... Гости разомлели... Жены преданно смотрят на мужей, мужья ласково улыбаются женам. Бабушки думают о скоротечности времени и смотрят в зал мудрыми добрыми глазами. Незамужние девочки мечтают о своем сольном танце, но, конечно, в зале получше, в платье поизысканнее и с женихом покруче. А вот о чем думают молодые холостяки сказать сложно. Кто завидует Самиру и мечтает о такой же красавице-невесте, а кто-то, переглядываясь с симпатичной девочкой, с удовольствием сознает, что его голыми руками не возьмешь...
   Чего только не будет в жизни у Лалы с Самиром. Будут ссоры и примирения, будет грызня, подпитываемая и поощряемая родней, будут слухи и недомолвки, разница во взглядах на цвет обоев, марку машины и воспитание детей. Будут, увы, скандалы с громким захлопываньем дверей, безутешными слезами и страшными бессонными ночами. Возможно, будет даже горькое "я собрала документы на развод - можешь больше не прятать свой телефон . С детьми встречайся, когда захочешь".
   Но они непременно выстоят. По-другому и быть не может. Потому что в самые тяжелые дни их размолвок они иногда вместе, а иногда порознь, будут вспоминать свой первый вальс любви. Прекрасный и кружащий голову танец нежности. Они будут вспоминать свои неловкие заученные движения и жар, в которых их бросало от взглядов и прикосновений друг друга... И улыбаться, вспоминая, как они спотыкались, путаясь в шлейфе белого лалиного платья, шнурах от аппаратуры и повсеместно лопающихся воздушных шарах... И как разноцветные блики, покачиваясь вместе с ними в такт вальсу, осторожно ползали по стенам и колоннам, освещая центр зала...
  
  Баку - Торонто
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"