Мамлиев Булат Ханифович : другие произведения.

Модели социумов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    игры разума

  По поводу различных альтернативных миров и обществ.
  
  ч.1
  
  Почему, собственно, при анализе разнообразных миров, так или иначе связанных с нашей реальностью, мы идем от нашего мира к мирам воображаемым фантастами и альтисториками? Предлагаю обратную методу - реконструкции миров, в которых могут вообразить, для тех или иных целей, нашу реальность. В качестве самого простого, начнем с вечного, т.е. с порнухи. Точнее, с социально табуированных, но при этом массово востребованных тем.
  
  1. Furry Yiffy.
  Табу - агрессия.
  Предтечи - Сирано де Бержерак, один из выдуманных социумов, в котором отличительным знаком дворянина была не шпага(орудие убийства), а изображение полового органа(орудие порождения).
  Довольно близок мир из "Волчьей крови" В.Васильева, но он там изображен очень криво и внутренне противоречиво(культура принципиально иного типа внешне копирует современную и привычную нам).
  
  Мир, в котором одновременно развилось множество разнообразных разумных рас, внешне похожих на мультяшных животных. Показан в одноименных хентайных картинках, манге и т.п. Единый социум, в котором меж- и внутривидовой секс любой формы не табуирован, в отличие от любых проявлений агрессии(в том числе и информационной, разумеется). При своем формировании этот социум очень жестко регламентировал, а потом всячески подавлял агрессию всех типов, и это вписалось в мейнстрим культуры. Со временем этот запрет постепенно размывался и агрессия в очень мягких формах и сублимированном виде вписывалась в культуру, иногда происходили взбрыки, по аналогии с "сексуальной революцией" 1960-х, там это принимало аналог "низового байронизма". Как хиппи курили наркоту и трахались на лужайках, так эти фурики(от furry, пушистик) публично ругались и мутузили друг дружку. Пока их не хватала и не за... гм... заласкивала полиция. Да, аналог армии(точнее, поскольку социум един, полицейских частей) там есть. Организованные, хорошо обученные, специально экипированные отряды профессиональных сублиматоров, любящих врага до полной утраты оным всякой воли к антиобщественным деяниям. Аналог эротики в рекламе - демонстрация оскаленных клыков и когтей, максимум - угрожающие позы. Всяческие искусственные орудия агрессии(начиная с ножей и дубинок) относятся уже к жесткому порно и соответственно в открытой культуре не фигурируют. Древние этим всем баловались и ничего странного в том не видели(примерно как в нашем мире древние греки практиковали содомию с педофилией, что никого не шокировало), но в современности это осталось только в музеях... ну и, разумеется, на интернет-сайтах разной степени извращенности. Еще в закрытых клубах, которые уже не особо скрываются, ибо времена нынче либеральные.
  
  Наша реальность была придумана, естественно, тамошними особо креативными извращенцами. Для обоснования воплощения своих противоестественных желаний им пришлось придумывать мир с одним видом(непохожим на любой из существующих у них разумных видов), разделенный на государства, которые регулярно воюют, с кучей диких религий, опять-таки состоящих из агрессивных личностей, с этим была отдельная морока, еврейскую историю придумывал вообще какой-то тип, явно сидящий на тяжелой наркоте... В общем, нормальные люди этим не занимались. Поэтому в истории, культуре, науке и прочих областях куча дыр, нелогичностей и натяжек. Зато агрессия гипертрофирована и проявляется буквально везде, да еще и всячески поощряется социумом и культурой. В отличие от эротики, которой, кстати, никто не учит и социум ее никак не организует в своих интересах, а только подавляет в той или иной форме.
  
  P.S. Что забавно, в одном комьюнити по furry (олдовом и тру-хардкорном, которые всячески дистанцируются от хентайщиков), все картинки фуриков так или иначе связаны с агрессией и оружием.
  
  2. Линейное развитие философии.
  
  Во времена Платона философия обрела цельность, внутреннюю самосогласованность, одна школа впитала в себя всё самое лучшее из всех иных школ и культур, и поглотила их. Далее эта линия не прерывалась все две тысячи лет развития цивилизации. Соответственно, мы имеем, опять же, единый общечеловеческий социум, с единой культурой(существующей в множестве разнообразных форм, но все они так или иначе кодифицируют одну КМ), включающей и элементы религии(причем как высокой, так и низовой). Ярко выраженных социальных табу нет вообще, но есть дефолтное ограничение на выход за рамки КМ, иногда с огромным интеллектуальным и творческим напряжением преодолеваемое отдельными гениями. Соответственно, в тамошнем интернете очень востребован "интеллектуальный маразм", от простых перлов(кстати, получить их случайно при тамошнем упорядоченном языке - задача весьма нетривиальная, под силу только творцам уровня Д.Хармса) до бредовых концепций. Проблема в том, что при монокультуре любое отклонение очень быстро теряет связь даже не с культурой, а с разумом вообще и перестает восприниматься как порождение человека, а не форма проявления органического расстройства нервной системы(аналогия из нашего мира - неграмотное письмо превращается в совсем нечитаемые каракули).
  
  Некто из тамошних контркультурных(насколько это вообще возможно в той культуре) гениев когда-то придумал мир, в котором всё не так, всё нелогично, но не совсем бессмысленно. Эдакое зазеркалье. Нашу реальность. Ну а потом в этом направлении начали радостно копать орды "пАдонков" разной степени одаренности... Кстати, в нашем мире такой конструкт мгновенно распадается на отдельные мемы(как это и случилось с творчеством udaff.com), а у них как раз цельность и логика единой культуры способствовали не только сохранению, но и удержанию некоторого уровня при описании этой извращенной реальности самыми разными личностями.
  
  Ну и, соответственно, любой форум нашего мира для тамошних - всё равно что особо извращенный тентаклевый хентай, причем с живыми актерами...
  
  3. Идеальный Рейх.
  
  Одна раса - арийская, голубоглазые блондины и блондинки античных пропорций.
  Один язык, развившийся из латыни.
  Одно государство, само собой, выросшее из полисной демократии.
  Характер у всех нордический. Семья крепкая, устойчивая.
  
  Ну и так далее. Иной мир придумали, опять же, извращенцы. Потакая своим антирасовым фантазиям, они напридумывали кучу неарийских народов, а нормальную культуру выставили сборищем монстров, да еще и отвели ей ничтожно мало времени, около 12 лет...
  
  -------------------------------------------------------------------------
  
  Кстати, вспомнилось из прочитанного. У Алана дина Фостера есть трилогия "Проклятые". Там некоему сообществу цивилизаций были очень нужны люди именно в их нынешнем культурно-цивилизационном состоянии(весьма извращенном, с какой точки зрения ни смотреть... у них самих культуры вполне нормальные, в том числе и с нашей, внешней точки зрения), и они чудом таки на Землю натыкаются. А может, не чудом? Может, это тамошние людены постарались? Прогнули реальность под себя, воплотив "То, Чаво Не Может Быть". А потом приспособили под актуальные задачи современности. Если быть совсем точным, то использовали в качестве вундерваффе.
  
  ---
  
  ч.2
  
  ...я пытался показать общества альтернативного типа. В частности, с инверсным отношением к эросу и агрессии(в этом альтернативном социуме эрос задействован в большинстве социальных механизмов, а агрессия достаточно жестко табуируется, викторианская культура наоборот). Попробуем глянуть, какие еще варианты возможны.
  
  Кроме эроса и марса человеку присущи также исследовательский инстинкт(гм... Прометей?) и инстинкт саморазрушения(танатос). Социумы, в основе которых лежит прометеизм(кошмарное слово, пожалуй, постараюсь обойтись без него) активно изучались советской творческой интеллигенцией, от Ефремова(альтернативный социум, попытка достичь гармонии между Эросом, Марсом и Прометеем, хотя последний и ограничивается. Танатос же подавляется явно, причем всей мощью социальной машины, включая аналог "карательной психиатрии") и Стругацких(аналог нашего социума плюс неограниченный Прометей... то есть был неограниченным, до появления КомКона-2, который как организация дисгармонирует с социумом настолько, что это приводит к серии кризисов, отраженных в поздних романах по миру Полдня). Нечто достаточно близкое есть и у Савченко, и у Снегова. В общем, это мэйнстрим отечественной фантастики 1960-1970-х.
  
  При этом вообще говоря, Прометей и Танатос нашим актуальным социумом не подавляются. Социумы с явным подавлением Прометея были(отдельные модификации конфуцианства в Китае с реализацией принципа "изобретения вредны и опасны"), и даже какое-то время были вполне устойчивы, но для современного человека выжить и сохранить рассудок в подобном социуме ИМХО нереально, потому их и не исследуют. Почти. Из исключений можно назвать Ван Зайчика с его драгЕчами.
  
  Итак, общества, работающие на Марсе(наше актуальное), Эросе, Прометее и даже мортидо(стремление не к смерти как таковой, а именно к убийству, "Кричать, убивать, веселиться"(с)Лавкрафт) вполне представимы и в общем реализуемы. Осталось рассмотреть социум, использующий в основном Танатос в качестве своего базиса.
  
  Начать с того, что естественным путем такой социум возникнуть не мог. Это такая ниша, в которую и человека, и социум можно загнать только насильно, внешним давлением. Причем не всяким(обычное давление заставляет искать способы избежать его, а не адаптироваться), а таким, сопротивляться которому невозможно не физически, а психологически. Нечто близкое было разве что в замкнутых подсистемах социума с "концентрированным инферно"(с)Переслегин. Концлагерь, психушка...Кстати, пресловутый стэнфордский психологический эксперимент наглядно продемонстрировал механизмы реализации танатоса, прописываемые в структуру личности современным социумом. Итак, ключевые моменты ситуации, в которых Танатос в некоторой степени конструктивен(спасает личность от внутренней катастрофы, переводит процесс разрушения от неуправляемого к хоть как-то контролируемому):
  
  1. Подавление всякой личной активности в "неправильном"(причем внешне заданном, причем желательно неявным образом и при этом постоянно меняющемся, дабы исключить возможность сознательной адаптации) направлении. Причем подавление в такой форме, что психика воспринимает его неприемлемым и стремится избегать любым способом(Это, кстати, не обязательно жуткая пытка, как было с оруэлловским Уинстоном Смитом. Для ребенка или инфантильной личности огорчить любимого человека может быть не менее мучительно и психологически неприемлемо.).
  
  2. Разнообразное внешнее воздействие, подталкивающее движение личности в строго заданном направлении(которое тоже желательно постоянно менять непредсказуемым для данной личности способом), разного рода "развивающие игры" с, опять-таки, психологически неприемлемой платой за малейшее отклонение от воли развивающего. Этот пункт не обязателен, но танатосу он весьма помогает, поскольку не дает личности замкнуться в собственном панцире и хоть бы таким способом сохранить личное пространство. А также очень эффективно блокирует Прометея, создавая жесткую негативную связку.
  
  3. Эрос должен замыкаться исключительно на разрешенных объектах, причем отсутствие внешних проявлений эроса влечет те же санкции, что и в предыдущих случаях(Не любить Старшего брата в Океании - точно такое же мыслепреступление, как и организация террористического подполья... можно еще вспомнить дивную формулировку в советском законодательстве "измена Родине". Впрочем, лучше Булгакова не скажешь: "...Вас следовало бы арестовать! - За что же? - Вы не любите пролетариат.").
  
  Как легко видеть, подобная схема успешно(с точки зрения развития танатоса) реализуется в двух в явном виде встречающихся в нашем социуме ситуациях. На личном плане - "тираническая любовь", на общественном - замкнутое воспитательное учреждение. И действительно, оба варианта на практике достаточно часто приводят либо к суициду, либо к иным формам реализации танатоса(деградации личности, проще говоря). У Бруно Бетельгейма, прошедшего нацистский концлагерь, наглядно показана роль принудительной инфантилизации личности заключенного в достижении конечной цели - человека, неспособного реагировать на внешние воздействия иначе как нерассуждающим подчинением. И показано, что чистый, несублимированный танатос приводит к быстрой смерти, сперва психической, а потом и физической:
  
  " Другой способ разрушить веру и надежду заключенных в то, что они могут повлиять на свою судьбу, лишить воли к жизни - резко менять условия их жизни. В одном лагере, например, группа чешских заключенных была полностью уничтожена следующим образом. На некоторое время их выделили как "благородных", имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав в то же время пищевой рацион. Потом обратно - в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев - снова в карьер на мизерный паек, и т.д. Вскоре все они умерли. (...) "Мусульмане" - ходячие трупы. Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, что они смогут выйти из лагеря только в виде трупа, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение - такие заключенные становились, в буквальном смысле слова, ходячими трупами. В лагерях их называли "мусульманами", ошибочно приписывая последователям Магомета фатализм в отношении своей судьбы."
  http://vapp.ru/docs/psygosp/bettel/
  
  В то же время, сублимированные формы танатоса не только широко распространены, но и составляют немалую часть человеческой культуры как таковой(примеры приводить не буду).
  
  Итак, естественным путем социум на базе Танатоса возникнуть не может. А вот неестественным - запросто. Для этого нужен всего-навсего иной социум, который лучше знает, что нужно подопытным. То бишь цивилизуемым, окультуриваемым и т.д. И который пытается достичь своей цели(поднять социум подопытных до некоего желаемого уровня) максимально быстрым и эффективным способом, для чего необходимо изолировать подопытный социум от внешнего воздействия и прочих непредсказуемых факторов, создать мощный импульс эроса в свою сторону(сублимированного, естественно - в виде той или иной харизматической притягательности, причем совершенно не обязательно направленной на неких личных носителей высшей культуры, достаточно харизматичности самой культурно-цивилизационной модели либо отдельных ее институтов) и самое главное, взять каждое(по возможности) движение души подопытных под мягкую, но непреодолимую опеку. Опять же, для этого совсем не нужно читать мысли и внушать их на расстоянии. Достаточно искусственно встроить в культуру и социум подопытных соответствующие регуляторы и в дальнейшем направлять процесс личностного и социального роста с их помощью. А негативные проявления роста танатоса просто купировать, например, медикаментозными или иными психотропными воздействиями. В сколь угодно широких масштабах.
  
  Где-то так.
   Я не рассмотрел еще одну модель, ту самую условно китайско-конфуцианскую, где социум замкнут на себя в том смысле, что все мотивы личности реализуются только социумом же, а не внешней средой(Прометей), локальной ячейкой(Эрос) или внешней угрозой(Марс). Именно поэтому такой социум обязан подавлять и Прометея, и Марса("Из хорошего железа не делают гвоздя, из хороших людей не делают солдат"), загонять Эрос в социальные рамки(впрочем, в этом данная модель социума не отличается от нашей) и полностью блокировать(насколько возможно) мортидо. Танатос в таком социуме цветет и пахнет(традиционная китайская месть - повеситься на воротах дома обидчика), но очень сильно ритуализируется и тем самым, как и Эрос(но по форме иначе) берется социумом под контроль.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"