Аннотация: Творческий и духовный взлет страны напрямую зависит от того, какие люди будут стоять в авангарде общества и по каким проектам будут его развивать. В этом и заключается залог успеха нового государства!
Книга 1 часть I Национальная Идея
Автор: Мамыченко А.В.
XXI ВЕК. ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. - Государственное предприятие Астраханской области "Издательско-полиграфический комплекс "Волга", Астрахань, 2008 г. - 356 с.
ISBN 978-5-98066-054-3 ББК 66.3 (2 Рос), 54 М229
(C) Мамыченко А.В., 2008 г.
(C) ГП АО ИПК "Волга", 2008 г.
Творческий и духовный взлет страны напрямую зависит от того, какие люди будут стоять в авангарде общества
и по каким проектам будут его развивать. В этом и заключается залог успеха нового государства!
А.В. Мамыченко
ОТ АВТОРА
Авторам значимых идей необходимо создавать все условия для плодотворной работы и приглашать их к сотрудничеству с государством. А если у них будут воровать идеи на высоком государственном уровне, то но- вых идей по развитию государства и общества больше никто не получит! Воровство идей убивает творческий порыв новаторов.
Если одному человеку приходят в голову значимые мысли, а другому нет, значит это происходит не просто так, а от того, что автор идей ментально и энергетически подготовлен к их воплощению.
До 2006 года в России продолжалась затянувшаяся смута, которая длилась 15 лет. В государстве не происходило никаких позитивных перемен. Весь 2005 год я настойчиво отправлял свои дипломную, курсовую работы (а в дальнейшем, и журнальные публикации) в Москву - президенту, министрам, в социальные и гуманитарные институты и руково- дителям ведущих партий. Всего было отослано 150 работ, содержа- щих ряд идей по развитию общества с просьбой: дать отзыв на идеи (уведомления о получении имеются).
Начиная с 2006 года, а также 2007 и 2008, в стране резко запускают- ся целые серии национальных и пилотных проектов, многие из которых буквально копируют мои предложения (все примеры мною зафиксированы).
Расцениваю это как массовый плагиат и оскорбление авторского труда, лишающие смысла дальнейшую работу над идейным проектом. Поэтому я приостанавливаю разработку новых идей до тех пор, пока не нач- нут патентовать гуманитарные идеи, изложенные в авторских проектах. Готов судиться с министерствами по всем случаям плагиата.
- Проекты "Профессиональная команда страны" и "Сокровища на- ции" - это слепки с моей дипломной работы. Это мои предложения, запу- щенные партией "Единая Россия".
- Система творческих конкурсов для выпускников школ и институтов, проводимых министерством образования и науки - тоже моя идея, изло- женная в дипломной работе и моих публикациях.
- Идея объединить институты "под одной крышей", создать сеть федеральных университетов - это аналог моего проекта "Система сво- бодного образования", взятого из дипломной разработки.
- И т. д. по многим проектам.
Похоже, я становлюсь человеком, который реформирует страну, не выходя из квартиры. Только никто об этом не знает.
Сами слова "творчество и креатив" зазвучали активно по всем кана- лам радио и телевидения России по десять раз на день только с 2006 года. После того, как в Москве, на руководящем уровне страны, прочитали 150 моих работ по созданию Государства Творческих Людей, произошла массовая популяризация творчества.
До 2006 года слово "творчество" звучало на телевидении всего 1 или 2 раза в год.
На стадии подготовки книги (верстки и макетирования) с мая по июль 2008 г. в агентстве по спорту России появился спортивный проект (удиви- тельно похожий на мой), согласно которому спорт должен быть профес- сиональным, а спортсменов необходимо набирать по новому прин- ципу (сообщение новостей радио "России" за первые числа июня 2008 г.). О том, что спорт должен быть профессиональным, а не любительским и не элитным, а спортсменов надо набирать креативных, я написал в своей книге целый раздел No5 о новациях в спорте, тщательно его мотивировав. Как в спортивном агентстве оказался проект, похожий на мой, над которым я работал в течение года? К сведению скажу: мой спортивный проект дан в книге в сокращенном варианте, большая его часть осталась в моих рукописных черновиках.
На радио "Маяк" 15 июня 2008 года вышла передача о "тематических лагерях" для детей, которые я предлагал еще в ненапечатанной книге. Название "Тематические лагеря" тоже придумал я. Его могли взять только из моей работы, раздел No15 проекта "Национальная идея".
23 июня 2008 года в программе Первого канала телевидения "Время" прозвучало сообщение о конференции в Москве, на которой давали определение "новой элиты общества" как интеллектуальной. Об этом у ме- ня написано в разделе No 28 проекта "Национальная идея", в котором говорилось, что богатая элита не развиается, имея все необходимое для жизни, поэтому ей надо бросить вызов от талантливой части общества. На эту тему из моей книги и проходила вся конференция. Не напиши я раз- дел об интеллектуальном вызове элите, не было бы и обсуждения этой темы.
2 июля 2008 г. по радио "Маяк" в 20 ч. 15 мин. передали инфоромациию о том, что в Москве готовится проект "Герой Нового времени". Точно такой же раздел с проектом о "Герое Нового времени" написан у меня в заключительной части книги - раздел "Герой Новой эпохи". Это уже не совпадение - это закономерный махровый плагиат из моей публикации. Я как родитель всегда узнаю своих детей (идеи и проекты) в любом обличии. К сведению скажу: моя книга зарегестрирована у нотариуса по дате фактического написания.
Если в процессе подготовки книги спецслужбы, контролирующие печать и публикации, регулярно просматривают компьютеры, воруют из них значимые идеи, проекты и предлагают их в министерства, а автор при этом остается не у дел, то дальше я не вижу смысла вообще работать над темой системного развития государства и общества. Живите хоть в каменном веке!
Название книги одиозное. По сути - это план развития государства. Такую книгу не могли не заметить контролирующие службы. Естественно, они ее изучили и передали наиболее интересные идеи по назначению, только без участия автора.
Целый год я работал над книгой, нес финансовые и трудовые затраты, недосыпал, лишал себя каких-то радостей, разрывался между основной работой и книгой, печатал произведение за свой счет, а вместо предложений к сотрудничеству получаю воровство проектов. Я категорически с этим не согласен. Представьте, что у Карла Маркса украли его труд "Капитал". Как будет себя чувствовать автор? Вот так же и я себя чувствую. Соответственно, я принимаю ответные меры. Поскольку толковых людей у нас не ценят, больше таких "подарков", как идеи для всей страны,
"нахаляву" я никому дарить не буду.
Новых идей "просто так" никто не получит!
Написав проект "Национальная идея", я раскрыл свои способности лишь на 10%, другие 90% остались не распечатанными. Я вынужден растрачивать себя на зарабатывание куска хлеба и противодействие безмерному плагиату. Пока не будет прекращено воровство идей у автора, остальные 90% замысла останутся закрытыми.
В ОСНОВЕ КНИГИ ЛЕЖАТ ИДЕИ
ИЗ АВТОРСКОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ:
А.В. Мамыченко
"НОВАЯ ЭПОХА, ШОУ-БИЗНЕС, МОЛОДЕЖЬ"
за 2005 год.
(Адрес в Интернете: WWW.WKSB.nm.RU)
И АВТОРСКОЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
"ФУНКЦИОНЕРЫ И ТВОРЦЫ"
за 2003 год,
НАПРАВЛЕННЫЕ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ НА РАССМОТРЕНИЕ В 2003 и 2005 ГОДАХ.
ПОЛУЧЕНЫ ОТВЕТЫ ИЗ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА:
1) на курсовую работу: No А26-26-426481 от 10.12.2003 г.
"ВАША РАБОТА ПРИНЯТА К СВЕДЕНИЮ".
2) на дипломую работу: No А26-06-260839 от 22.08.2005 г.
"ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА РАССМОТРЕНИЕ В МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
СОДЕРЖАНИЕ
1. В ОСНОВЕ КНИГИ ЛЕЖАТ ИДЕИ ИЗ АВТОРСКОЙ ДИПЛОМНОЙ И КУРСОВОЙ РАБОТ 6
2. ОТЗЫВЫ И РЕЦЕНЗИИ
. ОТЗЫВ ИНСТИТУТА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ... 8
. ОТЗЫВ КИНОКОНЦЕРНА "МОСФИЛЬМ" 9
. ОТЗЫВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 10
. РЕЦЕНЗИЯ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ 11
. ПРИГЛАШЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА НА ВЫСТУПЛЕНИЕ 12
3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
И ГОСУДАРСТВО ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ 13
4. ФУНКЦИОНЕРЫ И ТВОРЦЫ 41
5. ВРЕМЯ РОССИИ. ПРОЕКТ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ" 87
6. ХХI ВЕК. КРЕАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ЭПОХА
ГЛОБАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 313
7. ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ 343
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
И ГОСУДАРСТВО ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ
1. Новый век - новые идеи. Идея нации
2. Национальный характер
3. В новое общество - Государство Творческих Людей
1. Новый век - новые идеи. Идея нации
Глобальный недостаток сообщества людей во все исторические време- на и у разных народов заключается в том, что тех, кто дал миру что-то новое или изобретал, почему-то уничтожали или, в лучшем случае, травили.
- Прометей был прикован к горе за то, что дал людям огонь.
- Иисус Христос был распят толпой, хотя дал народу новое учение о любви и добродетели.
- Создатель собора Василия Блаженного был ослеплен.
- Архитектор Тадж-Махала был казнен.
- Даже изобретатель гильотины тоже лишился головы от своего изо- бретения.
В наши дни с изобретателями обращаются не так жестоко. Но протол- кнуть в жизнь свои изобретения им невероятно сложно.
- Эйфелеву башню 7 лет не разрешали строить, считая её архитек- турным уродством.
- Здание ракушки-оперы в Австралии получило путевку в жизнь толь- ко через 14 лет после разработки проекта.
- Колумб 7 лет просил корабли у короля Испании для плавания через океан.
- Изобретатель телефона многократно обращался к инвесторам и по- лучил отказ.
Подобных примеров бесчисленное множество. Получается, что изо- бретатели творили свои шедевры вопреки обществу, а не благодаря ему, хотя общество потом активно пользовалось плодами их творчества.
Сменялись эпохи, отношение к творцам стало мягче, но в целом ос- талось прежним - общество по-прежнему их держит в загоне. Потребность
в них возникает только в случае острой необходимости, когда своих новатор- ских мыслей не хватает, а старые способы решений себя исчерпали. Тогда вызывают к жизни забытых изобретателей. Происходит как в старой сказке про котелок желаний: всякий варящий котелок когда-нибудь остывает, мысли в нем заканчиваются, а общество заходит в тупик, не имея дальнейшего раз- вития. Но неожиданным образом развитие в стране все-таки продолжается, но с какой-то другой стороны и с иной точки зрения. Оказывается, к этому подключили изобретателей.
Никто не сомневается, что если в каком-то деле наступил ступор, то по-настоящему творческие и склонные к экспериментам люди могут рез- ко исправить положение. Беда только в том, что такие люди практически не оказывают никакого воздействия на общее положение дел. То есть идеи у них, конечно, рождаются, но вот применить эти идеи им не дают.
Необходимо, чтобы в новом обществе творческим людям дали при- оритет в решении всех проблем. Это - концепция тотального творчества в Государстве.
Творцы должны встать на уровень принятия решений по всем на- правлениям жизнедеятельности страны - наука, образование, полити- ка, экономика, искусство, медицина и т.д... То есть впереди общества должны идти творцы и генерировать идеи, а за ними следовать чинов- ники-функционеры и принимать от них готовые технологии. А не на- оборот, как это происходит сейчас. Изобретать нужно не вопреки Го- сударству, а благодаря ему. Государство должно создать все условия для творческого роста людей, а главное - пропустить их в управле- ние на уровень принятия решений. Сейчас же творцов держат на уровне советников или исполнителей. Ими командуют функционеры и принимают за них решения.
Надо, чтобы в новом обществе каждый занял свое место. Что бывает с механизмом, если в нем какие-либо детали занимают не свои места? Пра- вильно! Механизм не работает вообще либо работает скрипя, с огромными перебоями. Так же и в сообществе людей не будет гармонии, если люди за- нимаются не своим делом. Надо всех расставлять на свои места согласно их способностям, талантам и призванию.
Творцы должны стоять во главе общества, генерировать идеи, при- нимать решения и вести общество вперед. Функционеры должны только помогать в этом (а не мешать), быть базой для творческого порыва. Граж- данам необходимо найти свое призвание и работу для души, делать то, что им интересно - тогда они тоже займут свое место в жизни и смогут пло- дотворно работать. Когда люди по призванию займут свои места в жизни, а творцы встанут на уровень принятия решений, государство творческих людей заработает, как отлаженный часовой механизм. И стрелки истории понесутся вперед с неумолимой скоростью, пронзая время и пространство. Человечество сделает такой рывок в своем развитии, что целые тысячеле- тия пронесутся за один век.
По теории относительности Эйнштейна, пространство и время тоже относительны и способны искажаться. Государство творческих людей со- вершит такой гигантский рывок в своем развитии, что пробьет и время, и пространство, выйдя в новые миры технотронного общества и новых от- ношений между людьми.
Создавая новое государство творческих людей, надо прекратить шара- ханья из крайности в крайность и учитывать интересы людей, как духовные, так и материальные. Если в Советском Союзе отказывались от материаль- ных ценностей и поощряли духовные, то в американском - капиталистичес- ком - обществе, наоборот, начисто перечеркнули все духовное, выделяя только материальное. А страдают от этого люди. Ведь человеку требуется и то, и другое.
Мы живем в материальном мире, имеем физическое тело, поэтому должны - питаться, одеваться, иметь крышу над головой и зарабатывать. Но мы имеем и душу, которой нужен духовный рост, социальная значимость, развлечения и зрелища. Поэтому нужно иметь и материальный достаток, и развиваться духовно.
В новом обществе государство творческих людей будет совмещать и духовный рост, и материальный достаток граждан.
Причем духовный рост должен базироваться на материальном до- статке, чтобы человек не думал о куске хлеба и не "урабатывался" из-за него, а мог:
- творчески развиваться;
- учиться, сколько хочет;
- путешествовать, познавать Мир;
- находить свое призвание;
- заниматься своим делом жизни.
Если раньше в американском обществе доминировала мечта - стать миллионером, зарабатывая свой первый миллион, то сейчас мечту измени- ли на другую - построить свой собственный дом.
Однако достижение этой мечты не означает, что вместе с деньгами и домом к человеку придут радость жизни и счастье. Как раз-таки наобо- рот, достигнув материального уровня, человек не знает, куда идти дальше и к чему стремиться. У него пропадает цель, теряется смысл жизни и на- чинается депрессия. Происходит как в сериале "Богатые тоже плачут". А вот когда человек находит свое призвание (даже при небольшом достат- ке), он живет, творит, радуется жизни, он счастлив, у него душа поет, ему хо- рошо, депрессии его не берут, от него отскакивают все болезни, ему хочется жить, потому что интересно! И это действительно так!
Хорошо, если человек в юности определил свои жизненные интере- сы, дальше он идет по проторенной колее. Но чаще бывает так, что моло- дые люди сами не знают, чего они хотят. Они заканчивают учебу, начинают работать не там, где интересно, а там, где больше платят, заводят семьи,
и жизнь превращается в обыденную скуку. Здесь выручают увлечения и хобби, которые можно найти в клубах по интересам. Очень часто именно устойчивые хобби и увлечения становятся призванием человека и даже де- лом его жизни, особенно, если они приносят хороший заработок.
По мере взросления человека его увлечения и интересы могут ме- няться, но все равно, рано или поздно он остановится на каком-то одном, будучи к нему подготовленным предыдущими увлечениями, и оно станет его основным призванием.
Делай то, что тебе интересно! Занимайся тем, что тебе нравится! Живи для души!
Найди свое призвание! А государство в этом поможет! - Вот девиз новой жизни!
Считаю, что следующим этапом в развитии человечества будет эпоха тотального творчества, научных концернов и высоких технологий. Для это- го необходимо создать государство творческих людей, в котором творцы будут стоять во главе общества, принимать решения на всех уровнях, по всем направлениям деятельности государства, генерировать идеи и вести общество к развитию.
Функционеры должны делегировать места творцам в руководстве, перейти на обеспечивающий уровень, следовать за творцами, принимая от них новые технологии для исполнения.
Нужно создать такие условия в государстве, которые позволят талан- там раскрываться, а идеям реализовываться. Молодежь и народ при этом смогут развивать свои таланты, найти свое призвание, занять свое место в жизни согласно способностям.
Я думаю, что грядут такие технологии, которые будут под силу только огромным творческим коллективам и целым научным объединениям. Любое технически сложное творение требует усилий многих и многих изобретате- лей, разрабатывающих отдельные узлы и механизмы новой конструкции. Реализация высоких технологий станет возможной только при задейс- твовании огромного творческого потенциала народа - как источника рождения новых изобретателей, экспериментаторов, ученых и нова- торов, подкрепленных мощной научной и производственной базой. Такое станет возможным лишь при создании Государства Творческих Людей, идея воплощения которого будет задачей ведущих стран мира и народов ХХI века.
В этой связи необходимо проанализировать понятийный состав наци- ональной идеи. Прежде всего, национальная идея - это замысел по разви- тию государства и общества. Замысел, охватывающий всю нацию и выво- дящий ее на новую ступень развития. Это идея, дающая установку всему обществу на единую задачу.
Национальная идея является указательным знаком, ориентиром, по- казывающим народу, к чему надо стремиться. Более того, идея - это флаг-
ман, прокладывающий путь развития всему государству. К примеру, индустри- ализация - это национальная идея 30-х годов. Электрификация страны - идея 20-х годов. Мировая революция - идея 1905-1917 годов. Социальное пере- устройство общества, строительство электростанций, заводов, фабрик, дей- ствительно охватывало всю нацию, меняло жизнь всего народа, выводило государство на новый уровень жизни, развития и взаимоотношений между людьми.
Когда предлагают: "Давайте сделаем национальной идеей - здоро- вье, спорт или созидательный труд", я хочу ответить - и спорт, и здоровье, и труд, хоть и охватывают всю нацию, но не выводят ее к новым ступеням развития. В первобытном мире выживали только спортивные и здоровые люди, в древнем Египте тысячи рабов трудились на создании пирамид, но никакого прогресса, научного или социального, при этом не происходило.
Даже науку трудно объявить национальной идеей, поскольку она хоть и дает развитие государству, но не охватывает всю нацию, ведь настоящих ученых всего 10-20% от общества.
И от того, что в космос запустили ракету, народ лучше жить не стал. Попытка сделать национальной идеей двадцать первого века духов-
ность или религиозность тоже не нова. Духовность как идею проповедовал Иисус Христос еще две тысячи лет назад. Неверное воплощение идеи при- вело к судам инквизиции и крестовым походам. Единую религию прививал на Руси тысячу лет назад, в качестве общей идеи, князь Владимир. Крестив Русь, он устранил язычество, объединил государство одной верой. Однако бунты раскольников и срубание куполов церквям в годы революции показа- ли, что идея не всесильна.
Вызывает упрек попытка объявить национальной идеей рождение де- тей и создание семей. Никакой идеей это не является. Нельзя тащить под понятие идеи все, что угодно. Желание создавать семьи возникает у боль- шинства людей без всяких идей - как естественная потребность, происхо- дящая в результате позывов основного инстинкта продления рода. Чтобы рождались дети и создавались семьи, нужны не идеи, а исключительно ма- териальные условия, которых государство зачастую лишает граждан.
Для развития государства в ХХI веке нужна новая идея, востребован- ная временем и современным обществом. Ценна та идея, которая подспуд- но живет в умах и сердцах людей. Истинная идея процветает, когда вос- принимается и умом, и душой, и сердцем. Настоящую идею надо строить на принципах, живущих в мечтах и желаниях народа, но только на реальных, прагматичных мечтах, а не оторванных от жизни фантазиях. Все, что пос- троено на неестественных принципах, разрушается в любом деле. Все но- вое должно быть эмоционально значимым, нужным для народа и задевать за живое.
Применительно к этому хочется сказать, что российский народ чрез- вычайно творческий и находчивый, в отличие от российских чиновников.
Еще классики русской словесности Гоголь, Пушкин, Л. Толстой высказы- вали одну и ту же мысль: "Богата земля Русская талантами! Только вот никогда им не давали пробиться!", или другое высказывание: "Русский ум - изобретательный ум! Правда, ходу ему не дают", "И хвастать рус- ский человек не умеет, а французишко какой нибудь изобретет машинку и орет об этом на весь мир, вот его и замечают". Народ на Руси никог- да не имел возможности реализовать свой творческий потенциал. Тыся- чи людей хотят заниматься творчеством, а вместо этого ходят на работу в скучные организации и ничего не могут изменить. Хотя идеи у них рожда- ются, однако начальство не желает их применять, поскольку так заведено в обществе. Это порождает большую внутреннюю неудовлетворенность, а зачастую и депрессии творческих натур.
Творчество вообще присуще большинству людей. Когда оно подав- ляется, большая часть народа испытывает огромную нереализованность своих способностей. Поэтому новая идея должна вывести наружу скрытые желания творческих людей и помочь им реализовать себя. От этого выигра- ют и государство и общество.
Примерно двое из трех людей обладают творческой жилкой или твор- ческим мышлением. То есть до 70% людей способны творчески мыс- лить, а также развивать свои творческие способности. Даже функционеры могут развивать творческий подход к делу. Значит, идея тотального твор- чества по созданию государства творческих людей охватывает не только всю нацию, но и способствует изобретательской работе по всей стране. Вследствие чего жизнь несомненно поменяется, выходя на новый уровень развития общества. Причем непрерывного развития. Ведь творческие люди изобретают постоянно, лишь бы для этого были условия. При этом творцы способны обойти в развитии все тупики и застои, постоянно находя новые решения.
Идея создания государства творческих людей вполне реальна, только осуществить ее нужно на высшем государственном уровне. Для это- го необходимо поставить творческих людей в авангард общества, внедрить национальную идею в умы граждан, изменить образ мышления с негатив- ного на позитивный, привить психологию высокого авантюризма первоот- крывателей и творческого прорыва.
Идеология государства творческих людей должна показать необхо- димость, значимость и полезность нововведений, тогда идеологическое воздействие будет легко приниматься людьми. Идея заработает в полную силу, когда каждый творец получит возможность раскрыть свои таланты и способности, а общество начнет постоянно нуждаться в изобретателях и новаторах. Идеология нового общества должна формировать в людях мышление постоянного новаторства и творческого эксперимента.
Надо установить в обществе новые ценности и мораль, развить в лю- дях лучшие человеческие качества, создать настрой граждан на активное
участие в жизни, подтолкнуть их к действию, соответствующим образом воздействуя на ум и душу, сознание и подсознание, чувства и эмоции.
Исходя из этого определяется вся государственная политика в отно- шении народа и молодежи как строителей будущего, строителей общества тотального творчества.
Теперь несколько слов насчет воздействия.
Социальную структуру личности составляют такие элементы, как: ми- ровоззрение, ценности, идеалы и цели, а также подсознательные поведен- ческие (мотивационные) установки, образующие внутренней мир человека.
Призывы нынче не в моде. Пропаганда тоже не дает результата. На- род устал от несбывшихся надежд и пустых обещаний. Поэтому очередной призыв, адресованный сознанию человека, не воздействует на него и вос- принимается критически.
"Пробить" человека может только скрытое воздействие на его чув- ства и эмоции, а значит - действие на его подсознание. Культура и искусст- во, в том числе и шоу-бизнес, прекрасно выполняют эту задачу. Ведь цель подлинного искусства не только в том, чтобы отображать действительность, но и, самое главное, в том, чтобы ее менять, воздействовать на действи- тельность с целью ее преобразить в соответствии с новыми идеалами об- щества. Задача шоу-бизнеса развлекать и в зрелищной доступной форме исподволь прививать людям новые ценности, проводя их на уровне чувств, эмоций и ощущений.
Менять установки людей нужно в соответствии с ценностями, которые государственная идеология хочет привить обществу. Но при этом надо учи- тывать и интересы самих людей, особенно глубинные, а не идти вразрез с ними. Нельзя привить то, что однозначно противно человеку. Можно на время заставить, но привить нельзя. Нужно брать те ценности, которые есть у человека и постепенно выводить их на новый уровень.
2. Национальный характер
Многое уже говорилось о хороших сторонах русского характера: щед- рая душа, открытая, добрая натура, великая терпимость, самопожертвова- ние, эмоциональность, размах в делах, мечтательность и большая духов- ность.
Но в любом характере имеются как хорошие стороны, так и плохие. И порой негативные качества так влияют на жизнь, что способы перечерк- нуть все хорошее в человеке и направить его совершенно по другим жиз- ненным рельсам. Применительно к российскому народу можно сказать, что русским людям свойственно создавать тяжелые проблемы на своем пути (допускать их), чтобы потом героически их устранять. Вот это как раз
тот случай, когда отрицательные качества человека доводят его до кри- зиса, а затем подключаются положительные стороны характера и все ис- правляют. Обычно так поступают люди, у которых в жизни нет социального роста, нет достижений и позитивных перемен, они словно ходят по замкну- тому кругу и, чтобы вырваться из него, совершают деструктивные поступки, то есть отсутствие роста они заменяют падением в яму с последующим отчаянным выкарабкиванием из нее - вот вроде и дело нашлось, и продви- жение вверх появилось, хотя в результате они опять оказываются на том же уровне, что и были.
Но зачем такие героические усилия и бег по заколдованному кругу? Эту бы энергию, да в мирных целях!. Надо просто проанализировать свои недостатки и элементарно проработать над собой. Тогда и жить можно по другому - двигаясь по-настоящему вверх к своему развитию, а не вырыва- ясь каждый раз из ямы.
Характер человека способен меняться, особенно в новых услови- ях жизни, когда ему надо либо выжить, изменившись, либо погибнуть, не вписавшись в новую действительность. Но характер можно изменить и са- мостоятельно, "если человек этого захочет". Надо только поменять свое мировоззрение, взгляды, установки, изменить мышление, тогда изменится и образ поведения.
И вот уже другой человек, с другим характером. Как в поговорке: "По- сеешь привычку - пожнешь характер, взрастишь характер - пожнешь судьбу". Поскольку поведение отдельных людей можно менять, можно изме-
нить поведение и целой группы, то же касается и национального характе- ра целого народа. Нужно проанализировать его негативные качества, как бы неприятно это ни было, а затем их исправить. Народ всегда можно мо- делировать, создавать ему ценности, воспитывать, менять его характер и мышление.
Сначала определим, что такое национальный характер? Распростра- няется ли единый характер нации на людей разных национальностей, про- живающих в одной стране?
Национальный характер - это поведенческие черты и образ мышле- ния, присущие одной нации (состоящей из разных народов) и образ мыш- ления, сложившийся в одной национальности (в данном случае русской), доминирующей на территории огромного государства, и оказывающий влия- ние на менталитет других наций, входящих в это Государство.
В российском государстве проживает много разных национальностей, и все они говорят на русском языке. А когда человек изучает язык другой нации и, главное, начинает думать на нем, в нем формируется новый менталитет, соответствующий тому народу, в котором он проживает. Другими словами, та- тары, казахи, белорусы, украинцы и другие народности, войдя в состав России 200-300 лет назад, за это время обрусели. Заметьте, не русские отатарились, а наоборот, другие национальности по менталитету стали русскими. Язык
народа - это главная скрепа нации. Русский язык - это форма интеграции разных национальностей, форма национального объединения народов.
Русская нация является государствообразующей и распространяет свое влияние через язык и культуру на другие народности, проживающие на территории России. Поэтому можно сказать, что русский национальный характер стал единым для всех народов, входящих в состав России, и явля- ется синонимом для слова характер.
Сегодня, как и в прошлые столетия, Россия переживает критический период истории. Не лишены основания предположения о близком конце Российского государства, пессимистические прогнозы его развития, упад- ка русской культуры, деградации русского национального характера и его деформации в условиях перемен. Поэтому важно определить, что влияет на формирование характера как в лучшую, так и в худшую сторону.
Характер нации формируется:
- в первую очередь исторически и географически, образом жизни в географической среде обитания народа - среди лесов, гор, степей или морей, помогая людям выработать такое поведение, которое позволит им выжить в данных условиях;
- во вторую очередь, характер определяется образом мышления - менталитетом, то есть тем, как надо думать, мыслить, чтобы гармонично жить в данном сообществе людей с их законами, культурой и правилами поведения;
- кроме этого, характер нации формируется по принципу - "делай, как все".
Если условия жизни меняются в лучшую или худшую сторону, изме- няется и образ мышления, и поведение, а значит, происходит деформация национального характера. Поэтому с течением времени народы и их наци- ональные характеры меняются. То есть характер нации есть комбинация природного и социального начала.
По мере развития общества характер народа способен меняться. Не- гативные процессы, происходящие в Российском государстве, изменяют не только правила поведения, но и стереотипы мышления людей - в худ- шую сторону. Следовательно, ухудшают национальный характер россиян. Чтобы исправить положение дел, надо провести реформу национального сознания.
Причины неэффективного реформирования российского общества усматривают и в отсутствии стратегии развития государства, в неучтенных экономических и социально-политических особенностях России. О культуре и национальном характере вспоминают в последнюю очередь, их представ- ляют скорее жертвами происходящих процессов. А так ли это? Что являет- ся первичным: характер народа, определяющий реформы, или реформы, влияющие на характер народа? Кто на кого влияет и кто чьей жертвой явля- ется? По-моему, в разлагающемся Российском обществе, на данном этапе,
национальный характер действительно оказался жертвой деструктивной политики, проводимой властями сверху. То есть характер народа мягкий, податливый, терпеливый, с ним можно делать все, что угодно. А вот если бы народ сам проявил твердость характера, тогда деструктивные рефор- мы стали бы его жертвой. Отсюда выходит, что не только реформы влияют на характер нации, но и характер народа может влиять на реформы. Осо- бенно если характер твердый и волевой.
Мягкий характер позволяет делать реформы над собой. Твердый характер сам проводит реформы над другими.
Сильный характер всегда работает над собой, не позволяя этого делать другим!
Национальный характер подвержен переменам, но эти перемены и реформы проводит не народ, а всего лишь 5% общества, которые этот же народ пропустил на вершину власти. Значит, характер народа как первоис- точник позволяет пройти к управлению государством таким людям, которые на свое усмотрение будут решать, как жить и думать народу. Другими сло- вами, народ запустил на орбиту управления не тех людей, а теперь и сам от этого страдает.
А началось это еще с древних времен, когда нерадивые бояре при- гласили на Русь царствовать знатных варягов. Вместо того, чтобы самим научится у них управлять государством, бояре посадили на шею себе и на- роду заморских правителей и стали жить чужими мыслями, попав в мен- тальное рабство и интеллектуальную зависимость. С тех пор русскому на- роду не давали развиваться и мыслить самостоятельно. Соответственно развивался и характер нации как зависимый, с рабским образом мышления и покорным поведением.
Такой подчиненный национальный характер и позволял испокон веков проходитькуправлению Российскимгосударствомлибоумныминостранцам, таким, как: скандинавские варяги, немка Екатерина II, Петр I (немецких кро- вей), грузин Сталин; либо нерадивым русским - безумный Павел, Николай II, Брежнев, Хрущев, Горбачев, Ельцин. Последний довел Россию до упад- ка, разбазарил ее территории, отторгая их целыми кусками, допустил раз- вал СССР как единого государства на обособленные страны СНГ.
За спинами нерадивых правителей, как правило, всегда стояли серые кардиналы (за Павлом и Александром I - Аракчеев, за Николаем II - Рас- путин, за Брежневым - Суслов и т.д.), которые по-настоящему управляли Россией, при этом не неся за это никакой ответственности. Своей полити- кой чиновники-манипуляторы доводили страну до кризиса, списывая всю историческую ответственность на первое лицо государства.
Чиновничество России, служащее в госаппарате в наши дни, тоже не блещет способностями, своих мыслей вообще не имеет. Являясь даже со- ветниками президента, министров или губернаторов, они не знают, что им со- ветовать, поэтому занимаются воровством чужих идей, чтобы хоть как-то
удержаться на должности. Чиновники-функционеры оперируют старыми штампами, родить идеи для государства не в состоянии. Чиновники по-свое- му строят свои отношения с народом и настолько продажны, что за день- ги готовы закрыть глаза на любые законы. О продажности чиновников на Руси во все времена ходили легенды. Одно произведение "Ревизор" как визитная карточка характеризует сразу несколько поколений чиновничества как в царской России, в Советском Союзе, так и в Российском государстве. Отсюда вытекает, что характер российского народа позволяет форми- ровать в чиновниках и правителях такое отношение к людям, которое сам народ готов принимать и терпеть. Иначе говоря, народ отчасти заслуживает тех правителей, которых имеет, поскольку допускает их пренебрежительное
отношение к себе.
Поэтому я считаю, что беда России не в дураках и дорогах, а в не- радивых правителях и продажных чиновниках, стоящих у власти, а также в национальном характере, позволяющем таким людям пройти к управле- нию государством.
В России существует парадокс: народ очень изобретателен и талантлив, а правители и чиновничий аппарат совершенно не имеют фантазии. Своим "Кулибиным" и "левшам" они не дают развиваться, игно- рируют их изобретения, но с большой охотой закупают передовые техноло- гии у других государств. Причем часто эти же технологии были подсмотрены и украдены в России, запатентованы на Западе и нам же проданы обрат- но. Япония проводила настоящий промышленный шпионаж, вывозя к себе тонны журналов "Наука и жизнь", "Техника молодежи" и др., копировала с них изобретения, патентовала и предъявляла нам же претензии за неза- конное использование уже их технологий. Об этом даже говорилось в пере- даче "Человек и закон" (1990 год), когда на одной из московских обувных фабрик японская делегация подсмотрела устройство раздвижной колодки, скопировала ее, зарегистрировала в своем государстве и выставила судеб- ный иск российской фабрике за кражу теперь уже их изобретения.
Почему же так происходит? Своих изобретателей не ценим, а со сто- роны все новое закупаем? Объясняется это просто: в царской России, а тем более в СССР, всегда преследовалось инакомыслие. А кто такой изобретатель? Белая ворона с нестандартным мышлением. Если он на- берет вес в обществе как талантливый изобретатель и создатель всего нового, то народ его будет слушать, как оракула. А если он увидит недо- статок в политической системе страны и как творец возьмется за переус- тройство общества, то это подорвет основы старой государственности. А ведь как научный авторитет он будет очень влиятелен в народе. Каждое сказанное им слово даст всходы в умах людей. Именно поэтому Ломоносов и Менделеев оказались одинокими в кругу интриг. Будучи в России, они пос- тоянно находились в окружении иностранных ученых, которые их чернили и заедали. В царской России правители охотно привлекали зарубежных
академиков и неохотно продвигали своих. Немецкие инженеры, итальян- ские архитекторы, французские философы и т.д. буквально оккупировали царский двор, устраивая засилье иностранщины в российской науке.
Но иностранные ученые были удобны царской системе. В случае их неправильного поведения или высказываний против власти ученых му- жей можно было легко отправить обратно. А вот своего академика отправ- лять некуда. Являясь признанным мировым авторитетом, он так и будет вносить смуту в народ - даже находясь в ссылке, в тюрьме или за рубежом, он все равно будет глашать правду. Добавьте к этому, что зарубежная прес- са сделает из него мученика на весь мир, пострадавшего за правду. Поэто- му своих ученых людей на Руси зажимали, а иностранцев поддерживали. Так спокойнее, хотя наука при этом жестоко страдала, приводя к отстава- нию в развитии все государство.
В Советском Союзе доморощенные ученые тоже оказались не нужны. Ленин выслал в Европу целый эшелон с философами и учеными. В ваго- нах ехали такие мыслители как Бердяев, Лосский и другие, которые слиш- ком много рассуждали о неправильности политики большевиков. Но Евро- па приняла их с распростертыми объятиями, предоставив места ученым в своих лучших университетах. Сталин продолжил традицию Ленина: погру- зил на пароход изобретателей, писателей и художников, неугодных совет- ской эпохе, и отправил их в Америку. Позже Америка благодарила Россию за выдающихся изобретателей и ученых, прибывших на корабле. Так Рос- сия подарила Америке авиаконструктора Сикорского, гениального изобре- тателя телевизора Бориса Розинга и целый рад блестящих новаторов.
В годы индустриализации Сталин оказался перед фактом - своих ученых в Советской России нет, а страну поднимать надо. Пришлось при- глашать инженеров из Америки, технологов из Европы, механиков из Ка- нады. На этот период даже пришлось отменить смертную казнь в государ- стве, чтобы не пугать иностранцев массовыми расстрелами врагов народа. С помощью иностранных инженеров строились электростанции, возводи- лись заводы, запускались фабрики. Паровозы Сталин закупал в Англии, заказ на уже устаревшие самолеты был размещен в нацистской Германии, трактора привозились из Франции, экскаваторы из Канады.
Только к началу второй мировой войны Сталин понял, что для армии нужно создавать свои конструкторские бюро из доморощенных ученых. Иначе крах в оружейных технологиях неизбежен. Так родилась знаменитая
"Катюша", истребитель Як-3 и танк Т-34, которые сыграли огромную роль в Отечественной войне.
Но в остальном политика оставалась прежней: лучше закупить техно- логии на Западе, чем создавать свои. Советские самолеты - это копии аме- риканских "Дугласов" и "Боингов", автомобили "Жигули" - старая модель итальянского "Фиата", знаменитые "Победа", "ЗИМ" и "Волга" - копии про- дукции американской компании "Крайслер". Современная машина "Газель" -
это "Форд". Оборудование на советских, а теперь российских заводах и фабриках имеет клеймо европейских производителей, и так во всем ос- тальном.
За годы царской России и Советской власти практически не создава- лось ничего своего. Почти все новое было заимствовано на стороне. Вы- ходит, что своим умом в России не живут, а все оглядываются на другие страны. Даже Петр I не изобрел ничего нового. Прорубив окно в Европу, он взял из нее все новейшие промышленные технологии, методики изготов- ления кораблей, оружейное производство и перенес их в отсталую Россию, предварительно отрубив бороды боярам, чтобы те легче распрощались со своим прошлым. Российское государство всегда плелось в хвосте раз- витых стран, перенимая у них с большим опозданием все то, что они давно уже создали.
Даже крепостничество на Руси отменили последними в мире, после упразднения феодализма в Европе и рабства в Америке. Редким исключе- нием в истории государства является прорыв России в космос. Хотя черте- жи ракет были тоже вывезены из побежденной Германии. Опять же своей головой не думали, держа в Сталинских лагерях лучших ракетных конструк- торов.
В результате Россия стала страной "копиистов"! Начиная с древних варяг, Петра I, Екатерины II и до сегодняшних дней Россия вечно догоняет Европу. Так что, одна из черт национального характера - своих новато- ров зажимать, зарубежных поощрять.
Творчество, изобретательство и наука на Руси всегда попирались. Это приводило государство к отставанию от мира, заимствованию чужих технологий, жизни за счет чужих мыслей и, как следствие, к деградации огромной державы.
Воровство чужого на внешнем уровне порождало воровские отноше- ния и внутри страны. В свое время историк Карамзин сказал о русском на- роде так - "воруют". А почему воруют, да потому, что (на мой взгляд) одни русские не дают зарабатывать другим русским, и так на всех уровнях. Воруют от нищеты и от невозможности заработать. А отсюда воровство развивается как форма национального самовыживания.
В советские времена и перестроечный период воровство народа на предприятиях было "притчей во языцех". Оно стало частью народного фольклора, вошло в характер и высмеивалось сатириками на всех эстра- дах: "Если рабочий не вынес с завода хотя бы гайку, значит, он день прожил зря!"
Низкие заработки поменяли мышление людей, превратили их в ис- кателей легкой добычи и сделали жертвами финансовых пирамид пере- стройки, таких, как: "МММ", "РДС", "Недвижимость" и др. Государство не- однократно обворовывало граждан, обесценив их сберегательные вклады в 1991 году, валютные вклады в 1998 году, проводя шоковые терапии, обва-
лы валют и дефолты. Сталин выпускал облигации народного займа, кото- рые погашались только через 50 лет, когда их владельцы уже умирали.
Если государство ворует у своего народа, то что же остается делать людям? Правильно, воровать у государства на его предприятиях. Граби- тельское отношение властей к согражданам порождает еще одну чер- ту народного характера - недоверие к государству.
Постоянная неустроенность быта, низкий уровень жизни, отсутствие перспектив для народа, практиковавшиеся в России на протяжении мно- гих веков, вызывают озлобление людей не только к власти, но и к своим ближним. Ведь до власти добраться непросто, а выместить зло и обиды на ближайших родственниках и знакомых (а тем более на незнакомых) очень даже легко.
Отчасти "кидальное" мышление формировалось условиями жизни на Руси и вечной нуждой, а отчасти оно усиливалось современным телевиде- нием, такими передачами, как: "Последний герой", "Слабое звено", "День- ги не пахнут", "Русская рулетка" и т.д., которые учат подставлять своих товарищей или пускать их по миру.
А еще у русских нет сплоченности между собой. Живут по принци- пу "Моя хата с краю": сосед пусть погибнет, а я посмотрю. Сколько рус- ских князей не поддержали друг друга в битвах с татаро-монголами. Рус- ские города гибли один за другим, сражаясь разрозненно. Зачастую князья враждовали между собой, выставляя для разборок боевые дружины. Одни русские стояли против других русских и кричали: "Распни его!" Может быть (моя версия), виной такой обособленности стали обширные леса, в которых исторически проживали славянские народы. Деревья позволяли племенам быть разобщенными между собой и при этом выживать малыми поселени- ями. Леса были природной защитой от нашествий со стороны. А недруже- любные отношения с близкими соседями вырабатывались из-за того, что соседние племена слишком часто нападали друг на друга, чтобы поживить- ся за счет ближних поселений.
В то время как горные или степные народы наоборот стремились куч- коваться для выживания, поддерживая друг друга, образуя огромные общи- ны или орды. В горах можно было выжить только сообща, а в степях просто негде было прятаться. Поэтому степные половцы, а затем и татаро-мон- гольские отряды объединялись в войска и на протяжении веков разбивали разрозненные отряды русских, обращая их в рабство.
Подытоживая исторические события, можно сказать, что:
- Первыми насадили русским ментальное рабство - Скандинавские варяги. Они правили и думали за русских и тем самым порабощали их, при- вивая мышление подчиненных.
- Вторымиустановили рабствофизическое - татаро-монголы. Ониука- зывали Руси как ей жить на протяжении трехсот лет. Назначали в города марионеточных князей, получали с русских дань и угоняли невольников на работы и продажу.
- Третье рабство - психологическое и законодательное - было вве- дено самими русскими князьями и российским царем, который по их прось- бе отменил Юрьев день, то есть право перехода наемных крестьян от од- ного хозяина к другому, и тем самым узаконил на Руси крепостничество, которое было отменено только в девятнадцатом веке.
Выходит, что русский народ почти две тысячи лет находился в рабстве - ментальном, физическом и психологическом. Но разве это не могло не отразиться на русском национальном характере? Почти две тысячи лет государство подавляло русский национальный характер, унич- тожало творчество, самостоятельность и особенно - забивало личность.
"Будь, как все! Не высовывайся, тогда выживешь!" Вот политика России в отношении своего народа на протяжении веков. Поэтому и выработался национальный характер - податливый, безынициативный и безраз- личный к своей судьбе, бессильный что либо изменить.
Ментальное рабство, зажатость русских - вот еще одна негативная сторона характера нации.
Хотя о зажатости русского народа имеется и другая точка зрения. Бри- танским антропологом Д. Горер была выдвинута "пеленочная гипотеза". Он считал, что русским свойственна традиция туго пеленать младенцев. Теснота воздействует на подсознание детей, от этого они вырастают сдер- жанными, терпеливыми и зажатыми. То есть русская душа - спеленатая душа. Она, как сжатая пружина, терпит до поры, до времени, а потом стре- мительно разжимается. Длительные периоды покорности внешней силе че- редуются в России с яркими периодами бунтов и революций.
Я думаю, что спеленатая русская душа имеет более простое объясне- ние. Все дело в детском воспитании и тех установках в поведении, которые родители передают детям. Если в горном ауле или степной юрте сыновей сразу воспитывают быть хозяевами в доме, вырабатывают у них чувство от- ветственности за будущее семьи и рода, то русского мальчика растят по прин- ципу "подай-принеси". То есть делают из него слугу, не прививая ему мыш- ление хозяина, главы семьи, лидера и авторитета. В израильских семьях, например, детей сразу приучают к карьерному мышлению, им говорят: "Иди в начальники, будь врачом, становись музыкантом, иди в юристы и т.д." Вы- растая, такие дети четко знают, чего они хотят и, не теряя времени, активно идут по заданному пути. Русским детям говорят: "Иди поиграй в футбол, по- гуляй, не торопись с выбором, поступи куда-нибудь, получи любой диплом, а там будет видно..." В результате вырабатывается философия "Емели на печи" - пусть все идет само собой. Вырастая, русские дети не знают, чего они хотят, долго не могут определиться в жизни, упускают массу воз- можностей. Другие в это время делают карьеру. Вот поэтому, когда русские дети вырастают, они оказываются по менталитету подчиненными, а другие национальности - хозяевами. В результате иные национальнос- ти не только уживаются в российском народе и прорастают среди русских, но и вытесняют их на руководящем уровне.