Манскова Ольга Витальевна: другие произведения.

"вита ностра" Дяченко как книга о мотивации

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:

  
   (Это - не рецензия. Лишь мысли по поводу книги.)
  
   "Вита ностра" - книга, которую не возможно не полюбить. Все мы - немного такие, как главная героиня, студентка Саша: внешне обычные, ничем не примечательные, - и, никто и понятия не имеет, что происходит у нас в глубине души и какие бездны представляем мы в мире информационном. Наши поступки, а порою, даже наш взгляд - как могут отразиться они на тех, кто оказался рядом, а, тем более, на родных и близких людях? А если мы можем, совершенно случайно, совершить непоправимое? А если... мы ответственны за тех людей, которые сопряжены с нами душами, и наш промах или необдуманное действие могут нанести им вред?
   Мы не есть только то, что ходит здесь, по улицам. Мы также являемся частицами мира информационного. И становление души гораздо болезненнее роста тела. "Вита ностра" - прежде всего, книга о том, как Сашка учится летать и обретает себя в мире "нечеловеческом" - (информационном?)
   А толкают её на обучение, и, как принято сейчас выражаться, мотивируют, вполне конкретные "личности", не совсем относящиеся к миру людей. Люди или нелюди, имеющие форму людей. Прежде всего, они "программы" - то есть реалии плана информационного. Стоящего выше плана материального; легко управляющие этим планом. И ведут себя с обучаемыми они весьма жестко; принуждают к учебе путем страха, сопряженного с любовью к близким. Так, Сашка "выбирает" именно этот странный вуз, боясь за своих родных, чтобы с ними ничего страшного не случилось... Инструмент мотивации в руках её мучителей вполне действенный. "Учителя" и "куратор" действительно могут расправиться с близкими Сашки одним щелчком пальца. Они не шутят. И непременно сделают это, если Сашка им не повинуется.
   То есть, главным мотивирующим инструментом для такого обучения выбран страх. Большинство студентов не хотят учиться. Но они учатся. Из-за страха.
   Подобное же размышление мы встречаем у Дяченко в книге "Метаморфозы": 1) мотивация должна быть чувственной (в данном случае, используется любовь к близким); 2) мотивация должна быть принудительной. Но, если в "Метаморфозах" эти два пункта рассматриваются необходимыми для появления цели существования для всего (абстрактного) человечества в целом, необходимым фактором его развития, то в "Вита ностра" это принуждение используется как средство для обучения конкретных людей.
   Есть ли студенты, для которых такая мотивация является убийственной, на которых она не срабатывает? Да. И такие студенты... ликвидируются, как не сдавшие экзамены и зачеты. Ликвидируются в полном смысле этого слова. Потому, что выше потолка не прыгнешь. Потому, что модный сейчас постулат о том, что "человеку Бог не дает испытаний, которые выше его возможностей", ложен. Дает. Иначе люди бы не умирали...
   Нужна ли мотивация к учебе для Сашки? Может быть, нет. Но, по другой причине. Рано или поздно, но обучение становится ей интересным. Страсть к познанию идет уже впереди страха; она заглядывает вперед в учебник, проходит сверх и более программы. Всё, что окружает её - общежитие, его незатейливый быт, попойки и взаимоотношения студентов - быстрее, чем у других, становятся ей не интересными.
   И, в конце концов, именно она протестует против такого положения вещей: против принуждения как мотивации. В конце концов, она перерастает всю эту систему обучения. Выходит за ее пределы. Становится, Логосом, Словом; и теперь она сама будет диктовать законы своего собственного развития. Она стала выше "ходячих программ", и теперь сама сможет их перепрограммировать; она стала полностью свободной. Вышла на другой уровень развития.
   Книгу можно трактовать и совсем широко; представить, что мы, человечество, все этакие "мотивированные морские свинки" (в соответствии с фразой из одного мультфильма о том, что "мотивированная морская свинка может гораздо больше")... Нас кто-то или что-то мотивирует на выживание посредством ответственности за судьбы близких. Мы живем в едином, так сказать, общаке, подобном общежитию техникума в сельском районе. И мы, вроде как, не будем учиться, если нас жестко не мотивировать. Несомненно, тема мотивации - одна из основных тем современной "психологии развития". По классическому представлению книг по саморазвитию, без мотивации мы никогда не оторвем от дивана пятую точку. Для того чтобы утром встать с кровати, нужно с вечера расписать целый блокнот своими желаниями и целями. От больших, типа "хочу стать мультимиллионером" до малых, например, "сходить в магазин и купить корм для кота". А при пробуждении мы должны упираться глазами в нашу цель, оформленную в виде фото коллажа, на котором вы, к примеру - рядом с желанным автомобилем...
   Итак, мотивация, жесткая или не жесткая - насущная проблема нашего времени. Нам некуда идти, некуда и незачем. Для вставания с постели нам нужно вспомнить про свою цель. Или придумать её. И, если цель "саморазвитие" упирается в отсутствие денег на обучение, нам говорят: ну, тогда ваша цель - заработать денег. Работайте на результат! Поставьте себе цель - заработать много денег. Какую сумму вы хотите? Цель должна быть конкретной! В это время - следите за руками наперсточника (или словесного манипулятора). Вам только что подменили цель: цель саморазвитие отбросилась за ненадобностью, и целью стало получение денег. А мотивация? А вот её в этом случае и вовсе нет... Так и наступило время вечной проблемы мотивации, её искусственности. Время необходимости придуманной мотивации. Или же привнесенной извне.
   Время ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ закончилось. Да, если у человека отобрать его предназначение растить урожай, обрабатывая землю, рисовать картины или же учить детей математике, истории или языку... А потом заменить это предназначение абстрактной мотивацией, которую, к тому же, надо вначале себе придумать, и конкретной целью "денег", то... Люди превращаются в тупое стадо, которому нужен СТИМУЛ для существования. Кстати, стимул - это такой металлический наконечник на палке, которой погоняют скот.
   Ну, а книга "Вита ностра" выводит нас, в конце концов, за пределы этого "стимула", жесткой мотивации, якобы необходимой для самопознания.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Верт "Пекло"(Боевая фантастика) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia)) Е.Шторм "Сильнее меня"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война. Том первый"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера: эпоха империй"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) В.Чернованова "Невеста Стального принца"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"