Мансуров Андрей Арсланович : другие произведения.

Что не так с фильмом "Защитники"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему после просмотра динамичного и занимательного фильма остаётся некий неприятный осадок? Неудовлетворённость? Может, это от "вторичности" сюжета? И второсортности заштампованных идей?..

  Что не так с фильмом "Защитники"?
  Вроде, казалось бы, все российские зрители должны быть довольны - наконец-то появился ещё один наш фильм, способный конкурировать с фильмами производства Голливуда! Суперблокбастерами, кассовыми, и снятыми за сотни миллионов долларов. Такими, как монументально отснятые циклы о "Мстителях", "Обитель зла", цикл про "Супермена", и "Железного человека", не говоря уж про таких столпов и оплотов жанра комиксов как "Бэтмен", "Люди Икс", "Черепашки-ниндзя", и "Трансформеры".
  Но в том-то и проблема, что конкурировать со всей этой "классикой жанра" фильм "Защитники" может только на уровне спецэффектов, так как компьютерная графика сейчас в российском кинематографе, к счастью, на достойном уровне. Что же касается сценария... И особенно - его "оригинальности" и привязке к нашему менталитету!..
  О-о!
  Вот тут-то и начинаются проблемы.
  Нет, конечно, кто смотрит все эти фильмы-комиксы просто для развлечения, чтоб скоротать время за динамичным боевичком-бегалкой-стрелялкой, тому всё будет в тему. Но вот тот, кто просмотрел достаточно много всё тех же американских фильмов, снятых по мотивам комиксов, невольно начинает чесать затылок. И думать: вроде, спецэффектов, красочных и захватывающих дух - море, герои, вроде, интересные, у всех - характеры, и личные проблемы, Главный какашка - несгибаемый и с традиционной манией величия, добро в конце побеждает-таки, но... Остаётся после финала некий осадок.
  Разочарование.
  А понять, отчего это странное чувство возникло, не так уж и трудно. Дело в том, что те, кто писал и адаптировал сценарий для "Защитников", несомненно знакомы с монументальным теоретическим трудом МакГи - "История на миллион долларов".
  И этот базовый труд предопределил основные методы и каноны написания сценариев для супер-кассовых франшиз Голливуда, и не только, буквально на десятилетия. А то, что эти методы и каноны работали, работают, и будут работать, так как психология обывателя неизменна, доказали и миллиарды, заработанные на таких фильмах, и "прикормленная" аудитория - которая обязательно пойдёт на продолжение любого фильма из таких циклов. Поскольку герои знакомы, красочных и до дрожи "достоверных" спецэффектов наверняка будет - море. И - главное! - в конце добро победит.
  Ну, до появления в следующей части следующего Главного какашки, или очередного кандидата на роль Мирового лидера. Или, проще, Хозяина Мира. Ну, или в крайнем случае - агрессивно настроенных инопланетян, желающих оттяпать нашу планету со всеми её ресурсами в личное пользование, а людишек - или истребить, или уж загнать в резервации. ("Робот Джокс", "Эллизиум", "Война миров", "День Независимости", "Поле битвы - Земля", "Обливион", "Эквилибриум", "Ультрафиолет", "Отряд самоубийц", "Обитель зла", "Человек-паук", "Человек-муравей", "Отряд Дельта", "Три икса", "Тихоокеанский рубеж", "Черепашки-ниндзя", "Бросок кобры", "Хеллбой", и т.д.)
  Но в том-то и проблема у зрелого и опытного зрителя, способного на мало-мальские обобщения и собственные выводы от просмотренной, пусть и динамичной, жвачки: все эти фильмы по большому счёту кажутся снятыми по одному сценарию.
  И в-принципе так и есть - потому что всё в каноническом труде МакГи чётко расписано: три части, в конце каждой из которых - кризис, а в последней - кульминация и развязка. Герой побеждает, или его убивают (Что ОЧЕНЬ редко!) Далее, нужно, чтоб каждый герой чего-то хотел, нужно, чтоб в каждой сцене был конфликт, и чтоб каждая сцена "работала" или на раскрытие характера героев, или на продвижение вперёд сюжета.
  А то, что при этом такие "сценовые" конфликты зачастую высосаны из пальца, и герои-союзники начинают вдруг на ровном месте выяснять отношения между собой, и даже драться, (Разумеется, не до смерти - а то как бы они в конце, в кульминации, сплотились плечо к плечу, и победили!) что смотрится для нормального человека и зрителя очень ненатурально, скорее, правило. И сразу видно, где у сценариста была проблема с "конфликтом" - раз нет внешнего, нужно создать внутренний! Потому что без "объяснений", которые имеются в такой сцене, зрителю будет непонятна подоплёка последующих планов и действий героев. А сцену без конфликта теоретический труд МакГи рекомендует из сценария... Попросту удалять! Динамика и напряжение должны быть всегда!
  Но главный минус "Истории на миллион долларов" не в том, что её используют как методическое пособие для создания костяка, основы, сюжета, а - заштампованность. Поскольку монография была написана несколько десятилетий назад, и за это время фильмы, снятые по её канонам, буквально задолбали своей шаблонностью, предсказуемостью, и однообразием сценарных решений. Равно как и "хэппиэндовых" концовок.
  И именно поэтому для того зрителя, кто много и часто смотрит эти циклы, сериалы и фильмы, все они смешиваются через некоторое время после просмотра в одну незапоминающуюся жвачку, оставляя лишь смутное припоминание того, что вот эти герои противостояли вот этим плохишам, и в конце победили-таки... До следующего раза.
  Нет, я понимаю, разумеется, что придумать реально НОВЫЙ сюжет для боевика, или фантастики, или даже комикса - очень трудно. И именно поэтому у "Чужих" появилось чуть не семь-восемь продолжений, сиквелов, приквелов, и так далее. И все они - куда слабее второй части, которой только талант Ридли Скотта и неповторимая игра Сигурни Уивер и придали нужный накал страстей и уникальность. Но всяческие ухищрения и "оригинальные" сюжетные решения не спасли последующие несколько серий этого цикла от если не провала, то - значительно ослабевшего интереса зрителей.
  То же можно сказать и про "Хищника" - и вторая и третья ("Хищники") части гораздо слабее первого фильма с неповторимым Арнольдом Шварценеггером. Разумеется, все понимают, что харизматичный и яркий герой в главной роли, будь то "Терминатор", или Рипли - практически половина успеха.
  Не так повезло с главными героями репликам-перепевкам старых фильмов - что "Возвращение памяти", что "Конана". И не спасли их "навороченные" спецэффекты. Поскольку главные герои - куда менее харизматичные и убедительные, чем уважаемый бывший губернатор Калифорнии.
  И пусть во франшизе "Обитель зла" неизменно снималась красавица и крутая бой-баба Мила Йовович, это тоже не спасло вторую и последующие части от скатывания в серость - просто ещё одна доска в забор стандартных фильмов про злых дядей-фармацевтов, желающих ограбить и поработить мир, и войну с зомби...
  Именно потому, пусть даже и зная, что эти, последующие за головной, части не будут столь оглушительно успешны и кассовы, Голливуд и снимает бесконечные продолжения "Мстителей", "Терминаторов", "Обителей зла", "Звёздных войн", "Миров Юрского периода", и прочих поделок, что все маркетологи понимают: пусть даже и на заведомо более слабую часть боевика про "Людей Икс" и приключения харизматичного Россомахи, (Хью Джекман) или Капитана-Америка, или страшных и свирепых динозавров, народ придёт - хотя бы, чтоб удовлетворить неистребимую потребность любого нетребовательного зрителя и домохозяек - "узнать, что же будет дальше!"
  Но ведь в старом фильме "Ночной дозор", и в его продолжении, снятом по произведениям Лукьяненко, удалось представить именно наш, местный, колорит и менталитет, и найти оригинальные (Пусть и ожидаемые!) решения финала! Равно оригинально смотрится и фантастический фильм "Кома" - пусть идея о жизни во сне и не совсем нова. Но это - наши фильмы! Так же, как и фантастика Бондарчука про инопланетянина.
  А с "Защитниками" проблема сразу в том, что они - просто калька с большинства перечисленных выше американских фильмов. Заштампованная насквозь, и не слишком изобретательная - да, уникальный отряд подростков, на которых проводили бесчеловечные опыты, не находящие в зрелом возрасте себе места среди обычных людей, но созданные для некоей "миссии" (совсем как в "Солт"). Да, главный мерзавец, технически и ментально подкованный (Прямо как Магнето из "Людей-икс", или русский изобретатель из второй части "Железного человека") возжелавший власти над Миром, да, хитрая и расчетливая офицер из органов, объединяющая усилия героев для Блага Родины... И - очередной штамп! - почти поражение, но! "Свежая" идея - и победа в финале!
  Здесь образ медведя, превращающегося в человека - просто ксерокопия с оборотней, людей-волков из "Сумерек", или "Тёмного мира", адаптированная к российским условиям, образ сверхбыстрого азиата - копия "Мистик" из "Людей Икс", и так далее.
  Хотя помимо заштампованности и неоригинальности сценарных приёмов "Защитников" имеются и чисто практические неувязки - с элементарными законами физики.
  Ну не могут даже несколько десятков грузовых вертолётов нести на канатах Останкинскую телебашню: грузоподъёмность даже лучших вертолётов не превышает 20 тонн, а масса бетонной (!) башни - несколько тысяч тонн.
  Так же нереальна сверхскорость героя с мечами - если он движется так, что его не видно, это предполагает скорость, как у гиперзвуковых ракет типа "Циркона" - то есть несколько махов. А это - не менее 5-6 километров в секунду. Такую скорость развивают спускаемые модули орбитальных кораблей, входящих в атмосферу (Разреженную!) Земли. И головные обтекатели этих модулей, как и ракет типа "Циркон", изготовляются из сверхпрочных и термоустойчивых материалов, которые и хрупки и дороги. И всё равно нагреваются до 2-4 тысяч (!) градусов. Есть такая защита у героя? Нет. А температура, которую выдерживает "не разрушаясь" и не коагулируя необратимо обычный белок, из которого и состоит тело всех людей и просто теплокровных млекопитающих созданий - не более 100 градусов любимого Цельсия.
  Про то, что герой, управляющий камнями - всего лишь ксерокопия с того же "Магнито" из "Людей Икс" упоминать не хочется: поскольку если металлосодержащие конструкции и предметы можно хотя бы теоретически заставить реагировать на сильные магнитные поля, то в камнях никаких элементов, способных как-то "откликаться" на внешние поля и воздействия, попросту нет. А телекинез пока ни один учёный продемонстрировать в даже лабораторных условиях не смог. Фокусники, типа Ури Геллерта, или Нео из "Матрицы" - да. А вот обычные люди - нет. Вот такая настырная и противная это штука - законы Природы.
  Ну а про то, что абсолютно никем не охраняемыми и сохраняющимися годами оказались объекты с автомашинами, (Которые после длительной консервации нужно долго "приводить в чувство" - то есть, заниматься долгим и нудным техобслуживанием) или клонами - можно и не упоминать. Чушь несусветная. Потому что в таких объектах одной обслуживающей инфраструктуры и энергоподстанций для питания механизмов нужно - сотни профессионалов и тысячи мегаватт. Плюс - неизбежные утечки информации о столь страшном стратегическом оружии...
  Про остальные нестыковки с физическими законами и законами элементарной логики не хочется и упоминать - ведь нужно помнить, что мы имеем дело не с научной фантастикой, как, скажем, у Айзека Азимова, с его роботами и тремя их законами, где всё логично, и не противоречит науке, а с - комиксами. Где главное всё же - зрелищность. И приключения. Интересные.
  Ну а с этим у "Защитников" - полный порядок. Пусть и на уровне - чуть ниже Голливудского... Ничего: "третий сорт - не брак!"
  Потому что фанфик - он фанфик и есть.
  И для нетребовательного и "прикормленного" зрителя - сгодится.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"