Аннотация: Повесть о путешествии во времени, в эпоху Средневековой Руси, и встрече с гусляром Садко.
Расскажу о своём путешествии во Времени в Русь Средневековую. Просто я много читал про купца Садко, и хотел отыскать его в глубинах давно прошедших столетий, а был ли такой реально исторический персонаж?.. Мне нужно было выбрать костюм, чтоб все смотрели на меня привычно, и никто не показывал пальцем. Перво-наперво, я хотел конечно выбрать платье боярина, знатного купца или князя. В те времена все мужчины ходили в платьях, от крестьян до самого Царя. У крестьян, вследствие их бедности, порой встречались заношенные, и залатанные до дыр, а у бояр и купцов, ну у тех всякого покроя платьев и кафтанов было много, нередко они щеголяли, и поверх одной рубахи надевали вторую, так что платьев было даже два-три на одном теле, и кафтан. Однако, в наряде князя я малость опасался предстать в глубине веков, ведь со мной могли заговорить знатные бояре того времени, и так же следовало опасаться лесных разбойников, поскольку у меня не было своей дружины богатырской. Платье простолюдина не прельщало особо ("голь перекатная" часто ходили в дырявых лаптях и изношенных рубахах). Оставался еще наряд священника, вот это был выигрышный вариант. Потому что священников обычно не трогали даже лесные разбойники (из богобоязни того времени). И относились к ним, в общем и целом, уважительно. Поразмыслив на досуге, я решил собрать "средневековый гардероб", ну чтоб у меня была возможность выбора. В поисках костюма, исторических фильмов я пересмотрел вполне, в разное время, и перешёл на ранее малоизведанную ниву, - картины русских живописцев, иконы, диафильмы. Поскольку картины и иконы куда более древние, чем искусство кино и фотография, они точнее передают какие-то детали. При просмотре диафильмов некоторые сюжеты, прямо скажем, удивляли. Вот например, "Иван-царевич и серый волк". Какой-то он здесь, совсем юный, еще мальчишка, таким изобразил его художник, и уже поехал царевну в уста сахарные целовать. Не рановато ли?.. Э-м-м, парень с серьгой в ухе.. Забавно..
А здесь сюжет с эротическим подтекстом. Василиса сидит у Иван-Царевича на коленях, прям между ног. Сидит, подпрыгивает и ёрзает, потому что они скачут. И что он при этом чувствует?..
Я долго рассматривал картины из сказки Петра Павловича Ершова "Конёк-горбунок". Вот он, Иван. Простой крестьянский полукафтан, простая шапка, красная рубаха. Может, на этом костюме и остановиться.. Зачем выдумывать что-то более сложное и изысканное.
Однако.. Когда Иван волею судьбы, везения и обстоятельств устроился на царскую службу, он стал одеваться ярко и богато, щегольски, и это хорошо описано в поэме -
Во дворце я буду жить,
Буду в золоте ходить.
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Весь конюшенный завод
Царь в приказ мне отдает;
То есть я из огорода
Стану царский воевода.
Чудно дело! Так и быть,
Стану, царь, тебе служить.
Только, чур, со мной не драться
Не бухтеть и целоваться
И давать мне высыпаться,
А не то я был таков!'
Прим. - какая прелесть, нежный симпатичный юноша немного переживает, чтоб царь не лез с пинками и поцелуями, и давал ему высыпаться.
"Царь?.. Ну ладно! Вот сряжуся
И тотчас к нему явлюся", -
Говорит послам Иван.
Тут надел он свой кафтан,
Опояской подвязался,
Приумылся, причесался,
Кнут свой сбоку прицепил,
Словно утица поплыл.
Вот Иван к царю явился,
Поклонился, подбодрился,
Крякнул дважды и спросил:
"А пошто меня будил?"
В сказке Ершова я обратил внимание, что волшебный конь с Иваном очень ласков. Прям как с девушкой. -
'Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? -
Говорил ему конёк,
У его вертяся ног, -
Не утайся предо мною,
Все скажи, что за душою;
Я помочь тебе готов.
Аль, мой милый, нездоров?
Аль попался к лиходею?'
Пал Иван к коньку на шею,
Обнимал и целовал.
На конька Иван взглянул
И в котел тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
Вот он в платье нарядился,
Царь-девице поклонился,
Осмотрелся, подбодрясь,
С важным видом, будто князь.
Сходил я и в оперу, посмотреть на различные постановки.
Опера "Иван Сусанин", с реальным историческим персонажем. 1938 год. Иван вместе с семьёй и сыном. Роли исполняют артисты Ковалёва и Штоколов.
И опера "Борис Годунов". Костюм боярина. Фёдор Шаляпин.
Однажды на глаза мне попалась картина Ивана Билибина "Степан Разин" (1935), и вот я уже загорелся новой идеей. Захотелось встретиться со Степаном Разиным (его-то искать не надо было, я знал в каком времени он живёт..) и вместе отправиться в Персию, "за зипунами". Но как-нибудь, в другой раз..
Костюмы себе выбрал вот эти, и несколько других..
Точно такой же костюм у меня есть, красные сапожки, бардовый плащ, кафтан оранжевый и несколько рубах, в том числе и белая. Такой, почти купеческо-гуслярский костюм для древнего Новгорода.
Ну эти костюмы хороши, хотя они древнелитовские, как в Новгороде "приживутся", не знаю.. Последний сойдёт для монаха..
А вот насчёт поисков Садко.. Гостил я в Новгороде в 10 и 12 веках, и расспрашивал про него купцов, никто про этого гусляра ничего не слышал.. А вот в 11 веке, мне повезло. Я даже застал его самого, это где-то 1045-46 годы. Выходит, былины о нём сложились позже.. Конечно, я смотрел художественный фильм "Садко" Александра Птушко (1952) где его роль исполнил Сергей Столяров.
Реальный Садко не похож на Столярова. Просто мало похож. Он был примерно вот таким, как на этих рисунках. Сейчас таких людей с древнерусской внешностью не встретишь, разве что в театре. Я всё смотрел и смотрел на него, что он даже подошёл и заговорил, но сначала поклонился, -
- Здравия тебе, боярин младой. Ты чего на меня так смотришь, я тебе красна девица что-ль?
- Да я, да я просто в Новгороде в первый раз. Гляжу, церкви у вас красивые..
- Оно и видно, - засмеялся Cадко. Говор у тебя не наш, не Новгородский.
1912 год. Оперный певец Василий Дамаев в роли Садко, опера Николая Римского-Корсакова. Вышивка неплохая, излишняя упитанность певца мешает ему быть стройнее.
Садко мне нравился. Хорошего стана, более стройный чем упитанный, физически сильный, он не выглядел каким-то грубоватым мужланом, а был этаким слегка миловидным и нежным. Играл на гуслях. "Романтичный, лиричный", - тогда таких слов и не знали. Сказали бы, - чудно. Ему эти черты подходят. Однажды мы как-то пировали у бояр, выпили вина, Садко обнял меня как брата, и прямо так и заснул, сидя за столом. В то время мужчины приветствуя друг друга, частенько крепко обнимались, а иногда и целовались даже. Это сейчас друг другу руку пожмут, и всё. А тогда, такой обычай был, Византийский, древнеславянский.
Да, он рассказывал всякие истории, поскольку сам плавал к Византийским берегам, и там их слышал, это были "Византийские мифы", которые позже как народное творчество, перешли в былины и сказания. Я путешествовал вместе с ним. Морского царя и морской царевны мы не встречали (для этого надо было как-бы утонуть..), а Викингов встречали..
Но вот однажды с нами приключилось настоящее чудо. Плыли мы по Волге, до Каспия еще далековато было, и зашли в одно селение. В том селении - ни души, хотя впечатление было что люди только что ушли, в доме как будто недавно убрано. И продукты, овощи кое-какие имелись. Зашли мы в один терем, сели за стол.
И как сели, так и заснули крепким богатырским сном. И приснился мне сон чудной. Входит в наши палаты Марфа-царевна. И такой она красоты неописаной, ни в сказке сказать ни пером описать. Я не утерпел и говорю -
- Моей женой будешь?
И тут же слышу возглас позади меня. Это Садко. -
- Да постой, не слушай ты его. Это я хочу тебя в жёны взять!
Марфа зарумянилась и говорит, - "За кого ж из вас замуж пойти, коль вы оба добры молодцы хоть куда? Кто мой поцелуй выдержит, того и суженым назову".
Тут уж я подскочил, давай мол, целоваться. Сперва моя очередь. Стал её целовать в уста сахарные. А она как закричит: "Пусти! Пусти меня.. Пусти!" И мигом я проснулся. Оказалось что это всё мне снится. Лежим мы оба на печке, я и Садко. И я лежу на нём сверху, обнявшись, и целую в уста сахарные. А Садко вопит: "Пусти меня! Пусти!" Тут уж я от неожиданности кубарем с печи скатился, чуть коленку не ушиб, а Садко вскочил: "А.. ! Что? Где царевна?", - озираясь по сторонам.
- Тебе тоже это приснилось?
И Садко успокоившись, мне рассказал, что ему приснился тот же самый сон. Только в его сне, он первый Марфу-царевну целовал. Целует её в уста сахарные, а она его обняла, всё держит, держит, и не даёт дух перевести. Тут уж Садко не выдержал, сколько ж можно целоваться-то, он задыхаться стал, и закричал: "Пусти меня.. Пусти!"
"Чудно.." - промолвил я. "Чудно!" - ответил Садко. Мы переглянулись, - "а давай-ка покинем это диковинно место, да мешкать не будем", - вскочили и побежали на корабль. Отплыли. История конечно дивная и чудная с нами приключилась, и стоит ли её рассказывать встречным чужестранцам, купцам и прочим путешественникам?.. Смешно конечно.. Только как мы в ней выглядеть-то будем?.. А Садко после того мне еще более симпатичен стал. Другой бы на его месте, бока мне намял. Или попытался бы, "ах ты целоваться.. а я полезу с тобой драться!" Словом, попытался бы на мне выместить свой стыд и досаду, разочарование. А он отнёсся по-дружески, по-товарищески, с пониманием момента. Улыбнулся этак лукаво.. И вскоре приключилась с нами другая история. Плыли мы, плыли, и вот показались вдали очертания куполов храма..