Маренков Андрей Борисович : другие произведения.

Господин Великий Новгород

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Повесть о путешествии во времени, в эпоху Средневековой Руси, и встрече с гусляром Садко.

  
  
   Расскажу о своём путешествии во Времени в Русь Средневековую. Просто я много читал про купца Садко, и хотел отыскать его в глубинах давно прошедших столетий, а был ли такой реально исторический персонаж?.. Мне нужно было выбрать костюм, чтоб все смотрели на меня привычно, и никто не показывал пальцем. Перво-наперво, я хотел конечно выбрать платье боярина, знатного купца или князя. В те времена все мужчины ходили в платьях, от крестьян до самого Царя. У крестьян, вследствие их бедности, порой встречались заношенные, и залатанные до дыр, а у бояр и купцов, ну у тех всякого покроя платьев и кафтанов было много, нередко они щеголяли, и поверх одной рубахи надевали вторую, так что платьев было даже два-три на одном теле, и кафтан. Однако, в наряде князя я малость опасался предстать в глубине веков, ведь со мной могли заговорить знатные бояре того времени, и так же следовало опасаться лесных разбойников, поскольку у меня не было своей дружины богатырской. Платье простолюдина не прельщало особо ("голь перекатная" часто ходили в дырявых лаптях и изношенных рубахах). Оставался еще наряд священника, вот это был выигрышный вариант. Потому что священников обычно не трогали даже лесные разбойники (из богобоязни того времени). И относились к ним, в общем и целом, уважительно. Поразмыслив на досуге, я решил собрать "средневековый гардероб", ну чтоб у меня была возможность выбора. В поисках костюма, исторических фильмов я пересмотрел вполне, в разное время, и перешёл на ранее малоизведанную ниву, - картины русских живописцев, иконы, диафильмы. Поскольку картины и иконы куда более древние, чем искусство кино и фотография, они точнее передают какие-то детали. При просмотре диафильмов некоторые сюжеты, прямо скажем, удивляли. Вот например, "Иван-царевич и серый волк". Какой-то он здесь, совсем юный, еще мальчишка, таким изобразил его художник, и уже поехал царевну в уста сахарные целовать. Не рановато ли?.. Э-м-м, парень с серьгой в ухе.. Забавно..
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   А здесь сюжет с эротическим подтекстом. Василиса сидит у Иван-Царевича на коленях, прям между ног. Сидит, подпрыгивает и ёрзает, потому что они скачут. И что он при этом чувствует?..
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Я долго рассматривал картины из сказки Петра Павловича Ершова "Конёк-горбунок". Вот он, Иван. Простой крестьянский полукафтан, простая шапка, красная рубаха. Может, на этом костюме и остановиться.. Зачем выдумывать что-то более сложное и изысканное.
    []
  
    []
  
   Однако.. Когда Иван волею судьбы, везения и обстоятельств устроился на царскую службу, он стал одеваться ярко и богато, щегольски, и это хорошо описано в поэме -
  
   Во дворце я буду жить,
   Буду в золоте ходить.
   В красно платье наряжаться,
   Словно в масле сыр кататься,
   Весь конюшенный завод
   Царь в приказ мне отдает;
  
   То есть я из огорода
   Стану царский воевода.
  
   Чудно дело! Так и быть,
   Стану, царь, тебе служить.
   Только, чур, со мной не драться
   Не бухтеть и целоваться
   И давать мне высыпаться,
   А не то я был таков!'
  
   Прим. - какая прелесть, нежный симпатичный юноша немного переживает, чтоб царь не лез с пинками и поцелуями, и давал ему высыпаться.  []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
  
   "Царь?.. Ну ладно! Вот сряжуся
   И тотчас к нему явлюся", -
   Говорит послам Иван.
   Тут надел он свой кафтан,
   Опояской подвязался,
   Приумылся, причесался,
   Кнут свой сбоку прицепил,
   Словно утица поплыл.
   Вот Иван к царю явился,
   Поклонился, подбодрился,
   Крякнул дважды и спросил:
   "А пошто меня будил?"
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   В сказке Ершова я обратил внимание, что волшебный конь с Иваном очень ласков. Прям как с девушкой. -
  
   'Что, Иванушка, невесел?
   Что головушку повесил? -
   Говорил ему конёк,
   У его вертяся ног, -
  
   Не утайся предо мною,
   Все скажи, что за душою;
   Я помочь тебе готов.
   Аль, мой милый, нездоров?
   Аль попался к лиходею?'
   Пал Иван к коньку на шею,
   Обнимал и целовал.
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   На конька Иван взглянул
   И в котел тотчас нырнул,
   Тут в другой, там в третий тоже,
   И такой он стал пригожий,
   Что ни в сказке не сказать,
   Ни пером не написать!
  
   Вот он в платье нарядился,
   Царь-девице поклонился,
   Осмотрелся, подбодрясь,
   С важным видом, будто князь.
    []
  
    []
  
  
   Сходил я и в оперу, посмотреть на различные постановки.
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Опера "Иван Сусанин", с реальным историческим персонажем. 1938 год. Иван вместе с семьёй и сыном. Роли исполняют артисты Ковалёва и Штоколов.
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   И опера "Борис Годунов". Костюм боярина. Фёдор Шаляпин.
    []
  
    []
  
   Однажды на глаза мне попалась картина Ивана Билибина "Степан Разин" (1935), и вот я уже загорелся новой идеей. Захотелось встретиться со Степаном Разиным (его-то искать не надо было, я знал в каком времени он живёт..) и вместе отправиться в Персию, "за зипунами". Но как-нибудь, в другой раз..
    []
  
    []
  
   Костюмы себе выбрал вот эти, и несколько других..
    []
  
    []
  
   Точно такой же костюм у меня есть, красные сапожки, бардовый плащ, кафтан оранжевый и несколько рубах, в том числе и белая. Такой, почти купеческо-гуслярский костюм для древнего Новгорода.
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Ну эти костюмы хороши, хотя они древнелитовские, как в Новгороде "приживутся", не знаю.. Последний сойдёт для монаха..
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   А вот насчёт поисков Садко.. Гостил я в Новгороде в 10 и 12 веках, и расспрашивал про него купцов, никто про этого гусляра ничего не слышал.. А вот в 11 веке, мне повезло. Я даже застал его самого, это где-то 1045-46 годы. Выходит, былины о нём сложились позже.. Конечно, я смотрел художественный фильм "Садко" Александра Птушко (1952) где его роль исполнил Сергей Столяров.
    []
  
    []
  
   Реальный Садко не похож на Столярова. Просто мало похож. Он был примерно вот таким, как на этих рисунках. Сейчас таких людей с древнерусской внешностью не встретишь, разве что в театре. Я всё смотрел и смотрел на него, что он даже подошёл и заговорил, но сначала поклонился, -
   - Здравия тебе, боярин младой. Ты чего на меня так смотришь, я тебе красна девица что-ль?
   - Да я, да я просто в Новгороде в первый раз. Гляжу, церкви у вас красивые..
   - Оно и видно, - засмеялся Cадко. Говор у тебя не наш, не Новгородский.
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   1912 год. Оперный певец Василий Дамаев в роли Садко, опера Николая Римского-Корсакова. Вышивка неплохая, излишняя упитанность певца мешает ему быть стройнее.
    []
  
    []
  
   Садко мне нравился. Хорошего стана, более стройный чем упитанный, физически сильный, он не выглядел каким-то грубоватым мужланом, а был этаким слегка миловидным и нежным. Играл на гуслях. "Романтичный, лиричный", - тогда таких слов и не знали. Сказали бы, - чудно. Ему эти черты подходят. Однажды мы как-то пировали у бояр, выпили вина, Садко обнял меня как брата, и прямо так и заснул, сидя за столом. В то время мужчины приветствуя друг друга, частенько крепко обнимались, а иногда и целовались даже. Это сейчас друг другу руку пожмут, и всё. А тогда, такой обычай был, Византийский, древнеславянский.
   Да, он рассказывал всякие истории, поскольку сам плавал к Византийским берегам, и там их слышал, это были "Византийские мифы", которые позже как народное творчество, перешли в былины и сказания. Я путешествовал вместе с ним. Морского царя и морской царевны мы не встречали (для этого надо было как-бы утонуть..), а Викингов встречали..
    []
  
    []
  
    []
  
   Но вот однажды с нами приключилось настоящее чудо. Плыли мы по Волге, до Каспия еще далековато было, и зашли в одно селение. В том селении - ни души, хотя впечатление было что люди только что ушли, в доме как будто недавно убрано. И продукты, овощи кое-какие имелись. Зашли мы в один терем, сели за стол.
    []
  
   И как сели, так и заснули крепким богатырским сном. И приснился мне сон чудной. Входит в наши палаты Марфа-царевна. И такой она красоты неописаной, ни в сказке сказать ни пером описать. Я не утерпел и говорю -
   - Моей женой будешь?
   И тут же слышу возглас позади меня. Это Садко. -
   - Да постой, не слушай ты его. Это я хочу тебя в жёны взять!
   Марфа зарумянилась и говорит, - "За кого ж из вас замуж пойти, коль вы оба добры молодцы хоть куда? Кто мой поцелуй выдержит, того и суженым назову".
    []
  
   Тут уж я подскочил, давай мол, целоваться. Сперва моя очередь. Стал её целовать в уста сахарные. А она как закричит: "Пусти! Пусти меня.. Пусти!" И мигом я проснулся. Оказалось что это всё мне снится. Лежим мы оба на печке, я и Садко. И я лежу на нём сверху, обнявшись, и целую в уста сахарные. А Садко вопит: "Пусти меня! Пусти!" Тут уж я от неожиданности кубарем с печи скатился, чуть коленку не ушиб, а Садко вскочил: "А.. ! Что? Где царевна?", - озираясь по сторонам.
   - Тебе тоже это приснилось?
   И Садко успокоившись, мне рассказал, что ему приснился тот же самый сон. Только в его сне, он первый Марфу-царевну целовал. Целует её в уста сахарные, а она его обняла, всё держит, держит, и не даёт дух перевести. Тут уж Садко не выдержал, сколько ж можно целоваться-то, он задыхаться стал, и закричал: "Пусти меня.. Пусти!"
   "Чудно.." - промолвил я. "Чудно!" - ответил Садко. Мы переглянулись, - "а давай-ка покинем это диковинно место, да мешкать не будем", - вскочили и побежали на корабль. Отплыли. История конечно дивная и чудная с нами приключилась, и стоит ли её рассказывать встречным чужестранцам, купцам и прочим путешественникам?.. Смешно конечно.. Только как мы в ней выглядеть-то будем?.. А Садко после того мне еще более симпатичен стал. Другой бы на его месте, бока мне намял. Или попытался бы, "ах ты целоваться.. а я полезу с тобой драться!" Словом, попытался бы на мне выместить свой стыд и досаду, разочарование. А он отнёсся по-дружески, по-товарищески, с пониманием момента. Улыбнулся этак лукаво.. И вскоре приключилась с нами другая история. Плыли мы, плыли, и вот показались вдали очертания куполов храма..
  
  
  
   Продолжение следует..
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"