Маренков Андрей Борисович : другие произведения.

Артист Космического Масштаба. Неожиданное рядом..

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Про Великого артиста Иннокентия Смоктуновского и тайны Северного Урала..

  
  
   Долго я ждал этой встречи.. Не удалось поговорить с отцом, так хоть поговорю с сыном.. И вот наконец, этот день настал.. Хотя прежде мы конечно, общались по телефону, но Филипп Смоктуновский, сын Иннокентия Михайловича, удивил меня чуть не с первых минут:
   - А вы знали, что мой отец, человек из Космоса?. Да-да, он был звёздным странником. И попал на нашу планету, когда здесь шла Вторая Мировая Война, вселился в тело молодого солдата, уже умирающего, или уже умершего. Но он выжил, конечно. Это было самое пекло Курской дуги.. В декабре 1943-го он попал в плен и больше месяца провел в лагерях для военнопленных: Житомир, Шепетовка, Бердичев, Славута, Заслав. Седьмого января 1944-го, когда их перегоняли на одном из этапов, отец попросил у немца разрешения попить воды из речки и укрылся под мостом. Он слышал, как по мосту прошелестели калоши военнопленных, видел, как прямо на него немец наставил дуло парабеллума, еще чуть-чуть, и конвоир обнаружил бы спрятавшегося за столбом отца, но немец вдруг, подскользнулся, упал, а потом поднялся и ушел прочь. А отец неделю скрывался по лесам от немцев, пока не набрел на деревеньку, где его спрятала старушка-украинка. Уже через месяц он примкнул к партизанскому отряду, который в мае 1944 года присоединился к регулярным частям Красной Армии и участвовал в освобождении Польши. В одном из боев из 130 человек их взвода в живых осталось только четверо, и мой отец - среди них. В неполных 19 лет он был командиром отделения автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской дивизии! Закончил войну в немецком городе Гревесмюлен. А еще был такой случай. Во время форсирования Днепра отцу и еще одному бойцу дали приказ доставить на другой берег протоки документы. Бойца, который был с ним, убили сразу, как только они вошли в протоку, а отец шел-шёл, держа пакет с секретными документами высоко над водой, в него стреляли, и даже ранить не смогли. Потом, прячась за трупами лошадей, добежал он до леса и доставил пакет. Вот за это выполнение задания его и наградили Орденом Отечественной войны I степени. Он верил в чудеса. Уверял, что ни разу не был ранен на войне.
   Однажды его спросили - "Что это у тебя за фамилия такая - Смоктунович? Ты что, еврей?"
   - Нет, белорус.
   - Возьми другую фамилию, а то тебя, чего доброго, и впрямь на Северный полюс загонят.
   Отец категорически отказался менять фамилию, но добавил другое окончание. Так он стал Смоктуновским. Библия была его настольной книгой. На гастроли и в поездки он брал с собой Библию, знал разные молитвы, это было его внутренней потребностью, которую он не выставлял напоказ. Много раз мы вместе с ним были в церковных приходах, в православных и даже в католических. На радио у него целый цикл передач был, где он читал библейские истории, "Черного монаха". Он собирал иконы, играл святых отцов.. До того как стать артистом, он уже успел поработать и фельдшером, и киномехаником.
  
   - Филипп, а Вы сами чем занимаетесь?
   - Я переводчик на русский язык Научно-фантастической литературы.
   - О-го! Так ведь это мне близко.. А ваш отец любил фантастику?
   - А-то! Очень любил. Его многие считали Гением, Артистом Космического Масштаба. Да, он одинаково хорошо исполнял как роли гениев человечества - ученого Циолковского ("Укрощение огня" 1972), физика-ядерщика из "9-ти дней одного года" (1961), композитора Чайковского ("Чайковский" 1970), Моцарта, так и безумцев всяких, князь Мышкин ("Идиот").. Он не только играл видных ученых, но и сам общался с космонавтами, учеными, с Леоновым, Гречко.. Он даже с Юрием Гагариным пообщался! А в 1980-м году читал от автора текст к документальному фильму "Взлёт", посвященном Гагарину. Кстати, снялся он во множестве фантастических фильмов, и о Путешествиях во Времени, и роли двойников играл..
   Прим - я как-то сразу и не врубился, как это.. Смоктуновский, и фантастика? Так ведь он же князь Мышкин... Поинтересовался, а действительно, список впечатляющий! А ведь в Советском Союзе, не скажешь, что фантастику снимали часто.. Кстати, в документальном фильме "Взлёт", завораживающим голосом Смоктуновского звучат с начала строчки: "Человек жаждет глубже проникнуть в прошлое и будущее, чем это позволяет его краткое пребывание на Земле. Он стремится исследовать Вселенную в пространстве и времени.. Он хочет увидеть, какой она была до него, и какой будет после.." И тут мне пришла в голову мысль, что даже его князь Мышкин, прогремевший на весь Союз, - он по сути, инопланетянин, не от мира сего.. Пришелец, явившийся в мир земной из мира небесного, и страждущий всем помочь..
  
   "Вино из одуванчиков" (1995) - полковник Фрилей, путешествующий во Времени, снято по повести Рэя Брэдбери.
  
    []
  
    []
  
   Москва - Кассиопея 1973 - Исполняющий Особые Обязанности
  
   Отроки во Вселенной 1974 - Исполняющий Особые Обязанности (ИОО обладает паранормальными способностями, помимо того, изменяет реальность и направляет события в нужном лично ему русле. Он владеет какими-то сверхестественными каналами связи, разгуливает по всей Вселенной с письмами/телеграммами и постоянно подчёркивает, что выполняет чью-то неведомую никому Волю).
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   ИОО (Смоктуновский) держит в руках устройство связи в виде портсигара, удивительно напоминающее современные мобильные гаджеты.
    []
  
   Ночь на размышление 1972 (двойники, беседующие сами с собой, о событиях будущего, старинных легендах и проч..)
  
    []
  
   К слову сказать, режиссер-постановщик этого фильма Слава Цукерман, чуть позже эмигрировал из Советского Союза, и снял в США фильм "Жидкое небо" в научно-фантастическом жанре, и тепло принятый критикой. Про пришельцев из Космоса.. НЛО прилетает на землю, и исследует среду панков и индустриальщиков. Инопланетяне обнаруживают способ получения наслаждения, - убивая людей во время приёма наркотиков и секса. "Жидкое небо, ключ в рай, райское молоко - вот почему это так называют," - произносит один из персонажей фильма, делая себе героиновую инъекцию. Редкий пример удачного трэш-фильма, с годами ставшего культовым. Снят российским эмигрантом на полмиллиона долларов в 1982. Побил рекорды сборов и продолжительности показа фильмов в Америке. В Нью-Йорке, Бостоне, Вашингтоне фильм продолжал идти в одних и тех же кинотеатрах в течение 3-х лет! Билеты на вечерние сеансы всегда были проданы. В одном кинотеатре "Уэйверли" (N.Y.) фильм заработал больше $1 млн. Общий доход от фильма $64 млн.
   В 2006 году Цукерман обратился к жанру "философской" фантастики, сняв "Любовь неизведанного пространства", со вторым названием-переводом "Космологический процесс". Герой этого фильма, пытается понять устройство Вселенной.
  
   Барьер 1979 - композитор Антонио Манев (Болгарская фантастика о левитации и телепатии, и девушке которая умела летать.. А Манев с ней дружил, скажем так.. И однажды полетел вместе с ней..) Прим. - говорят, Смоктуновский считал "Барьер" лучшим фильмом, в котором он сыграл. Якобы, в беседах с Иннокентием Михайловичем сценарист Вежинов рассказал ему, что роман основан на реальных событиях из его собственной жизни. Именно так погибла жена Вежинова: пытаясь доказать ему, что она умеет летать, а вовсе не сумасшедшая, как считали окружающие. Позднее тело женщины было найдено разбившимся на пустыре при полном отсутствии высоких зданий вокруг. Эта невероятная загадка не давала Вежинову покоя до самой смерти, и он написал лучший свой роман - о девушке, наделенной необычными способностями.
   Прим. - в художественном фильме "Зеркало" (1974) реж. Андрея Тарковского, тоже сцена с левитацией была, с участием главной героини (Маргарита Терехова). А Смоктуновский в этом фильме как раз озвучивал голос от автора. Вполне может быть, что Иннокентий Михайлович подсказал эту идею Тарковскому.
  
    []
  
   Этот Фантастический Мир 1982 (сериал). Прекрасный фильм по сюжету рассказа Артура Порджеса "Ценный товар" о Солнечном страннике.. Астронавты на борту космического корабля, и в кого-то там вселился инопланетянин.. Для начала 1980-х, это было круто! Как и "Москва - Кассиопея".. А Смоктуновский - в роли командира космического экипажа.
    []
  
   Маленький принц 1966 - по фантастической космической притче Антуана де Сент-Экзюпери. Смоктуновский озвучивает роль летчика, потерпевшего крушение. В пустыне он встречает мальчика, утверждающего, что он - инопланетный принц, попавший на Землю на астероиде. Принц помогает пилоту починить самолет, одновременно рассказывая о своих приключениях на разных планетах.
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Странная история доктора Джекила и мистера Хайда 1985 - доктор Джекил. По классической фантастической повести Р.Л. Стивенсона. Респектабельный доктор Джекил (научный светило), - кажется всем добрым, весёлым и уравновешенным человеком. Он не хочет выставлять свою отрицательную сторону в обществе и изобретает средство, чтобы разграничить в себе добро и зло. И тем самым, создаёт своего двойника..
    []
  
   Уникум 1983 (фантастическая история скромного инженера-программиста одного из конструкторских НИИ, который внезапно обнаруживает необычный дар транслировать свои сны окружающим людям). Персонаж Смоктуновского, - один из тех кому инженер транслирует свои сновидения.
   Прим. - и в этом фильме, Смоктуновский устами своего персонажа снова говорит про Инопланетян!.. Вот его слова: "Когда человечество затосковало об инопланетных братьях, появились летающие тарелки. А когда же возникла нужда в необыкновенном, - нашли следы снежного человека."
    []
  
   Портрет Дориана Грея 1981 - лорд Генри. По бессмертному роману Оскара Уайльда, с удивительным и интригующим фантастическим сюжетом, который вообще не был характерен для литературы 19-го века.
   Средство от курения 1993 (по фантастич. рассказу Стивена Кинга "Бросайте курить").
   Дина 1990 (фантастика, мистика) - Современная девушка одержима видениями из эпохи гражданской войны. После загадочного исчезновения ее отца, уездного врача, Дину по ночам посещает призрак и предсказывает будущие события, несчастье односельчанам. Но девушке не верят.. Доктор Бердов (Иннокентий Смоктуновский) выступает в роли призрака, предсказателя и ясновидящего.
    []
  
   В кривом зеркале 1982 - Психолог-телепат. Постановщик этого короткометражного фантастического фильма о телепатии и биополях - Семен Райтбурт, советский режиссер научно-популярного кино, один из ведущих режиссеров, ставящих фильмы по теоретическим и философским проблемам науки: 'Что такое теория относительности?' (1964); 'Этот правый, левый мир' (1970), 'Физика в половине десятого' (1971), 'Математик и черт' (1972), 'Урок астрономии' (1973), 'Кто за стеной?' (1977), 'Время жизни' (1979), 'Миллиард лет и один час' (1980), 'Лестница чувств' (1981), "В кривом зеркале" (1982), "Каникулы в каменном веке" (1967), "Мозг и машина" (1960) и.т.д.
  
    []
  
   Стрела Времени (документальный) 1986 - Смоктуновский читает стихи и текст от автора таинственным голосом, а ученые рассказывают про Большой Взрыв и неминуемый конец Вселенной. Дальше идет про представление о времени в философии, науке и научной фантастике.
   Гамлет (1964) - в котором И.М. виртуозно сыграл принца Датского, это не фантастика в современном понимании этого термина (скорее мистика). Однако, Шекспир в своём творчестве неоднократно обращался к сказочным, мифическим, легендарным, фантастическим сюжетам, делая их базой для целого произведения или вкраплением в него. Не избежал этой участи и "Гамлет", где появляется дух отца Гамлета..
  
   В Космической одиссее "Укрощение огня" (1972) посвященной становлению советской космонавтики, Смоктуновский сыграл великого ученого Циолковского, который был и писателем-фантастом. И который был наставником и идейным вдохновителем молодого тогда будущего конструктора Сергея Королёва. В своих научно-фантастических произведениях, будучи сторонником и пропагандистом идей освоения космического пространства, Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет когда-нибудь достигнет такого могущества и совершенства, которое позволит преодолеть силы тяготения и распространить жизнь по всей Вселенной. В книге "Теория космических эр" Циолковский размышлял о том, что будет с Землей через миллион лет, как могут отразиться на ней космические катастрофы, как получать сырьевые ресурсы из Солнечной системы, - все это вопросы такого отдаленного будущего, о котором земная наука в то время даже не задумывалась. Прим. - а в 1980-м году Смоктуновский читает текст за кадром, к документальному фильму "Рождение идеи. Циолковский."
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Полёт на шаре 1960 - (Франция). Изобретатель (роль озвучил Смоктуновский) придумал идеальный способ передвижения, - управляемый воздушный шар, наполненный облегченным воздухом. Вся Франция с высоты птичьего полёта. Прекрасные видовые съёмки, от которых захватывает дух. Невероятная красота. Поэтико-фантастическое кино. Фильм дублирован на киностудии "Ленфильм" в 1961 году.
  
    []
  
    []
  
    []
  
  
   - Вы про группу Дятлова слышали?
   - Не только слышал, но и были там вместе с отцом на Отортене. У отца был друг, режиссер и оператор Михаил Заплатин, с которым они дружили много лет. А в 1984 году он снялся в его документальном фильме "Седой Урал". В долине каменных идолов тоже были.
   Прим. - Заплатин Михаил Александрович (8.01.1920, г. Пермь - 21.05.1997, г. Пермь), режиссер, сценарист и оператор документального кино, публицист. Окончил Оренбургское штурманское военное авиационное училище (1941 г.). С первых дней войны на фронте - штурман дальней бомбардировочной авиации. После демобилизации в 1946 г. поступил на операторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. 12 лет проработал кинооператором и режиссером - оператором московской студии научно-популярных фильмов "Центрнаучфильм". Снимал географические фильмы для "Атласа кинопутешествий" в творческом объединении, руководимом кинорежиссером В.А. Шнейдеровым. В марте 1963 г. был приглашен работать режиссером-оператором на Пермскую студию телевидения в творческо-производственное объединение "Пермьтелефильм". За 50 лет творческой деятельности М.А. Заплатин снял более 100 "фильмов - путешествий", большинство которых посвятил природе и животному миру Сибири и Урала (последнему 65 фильмов). После создания первого фильма на пермскую тему - о гротах Дивьей пещеры, он побывал с кинокамерой на бывшем Северо-Екатерининском канале, реках Березовой и Вишере. В 1957 г. впервые снял на пленку "гору каменных идолов" - Мань-Пупы-Нёр. В последующие годы тема - природа и люди Северного и Приполярного (мансийского) Урала - стала ведущей в его творчестве. На протяжении многих лет М.А. Заплатин поддерживал дружеские отношения с великим русским актером И.М. Смоктуновским (1925 - 1994), который был в 1984 г. участником его съемочной группы, побывал на горе Отортен и озвучивал фильм "Седой Урал". Они познакомились в 1946 году и дружили полвека, часто встречались, когда Заплатин бывал в Ленинграде. Смоктуновский не раз просился к Заплатину в различные экспедиции на Северный Урал. Встречались также и на сьемках фильма "Рядом с нами" (1957), в котором играл Иннокентий Михайлович, а Заплатин работал кинооператором.
    []
  
    []
  
   Кроме того, Иннокентий Михайлович бывал и в Печоро-Илычском заповеднике (а это недалеко от перевала Дятлова, крестиком на карте я обозначил гору Холатчахль) и в 1991 г. озвучивал еще один документальный фильм Заплатина "На Илыче осеннем". И в этом фильме, голосом Смоктуновского звучат знакомые всем дятловедам слова, - манси, вогулы, гора каменных идолов, и проч. Посмотреть можно на YouTube. В их третьей совместной работе "Грибная охота" (1990), Смоктуновский читает закадровый текст: "Уже не впервые мы здесь, на Северном Урале, у истоков реки Печора. Нам предстоит охота.."
  
    []
  
   За свою кинематографическую работу М.А. Заплатин удостоен многочисленных почетных званий: заслуженный работник культуры России (1972 г.), заслуженный деятель искусств России (1987 г.), лауреат Пермской областной премии по культуре. Состоял членом Союза кинематографистов России. Его фильмы неоднократно получали престижные награды на кинофестивалях в Москве, Баку, Таллине, Торонто (Канада). М.А. Заплатин являлся также членом Союза журналистов России. Он - автор более 10 книг путевых зарисовок, рассказывающих о природе и людях Урала и Сибири. Большая часть их вышла в Пермском книжном издательстве, в том числе в серии "Библиотека путешествий и приключений". Соч.: На гору каменных идолов. Пермь, 1959; С кинокамерой вместо ружья. М., 1962; Вдоль Каменного пояса. Пермь, 1963; В объективе - Уральский Север. Пермь, 1965; В лесах Северной Сосьвы: Записки режиссера-оператора. Свердловск, 1969; Унья - красавица уральская. Пермь, 1972; Хранит тайга языческие тайны, 1982; Самый красивый Урал: Очерки. Свердловск, 1983 (Совместно с Ф. И. Вибе); Вайгач - продолжение Урала // Урал. 1984. ? 11; Весной там поют глухари: Путешествие по Уралу. М., 1986.
   Снял документальные фильмы - По горной Чусовой (1965) Весна в Нялингсуйпауле (1967) Унья - красавица уральская (1967) Кунгурская ледяная пещера (1969) Камень живой (1969) Таежные времена года (1970) Охотники (1972) Уральская Вишера (1974) В Уральском заповеднике (1975) В Уральской тундре (1976) Северный Тиман (1976) Весенние кинонаблюдения (1977) Ледники Урала (1977) О буром медведе (1978) Рассказ об агатах (1979) На страже природы (Печоро-Илычский заповедник) (1979) Птицы на гнездах (1980) Сула - река тундры (1980) У подножья Тельпосиз (1981) В Печерские Альпы (1981) Вайгач (1982) Мезенское поморье (1983) Край неписаной красоты (1984) Лето на Колгуеве (1985) В краю легенд (1986) В горах Урала (1987) Там, где тайга, река и скалы (1990) Молодой хозяин Урайпатьи (1991) Лосики (1991) Житие на фоне тайги (1991) и.т.п....
  
   В книге Заплатина "Вдоль каменного пояса" (книга написана в 1959 году) есть много чего интересного написанного об Ивдельском районе, и весьма любопытны, вот эти строчки: "Вершина Качканара - это бастион причудливых останцев, напоминающих каменные идолы горы Мань-Пупы-Нёр, только уступающие им по размерам. В очертаниях некоторых камней угадывались профили людей, фантастических существ, развалины древних замков и многое другое, что может подсказать человеческая фантазия. Эти чудесные создания природы поражали своей оригинальностью.
   Ивдель стоит на древнем пути в Сибирь. В восьми километрах от города, у слияния рек Ив-дели и Лозьвы, находился городок Лозьвинск - таможенный пункт на этом пути. Городок существовал с 1589 по 1597 годы. Если в сумерках забраться на вершину сопки, то откроется океан огней - тысячи светящихся точек, колеблющихся, словно живых, то вытянутых в длинные пунктирные линии, то собранных в сплошные световые пятна. Даже облака ночью подсвечиваются этими огнями. Как будто горит земля в огромной котловине под восточными отрогами Уральского хребта.
   Я вышел из самолета с каким-то внутренним трепетом, как будто прилетел на родину после долгого отсутствия. Внимательно огляделся. Все та же природа, все тот же шум Северной Сосьвы. Вот и домики геологической партии. Только нет теперь ее здесь: переведена в Ивдель. Мы с ассистентом накрыли аппаратуру брезентом и пошли в деревню. Не терпелось узнать, жив ли мой прежний проводник Петр Ефимович Самбиндалов. По пути зашли в один из домов геологического поселка, где три года назад простились с проводником. Я разыскал комнату, которая была предназначена для приезжающих. Знакомые стены напомнили мне то утро, когда старик манси пришел в эту комнату за расчетом. Он принес тогда в знак уважения подарок - завернутого в тряпку тайменя. В ответ мы отдали ему чайник, котелок, топоры, порох и дробь. От всей души поблагодарили Петра Ефимовича за услуги, оказанные экспедиции. На прощанье он отвел меня в сторону и шепотом сказал:
   - Приезжай еще раз. Пойдем Тозамтоуя. Там глухарь много есть.
   Мы с Пашей сразу же попали в таинственный и страшный мир. Шли, выбирая освещенные луной места. Там, куда не проникал лунный свет, стояла зловещая темнота. Ночной лес всегда вызывает в человеке чувство боязни и настороженности. Мы держались ближе друг к другу и поминутно освещали темные места. Не притаился ли кто-нибудь там? Шли молча, напрямик через лога и завалы, по камням и глубокому мху, через мелкие ручьи, заросшие высокой травой.
   Я вздрогнул от неожиданности, остановился и посмотрел туда, куда указывал мой спутник. На одном из деревьев чернел силуэт оленьих рогов. Это было, по всей вероятности, заброшенное жертвенное место. Мы почувствовали легкое разочарование: хотелось увидеть что-то сверхъестественное. Однако луна, черные стволы деревьев, рога и череп, деревянные идолы и полумрак среди тайги - все это по-своему действовало на психику. В древности здесь определенно могла стоять Золотая Баба! А кто нам докажет обратное? Павел, которого все больше заинтересовывал Урал, и который загорался страстью ко всему неизведанному и таинственному, спросил меня, что я знаю об этих местах. Я обрадовался возможности выложить свои знания. Еще готовясь к путешествию, я прочел много старинных книг по истории Уральского Севера..
   Мы провели несколько дней в Усть-Манье, пока ждали самолет на Саранпауль. За это время познакомились со многими манси. Сыновья Петра Ефимовича, Николай и Рудик, были нашими постоянными экскурсоводами. Это новое поколение манси, грамотное, культурное, не знающее тех горестных времен, какие пережили их предки. Ребята свободно говорят и пишут на русском языке: они закончили средние школы. Младший сын старика Рудик живет в Няксимволе, откуда приехал навестить отца. Он уже взрослый парень, женат, имеет ребенка. Мы договорились с ним не забывать друг друга, переписываться..." Прим. - вот тут я чуть штаны себе не порвал от изумительной находки. А-а-а-а!.. Рудик - это же тот самый компаньон Николая Огнева из Няксимволя, с 41-го участка, о котором писала в своём дневнике Зина Колмогорова. И выходит.. А выходит, Михаил Заплатин был знаком с ним лично!..
    []
  
    []
  
   - Так что вот.. Мы вместе с отцом там были! Он о жизни походников и геологов знал не понаслышке, в 1959 г. сам снялся в "походном" фильме "Неотправленное письмо", где сыграл геолога, охотника за алмазами. Мой отец практически единственный в мире человек, кто еще в советское время произнес с телеэкрана фразы "Отортен", "Гора мертвецов"..
   Прим. - в этом фильме Михаила Калатозова, который нередко сравнивают с историей похода дятловцев, можно вовсю услышать эхо трагедии группы Дятлова (съемки проходили как раз в 1959 году). Удивительно, но создаётся такое ощущение будто бы он снят по материалам УД о гибели туристов.. Группа геологов отправляется на поиски алмазной кимберлитовой трубки на Западно-Сибирскую низменность: опытный руководитель Константин Сабинин(Иннокентий Смоктуновский), пара молодых геологов Таня и Андрей (Татьяна Самойлова и Василий Ливанов), а также проводник Сергей (Евгений Урбанский). Группа сокращается по мере маршрута - невзгоды уносят жизни участников одну за другой.
   В глухой тайге, лето заканчивается, следов алмазов пока не замечено. Участники экспедиции постепенно впадают в отчаяние. Между членами группы растёт напряжение. Начинается осень, холода и, наконец, Таня обнаруживает признаки алмазоносной породы. Все празднуют победу и вызывают по рации транспорт для возвращения домой. Наутро в тайге начинается пожар, который отрезает путь к вертолёту. Прорываясь сквозь огонь, группа теряет в пламени Сергея. Возникают проблемы с рацией и терпящие бедствие не могут передать свои координаты. Пролетевший мимо вертолёт не замечает их. Начавшийся дождь гасит пожар, но людям приходится спасаться от воды. Андрей получает ранение, Константин и Таня вынуждены нести его на носилках. Не желая быть обузой, ночью раненый Андрей уползает глубоко в тайгу, не оставляя остальным шансов его спасти. Оставшиеся в живых продолжают идти через тайгу, пытаясь найти поселение. Начинается снегопад. В снегу пропадает Таня, Константин её находит, но, спустя время, девушка умирает у него на руках от переохлаждения и истощения, и ему приходится её оставить под снегом. Последний оставшийся в живых, он выбирается к берегу большой реки, перебирается на небольшую льдину. Поток несёт его, полуживого по замерзающей реке. Константину мерещится, что на берегу построен большой город, порт, огни. Ему в бреду кажется, что он встретился с Верой. Вертолёт с воздуха замечает человека, лежащего на льдине. Летчик и врач спускаются вниз. Врач пытается услышать тоны сердца. Константин медленно открывает глаза..
    []
  
    []
  
    []
  
  
   - А вам что-нибудь рассказывали об этом, лесничие, местные жители?
   - Тогда нет. Почти ничего не рассказывали. А позже отец сказал что Дятловцы - хранители эзотерических знаний и Путешественники во Времени. У них там, типа встреча должна была состояться, Путешественников нашей Солнечной Системы и представителей другой звёздной системы. Но что-то пошло не так..
   - (я чуть со стула не упал..) - А почему тогда, в 1959-м, а не много раньше или позже?
   - 1959 - Начало Космической Эры.. Освоение Космоса. Первые искусственные спутники. Скоро Гагарин в космос полетит.
   - А ракета там могла быть, как думаете? А то все о ней твердят, начиная с 1959-го, а толком никто ничего сказать не может.
   - Если и была.. (с некоторой мхатовской паузой и блеском в глазах) .. то не наша! Понимаете..? Была-то была, но не наша!
   - Ах вот оно как.. конечно, я вас понимаю.. (..я-то вас понимаю, Филипп, но боюсь, другие не поймут.. всю непростоту, двойственность и пикантность ситуации.. И как оно людям сказать-то, год запуска, марку ракеты, откуда прилетела, ежели она.. не наша! В таком случае, если детали энтой так сказать ракеты, убирали, то и следов могли просто не оставить, поскольку это не мы.. не мы.. А более развитая, другая цивилизация..)
   - А рыцарей играл, Иннокентий Михайлович?
   - Конечно. "Скупой рыцарь". Читал на радио балладу Шиллера "Рыцарь Тогенбург". Журналистка Медведева о нём статью написала - "Рыцарь без страха но с упрёком." (1967). А его Деточкин, из "Берегись автомобиля", разве не рыцарь?..
  
   Я подивился тому как много у Смоктуновского костюмных ролей, исторического плана. Кого он только не играл, и Юлия Цезаря, Ивана Грозного, "Короля-солнце", и Владимира Ильича Ленина, и даже президента США Рузвельта.. Поистине, велик и многогранен, среди людей и прерий, из Космоса явивший Гений.. Ах, Смоктуновский!.. Красив от Бога.. До сих пор слышу этот вкрадчивый, бархатный, аристократический голос..
   Укрощение строптивой (по Шекспиру) 1953 - Бионделло
    []
  
   Откровение Иоанна Первопечатника 1991 - Иван Грозный
   Осада Венеции 1990 - Инквизитор
   Кабала святош 1987 - король Людовик XIV
   Русь изначальная 1985 - Император Византии Юстиниан
    []
  
   Цезарь и Клеопатра 1979 - Цезарь
    []
  
   Маленькие трагедии 1979 - Сальери
   Легенда о Тиле 1977 - Император Карл V
   Звезда пленительного счастья 1975 - (Губернатор, о восстании декабристов 1825-го года)
   Маленькие трагедии 1971 - Моцарт
   Гамлет 1964 - принц Датский
    []
  
    []
  
   Моцарт и Сальери 1962 - Моцарт
    []
  
   Гардемарины, вперед 1987 - кардинал Флери
   Золото 1993 - Испанский барон 16-го века
   Царь Фёдор Иоаннович 1973 - Царь Фёдор
    []
  
   Великий Государь 1953 - Магнус
   Всемирная История. Банк Империал (рекламный ролик) 1993 - Петр Первый и Тамерлан
  
    []
  
    []
  
   Смоктуновский - "Люди в черном" (фантастика). Иннокентий Михайлович просто обожал фотографироваться в черном. И фотографий его в черном (большей частью из личного семейного архива) - ну очень много.. И вполне к месту, ассоциации со звёздныи небом (ночью оно темное, черное). Космоса черные дыры..
   Люди в черном (англ. Men in black) - персонажи уфологических теорий заговоров, связанных с НЛО и похищением людей инопланетянами. Описываются как специалисты по внеземному разуму или правительственные агенты, которые посещают "очевидцев" НЛО и предупреждают их, чтобы никому не рассказывали о своих контактах с инопланетянами. Люди в черном предпочитают чёрные автомобили марки Кадиллак старых моделей. Они всегда одеты во всё чёрное. В популярной культуре:
   1) В фильме "Меняющие реальность" - сотрудники Бюро, контролирующего развитие человечества и судьбы отдельных людей.
   2) Появляются в аниме "Мы ждём тебя летом".
   3) Агенты - похожие персонажи в виртуальном мире Матрицы из одноимённой серии фильмов. Наблюдатели - похожие персонажи из телесериала "Грань".
   4) "Люди в чёрном" - серия американских научно-фантастических фильмов, снятая Барри Зонненфельдом и основанная на серии одноимённых комиксов Лоуэлла Каннингема.
   5) Человек в чёрном - персонаж сериала "Остаться в живых".
   6) И. О. О. - персонаж фильмов "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". Роль исполнил Иннокентий Смоктуновский.
   7) Агенты информации - персонажи научно-фантастического сериала "Звёздные врата". Агентство информации заведует добытыми ЗВ инопланетными технологиями.
   8) В компьютерной игре XCOM: Enemy Unknown, являющейся ремейком игры UFO: Enemy Unknown, одним из видов противников являются "тонкие люди" (англ. thin men) - выведенный пришельцами для тайных операций генетически модифицированный гибрид пришельца с человеком. Внешне "тонкие люди" напоминают "людей в чёрном".
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   В художественном фильме "Живой труп" (1968) по мотивам пьесы Льва Толстого, появляется некто "Человек в черном" (Гений). Персонаж, который похож и на Фантомаса, и на пришельца с других миров (судя по странностям его речи), внезапно появляется и внезапно исчезает. Смоктуновский изрядно вложил в этот образ таинственности, мистики и фантастичности, а его реплики куда больше подходят для фантастических фильмов, чем для прозы Толстого. Судя по тому что "черный" упал с крыши, и остался живым и невредимым, он умеет летать, или "держаться в воздухе", т.е. преодолевать физические законы земного притяжения. Мальчишки следом, этак тоже славно, "Парят в воздухе" (левитация). Или всё это Протасову лишь снится?..
  
   - Давай выпьем Протасов, за твоё большое путешествие (космическое).
   - Жалкие люди.. Копошатся, хлопочат, и не понимают, ничего не понимают. А что нужно для человечества? Очень мало, ценить своих гениев.
   - Так ты меня подождёшь? Я еще важное хочу сказать тебе, такое, чего ты не услышишь не только на этом свете, но и в будущем. По крайней мере до тех пор, пока я не приду туда..
  
   Коммент Dostoeffsky Suicide: "Совершенно неземной бритый налысо демонический 'гений' И. Смоктуновского, который тут кажется чем-то куда большим, зловещим и осмысленным, нежели Иван Петрович в драме Толстого. Он кажется, скорее, порождением измученной, больной от мыслей о самоубийстве фантазии Протасова, чем реальным человеком."
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Автор книг "Время добрых надежд" (1979) и "Быть!". В честь И.М. Смоктуновского была названа одна из малых планет (планета ? 4926). Да и сам он сыграл в фильме "На одной планете" 1965 (роль Владимира Ильича Ленина).
   (4926) "Смоктуновский" - типичный астероид главного пояса, открыт 16 сентября 1982 года советским астрономом Людмилой Черных в Крымской астрофизической обсерватории и 26 февраля 1994 года назван в честь советского и российского актёра Иннокентия Смоктуновского.
   Пояс астероидов - область Солнечной системы, расположенная между орбитами Марса и Юпитера, являющаяся местом скопления множества объектов всевозможных размеров, преимущественно неправильной формы, называемых астероидами или малыми планетами. Полёт космического аппарата Dawn к астероидам Веста (слева) и Церера (справа) в 2015 году. Где-то здесь рядом находится и малая планета "Смоктуновский".
  
    []
  
   По свидетельству театрального критика Анастасии Ефремовой, - "Смоктуновский до конца своих дней оставался для окружающих таким ...инопланетянином". В одном из интервью, когда вдову Смоктуновского Суламифь (род. в Иерусалиме) спросили: "Ваш муж понимал, что он - гений?", она ответила: "Иннокентий все знал. Знал свою судьбу. Знал, "кто есть кто". Понимал, что он - гений. Иногда мне казалось, что он инопланетянин, который случайно залетел к нам на Землю. Он щедро поделился с нами - со мною, с мамой Широй, папой Менделем, с нашими детьми, своими зрителями любовью и теплом, а сейчас летит где-то между звездами.. Можете думать что угодно, но даже после смерти Иннокентия Михайловича я по-прежнему вижу его, говорю с ним. Это происходит перед разными событиями в нашей жизни. Это всегда неожиданно."
   Космос и Время - суть неотьемлимые понятия. Я просто поразился тому, как много Космоса.. Лети, лети!.. Ведь кроме вышеназванных фантастических фильмов, в одном из которых Смоктуновский играл командира космического экипажа, телепатически беседующего со звёздным странником, фильмов (в том числе документальных) про освоение Космоса, среди его работ полным-полно наименований аэро-космического характера - "Дети солнца", "Без солнца", "Москва - Кассиопея", "Отроки во Вселенной", "Под небом голубым..", "На одной планете", "Звезда пленительного счастья", "Опоры Земли", "Болдинское притяжение", "Я к вам лечу воспоминаньем", "В ночь лунного затмения", "Взлёт", "Путешествие на воздушном шаре" (озвучивание), "Непотерянный рай", Спектакль "Лунная Соната" (читает текст от автора), приз от фестиваля "Созвездие", и.т.п.
   И снова я подивился, поразился тому как много "знаков" Космоса и фактора Времени(!) среди работ Иннокентия Смоктуновского -
   "Дорогой бессмертия" 1957
   День Первый 1956
   Ночной Гость 1958
   До будущей весны 1960
   Високосный год 1960
   Спасибо за весну 1961
   9 дней одного года 1961
   Зима тревоги нашей 1963
   Путь в Вечность 1983
   Хроника ереванских дней 1972
   Последний месяц осени 1965
   Тревожная хроника 1972 (документальный, текст от автора)
   Ночь на размышление 1972
   Двадцать дней без войны 1976
   Дни хирурга Мишкина 1977
   В четверг и больше никогда 1977
   Бархатный сезон 1978
   Осенние колокола 1978 (читает сказку Пушкина)
   В ночь лунного затмения 1978
   Любимоё моё время 1987 (озвучивание мультфильма)
   На исходе ночи 1987
   Время Мераба 1993 (читает закадровый текст)
   Часы без стрелок 2001
   Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. "20-й век начинается.." 1986
   Державы вечная любовь 1987
   На Илыче осеннем 1990
   Стрела Времени 1986 (документальный, текст от автора)
   Кремлевские куранты 1957
  
   Интересные (порой сверхестественные) факты из жизни Артиста:
   Рассказывает сам Смоктуновский (фрагмент телепередачи "Вокруг смеха"): "Снимали мы как-то в Крыму. Съёмки проходили на берегу моря. Жарко было. В обеденный перерыв вся группа бросилась купаться. И я, естественно тоже. Наплавался, нанырялся, слышу - зовут. Ну, я актёр дисциплинированный: зовут - иду. Оператор говорит: "Надо закончить всё, пока солнце не ушло". Надо так надо. Сел я уже на грим и чувствую что-то не то, дискомфорт какой-то. И вдруг, до меня доходит, что челюсти-то во рту нет! Выронил, когда нырял. Я сразу к режиссёру, ору: "Я челюсть потерял!" А он ржёт и все вокруг с ним вместе. Думают - я разыгрываю их. Полчаса доказывал, что не шучу. Ну, а когда до них дошло, что это правда, стало всем та-а-ак грустно-грустно. Снимать не можем. Да ещё предпоследний день месяца, если отснятый материал сегодня вечером в Москву не отправят, то план летит к чёрту, а соответственно и премиальные (прим.: в те годы в кино премиальные были + 40% к зарплате!) Тут уж народ веселиться совсем перестал и на меня так косо посматривать начал... Режиссёр директору говорит: "Ничего не знаю, выкручивайся как хочешь, но чтобы максимум через полчаса у меня Смоктуновский был в кадре!" Директор - к художникам, к бутафорам, а те: "Мы-то при чём? Мы не дантисты." Короче, директор в отчаяньи хватает мегафон и орёт на весь пляж, что тому, кто найдёт челюсть Смоктуновского, он лично выкатывает пять бутылок коньяка. После этих слов все дружно бросились в воду (даже те, кто в нашей съёмочной группе не работал). Ныряли, ныряли... долго... А потом, представляете? Одному парнишке-осветителю повезло! Выныривает, рот до ушей, а в руке - челюсть. Ну все сразу бросились готовиться к съёмкам, пока солнце не ушло. Я скорей челюсть схватил, в рот сунул ... (Иннокентий Михайлович выдержал мхатовскую паузу, а потом трагическим шёпотом окончил фразу) А она... представляете?.. не моя..."
   Коммент Евгения Симонова: "Однажды мы вместе оказались в Пицунде, и я увидела его в обстановке совершенно простой. Вместе с моими родителями отдыхал друг моего отца, академик Волькенштейн. Сидя на пляже, Иннокентий Михайлович вёл с ним бесконечные споры. Смоктуновский, как натура художественная, склонная к фантазии, был убеждён в существовании всяческих чудес и рассказывал по этому поводу массу историй. А Волькенштейн, как учёный и ярый противник всего непознанного, с ним спорил. Причём споры были очень яростные, доходившие до опасного накала. Папе то и дело приходилось переводить их в ироническую интонацию. Но Смоктуновский так увлечённо рассказывал и показывал, что, слушая, поверить можно было во что угодно! В этих спорах он оставался простым и естественным".
   Коммент Армен Джигарханян: "Я снимался вместе со Смоктуновским в 'Белом празднике' в 1994 году, после чего мы вместе отдыхали в подмосковном санатории. 2-го августа мы вместе поужинали, я его позвал к себе в номер, мы выпили по 50 грамм и разошлись. Смерти он не предчувствовал. Утром я спустился в буфет, а Иннокентия Михайловича нет. Мне рассказали о том, что произошло. В ночь со 2 на 3 августа ему стало плохо с сердцем, вызвали скорую в санаторий, врачи пытались ему помочь, но бесполезно. Я думаю, что спасти его было уже нельзя. Как мне сказал главный врач санатория, у Смоктуновского было сердце 150-летнего старика".
   Коммент Лев Дуров: "Иннокентий был настоящим ясновидящим. Как-то мы были на гастролях и меня поселили в очень неудобный номер: узкий какой-то, с крошечным окошком, с протертым до дыр ковриком. И вот зашел меня навестить Смоктуновский. Как только он оглядел номер, тут же меня спросил: "В этой комнате тебе никакие мысли в голову не приходят?" Я: "Приходят!" Кеша: "Давай я угадаю! Я сейчас напишу их на бумажке, а потом ты скажешь". Он написал что-то. Я говорю: "Мысли такие: "Не удавиться ли мне?" Кеша показывает свою запись. На бумаге написано: "Не удавиться ли мне?"
   Коммент Андрей Мягков: "У Смоктуновского друзей не было. Люди ему были не особо нужны."
   Коммент Ия Саввина: "Глаза Смоктуновского никогда не "кричат", они как бы подернуты невидимой пеленой, скрывающей от нас мир его героя. Актер внешне отгораживается от зрителя и говорит с ним на языке непонятном - это как телепатия. Все его существо общается невидимыми нитями с человеком по ту сторону экрана. Его мозг рождает мысль, но передается она по невидимым каналам. Актер не ищет внешних приспособлений для выражения сути каждого нового образа. Кажется, всякий раз он вкладывает себе новый мозг, мозг только этого человека, и никакого другого. И отсюда, сверху, идут совершенно иная пластика, иные нервы - значит, иные ощущения и реакции на внешние проявления. Перед нами тот же Смоктуновский и совершенно другой человек.
   Случилось, что спросила Иннокентия Михайловича, как он это делает, об одной из его работ. Он засмеялся: "Я хии-трый..." Действительно, вопрос глупее не придумаешь. Можно ли спросить птицу, отчего она летает, можно ли было спросить Пушкина, как он пишет стихи, или Моцарта, как он сочиняет музыку, - то же и актера, ставшего явлением во Времени."
   Коммент Ирина Мирошниченко: "Вспоминаю нашу первую встречу. Киностудия Мосфильм. Я приглашена сначала на фотопробу, потом - на репетицию, потом - на кинопробу в фильм 'Дядя Ваня' Андреем Сергеевичем Кончаловским. Сидим в его кабинете - большом, два окна, выходящих во двор Мосфильма. И вдруг заходит Смоктуновский.. От него исходило какое-то внутреннее свечение, которое нельзя было не заметить. Мне он показался существом с другой планеты! Он мельком взглянул на меня, на секунду задержал взгляд, и переключился на Кончаловского. Взахлеб стал ему рассказывать про Италию, откуда он только что вернулся с какого-то фестиваля. Они стали что-то обсуждать, смеялись, шутили, фонтанировали."
   Коммент Татьяна Скороходова (о сьёмках в х/ф "Дина"): "Иннокентий Смоктуновский для меня был словно человек с другой планеты. Просто не верилось, что я играю вместе с ним в одном фильме. Возможно, это благоговение иногда мешало общению, но Иннокентий Михайлович был очень тактичным и понимающим. Когда я спрашивала у него что-то, он всегда давал совет: "Я бы сделал вот так...", - лаконично отвечал он. Жаль, что у нас с ним было мало общих сцен."
   Коммент Светлана Смехнова: "Шли сьёмки картины "Дочки-матери" Сергея Герасимова. Двух сестёр, столичных штучек, играли мы с Ларисой Удовиченко, а нашего отца - Смоктуновский. В один прекрасный день, когда все собрались в гримерной, вошёл Иннокентий Михайлович. Поставил свой стул возле меня, и нагнушись к уху прошептал: "Вот там (кивнул в сторону улицы) - стоит иностранная машина, да?". Я насколько могла непринужденно улыбнулась. - "Не знаю". "В машине симпатичный парень, верно?" - "Не знаю". "Так вот, потом здесь, - он указал пальцем на мой живот, - появляется, знаешь кто?". И после паузы заключил: - У тебя будет ребенок.
   Его слова ошеломили: никаких признаков грядущего материнства я в себе не ощущала. Но вскоре выяснилось, что действительно беременна. О том что в моей жизни произойдут важные перемены, Смоктуновский догадался первым. Редкий был человек, мог и шутить и язвить, иногда просто молча смотреть - и видеть всё."
   Коммент Сергей Соловьёв: "Как-то мне дали сценарий "Станционного смотрителя", и опять встал вопрос, кого приглашать. И опять, естественно, у меня прежде всего выплыл инопланетный образ Иннокентия Михайловича. А директором "Станционного смотрителя" был Виктор Цируль, с которым в одном вагончике они 8 месяцев прожили в тайге. И я сказал Цирулю: "Витя, я вот Иннокентия Михайловича хочу пригласить." Он говорит: "Только очень осторожно с ним разговаривай. Иногда он как будто не слышит, а слышит голос какого-то внеземного разума". Сказать что удивился, - значит ничего не сказать. Цируля я считал человеком серьёзным, и без всякого легкомыслия.
   У него была какая-то невероятная и немыслимая петербургская слава, как слава Русского музея, Петропавловской крепости, Эрмитажа. Он был такой ленинградской достопримечательностью по кличке "идиот". Когда я впервые увидел Иннокентия Михайловича в этой роли, я просто онемел от сверхнапряженного внимания. Я был поражен, что бывают такие люди. Мне казалось, что таких на свете просто нет.
   Сейчас, когда его уже нет, у меня такая печаль по поводу того, какой колоссальный художественный потенциал унес с собой Иннокентий Михайлович. Какое количество великих артистических работ он не сыграет, а мы не увидим. Это был такой инопланетный мир неиспользованных возможностей и несыгранных ролей. И в этом инопланетном мире несбывшегося так сегодня нуждается наш мир унылых свершений и смешных достижений. И нам надо быть благодарными за тот маленький кусочек, восхищенными и восторженными свидетелями которого мы с вами были.
   Однажды мы ехали вместе с Иннокентием Михайловичем в его машине, вдоль взморья Финского залива. И вдруг он говорит: "Откуда же, она гадюка, взялась!". Я не понял, - какая гадюка?.. Что с ним?.. Он бросает руль, и начинает биться, внутри кабины, куда-то стуча, в стекло.. Я кричу: "Что вы делаете, Иннокентий Михайлович..", понимая что мы сейчас вот-вот просто расшибемся о сосны, и улетим в прибрежные воды залива. Он говорит: "Муха, муха, я ненавижу мух". И пытается поймать эту муху. И он ловил её минут пять наверное. И я понял, что конечно, я ни в какой ни в "Волге", а в том самом инопланетном корабле, на котором увозят неизвестно куда, и неизвестно когда возвращаешься, и возвращаешься ли вообще, и это всё сгущение воздуха."
   Коммент Юрий Стоянов: "Странных артистов можно по пальцам пересчитать. Например, великий Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Он производил впечатление Инопланетянина, но при этом был очень любимым, потому что всё равно какой-то тип человеческий запечатлел."
  
   Известно что Смоктуновский встречался и общался с сильными экстрасенсами, Джуной Давиташвили и с ленинградкой Нинель Кулагиной. Способности Кулагиной даже изучал академик Ю.Б. Кобзарев, среди зафиксированных феноменов, связанных с Кулагиной, были обнаружены следующие: перемещение небольших предметов, например, кусочка сахара или спичечного коробка; вращение стрелки компаса; прикосновение её руки к руке другого человека вызывало сильный ожог; рассеивание руками луча лазера; изменение кислотности (рН) воды; воздействие на помещенную в закрытый пакет фотопленку (засветка).
   На фотоснимке, Иннокентий Смоктуновский и экстрасенс Нинель Кулагина.
  
    []
  
   Дочь Мария о своём отце, Иннокентии Смоктуновском: "У нас была дача в Комарово, под Ленинградом. Поздними вечерами он лежал на пологой крыше сарая и глядел в темное звездное небо. Млечный Путь манил его в хрустальную глубину и, казалось, указывал дорогу к славе.. Звезды завораживали его с самого детства."
   Прим. - по словам дочери актёра, однажды Смоктуновский даже сам признался художественному руководителю МХАТ Олегу Ефремову, что он, Смоктуновский, - пришелец из Космоса.. Это было, когда они вместе летели в самолёте, возвращались с гастролей из Афин. И Олег Николаевич, который играл Астрова в спектакле "Дядя Ваня", спросил Смоктуновского, исполнявшего роль Войницкого: "Иннокентий, ну как ты думаешь, как я играл?" - "Олег, хорошо, ты очень хороший артист". - "Ну а ты какой тогда артист?" - "А я, Олег, космический..." Ну а Олег Ефремов, то ли ничего не понял, то ли сделал вид что воспринял как шутку.
   В фильме "До будущей весны" (1960) школьный учитель Алексей Николаевич (в этой роли Смоктуновский) произносит фразу: "Человеку и в Космосе нужна будет ветка сирени." А потом даёт почитать мальчишке книгу Жюля Верна "Из пушки на Луну". Его слова выглядят пророческими. Прим. - любопытно что фильм снят в 1960-м году, его название "До будущей весны". И что же. Именно весной будущего года 12 апреля 1961-го, совершил свой полёт в Космос Юрий Гагарин.. Говорит с таким мечтательным, проникновенным взором, устремлённым далеко-далеко в небо.. Смоктуновский - просто Космос!
  
    []
  
   На фотоснимке, Иннокентий Смоктуновский и лётчик-космонавт Георгий Гречко.
    []
  
   Кинорежиссёр Григорий Козинцев так отзывался о Смоктуновском: "Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать".
   Анна Ахматова после просмотра спектакля "Идиот" в БДТ сказала: "Мне страшно. Я сегодня видела живого Бога."
   Смоктуновский известен тем, что в нашем советском кино, ну практически никто не делал. Он играл роли двойников. Он сыграл самого себя (камео) в фильме "Москва слезам не верит", то бишь в 1979-м сыграл роль самого себя из года 1959-го. Гримёры как могли постарались, снивелировать 20 лет разницы, надо же было сделать Иннокентия Михалыча хоть чуточку помоложе. Смоктуновский дважды сыграл Гамлета! В к/ф "Берегись автомобиля" (1966) его Юрий Деточкин, репетирует в театре эту роль Принца Датского.
   Оксюморон - образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс; сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Таки вот, оксюморона в творчестве Смоктуновского, - даже с избытком, я бы сказал.. Смотрите, он играл и Моцарта и Сальери, что само по себе имеет признаки оксюморонности, среди его работ - "Маленькие трагедии" (трагедии маленькими не бывают), "Живой труп", "Мёртвые души", "Скупой рыцарь"... Милый злодей или обаятельный преступник - это тоже оксюморон, что Смоктуновский с блеском продемонстрировал в образе Юрия Деточкина ("Берегись автомобиля" 1966). Так что, если надо совместить несовместимое - Смоктуновский подходит идеально.
  
   Из книги Смоктуновского "Быть! (О Времени и о Себе)" -
   "1967. Дочь, маленькая Машка, выспалась днем и долго не могла уснуть поздним темным вечером. Я одел ее, и мы пошли бродить по лесным тропинкам. Задрав мордашку, она пальчиком то там то сям отмечала только что появившиеся звезды. Я объяснил ей как мог, что это светила, как и наше солнце, только они очень далеко, значительно дальше, чем мы отошли от нашего дома, но до дому тоже далеко, и поэтому надо возвращаться, мама будет недовольна такой долгой прогулкой. Дома я попросил дочь: 'Расскажи маме, что мы видели'.
   - Звезды, - ответила она просто.
   Мама спросила:
   - Папа тебе не достал звезду?
   - Нет.
   - Как ты думаешь, папа может достать звезду?
   Мордашка была до того серьезной - нельзя было не заметить, что зреет некое мироощущение; и она ответила:
   - Да. Палкой только.
   Всё сполна, и человек рожден, чтоб видеть, пользоваться полнотой окружающего его, и не беда, коли звезды поначалу достают палкой. Ведь надо учиться чем-то тянуться к ним. Теперь дети иные. И мы не можем не гордиться их поиском полноты и 'космически длинных палок'. Жизнь, время докажут возможность осуществления самых дерзких мечтаний и близость недосягаемого. Пятьдесят лет заставили нас верить в это. Время, время... Если бы его можно было поворачивать вспять, наверное, мы стали бы все делать так хорошо, уж так славно, что после не оставалось бы ничего другого, как только радоваться и гордиться.
   Время вещь необычайно длинная, и оно почему-то катит только вперёд. И уж давно открыта истина, что прошлое по отношению к будущему находится в настоящем. А настоящее к будущему - в прошлом. Не к чему крутить колесо. Мы жили, живем и - самое, пожалуй, главное - будем жить. Если же сейчас нам ведома не одна гордость за содеянное, а вместе с ней не оставляет досада за ошибки прошедшего, то просто мы - наследные обладатели и боли, и радости, и надежд. Наверное, и сейчас мы совершаем какие-то промахи, которые поймем несколько позже, потому что еще не знаем, не выявили и всех своих достоинств. Время неумолимо. Оно разделяет людей на поколения; но оно же соединяет их.
   Никогда еще не было столь взволнованного времени, как теперь. Заставляют думать и участвовать в наших волнениях даже машины. Добрый, милый, но усталый трамвай уступает место самолетам - ракетам, соединяющим континенты. Над кроватью моего сына висит фотография поверхности Луны, вырезанная из журнала. Дети почему-то все больше рисуют ракеты, неведомые, вздыбленные миры, и мы уже научились оттуда смотреть на нашу маленькую Землю. Земля отливает голубой позолотой, и от нее исходит такой покой, такая тишина, что хочется поскорее вернуться к себе домой, на Землю, и верить, что она не может быть иной. Если дети рисуют Землю мирной и доброй, манящей и ждущей, мы не вправе обмануть их надежд.
   Завершая год.
   Один из прошедших декабрей, по-доброму завершая свой год, всеми событиями, делами и встречами, как бы говорил: 'Дети, ну что вы суетитесь, мечетесь как неприкаянные? Это же не последний ваш декабрь, будут еще и март, и май - все еще впереди, все еще будет'. И для тех, кто был близок с тем декабрем, понимал его - им было много легче забыть невзгоды уходящего года и не очень-то обольщаться простотой грядущего. Завершался большой год, и завершался достойно. И одно это в атмосфере предновогодней жизни вселяло покой и освобожденность от бремени чрезмерно громких надежд. Чего же загадывать, зачем скучно предрешать в сусальных новогодних пожеланиях дела, мысли и чувства - ведь все же будет, все впереди.
   Было просто. Совсем не загадывалось ничего, не думалось о близком завтра, и поэтому бессмертие, должно быть, о котором ну напрочь не вспоминалось, было рядом, под боком, и при желании его, наверное, можно было бы потрогать, прикоснуться руками, не подозревая, однако, значимости минуты и того, к чему ты только что мог быть причастен. И уж совсем не ведая, что и сам ты становишься частичкой бытия вечного, непреходящего. Дело только за догадливостью, за сообразительностью. Но каждый уже однажды был запущен и проносился по своей крошечной орбите сутолоки и забот дня; не то очередь приобщиться к этой редкой возможности была бы куда большей, чем на выставку Тутанхамона или на мимолетное свидание с Моной Лизой, привезенной в Москву на две недели из Парижа. Это уходил год, в который американцы вступили на поверхность Луны. Шаг был дерзким. Мир прильнул к телевизорам. Земля была возбуждена, у нее появилась соперница, принявшая землян.
   Сев в ракету, трое полетели на Луну; оставшиеся же на Земле желали жизни им, здоровья там, в мертвом мире, лишенном даже сквозняков, и ждали их обратно.
   Первый гордый полет Юрия Гагарина всегда и всеми воспринимался не только как подвиг советского народа, но и как общечеловеческий подвиг. Не было газет и журналов в мире без его портрета, где бы не сияла его улыбка. Он был 'наш', простой, российский, скромный. Но событие было столь огромно, что его никак не вмещали никакие территориальные, ни социальные границы даже такой сверхкрупной державы, как Россия.
   И вот теперь мне подумалось: на каком бы языке они, эти трое, ни говорили, им знакомы, понятны и близки слова: люблю, мир, дети, земля, мать, завтра, хлеб, весна, черемуха.
   Не имея своего телевизора, я впился в него у друзей на соседней даче. Изображение хоть и нечеткое, но захватывающее - это точно. Люди - на Луне! Взволнованный, бежал домой, делая большие прыжки, медленно, как бы зависая в незначительном притяжении Луны. Мою несколько необычную манеру двигаться по дачным дорожкам в тот день никто не принял ни за сумасбродство, ни за сумасшествие, хотя невольных свидетелей этого аттракциона было немало.
   Время - бесстрастный блюститель лишь циклов, ритмов, как показалось, удовлетворенно отмечавшее, что дети этого его периода совсем недурны, и поэтому, может быть, их не следует баловать, впрочем, как и предыдущих, - продолжало свой мерный путь, жонглируя мирами в бескрайности Вселенной."
   Прим. - вот такие интереснейшие книги писал Иннокентий Михайлович, в которых размышлял о тяготении человека к звёздам, о полетах на Луну и советских космонавтах, о свойствах Времени, и о том дабы повернуть его вспять.. А вот строчки из его писем:
   Из письма Смоктуновского к своей жене Суламифь, от 16 августа 1955-го года, из Ялты. - "Совсем не удивлен, что прихожу к тебе во сне. Ведь я твой демон-искуситель или ангел-предохранитель, что, в общем-то, одно и то же. А потом, я должен приходить к тебе по обязанности мужа и главы семьи, черт возьми... Что касается людей, окружающих меня, - или я ни фига не понимаю в людях, или все они какие-то не такие. Во всяком случае, не могу ни с кем сойтись. Вчера видел еще один спектакль "Дети Ванюшина" (Смоктуновский смотрит спектакли Театра киноактера. - Прим.). По отзывам актеров, это лучший спектакль театра. Это ужасный спектакль. Ни одной актерской удачи. Почти у всех актеров дурной вкус. И абсолютное отсутствие нутра...
   Перед самым отъездом из Севастополя для нас выделили день для прогулок и экскурсий. Всей труппой были на Малаховом кургане, Сапун-горе и в Музее, на раскопках подземного, то есть занесенного города. Он был разрушен 2,5 тысячи лет назад татарами. В раскопках находят "безделушки"... Я везу тебе кусочек миски из глины и уголек (для поддержания огонька). В общем, народ был культурный, несмотря на то, что они не носили узких брюк. Напиши, каких тебе булыжников привезти с нежного берега Крыма? Скалу не обещаю, но валун - готов!"
   Из письма от 18 августа 1955-го - "Лапонька моя! Разговорился с нашей концертмейстершей, она задала вопрос, есть ли у меня дети. На что я ответил: "Будут". Она улыбнулась и ответила: "А вы кого хотите, мальчика или девочку?" Я почему-то брякнул: "Девочку". Так что теперь тебе известно, по каким путям развития нужно пойти человечеству."
   Прим. - имхо, рассуждения Инопланетянина.. "Люди какие-то не такие.. Не могу ни с кем сойтись..". А приходить во сне, разве это нормально?.. Разве обычные люди так могут, умеют?.. И что интересно, и в другой своей книге "Ненавижу войну", Смоктуновский упоминал и Космос и внеземные цивилизации.. Я не поленился прочитать книгу, и нашёл эти строчки:
   "Часто поздним летним вечером на пологой крыше погреба, запрокинувшись на спину, лежал, радостно замирая под властью темного звездного неба, необъяснимо маясь, волнуясь от чуда мироздания, и Млечный Путь, казалось, неотступно манил в свою хрустальную глубину, завораживал своею далью и обещал в конце усилий, познаний и труда приобщить к своему вечному мерцанию.
   Подъехала небольшая грузовая машина - полуторка, так называли ее тогда, это значит, что полторы тонны груза она могла легко и свободно везти и ничего бы с ней не случилось, и колеса остались бы на месте, и сама она нисколько бы не развалилась. Но это были не единственные ее положительные параметры в характеристике. У нее, например, была деревянная кабина, и у непосвященных людей сейчас это, пожалуй, может вызвать улыбку, а совершенно напрасно: летом, в зной сидишь в ней, как у себя в домике на садово-огородном участке - ни жары, ни зноя, и разница в том только, что там сосны скрипят, а здесь - сама кабина. Ну, понятно, что я позволяю себе некоторое ехидство в адрес этого детища машиностроения в ту довоенную пору с позиций полувекового научно-технического развития всей нашей цивилизации, а не только нашего отечественного автомобилестроения. Правда, на фронтовых дорогах даже в 44-м году можно было еще встретить это незлобивое сооружение, однако же и тогда оно, помнится, производило ошарашивающее впечатление, как если бы, рассматривая скелет какого-нибудь птеродактиля в зоологическом музее, вдруг заметили бы, что этот звероящер заклацал челюстями. Тогда же, в прекрасный мирный день покоса на стрельбище, рядом со сколоченными из фанеры танками эта машина смотрелась аппаратом внеземной цивилизации, черт-те что излучающим и влияющим на всю окружающую нас и ее биосферу."
   В той же книге "Ненавижу войну", где Смоктуновский пишет о своих гастролях в Польше, часто встречаются астрономические термины. По моему скромному ИМХО, так писать может космонавт, который много времени проводит в Космосе.. или часто думает о Космосе.. ---
   "Свободного времени у меня в Союзе не бывает, да я и не особенный охотник экскурсов в прошлое, как бы чрезмерно значимо, необычно оно не было для меня. Все время у меня забирает "сегодня", семья, работа, быт. Если вдруг выдастся свободный день - долго, недоверчиво, искоса встречаю его, предчувствую, что за эти, как с Луны свалившиеся, беззаботные часы отдыха уже завтра надо будет расплачиваться втридорога. А здесь пять-шесть часов свободного времени, за окном машины вставшая из руин, дружественная моей Родине Польша, первая пробивающаяся весенняя зелень и рой нахлынувшего прошлого, как высокая, светлая цена вздоха, света сегодняшнего утра, запаха дешевых сигарет, пульса рядом взволнованного доброго сердца и всего того чуда, что зовется ЖИЗНЬЮ! Прошлое - наши корни, трепетность наших душ, во встрече с ним наше Достоинство и надежды в будущее.
   Красивая, но уже немолодая женщина (в Польше ни тем ни другим не удивишь) перед завершением встречи, отыскав меня за спинами моих представительных товарищей в президиуме, куда я спрятался в надежде предупредить возможность излишне повышенного интереса к моему творческому "я", пожелала познакомить читателей своей газеты с тем, "как чувствует себя "звезда" в окружении прекрасных актеров?" Вопрос этот, хоть и носил в себе некую дамскую заумь, был, по существу, едва ли не единственным стоящим вопросом, во всяком случае, позволял театру остаться средоточием человеческих индивидуальностей. Правда, столь барьерное сопоставление не исключало впоследствии скрытых теперь подводных рифов, так характерных для творческих коллективов. Однако наш театр, к счастью, избежал склок и пересудов, и вопрос приняли много легче, чем я сейчас о нем пишу. Вооружившись образной терминологией корреспондентки и немало смущаясь, что приходится говорить не о творчестве, а об иерархических положениях, ответил: "Хорошо!" Мне кажется, что я занял свое рабочее место в этом нечастом созвездии и, если говорить серьезно, то многое, вернее, основное в "свечении звезды" происходило в прошлом, однако совсем неверным было бы предполагать и полное "затухание этой светилы"; как в том так и в другом легко можно было бы убедиться, посетив спектакли'. Я сказал то, что было на самом деле, однако это восприняли проявлением скромности и такта. Ничего этого можно было бы и не писать - не произойди того, что опрокинулось на меня через минуту.
   Опять машина и все тот же водитель предупредительно и достойно придерживает дверцы открытыми, пока мы рассаживаемся. Казалось, ничто не может заставить его быть иным, однако в это путешествие он удивил всех своей доселе никому не известной особенностью. Ян, как всегда, спокоен, прост и ненавязчив настолько, что я даже испуганно скользнул взглядом в его сторону: здесь ли он? Уставясь в точку, Ян неотрывно смотрел в окно, и мысли его были не здесь. Хотелось отвлечь, пробудить его от этой задумчивости, но и сам был несколько не в себе и промолчал. Дорога предстояла дальняя не только в пространстве-расстоянии, но и во времени. Молчали все, и я, как первопричина, вина этого вояжа, мог бы испытывать неловкость от этого молчания, но такого не было - все устали от сутолоки двухнедельного людского потока и дел и теперь, свободно и легко отключившись, отдыхали каждый сам в себе.
   Когда движение на дороге нормализовалось и в машину вернулась тишина, все тот же наш великан тихо и серьезно спросил пани Ванду:
   - Но если он вел то такси, как же тогда он мог сидеть к ним лицом?
   Ну, здесь мы несколько... не то чтобы стали менять рядность - в маленькой машине это не очень-то сделаешь, а вроде все вдруг оказались в состоянии невесомости, и пани Ванду мы вытащили бы сразу, ничего тут сложного не было (она действительно была легкая как перышко), но она вся была там, где должны были бы находиться только ее ноги (припомнилась та машина с большим колесом и запахом бензина), а мы с Яном тянули ее, должно быть, не враз, оттого что мне внезапно и немедленно необходимо было отбежать в сторонку. Как бы ни были светлы и беспечны минуты, подаренные нам нашими внимательными друзьями, с каждым часом пути мы все более и более затихали, погружаясь каждый в свои думы, вызванные, должно быть, нашим дерзким рейдом в давно ушедшее время."
  
   Прим. - про фантастические фильмы, в которых принимал участие Иннокентий Смоктуновский, я уже писал выше. Не обойду вниманием и жанр сказки-фэнтэзи, в котором как оказалось, актёр тоже поработал плодотворно и много.. Жанр фэнтэзи, это ведь тоже в данном контексте (интересно и важно). Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок..
   1) Халиф-аист 1981. Озвучивание мультфильма. Экранизация таинственной сказки Вильгельма Гауфа. Могущественный халиф (Смоктуновский) пожелал стать аистом, чтобы летать. Злой волшебник подсунул ему заклинание с волшебным словом, которое могло позволить ему превращаться в любого зверя или птицу. Но если он засмеется, он не сможет превратиться обратно в человека...
   2) Соловей 1980. Смоктуновский читает на радио сказку Андерсена.
   3) Сказка о царе Салтане 1987. Радиоспектакль, читает Смоктуновский.
   4) Принцесса на горошине 1976. Роль короля-отца в экранизации нескольких сказок Андерсена.
   5) Возвращение Ходжи Насреддина 1989. Озвучивание главной роли.
   6) Геракл у Адмета 1986. Мультфильм по мотивам древнегреческого мифа.
   7) Старый дом 1977. Озвучивание мультфильма по одноименной сказке Г-Х. Андерсена.
   8) Цапля и журавль 1974. Озвучивание мультфильма по мотивам русской народной сказки в пересказе В. Даля.
   9) Маленький принц 1966. Экранизация сказки Антуана Сент-Экзюпери. Фильм поставлен на Литовской киностудии, а Смоктуновский дублирует роль лётчика. (прим. - в который раз уж вижу аэро-космический "знак"..)
   10) Двое под одним зонтом 1983 (апрельская сказка). Фильм примечателен тем, что в нём появляется фея (волшебница, - роль Елены Сафоновой). А Смоктуновский играет одну из главных ролей, директора цирка Тиля, в котором выступают акробаты и жонглёры, факиры и клоуны. В фильме звучит песня про Космос, а Смоктуновский кричит с манежа акробатам: "Посмотрим, как наш орёл учится летать!".
   11) Снежная королева 1954. Спектакль Сталинградского областного театра имени М. Горького по пьесе Евгения Шварца и сказке Андерсена, Смоктуновский в роли сказочника.
   12) Осенние колокола 1978. Читает авторский текст, в экранизации сказки А.С. Пушкина.
   13) В 1992 году Иннокентий Михайлович в качестве режиссёра - постановщика поставил театральный спектакль "Из жизни дождевых червей", и сам же исполнил главную роль - сказочника Ганса Христиана Андерсена.
  
   --//--
  
   Мистика! - 24.11.2022 - В селе Татьяновка Томской области сгорел музей Иннокентия Смоктуновского. Почему же это произошло именно в тот период, когда в соцсети появилась моя книга о Смоктуновском?.. Может быть, пропали какие-то важные и уникальные документы, фотографии, представляющие особую ценность, претендующие на сенсацию..
  
    []
  
   Комната-музей имени Иннокентия Смоктуновского является главной достопримечательностью села и был открыт в Татьяновке, уроженцем которой был актер, осенью 2007 года, в местном Доме культуры. В нем хранились фотографии, газетные статьи, автобиографическая книга актера, кассеты с фильмами, где он играл, все это собирали с помощью родственников, жителей села и района, поклонников творчества актёра. Для музея дочь Смоктуновского Мария ранее передавала личные вещи актера. Подлинный дом, где родился Иннокентий Смоктуновский, не сохранился, но на его месте в Татьяновке установлен памятный камень и посажена аллея памяти рябин. В 2014 году на родине актера установили также его памятный бюст.
  
    []
  
   И снова Мистика!.. На сайте "Память народа" нашлась интересная информация, что Иннокентий Михайлович только в 1993 году (незадолго до смерти) был снят с учета безвозвратных потерь в ВОВ. Получается, он все это время был в списке погибших. Странно это.. (если не сказать больше..) И дата его рождения неизвестна, ни день ни месяц, только год. Удивительно и то, что до сих пор нет ни одного сайта в сети, посвященного жизни и творчеству великого актёра. Вероятно, людям которые могли бы заняться этим, - его личность начинает казаться какой-то странной, сверхестественной, и они "подзабывают" о своих намерениях.
  
    []
  
   И того, подитожим, фильмов художественных и документальных и книг, с темой Космоса, и участием Смоктуновского, - получается сверхестественно много!..
   1) Москва - Кассиопея (1973)
   2) Отроки во Вселенной (1974)
   3) Сериал "Этот фантастический мир", выпуск 7 (1982). Звёздный странник входит в телепатический контакт с командиром космического корабля (Смоктуновский).
   4) Космическая одиссея "Укрощение огня" (1972). Смоктуновский в роли Циолковского.
   5) Документальный фильм "Рождение идеи. Циолковский." (1980). Текст от автора читает Смоктуновский.
   6) Документальный фильм "Взлёт" (1979) посвященный Юрию Гагарину. Текст от автора, Смоктуновский.
   7) Документальный фильм "Стрела времени" (1986). Про Вселенную, озвучивает Смоктуновский.
   8) Художественный фильм Литовской киностудии "Маленький принц" (1966). Смоктуновский озвучил роль лётчика, который терпит крушение в пустыне, и встречает принца, называющего себя пришельцем из Космоса..
   9) Фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года" (1961). Смоктуновский в главной роли физика Ильи Куликова. В одной из сцен, гости на юбилее обсуждают полёты в Космос.
   10) Художественный фильм "Уникум" (1983). Смоктуновский устами своего персонажа произносит фразу: "Когда человечество затосковало об инопланетных братьях, появились летающие тарелки. А когда же возникла нужда в необыкновенном, - нашли следы снежного человека."
   11) Художественный фильм "До будущей весны" (1960). Школьный учитель Алексей Николаевич (Смоктуновский) произносит фразу: "Человеку и в Космосе нужна будет ветка сирени."
   12) Двое под одним зонтом (1983). Смоктуновский в главной роли директора цирка, а в самом фильме звучит песня про Космос.
   13) В книге Смоктуновского "Быть" - пространные рассуждения автора про Космос и полёты на Луну..
   14) В книге Смоктуновского "Ненавижу войну" - говорится про Космос и внеземные цивилизации.
   15) В эпиграфе к художественному фильму "Неотправленное письмо" (1959, Смоктуновский в гл. роли геолога Сабинина) звучат строчки: "Тем, кто в любой области человеческой деятельности, будь то освоение новых земель или дерзкий рывок в Космос.."
  
  
  
  
  
   Продолжение следует..
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"