Маренков Андрей Борисович : другие произведения.

Мистерия жизни. Загадка таинственного убийства Зои Фёдоровой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сыщик-любитель Андрей Борисович Маренков рассматривает обстоятельства, изучает различные аспекты, версии, и выдвигает свою версию таинственного убийства актрисы Зои Фёдоровой.

  
   Убийство известной советской актрисы Зои Фёдоровой (1907-1981) до сих пор остается нераскрытым. Кто же застрелил звезду кино, кому и чем могла помешать пожилая актриса? На этот счет существует множество версий. Убийство заслуженной артистки потрясло всю Москву, было настолько дерзким и неожиданным, что породило невероятное количество слухов и домыслов. С именем Фёдоровой связали и шпионские истории, и различные версии уголовного характера, и даже "политический" заказ. Говорят, что это могли сделать сотрудники КГБ, "бриллиантовая мафия", скупщики драгоценностей или антиквариата. В причастности к преступлению подозревали даже родственников актрисы. На раскрытие этого резонансного преступления бросили лучшие силы МВД Москвы. Уголовное дело по убийству Зои Фёдоровой до сих пор является засекреченным. В нём полно загадок, на которые нет ответов.
   Зоя Алексеевна Фёдорова (8 декабря 1907 года (по другим данным - родилась в 1911 году), Санкт-Петербург, Российская империя - 11 декабря 1981, Москва, СССР) - советская киноактриса, Заслуженная артистка РСФСР (1965), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1942). Мать актрисы Виктории Фёдоровой.
    []
  
   На фильмах, в которых снималась заслуженная артистка РСФСР Зоя Фёдорова, выросло не одно поколение россиян. С ее участием в главных и эпизодических ролях вышло более 70 кинокартин. "Подруги", "Великий гражданин", "Человек с ружьём", "Музыкальная история", "Шахтёры", "Гармонь", "Свадьба", "Станица дальняя", "Иван Никулин - русский матрос", "Ленинградская симфония", "Свадьба в Малиновке", "Операция Ы", "Девушка без адреса", "Москва слезам не верит" и мн. другие принесли Зое Фёдоровой славу и узнаваемость, но вовсе не легкую судьбу.
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   В ее жизни были почет и признание, дружба в высших кругах номенклатуры, любовь к американскому дипломату и рождение от него дочки, потом обвинение в шпионаже. Тюрьма. Отсидев в лагерях девять из 25-ти лет, Зоя Фёдорова была реабилитирована и безуспешно пыталась уехать к дочери в США - прямо перед решением переехать на новое место жительства ей отказали в выезде. Оборвалась жизнь Зои Фёдоровой так же трагично. За две недели до 74-летия, 11 декабря 1981 года, средь бела дня ее убили выстрелом в затылок из немецкого пистолета Sauer калибра 7,65 в своей трёхкомнатной квартире номер 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту.
    []
  
   Пуля прошла навылет через левый глаз, разбила стёклышко очков и повредила дужку. Убийство актрисы списывали на зачистку КГБ, "бриллиантовую мафию" и даже зятя ее дочери - американского летчика, который после смерти тещи внезапно разбогател.
   Тайну смерти любимицы Лаврентия Берии пытались разгадать известные писатели, журналисты, актеры и даже генерал, возглавлявший в то время уголовный розыск в СССР, Вячеслав Панкин. Спустя 30 лет на телеэкранах появился сериал "Зоя", в основу которого легла версия о том, что убийство было заказано тогдашним министром внутренних дел Николаем Щёлоковым, который захотел получить её бриллианты. Но для объективной картины не хватало свидетельств такого человека, который бы знал дело изнутри, а лучше - принимал участие в расследовании.
   Об убийстве Зои Фёдоровой начальнику угрозыска 123-го отделения милиции Москвы Борису Кривошеину сообщили 11 декабря 1981 года. Звонок находившемуся в отпуске милиционеру поступил от однокурсника, дежурившего в МУРе, Сергея Бутенина. Борис Кривошеин, оперативники и сотрудники Московского уголовного розыска примчались к дому по Кутузовскому проспекту почти одновременно. Возле подъезда их ожидал племянник актрисы, который и обнаружил тетушку мертвой. В двери торчала записка от подруги, которая тоже безрезультатно пыталась достучаться.
   В тот роковой день племянник Зои Фёдоровой Юрий, несколько раз пытался ей дозвониться по телефону. Около 6 часов вечера, уже в его квартире раздался телефонный звонок, - звонила подруга Зои, Маргарита Набокова. Она была очень встревожена. Они договорились встретиться с Фёдоровой по важному делу у неё дома. Уже дважды она приезжала на Кутузовский, и оба раза никто не открыл дверь.. Юрий Фёдоров подьехал к дому, посмотрел в окно, свет горел. Звонил в квартиру, никто не открыл. Он помчался к себе домой за запасными ключами. Вернувшись и войдя в гостиную, он застал страшную картину: известная киноактриса Зоя Фёдорова сидела за столом, сжимая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Левая часть ее лица была залита кровью..
    []
  
    []
  
    []
  
   Как показала потом на следствии одна из сотрудниц киностудии "Мосфильм", она разговаривала с Фёдоровой по телефону с 13.45 до 14 час. 10 мин. Значит, в этот период времени Фёдорова была еще жива..?
   Подруга Фёдоровой Маргарита Набокова дала показания, что в первый раз она находилась у двери квартиры в 13 часов 10 минут. И слышала, как в квартире работает радио, и льётся вода. Зоя Алексеевна, выходит, просто не хотела пускать подругу в дом. Но почему? У неё в квартире уже был гость? Во второй раз гражданка Набокова пришла около 17-ти часов.
   Коммент Владимир Меньшов: "Она стучала, очень долго стучала. Возможно, там в это время, находился даже убийца. Она должна была в это время придти, а там вот, в этот промежуток времени кто-то проскочил. Убийца, заскочил."
    []
  
   Коммент Эдуард Хруцкий: "Ясно что она открыла дверь человеку, которого знала. И в некоторой степени доверяла ему. Чужого она бы не впустила. О чём они говорили - неизвестно."
   Маргарита Набокова оставила записку: "Что произошло, Зоя? Я примчалась на такси, а тебя дома нет! Как же можно так. Маргарита. 13 ч. 10 мин."
    []
  
   Прим. - Маргарита Борисовна Набокова, одна из многочисленных подруг Зои Фёдоровой, бывшая политзаключённая ГУЛАГа. После освобождения вернулась на "Мосфильм", и продолжила работать ассистентом режиссёра, включая ряд известных картин, "Джентльмены удачи" 1971 г. Умерла в Москве 11 января 1984-го года.
    []
  
   Борис Кривошеин: "Входим. Комната обычная. Чуть справа стоит стол прямоугольной формы, относительно большой. Спиной к нам на стуле, скажем так, не труп, а силуэт - тело женщины. Первое, что бросилось в глаза, - под стул натекла лужа крови. Сначала, не трогая ничего, провели внешний осмотр. Самое интересное, что мы все-таки были уже не новички, кое-что видели и кое-что понимали. А здесь мы не могли сразу определить, от чего она умерла. Я взял ее руку, потрогал пульс, пульса нет, но тело было еще теплое."
   Кадры из киноленты "Девочка и крокодил" (1956).. Героиня Зои Федоровой говорит соседке: "Как хорошо что Вы пришли. Будьте свидетельницей. Неизвестные сговорились меня убить!" Мистика.. У меня создалось впечатление что какой-то безумец посмотрев этот фильм, решил воплотить замысел в реальность.
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Сергей Бутенин: "На ней был темного цвета стёганый халат, при чём очень старый и засаленный. На ногах были шлёпанцы. И что меня поразило (всё же она человек достаточно известный, следила за своим внешним видом) - на ней были такие.. протёртые на пятках домашней вязки носки, даже по-моему немного заштопанные другими нитками".
   Из протокола осмотра квартиры: "Обстановка в комнатах не нарушена. Дверные замки и замки шкафов целы. Следов взлома нет. Следы насилия и следы борьбы в комнатах не просматриваются. В квартире обнаружены отпечатки пальцев неизвестных. С журнального столика изьят отпечаток пальца на дактилоскопию."
    []
  
   Голова актрисы запрокинута на спинку кресла, по носогубной складке стекала кровь. В вытянутой на столе правой руке жертвы лежала снятая с красного дискового телефона трубка, из которой доносились протяжные гудки. Первое, что пришло в голову оперативникам, - у пожилой женщины случилось кровоизлияние в мозг.
   В замешательстве Борис Кривошеин начал рыскать взглядом по комнате, чтобы найти какую-то зацепку. Возле ножки журнального столика он увидел использованную гильзу. Сомнений в том, что в квартире произошло убийство, не оставалось. Когда оперативники наклонили тело, чтобы осмотреть его, из дырки над левой бровью потекла кровь.
   - Кому она могла помешать, непонятно. Пожилая женщина, актриса, заслуженный человек. Для меня это было, можно сказать, в диковинку. Что я, молодой начальник уголовного розыска, видел? О всяких таких моментах я слышал только на лекциях. Да нет, даже никто обычно не рассказывал примеров таких вот преступлений. Я наклонился, взял гильзу, место зафиксировал. Так как я с детства стреляю, определил калибр и прикинул, что гильза от вальтера или зауэра. Но тут началось самое тяжёлое - приезд большого руководства. Они как слоны начали ломиться в дверь, хотя по всем правилам это запрещено, - вспоминает Борис Кривошеин.
   Осмотр помещения продолжался до глубокого вечера. Только к полуночи начальник уголовного розыска попал в отделение милиции. Не успел он переступить порог помещения, в кабинете раздался телефонный звонок. Женщина на другом конце провода сообщила, что помогает органам ОБХСС, и попросила обратить внимание на одну знакомую убиенной.
   - Она рассказала, что перед смертью Зоя Фёдорова сдружилась с одной женщиной, у которой сын жил в Америке, и часто приходила к ней в гости. Имя моей таинственной собеседницы я так и не узнал. Договорив, я автоматически положил трубку на рычаги аппарата. Это было ошибкой, нужно было положить ее рядом с телефоном и попросить дежурного определить, откуда поступил звонок. Подсказка могла сыграть важную роль в раскрытии преступления. Наверное, звонившая видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину к себе домой перед смертью, - рассуждает Борис Кривошеин.
  
   4000 знакомых не помогли следствию
  
   Поиск преступника начался с опроса лиц из записной книжки Зои Фёдоровой. В блокноте было более 2 тыс. телефонных номеров, более 1 тыс. почтовых адресов, московских и иногородних. Большинство из них принадлежали актерам и работающим с "Мосфильма" и театральным деятелям, а также давним знакомым Фёдоровой, соседям со старой квартиры. Сотрудники УГРО принялись вызывать и опрашивать знакомых Зои Фёдоровой в поисках хоть какой-то зацепки. Дверной замок сломан не был, значит, актриса сама и впустила убийцу. Но кто он? Следователи опросили более четырех тысяч свидетелей. Росло количество томов, версий, но на след убийцы выйти не получалось.
   - Я допрашивал Ролана Быкова, Никиту Михалкова, - вспоминает Борис Кривошеин. - Когда столько людей через тебя проходит, волей-неволей приходится ковыряться в грязном белье. И каждый из актеров просит: об этом не говорите никому, вот это не записывайте. Мы старались вести более доверительные беседы, не в протокол, но результатов это не давало. Мы без толку копались в мосфильмовской каше, в дрязгах, кто там какую-то шубу приволок, кто туфли продал, другой стучит, этот доносит. А информации, представляющей оперативный интерес по делу, практически не было. Только стандартные вопросы и такие же ответы: да, нет, не знаю, не видел.
   В это время Бориса Кривошеина начали посещать сомнения: какая-то зацепка, которую он не заметил, могла остаться в квартире, где убили Зою. Ключи от квартиры были у него. Начальник УГРО отправился на Кутузовский проспект. Чутье не подвело оперативника. Незамеченной ранее осталась дверца в кладовку, за которой он обнаружил помещение полметра на метр, до потолка забитое старыми женскими сумочками. Их было больше сотни, но в любой могли оказаться какие-то важные документы и записи, представляющие интерес для следствия. Потому вся груда была разложена на пол и обследована вплоть до подкладок. Сомнения следователя, что сумочки никто не проверял, подтвердились. В одной из них нашлись 3 тыс. рублей, а в другой золотая цепочка. Но на этом находки не закончились.
   Еще раз внимательно осмотрев комнату, Борис Кривошеин заметил разбросанные на полу и на полочках бирки от ювелирных украшений. Он принялся сгребать их в пакеты. Сотни, если не тысячи маленьких картонных этикеток едва поместились в две целлофановых торбы.
   - Конечно, меня это насторожило. Я понимаю, что часть бирок изъяли при первом осмотре. Но такое количество откуда могло появиться? И кто мог их разбросать? Оперативники не могли этого сделать. Наши оперативники, если и проводили осмотр места происшествия или даже обыск, старались всегда возвращать предмет на место. У меня проскочила мысль, что кто-то подсовывает мне специально эти бирки, - предположил начальник угрозыска.
   Не исключено, что бирки были разбросаны спецслужбами, чтобы списать убийство Зои Фёдоровой на "бриллиантовую мафию". А может, и нет. Актриса была частым гостем на метро "Октябрьское поле". Там находился магазинчик антиквариата, в котором, по рассказам продавцов, она скупала все, что только видела. Купленные там украшения она могла передавать в Америку через мужа дочки, который часто летал в Россию, или через знакомых. Отсюда и появились оторванные бирки. Ходили также слухи, что после убийства Зои Фёдоровой в квартире был обнаружен чемодан с драгоценностями, который впоследствии пропал. Но единственное, что видел Борис Кривошеин при осмотре помещения, - пустые подрамники. Чемодана не было.
   В ходе следствия оперативникам стало известно, что незадолго до смерти Зое Фёдоровой предлагали купить украшения с бриллиантами - кольца, серьги и браслет. Но она отказалась, так как перед этим уже приобрела кольцо с бриллиантом примерно за 50 тыс. рублей. Огромная по тем временам сумма, на которую можно было купить три "Волги".
   В штаб поступила информация, что к продаже драгоценностей мог быть причастен преступник, находящийся во всесоюзном розыске за спекуляцию. И что у него якобы был пистолет "зауэр", из которого произвели роковой выстрел. Преступник находился на Таганке и в любое время мог скрыться.
   Борис Кривошеин схватил всех оперов, которых поймал в коридоре, на лету в дежурке взял пистолет, влетел в машину и от Киевского вокзала рванул к Курскому. По указанному адресу через арку метра три шириной находился глухой двор, обнесенный высокими, как в крепости, стенами. Во дворе стоял деревянный одноэтажный узкий барак и ни одной другой пристройки, за которыми могли укрыться оперативники. В это время дверь барака открылась.
   - На пороге весь в черном появился "трехстворчатый шкаф" ростом не ниже 2 метров и с бородищей как у хорошего попа - до пупа. А у меня фотография-то была черт знает какой давности. С паспорта. Молоденький мужик какой-то, и близко с этим ничего похожего нет. Он спокойно вышел. Провел взглядом. На нас посмотрел. А мы стоим, как на витрине, все. И спокойно, уверенным шагом пошел прямо в арку. У меня чутье сработало, и я как гаркнул на своих оперов: "Это он, берем!"
   В это время слева от арки из-за стены вынырнуло такси, водитель на лету распахнул дверь, в которую и запрыгнул "шкаф". Оперативники выбежали вслед за удаляющейся машиной, но ни транспорта, ни оружия, кроме как у начальника УГРО, у них не было. Рядом заскрипели тормоза - другая машина-такси чуть не сбила замешкавшегося на проезжей части Бориса Кривошеина. Недолго думая, он влетел в автомобиль, приставил под ребра водителю пистолет и приказал догонять преступника.
   На одном из светофоров он вычислил такси, в котором находился беглец, и указал своему водителю таранить автомобиль. В этот момент такси со спекулянтом остановилось, видимо, у водителя сдали нервы, когда он увидел, что машина с начальником уголовного розыска перестраивается и выбирает угол атаки.
   Борис Кривошеин получил за пойманного преступника премию 100 рублей, но более никакой пользы в расследовании по делу убийства Зои Фёдоровой он не принес. Следствие не установило причастность спекулянта к трагической смерти актрисы.
   После этого начальник УГРО перешел в другой отдел. На место Бориса Кривошеина назначили выпускника Высшей школы МВД Александра Петрушко. Периодически встречаясь на заседаниях у высшего руководства, Борис Кривошеин интересовался ходом следствия. Но дело после его ухода не сдвинулось с места, попав в разряд висяков, или как ещё говорят - глухарей.
   На похоронах Зои Фёдоровой
    []
  
    []
  
   Выстрел спровоцировал телефонный звонок
  
   Спустя некоторое время Бориса Кривошеина сняли с должности зама по розыску и назначили старшим оперуполномоченным по особо важным делам Кировского района. С тех пор он начал заниматься только самыми тяжкими преступлениями - убийствами и покушениями на убийства. Эту должность Борис Кривошеин занимал до выхода на пенсию и набрался много опыта, чтобы начать вести свою личную работу по раскрытию убийства Зои Фёдоровой.
   - Чтобы мозги на пенсии не закисли, решать одни кроссворды маловато. Поэтому я занялся любимым делом. В первую очередь посмотрел документальные фильмы по убийству Зои Фёдоровой. Начал смотреть сериал "Зоя". Всё, что там показывали, на самом деле не соответствует действительности. Особенно то, что комментировали актеры про ее убийство. Не знаю, может, они говорили то, что было выгодно им, а может, чего-то не знали. Я могу судить об этом, потому что через нас прошел практически весь "Мосфильм". Уж сколько мы наслушались помимо того, что было записано в протоколах допросов. Потому я подумал: дай-ка я сяду, помыслю, учитывая тот колоссальный опыт, который я наработал по раскрытию таких преступлений, - решил Борис Кривошеин.
   Для начала милиционер восстановил в памяти картину происшествия и проанализировал динамику движений жертвы в момент, когда пуля попала в затылок. Выстрел был сделан в то время, когда Зоя потянулась к трубке. Но следователи не знали, хотела ли она позвонить сама или кто-то позвонил ей. Убитую обнаружили в очках, причем в тех, которые она не носила в повседневной жизни, а надевала только для чтения. Зою Фёдорову никто не видел в этих очках в грубой роговой оправе, которые на самом деле были ей не к лицу. Она носила их только дома. Значит, что-то подвигло ее надеть очки в присутствии того человека, который ее потом убил. Вероятно, она хотела прочесть какой-то документ или что-то написать? Экспертиза определила, что выстрел был сделан с расстояния 15 сантиметров. Выхлопные газы должны были распушить волосы на затылке и как бы загнуть их вперед. А она была как причесанная. Кто причесал убитую и зачем?
   Зоя Фёдорова была очень осторожным человеком. За все время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру никого из соседей. Обычно с посторонними посетителями актриса разговаривала через дверь, и, если гость настаивал на встрече, Фёдорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там. Вспоминает сценарист Эдуард Володарский: "Меня по три раза спрашивала через дверь: "Кто звонит?" Я говорю: "Эдик Володарский" - "Кто?" - "Эдик" - "Кто?" Она меня до истерики доводила, пока не убеждалась, кто пришел".
   В день убийства Зоя Фёдорова заходила к подруге в гости. Они перекусили на скорую руку вермишелью с корнишонами. Ни в одном меню столовой поблизости от Кутузовского проспекта такого не продавали. Это позволило оперативникам сделать вывод, что еда была приготовлена дома. С тех пор как Зоя Фёдорова переехала на Кутузовский проспект, у неё началась мания преследования. Она даже днём запирает дверь на все три замка и цепочку. А ночью придвигает к двери стремянку.
    []
  
   Прим. - Борису Кривошеину обидно, что в своё время он не справился с этим делом. Сыщики не смогли раскрыть громкое резонансное преступление, совершенное средь бела дня в Москве. Они не знали что столкнулись с очень хитрым, дерзким, умным и дьявольски изворотливым преступником, который действует не по шаблону.
  
   "Пособница" шпиона
  
   Зоя Федорова родилась 21 декабря 1907 года в Петербурге. Мать воспитывала трех дочерей, среди которых Зоя была самой младшей. Отец - рабочий-металлист всем сердцем принял революцию 1917 года и за короткое время сделал блестящую карьеру в большевистской партии. В 1918 году его вместе с семьей перевели в Москву и назначили начальником паспортной службы в Кремле.
   С юных лет девочка бредила театром, с удовольствием занималась в драмкружке. Однако отец не разделял ее увлечения, считая, что у дочери должна быть солидная профессия. И Зоя после окончания школы устраивается в Госстрах счетчицей. Ей всего 17 лет, и, отбыв положенные часы на ненавистной работе, она бегает на танцульки. На одной из вечеринок знакомится с военным Кириллом Прове. Вспыхивает первое чувство, но... Осенью 1927 года Прове внезапно арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. А следом за ним чекисты арестовывают и Федорову как пособницу иностранного шпиона.
   На первом же допросе Зоя показала: "В 1926-1927 годах я посещала вечера у человека по фамилии Кебрен, где танцевала фокстрот. У него я познакомилась с военнослужащим Прове Кириллом Федоровичем. Он играл там на рояле. Кирилл был у меня дома один раз, минут десять, не больше. О чем говорили, не помню, но, во всяком случае, не о деле. Никаких сведений он у меня не просил, и я ему их никогда не давала. О своих знакомых иностранцах он тоже никогда ничего не говорил. У Кебрен при мне иностранцев не было, и у меня знакомых иностранцев нет".
   Дело могло закончиться для молоденькой девушки очень и очень плачевно, но провидение ее до поры до времени хранило. 18 ноября 1927 года Генрих Ягода собственноручно начертал на ее деле: "Инкриминируемое гр. Федоровой З.А. обвинение следствием установить не удалось, а посему полагал бы дело по обвинению Федоровой З.А. следствием прекратить и сдать в архив". Удивительное по тем временам заключение. А может быть, дело вовсе не в провидении? Может быть, у ОГПУ на нее были какие-то виды? Как знать...
  
   "Букет на вашу могилу"
  
   В 1930 году Зоя, несмотря на недовольство отца, осуществила-таки свою мечту - поступила в училище при Театре Революции. Будучи студенткой, снялась в эпизодической роли в фильме С. Юткевича "Встречный". На премьеру пригласила всех своих родственников, не зная, что эпизод с ее участием при окончательном монтаже из картины вырезали. Первая попытка оказалась неудачной, но именно во время этих съемок она познакомилась с оператором Владимиром Рапопортом, который через два года стал ее мужем. Дебют же Федоровой в кино состоялся в 1933 году в музыкальном фильме И. Савченко "Гармонь". После этого фильмы с ее участием стали выходить на экраны страны один за другим. В 1936 году на экраны вышел фильм "Подруги" - трогательная история о трех девушках, добровольно ушедших сестрами милосердия на фронт в годы Гражданской войны. Фильм имел огромный успех и принес Федоровой всесоюзную известность.
   Все складывалось прекрасно, но наступил 1937 год. Отец Зои Алексеевны на правах человека, работавшего с Лениным, позволял себе порой нелестные отзывы в адрес некоторых руководителей партии. Финал закономерен: А. Федоров был арестован по статье 58 УК и приговорен к десяти годам лишения свободы. Обвинение в шпионаже в пользу Германии и Англии, в намерении убить членов правительства, 10 лет лагерей усиленного режима. Как это ни странно, арест отца практически не отразился на звездной карьере актрисы. Более того, она предприняла ряд попыток вызволить отца из тюрьмы. Даже напросилась на прием к Берии. И, о чудо, в конце лета 1941 года ее отца выпустили на свободу. Но на свободе А. Фёдоров не прожил и месяца. Он вернулся из лагеря избитым и тяжелобольным человеком, с ампутацией пальцев обеих рук в результате обморожения, и умер 22 сентября 1941-го года. А мать умерла еще в 1936 году.
   Очевидно, Лаврентий Павлович, симпатизировавший Федоровой, как, впрочем, и многим другим знаменитым актрисам того времени, рассчитывал на благодарность с ее стороны. Однажды он пригласил Зою Алексеевну в свой особняк на улице Качалова. Что произошло между ними, доподлинно неизвестно. По одной версии, Федорова жестоко оскорбила всесильного наркома. Когда он встретил ее в одной пижаме, она, взглянув на его обнаженную грудь, возмутилась: "Да что вы себе позволяете?! Вы, старая обезьяна!.." Услышав такое, Берия якобы приказал ей убираться, а когда она вышла на улицу, догнал ее и, вручив букет роз, мрачно произнес: "Это не букет. Это венок."
   По другой версии, Федорова не только ответила на ухаживания Берии, но и, будучи еще с 1927 года агентом ОГПУ-НКВД, получила от него разрешение обращаться в случае необходимости к нему лично. Об этом, кстати, свидетельствует единственное письмо, написанное Федоровой Берии. Впрочем, об этом чуть позже.
  
   За что я должна погибнуть?
  
   К 1946 году Зоя Федорова стала одной из самых популярных актрис советского кино. В ее активе роли в таких фильмах, как "Музыкальная история", "Шахтеры", "Фронтовые подруги", "Великий гражданин", "Свадьба" и во многих других. Она - дважды лауреат Сталинской премии, награждена орденом Трудового Красного Знамени... Но тучи уже сгущаются над ее головой. В январе 1945 года она знакомится с заместителем главы морской секции американской военной миссии Джексоном Тэйтом. (прим. - это практически руководитель агентуры военной разведки в Советском Союзе) Очень быстро знакомство перерастает в сильное чувство. С Рапопортом Федорова к тому времени уже развелась.
    []
  
   Придерживающиеся версии, что актриса была негласным агентом, считают, что ее специально ввели в круг американских дипломатов. Но тогда получается, что кураторы Федоровой не учли следующего: она была обыкновенной женщиной, которая не смогла устоять перед чарами американского офицера. Иначе как объяснить последовавшую вскоре после знакомства с Тэйтом беременность Федоровой? Дочь Виктория родилась 18 января 1946 года. Но отец об этом даже не узнал. Война закончилась, и американцы из наших союзников быстро превратились во врагов. В июле 1945 года актрису внезапно отправили на гастроли в Крым, и в это же время Тэйт получил распоряжение советских властей в течение ближайших сорока восьми часов покинуть пределы СССР. Когда Федорова вернулась в Москву, ее любимого там уже не было...
   27 декабря 1946 года Федорову арестовывают. Главные пункты обвинения выглядят зловеще. "Являлась инициатором создания антисоветской группы, вела враждебную агитацию, допускала злобные выпады против руководителей ВКП(б) и советского правительства, призывала своих сообщников к борьбе за свержение советской власти, высказывала личную готовность совершить террористический акт против главы советского государства. Поддерживала преступную связь с находившимися в Москве иностранными разведчиками, которым передавала извращенную информацию о положении в Советском Союзе. Замышляла совершить побег из СССР в Америку. Кроме того, незаконно хранила у себя оружие".
    []
  
    []
  
    []
  
   Приговор - 25 лет тюремного заключения
  
   Зоя Алексеевна обращается с письмом к своему давнему поклоннику. - "Многоуважаемый Лаврентий Павлович! Обращаюсь к Вам за помощью, спасите меня. Я не могу понять, за что меня так жестоко терзают. В январе месяце 1941 года, будучи несколько раз у Вас на приеме по личным вопросам, я хорошо запомнила Ваши слова. Вы разрешили мне обращаться к Вам за помощью в тяжелые минуты жизни. И вот тяжелые минуты для меня настали, даже более чем тяжелые, я бы сказала - смертельные. В глубоком отчаянии обращаюсь к Вам за помощью и справедливостью. 27.XII.46 года я была арестована... Я была крайне удивлена этим арестом, так как не знала за собой никаких преступлений. Правда, за последние шесть лет Министерство кинематографии постепенно затравливало меня. Последние два года я чувствовала себя в опале. Это озлобило меня, и я среди своих родственников и друзей критиковала нашу жизнь. Говоря о материальных трудностях, я допускала довольно резкие выражения, но все это происходило в стенах моей квартиры. Находясь в жизненном тупике, я всячески искала выход: обращалась с письмом лично к Иосифу Виссарионовичу Сталину, но ответа не получила; пыталась зайти к Вам, но меня не пустили Ваши сотрудники.. Инкриминированное мне преступление и весь ход следствия напоминают какую-то кровавую комедию, построенную следователями на нескольких неосторожно мною сказанных фразах, в результате чего на бумаге из меня сделали чудовище. Я пыталась возражать и спрашивала: "Зачем вы все преувеличиваете и сами за меня отвечаете?" А мне говорили, что если записывать мои ответы, то протоколы будут безграмотны. "Вы боитесь терминов", - говорили мне и вставляли в мои ответы термины - один другого ужаснее, один другого позорнее, делавшие из меня изверга и изменника Родины. Что дало повод так позорно заклеймить меня? Мое знакомство с иностранцами. Но знала ли я, что дружба, которая была у нас с ними в те годы, перейдет во вражду и что это знакомство будет истолковано как измена Родине?! Но этого мало, полет жестокой фантазии следователей на этом не остановился. Подаренный мне во время войны маленький дамский пистолет послужил поводом для обвинения меня в террористических намерениях. Против кого? Против власти? Против партии и правительства, ради которых, если Вы помните, я дала Вам согласие остаться в Москве на случай, если немцы захватят ее, чтобы помогать Вам вести с ними подпольную борьбу. Следователи говорили мне: "Не бойтесь, эти протоколы будут читать умные люди, которые все поймут правильно. Неужели вы не чувствуете, что вам хотят протянуть руку помощи? Вас надо было встряхнуть. Да и вообще, это дело вряд ли дойдет до суда". Я сходила с ума, решила покончить с собой и повесилась в одиночной камере Лефортовской тюрьмы, но умереть мне не дали... Потом я была отправлена в Темниковские лагеря - больная, полусумасшедшая. Но Особому совещанию показалось недостаточным столь суровое наказание, и через два месяца они решили добавить конфискацию имущества, отнять то, что было нажито в течение всей жизни честным трудом. Этим они наказали не меня, а моих маленьких детей, которых у меня на иждивении было четверо: самой маленькой, дочери, два года, а самому старшему, племяннику, десять лет. Я умоляю Вас, многоуважаемый Лаврентий Павлович, спасите меня! Я чувствую себя виноватой за легкомысленный характер и несдержанный язык. Я хорошо поняла свои ошибки и взываю к Вам как к родному отцу. Верните меня к жизни! Верните меня в Москву! За что же я должна погибнуть? Единственная надежда у меня на Ваше справедливое решение. 20.12.1947 г."
  
   Пора и отдохнуть
    []
  
   Зоя Фёдорова учит играть на рояле свою дочь Вику. Сама она, играла на рояле, и кроме того, ей давал уроки пения Сергей Лемешев. Они вместе снимались в фильме "Музыкальная история" (1940).
    []
  
   Обращение к Берии не помогло. Федорова сполна хлебнула тюремного лиха и на свободу вышла только в феврале 1955 года. Старшая её сестра Мария была сослана в Воркуту, где она через несколько лет умерла. А другая её сестра Александра со своими двумя детьми и маленькой дочерью Зои Федоровой - Викторией была сослана в Казахстан в 1947г. в пожизненную ссылку. Весной состоялась ее встреча с девятилетней дочерью Викторией, вернувшейся из петропавловской ссылки. Карьера Федоровой в кино возобновилась буквально через несколько месяцев после возвращения из тюрьмы. В 1955 году режиссер Надежда Кошеверова пригласила ее в свою новую картину "Медовый месяц". Фильм имел успех у зрителей, и о Федоровой вновь заговорили. В следующем 1956-м выходит два фильма с ее участием, в 1957-м - пять... В 1965 году ей присваивают звание "Заслуженная артистка РСФСР". Последний фильм, в котором сыграла замечательная актриса, - "Москва слезам не верит". После этого она сказала: "Все, ухожу на пенсию. Пора и отдохнуть".
   В сентябре 1973 года Федорова неожиданно получила письмо от Джексона Тэйта. Сам он приехать в Москву не мог, так как был уже слишком стар и болен, поэтому приглашал в гости Зою и дочь. Виктория уехала в США в 1975 году, а еще через два года получила разрешение посетить США и Зоя Алексеевна. Она могла бы, как и дочь, остаться в Америке, но почему-то этого не сделала - вернулась на родину.
   В июле 1978 года Д. Тэйт скончался от рака в возрасте 79 лет, но Федорова еще два раза после его смерти гостила у дочери и возвращалась в СССР.
    []
  
    []
  
   На снимке, Зоя Алексеевна с дочерью, зятем и внуком.
    []
  
    []
  
    []
  
   Виктория Фёдорова в роли Авдотьи Романовны, к/ф Льва Кулиджанова "Преступление и наказание" (1969).
    []
  
    []
  
    []
  
   Кто убил Зою Федорову?
  
   Ответа на этот вопрос нет до сих пор. Есть только ряд версий.
   Согласно одной из версий, к убийству Федоровой был причастен КГБ. Если исходить из того, что Федорова была агентом спецслужб, многое вроде сходится. Вспомним то, что нам уже известно. Когда Джексон Тэйт влюбился в Федорову, он невольно оказался втянут в шпионскую игру советской разведки. Однако далее произошло непредвиденное. Федорова тоже потеряла голову и ответила на чувства американца взаимностью. Оставить подобную вольность своего агента без последствий НКВД не мог и наказал обоих: Тэйт был выслан из СССР, а Федорова приговорена за шпионаж в пользу иностранного государства к 25 годам тюрьмы. Между тем, оказавшись на свободе, Федорова, видимо, так и не сумела избавиться от назойливого внимания КГБ. Особенно оно усилилось, когда ее взрослая дочь в 1975 году решила навсегда уехать в США к своему отцу. Викторию в конце концов из страны выпустили, однако ее мать осталась в СССР. Но далее произошло неожиданное. В апреле 1976 года Федоровой разрешили съездить в США для встречи с дочерью и своим бывшим возлюбленным. После смерти Тэйта Федоровой еще дважды разрешали выезжать в Америку для встреч с дочерью. В 1981 году Федорова вновь засобиралась в США, причем в этот раз она случайно проговорилась, что намерена остаться у дочери навсегда. Такой расклад мол в планы КГБ не входил, и к ней явился убийца. Только вот, ряд обстоятельств и способ убийства совсем не выглядит таким, чтоб его можно было отнести к происку спецслужб. Спецслужбы используют совсем другие методы, Фёдорову сбил бы автомобиль, которого впоследствии не найдут, или случился бы инсульт. И если она обладала какими-то госсекретами, то зачем ей дали выездную визу?..
   Немного правдоподобнее выглядит другая версия: Федорова входила в так называемую бриллиантовую мафию, костяк которой состоял из жен и детей высокопоставленных кремлевских деятелей и чиновников. Они занимались скупкой и перепродажей изделий из золота, антиквариата и произведений искусства. Федорова вошла в этот клан в начале 70-х и добилась в нем определенных высот. Во всяком случае, она довольно быстро сумела поменять свою двухкомнатную квартиру на набережной Тараса Шевченко на роскошную квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте, где ее ближайшими соседями стали семьи Брежнева, Андропова, Щелокова. Знающие люди утверждают, что Федорова обладала уникальной информацией о многих участниках бриллиантовых махинаций в СССР. Возможно, именно эта осведомленность и стоила Федоровой жизни. Когда ее не отпускали в США, она пошла ва-банк и попыталась шантажировать кого-то из высокопоставленных мафиози. И тогда было принято решение о ее ликвидации. Прим. - версия с бриллиантами, имеет некоторую основу. Ну собственно, то время, проведенное в заключении вместе с Лидией Руслановой, которая безумно любила драгоценности, оказало на Зою Федорову влияние. Да и вообще, за 9 лет жизни в лагерях, вольно-невольно а обрастаешь "криминальными" связями.
   Еще одна из многочисленных версий состояла в том, что киноактрису убили чтоб не возвращать долг. Мол, кто-то занял у неё немаленькую сумму. Зоя Фёдорова уже готовилась к отьезду в США, и поторапливала должника. Убийца под предлогом возврата долга, пришёл к ней домой, выстрелил в старушку, и тут же ушёл. Как говорится, нет человека - нет проблемы.
   По одной из версий, Федорова на протяжении многих лет была двойным агентом, то ли немецкой то ли американской разведки, и под конец жизни была раскрыта как агент. Но при попытке ареста Фёдоровой, наши разведчики потерпели провал, она успела принять яд и умерла. Было принято решение продолжить "игру" и заменить Фёдорову на "двойника", т.е. в последние недели в квартире Зои Фёдоровой жила другая женщина, внешне на неё похожая. Она вела уединённый образ жизни, и не шла на контакт. Резидент созванивался, приходил во двор и смотрел на окна 4-го этажа, увидев там бабульку в очках, резидент приходил на квартиру. Встреча была запланирована 14-го декабря. Но резидёнт пришёл раньше, в пятницу 11-го декабря. По каким-то признакам, агент иностранной разведки понял что перед ним не Зоя Фёдорова, и ликвидировал "двойника". Поскольку Фёдорова была известной актрисой и всенародной любимицей, этот факт решили скрыть. Редкие сторонники этой "неприглядной" версии указывают на зловещее совпадение, 11 декабря 1981 - Фёдорову застрелили из немецкого пистолета; 11 декабря 1941 - Германия и Италия обьявили войну США. После того, как война Германией была проиграна, Фёдорова мол перешла на сторону американцев, и встречалась с резидентом военной разведки США Джексоном Тэйтом. По словам версиологов, у Зои Фёдоровой были причины скрытно невзлюбить Советскую власть, поскольку её отца арестовали как "Врага народа" и гноили в тюрьме, плюс сама она отличалась некоторой склонностью к атрибутам роскоши. Указывают и на то что отец Зои Фёдоровой умер 22 сентября 1941-го года, а её брат Иван погиб на фронте той же осенью. Известно что у Фёдоровой был якобы роман с героем Советского Союза лётчиком Иваном Клещёвым, который работал в особом отделе по расследованию авиакатастроф. Однажды, когда Клещев вылетел на служебном самолёте, он был атакован вражеской авиацией, был сбит и разбился. Предполагают, что Фёдорова была причастна к гибели лётчика, мол передала секретные данные немецкой стороне. Следствие по делу Фёдоровой сперва велось милицией под надзором КГБ, убийцу так и не нашли, а дело потом передали в ведение КГБ. Сообщается что несмотря на возможность остаться с дочерью в США, Фёдорова тем не менее, вернулась в Советский Союз. Мол - выполняла тайные поручения американских спецслужб, собирала компромат на чиновников, деятелей искусства, - и передавала американцам. А те, имея на них компромат, могли уже заняться их вербовкой.
   А еще говорят, что если бы Зоя Алексеевна не "замолвила словечко" пред американцами, то фильм Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" (в котором она снималась), фильм этот, ни хрена бы "Оскара" не получил! Владимир Меньшов и команда создателей не приехали на церемонию вручения "Оскара". По словам самого Меньшова, в то время он был "невыездным" и попасть в Лос-Анджелес не мог в принципе. О том, что он получил премию Американской академии киноискусств и наук, Меньшов узнал из программы "Время". Причём новость прозвучала в эфире 1 апреля 1981-го года (церемония проходила 31 марта), и Владимир Меньшов счёл это за розыгрыш. Вместо него участвовал в торжественной церемонии и получал золотую статуэтку атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. "Оскар" стал полной неожиданностью для всех. Наши генералы в КГБ мол, долго не хотели верить что Зоя Фёдорова - американская шпионка, одна из лучших агентов, но "Оскар" всех в этом убедил.
   Хэллоу! Общежитие слушает.
    []
  
    []
  
   Другая версия заключалась в том, что у Фёдоровой якобы находились временно на хранении бриллианты, которые она как посредник, собиралась и должна была кому-то передать. Актрису убили, а Бриллианты украли.
   Среди клиенток Федоровой, которые покупали у нее бриллианты, назывались и первые дамы страны. Дочь Брежнева Галина и жена министра МВД Светлана Щелокова. Возможно, поэтому, когда следователи докопались до этой информации, дело забрали в КГБ.
   "Была версия, что она у кого-то что-то взяла, а деньги не вернула. А вторая версия - что это был человек, с которым она не расплатилась за оказанные услуги", - рассказывает Сергей Бутенин. Биограф Щелокова, Сергей Кредов, считает, что главный милиционер страны не мог быть замешан в этой истории. Не его уровень - расправляться со старыми артистками.
   "Это преступление, на которое были брошены большие силы, просто не смогли раскрыть. Оно попало в процент резонансных преступлений", - полагает Кредов. Однако то, как жестоко и безупречно была убита Зоя Федорова, до сих пор наводит исследователей и оперативников на мысль, что работал профессионал.
   "Я глубоко убежден, что Зоя Федорова не обладала никакими секретными данными, - говорит Вячеслав Панкин. - И другая версия кажется мне куда более вероятной". В последние годы Федорова много гастролировала по регионам. Выступала в райцентрах: в клубах вначале показывали нарезки с ее звездными ролями, а потом сама актриса отвечала на вопросы зрителей. "Это было во времена расцвета потребкооперации, - отмечает Вячеслав Кириллович. - В районах она скупала золотые изделия с бриллиантами, а потом переправляла их дочери в США. Несколько раз сама была в Штатах, привозила оттуда нейлоновые шубы. Как-то она даже со смехом призналась кому-то из друзей, что покупает их за три доллара, а продает за 500 рублей". То есть деньги у актрисы были. А поскольку она всерьез задумывалась о переезде в Америку к дочери, то хотела как-то обеспечить свое будущее там. Позже Виктория расскажет Вячеславу Панкину, что незадолго до своей гибели мать нашла способ переслать ей якобы очень дорогую картину. Она была уверена,что денег от продажи полотна известного художника хватит обеим. Но когда Виктория отнесла картину экспертам, оказалось, что это подделка...
   "По-видимому, Федорова требовала у обманувшего ее продавца вернуть деньги, - говорит Панкин. - Быть может, чем-то надавила. Или эти люди боялись разоблачения. Вот и убили ее. Политика замешана не была, только криминал. С этой версией была согласна и Виктория".
   Прим. - Вячеслав Панкин возглавлял УВД Курской области с 1972 по 1984 год. Тогда преступность в регионе была одной из самых низких в стране, а УВД по основным показателям занимало 1-2-е места в СССР. После Курска Панкин руководил УВД Горьковской области, был сыщиком номер 1 в СССР - начальником Главного управления угрозыска МВД, замминистра МВД РСФСР. Руководил представительством МВД СССР в Афганистане. Стоял у истоков создания налоговой полиции России, был 1-м заместителем начальника этой федеральной службы. Сейчас Вячеслав Панкин возглавляет Курское областное экологическое управление. Награжден 36 государственными наградами, в их числе ордена Красной Звезды, "За личное мужество" и Трудового Красного Знамени.
  
   Интересную версию выдвигает сценарист Эдуард Володарский, написавший книгу "Русская, или Преступление без наказания". Он считает, что Федорову убил ее зять, американский муж Виктории Фредерик Ричард Пойнт, летчик гражданской авиации из "Пан-Американ". "Викин американский муж - летчик, постоянно летал рейсом Москва - Нью-Йорк. Зарплата у него была небольшая. А после смерти Зои Алексеевны он неожиданно занялся крупным бизнесом. Не на федоровские ли бриллианты?" - пишет Володарский.
   Юлиан Семенов в 1989 году написал детективный роман "Тайна Кутузовского проспекта", в котором уже известный читателям по его предыдущим произведениям, например, "Петровка, 38", сыщик Костенко выходит на след убийцы актрисы. Первые главы романа были напечатаны в газете "Совершенно секретно".
   Следствие по делу Фёдоровой зашло в тупик. Дело через полгода передали в ведение КГБ, а еще через какое-то время закрыли и засекретили. Говорили что в прошлом Зои Фёдоровой полно тайн, и людей которые потенциально заинтересованы, чтоб эти тайны никто и никогда не узнал. Итак, дело передали в КГБ.. Вполне возможно, в КГБ не считали убийцами ни зятя ни последних установленных посетителей, поскольку зять в тот день находился в полёте, и у него имелось алиби, а визитёры посещали Фёдорову за несколько дней до убийства. Следовательно, убить её не могли. Круг сужался до троих человек, консьержка, племянник Юрий, подруга Маргарита.. Каждого из этих людей Фёдорова в принципе могла беспрепятственно впустить к себе в квартиру. Но ни у кого из них не было мотива. Предположить же, что все трое были в сговоре и участвовали в заговоре, казалось делом еще более невероятным.
   Коммент Владимир Меньшов: "Как раз вот, люди ей близкие говорили, что там какой-то затесался человек, она о ком-то там говорила, которого еще никто не видел, новый её знакомый появился в её окружении. Который вот.. На которого грешили."
   Коммент Виктор Мережко: "Уверяю вас, что это и не бриллианты. И тем более ни антиквариат. Никакой она не была, "крёстной мамой" преступного мира.. Бред это с моей точки зрения, полный бред. Это какая-то мистика."
    []
  
   Коммент Наталия Гаврилина: "Какие богатства.. Это вообще даже смешно. У неё кроме бижутерии, ничего не было. Она покупала всякие брошечки, колечки. И вся эта бижутерия была в коробочках. И все эти коробочки она хранила. А насчёт ценностей, ничего у неё не было, ценного."
   Коммент Анатолий Брусиловский (художник, антиквар): "Это могло быть совершенно случайное убийство, а могло быть подготовленное, очень тонко, сыгранное. Несомненно, что она открыла дверь сама. Несомненно, что это был ей человек хорошо знакомый. Несомненно, что она не испытывала никакой опасности в этот момент. Но кто это мог быть, и какие были причины, какие были мотивы этого убийства, - сказать невозможно. При этом самое интересное заключается в том, что причина, э-м-м, бриллианты, может быть искусственная. Может быть бриллианты, а может быть, - и нет.. Вполне возможно. Понимаете, бриллианты, это то что приходит первое на ум. На самом деле, кроме бриллиантов, могут быть любые другие вещи."
    []
  
   Из свидетельских показаний актрисы Марии Л.: "В своём деле она была Шаляпин. И вдруг - другая, тайная жизнь. Талант, обаяние, популярность - всё было. Зою Фёдорову в последний период жизни окружали люди не её круга, страшные люди. С ними она никого не знакомила."
   Коммент Екатерина Крупенникова (заслуженная артистка, ныне проживает в США): "Я знала хорошо Зою и Вику Фёдоровых с 1960-х годов, так как моя близкая подруга жила с Зоей на одной лестничной площадке через стенку с её квартирой на набережной Шевченко в Москве, - они тесно общались. Я часто бывала у Зои в её квартире с собакой эрдель-терьером и котом: она очень любила животных. Не раз гуляла с её собачкой.. Даже снялась с Зоей в одном малюсеньком эпизоде студенткой: покупала у неё мороженое, но названия фильма не помню.. Зоя была приветлива, общительна, гостеприимна и хлебосольна, и, что меня поражало, не гневила судьбу, никого не проклинала за свою сломанную жизнь, сохранив прекрасное чувство юмора, была добра и смешлива. А Вика доставляла маме много огорчений в отрочестве: начались проблемы и ранние романы, они постоянно ссорились: то Зоя прибегала жаловаться, то Вика от мамы пряталась у соседей.. Когда дурь взросления прошла, - Вика превратилась в очень милую и красивую девушку и любящую дочь. Они были очень привязаны друг к другу. Зоя очень любила Вику и переживала, когда Вика уехала в США, а Зоя в одиночестве осталась в Москве..
   Потом - такой трагический конец: страшное убийство Зои выстрелом в затылок в её квартире.. Убийство не было раскрыто, убийцу не нашли, а Вику органы даже не пустили в Москву из США, где она жила с мужем, на похороны матери: не дали визу в Россию.. Много слухов тогда по Москве ходило..
    []
  
    []
  
   Прим. - из архивных фото что мне удалось розыскать, видно что у актрисы действительно была собака, видимо на старой квартире, где она жила до 1973 года, на набережной Тараса Шевченко.
    []
  
    []
  
    []
  
   А вот что вспоминает Наталия Перминова: "В юности я работала на Ростовской студии кинохроники. И в 1975-м году к нам приезжала Зоя Фёдорова. На киностудии к съемкам готовились тщательно. Ведь приезжала легенда советского кинематографа (тогда её ещё называли - "передовая ударница советского экрана"). И в тот момент, когда Зоя Алексеевна находилась в Ростове на съемках, решалась судьба её дочери Виктории. Та оформляла документы для поездки к отцу в США. Я была свидетельницей их разговоров, в которых Виктория говорила о том, что переживала. В 1975 году, власти так просто еще никого не выпускали за кордон, поэтому строили всяческие препоны. Зоя Алексеевна, после окончания наших съемок, поддерживала со мной дружеские взаимоотношения. Я бывала в командировках в Москве.
   Актриса не раз приезжала в Ростов с программой "Товарищ кино". Поэтому, когда в декабре 1981 года я приехала в очередной раз в Москву, сразу позвонила ей. Долго не могла соединиться - то занято, а то, как будто телефонную трубку кто-то поднимал и молчал. И однажды я наобум, думая, что что-то произошло с аппаратом, прокричала: "Зоечка Алексеевна. Это я - ваша любимка Наташа, что из Ростова". И вдруг в ответ услышала ее возглас - холодный, безотносительный и безапелляционный: "Зачем вы сюда звоните?.." И тут же - короткие гудки. Я была удивлена, поражена и шокирована. Даже обиделась. А через несколько дней услышала - Зою Фёдорову убили в собственном доме."
  
   Коммент Эдуард Хруцкий: "Ну вот мне говорили, говорил человек, который занимал высокое положение. Говорил - мы выяснили кто это сделал. Но сделать с ним ничего не можем." (прим. - как любителю мистики, мне пришла в голову бредовая идея что в квартире нашли отпечатки пальцев.. покойника. Т.е. человека которого нет в живых, он умер. Потому и "сделать с ним ничего не могут")
   Из показаний знакомой Фёдоровой Натальи Гаврилиной: "Ей в последний год в почтовый ящик постоянно подбрасывали жуткие фотографии. Это были её фотографии с выколотым глазом. Она часто показывала их." (прим. - Фёдорову убили выстрелом в затылок. Пуля прошла через голову, выбив левый глаз. Как на тех страшных фото, что подбрасывали в почтовый ящик)
    []
  
    []
  
   И еще, мистика пугает.. Кутузовский проспект, назван в честь фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Думаю, многие знают что Кутузов поранил глаз на войне. В июле 1774 года Гаджи-Али-Бей высадился с десантом в Алуште, однако туркам пройти вглубь Крыма не позволили. 24 июля (4 августа) 1774 года трёхтысячный русский отряд выбил турецкий десант, укрепившийся в Алуште и у деревни Шума. Подполковник Кутузов, командовавший гренадерским батальоном Московского легиона, был тяжело ранен пулей, пробившей левый висок и вышедшей у правого глаза, который "искосило", но зрение сохранилось, вопреки расхожему мнению.
    []
  
   Убийца, которого никто не видел
  
   "А дело вот в чем: убийца вошел в соседний дом, поднялся на чердак, через него и попал в подьезд. Поэтому его никто не видел!" - такую версию выдвинули следователи в документальном фильме про Зою Федорову, которая была таинственно убита в собственной квартире 243 в доме номер 4/2 на Кутузовском проспекте. В тот день к ней никто не приходил - об этом свидетельствовала консьержка. Поэтому следователи и предположили, что убийца проник в дом через соседний корпус.
   Вообще, способов незаметно проникнуть в подьезд существует много. Почитайте Агату Кристи, Конан-Дойля, архивы сыскной полиции. Пораскиньте мозгами, наконец. Как проникнуть в дом, чтоб про тебя потом никто не вспомнил? .. Да несложно, на самом деле. В нужный подьезд, или в соседний подьезд, можно зайти вечером предыдущего дня, выждать время, и переночевать на чердаке, или в условленной квартире. Таким образом, при опросе свидетелей, все будут напрягать память, кого видели сегодня днём и кого утром, но никто естественно, не вспомнит про день вчерашний. Преступник мог применить театральный эффект, загримироваться под женщину, переодеться в женское платье. В этом случае, даже если кто-то видел старую женщину, искать бы стали совершенно не того, кого видели. Как думаете, нашли бы? Я вот думаю что нет. Тут впору вспомнить излюбленный приём Агаты Кристи. Убийцу, возможно, кто-то видел, но никто не подумал, что это - убийца. Конечно, он мог зайти в соседний подьезд. И представьте себе, как усложняется работа сыщиков, им нужно опросить всех жильцов, не только соседних подьездов, но и соседнего дома!
   С чего вдруг решили что Фёдорова хорошо знала убийцу, и сама впустила его? Разве опытный вор-домушник не мог проникнуть в её квартиру, и даже при том что дверь закрыта на два-три замка, это не представит для него особой сложности. Я практически убеждён что дочь Фёдоровой не знала имя преступника. Она, как и многие другие, могла о чём-то догадываться. Но догадка на то и догадка, что может быть ошибочной. Если знала, почему не сказала? Как мне кажется, всё это домыслы журналистов, для создания дополнительной интриги. Мол, дочь Фёдоровой что-то знает. А откуда, собственно, знает?..Виктория Фёдорова эмигрировала в США в 1975 году, и общалась с матерью лишь по телефону, и когда та приезжала в Америку, и она вообще не знала многих кто входил(вошёл) в круг общения актрисы в последний период её жизни. В блокноте Зои Фёдоровой было 2 тысячи (!) номеров телефонов.
   Вот что пишет журналист, историк разведки Борис Сопельняк в своей книге "Смерть в рассрочку":
   - Так что же тогда произошло? Кому помешала Зоя Алексеевна? И почему это преступление до сих не раскрыто? - спросил я у начальника следственного управления прокуратуры города Москвы В.П.Конина.
   - Как вы знаете, племянник обнаружил убитую вечером, но само убийство произошло днем. На месте преступления была обнаружена пуля и гильза от пистолета "Зауер". Следы борьбы отсутствовали. Замки на дверях целые. Из квартиры, судя по всему, ничего не похищено. Ни отпечатков пальцев, ни каких-либо других следов преступника или преступников тоже не обнаружено.
   - Значит, работали профессионалы?
   - Безусловно. Причем хорошо знакомые Зое Алексеевне. Судя по всему, она сама открыла кому-то дверь, спокойно уселась в кресло, а тот подошел к ней сзади и выстрелил в затылок.
   - Это все, что вы знаете?
   - Конечно, нет! Знаю я гораздо больше, нежели говорю вам. Но так как преступление не раскрыто, говорить о большем, в интересах следствия, я просто не имею права. А тогда... Я хорошо помню, что тогда была поднята на ноги вся милиция и прокуратура Москвы. Были отработаны многочисленные связи, знакомства и контакты Зои Алексеевны. На причастность к убийству мы проверили свыше четырех тысяч человек, в том числе более ста ранее судимых. К рассмотрению принимались самые разные версии - от убийства на бытовой почве до убийства по политическим мотивам. Но ни одна из этих версий не дала положительного результата, и преступление до сих пор не раскрыто. Следствие по делу приостановлено. Но это не значит, что мы о нем забыли: как только где-то что-то всплывет, как только появится хотя бы один новый факт, мы снова приступим к расследованию.
   Прим. - не факт, что она сама открыла дверь. Следователи восстанавливали тот день по крупицам, и оказалось что Зоя Фёдорова всё же выходила на прогулку. Разве не мог убийца проникнуть в квартиру в её отсутствие?.. Поскольку консьержка заявила что не видела чужих и посторонних, входящих с улицы, это мог быть.. - сосед, живущий в том же подьезде, этажом ниже, или этажом выше. Допустим, он воспользовался ключами, или отмычками, без заметных повреждений конструкции замка. Вошёл в квартиру, и спрятался.. А когда хозяйка вернулась, уселась в кресло и стала кому-то звонить, убийца тихо вышёл из своего укромного места, и выстрелил сзади. Конечно, спустя 30 с лишним лет будет непросто установить имена всех тех людей, кто в начале 80-х жил в этом подьезде. Но кто знает, может быть, на помощь придёт само величество Время.. Мудрые говорят, что непонятно и неясно сразу, начинает приобретать ясность с течением Времени. И вот я и подумал, может быть кто-то после этих событий поменял квартиру в этом доме, переехал в другое место. След, след..
  
   Таинственный Дом на Кутузовском
  
    []
  
    []
  
   Как ни странно, информацию об архитекторе этого дома найти очень сложно. В конце 1940-х жилая застройка здесь велась по проектам И. З. Вайнштейна, В. М. Муравьева, С. А. Ильинской, а в послевоенные годы и в 1950-е над проектами работали З. М. Розенфельд, А. В. Гурский, Д. Н. Чечулин. Так что, возможно, автором проекта дома 4/2 является кто-то из них. Во всяком случае, дом представляет собой образец "сталинской архитектуры", как и большинство зданий того периода. Сегодня люди, которые в те времена были детьми, вспоминают такие детали: "За домом 4/2 по Кутузовскому на набережной, возле заправки, стоит жёлтое строение. Вместо него на холме был, простите, общественный туалет". "Да-да-да, зимой этот присыпанный снежком общественный туалет превращался в горнолыжную трассу для школьников старших классов. А в доме 4/2 по Кутузовскому был невероятного размера книжный магазин, где был чудесный отдел с открытками! А еще там продавали лотерейные билетики по 25 копеек из барабана!" "Ходили мифы о сети бомбоубежищ между 4/2 и Украиной. Эх, ностальжи..."
   Построен этот кирпичный дом был в 1957 году по индивидуальному проекту в рамках реконструкции Кутузовского проспекта, который тогда назывался в народе "Можайкой". Реконструкция магистрали в 1957 году была приурочена к 40-летию Революции, что неудивительно. В доме 4/2 десять этажей, первый этаж - высокий, с окнами-витринами. Перекрытия железобетонные. Высота потолков, по разным данным, - от 2,9 до 3,5 метров. В доме 10 подъездов, рассчитанных на 487 квартир. Первое, что удивляет, когда исследуешь этот дом "на местности" - это отсутствие на нём мемориальных досок. Тогда как все соседние дома на Кутузовском такими досками буквально завешены. Скорее всего, решили никак не "маркировать" место преступления.
    []
  
   Еще один интересный факт об этом доме: в подъезде номер 8 расположены квартиры с 361 по 411, а в следующем подъезде номер 9 - уже с 414 по 464. Куда пропали еще две квартиры - загадка... Также количество квартир в каждом подъезде разное, но это может быть объяснено тем, что в доме две арки, за счет которых в отдельных подъездах квартир может быть меньше.
   Разведка на местности также показала, что современный сериал "Зоя" не снимался в этом дворе. Из фильма видно, что показан двор-колодец, с круглыми арками, тогда как у этого дома арки прямоугольные. Дом расположен "подковой", и при съемках могли попасть в кадр башни Москва-Сити или трубы пивного завода, который находится неподалеку.
   Подъезд, в котором жила Зоя Федорова - шестой. Ничем не примечательный. С полуоборванным объявлением о сдаче "двушки" за 50 тысяч рублей... Нумерация подъездов, кстати, тоже странная - она ведется справа, а не слева, "против часовой стрелки". Два последних подъезда имеют "парадные" входы - то есть, не со двора, а с улицы. Очевидно, потому, что здесь первые этажи не заняты магазинами.
    []
  
   В общем, с виду самый обычный дом. Только, если начать анализировать все эти детали, все-таки очень странный... Немудрено, что на Кутузовском до сих пор всю славу перетягивает на себя дом номер 26, потому что в нем жили советские генсеки (Андропов и Брежнев). Но и "наш" дом имеет свои неоспоримые плюсы. Например, из его окон открываются даже более выгодные виды, чем из "Украины": с последних этажей также можно наблюдать Москву-реку, Сити, Дом правительства и видеть саму знаменитую высотку.
  
   Свое имя Кутузовский проспект получил в 1957 году. Сформировался проспект из нескольких улиц - Новодорогомиловской, Кутузовской слободы и Можайского шоссе. Но еще до того, как проспект был назван проспектом и получил имя Кутузова, эта магистраль была обозначена на сталинском плане развития Москвы и с 1930-х годов начала застраиваться престижными начальническими домами. Здесь проходила правительственная трасса - дорога Сталина с Кунцевской дачи, на которой он почти постоянно жил, в Кремль, поэтому прилегающий к московским границам участок Можайского шоссе воспринимался отцом народов как ворота города, и выглядеть должен был соответственно.
    []
  
   В роскошных домах нового проспекта как правило проживала советская элита - академики, знатные конструкторы, крупные военные, народные артисты, министры, члены ЦК КПСС и даже два генеральных секретаря ЦК - Брежнев и Андропов.
   Строительство проспекта в 1935 году.
    []
  
   В отличие от проспекта Калинина (Нового Арбата), прорубленного позже, в 1960-х годах, в местах ценной исторической застройки, будущий Кутузовский проспект строился на окраинах с полудеревенским обликом. Не удивительно, что его воспринимали, как витрину социализма.
   Будущий проспект в 1939 году. Он уже приобрел знакомый нам облик.
    []
  
   Как ни странно, за фасадами новых домов, стоило их обойти, в глубине кварталов очень долго, практически до наших дней, существовали старые запущенные домики, мастерские и гаражи, довоенные студенческие общаги, страдавшие без ремонта, неопрятный рынок, производственные цеха пивзавода дореволюционной постройки, железнодорожные строения у полотна Киевской дороги.. Сейчас это хозяйство более-менее расчищено и приведено в порядок.
    []
  
   Во время войны эти места превратились в один из рубежей обороны. Но во второй половине 1940-х и в 1950-х годов строительство на будущем проспекте было продолжено.
    []
  
   Триумфальная арка в честь героев 1812 года появилась на Кутузовском относительно недавно - в 1960-х годах. Она похожа на историческую, но является всего лишь копией той арки, которая была построена в Москве у Тверской заставы (рядом с нынешним Белорусским вокзалом) по проекту отца московского ампира архитектора Осипа Бове. Напоминает об этом своим названием Садово-Триумфальная площадь, от которой открывался вид на арку..
    []
  
   Торжественное открытие новой Триумфальной арки на Кутузовском проспекте состоялось в 1968 году.
    []
  
   Прим. - меня интересовала архитектура и история этого дома, поскольку я допускал и предположил что здесь может быть скрыта какая-то тайна, связанная с убийством Зои Фёдоровой.. Кто знает, может быть в квартире находился - тайник! И кому-то надо было что-то оттуда взять. Но из-за осторожности и сверхбдительности новой хозяйки квартиры, убийца никак не мог туда проникнуть. Детектив "Золотая мина" с Олегом Далем смотрели?.. Отличный фильм. А-а-а-а!! А очаг нарисованного старого холста в каморке папы Карло, помните?.. В этом случае, мне могла помочь информация о том кто проживал в этой квартире прежде, чем туда переехала Зоя Алексеевна..
   Советский детектив "Золотая мина" (1977) в котором Олег Даль блестяще исполнил роль ловкого, опасного, умного и хитрого преступника. 3 апреля 1976 года из колонии строгого режима бежит особо опасный рецидивист Борис Брунов. А через полтора года, во вторник, 16 августа 1977, на шоссе под Ленинградом найден тяжело раненый молодой человек по фамилии Торчинский, который был сбит машиной. В тот же день в милицию обращаются архитектор Дроздовский и его жена с заявлением, что кто-то следит за их дачей.. Причём план дачи найден при сбитом машиной Торчинском. В процессе расследования работники милиции обнаруживают, что в деле замешан Борис Брунов, но сам он остаётся неуловимым. В поле зрения оперативников однажды попадает фотограф Николай Косов.. Но ведь Косов - это не Брунов. Что же связывает Брунова и Косова? В деле полно загадок, которые трудно обьяснить, и во всём этом предстоит разобраться сотрудникам милиции. Дача Дроздовских, как оказалось, прежде принадлежала отцу Брунова, и на этой даче имелся тайник, где спрятаны ценности и бриллианты.
    []
  
   Выскажу некоторые соображения:
   1. Федорова была убита выстрелом из немецкого трофейного пистолета. Убийца был уверен, что по этой ниточке ничего не найдут. Предположительно, пистолет передался ему по наследству, от родителей. След его терялся еще в годы войны. Пистолет - универсальное оружие, которое ничего не говорит о личности убийцы. Ну разве только то что он умеет им пользоваться. Застрелить может любой, и студент, и старик, и мужчина и женщина. В то время как другой способ убийства хоть что-то о нём скажет, хоть как-то характеризует. Чтоб отравить, надо разбираться в ядах. Чтоб оглушить, задушить, - надо обладать достаточной физической силой. И еще важный момент. Зоя Фёдорова убита в своей квартире. Зачем-то понадобилось убийце там присутствовать. Если уж кому-то так надо было расправиться с бабушкой, то куда проще это сделать в другой обстановке, на улице, типа ударили дубинкой, взяли кошелёк, бабушка скончалась.
   2. Размышляя над этим загадочным делом, я предположил что Фёдорову убил "телефонный мастер". Вернее, человек который им назвался. У преступника было несколько вариантов незаметного проникновения в подьезд: а) он мог спуститься с чердака, зайдя с крыши соседнего здания б) он мог войти в подьезд под видом сотрудника коммунальных служб, работник ЖЭК, сантехник, радиомонтёр, лифтёр.. Все этих людей видят, а вот внимания на них не обращают. И можно сразу и не вспомнить, кого ты видел в тот день.. Первым делом, убийца открыл щиток и отключил телефонные провода. Затем он позвонил в квартиру Зои Фёдоровой, и попросил впустить его, сославшись на неполадки и технические работы на линии. Фёдорова ждала важных телефонных звонков, неработающий телефон её явно не устраивал. Потому-то она и впустила "мастера", особых подозрений он не вызвал. Убийца немного "повозился" с техникой для вида, а затем сам же попросил хозяйку проверить аппарат и позвонить по телефону. Ни о чём не подозревающая женщина протянула руку к трубке, и в этот момент убийца выстрелил сзади..
    []
  
   3. Мотив.. Сыщики говорят - мотив, мотив и еще раз мотив. Ищи - кому выгодно. Ищи, ищи, носом землю рой. Но дело в том, что мотив не всегда очевиден. У убийцы был мотив убить артистку Зою Фёдорову..
   Убийство актрисы Зои Фёдоровой потому получилось таким резонансным, что оно было совершено на правительственной трассе, вблизи домов где проживали члены Политбюро и высокопоставленные советские чиновники, самыми известными из которых были Леонид Ильич Брежнев, Юрий Владимирович Андропов, министр МВД Николай Анисимович Щелоков и Михаил Андреевич Суслов. В этом элитном районе даже обычная банальная квартирная кража, и то большая редкость. В этих местах всегда была повышена вероятность наткнуться на "шпика", сотрудника милиции, законсперированного сотрудника КГБ и агента личной охраны председателя КГБ Андропова, в любую погоду и в любое время года. Кто же оказался настолько дерзким, наглым и смелым, что не побоялся совершить тяжкого преступления в этих местах, не побоялся огласки, не побоялся бросить вызов всей системе, всему советскому строю?.. Отдавал ли он себе отчёт в том что сыщики сделают всё возможное и невозможное чтоб раскрыть это дело, будут работать день и ночь напролёт, по 24 часа в сутки, или был настолько уверен в своей хитрости и изобретательности, "Они никого не найдут.."
   Продолжение следует..
  
  
  
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"