Марголиус Анатолий Пинхусович : другие произведения.

Эрнст Кренкель-советский немец-радист Љ1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    85 лет назад Кренкель установил абсолютный рекорд дальности радиосвязи на Земле - через 25 лет после первого применения радио. Кренкель участник 10 полярных экспедиций, в том числе самой известной зимовки на Северном полюсе, Герой Советского Союза Љ2. Я неоднократно общался с Кренкелем. В годы войны Кренкель организовывал перелёты самолётов из США по ленд-лизу.


   Эрнст Кренкель - самый советский немец - радист мира N1.
  
   85 лет тому назад 12 января 1930г радист советской арктической обсерваториии в бухте Тихой на Земле Франца Иосифа, имеющий позывной RPH, установил двухстороннюю связь с радистом американской антарктической экспедиции Р. Бэрда, зимовавшей на шельфовом леднике Росса. Это был абслютный рекорд дальней радиосвязи -- Арктика - Антарктика - 20000км, максимально возможное расстояние на Земле - и всего через 25 лет после первого применения радиосвязи. Рекорд установил радиолюбитель Эрнст Теодорович Кренкель. Забегая вперёд отмечу, что Кренкель за свою деятельность в полярных экспедициях получит Золотую Звезду N2 Героя Советского Союза , его именем назовут улицы в 11 городах и бухту в архипелаге Северная Земля.
   Кренкель родился в семье немцев, переселившихся в Россию во времена Екатерины. После рекордной радиосвязи его стали называть радистом N1. В советской прессе национальность Кренкеля как правило не упоминалась.
   Я несколько раз общался с Кренкелем в период своей активной радиолюбительской деятельности, но общение это, как всегда у коротковолновиков, происходило на большом расстоянии - порядка 800км - при помощи азбуки Морзе и радиолюбительского кода. Тематика общения коротковолновиков ограничена техническими вопросами, условиями прохождения радиоволн, географическими координатами и погодой .
   Коротковолновиком я стал в 1948г, когда пятеро учеников нашей школы обратились в Днепропетровский радиоклуб и в свободное время начали посещать курсы радистов. В течение нескольких месяцев мы изучили азбуку Морзе , основы радиотехники , получили навыки работы в эфире, сдали соответствующие экзамены и могли пользоваться коллективной радиостанцией Днепропетровского радиоклуба UB5KAD для связи с радиолюбителями всего мира. Затем я был оператором радиостанция UB5KAN, а после окончания института я уехал на работу в г.Липецк, собрал там радиостанцию и получил позывной UA3ML. В 1950 - 1980 годы в СССР коротковолновики как правило изготавливали аппаратуру для себя сами. Они хорошо знали электронику, старались использовать все новинки и могли гордиться самостоятельно изготовленными передатчиком и приёмником. В настоящее время большинство любителей используют фабричные устройства. Кренкель использовал аппаратуру, изготовленную с его участием в Ленинградской радиолаборатории. Необходимо отметить, что коротковолновик должен изготовить не только передатчик и приёмник, но и антенну: ведь антенна передатчика - это важнейший элемент, это не просто провод, подвешенный над землёй. Существует около десятка различных конструкций антенн. Для того, чтобы полностью использовать мощность передатчика, антенна должна иметь точно рассчитанные размеры.
   После установления рекорда авторитет Кренкеля, как полярного радиста, неимоверно вырос..Его приглашали практически во все полярные экспедиции. До этого Кренкель уже дважды ( в 1924 - 1925г и в 1927 - 1928г) зимовал на первой советской полярной обсерватории Маточкин Шар на Новой Земле.В 1927г, во время высадки второй экспедиции, после разгрузки парохода все ушли в дом ужинать, а шлюпку с радиоаппаратурой частично вытащили на берег. Начался прилив, шлюпку подняло волной и понесло в море. Кренкель это заметил и ,не раздумывая , бросился в ледяную воду, вплавь догнал шлюпку и подгрёб к берегу. Кренкель всегда был непримирим к лихачеству, но в данном случае он сознательно пошёл на большой риск.
   В 1929г Кренкель был радистом экспедиции на ледоколе "Георгий Седов" , . а затем год прослужил в армии, где параллельно с обычной службой в радиотелеграфном батальоне обучал азбуке Морзе Рудольфа Абеля, будущего советского разведчика.
   В 1931г Кренкель участвовал в высокоширотной экспедиции на дирижабле "Граф Цеппелин"
   В 1932г он был в экспедиции на пароходе "Алексей Сибиряков". Все, лично общавшиеся с Кренкелем единодушно отмечают главную черту его характера: целеустремлённость и упорство в достижении поставленной цели. И вместе с тем он был весёлым человеком, понимавшем шутки и розыгрыши и нередко сам их устривающий. Именно во время плавания на "Сибирякове" произошёл эпизод, о котором рассказал участник экспедиции художник Ф.П.Решетников. Однажды, прогуливаясь с Кренкелем по палубе, они увидели возле камбуза свиную голову, очевидно, вынесенную поваром. Кренкель тут же решил повеселится. Он быстро принёс из радиорубки длинную верёвку, привязал её к этой голове и начал спускать за борт до уровня иллюминаторов..Вдруг откуда.то раздались крики: это кричали пассажиры из каюты, в иллюминатор которой заглядывала свиная голова.
   В 1933 - 1934г -- . Кренкель, как талантлиый радист, сыграл выдающуюся роль в деле спасения экспедиции на пароходе "Челюскин". Условия для организации радиосвязи в лагере Шмидта, где находились все люди, спасшиеся после гибели парохода, были совсем неподходящими. Радиостанция находилась в палатке, где жил сам Кренкель, его помощник Иванов, Отто Юльевич Шмидт и ещё 3 человека. Днём, когда топилась печка, в палатке было тепло. Но ночью температура падала много ниже 0. В перчатках на телеграфном ключе не поработаешь.А Кренкель должен был работать почти круглосуточно. Из-за перепадов температуры радиоаппаратура сильно отсыревала. Необходимо было её разбирать, сушить и снова собирать.Правительство США предложило эвакуировать челюскинцев своими самолётами на Аляску, что была намного ближе, чем Хабаровск, но Сталин отказался. Он решил купить у американцев 2 самолёта, чтобы ими управляли советские лётчики.
   Два американских бортмеханика, сопровождавших закупленные в США самолёты, после спасения экспедиции были награждены орденами Ленина. Об участии американских бортмехаников в спасении челюскинцев в советской прессе долгое время не писали. Сообщение о спасении челюскинцев было напечатано на первых полосах мировой прессы. 7 лётчиков, участвовавших в спасении челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Популярность челюскинцев в СССР трудно себе представить. Женщины называли своих детей именами челюскинцев. Одна женщина дала своему новорожденному сыну имя ОЮШМИНАЛЬД, образованное из слов: Отто Юльевич Шмидт на льдине.
   Отмечая заслуги Кренкеля его любительскому передатчику присвоили позывной радиостанции парохода "Челюскин" -- RAEM. Этот нестандартный позывной был известен коротковолновикам всех стран. Радиолюбители считали удачей иметь связь с Кренкелем. Этим позывным Кренкель пользовался редко. Я лично имел QSO (радиосвязи) с Кренкелем в период 1956 - 1960гг, при этом Кренкель пользовался своим обычным позывным UA3AA. Я запомнил его очень чёткий телеграфный почерк, он работал красиво, с большой точностью выдерживал длительность телеграфных посылок и пауз между ними: длительность сигнала тире должна быть втрое больше длительности точки.
   В 1937г готовился трансполярный перелёт в Америку. Известный лётчик Леваневский приглашал Кренкеля принять участие в этом перелёте. Но Кренкель уже был включён в состав экспедиции на Северный полюс. Это спасло Кренкелю жизнь. 12 августа самолёт Н-209 с экипажем в составе Леваневского, Кастанаева, Левченко, Голковского, Годовикова и Побежимова вылетел в сторону полюса. Больше его никто не видел. Никаких следов не было найдено.
   В 1937- 1938г Кренкель принял участие в самой известной первой в мире зимовке на Северном Полюсе. Кандидатуры участников экспедиции были утверждены на засендании Политбюро ЦК КПСС после беседы со Сталиным. Подготовка к экспедиции длилась несколко месяцев. Была изготовлена палатка для полярных условий, пошита специальная одежда, изготовлена обувь, специальные пайки в железных запаяных банках, радиоаппаратура. Для подогрева пищи были предусмотрены примусы (газовых нагревателей тогда не было). Папанин лично выбирал конструкцию примуса и каждый экземпляр испытывал. База экспедиции размещалась на острове Рудольфа (800км от полюса), куда пароходами были завезены все грузы и весь персонал, обслуживающий экспедицию. На полюс зимовщиков с острова доставили по воздуху. Перед высадкой зимовщиков на полюс полетел самолёт, чтобы определить погоду и , самое главное, состояние льда в районе высадки.. Над самым полюсом лётчики сбросили сувениры: блокнот со своими автографами, три маленькие куколки трёх цветов - белую, жёлтую и чёрную, символизирующие расы человечества, а механик от себя лично сбросил бидон с машинным маслом для смазки земной оси (все лётчики были весёлыми, молодыми и любили пошутить). Разведывательные полёты продолжались несколько дней..Четвёрка папанинцев высадилась на полюс 6 июня 1937г. Папанин решил взять на полюс собаку, которую он выбрал из многих собак, живших на острове Рудольфа.
   .Впервые в мире 4 человека - Папанин, Ширшов, Фёдоров , Кренкель и пёс Весёлый - провели 9 месяцев на льдине, дрейфующей по Северному Ледовитому Океану. Единственной ниточкой, связывающей их со всем человечеством, была радиотелеграфная связь при помощи не очень мощного передатчика (80 ватт), который был в руках самого опытного в Советском Союзе коротковолновика Эрнста Кренкеля. Радиотелеграфная связь по сравнению с радиотелефонной обеспечивает при одинаковой мощности передатчика вдвое и втрое большую дальность связи. Кренкель при связях с коротковолновиками в это время использовал позывной UPOL - это был официальный позывной экспедиции. Необходимо сказать несколько слов о питании передатчика. Для зарядки аккумуляторов, от которых работала радиостанция, были предусмотрены три энергоагрегата: ветряк, генератор с бензиновым двигателем и генератор, который мог работать как от ручного, так и от педального привода--так называемый "солдат-мотор". Запасы бензина были очень ограничены. При отсутствии ветра все зимовщики несколько часов по очереди крутили педали солдат-мотора. Основной задачей зимовщиков были наблюдения за погодой, за скоростью и направлением ветра на разных высотах, гидрологические измерения, измерения вариации земного магнетизма, направления и скорости дрейфа льда. Эти данные Кренкель должен был передавать 4 раза в сутки. Кроме того, много материала нужно было передавать в газеты, много времени уходило на приём радиограмм с Большой земли и ответы на них. Кренкель также следил за прохождением радиоволн в арктических условиях и устанавливал связи с коротковолновиками из всех частей света. Каждую ночь Кренкель дежурил до 6 часов утра. Сколько времени он мог выкраивать на сон так никто и не знал. Кренкель обладал счастливой особенностью: он мог спать в любое время и в любом положении, мог сутки работать, а потом 20 часов спать. Быт у полярников был спартанский. Один раз в месяц они устраивали себе праздник: нагревали побольше воды и купались, брились и стриглись - при этом нужно учесть ограниченные запасы топлива.
   Из общения с коротковолновиками Кренкель узнал, какой популярностью вся четвёрка полярников пользовалась во всём мире. Радиолюбители охотились за Кренкелем, когда слышали в эфире позывной UPOL. В своих воспоминаниях Кренкель отмечает, что коротковолновики из США имели очень мощные передатчики и буквально забивали сигналы радиолюбителей из других стран, где мощность передатчиков была ограничена.
   В январе 1938г скорость дрейфа льда увеличилась, льдину быстро сносило в сторону Гренландии. Льдина раскалывалась. Скоро от ледяного поля остался осколок размером 200 х 300м. Требовалось срочно эвакуировать людей. Самолёт на такую маленькую льдину сесть не мог. Поэтому для спасения полярников были выделены 3 корабля.
   Деятельность четвёрки была отмечена правительственными наградами. Сразу после высадки на льдину Папанину было присвоено звание Героя Советского Союза, а Фёдоров, Ширшов и Кренкель были награждены орденами Ленина. После снятия полярников со льдины Фёдоров, Ширшов и Кренкель также стали Героями Союза. Вообще первыми получили звание Героя Советского Союза в 1934г семеро лётчиков, спасших пассажиров с затонувшего парохода "Челюскин" из так называемого лагеря Шмидта.. Но первые Герои Союза не получали дополнительно к званию Золотую Звезду, которая была учреждена только через 5 лет. В 1939г. Золотую Звезду N1 получил лётчик Ляпидевский, участник эвакуации челюскинцев. А Золотую Звезду N2 получил Кренкель. Кроме Золотой Звезды Кренкель имел 2 ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, 2 ордена Красной Звезды.
   Интересна судьба пса, зимовавшего на полюсе. После возвращения участников экспедиции на Большую землю Папанин подарил собаку Сталину. Пёс жил на даче Сталина. Однажды Сталин пригласил на дачу Папанина, а пёс его не узнал и облаял.
   В 1942 - 1945г Кренкель работал в Красноярске. Он обеспечивал связь на маршруте АЛСИБ - так называлась трасса, по которой переправляли в Сибирь самолёты из Аляски в соответствии с поставками по ленд-лизу. Один из лётчиков, перегонявших самолёты из США, Михаил Григорьевич Чернышов, сейчас жив. Михаил Григорьевич служил в третьем Новосибирском бомбардировочном полку.Он рассказал, что лётчики должны были пересечь Тихий океан и совершить посадку в Красноярске. Расстояние от аэродрома в США до Красноярска 9000км. В случае плохой погоды самолёты садились в Хабаровске с последующем перелётом в Красноярск. Ёмкости обычных баков горючего для такого перелёта не хватало. Самолёты были снабжены дополнительными подвесными баками. В Красноярске Кренкель организовывал связь с самолётами, которые перегоняли в СССР, и стабильную работу приводных радиостанций. Сигналы этих радиостанций обеспечивали работу радиополукомпасов, которые были установлены на американских самолётах. Благодаря этим приборам лётчики точно выдерживали курс. Небольшое отклонение от курса - и ограниченного запаса бензина могло не хватить.
   Последняя полярная экспедиция Эрнста Кренкеля была в 1968 - 1969 годах, когда ему было уже 66 лет. Он был начальником рейса научноисследовательского судна "Профессор Зубов". Это была экспедиция в Антарктиду на полярные станции "Мирный" и "Беллингсгаузен".
   В последние годы Кренкель много занимался общественной работой.Он был председателем Совета Центрального радиоклуба СССР, председателем федерации радиоспорта СССР. председателем общества филателистов.
   Когда Эрнста Теодоровича уже не стало, я узнал, что кроме радио у нас было ещё одно общее увлечение. Кренкель, как и я, интересовался своей родословной. В своей книге он пишет, что по отцовской линии он знал только, как звали деда. По материнской линии в семье имелась родословная фамилии Кестнер начиная с 1510 года, когда предок матери Кренкеля, Филипп Кестнер ткал полотно в городке Вальтерсхаузен в Тюрингии. В родословной больше 20 поколений. Родословную составил и прислал в Россию знакомый пастор после работы в немецких архивах.
   Скончался Эрнст Теодорович 8 декабря 1971г
   Именем Э.Т.Кренкеля названы: бухта в архипелаге Северная Земля, научноисследовательское судно,
   полярная обсерватория на острове Хейса в архипелаге Земля Франца Иосифа, Центральный рапдиоклуб СССР,
   техникум связи в Санкт-Петербурге, улицы в 11 городах: в Москве, Артёмовске, Екатеринбурге, Красном Ключе, Ижевске, Липецке, Рыбинске, Мариуполе, Одессе, Самарканде, Ярославле.
   С 1972г проводятся ежегодные открытые соревнования по радисвязи на КВ "Мемориал Э.Т.Кренкеля - RAEM."
   К 100летию Кренкеля выпущены почтовая марка и конверты.
  
   Анатолий Марголиус. Леверкузен
  
   0x01 graphic
  
   Э.Т. Кренкель ( в центре)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"