Александрова Марина Александровна : другие произведения.

Россия и цивилизация. Сумеем ли мы услышать послание тольтеков?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Россия и цивилизация. Сумеем ли мы услышать послание тольтеков?
  
  
   Об исторических судьбах России написано немало, но по-прежнему эта тема остается актуальной. Многих россиян беспокоит проблема низкого жизненного уровня, но наряду с этим, все больше наших соотечественников высказывают тревогу по поводу общего падения уровня культуры и нравственности в стране, деградации отдельных слоев населения, распространения криминальной культуры и моральной распущенности.
   Я не принадлежу к представителям духовенства, не являюсь религиозным проповедником, но тем не менее убеждена, что такая ситуация в первую очередь обусловлена утратой религиозных традиций и распространением атеизма. Подобные явления имеют место как в России, так и в Западных странах, но в силу того, что довелось пережить нашей стране в ХХ столетии, у нас они пустили наиболее глубокие корни.
   Цивилизации, которые забывают о Боге, о том, что необходимо жить по его заповедям, обречены на гибель и исчезновение (вспомним Древний Рим, Содом и Гоморру). Когда в стране не оказывается святых, которые могут спасти народ, цивилизация обречена и гибнет в результате природного катаклизма или военного нашествия.
   В современной России мы наблюдаем одновременно процессы развития и деградации . Несмотря на рост экономических показателей, нельзя, однако, утверждать, что на государственном, социальном и культурном уровнях идет процесс развития. Достаточно взглянуть на людей, их поведение, отношение друг к другу, послушать их речь, чтобы понять, что же происходит на самом деле. Средства массовой информации, несмотря на высокий уровень технической оснащенность, поражают примитивным содержанием своих материалов. Главные темы публикаций - секс и криминальные новости. Молодое поколение, воспитанное на подобных х идеях, оказывается дезориентированным, Среди многих слоев молодежи, особенно сельской, налицо нравственная деградация. Секс, деньги и насилие становятся для них главными ценностями. Будучи преподавателем высших учебных заведений на протяжении многих лет, могу утверждать, что к сожалению, студенты последних лет далеко уступает и по качеству своих знаний, и по своему интеллекту, и по нравственному уровню тем молодым людям, которые приходили учиться 15, 10, и даже 5 лет назад.
   В то же время в России есть отдельные люди, а также группы, которые развиваются, устремлены к свету, ведут духовные поиски. Они обеспокоены сложившейся ситуацией, растущей жестокостью, развращением молодежи, ростом преступности, распространением криминальной культуры. Отдельные выдающиеся личности, возможно, избраны свыше, чтобы спасти страну. Они понимают, что главная беда России - это не бедность, а духовное вырождение, корни которого лежат в утере связи с божественным. Возможно, они являются теми самыми святыми, которые призваны спасти страну от нравственного вырождения и гибели.
   Некоторые из них, несомненно, являются личностями мирового масштаба. Нередко они начинают свою деятельность как целители, а потом поднимаются до высоких уровней понимания и философского обобщения.
   Россия всегда отличалась наличием большего, чем во многих других странах, процента светлых голов, именно поэтому американцы, ведущие "скупку мозгов" во всем мире, имеют особое пристрастие к нашим ученым и специалистам. Проблема состоит в том, что из-за порочной государственной системы и общественных отношений эти люди не могут найти применения у себя дома, и вынуждены устремляться за рубеж, где становятся во всех отношениях выдающимися личностями, внося огромный вклад в процветание каких угодно стран, но только, увы, не России. Некоторым выдающимся личностям удается все же создавать свои предприятия, школы, чтобы распространять свои идеи внутри страны. Они обретают учеников, последователей, но в то же время нередко становятся объектом преследования со стороны официальных государственных институтов или религиозных учреждений.
   В современной России мы наблюдаем резкий переход от коллективизма к социальному эгоизму. Каждый преследует свои сугубо личные интересы, потворствует всем своим желаниям, не заботясь о том, что может причинить ущерб другим людям и окружающей среде. Наплевать на всех, лишь бы мне было хорошо! - вот девиз мн6огих наших соотечественников. Русское хамство и неуважение к человеку шокирует многих иностранцев, приехавших в нашу страну. Махровый эгоизм и разобщенность на всех уровнях подпитываются атеизмом, за многие десятилетия пустившим в нашей стране глубокие ядовитые корни. Если Бога нет, то все дозволено! - этот девиз Ивана Карамазова успешно претворяется в жизнь. Идеи индивидуализма, пришедшие с Запада, на российский почве, как всегда, дают извращенные плоды. Индивидуализм не вреден, если он сдерживается религиозными и гуманистическими традициями, которые имеют достаточно прочные корни на Западе. Поэтому в этих странах уважение к человеку, защита его прав являются незыблемыми принципами.
   Что же такое, собственно эгоизм?
   В работах известного философа и психолога ХХ века Э.Фромма делается различие между индивидуализмом и эгоизмом, хотя терминология автора несколько иная. Э.Фромм защищает принципы разумного эгоизма (по сути дела, индивидуализма), противопоставляя его эгоцентризму, с позиций гуманистического психоанализа. Дело здесь, естественно, не в терминах, а в принципиальных глубинных различиях. Эгоизм (или эгоцентризм) происходит от слова Эго, то есть Я, и означает исключительное потворство своим желанием, следование своим принципам и идеям в ущерб другим людям. При этом эгоист подчиняется не принципам истинного Я, то есть, своей глубинной сущности, которая является божественной частицей, а своему ложному Эго, своим неправильным принципам, ложным желаниям, противопоставляя себя как самому себе, так и окружающим людям. Индивидуалист же, или разумный эгоист, развивает свои индивидуальные качества, следует своим истинным желаниям, которые, однако, сдерживаются в определенной мере, чтобы не причинять ущерб окружающим. Индивидуалист не зависит от общественных условностей, он является самоактуализирующейся личностью (по терминологии А.Маслоу), он уникален, но в то же ощущает свое единство с окружающими людьми, ощущает себя частью вселенной и чувствует за нее ответственность. Он свободен, но не свободен от ответственности перед другими людьми и перед самими собой. Эгоист же одинок, он замыкается в рамках своего ложного Эго, противопоставляя себя всему миру. Все виноваты, а я прав. Все плохие, а я хороший.
   Ради осуществления своих желаний и целей эгоист готов на все (после меня хоть потоп!). Эгоизм, подкрепленный атеизмом (отрицанием существования Бога), рождает дьяволизм (противопоставление себя Богу).
   Уничтожение традиций православия (речь идет в данном случае не о религиозной конфессии, а об определенных свойствах русского характера), соборности, общинности, свойственных русскому характеру, нанесло огромный ущерб национальному менталитету. Русская нация в настоящее время духовно больна и вырождается. Коллективизм, который насаждался в годы социализма, был попросту лицемерием. После падения коммунистического режима маски оказались сброшенными, и все низменные черты, которые под нею скрывались, вышли наружу. Эпоха первоначального накопления капитала носила крайне уродливый характер, в первых рядах новоиспеченных капиталистов оказались не кто иной, как бывшие руководители партии и государства.
   И что мы видим сейчас? Современное российское общество не имеет цели, духовные ориентиры отсутствуют. В Росси нет национальной идеи. Куда мы идем, неизвестно. Старые традиции утрачены, старая мораль тоже. Две революции дезориентировали общество. Ценности западного общества, как у же говорилось, в условиях России вырождаются в нечто уродливое.
   Неопределенность социальных, духовных и нравственных перспектив России, растущие разобщенность и эгоизм, неуважение к человеку, проявляемое на всех уровнях, и как следствие - распространение криминальной культуры, распущенность вульгаризация, падение уровня культуры и нравственности, - именно эти обстоятельства вынуждают многих лучших представителей русской нации покидать страну. Уезжая за границу, они предпочитают селиться общинами, поддерживая контакты с другими представителями русской нации.
  
   Многие русские философы и писатели предсказывали России великое будущее. Несомненно, Россия является великой нацией. Ее лучшие представители оказывали и оказывают огромное влияние на культуру всего человеческого сообщества. Но вот что касается ситуации в самой России, она до сих пор остается нищим, сидящим на мешке с золотом. Это касается и природных, и интеллектуальных, и культурных ресурсов. Разбазаривание природных богатств и утечка за границу лучших интеллектуальных и духовных ресурсов остаются проблемой. Население страны сокращается. Экономические показатели понемногу улучшаются, но большая часть страны, прежде всего, пенсионеры, продолжают оставаться за чертой бедности. Когда-то известный французский просветитель Ж-Ж.Руссо высказал мысль, что в государствах, обладающих большой территорией, система управления всегда хромает. Но это не главное, потому в нашей современности что мы можем привести примеры, опровергающие этот факт. Идеальное государство, о котором писал Платон, создать трудно. Но если отсутствует духовный стержень (или идея, которая, по Платону, является первичной), говорить о перспективах существования государства не приходится. Поэтому весьма сомнительно, что Россия сможет стать великой страной, не только в экономическом, но и в культурно-нравственном отношении
   В то время в одном русские философы, безусловно, правы. Возможно, говоря о России как о великой нации, они подразумевали именно то, что здесь рождаются выдающиеся во всех отношениях представители рода человеческого, которые, несомненно, оказывают огромное влияние на всю человеческую цивилизацию в целом. Писатель Д.Андреев высказывает мысль, что русские уникальны по своей адаптивности, способности к ассимилиции и усваиванию традиций чужих культур. Но при этом они никогда не утрачивают своей национальной самобытности, которая как не странно, лучше всего проявляется именно тогда, когда они оказываются за границей. Выдающие люди уезжают за границу, потому что им плохо в собственной стране. Оказавшись за рубежом, они, как ни странно, укрепляют лучшие традиции национального менталитета. При этом, как уже упоминалось, они нередко оказываются далеко впереди местного населения по уровню образования, культуры, и, конечно же, своим способностям. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, приводимые не только самими русскими, живущими за границей, но и представителями местного населения, для которых русские оказываются непостижимыми "инопланетянами".
   Русские бизнесмены, перебравшиеся за границу, признаются, что там просто идеальные условия для бизнеса. Действительно, пройдя суровую школу российской действительности, набравшись опыта, они процветают. Местное население поражается работоспособности и талантливости русских
  
   Есть ли возможности улучшить нравственную ситуацию в самой стране?
   В последние десятилетия, после "книжного голода" эпохи социализма. появилось очень много разной литературы, как полезной, так и бесполезной и даже .вредной. к числу первых , несомненно, принадлежит одна из книг, изданная у нас у нас еще в конце прошлого тысячелетия, принадлежит перу мексиканского автора Виктора Санчеса. Идеи, изложенные в его книгах, перекликаются с содержанием работ Карлоса Кастанеды, хотя автор пришел к ним своим независимым путем. Долгое время живя среди мексиканских индейцев, В Санчес, будучи антропологом по специальности, многому у них научился. Он передал их послание современному человечеству, суть которого и изложил в своей книге "Тольтеки нового тысячелетия". Тольтеки - это таинственное племя, жившее на территории Мезоамерики в начале второго тысячелетия нашей эры. Согласно преданиям, они были избранным племенем, посланным свыше, чтобы передать остальным обитателям этого региона тайные знания. Выполнив свою миссию, они загадочным образом исчезли. Однако их учения стали духовным достоянием ряда индейских племен, которые бережно его хранят на протяжении многих столетий. Эти племена, проживающие в данное время на территории Мексики и Гватемалы, избегают контактов с современной цивилизацией, которые часто оказываются пагубными для представителей коренных народностей. Однако тем отдельным представителям белого населения, которым, как В.Санчесу и К.Кастанеде, удалось "просочиться в их отдельную реальность", уже никогда не суждено вернуться к тому образу жизни, который они вели прежде. Сама жизнь среди индейцев, хранящих наследие тольтеков, а также их духовные практики, оказали на В.Санчеса столь огромное влияние, что он счел своим долгом рассказать об этом человечеству, хотя, как он сам признается, никогда не думал, что ему доведется писать книги.
   Эти люди живут своей особой жизнью, которая происходит в непрерывном контакте с божественным началом. По нашим мерка они бедны, но при этом гораздо более счастливы и духовно богаты, чем люди, пользующиеся всеми благами цивилизации. В.Санчеса поразило их бережное отношение, любовь и уважение, которое они проявляют по отношению друг к другу, своим женам, своим детям и, конечно же, к природе. Ничего подобного автор не видел в нашей обычной жизни. Для этих людей божественное, которое является им в виде духов Священного Оленя и прочих, столь же реально, как и земное, при этом земное и божественное тесно переплетены в их жизни. Поэтому можно утверждать, что это действительно люди, живущие по божественным заповедям, хотя по научным меркам их следует отнести в разряд язычников. Будучи примитивным, с нашей точки зрения, безграмотным племенем, эти люди, тем не менее, являются для нас образцом истинной культуры и нравственности, и мы можем многому у них поучиться.
   Идеи эти представляют ценность и в другом плане. Так называемое окультуривание коренных народностей, производимое с благими намерениями приобщить их к достижениям современной цивилизации, оказывается для них пагубным. Вырванные из своей природно-культурной среды, эти люди деградируют, спиваются и вымирают. Об том подробно написал Л Н..Гумилев в своей книге "Этногенез и биосфера земли". В Мексике и других латиноамериканских странах подобная участь постигла многие индейские племена: то, чего не смогли сделать ружья конкистадоров, довершили спиртное и наркотики. В нашей стране подобные процессы мы можем наблюдать среди представителей коренных народов Сибири и Дальнего Востока.
  
   В чем же загадка России и в чем ее величие?
   Вспоминается фраза известного юмориста М. Задорнова о том, что "Россия - это страна, где воплощаются грешники". Здесь идеальные условия для отработки кармы. Вероятно, автор этой идеи недалек от истины. Грешники - это люди талантливые, но заблудившиеся. Пройдя суровую кузницу российской реальности, они очищаются от своих недостатков и уезжают за границу, где чувствуют больше свободы для проявления своих талантов и осуществления возможностей. Только вот что же будет с самой страной и с теми, кто в ней остается, остается пока неразрешимой загадкой. Смогут ли наши святые спасти страну? Сумеем ли мы услышать послание тольтеков?
  

М.Александрова

4.09.2007

  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"