Семейные истории, или Откровения за чашкой чая...?
1. Звуки тишины - Попутчица.
Рассказ, о котором нельзя сказать двумя словами.
Очень многоплановый рассказ. Жизненный и трагичный.
Трагичный пониманием Автора жизни оставшегося наедине с самим с собой человека.
Человека, у которого когда-то было всё: и жена, и дети - надежда на счастливую старость, и соседка - внимательная и добродушная. Было и какое-никакое подворье...
И вот ничего этого не стало. Остался только жизненный рефлекс, не подкреплённый окружающей действительностью.
Восхитительно умение Автора донести до Читателя колорит жизни ГГ. Жизни, которой уже нет, и никогда не будет.
2. Когда судьба даёт тебе пинка - Helga.
Рассказ, по своему, мудрый.
Однако мудрость эта не наработанная жизнью, а взятая извне. Как бы переданная по наследству.
Такую мудрость понимаешь, но не воспринимаешь. Всё время кажется, что она не твоя, а переданная тебе на временное пользование. Что её можно видоизменить, подогнать под обстоятельства.
А обстоятельства - сегодня одни, завтра другие... Вот и нарушилось равновесие в восприятии. И затрещало по швам то, что недавно виделось незыблемым.
Рассказ написан поистине мудрым Автором, но вот хватит ли мудрости у Читателя правильно его воспринять?
3. Нуволена-Нуволенто - Сиделка.
Конечно же, рассказ сыроват. Сыроват в восприятии маститых писателей, которые взялись бы его читать. Но всё написанное подкупает своей откровенностью замешанной на наивности.
Чувствуется, что Автору представилась возможность в письменном виде предаться воспоминаниям. И он ею воспользовался. Но воспользовался, ещё не до конца представляя, что всякое повествование подвластно, некоторому закону построения: начало > начинка > концовка. О существовании этих трёх составляющих рассказа Автору известно, но правильно воспользоваться ими, соединить в плавное течение, ему ещё затруднительно. Но это не беда. Было бы желание и всё придёт, всё образуется. Главное не переставать писать.
Мне так показалась симпатичной атмосфера, в которую Автор окунул свой рассказ: семь внуков, ураган за окном, чаепитие за столом.
Фабула рассказа подкупает знанием той, эмиграционной жизни в которую, иногда, окунаются те, кто хочет найти удачу.
А вот концовка несколько скомкана. Даже на фоне эмансипированного вопроса внучка Кирилла.
Хочется от всей души пожелать Автору скорейшей акклиматизации в литературной деятельности.
4. Последняя хризантема - Надежда.
Рассказ очень обнадёживающий.
Да, написан превосходно - здесь других слов не надо. Но фабула повествования...
Во времена не столь отдалённые, среди наших соотечественников, гуляла фраза:
- О гениальности некоторых людей, мы узнаём только в некрологах.
И вот свершилось Чудо! Это Чудо описано в этом рассказе. И Чудо это - Хризантема в кувшине с затхлой водой.
Ещё большее чудо произошло, если бы общество наше никогда не протухало, всегда было бы свежим, жизнедеятельным, дееспособным. Вы представляете, какой бы красивой была наша жизнь? Сколько цветов разных, всяких украсили её на радость всему Человечеству?
5. Замок из песка - Вера.
Превосходный рассказ.
Держит в напряжении, тревоге... И не знаешь за кого больше волноваться.
Житейская ситуация, которая с каждым может случится. И дело здесь не в том, что утерян ключ. А именно в безысходности положения, которая, порой, на нас наваливается лишая всяческой ориентации в пространстве и во времени. Как часто каждый из нас переживал такое,
Концовка рассказа, его финал, говорит всем нам, что если не в чудеса, но в хорошее надо верить всегда. Даже тогда, когда повсеместно, из окон частных квартир, несётся во всеуслышание:
- У каждого своя жизнь!
И, всё-таки, интересно, а чтобы делала несчастная мамаша, не встреться ей "интеллигентного вида старушка в аккуратной белой шляпке"? Наверное, переночевала бы на пляже.
6. Эра моего одиночества или Эклеры - Флегма.
Как-то я смотрел по TV очередное шоу.
Ну, певички голоСистые, мужики женоподобные и среди них Резник Илья Рахмиэлевич - поэт-песенник наш, на все времена приписанный. Так вот он заявил на весь Эфир, что "сбацать" стишок для песенки, любой, ему нужно пять минут. Не знаю, как вы, друзья мои, а я так поверил в его способности.
Главное здесь не влезать в глубину материи. "Пускай всем будет хорошо!" - как говорили Калугина с Новосельцевым.
Я почему вспомнил сейчас про тот эпизод? Потому, как прочитал рассказик про мужика-одиночку, который на даче, в зимнюю стужу, повстречал "свою половинку".
- Вот и хорошо! Вот и замечательно! - Всем хорошо и нам приятно. Только рассказ этот настолько прост и не замысловат, что, кажется, я бы таких рассказиков, под любой сюжет, в пять минут "набацаю".
А может мастерство в том и заключается, чтобы не напрягать своего читателя над житейскими проблемами? Их и по жизни - не приведи Господь. Можно взять и написать просто хороший рассказ. Такой, который я держу в своих руках.
Но для этого нужно совсем не много - Мастерство!
7. Подарок - Полячка.
Милый, симпатичный рассказ.
Сопереживаешь вместе с маленькой Маринкой и, вспоминая далёкие школьные годы, думаешь - до чего же ребятня может быть, по непониманию своему, жестокой. Пройдёт время и нам будет совестно за свои такие поступки.
Очень хороший рассказ.
Жаль, что его не прочитали родители Ани. Что-то получится из этого человечка.
Хочется верить, что девочка эта образумится.
8. Юля и Нерон - Джу Ли.
И вот я прочитал рассказ, который ввёл меня в длительные рассуждения.
Возможно, рассуждения эти и надуманные. Возможно, Автор и не хотел ставить перед Читателем всех тех проблем, которые он, вольно или невольно, осветил в своём рассказе. Но когда у тебя за плечами не полные семьдесят лет прожитой жизни... Когда в твоих руках рассказ так ярко описывает то, что происходило и с тобой именно в схожих обстоятельствах... Если б молодость знала!!!
Друзья, извините меня за нескромность, но не могу я промолчать, прочитав такой рассказ.
Ещё раз повторюсь, что, возможно, Автор ничего такого в свой рассказ и не вкладывал. Но...
Мне очень жаль Юлию. Жалко потому, что она, в то время, к которому относится повествование, ещё и представления не имеет о том, что ставит себя на край пропасти. Пропасти, которая называется - небытиё.
Юлия, это крепкая, умная (не путать с разумностью) девушка, у которой всё есть.
У неё есть университет, в котором она учится. И не за горами то время, когда она его закончит, став дипломированным специалистом.
Будет ли она работать по специальности? - навряд ли. Она будет карабкаться по 'косогору' спортивной славы, в надежде достичь победной вершины в спорте. И, даже достигнув, этой вершины - она не остановится. Все её устремления будут направлены на то, чтобы, как можно дольше, не отдать своего пьедестала. Однако навечно она за собой этот пьедестал не сохранит.
'Но время не унять и не сдержать.
Придут честолюбивые дублеры...'
Это закон спортивной жизни. И по всем правилам этого Закона, Юлия останется не удел. Примеров тому множество.
И что же Юлия?
Спортивная карьера закончилась. Как дипломированному специалисту ей необходимо всё начинать с нуля. Потому, как она и дня не отработала по специальности... Но, это ещё не небытиё. Небытиё наступит тогда, когда она осознает, что 'заваривать чай' ей, теперь, приходится для себя одной. Что рядом никого нет. Нет даже терпеливого Поэта, который помогал ей решать кроссворды. Который, как бы исподволь, добивался её любви. Которому было отказано.
Вот именно с этого момента и начинается небытиё Юлии.
В дальнейшем она успокоится и начнёт брезговать мужчинами, видя в них только вонь, нечисть и постоянную похоть. Юлия превращается в сформировавшуюся феминистку. И под 'светлым знаменем' этого жизненного течения, будет прозябать в своей квартирке, считая себя вполне счастливой.
Переходим ко второму участнику описываемой трагедии - к Поэту.
Милый, и куда же ты сунулся со своим интеллектом, дряблыми мышцами, и 'чугунной' задницей. Тебе ещё и тридцати нет, а ты наделал столько неверных ставок в своей жизни.
Первая твоя ошибка в том, что ты целиком и полностью посвятил себя поэзии.
Ты, что возомнил себя а-ля Пушкиным? - Нет сегодня поэтов, написательство которых достойно назвать профессией. А профессия у мужика должна быть. Мужик, в первую очередь, добытчик, а потом уже поэт, писатель, певец... И я ещё ни разу не слышал, чтобы, такие вот, поэты поднимали что-либо тяжелее шариковой ручки. Значит физически ты - амёба. И, с учётом всех твоих 'прелестей', ты носишь в себе страсть к женщине, которая физически во много раз сильнее тебя?
Мне тебя жаль. И твоё счастье, что она отказала тебе в близости. Ты себе и представить не можешь, чтобы он с тобой сделала, если бы увидала в тебе партнёра своим любовным утехам.
Давно это было. В далёком 1968-м году. Я тогда во флоте служил. И это не мешало мне заниматься штангой. Занятия эти были чисто любительские, но на меж дивизионных соревнованиях я участвовал. В общем, парень был не хилый. И вот на одних таких соревнованиях познакомился я с одной волейболисткой. У неё удар правой был... - тебе не устоять. Я, когда её 'на прочность' решил проверить, то летел метров пятнадцать. Но своего добился.
Так она меня за ночь так 'измочалила'... я и сегодня вспоминаю это с удивлением.
Отдохнув после очередного акта (назовём это так) она, незаметно для меня, как бы лаская, делала мне массаж, секреты которого знают только профессиональные спортсмены. Через полчаса я вновь был 'во всеоружии'. И так продолжалось столько раз, пока она (а не я) этого хотела.
Утром, без каких-то ни было эмоций, она меня просто выгнала из своей квартиры. Как я добрался до корабля - я не знаю. Чисто на автопилоте. А парнем, ещё раз говорю, я был не хилым. А что бы было с тобой, согласись Юлия лечь с тобой в постель? Да, ты бы сдох от её физических возможностей. Пловчиха, это тебе не девушка с дискотеки.
Есть женщины, которых, со всем основанием, можно назвать Чёрная Вампа.
Знаете про таких? Нет? - и Боже вас сохрани повстречаться с такими.
Так вот, наша Юлия, о которой повествуется в рассказе, именно из той породы. И то, что она не позволила себе совратить Поэта, делает её чрезвычайно порядочной женщиной. Она не прочь иметь его рядом, как собеседника, как нечто неодушевлённое в своей квартире. Но не больше.
И именно в благодарность за времяпровождение, она одарила своего визави самым дорогим, что у неё было - японским мечом. Это ли не делает её благородной. Вот если бы к её благородству ещё и мудрости житейской, то она бы была, по настоящему, счастливой женщиной. А так мне её жаль. Хотя я ей и восхищаюсь.
Вот такие размышлизмы, дорогой Читатель, навеял мне этот рассказ.
Но, вполне возможно, что ничего такого Автор и в мыслях не держал. Об этом говорит название рассказа.
А я бы назвал его: 'Милосердие Чёрной Вампы'.
9. Доченька - Зека.
Ещё один рассказ из жизненной прозы.
Прозы, как она есть - без прикрас.
Остаётся только удивляться женскому милосердию, описанному в рассказе и переходящем, как по наследству.
Мало быть самому, не задаваясь этой целью, благородным человеком. Нужно ещё уметь передать это благородство своему поколению. И благородство это не имеет права быть выборочным. Если оно есть, то оно для всех в равной мере. Именно в той мере, какую надо отдать для того, чтобы человек, принявший этот дар, почувствовал себя прощённым.
Автору это удалось. И удалось потому, что такой рассказ может написать только благородный человек.
10. Собака Павлова - Ав-ав.
Девчата, родные мои, ну, разве так можно?
Нет, я понимаю, что рассказ сей очень даже юморной. И написан славно Я только один 'ляп' сыскал - это слово 'оттарабанил'.
Есть два, очень похожих слова: оттаранил и оттарабанил. Они очень похожи, но носят совершенно разный смысл:
- Оттаранил - отнести куда-нибудь. Как правило, положить на место.
- Оттарабанил - быстро рассказал что-то. Сбивчиво и маловразумительно.
И я бы, как 'король' дворового фольклора, попросил впредь не путать эти два слова.
А так к рассказу у меня претензий нет. Славный рассказ. И написан 'клёво', и воспринимается легко.
Одно только 'НО' - с любовью не шутят(!) ни на каком её этапе.
Любовь - это жертвенность. И только тогда она называется взаимной, когда эта жертвенность обоюдна.
Я бы мог прочитать сейчас всем вам лекцию о любви человеческой. Но это займёт много времени, ни всем будет интересно и не для того мы здесь встретились. А так, после конкурса - всегда пожалуйста.
Приходите, потарабаним.
11. Горка - Рая.
Прочитав такой рассказ, вспоминаются слова Э.М.Ремарка:
- Бог проклял человека, дав ему память.
И так, и этак перелопачиваешь эти слова в голове и приходишь к выводу - не всегда прав классик. Во всяком случае, к этому рассказу воспоминание о нём, вряд ли уместны. Именно память о неосознанно неправильных поступках, заставляет нас не совершать их в будущем. Главное во время понять, что совершена неправильность. Понять, осознать и никогда в жизни не совершать подобного.
Мне думается, что Алёша, который пропустил через себя стыд за свешённое, никогда в жизни ничего подобного не повтори.
И в этом ценность рассказа.
12. Журавский и Чаплина - Журава.
Дорогой Автор, я нисколько не против участия Вашего рассказа в конкурсе. Рассказы всякие нужны, рассказы всякие важны.
Но сам я, при всей своей терпеливости, рассказ так и не дочитал. Не понравился он мне. Ни содержанием первой страницы, ни построением сюжета... А ещё совершенно не знанием Вами элементарных вещей. Простите меня за прямоту и откровенность.
Вот Вы пишите (первая страница рассказа):
-Раз в месяц, в вечер с пятницы на субботу... - Позвольте, вечер может быть только в пятницу, или в субботу. А с пятницы на субботу - это только ночь.
-Кран привычно течёт... - Потом, я догадался, что не течёт, а подтекает потому, что не исправен. Но даже если бы он был исправен, Вы, открывая вентиль, замечали за собой, что вода из крана поступает 'привычно' для Вас? По-моему никто из нас об этом даже не задумывается.
- Затем он растирает полноватое тело льняным махровым полотенцем... - Перелопатил массу источников и узнал, что махровое полотенце не может быть льняным априори.
-Скоблит седину на щеках ... электробритвой. - Мадам, пардонтес, - скоблить щёки при бритье можно только бритвой опасной, или безопасной. Причём скоблить до блеска. Именно этот эффект подразумевается, когда говорят про 'скоблит'. А электробритвой такого эффекта не получишь.
-...мужчина садится в лифт, ... - Вас здесь ничего не удивляет? Садятся на стул, за стол... Но в лифт только входят.
-...дверь, напоказ обшитую ядрёным дубом. - Не бывает такого дуба. Дуб может быть морёным, но это таких денег стоит, что о показушности говорить ни как не возможно. А ядрёным может быть вино (например).
-...узкие ступни облечены кремовыми носками на тонкой подошве. - Насколько мне известно, носки есть 'нижнее бельё' для обуви. И иметь подошву, даже тонкую, им не позволительно.
-На овальном 'ломоносовском' блюде... - Простите, вы имеете ввиду, что блюдо Ломоносовского фарфора? Так и надо было сказать. Ибо М.Ломоносов блюд не придумывал. А вот фарфор, не столь ценный, как китайский, но довольно качественный, это его трудами создано.
И это, дорогой Автор, только на первой странице.
Простите, но дальше я читать не стал. Однако повторюсь, что на конкурсе рассказы всякие нужны, рассказы всякие важны.
************************************
Вот и всё, дорогие мои девчата.
Закончил я обзор ваших рассказов заявленных на эту преноминацию.
Скажу следующее - рассказы замечательные. Не то, что мужики некоторые пишут не знаю зачем.
Ко всем, абсолютно, с огромной признательностью. Почитав ваши работы, и сам кое-что для себя почерпнул.
Пусть всегда вам сопутствует удача, благополучие, радость.
И, очень вас прошу, - постарайтесь быть счастливыми.
Ваш - Маркизова Лужа.
P.s.
Если кто не знает, то именно так называется восточная акватория Финского залива.