Маркова Ирина : другие произведения.

Редкостная дура

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    У каждого свой крест

  Он очнулся от легкого полузабытья с необъяснимым чувством, в котором переплетались слегка очерченные сонным сознанием чуть уловимые тени непонятного, бередящего нервы сладостного предчувствия чего - то необычного, мимолетного, что должно было случиться с ним непременно сегодня.
  
  Хотя ни случайные попутчики, пассажиры автобуса , похрапывающие в унисон, ни жена, сопевшая рядом в кресле, не разделяли его эмоционального напряжения. Едва слышный, размеренно тихий гул мотора автобуса убаюкивал не только людей, но и полотно дороги. Оно, полотно, под настойчивым натиском колес томно пружинило и стонало, сверкая в свете фар осыпающейся моросью, выпадающей то ли из облаков, то ли из тумана. Мелкие водяные капли вперемежку со снегом, бившиеся снаружи о корпус автобуса, все глубже утягивали в бездну сна людей.
  
  Забытье окутало всех и все...
  
  Он вновь прикрыл глаза, но ни сонная хмарь дождливой погоды, никакие другие случайные обстоятельства не могли прогнать горячку предвкушения.
  
  Он не был фанатом группового "организованного" туризма (эх, сейчас бы одному пешедралом в лес), а тем более по святым местам (православным человеком его нельзя было назвать - убежденный атеист в отличие от его жены, регулярно посещающей церковь и неукоснительно соблюдающей все церковные праздники).
  
  Тогда появляется вполне закономерный вопрос:
  
  - Зачем?
  
  Объяснение нашлось
  
  В России существуют испокон веков традиции, которые сплелись с русской культурой и обществом и вышли за пределы православия. Они являются частью культурного кода русского человека. Разве возможно понять Россию матушку, святорусскую землю, "вскормившую своим хлебом, вспоившую своими водами, выучившую великому русскому языку" свой народ, русских людей, если не погружаться в православие с его духовным ростом и в созидательную культуру трудничества православного монашества?
  
  - Посмотреть?! И не только?..
  
  В Верхотурье, духовную столицу Урала, он поехал исключительно с одной целью - посмотреть Уральский Иерусалим (здесь высочайшая в стране плотность святых мест и достопримечательностей на 1000 жителей).
  
  Просто побродить, разглядывая замысловатые архитектурные формы храмов.
  
  Манил своими тайнами старинный Верхотурский Троицкий собор начала XVIII столетия, единственный в Свердловской области памятник архитектуры, включенный в список мирового наследия ЮНЕСКО.
  Троицкий собор находится внутри знаменитого архитектурного комплекса, единственного на Урале, известного тем, что это самый маленький в России Кремль. Местные жители рассказывают, что в самую короткую летнюю ночь вместо крестов на пяти средних куполах-луковичках Троицкого собора, обращённых к городу, появляются лики мужчин, одно из них со шрамом. Предполагают, что это образы Ермака со своими верными соратниками. Ведь основание города совпало с походами Ермака и произошло это в 1598 году.
  Окунуться в атмосферу старины и древности помогал Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь с Крестовоздвиженским собором - третьим в России по величине после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. В монастыре мощи Симеона Верхотурского, излечившие в свое время Г. Распутина. По одной из легенд, Симеон Верхотурский - это спасшийся цесаревич Димитрий из Углича, последний из династии Рюриковичей. Возможно, именно поэтому Распутин считал, что представителям династии Романовых следовало поклониться мощам последнему Рюриковичу, но этого так и не произошло. Царская семья не нашла времени и кто знает, соверши они это паломничество, возможно, судьба России и династии Романовых была бы совсем другой?
  
  Напитаться лучезарностью и благостностью белостенного женского монастыря с синими куполами и серебристыми маковками и крестами.
  
  Насладиться и Познать - вот цель его путешествия!
  
  К этому путешествию он достойно подготовился - перерыв кучу проспектов и популярной литературы о таком знаковом историческом памятнике как Верхотурье!
  
  Наслаждайтесь Архитектурой!
  
  Архитектура дает более полное понимание истории развития страны. Храмы являются ярчайшими представителями определенного архитектурного стиля и эпохи.
  
  Познавайте! Образовывайтесь! Это наша История!
  
  Религия везде, и игнорировать ее не получится. Религия неразрывно связана с историей России, мировой историей!
  Остро чувствуешь историю в неприметной церквушке, до сей поры не изменившей свой внешний вид. Можно прикоснуться к советскому переосмыслению Бога, всматриваясь в древние фрагменты фресок с соскобленными ликами святых великомучеников - окно в прошлое...
  
  Испытывая лёгкое сердцебиение, его душа наполнялась необъяснимой радостью - это как раз было то, чего ему так не хватало в обыденной повседневности бытия!
  
  Шаг в неизвестность маячил за горизонтом - блеск ожидания пьянил голову...
  
  За окнами автобуса мелькали приземистые деревянные домики деревень и черные свечки берез на серых, грузных от влаги сугробах. Дождь прекратился внезапно.
  Небо, сбросив серую пелену, нависло над миром во всей своей пугающе синей бездонности, в которой роились солнечные блики желтого исполина, засветившегося слепящими лучами в глазах просыпающихся людей.
  
  Внезапно автобус сбавил ход, а пассажиры дружно выдохнули: "Ах!"
  
  На горизонте над верхушками деревьев, прорезая серо-голубое полотно неба, плыли золотые, синие купола, кресты и шпили колоколен, которые вызвали трепет даже у убежденных атеистов.
  
  Белобрысый день, светлый яркий прозрачный чистый, блестевший на солнце, отражал счастье благородного золота и непорочную небесную чистоту благословенной сини, купаясь в тихом, зарождающемся певуче серебристом колокольном перезвоне, который усиливался по мере приближения автобуса к Верхотурью.
  
  На фоне непрерывного звука колоколов, который лился подобно ручью, люди в автобусе вздрагивали, как отблески солнца в прозрачной струе воды. Наконец автобус остановился на площади у единственной в Верхотурье гостиницы. Звон колоколов повис в воздухе: он лился сверху, каким-то радостным, до сердца проникающим гулом - православные перекрестились. Неожиданно для себя перекрестился и он...
  
  Выйдя из автобуса, пассажиры сбившись в стайки, что - то оживленно обсуждали. Жена прибилась к кучке своих подружек. Стоя в одиночестве, сухощавый, стройный он курил сигарету и, прищурившись, незаметно наблюдал за туристами - некоторые из них заинтересовали своей непосредственной манерой держаться.
  
  Подъехал еще один автобус и встал вслед за первым. Путешественники, одни женщины, дружно высыпали на площадь. Она сразу бросилась в глаза - напоминала кого - то из знакомых. Толстушка в черном строгом платье, с белым ситцевым платом в руках, державшаяся особняком, притягивала людей - к ней подходили, завязывалась оживленная беседа. К его удивлению центром внимания была она.
  
  Почувствовав на себе изучающий взгляд, резко обернулась, скользнула по лицам тех немногих, кто стоял еще около автобусов, их глаза встретились - напряженное недоумение зеленых было ответом на демонстративно бесцеремонный взгляд карих. Он усмехнулся краем губ.
  
  - Ты тоже ее заметил, - громким шепотом на всю площадь затрещала в ухо жена. - Смотри - ка, собрали со всего района и наша здесь. На удивление редкостная дура, восторженная, курица.
  
  Разговоры вокруг них внезапно примолкли.
  
  В ответ она вся напряглась как пружина. Он ощущал физически ее усилие сохранить самообладание. Напряженные мышцы выпрямили чуть сутуловатую спину, обернувшись, обронила невидящий взгляд, доброжелательно улыбнувшись, поздоровалась и молча пошла к храму (куда-то энергию фрустрации, обманутых ожиданий, надо было девать).
  
  
  Не в силах произнести ни слова, в некотором обалдении он смотрел, как она прошла мимо них - ни поговорить, ни дотронуться, а только посмотреть...
  
  Жена вновь что - то щебетала насчет удивительного места "...сразу окунулись в волшебный мир деревянно - белокаменной старины и Благодати, которая разлита вокруг", а затем вместе с парой активистов отправилась в гостиницу в поисках экскурсовода.
  
  Справка. Понятийный аппарат.
  
  Курица
  
  Курица всегда была притчей в языцех, знаменуя собою уровень глупости, плавно переходящий в идиотизм. Женщину, раздражающую своим скудоумием и несообразительностью, всегда называют курицей. "Курица!" - брошенное в сторону женщины звучит уничижительно, оскорбительно и говорится специально, чтобы ее обидеть."Глупа как курица", "куриные мозги", "курья твоя голова" - вот самые распространенный эпитеты для человеческой глупости.(Юрков Владимир Владимирович Проза.ру)
  
  Дура
  
  ДУРА, ы, ж. 1. Женск. к дурак. 2. Бранное слово, то же, что дурак (как о женщине, так и о мужчине; презрит.).("Толковый словарь русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова)
  
  Загадки истории. Почему и каких женщин на Руси называли "дурами"
  
  Дурами на Руси могли звать почти любых женщин. Конечно же, это не истина в последней инстанции, но есть и такое мнение, что "баба" и "дура" - это, по смыслу, одно и то же самое. Дурами, как и сейчас, могли звать недалеких женщин, коих на Руси хватало. Наконец, так могли величать и некрасивых дам.
  
  Восторженная дура
  
  Восторженный, -ая, -ое, -жен, -женна, -женно. Склонный к восторгу, к экзальтации.(Толковый словарь русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова)
  
  Для восторженных дур характерно как раз сверхудачное сочетание - некоторого безразличия к политике и внезапно обостряющегося интереса к художественным продуктам от политики. Политика как искусство - это современная публичная политика, где все определяет конкуренция идеологий или так называемых "великих учений", которые конкурируют не только между собой, но и все вместе - с религиозным сознанием. Публичная политика стоит на трёх китах. Первый - это двухслойные проекты: для публики проект - витрина служит для прикрытия главного - подлинных, но тщательно скрытых интересов реальных авторов политики. Второй кит - это интриги. Для основных "игроков" эти интриги - интересы связаны по преимуществу с борьбой за власть и ресурсы, а для публики, для тех же избирателей или плебса - это интересы другого рода, которые издревле определялись формулой "хлеба и зрелищ". Третий кит - это провокации. В "хорошем смысле" слова, например, прощупать реакцию общества на те или иные реформы. Однако к провокациям относится и провокаторство, целью которого может быть и разрушение устоев государства и.т.д.
  
  Впрочем, уже неприлично много уделено внимания понятийному аппарату.Поставим точку.
  
  А он только подумал, что подобное определение: "На удивление редкостная дура, восторженная, курица" - не типично услышать из уст женщины, да впридачу его жены.
  
  Да и дурой, курицей, та, вторая, никогда не была, а тем паче восторженной.
  
  Сама придумать подобное жена не могла, очевидно, что повторила кем-то брошенные гневливые слова.
  
  Ему уже ничего не хотелось, на душе кошки скреблись.
  
  -Вот и получил удовольствие,- подумал он, усмехнувшись,- три в одном: и чувственное, и душевное и даже духовное.
  
  Жену не хотелось ни видеть, ни слышать, а придется делать вид, не будешь же устраивать разборки на людях.
  
  Послесловие междометием и цитатой
  
  Ох, женщины:"Ничто не обходится в жизни так дорого, как болезнь и глупость" (З. Фрейд)
  
  Она просто шла, куда несли ноги.
  
  В глазах - ни слезинки, на душе - холодное равнодушие - бездушная машина, которая прет вперед, не ведая преград и сомнений... Так порой она оценивала себя. В таком состоянии она находилась последние десять лет.
  
  Внутри будто что-то разорвалось зачерствело после развода с мужем. В первый день после развода над ее истерзанным домом треснул воздух, наполнившись беспросветно - надрывным и безутешным бабьим воем, изредка прерываемым едва слышными всхлипываниями. Голосила деревенская баба, боявшаяся одиночества, и которой была нужна любовь, опора. Но силой воли она подавила свой протяжный бабий вой, испугавший ее детей. Дети стали смыслом ее жизни. Отныне вся ее жизнь - это во имя и ради детей! Боль не ушла, но затаилась на десятилетия вперед...
  
  Казалось, что предательство убило не только ее любовь, но и самою ее - жизнь.
  Ее отношения с миром и людьми стали предельно простыми. Отчаяние твердило: никто ничего тебе не должен. Бунтующее сердце сопротивлялось, но проигрывало холодному рассудку.
  
  Зачем она приехала сюда, православная атеистка, не признающая религиозную обрядность?
  
  Только ли потому, что районное начальство дало "отмашку"? Могла отказаться - никто не неволил.
  
  Нет, здесь было другое - чувство ожидания встречи с Непостижимым...
  
  "И чувство ожидания и смягчения сердечного перед Непостижимым не падало, а возвышалось" (И.Бунин)
  
  Очнулась перед старинными дверьми храма Божьего. Накинув плат на голову, вошла, остановилась у порога.
  
  Храм был небольшой, старинный, намоленный - под сводами царила тишина.
  
  - Что ж ты храма Божьего пугаешься, проходи, - прозвучал ниоткуда женский глас.
  
  Пожилая женщина, облаченная в монашеское одеяние, вышла навстречу. Взгляд её серых глаз был добрым и внимательным.
  
  - Не печалься, разве может существовать печаль и память жизненных невзгод там, где слышна музыка Божьего слова. Молись, Божия Матерь услышит!
  
  Совершенно ясно, что внушило ей доверие не монашеское одеяние, а доброе слово и прекрасные лики святых, в очах которых неяркое свечение лампад оттеняло чистоту и святость души и сердца.
  
  Почему она подошла к этой иконе Божией Матери, а, может быть, само Провидение привело ее?
  
  - Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! - слова лились сами, гулко вибрировали в ушах.- Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
  
  Она не просила, а вопрошала...
  
  "У каждого - свой крест и каждому во спасение - только его крест?" (святитель Феофан Затворник)
  
  Она тихо отошла в сторону от иконы, чтобы не мешать прихожанам, встала рядом с Ней, иконой, в тени. Мысли лились сами по себе...
  
  Крест, который ты должна взять и следовать за Христом, не заурядная тягость бытия, не крест трудностей жизни, а крест твоей веры в Христа, а значит веры в любовь. Не ропщи на судьбу, а преодолевай?!.
  
  "Отвержение себя - это тайна любви. Любовь - это тайна. Настоящая любовь - это самопожертвование: другой для тебя важнее, чем ты сама. И тогда-то и начинаешь по-настоящему быть. Без любви тебя нет в этом мире, ты замкнута на себе, ты потребитель. Без любви нет человека, нет семьи, нет Церкви, нет страны. Любовь - это жизнь, без любви ее нет, жизнь не имеет никакого смысла".(Иерей Николай Булгаков, настоятель храма Иконы Божией Матери Державная)
  
  Не может быть целью православного человека только благоприобретение. Радости, удовольствия, комфорт - это не ценности жизни, они ничего не создают, а только потребляют. Не стремись к "своему кусочку счастья" любой ценой, не ропщи на человеческую "справедливость" - трудись! Вместе со своей Душой крепни, светлей - живи, ты русская женщина!
  
  "Русский народ - один из тех немногих народов, которые любят сущность христианства, крест, - писал французский историк Леруа-Волье, - он не разучился ценить страдание; он воспринимает его положительную силу, чувствует действенность искупления и умеет вкушать его терпкую сладость".
  
  Извечный выбор между добром и злом - это по сути и есть крест человечества и ее крест!
  
  "Двери" открылись сами собой - теплота умиротворения наполнила ее.
  
  - Так всегда случается в жизни, - подумала она, - именно тогда, когда не ждешь, появляется надежда, словно цветок на краю пропасти: дотянешься - обретешь покой, не дотянешься - рухнешь...
  
  Под сводами Божьего храма царила тишина. Озадачилась: зачем она пришла в этот Храм? Познать себя или рассеять свои печали и жизненные невзгоды? Познать!
  
  - Матушка, я слышала о Чудотворной иконе Божией Матери "Умиление" - укажите мне ее.
  
  - А ты только что обращалась с Богородице с молитвой и помыслами...
  
  На чудотворном образе глаза у Божией Матери полузакрыты, кажется, что она вот-вот откроет их.
  
  В народе говорят, что если человек молится перед этой иконой от всего сердца, то взгляд Богородицы перед ним озаряется, ее глаза как бы открываются молящемуся.
  
  Перед женской иконой "Невесто неневестная" просила заступничества мать, и Богородица озарила своими очами ее душу.
  
  Ее уже искали. Но отчитывать за безрассудное поведение не решились: что - то в ее облике изменилось - светилась радостью...
  
  - Редкостная дура, - пришли на ум слова жены, когда он увидел, как она торопливо возвращается со счастливым выражением лица. Захотелось унизить ее, сказать какую - нибудь пошлость, скабрезность.
  
  Но пришли долгожданные экскурсоводы и погружение в старину и благостность, буквально звенящую в воздухе, началось...
  
  Как хорошо, что именно весною,
  Когда едва зазеленеет лист,
  Тогда к Высокому - Земному Из городов стремится атеист?..
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"