Люди в нашей жизни делятся не только на тех, кто присутствует в ней постоянно и тех, с кем мы перекидываемся несколькими словами мимолётно, случайно, встретив всего один раз в жизни, но и распределяются по степени значимости.
Главные люди - это те, от кого мы чего-то ХОТИМ, поэтому их отношение к нам для нас очень важно, нас постоянно волнует, и мы вовлечены в анализ, исследование их собственной личности, пытаемся понять и смоделировать их желания и намерения. От их отношения к нам мы сильно зависим, поэтому они у нас как бы в центре сознания, ЦС-е, и - в ДОМИНАНТЕ, то есть наше сознание создаёт огромные "сгустки" размышлений и раздумий об этих людях.
Это большей частью те, кого мы любим, в общении с кем очень сильно заинтересованы, но, например, в их число не входят наши родители: они нам даны этой жизнью, мы "подвергаемся" общению с ними, "претерпеваем" эту данную нам обстоятельствами реальность, не пытаясь ничего здесь ни создать, ни построить. (А вот дети - это совсем другое дело!)
Если вспомнить слова героини "Фантазий Фарятьева" (младшей сестры Любы), эти люди постоянно "в фокусе" нашего внимания*.
Постоянные люди - это те, среди кого мы живём и с кем постоянно взаимодействуем, из общения с которыми большей частью складывается наша жизнь и наше ежедневное мироощущение.
Но даже если это наши друзья или соседи (ну, например, по комнате в общежитии - все ли представляют, что это такое?), коллеги и в том числе начальство, члены ещё каких-то сообществ, которым мы принадлежим, они в наших мыслях если и попадают в "центр сознания", то лишь время от времени, а обдумываются нами очень фрагментарно, эпизодически, ПУНКТИРНО, и я называю это Периферией сознания (ПС).
Короче говоря, это означает, что эти люди в нашем сознании находятся В РЕЦЕССИВЕ.
Конечно, у нас бывают "сгустки" мыслей и о них, но они не являются какой-то постоянной, непрерывной линией, нашими неотступными интересом и заботой. О них в нашем сознании практически ничего не "накапливается" и не суммируется, мы просто "отбиваемся" от этих людей, не пытаясь составить для себя полную картину их личности или хотя бы их отношения лично к нам. Рецессив на то и рецессив...
("А часто ли видел ты близких своих? Всего только несколько раз. Когда твой досуг был спокоен и тих и пристален взгляд твоих глаз", - писал когда-то С. Маршак. Общение здесь мы не выбрали, а ему подвергаемся, отсюда и "подневольность", вынужденность наших раздумий об этих людях, оно как бы запаздывает, идёт позади обстоятельств, и никогда не стремится сработать на опережение, заглянуть и спрогнозировать (смоделировать) что-то вперёд: на будущее, на перспективу. Что-то построить по заранее обдуманному, ЖЕЛАЕМОМУ нам плану.
Желаемое - это вообще особая область наших раздумий, и в нашем сознании тесно перемешано то, что мы осмысляем из данного нам реальностью с тем, что мы хотели бы в своей жизни создать. Во втором случае мы постоянно подгоняем, понукаем свою мысль и воображение (чувственные, реалистичные образы [я называю эту область нашего сознания ЦЧ], доводя их иногда до полного изнеможения. Когда насилуем их, требуя показать то, чего нам пока не видно).
И есть, условно, третья группа людей, с которыми мы взаимодействуем мимолётно - в магазинах, медучреждениях, в общественном транспорте, на каких-то мероприятиях, "на улице". Или на постоянной основе, или вообще встретив этих людей один-единственный раз в жизни.
И здесь, в третьем случае, так же, как и в первых двух, в общении с людьми проявляется, каковы мы сами. Насколько глубоко, объёмно, мы способны видеть других людей, на какую глубину "заглядывать" в них, понимая их нынешнее состояние и вообще их самих как отдельных, цельных, живущих своей собственной жизнью личностей.
(Помню, однажды в очереди к сотруднику МТС какая-то девица очень резко и грубо высказала мне какую-то претензию, и я уже собрался поставить её на место и срезать, как подобает в таких случаях, но потом услышал, как она со слезами в голосе звонит своему любимому, сообщая, что она вот-вот получит распечатку его телефонных разговоров, и такое во всём этом сквозило горе, такой надрыв, что я прикусил язык. У неё, похоже, рушилась и разлеталась в клочья вся её жизнь - какое уж тут "срезать"!)
Но и это ещё не все люди, с которыми мы взаимодействуем.
Есть огромный пласт людей, которые сильно влияют на нашу жизнь, но которые сами ничего о нас не знают. Здесь воздействие на нас протекает в полностью одностороннем виде.
Ну а мы настолько плохо осознаём их значение для нас, что большей частью не способны понять, какое место в нашей жизни им на деле принадлежит.
Это люди, которые в ту или иную эпоху "знают все". Кто активно воздействует на сознание и умонастроение современников, формируют ту событийную или духовную канву бытия того или иного поколения, которые присутствуют в наших умах постоянно, хотя и незримо, неуловимо. Они настолько "рассеяны", размазаны по нашему сознанию, что практически им (сознанием) неуловимы.
Это "декорация", общий фон нашего бытия, нечто неотрывное от каждого из нас, но "поймать" которое нам в нашей повседневной жизни труднее всего. Это периферия нашего сознания, ПС - в квадрате. Чтобы не сказать - в кубе.
Ну вот, например, недавно страна отмечала 95й день рождения Александры Пахмутовой. Станет ли кто-либо отрицать, что для людей советской эпохи (да и нынешней, наверное, как бы ни пытались сегодняшние деятели её из сознания людей изгнать) это человек, с чьим творчеством они прожили всю свою жизнь. И чьи песни являются очень значительной "линией" нашего духовного, ментального бытия?
Но "поймать", осознать эту линию в нашем сознании любому человеку невероятно трудно. Вот почему я, например, когда обзавёлся Интернетом, стал записывать среди наиболее значимых новостей в льющемся из него информационном потоке (впрочем, какой же это "поток"? Это очень структурное инфообразование, в нём фиксируются все изменения нашей жизни - во всех абсолютно сферах и областях), новости об уходе из жизни знаменитых актёров или певцов (писателей в этом мартирологе не оказалось. Их, таких, просто в наше время нет).
Я назвал эти тетрадки "Спрут" - это потому, что хотя бы так пытаюсь более-менее "зафиксиркйовать эпоху" (что непостижимым образом удалось Леониду Парфёнову в его "Намедни"), в которую все мы когда-то дышали и жили. Чтобы хотя бы пост фактум попытаться поймать то, что наполняло нашу жизнь т о г д а - неотступно и непрерывно. И чтобы когда-нибудь на досуге попытаться ввести эти неуловимые линии, "ряды" в картину нашего тогдашнего бытия, в моё собственное "пространство прозы".
("Принц Энгиенский", "графиня Апраксина", генерал Багратион, Кутузов, Бонапарт, граф Кирилл Безухов (проклятье, я чуть не написал "Безруков"!) - один из столпов Екатерининской эпохи, и таковой же "прусский король", старый князь Николай Болконский, - вот кого "знали все", всё "общество" России 1805 года, как его описывал Лев Толстой в "Войне и мире". И это я привёл ещё по памяти, навскидку, не задаваясь целью подробно вспомнить и перечислить всех.
Вот поэтому проза Толстого г о р и з о н т а л ь н а, даёт широту охвата тогдашней жизни России, от ключевых, эпохальных событий до едва уловимых, замеченных только гением автора, мелочей.
Это то, о чём я писал в заметке "Искусство, заложенное в нём...", где утверждал, что искусство, как правило, подаёт жизнь острее и ярче, чем видят те, кто просто живёт в её, этой жизни, потоке... Но одновременно и утверждая, что вот показать жизнь п о л н е е её самой почти никому не удаётся.
"Энциклопедией русской жизни" называют обычно роман Пушкина "Евгений Онегин" (не потому ли бесполезно что-то искать в его "сюжете", когда надо смотреть совсем на другое?), но кто назвал-то? Белинский.
Но ведь тогда ещё не было "Войны и мира"! Которые Лев Толстой написал, вероятно, уже "на плечах" этого пушкинского романа, глубоко и полно переосмыслив его опыт).
Вывод о типах общения я собирался сейчас записать в свои записные книжки. Как подвид КОЛИЧЕСТВА РЯДОВ нашей жизни и нашего сознания. Но ужаснулся: в этих бумагах у меня и без того методологических схем и принципов написано за многие годы столько, что невпроворот и найти главное можно будет (когда за это возьмусь) только с огромным трудом. А словарный запас мой на этой стезе уже исчерпан, и придумать новое слово, чтобы из тысяч файлов найти сразу это, главное и основополагающее, уже просто невозможно.
Поэтому решил зафиксировать эти важные вещи в заметке публичной.
Да и как знать, может, кому-то они и окажутся полезны?
* Очень многозначительное слово. Героиня этой пьесы, которой нравится Фарятьев, влюблённый в её старшую сестру, хочет обратить на себя его внимание, и когда узнаёт от него, что он близорук и почти не разглядел её, пересаживается в другое место, спрашивая: "А теперь я в фокусе?"