Мартиросов Сергей : другие произведения.

Гены и воспитание (эффект Маугли)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.20*7  Ваша оценка:

  Гены и воспитание (эффект Маугли)
  
  В последние десятилетия опубликовано огромное количество книг по проблеме, которая по-английски записывается в виде игры слов "Nature and Nurture", что означает "Природа и воспитание". Речь идет о наследуемых и приобретенных признаках человека. Сначала о генах. Мы все анатомически, физиологически и поведенчески чрезвычайно похожи друг на друга, но отличаемся от обезьян. Однако что-то нам подсказывает, что люди, нации и народы за гранью биологической схожести совершенно разные. Это разное целиком связано с историческим развитием данного сообщества людей и базируется на воспитании. Вклад генов и влияние социума (сноска 1) в формирование личности сложным образом переплетены друг с другом. Рассмотрим этот вопрос более внимательно.
  ***
  Назовем эффектом Маугли влияние окружающей социальной среды на формирование фенотипа или, иными словами, назовем эффектом Маугли влияние индивидуального опыта на раскрытие генетического потенциала личности. Сравним роль генотипа и воздействие воспитания на человека.
  Маугли, выросшей в волчьей стае, не только не мог бы стать, ну скажем, специалистом по электронике, но не в состоянии был просто научиться человеческой речи. Маугли был человеком, но старался бегать на четвереньках, выть, кусаться и охотиться вместе с другими волками, как тому его обучили в волчьей стае. Вот до какого парадокса может дойти влияние "социального" окружения на генетический потенциал отдельной личности. Ясно, что хвост у Маугли не вырос, шерсть на теле не стала волчьей, на четвереньках он бегал только в раннем детстве, да и мозг, естественно, был у него не волчий. Генетически предопределенные физические признаки невозможно изменить с помощью окружающей среды. И все же будучи анатомически и физиологически нормальным человеком, он был не в состоянии исполнять социальные функции человека. Его поведенческие признаки, предопределенные генотипом была настолько видоизменены воспитанием в волчьей стаи, что по своему поведению и механизмам приспособления он вел себя как волк, а не человек. Генотип определяет лишь наследственную потенцию, но не конкретное выражение поведенческих норм. Первое, на что приходится обратить внимание и что не связано с геномом человека, является поведенческая адаптация. Для человека жизнь в обществе начинается с освоения речи и языка. Так он начинает приспосабливаться в обществе, поначалу копируя взрослых.
  В период, когда формируется нервная система и происходит интенсивное запоминание поведенческих характеристик, включая язык как форму общения и получения информации, Маугли оказался изолированным от человеческого общества, которое формирует поведенческий базис, на котором уже формируется свобода выбора профессии и вообще поиск путей адаптации в обществе. Не удивительным было бы, если бы был сделан микроаналитический анализ и было бы найдено, что имеются существенные различия в нервных сетях между Маугли и его нормальными сверстниками. Таким образом, не исключено, что имелись морфологические и физиологические отклонения, которые не были видны при поверхностном анализе анатомии и физиологии.
  Социальное воспитание начинается со дня рождения. О хорошем социальном окружении для спонтанного воспитания даже говорят: "здесь стены учат". Уже до 5 лет ребенок получает значительную информацию об окружающей среде, и у него формируются рефлексы и стереотипы, которые остаются на всю жизнь. Дети стараются походить на взрослых. Если сформировался определенный тип поведения или иначе сформировался замкнутый стереотип в нервной системе, то его, видимо, очень трудно перестроить. Каждый знает, как тяжело отказаться от привычек, которые приобретены в течение длительного интервала времени. Если же многие нервные сети в головном мозге формируются только в раннем возрасте, то перестроить их уже невозможно, ибо это уже анатомический результат воспитания и влияния окружающей среды. Что касается динамического стереотипа, который может быть довольно быстро сформирован при повторении какой-либо поведенческой характеристики, то здесь одна и та же группа генов может быть эксплицирована совершенно по-разному.
  Этолог Д. Мак-Фарленд отмечает, что связь между проектом (генотипом) и построенным на его основе человеком носит эпигенетический характер, т. е. каждая стадия развития создает основу для следующей стадии и контролируется, может быть, другим набором генов, а не предопределяет новую стадию: "гены могут влиять на процессы развития разными путями, но на эти же процессы влияют средовые факторы" (сноска 3).
  "Вопрос о том, что важнее в формировании физических черт человека и его личности - природа или воспитание, генотип или окружающая среда, - попросту ошибочен и может ввести в заблуждение, генотип и окружающая среда важны в равной степени, и то и другое необходимо . . . Вопрос о роли генотипа и окружающей среды в развитии человека следует поставить так: до какой степени различия, наблюдаемые между людьми, определяются различиями их генотипов и различиями условий, в которых люди рождаются, растут и воспитываются?" - так писал замечательный эволюционист Т. Добжанский (сноска 4). Я прошу читателей обратить внимание на слово "рождаются". Влияние среды на генетический потенциал начинается со дня рождения, а может быть, уже в утробе матери (сноска 5).
   В среднем, человек стремится быть похожим на свое окружение с поправками на свои генетические возможности. Даже гениальная личность формируется только в соответствующем окружении. Нельзя требовать от людей того, чему их не обучали. Но и невозможно требовать от человека того, что не предопределено его генетической картой, его генотипом. Человек, лишенный математических способностей не станет математиком, так же как человек с необыкновенными математическими способностями не станет математиком, если не получит должного образования.
  Генетический потенциал человека не может быть проявлен вне определенного социального окружения. Например, допустим, женщина с замечательными математическими способностями родилась в стране или в семье, культивирующих предельный религиозный фундаментализм, когда женщина не имеет никаких прав не только на самовыражение, но даже на элементарное образование. В результате такой архаичной дискриминации, половина населения страны (т. е. женщины) не участвует в социальной жизни. Это и есть эффект Маугли. Генный потециал не эксплицирован в фенотипе, генетическая потенция не реализована.
  Если допустить, что все народы имеют одинаковый генетический потенциал, то роль социума в развитии этого потенциала становится критичной. Генофонд начинает проявлять себя только на фоне определенного социального уровня. Поэтому интеллектуальная миграция в сторону технологически развитых стран неизбежна и полезна, так как генофонд человечества находит в этих странах среду для самовыражения.
  При раздаче анкет в России и в США используются совершенно разные критерии для добровольного самоопределения этнической принадлежности. В США спрашивают у человека его расу. В России устанавливают более узкий этноареал - национальность. Говорится, что это нужно для статистических исследований (сноска 6). На самом деле оба вопроса несут в себе отпечаток этнического предрассудка о генетическом различии между группами людей.
  Но давайте зададимся вопросом: а есть ли генетические различия между расами и нациями? Во времена Дарвина на этот вопрос давался положительный ответ, основанный на некоторых анатомических различиях во внешности, наблюдаемых между людьми, нациями и расами. Анатомические различия сравнивались с социальными и технологическими достижениями данной расы или национальности и затем экстраполировались на умственные генетические различия. Такой подход не научен, так как множественность критериев всегда вносит путаницу в соотношение причины и следствия. Несовершенство такой точки зрения кроется в отсутствии анализа влияния географии и социума на фенотип, и в замене этих факторов генетической причиной, которая не исследована, а экстраполирована на основании совершенно других анатомических признаков и исторических достижений. Была аксиома: все зависит от наследственности. Сейчас мы понимаем, что наследственность - это лишь часть фенотипического выражения генофонда. Другая его часть таится в географии и социуме. К какой расе или нации нам отнести Маугли, который жил как волк, а имел анатомию и физиологию "арийца"? Кастовость в обществе доходила до мракобесия, когда выставлялось на обозрение только воспитание. Например, когда офицерами в армии могли быть только аристократы. Порой даже трудно понять до какой глупости доводили общество люди, призванные управлять страной. Никогда не надо забывать: управляют страной не самые умные и образованные люди, а достаточно агрессивные и честолюбивые.
  ***
  Еще раз сформулируем вопрос: есть ли принципиальные различия между расами и нациями по главному механизму приспособления человека, по генетической одаренности? Сомнительно, чтобы был четкий научный ответ на этот вопрос по следующим причинам: а) мы не в состоянии отделить влияние генетики от влияния среды на фенотип; б) у нас нет оснований считать, что нации и расы, отстающие в технологическом отношении, не внесут существенный вклад в развитие цивилизации в будущем, так как у нас нет никаких оснований считать их "генетически отсталыми"; в) все мы люди, следовательно, скрещиваясь, мы создаем определенный генетическую матрицу народа, его генофонд. И если даже есть различия в генофонде наций, то в будущем они исчезнут так же, как исчезнут нации; г) дети, привезенные в раннем возрасте из отстающих стран, оказываются полностью пригодными для жизни в высокотехнологическом обществе и многие другие возражения.
  Главной причиной в отставании многих стран является не генетический потенциал, а социальная структура страны, у которой есть исторические корни. И если мы хотим ответить на вопрос, что важней в эволюции нации генофонд или культура, то нам следует, прежде всего, понять, как образуется культурная дивергенция народов, почему одни народы опережают другие в своем политическом и технологическом развитии?
  Попробуем выделить причины, по которым происходит неравномерное развитие этносов и которые могут влиять на будущую историческую судьбу народа.
  1. На ранней стадии формирования нации была низкая частота доминантных групп генов, ответственных за высокую одаренность.
  2. Природные ресурсы, климат и ландшафт не стимулировали трудовую деятельность и, соответственно, отбор людей с высокой одаренностью.
  3. На уровне кланов уже существовали ограничения на творческую свободу личности, что привело к искаженному формированию социума. Всегда остается выбор в кланах: ум или сила? Сила наиболее простой и быстрый путь улучшения благосостояния, но она и способствует часто будущему отставанию нации, если не сочетается с уровнем технологии и производства.
  5. Однако, главная причина заключается во взаимоотношении честолюбцев и мыслителей. Честолюбцы захватывают власть, и от них зависит направление развития общества. Неправильно выбранный путь в самом начале может оказаться зародышем дальнейшего отставания от других народов. Петр 1 пытался исправить жестокими методами именно это навязанное народу отставание от общеевропейского технологического развития.
  6. Геноцид является страшной силой в подавлении изобретательности и даже в полном исчезновении народа. Так уничтожался потенциал народа при военной экспансии.
  Имеется много факторов, влияющих на эксплицирование одаренности. Мне кажется, что глобализация мира и интеграция усилий всех этносов в выживании человечества постепенно ликвидируют проблему неравномерного развития народов.
  
  Социальная ниша
  
  Определим место человека на социальной лестнице, наиболее соответствующее его одаренности, термином социальная ниша. Тем самым, я хочу сразу же отделить понятия социум (или социальная среда) от понятия "социальная ниша". Общество состоит из многих слоев и подслоев, отделенных друг от друга условными барьерами навыков и предрассудков. Социум подразумевает все культурные слои общества, все общественные и религиозные институты, тогда как социальная ниша относится к очень узкому слою профессиональных навыков. В Древней Индии общество подразделялось на четыре касты и еще париев, которые были вне каст. Я не хочу на этом останавливаться, но замечу, что общество везде и всегда делилось на четыре касты: 1. хранители знаний; 2. государственные деятели; 3. деятели промышленности, торговли и финансов; 4. трудовой народ. Ясно, что люди без определенных занятий, готовые выполнять любую работу, оказывались вне каст, становясь париями. Такова структура социума, который по мере развития общества в сторону высоких технологий и сужения профессиональных навыков продолжает подразделять касты на огромное количество подслоев, которые и являются социальными нишами. В современном мире выбор касты принадлежит человеку, а не предрассудкам. Человек становится промышленником, ученым или рабочим во многом в зависимости от собственного выбора. По крайней мере, таким правом он обладает.
  А. Выбор жизненного пути. Многие живые существа не в состоянии выжить даже при небольшом изменении географических условий, настолько остро стоит для них проблема экологической ниши. Есть и другие, которые в состоянии приспособиться ко многим географическим условиям на земле. Однако это не означает, что при всех условиях они одинаково репродуктивны и имеют одинаковую выживаемость. Например, ряд животных в идеальных пищевых и климатических условиях зоопарка не дают потомства, настолько строго очерчен их круг врожденных инстинктов.
  Я отмечал в своей книге (сноска 1), что особенность человека в противоположность другим живым существам заключается в том, что человек не ищет подходящую экологическую нишу, он сам ее создает, что позволяет ему жить даже в условиях космического пространства. Совокупный творческий труд всех людей сделал нас исключением из биологического мира. Мы практически не знаем, что такое экологическая ниша, если не считать того, что нам нужен кислород и умеренная температура, которые имеются практически везде на Земле. Но даже эти природные компоненты жизнедеятельности человек способен создавать сам, что позволяет ему жить теперь при любом климате и даже в космосе.
  В то же время для каждого отдельного индивида существует некий оптимум выбора своего места в социуме. Правильный выбор своего жизненного пути по своей сути эквивалентен оптимальной экологической нише. Ты вроде бы можешь жить везде на планете, но твое ли это место, соответствует ли оно твоей одаренности? Сначала поясню на некоторых примерах, о чем идет речь.
  Вольфганг Амадеус Моцарт становится "несравненным" Моцартом, потому что он гений, родившийся в нужное время и в нужном месте. Не родись он сыном чрезвычайно требовательного музыканта и отца, Леопольда Моцарта, в Австрии, в эпоху высокой востребованности музыкантов, он бы, возможно, реализовался, но не был бы Моцартом, который стал эталоном музыкальной одаренности.
  Великий немецкий физик В. Гейзенберг стоял в юности перед выбором, кем быть: математиком, музыкантом, историком или писателем. В двадцатые годы прошлого столетия квантовая физика занимала многие выдающиеся умы. Гейзенберг стал физиком-теоретиком и открыл основной принцип квантовой механики - принцип неопределенности. Этот светлый ум мог быть успешным во многих областях, но маловероятно, чтобы он стал великим и в других сферах человеческой деятельности.
  Здесь уместна шутка, придуманная Марком Твеном и имеющая прямое отношение к выбору жизненного пути. Как мне помнится, М. Твен говорил, что самым великим полководцем был не Наполеон, а некий фермер из США, но он не сумел продемонстрировать своих способностей, так как не было подходящих условий.
  В 60-70-е годы некоторые советские математики начали организовать школы для одаренных детей из деревень, и сразу же обнаружилось, что немало талантов гибнет в глуши только потому, что нет почвы для реализации способностей. У этих детей была видимая возможность получить высшее образование, т. е. была свобода выбора. Однако выбраться из глуши в научные центры самому без поддержки взрослых, без адекватной подготовки могли только одержимые и волевые дети. А они, как правило, составляют небольшой процент среди способных людей нового поколения. Эти дети выросли бы в деревне и стали бы крестьянами, но их выбор был бы вынужденным. Ни время их рождения, ни место, где они родились, не соответствовали бы их высокой одаренности. То же самое происходит со многими способными детьми в США, так как их родители не в состоянии оплачивать учебу в хороших университетах.
  Свобода выбора является необходимым, но недостаточным условием для реализации генетического потенциала. У тебя есть право найти себя, но у тебя нет реальных шансов реализоваться. Дополнительными условиями является время и место.
  Историческое время диктует приоритеты, предпочтительность одних профессий над другими. Если в первой половине двадцатого века физика была наиболее предпочтительной областью науки, то во второй половине двадцатого века биология стала центром внимания многих способных людей. Если в первой половине двадцатого века живопись и скульптура притягивали к себе тысячи одаренных людей, то во второй половине двадцатого века предпочтительней стала компьютерная графика. Однако в каждом из исторических эпох есть возможность для реализации своих честолюбивых интересов. И вот здесь главным становится выбор своего места в общечеловеческой или национальной деятельности, выбор социальной ниши.
  Социальная ниша в человеческом обществе заменила экологическую нишу, так как человек участвует в борьбе с окружающей средой только косвенно. Скажем так: он покупает продукты в магазине и лечится с помощью медицины. Природа слишком далека от него. Единственно чем он должен обладать - это профессией, которая и определит его место на социальной лестнице. Чем ближе к вашей генетическому потенциалу подобрана профессия и вообще образ жизни, тем более комфортно вы себя чувствуете, тем больше ваша отдача обществу и новому поколению и тем больше жизненных благ достаются вам. Именно правильный выбор жизненного пути является самым трудным для человека. По сути своей карма и есть правильной выбор своего места в мире. Чем вы в большей гармонии со своим образом жизни, тем точнее вы попали на свою карму.
  Речь идет не о том, чтобы выжить, а о максимальной реализации своей одаренности. Речь идет не о том, что я могу выбрать профессию и преуспеть в ней, а том выборе профессии, где я буду чувствовать себя наиболее комфортно, где все во мне будет работать на дело, которому я посвятил жизнь, где я буду ощущать счастье.
  Есть живые существа, которые способны выжить в радиусе нескольких десятков миль, ибо фауна и флора строго соответствуют их способностям добывать пищу и избегать хищников. В обществе такой же ограниченный круг возможностей существует для оптимального выражения нашей одаренности. Любая другая профессия есть лишь способ выживания, но она не соответствует нашему оптимуму. Отсюда несомненно следует вывод, что генетический потенциал еще не означает, что ваша способности реализуются. Вторым и не менее важным условием реализации способностей является социальный потенциал общества. Социальный потенциал резко возрастает в обществах с высоким образовательным цензом, современной технологией и демократическими институтами. Понятно, что возрастает ассортимент возможностей, право выбора максимальной реализации одаренности.
  В постсоветский период в России появилось немало бизнесменов, сделавших большие состояния и доказавших, что они были рождены бизнесменами. Это люди совершенно разных профессий. Многие из них были скромными служащими в каких-то советских учреждениях. Теперь они олигархи. Одновременно появилась и свобода выбора, и подходящее время, и соответствующая страна с бесхозным капиталом. Если Россия не будет развивать свой финансовый капитал нового времени в сторону высоких технологией и демократии, то капитал распылится и огромный культурный фонд страны по-прежнему будет работать на другие страны.
  Таким же гигантским капиталом оказались информационные технологии в США. И для них нашлись свои герои, скопившие миллиардные состояния в считанные годы.
  Мы знаем, что каждое время находит своих героев, ибо генетический материал многообразен, а востребованность всегда много меньше, чем число лиц, способных осуществить данную работу на высоком уровне. Но найти этих людей среди миллионов довольно сложная задача, так как многие с соответствующим генотипом оказались не в своей социальной нише, или по той или иной причине не могут занять предлагаемую позицию.
  Например, крупная фирма разваливается. Один президент сменяет другого, а дело идет все хуже и хуже. Это говорит о том, что все назначаемые президенты не соответствуют данной социальной нише. Но вот удача! Приходит человек и за пару лет поднимает из руин огромное хозяйство. Это и есть его социальная ниша - быть стратегом большой компании. Все остальные бывшие президенты были людьми, которые надеялись, что находятся в своей социальной нише, так как они получили соответствующее образование и нужный опыт, но не могли никак поверить, что у них отсутствует стратегический талант. Гигантское количество людей живет на уровне некомпетентности. Отсюда проистекают сердечные и психические заболевания, постоянная раздраженность и подавленное настроение, нежелание уделять внимание детям и семье, конфликт с окружающими. Социальная ниша остается чрезвычайно трудной проблемой для большинства людей. Очень непросто найти свое место в жизни, найти свою социальную нишу. Генетические способности достаточно высокие, а социальная ниша не найдена. Лев, помещенный на Северный полюс, или "сапоги тачать пирожник".
  Лишь необыкновенный талант, проявляемый с детских лет, позволяют человеку точно найти свою социальную нишу. Однако такое наблюдается очень редко. Люди с высокой степенью одаренности, проявляемой с раннего детства, которые по призванию являются математиками, музыкантами, филологами и т. п., в состоянии понять уже в детском возрасте свое призвание. Изредка это случается с людьми иных профессий. Однако большинство людей не имеют ярко выраженных наклонностей в детстве или юности. Понимание своего места в жизни приходит много позже и часто с опозданием, если вообще приходит.
  Мой опрос, сделанный среди студентов элитарного электронного факультета в Москве много лет назад, показал, что из 235 студентов, только 12 человек выбрали этот факультет целенаправленно, так как были страстными любителями радиотехники с детских лет. Все остальные пришли туда, будучи просто способными школьниками, желающими поступить в хорошее высшее учебное заведение. Вот и подсчитайте, как трудно будет многим из них в жизни, ибо удача всегда приходит к человеку, если он находится на уровне своей компетентности. Большая часть из этих способных юношей и девушек окажется не в своей социальной нише, ибо это, действительно, великая проблема правильно подобрать профессию в 16-18 лет, когда во многом ты еще полагаешься на взрослых, и у тебя нет ярко выраженных способностей. Может быть, именно поэтому в США основной упор на профессиональные навыки и знания делается в аспирантуре, когда человек уже более сознательно и целенаправленно выбирает профессию. Нет еще институтов по определению призвания в узкой области, и поэтому генетический потенциал общества используется частично.
  Человек страдает в ошибочно выбранной социальной нише, а общество нет, так как генетический материал для выбора слишком велик. Среднестатистически всегда находятся люди, способные выполнить все общественные и профессиональные работы удовлетворительно. Богатые страны, подобные США, просто производят набор одаренных людей со всего мира в наиболее развивающиеся области. В какой-то мере для каждой позиции существует определенный критерий, по которому нанимают специалистов. Тем самым компенсируется недостаток людских резервов в определенных социальных нишах. Например, к концу двадцатого столетия производился массовый набор программистов. Общество прогрессирует по среднестатистическому критерию, тогда как отдельный человек лучше развивается на своем оптимуме.
  Итак, люди работают, но соответствуют ли они социальной нише, в которой оказались? Можно с уверенностью сказать, что большинство из нас просто исполнители.
  Б. Биологическая альтернатива. И вот тут очень важное значение приобретает биологическая альтернатива. Вопрос в том, есть ли в нашей биологической природе альтернатива, которая могла бы компенсировать неудачно выбранную профессию, неправильно выбранную социальную нишу и сделать нас счастливыми?
  Для многих женщин альтернативой становится семья и дети, для многих мужчин количество зарабатываемых денег и вообще решение честолюбивых проблем, как то слава, деньги, власть (сноска 6). В общем, для многих людей, независимо от их пола, альтернативой становится простое биологическое желание выжить и дать потомство. Это настолько сильное чувство, что оно полностью может компенсировать неправильно выбранную социальную нишу, тем более что большинство из нас имеет настолько расплывчатые и умеренные способности, что никогда не задумываются о правильности выбора жизненного пути. Только случайные обстоятельства приводят нас к тому или иному выбору.
  Если даже люди находятся не в своей социальной нише, они часто не знают об этом. Успешно созданная семья, любовь в ней и материальный достаток становятся альтернативами всех тех, кто не знает своей социальной ниши или исполнения желаний за счет больших жизненных удач. Человек, возможно, реализовал лишь 30% своей одаренности, однако благополучие является мощной опьяняющей иллюзией, которая в состоянии компенсировать пребывание не в своей социальной нише. Это и понятно, ведь человек все же биологическое существо и потребности разума часто находятся под контролем инстинкта выживания.
  Словом, благополучие является мощной биологической компенсацией неправильно выбранной социальной ниши. Тем более, что при отсутствие ярко выраженных способностей в определенной сфере, мы не знаем для чего мы предназначены.
  И все же всегда находятся люди, которые на вершине славы, знаний и богатства не чувствуют удовлетворения жизнью. Альберт Швейцер оставляет Германию, свою музыкальную карьеру и чрезвычайно благополучную жизнь, изучает медицину, а затем едет в Африку лечить страждущих. Так велика иногда бывает жажда найти свою нишу, даже при чрезвычайном благополучии и творческой удаче. И если потомок Ротшильдов кончает жизнь самоубийством в роскошном отеле, то это не означает, что он обязательно страдает депрессией. Всегда целесообразно задуматься над тем, что благополучие не всегда может компенсировать отсутствие правильной социальной ниши. Может быть, он принадлежал к тем людям, которые остро ощущают свою неуместность в эстеблишменте.
  У меня была в жизни встреча с одним молодым грузином, которая запечатлелась на всю жизнь. Был наш научный симпозиум по биофизике клетки в Батуми (Грузия). После окончания одного из заседаний ко мне подошел молодой человек и поинтересовался, чему посвящен симпозиум. Выяснилось, что он преуспевающий преподаватель математики и физики в Батуми и по советской мерке живет чрезвычайно хорошо благодаря частным урокам, а слезы у него на глазах от того, что он всю жизнь мечтал заниматься биофизикой. Но ранняя женитьба и неудачная попытка поступить в аспирантуру направили его на альтернативный путь поиска благополучия. Если он бросит сейчас заработок и станет ученым, то его семью ждет весьма скромный достаток или даже скудная жизнь - довольно нередкое явление для научной среды во всех странах мира (сноска 7). Он на это не пошел. А слезы появились у него на глазах, так как я имел глупость рассказать ему о себе и некоторых своих коллегах, которые в молодости пожертвовали благополучием ради найденной социальной ниши. Но став даже известными советскими профессорами, эти ученые зарабатывают значительно меньше него, скромного учителя из Батуми. Я пытался успокоить его, но вместо этого я расстроил его еще больше. Он готов был заплакать - так велика была в нем жажда вернуться в науку. Я его понимал, потому что всегда, когда сам оказывался вне своей социальной ниши в силу особенностей жизни в тоталитарном государстве или во время эмиграции, я чувствовал себя плохо. Не всегда биологическая альтернатива может компенсировать наш неправильный выбор жизненного пути. Индусы говорят: лучше своя карма даже плохо выполненная, чем чужая даже исполненная удачно.
  Другой альтернативой неправильному выбору жизненного пути является героическая альтернатива. Герой, пожертвовавший собой ради спасения других людей, это уникальное явление. Но иногда геройство является следствием извращенных общественных установок. Например, способность пожертвовать своей жизнью ради идеологии, определенной лицами, злоупотребляющими своим положением.
  Есть и другое обстоятельство, связанное с выбором социальной ниши. Назовем это обстоятельство востребованностью таланта. Мы уже упоминали о том, как важно оказаться в нужном месте и в нужное время, чтобы оказаться в своей социальной нише. Среди нас живет немало людей, которые не знают, что делать со своей жизнью. Достаточно, чтобы появились обстоятельства, при которых у них появится желание участвовать в определенном деле, как вы даже не узнаете этих людей. Есть востребованность таланта, и находится нужный генотип среди этих людей. Происходит взрыв психической энергии, и надежда на интересную жизнь в корне меняет таких людей. Даже если человек не в своей социальной нише, он испытывает сильный прилив энергии, который компенсирует недостаточно удачный выбор социальной ниши.
  Здесь, пожалуй, уместно заметить снова, что большинство людей живут биологической альтернативой. Они ищут не приложения своих интересов или способностей, а ту материальную отдачу, которая будет получена при затрате ума и энергии. Всякое дело, требующее энергии или риска и дающее хорошую отдачу, но не требующее напряженной умственной деятельности, является главным поприщем деятельности большинства людей.
  Подведем предварительный итог нашему обсуждению.
  Итак, для полного счастья надо оказаться в своей социальной нише. Для большинства людей, однако, существует иллюзорная социальная ниша, которую мы назвали биологической альтернативой. В этом случае человек, достигнув стабильности в материальном обеспечении, чувствует большое удовлетворение. Такое происходит обычно с людьми без ярко выраженных способностей. В принципе, человек в жизни больше занят биологической альтернативой, чем поиском смысла жизни или, конкретнее, поиском своей социальной ниши. Постоянный страх оказаться без средств к существованию делает нас равными животным, но этот же страх стимулирует человека к деятельности, усиливает нашу психическую энергию. Этот страх заставляет нас совершать подлости и подвиги.
  
  Адаптивность полов
  
  Адаптивность полов полностью определяется биологическими функциями полов. Мужчина добывает средства существования, а женщина производит потомство и заботится о нем. Следовательно, мужчина вступает в борьбу с окружающей средой, а женщина ограничена домашним очагом. К биологическим функциям уже прикладываются анатомические особенности, делавшие в прошлом мужчину и женщины неравными в борьбе за существование. Женщина и мужчина являются взаимодополняющими величинами в эволюции.
  Стратегия поведения полов, таким образом, полностью строится на биологической основе. B этом смысле адаптивность мужчин и женщин, должны быть рассмотрены порознь.
  Сила и скорость у мужчин заметно превосходят те же качества у женщин. У льва и львицы, волка и волчицы эти элементы различаются меньше, чем у мужчины и женщины. Биология полов задает и анатомические и физиологические величины этих двух компонентов приспособления. А что можно сказать об одаренности?
  Главным в человеке является его ум. Никто еще не доказал, что генетически изобретательность женщин хуже, чем у мужчин. Такое можно только утверждать, основываясь на истории вопроса, которая говорит нам, что на сегодняшний день достижения женщин в разных областях культуры не идут ни в какое сравнение с достижениями мужчин. Но является ли это доказательством генетического превосходства мужчин по одаренности, имеют ли мужчины генетическое преимущество в умственных способностях, заложенных природой? Научных доказательств нет, так как любые статистические проверки некорректны, ибо ни один мужчина, как известно, не рожал детей и не предрасположен к этому. Поэтому ни у одного мужчины не было мощной альтернативы к его общественной деятельности, такой, какую природа наложила на женщин. А мы уже показали, что при выборе социальной ниши альтернатива в выборе имеет огромное значение. Если исчезнет сугубо женская альтернатива в деторождении и обзаведении семьей, то тогда только можно сравнивать достижения женщин и мужчин в разных сферах умственной деятельности. Но уже сейчас видно, что будут две возможности. Женщины во многих сферах будут не хуже мужчин и, второе, в ряде сфер деятельности будет взаимная дополнительность. Взаимная генетическая дополнительность при создании нового поколения превратится во взаимную социальную дополнительность при создании материальных ценностей. Но давайте вернемся к истории вопроса.
  Адаптивность полов начиналась с матриархата.
  Матриархат является чрезвычайно старым отношением между полами, в котором узаконено главное - обеспечить выживаемость нового поколения. Одной женщине нужны были несколько мужчин, которые лишь вместе в состоянии были поддерживать жизненный ресурс семьи. В такой семье женщина выступала как матка в пчелином рое. От нее зависело рождение нового поколения, тогда как мужчины (рабочие пчелы в улье) должны были поддерживать жизненный ресурс. Мужчины были важны в семье, но выступали как вторичные величины в качестве обслуживающего персонала, как в генетическом, так и в социальном смысле.
  Однако по мере развития орудий производства и оружия нападения и защиты, мощь мужчины возрастала вместе со способностью добывать пропитание в одиночку в достаточном количестве, пока женщина была занята заботой о новом поколении. Тогда самец не захотел не только делить своих самок с другими самцами, но и был в состоянии в смертельной схватке отобрать самок у других мужчин и обеспечить их необходимым жизненным ресурсом. Патриархат свидетельствовал о технологическом и социальном прогрессе общества. Естественно, что в силу своих физиологических особенностей, мужчина прежде всего обзавелся гаремом. Мужчина сконцентрировался на безраздельном распространении своего семени, своих генов. Точно, как у обезьян.
  Однако до сих пор можно найти в ряде стран матриархат, например, когда несколько братьев обзаводятся одной общей женой, чтобы сообща поддерживать материальное благополучие семьи. В "Махабхарате", древнеиндийском эпосе, рассказывается, что, когда пять братьев Пандавов оказались в нищете, их мать решила, что жена одного из братьев должна стать женой для все братьев. И такое произошло на уровне королевской семьи, где уже давно существовало многоженство. Мать-королева не только хотела подчеркнуть нищету, в которой оказалась семья, но и надеялась таким образом сплотить братьев. Матриархат был лучшим путем объединить усилия братьев в заботе о семье.
  Таким образом, стратегия полов прежде всего определяется репродуктивными задачами, деторождением, необходимостью продолжения рода. Различная биологическая роль мужчин и женщин в продолжение рода является тем фонов, на котором разворачивается адаптивная способность полов. Женщина озабочена созданием семьи с достаточной территорией и ресурсом, тогда как мужчина занят добыванием этих двух основных ингредиентов выживания семьи. В то же время оба партнера нуждаются в сексе для порождения нового поколения. Именно разные цели в общей репродуктивной задаче, определяют адаптивное поведение мужчин и женщин. Характерно, что женщина в состоянии делать все то, что умеет делать мужчина, тогда как мужчина не умеет делать главного - родить ребенка. Получается, что по своей сути жизнь не нуждается в мужчине. Поэтому, чтобы не было вырождения самцов природа милостиво поставила перед ними три задачи:
  1. Оплодотворять женщин. Из-за этого женщина впадает в зависимость от мужчины при решении своей главной биологической задачи - родить ребенка. Перемешивание двух генетических наборов является важным защитным механизмом в улучшении потомства. Происходит постоянное обновление генотипов. Кроме того, только с помощью скрещивания можно получить случайный набор генов, носитель которого окажется в состоянии сыграть существенную роль в прогрессе общества.
  2. Мужчина сильней и быстрей женщины. Эти два компонента адаптации, важные и в животном мире, играют и существенную роль в человеческом обществе. Именно мужчина в состоянии более эффективно бороться с окружающей средой, нежели женщина.
  3. Практически женщина не имеет времени и физической возможности, особенно в поздней стадии беременности, заниматься добыванием всего необходимого для нового поколения. Поэтому она оказывается в полной зависимости от мужчин. Стремление выйти замуж за обеспеченного человека является естественной заботой женщины о будущем поколении.
  Эти три особенности во взаимоотношении полов были порождены естественной эволюцией, чтобы обеспечить процесс деторождения и заботу о новом поколении. Мужчина и женщина были уравнены по своей репродуктивной ценности. Они стали взаимодополнительными элементами выживания человека.
   Искусственная матка или клонирование или нечто неизвестное сейчас как раз и будут той искусственной ступенью в прогрессе общества, когда ни мужчина, ни женщина уже не будут участвовать в деторождении. Можно ожидать, что искусственное деторождение полностью освободит женщину от природных проблем и изменит ее стратегию в приспособлении. Весь двадцатый век шло постепенное признание новой стратегии в поведении женщин, шла инстинктивная подготовка общества к будущей индустрии по искусственному созданию человека (сноска 8).
  Одним из ярких примеров отличия в стратегическом поведении женщин является проституция. Мужчины борются с природой и любыми другими внешними обстоятельствами. Женщины не в состоянии конкурировать с ними на равных. В результате они обречены на низкооплачиваемую работу, если такая подвернется. Между тем мужчины постоянно нуждаются в сексуальном партнере, остро и постоянно нуждаются в женщинах. Поэтому женщины имеют реальную социальную нишу для своего обеспечения и для обеспечения своего потомства. Практически каждая женщина себя продает за определенную цену, чтобы часть доходов мужчины пошло на их обеспечение и обеспечение потомства. Проституция является лишь предельным выражением социальной стратегии женщины. Во многих обществах семья просто продает своего ребенка женского пола обеспеченному мужчине, присваивая себе деньги, стратегически принадлежащие женщине. Эта торговля является дополнительным обворовыванием женщин в пользу родственников.
  Физическая неспособность женщин отстоять свои права с более сильным самцом практически порождает бесправие и проституцию. В строго религиозных обществах такое бесправие узаконено общественной моралью и общественным отношением к женщине.
  Биологическая стратегия женщин связана целиком с репродуктивными задачами. Поэтому та старательность, с которой женщина инстинктивно следит за своей внешностью, а это не малый труд, связана с желанием заполучить покровителя, защитника и партнера в порождении и воспитании нового поколения. Однако эта благородная задача обращается в обществе против женщины как личности. То, что женщина первична, а мужчина вторичен в генерации нового поколения, то, что все бремя боли рождения и воспитания ложится на плечи женщин-матерей, кажется мужчинам вторичным по сравнению с их "мудростью" и "силой". Проституцию порождают не женщины, а мужчины - это известно. Масштаб полигамии мужчин не сравним с возможной полигамией женщин. Но что дает проституция женщине? Перераспределение жизненных ресурсов, основанная на слабости мужчины, который нуждается в регулярном сексуальном контакте с женщиной. Секс - это ужасный бич мужчины, его каторга, его рабство, его наказание. Чтобы получить необходимое наслаждение, мужчины практически идут на величайшие глупости в своей жизни. Многие за минутную слабость расплачиваются всей жизнью.....Мопассан, Бетховен, Джек Лондон, Ленин, Нуриев и т. д.
  ***
  Ярким примером религиозного отрицания эволюции общества в сторону полной свободы личности является отношение к женщине в некоторых сектах и даже государствах, где женщина рассматривается как некий придадок к похоти мужчин. Воспоминания женщин, вырвавшихся из этих цепей, говорят о том, что они остались глубоко верующими людьми, но право на свободу выбора уже стало главным требованием времени. И детей они рожают не хуже, будучи свободными членами общества. Их желание диктуется и требованием времени. Ведь совсем немного осталось времени до того столетия, когда женщине не придется вынашивать в себе ребенка в течение девяти месяцев, ребенок будет выращен и без ее участия. Поэтому уже сейчас женщины подготавливают себя к тому времени, стараясь ни в чем не уступать мужчинам. Делают они это часто наивно, становясь боксерами и штангистами, забывая о том, что мужчина совсем и не рвется заниматься художественной гимнастикой, в которой так блестяще проявляется женская грация. Борьба за эмансипацию женщин является частью борьбы за свободу и равенство всех людей на земле.
  Поэтому нет никакого основания половину человечества вгонять в какие-то рамки, как это было раньше. Наоборот, опыт двадцатого столетия показывает, что есть немало сфер деятельности, в которых женщины работают продуктивнее мужчин. Даже если есть различия в характере мышления между женщинами и мужчинами, то они взаимодополнительны, как секс и как физическая конструкция полов. И если мужчина может оказаться лучшим философом, то женщина, может быть, является лучшим политиком и практиком. Трудно судить еще о различиях в характере изобретательности женщин и мужчин, ведь опыт женщин в социальной жизни еще чрезвычайно короток.
  
  Сноски:
   1. а. Durham, William H., Coevolution: Genes, Culture, and Human Diversity, Stanford University Press, 1992.
   б. Plomin, Robert, Nature and Nurture: An Introduction to Human Behavioral
  Genetics. Cengage Custom Publishing , 2004.
  в. Rethinking Human Adaptation : Biological and Cultural Models. HarperCollins Publishers, Dyson-Hudson, Rada, Michael A. Little (Editors), 1982.
  г. Ridley, Mat, Nature Via Nurture : Genes, Experience, and What Makes Us Human. Harper Collins, New York, 2003.
  2. "Загадки эволюции в науке и религии", см. http://zhurnal.lib.ru/m/martirosow_s/ или на английском языке: Marti Ros, "Master or Visitor? On the Evolution of Information in the Universe", Vantage Press, New York, 1996.
  3. Мак-Фарленд, Д., Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. Мир, Москва, 1988, стр. 37 и стр. 43.
  4. Dobzhansky, Th., The Heredity and the Nature of Man. Brace and World, New York, 1964.
  5. Говорят, что однажды мать спросила у врача:
  - Доктор, когда правильнее всего начать воспитание ребенка?
  На что врач в свою очередь спросил:
  - А сколько вашему ребенку сейчас?
  - Несколько месяцев, - ответила мать.
  - Вы опоздали на несколько месяцев, - ответил врач.
   6. Несовершенство такого анализа ясно видно из того, что многие люди являются потомками разных рас и тем более разных национальностей внутри одной расы. Поэтому если человек определяет себя как афроамериканец, это не означает, что в нем нет генов взятых от представителей других рас и национальностей. Он самоопределяется только по цвету кожи и некоторым внешним чертам, что является совершенно недостаточным и тем более лишено научной определенности. Кроме того, мы понимаем, что фенотипические различия в поведении являются следствием как генотипа, так и воспитания.
   7. На одном из юбелеев М. Планка, Альберт Энштейн произнес замечательную речь, похожую на застольный тост. В своей речи он сказал, что среди многих ученых только небольшая горстка пришла в науку по призванию и среди них М. Планк. Всех остальных привели в науку разные причины, такие как честолюбие или случайность. Это не означает, что эти люди стали плохими учеными, но несомненно, что они были не в своей социальной нише.
   8. Брахманы, носители знаний, не должны иметь своих доходов. Их обязано кормить общество. Так было в Древней Индии, и то же наблюдается в современной богатой Америке с ее огромными дотациями на науку. Чистая наука работает на будущее, и поэтому ученых содержит общество, которое выделяет им ровно столько, сколько необходимо для весьма скромной жизни. Четыре дня игры профессионального игрока в гольф приносят ему доход от десятков тысяч до миллиона, а годовая стипендия аспиранта, даже сделавшего выдающуюся научную работу, не превышает 15.000$. Знания стали дорогими, а ученые по-прежнему остаются скромными членами общества. Знания приносят фантастические доходы бизнесменам и специалистам-технологам, а ученые, проложившие путь к этим достижениям, в массе своей остаются низкооплачиваемой частью общества. Между их знаниями и оплатой их труда всегда остается большой разрыв. А ведь будущее человечества целиком зависит от ученых, прокладывающих путь в это будущее. Индусы считали, что это правильно. Мыслители не нуждаются в богатстве. Кроме того, мыслитель ничего не создает на продажу, поэтому может полагаться только на помощь общества.
   9. Мы пока этого не знаем, но нельзя исключить того, что исламский терроризм является инстинктивным сопротивлением на прогресс общества в сторону искусственного зарождения человека. В этом случае поведение этих людей, с лютой ненавистью борющихся против освобождения женщин от их природной зависимости от мужчин, можно расценить как период борьбы самцов за свои гаремы. Однако исламский фундаментализм является лишь предельным случаем инстинктивного сопротивления человечества против искусственной эволюции (см. сноску 2). Политические и социальные структуры государств абсолютно не готовы к принятию клонирования человека, которое сулит освобождение женщин от природной альтернативы в общественной жизни. Самцы восстали по всей земле. Но деваться им будет некуда. Как они вынуждены были признать, что Земля вращается вокруг Солнца, или гомосексуализм - это личный выбор человека не участвовать в деторождении, также они постепенно признают основные направления искусственной эволюции, включая клонирование человека. Забавно, что люди не борются против роботизации, надеясь, что они всегда будут умнее роботов. Между тем роботизация является прямым путем к смене человека киберами, тогда как искусственное деторождение открывает человеку значительные возможности к улучшению здоровья, генетического потенциала и продления жизни. Только через генетическое совершенство мы в состоянии участвовать в будущем искусственном мире.
  
Оценка: 7.20*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"