Мартышка Лю : другие произведения.

Тятя, тятя, наши сети... Октябрь 2006 года

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ловцы жемчуга, к сожалению, никак не мотивируют свои номинации стихов, что затрудняет понимание литературных достоинств этих произведений и возможность чему-либо научиться на их примере. В порядке удовлетворения этой невысказанной общественной потребности и выпускается данное бесплатное приложение к очередной, октябрьской номинации "Ловцов жемчуга".

  
  
  -----------------------------------------------------
  Если бы не заданность формата моих заметок, о Михаиле Гофайзене стоило написать отдельно. На мой взгляд, Гофайзен - заметное явление в современной поэзии.
  Не удивительное, не восхитительное, не уникальное, а именно заметное и своеобразное. Он широко публикует свои стихи в интернете и на бумаге, при возможности выступает перед слушателями, т.е. всячески продвигает свое творчество в массы, что можно только приветствовать. У него есть свой стиль - в большинстве его стихов отчетливо проявляется то, что можно назвать достаточно популярным в современной поэзии "фонетическим направлением". Какие признаки характеризуют это направление?-
  
  1. Главной достоинством стихотворения считается его "звучание". Обычно такие стихи не содержат заметных технических погрешностей типа сбоев ритма или слабых рифм, хотя... мелкие погрешности могут быть сглажены за счет исполнения. Наиболее распространенный технический прием для достижения звучания - аллитерация (повторение однородных согласных). Классический пример такого текста: ""Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой." - А.С.Пушкин. Однако, доведение использования этого приема до крайности превращает стихотворение в красиво-бессмысленный выброс потока сознания в текстовой файл. Сама запись стихотворения в виде текста играет здесь чисто вспомогательную роль: таким стихам не нужны вдумчивые читатели, им нужны слушатели. К сожалению, пока формат .txt распространяется значительно проще, чем .mp3...
  
  2. Главный признак поэтического мастерства - умение читать свои стихи перед аудиторией.
  Здесь главный прием - стихотворная интонация - "Свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стихотворного периода и понижение с паузой в его конце; то совпадая, то не совпадая с синтаксической фразовой интонацией, даёт сложный рисунок мелодики стиха." Это - непростой прием... Хороший чтец, как и музыкант, должен постоянно тренировать и оттачивать своё мастерство, чтобы производить нужное впечатление на публику.
  Мне приходилось слышать стихи М.Гофайзена в исполнении автора и, на мой взгляд, он владеет искусством декламации в полной мере. Не знаю, пробовал ли он мелодекламацию (чтение в музыкальном сопровождении)?- Думаю, что получилось бы блестяще...
  
  3. Смысл в этих стихотворениях имеет далеко не главное, и даже не второстепенное значение. Если говорить определённее, если в таких стихах и есть смысл, то он тщательно маскируется путем:
  - использования вычурных названий, не имеющих никакой смысловой связи со стихотворением (главным образом - из-за отсутствия в нем определенного смысла);
  - создания максимально однородного текста (без заглавных букв и знаков препинания), чтобы глазу читателя не за что было уцепиться и он скользил бы по тексту без каких-либо препятствий. Изредка авторами, для максимальной убедительности, опускаются также и пробелы между словами. При этом о "синтаксической фразовой интонации" можно только догадываться - ее подменяет стихотворная интонация;
  - использования сочетаний несочетаемых слов, подаваемых в виде символов некоего более глубокого, сакрального смысла. Есть ли там этот смысл?- Сие никому неведомо... Как говорится, "умный не спросит, а дурак - не поймёт".
  - использования малоупотребительных слов, подчеркивающих мнимую таинственность стихов и высокую образованность их автора. Такие стихи хочется читать - с энциклопедическим словарем, а лучше - не выходя из Google... но, по мере изучения текста с неизбежностью приходишь к простому выводу: понимание смысла отдельных слов, увы, не приводит к пониманию смысла всего текста, в связи с его отсутствием. Безусловно, автор может возразить на такое замечание с помощью перехода на личности: "Это Вы не понимаете, поскольку..." (дальше - в зависимости от степени раздраженности автора).
  
  Заниматься разгадкой этих смыслов - на мой взгляд, довольно бесполезное занятие: если автор хочет, чтобы его поняли - он старается писать понятно, если не хочет - непонятно. Конечно возможен еще случай, когда автор "хочет, но не может"... но эту форму творческой импотенции мы рассмотрим как-нибудь в другой раз.
  
  Один знакомый рассказывал мне, что в советские времена существовала и широко преподавалась в институтах наука под названием "Научный коммунизм". Отличительной особенностью соответствующих учебников являлось то, что люди с техническим складом ума не могли не только усвоить их содержимое, но даже кратко пересказать только что прочитанное. Когда читаешь, все слова по отдельности понятны, а очём всё вместе - непонятно. Тем не менее, чтение "Научного коммунизма" приносило студентов технических вузов огромную пользу, являясь прекрасным снотворным. Есть серьезное подозрение, что значительная доля вины за провал строительства коммунизма в СССР лежит именно на плохих учебниках.
  
  Заглядывая изредка в так называемые "толстые литературные жерналы", издаваемые за счет ничего не подозревающих налогоплательщиков, неизбежно приходишь к выводу, что стихотворные рукописи не только "не Возвращаются и не Редактируются", как исключительно верно заметил г-н Гофайзен, но и, как правило, никем не читаются перед отправкой в печать. Да и в напечатанном виде читаются весьма немногими. При этом прямо-таки умиляет беспокойство вечнозеленых и маститых авторов на тему: "Почему же никто не читает современную поэзию?!"
  Так и хочется воскликнуть в ответ: "Да потому что Вы так пишете, черт побери!"
  
  Приводимый ниже тристих, на мой взгляд, в полной мере отражает отмеченные выше черты современной поэзии. О чем он?- Скорее всего - о любви, точнее - о любви автора к самому себе. Я воздержусь от подробных комментариев по тексту, отметив лишь наиболее яркие места.
  
  
  http://zhurnal.lib.ru/g/gofajzen_m/rukopisinewozwrashajutsjaineredaktirujutsja.shtml
  
  Гофайзен Михаил: другие произведения.
  Рукописи не Возвращаются и не Редактируются
  --------------------------------------------------------------------------------
  
  -1-
  
  мне вестимо полынное эхо что спрягают в предгорьях козлы
  --- Слово "вестимо" сегодня практически не употребляется и имеет несколько
  --- значений. Наиболее подходящим здесь кажется современное "известно". Если --- это так, то непонятно, почему автор его не использовал?
  --- О козлах - лучше промолчу.
  
  где вязал составные успеха виноградной лозою в узлы
  ариман азраил аваддона и бросая пятак на весы
  --- первые два слова мне найти так нигде и не удалось...
  --- а третье нашлось в Библии:
  --- "Царем над собою она имела ангела бездны;
  --- имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион." Апокалипсис 9, 11
  --- На каком языке писать - на еврейском, греческом или русском -
  --- личное дело автора, но разве можно так неуважительно относиться к ангелу,
  --- пусть даже "ангелу бездны" - имя собственное с маленькой буквы, и лишняя --- буква "а" в окончании - ангел же мужского рода...
  --- Или автор здесь к чему-то склоняет
  --- несчастного ангела?
  
  погибало былое на склонах разделительной полосы
  
  мимо мимов вдоль мнимых подмостков горный кряж волокут к полюсам
  --- перекличка с Бродским "мимо Мекки и Рима"
  рассыпая созвездья по блёсткам в позолоту степи голоса
  здесь торгуют до сумерек луком там вином всякой снедью и страсть
  подсознательно учится в муках у разлуки мгновения красть
  
  зябнет сердце и кутаясь в тело ищет встречи с ушедшим теплом
  но дорожных покрытий омела подключила иной метроном
  ---МЛ "теплом-метроном" - не слишком хорошая рифма
  --- "омела" - род вечнозеленых полупаразитных кустарников... что она делает --- на большой дороге?
  
  марш славянки печаль босанова танго смерти шопен полумрак
  ---МЛ Демонстрация глубокой эрудиции автора в области музыки
  --- с развитием событий от разлуки до смерти
  
  где слова возвращаются в слово чтоб зажечь поутру кара-даг
  ---МЛ И всё же: "Да будет свет!"
  
  -2-
  
  в распадке сумрачных миров
  где слух не ведает оваций
  мне вырвал душу бог ветров
  росой кровавой расписаться
  
  вновь пережить любовь как страх
  ---МЛ Апостол Иоанн считал совершенно иначе:
  ---МЛ "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в ---МЛ страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви."
  ---МЛ ... хотя, для нынешних поэтов, Апостол - не авторитет.
  
  сознанье выстрадать как милость
  чтоб время в новых рубежах
  водой вчерашней повторилось
  --- Зачем? И так слишком много воды...
  
  чтоб смерч разлук ворвался в сон
  пытаясь даты переплавить
  где на папирусах времён
  под ногти ввинчивалась память
  
  мы продолжались до утра
  я обречённый на свободу
  то затихал в его ветрах
  то постигал свою природу...
  
  в шестой палате голоса
  ---МЛ Вот оно, место действия - палата N6
  
  сестричка скинула халатик
  ---МЛ наконец-то нечто определенное... продолжайте, продолжайте
  
  а на стекле горит роса
  одной из взорванных галактик
  ---МЛ Всё, туши свет...
  
  -3-
  
  лакуну заполнила лимфа
  ---интересно: а что в лакуне было до этого? Как известно из медицины,
  --- "Лакуна не терпит пустоты"
  
  ни кровь ни любовь не юдоль
  --- то ли здесь пропущено тире, то ли вместо "ни" написано "не"?
  зачем златокудрая нимфа
  тебе исполнять карамболь
  --- впечатление такое, что автору позарез нужна была рифма к слову "нимфа",
  --- а здесь ничего лучше "лимфы", действительно, не придумаешь
  --- А что можно сказать о лимфе? Если верить справочникам, можно было бы
  --- написать нечто содержательное, вроде:
  --- "Бесцветна белковая лимфа" или
  --- "Из крови фильтруется лимфа" или
  --- "У каждого - два литра лимфы"
  --- Но наш автор не так прост - он извлекает из кармана красивое слово
  --- "лакуна" - пространство между внутренними органами.
  
  здесь бархат зелёный да куцый
  --- впервые слышу, чтобы на бильярде использовался бархат, обычно это сукно.
  
  на вые ни в лузу лоза
  --- Интересно: это лоза из первого куплета?
  --- Не пришей к шее рукав
  
  шары костяные столкнутся
  глаза переполнит гроза
  
  не больно не грустно не нужно
  быть нужным чтоб скрасить постой
  и всё что кричало натужно
  зовётся теперь пустотой
  
  а дальше застиранный иней
  --- интересный образ, не правда ли?- Иней у автора настолько прочен, что не
  --- только не тает в воде, но и "требует утомительного застирывания",
  --- возможно, с предшествующим замачиванием.
  ни мерки ему ни мирка
  в следах на мгновенье застынет
  как павшие в ночь облака
  --------------------------------------------------------
  
  
  ________________________________________________________
  http://zhurnal.lib.ru/t/twerskaja_e/chtonaznachenovsem.shtml
  Тверская Елена: другие произведения.
  ***(Что назначено всем)
  
  У этого стихотворения есть несколько заметных достоинств:
  1. Оно кратко - всего 12 строк
  2. Написано напевным анапестом без явных сбоев по технике, четные строчки имеют укороченный размер, что придает ему определенный динамизм.
  3. Содержит по крайней мере две отчетливые, хотя, возможно, и не оригинальные мысли:
  - все осенние месяцы содержат концовку на "ябрь" ( кстати, можно было бы обыграть созвучие "на ябрь"-"ноябрь")
  - осенью с деревьев осыпаются листья.
  
  Вместе с тем, есть и недостатки:
  1. В словах "ольха по серьгам раздает всякой твари несмелой", видимо
  содержится намек на опадающие сережки ольхи? Хотя из школьного курса ботаники
  и из личных многолетних наблюдений известно, что сережки с ольхи опадают весной, а не осенью, и на их месте вырастают шишки, которыми птицы могут лакомиться в течение зимы.
  2. Строчка "Мир беспечен и смертен, но это - заслуга ничья..." вызывает серьезные сомнения: согласно научным данным, понятие "смертность" относится только к живой природе, но никак не ко всему миру; насчет "беспечности" - ещё более сомнительно. Само существование мира, по религиозным канонам - заслуга Создателя, в которого автор хотя и не верит, но пытается нечто вменить Ему в вину. Такие строчки вполне могут трактоваться, как попытка оскорбления чувств верующих.
  3. В качестве эпиграфа обычно записывается строчка, выражающая основную мысль стихотворения. Удалось ли автору раскрыть смысл строчки Юрия Ряшенцева?-
  Сомнительно... В эпиграфе речь идет, насколько я понимаю, о том, что любые испытания легче переносить в коллективе.
  К этому стихотворению, на мой взгляд, в качестве эпиграфа лучше подошла бы Есенинская строчка
  "Все мы, все мы в этом мире тленны..."
  
  --------------------------------------------------------------------
  
  "Что назначено всем - тем одним не трагично"
  Юрий Ряшенцев
  
  Что назначено всем, то и каждому будет, небось,
  колобковым и лисьим.
  В эти месяцы с "ябрь" осыпаться придется поврозь -
  я о листьях, о листьях.
  
  Что желанно, проси; вон ольха по серьгам раздает
  всякой твари несмелой,
  и вороны слетелись - планируют сложный налет
  на чужие пределы.
  
  Никого не минует прозрачная тайна сия,
  эти, с "ябрь", оглашают:
  Мир беспечен и смертен, но это - заслуга ничья
  И вина небольшая.
  
  ====================================================
  
  http://zhurnal.lib.ru/k/karpuhina_w_w/dekalog.shtml
  Кольцевая Виктория: другие произведения.
  Декалог
  
  --------------------------------------------------------------
  Скажу сразу: из трех номинированных эта публикация произвела на меня наилучшее впечатление. Для названия придумано новое слово "ДЕКАЛОГ", означающее, судя по всему, "речь из 10 частей". О чём же эти 10 частей?- Конечно о любви...
  Почему "конечно"?- В качестве ответа и иллюстрации того, как поэты 20 века писали о любви, позволю себе полностью процитировать сонет Расула Гамзатова (разумеется - в переводе):
  
  
   Мне кажется порою, что и строчки
   Не о любви не напишу я впредь.
   Я все свои стихи другие в клочья
   Порву и брошу в печь, чтоб им сгореть.
   Давно бежит с горы моя дорога,
   Кто знает, сколько мне осталось дней.
   Жизнь лишь одна, но было б жизней много,
   На все хватило бы любви моей.
   И где б я ни был, что б со мной ни сталось,
   Пусть лишь любовь живет в моих стихах.
   Не так уж много впереди осталось,
   Чтобы писать о всяких пустяках.
   Спеши наполнить, горец, закрома,
   Уходит осень - впереди зима.
  x x x
  
  Что выгодно отличает стихотворение Виктории от многочисленной любительской любовной лирики, в том числе и исполняемой со сцены, типа "я тебя любила, а ты меня не нашел..."?- В этом стихотворении нет и следов любовной истерии, выдаваемой обычно за сильное чувство. Я вижу в нем невыдуманную, рассказанную прочувствовано и искренне историю любви, с ее каждый раз новыми подробностями и деталями. По технике - написано достаточно уверенно, со свободной схемой рифмовки. Исключение составляет пятая часть стихотворения, в которой заметны явные проблемы с размером и рифмой. Понятно желание автора "встроить" в стихотворение "Отныне и присно и во веки веков!"... но технические неточности только подчеркивают его чужеродность в этом стихотворении.
  Местами в стихотворении слышатся интонации Шекспира и Пастернака... а, может быть, мне это только показалось? К недостаткам можно, на мой взляд, отнести излишнюю многословность, хотя смысл и настроение всей публикации выражено всего в одном прекрасном стихе из трех слов, который мне до сих пор, кажется, не встречался:
  
  "Ты воздух мой."
  
  Человек, который способен написать такой стих, безусловно достоин звания поэта, независимо от пола.
  
  ДЕКАЛОГ
  
  1
  И некуда стремиться, отхватив
  такой кусок у жизни - и задаром.
  Казенным слогом записей амбарных,
  положенных на кованый мотив
  приходов и раскованный - убытков,
  так отрыгнутся вешние годки,
  что до изжоги. Осень. Не с руки
  писать в качалке. Выйдем за калитку
  и разбазарим старые долги.
  
  2
  Скоси меня, я колос пред тобой.
  Покорным телом лягу на литовку.
  Вся грудь в крестах, с христианскою сноровкой
  заранее отпеть за упокой -
  и чистота. И в двух руках синицы,
  и журавли в колодезной норе.
  Ф.И.О., дата, дата. И тире -
  так выстрадано и так долго длится.
  
  3
  Я север твой, а ты мой южный крест.
  И кто кому обуза и опора,
  с налетом раздражения и скорби
  расскажут заходящие в подъезд.
  Когда мы отрывались от земли,
  за нас молился крохотный кузнечик,
  заря за плес оттягивала вечер.
  Я север твой, хоть компас барахлит.
  И лед мой для тебя, и плед, и плечи.
  
  4
  Сквозит. Вступают петли вразнобой.
  Зигзаг трубы сбивается со счета,
  но строго тянет правильную ноту,
  так, точно Шерлок Холмс над головой,
  так - точно час к услугам рифмоплета.
  Но удержи меня, не отдавай -
  как сладостно простое бормотанье.
  И вмятины остывшей на диване,
  что край обрыва, выхолощен край.
  
  5
  Cогрей меня топленым молоком.
  Ты знаешь ужин слаще паляницы?
  Вот скатерть белая ...Отныне и присно...
  вот кружки две на стол ...Во веки веков...
  Там несмышленыш малый воробей
  влетел в не затворенную фрамугу.
  Он мечется и мечется по кругу,
  а мог бы прямо ...на руку к тебе.
  Несходство между пугалом и другом
  так с виду неприметно, ей-же-ей.
  
  6
  Здесь птицы пели. Кто б им помешал?
  Под утро ...если подлинно поется
  все исчезает...: с крыльями уродцы
  по дуплам, и лягушки в камышах.
  Когда молчали птицы, пел ручей.
  И в три ручья текло по свесу крыши.
  Ты голос мой, хоть я тебя не слышу.
  И думается: слышу ли вообще?
  И незаметно подступает: вижу ль?
  
  7
  Мне б усложнить любые дважды два -
  ты разгадаешь, что тому причиной.
  Начнешь с начала века чин по чину -
  и кто тебя отважится прервать?
  Случайный гость поймет: не ко двору.
  И сам найдет обратную дорогу.
  Вор затаится, зверь уснет в берлоге,
  петух забудет крикнуть поутру.
  И время, как собака, в конуру
  забьется - и ни шагу до порога.
  
  8
  Ты промолчи, что клен побагровел,
  и белки от усердия щекасты.
  Покуда снег в бадьях, как известь, гасят
  или разводят, ведрами, как мел -
  молчи. Потом и белый промолчит
  про то, как небо стыло и чернело,
  как дождь с утра строчил по листьям прелым,
  как только совы ухали в ночи,
  как оплывали свечи : ...то и дело.
  
  9
  Вот так сидеть, колени обхватив,
  весь вечер - что нам? чаю да орешков -
  какой бы в люди горький или пешков
  из полутьмы ни высветил пути.
  Пока же к нам сюда дороги нет,
  вернемся, овцы, ко своим баранам.
  Нас сам отыщет поздно или рано
  (а и забудет - ладно) полусвет.
  ...А свет проложен, как вода из крана.
  
  10
  Ты воздух мой. Я знаю эту смесь:
  горячий хлебный дух из хлебовоза,
  пар детских щек, укутанных, с мороза,
  разломы гроз, умерившие спесь.
  Не выходи из легких, удержись.
  Как остаются птицы на зимовку,
  как рекрут плуг сменяет на винтовку.
  Как, смерть поправ, отпочковалась жизнь.
  
  
  --------------------------------------------------
  Ну вот, пока и всё.
  
  Порадуюсь, если мои заметки побудили Вас улыбнуться.
  Порадуюсь ещё больше, если заставили задуматься...
  
  Лю
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"