Недостатков не бывает - бывают несвоевременно проявленные достоинства. Впрочем, и достоинств тоже нет - есть умело приложенные к делу недостатки.
В данном частном случае есть достоинство, умение воспитывать ребёнка, применённое не тогда и не к тому.
Ребёнок (границы точно не назову, но точно сюда входит возраст 1-3 года, но, может быть, и шире, вплоть до 0-12) не умеет говорить, и поэтому ему надо что-то говорить постоянно, задавая образец речевого поведения и нарабатывая словарный запас.
У него недостаточно развита память, поэтому надо постоянно повторять то, что хочешь от него добиться.
Логикой он ещё не владеет, и поэтому упор на эмоции (в том числе на очень сильную эмоцию - любовь к матери - дающую мощный инструмент "Делай, ведь ты мамочку любишь!").
По мере взросления, правда, логика появляется, и используется для выхода из-под контроля, поэтому логические аргументы воспитуемого пренебрегаются. Это мешает использовать и свои логические, поэтому усиливается эмоциональный нажим.
И пока у нас есть объект воспитания - пота поток воздействия направляется на него, где он не вреден, а полезен. А когда ребёнка нет, он вырос или вообще уехал, поток направляется на другого. Если уже пошла "воспитательная секреция", то не "воспитывать" так же больно, как больно корове, которую раздоили и вдруг доить перестали. В большой многодетной семье ребёнок надлежащего возраста и состояния всегда есть, а как все вырастут - старший ребёнок обеспечит внуками. В большом роду можно воспитывать не одних собственных детей, а племянников, двоюродных и троюродных братьев и сестёр. На крайний случай есть сельские соседи.
Малодетная семья (или вовсе бездетная) вкупе с "атомизацией", типичной для города (даже если есть "сообщества по интересам" - тамошних детей, в отличие от родни и соседских, воспитывать никто не позволит) приводит к тому, что этот поток обращается на того, кто уйти не может. На мужа.
При этом есть рациональная форма - "пиление" и иррациональная - "вынос мозга". При рациональной воздействие направлено на то, чтобы заставить сделать что-то полезное и возможное (крышу там покрыть, колодец выкопать), или даже возможное лишь в принципе (добиться повышения зарплаты). То, что это направлено на некую полезную цель, смягчает ощущения объекта воздействия. Он сознаёт, что действительно что-то не сделал, и упрёк хоть отчасти справедлив. Однако это было типично для более традиционного общества, с разделением обязанностей. Поэтому прежде в основном "пилили", а теперь "мозг выносят". "Пилить" по поводу "кран на кухне капает" при наличии сантехника, которого можно найти по Интернету и вызвать по нему же (ну, или по телефону), при этом его услуги, с учётом качества, обойдутся не дороже самостоятельной работы, бессмысленно. Как и по поводу "почему у нас денег нет?" - на что есть ответ "мы поровну зарабатывает и поровну делаем оставшиеся домашние дела, так что попробуй повысить свою зарплату" (вариант - домашним хозяйством занята только жена, разумеется, не невозможен, но в этом случае менее злокачественная форма - "пиление"). И остаётся только беспредметное воздействие, этот самый "вынос мозга". И чем меньше причина, вернее, повод к выносу - тем темпераментнее он производится.
Можно ли как-то с этим бороться?
Варианты - вернуться к многодетной семье или же к семье патриархальной, в которой после выноса мозга женой следует взбучка от мужа - даже если они кому-то кажутся привлекательными, совершенно нереальны. (Тут была очепятка - многоетная семья, но я победил Внутреннего Поручика и исправил пропущенную букву).
Замещение, в виде, скажем, организации женой кружка для детей, куда и будет заземляться воспитательный поток, это очень хороший во всех смыслах вариант - но вряд ли всем доступный.
Низведение мужа до уровня капризного дитяти решает проблемы ценой почти полного обессмысливания его существования.
Какие-то семейные игры, заканчивающиеся по "стоп-слову", как принято в БДСМ? Не уверен, что они безопаснее БДСМ.
Консультации "семейных психологов"? Они полезны. Семейным психологам.
Или, может, есть какой-то простой способ, и я его не вижу?